Трезориум это что такое
«Трезориум»: настоящий Акунин
Если Борис Акунин перечитывает свои книги после того, как дописал, то, перечитав эту, он наверняка бил в ладоши и кричал: «Ай да Акунин-Чхартишвили, ай да молодец!»
Текст: Петр Моисеев
Обложка взята с сайта издательства
Коллаж: ГодЛитературы.РФ (использовано фото Дмитрия Смирнова с flickr.com)
Акунин-Чхартишвили. Трезориум. — М.: Захаров, 2019
Это, наверное, лучшая книга писателя за последние… ну, по меньшей мере, лет пятнадцать: текст сопоставим с тем настоящим Акуниным, который начался с «Азазеля», а закончился примерно на «Пелагии и черном монахе». Даром что принадлежит новый роман к не особо удачной серии «Семейный альбом», в которой ранее вышли аж три книжки, каждую из которых можно прочесть не без интереса — но не более того. «Трезориум» же можно прочесть с наслаждением.
Пересказывать эти истории бессмысленно — их надо читать. Скажу только следующее.
Во-первых, Акунину удалось — впервые — найти баланс между динамичным, энергичным повествованием, к которому его толкает склад таланта, и серьезностью тематики.
«Аристономия», например, в этом отношении напоминала попытку собрать самовар из деталей пулемета: вроде вот они, проблемы «большой» литературы, рассуждения «о главном», но в самый неожиданный момент роман кренился в авантюрную сторону — и тут же автор сурово эту авантюрность комкал и отбрасывал, из-за чего «Аристономия» получалась… комковатой. Совсем по-другому с «Трезориумом»: собственно авантюрности в нем нет, но читается он как приключенческий роман — такой же ритм, такое же напряжение, обрыв глав «на самом интересном месте» и т. д. и т. п.
И наконец, в-третьих, Акунину — и снова чуть ли не впервые — удалась еще одна вещь, к которой он давно стремился: подлинная трагедия с по-настоящему пронзительным финалом.
Раньше такие попытки оставляли неприятный осадок, поскольку события вела к печальной развязке не столько внутренняя логика, сколько воля автора, которая из-за этого казалась несколько садистской. Да и философская мотивировка тех развязок (во «Временах года», например) была весьма расплывчатой: вот в таком, дескать, плохом мире мы живем. В «Трезориуме» все конкретнее и по существу: война и тоталитарные режимы — более чем убедительные причины для того, что происходит на страницах книги. Нет здесь и образов торжествующего зла, которые так подпортили иные произведения Акунина. А главное, что все три основных персонажа до конца остаются людьми и в каком-то смысле даже не терпят поражения, отчего трагическая история не воспринимается как безысходная. Это для Акунина что-то по-настоящему новое.
Трезориум
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 76
Начала читать ознакомительный отрывок, было интересно, затягивало в сюжет. Хотелось узнать, что будет дальше с героями. Купила книгу.
Странное впечатление. Вроде бы и неплохо написано, но как будто не Акунин, а другой автор, намного слабее. Или как будто писалось наскоро, намечалось, а потом так и не развернулось в полноценную книгу. Не могу сравнить со Шпионским романом, например, там эпоха и характеры прописаны ярко, сочно, а здесь как будто ученическое сочинение. И финал – будто автор устал от истории, которую рассказывал, и решил быстренько завершить хоть чем-нибудь. В общем, разочарована, не порекомендовала бы эту книгу.
Начала читать ознакомительный отрывок, было интересно, затягивало в сюжет. Хотелось узнать, что будет дальше с героями. Купила книгу.
Странное впечатление. Вроде бы и неплохо написано, но как будто не Акунин, а другой автор, намного слабее. Или как будто писалось наскоро, намечалось, а потом так и не развернулось в полноценную книгу. Не могу сравнить со Шпионским романом, например, там эпоха и характеры прописаны ярко, сочно, а здесь как будто ученическое сочинение. И финал – будто автор устал от истории, которую рассказывал, и решил быстренько завершить хоть чем-нибудь. В общем, разочарована, не порекомендовала бы эту книгу.
снова идея о воспитании в каждом ребенке уникальной способности – мне это нравится, полностью согласна с Акуниным, так и должно быть. мир был бы совершенно другим. расстроил только финал и его скомканность
снова идея о воспитании в каждом ребенке уникальной способности – мне это нравится, полностью согласна с Акуниным, так и должно быть. мир был бы совершенно другим. расстроил только финал и его скомканность
Абсолютно ожидаемое и классное продолжение цикла Семейный альбом. Это не тот Акунин, что писал Фандорина, он глубже. Автор от одной части серии к другой развивает свои философские взгляды на жизнь, перейдя через личность, семью и государство к теме воспитания детей. Как минимум, стоит того, чтобы прочитать, как максимум – прислушаться. Чхартишвили очень четко расставляет акценты и рисует идеальное сегодня, которое, пусть и недостижимо, но, с помощью автора, становится чуть ближе и понятнее.
Абсолютно ожидаемое и классное продолжение цикла Семейный альбом. Это не тот Акунин, что писал Фандорина, он глубже. Автор от одной части серии к другой развивает свои философские взгляды на жизнь, перейдя через личность, семью и государство к теме воспитания детей. Как минимум, стоит того, чтобы прочитать, как максимум – прислушаться. Чхартишвили очень четко расставляет акценты и рисует идеальное сегодня, которое, пусть и недостижимо, но, с помощью автора, становится чуть ближе и понятнее.
Последнее время стала чаще встречать отрицательные отзывы о произведениях Григория Шалвовича. Не претендую на истину «в последней инстанции». Выскажусь так, как чувствую сама. Лично мне Акунин, как никто другой из авторов, помогает окунуться с головой, даже стать «соучастником» определенной эпохи, а именно конкретного временного исторического среза. Читая факты из уроков истории я не могла прочувствовать переживания людей, была отстранена от их жизни и судеб. Читая Аристоном и Трезлриум, я нахожусь на улицах Петрограда Бреслау, я дышу этим воздухом, чувствую запах гари и дыма, испытываю и переживаю отчаяние живших тогда людей. За это спасибо автору. В этом его великий талант.
Последнее время стала чаще встречать отрицательные отзывы о произведениях Григория Шалвовича. Не претендую на истину «в последней инстанции». Выскажусь так, как чувствую сама. Лично мне Акунин, как никто другой из авторов, помогает окунуться с головой, даже стать «соучастником» определенной эпохи, а именно конкретного временного исторического среза. Читая факты из уроков истории я не могла прочувствовать переживания людей, была отстранена от их жизни и судеб. Читая Аристоном и Трезлриум, я нахожусь на улицах Петрограда Бреслау, я дышу этим воздухом, чувствую запах гари и дыма, испытываю и переживаю отчаяние живших тогда людей. За это спасибо автору. В этом его великий талант.
Борис Акунин продолжает цикл описывающий историю страны через судьбы героев. Желающих развлечения ждёт разочарование. Книга тяжёлая, но оторваться невозможно.
Борис Акунин продолжает цикл описывающий историю страны через судьбы героев. Желающих развлечения ждёт разочарование. Книга тяжёлая, но оторваться невозможно.
Странный финал. Сюжетные линии, которые никуда не ведут. Покупаю Акунина за прошлые заслуги. Честно говоря, ждала большего. Как будто недописанная книга, сырая какая-то. Материал интересный, но не докручен.
Странный финал. Сюжетные линии, которые никуда не ведут. Покупаю Акунина за прошлые заслуги. Честно говоря, ждала большего. Как будто недописанная книга, сырая какая-то. Материал интересный, но не докручен.
Прекрасно. Одна из лучших работ Акунина. Настоятельно рекомендую. Поначалу чуть скучновато, но потом легко идёт. Вообще, это одна из лучших книг серии.
Прекрасно. Одна из лучших работ Акунина. Настоятельно рекомендую. Поначалу чуть скучновато, но потом легко идёт. Вообще, это одна из лучших книг серии.
По моему восприятию я скорее смотрела «Трезориум» как кинофильм каким то внутренним взором, настолько все ярко, выпукло и в то же время лаконично, без «лирических отступлений» и описаний природы и героев. А когда закончила читать книгу – ревела полчаса. Но через годик буду снова перечитывать – «пересматривать».
Рецензии на книгу «Трезориум» Борис Акунин
Акунинский «Януш Корчак»
Прислушивайся к себе, пойми себя. Чего тебе не хватает? В чем твой голод? Где в твоей душе прорехи, откуда сквозит холодом?
Да, известно, что современную молодежь сложно заставить читать научную или даже научно-популярную литературу, ей подавай хлеба и зрелищ. И кто это понимает, тот дает эти зрелища, но в них вкрапляет философскую составляющую, способную вызвать в читателе те потаенные чувства, присущие культурным, думающим и богатым душой людям. Серия «Семейный альбом» тоже один из экспериментов в данном направлении.
Хоть и роман предсказуем, финал получился неожиданным и впечатляющим, в итоге запоминается последнее и я простил автору не до конца раскрытые характеры всех героев (но это стандартные недочеты у автора, потому изначально прощается).
Если вам нравится данная серия, то понравится и эта книга, и неизвестно, какая из имеющихся или последующих книг получится более драматической, ведь каждый период российской истории и как следствие истории российских семей, совершенно необычен и часто до глубины души трагичен.
Ну, что, вчера я ходил в «Дерматориум» (раз в два года превентивно проверяем кожу у соответствующего врача), сегодня прочитал я «Трезориум», а завтра посещу «Аквалаатциум» (бассейн), спасибо Вам, «Публикум» за внимание!
Всех жалко
В части любви к изящным словам и интригующим заголовкам Акунин всё же большой мастер. Он по праву считает беллетристику своим ремеслом, хотя «Трезориум» трудно назвать беллетристикой в чистом виде. Но так уж повелось на Руси, что всё выходящее из под пера создателя Фандорина, становится бестселлером. И это неплохо. При всех претензиях, предъявляемых писателю, он остается одним из самых умных и интересных писателей нашего времени. Тем более ему до фонаря эти претензии. Человек упорно пашет свое поле, мало заботясь, что там говорят.
Закономерно, но написав не один том истории России, а еще и три тома «Семейного альбома» и вроде бы как, разобравшись с тем, кто виноват, автор пришел к вопросу «Что делать?» И не будучи сильно оригинальным, пришел к выводу, что живущие сейчас взрослые люди, мало на что способны. Нужно новое поколение, новые люди. Воспитанные правильно, по науке, открывшие в себе великие таланты (а как известно они есть у всех) люди могут повести за собой человечество к светлому будущему.
В результате перед нами роман-воспитание. Педагогическая поэма 2.0. Цифра условная.
Трезориум (да простим автору любовь к ярким и красивым словам) не что иное, как сокровищница. Сокровищами здесь являются дети, которых один из главных героев романа – пан Данцигер, собрал в особый приют-интернат. Естественно с самыми благими намерениями. Испытать на них свою новую педагогическую теорию. Этой самой теории в романе посвящено немало страниц и даже схем. Вкратце суть такова. Важно, с самого детства определить тип ребенка далее развивать его доминантную способность. Типология весьма хитроумна и запутанна и мне как не специалисту трудно судить о жизнеспособности этих построений.
Другое дело, что всё это происходит во время второй мировой войны, на территории еврейского гетто. История – это сильная сторона Акунина и здесь уже было читать интересней. Вся эта сюжетная линия идет в книге, как выдержки из дневника и называются «Бисерным почерком»
О содержании дневника мы узнаем от, а это уже вторая сюжетная линия, от сына Клобукова, с которым мы уже встречались в прошлых томах. Рэм Клобуков, младший лейтенант попадает на фронт за месяц до Победы. И как раз успевает к штурму Бреслау.
Помимо того, что было просто интересно узнать, как сложилась судьба героев (Бляхин тут есть, но мимолетно, один короткий эпизод), я с удивлением понял, что Акунин хорошо пишет о войне. Не знаю, если ли в планах у писателя эта тема, но мне кажется это было бы сильно. Чувствуется как автор хорошо покован в части тактики, вооружения, географии. И очень яркие получились армейские персонажи, бойцы и офицеры Красной Армии. При этом нет перекоса ни в сторону ура-патриотического описания, ни в штрафбатную чернуху.
Конечно же не обошлось без сильного женского персонажа. И это Таня Ленская. Это уже третья сюжетная линия. Так сказать взгляд изнутри на жизнь по ту сторону фронта. Тем более здесь автор затрагивает такую тему как отношения некоторых представителей Польши к евреям в то время. Темы, которую не принято поднимать обычно. Очень интересная история Ленской и очень симпатичный персонаж. Тем более она поддержала мое отношение к педагогической теории Данцигера, заявив, что профессор умен, но жизни не знает))) Вот такая милая авторская самоирония, что делает только честь Акунину.
Аудиокнига издана на самом высоком уровне. Мало того, что книгу читает мэтр Александр Клюквин, так она еще и прекрасно дополнена музыкой тех лет и вставками сообщений Иформбюро знаменитым левитановским голосом. Слушать одно удовольствие!
Не буду пересказывать содержание, скажу лишь, что сохранена преемственность: одним из главных действующих лиц является Рэм Клобуков, сын того самого Антона Клобукова из предыдущих книжек.
Попробую выделить моменты, которые мне не понравились.
Во-первых, я не уловил взаимосвязи между двумя направлениями произведения. Здесь, традиционно, художественная часть и. назовём её сущностной, потому что как таковой философской уже нет, и оба направления в определённый момент даже пересекаются. Почему взята тема педагогики? Почему трезориум? Как это вяжется с основным сюжетом?
Аллегория встретилась, что человечество 20-го века это глупый и жестокий ребёнок. Мне кажется, это и есть главная мысль. Может быть слишком притягиваю за уши. И выпускники этого самого трезориума призваны вывести цивилизацию на путь истинный.
Во-вторых, мне кажется Акунин ушёл в сторону «Смерти на брудершафт». Такая же лёгкость, тоже война. Но я бы сказал это для данной серии минус. Я ждал глубины и возможности подумать.
Ну и наконец завершение романа мне показалось скомканным. У меня нет претензий к самому сюжету. Но одна линия, Рэма и Татьяны, закрывается скомканно, а развязка другой, связанной как раз с трезориумом, вообще не раскрыта толком, непонятно Как, Чего, Когда. Может быть, эта история всплывёт в следующей книге.
Трезориум
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
«Трезориум» – четвертая книга серии «Семейный альбом» Бориса Акунина. Действие разворачивается в Польше и Германии в последние дни Второй мировой войны. История начинается в одном из множества эшелонов, разбросанных по Советскому Союзу и Европе. Один из них движется к польской станции Оппельн, где расположился штаб Второго Украинского фронта. Здесь среди сотен солдат и командующего состава находится семнадцатилетний парень Рэм.
Служить он пошел не столько из-за глупого героизма, сколько из холодного расчета. Окончил десятилетку, записался на ускоренный курс в военно-пехотное училище в надежде, что к моменту выпуска война уже закончится. Но она не закончилась. Знал бы Рэм, что таких «зеленых», как он, отправляют в самые гиблые места… Ведь их не жалко, с такими не церемонятся. Возможно, благие намерения парня сведут его в могилу раньше времени. А пока единственное, что ему остается, – двигаться вперед вместе с большим эшелоном, слушать чужие истории и ждать прибытия в пункт назначения, где решится его судьба и судьба его родины.
Параллельно Борис Акунин знакомит нас еще с несколькими сюжетами, которые так или иначе связаны с войной и ведут к ее завершению. Не все герои переживут последние дни Второй мировой, но каждый внесет свой вклад в историю СССР и всей Европы…
Если вы любите творчество Бориса Акунина и его серию «Семейный альбом», купите, скачайте или читайте онлайн книгу «Трезориум» в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.
Новый роман Акунина-Чхартишвили из серии «Семейный альбом» («Аристономия», «Другой путь», «Счастливая Россия»). Действие разворачивается в Польше и Германии во время Второй мировой войны.
– Можно ли воспитать нравственного человека без любви? Разве не любовь – основа морали? Вспомните, что писал Лев Толстой о педагогике: «Главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, прежде всего в том, чтобы выработать соответственное нашему времени нравственное учение, построенное на любви и доброте, и поставить его во главе образования». (Не поручусь за точность приведенной цитаты, но смысл ее таков.) Глубокое заблуждение, ответил я. Нравственность нельзя преподать. Многие века учителя и священнослужители пытались это делать. Не работает! Нравственности нельзя научить по учебнику, по Библии или по Талмуду. Человек должен прийти к этой сумме убеждений сам, иначе она останется для него абстракцией. Главная задача воспитания заключается совершенно в другом: научить ребенка быть взрослым. Это и есть суть нравственности. Люди умиляются на детей: какие они трогательные, забавные, неловкие, наивные. Эта снисходительность на подсознательном уровне объясняется очень простой причиной: маленький человек слаб и не представляет опасности. Точно так же все умиляются на пушистого тигренка с его смешными зубками и коготками, но никто не умиляется на тигра. Как только ребенок дорастает до возраста, в котором он может представлять хоть минимальную опасность (например, пульнуть из рогатки), умиляться им сразу перестают. Меня еще на педагогическом факультете учили, что в детском саду к малышу нужно относиться, как к щенку. Он хорошенький, славненький, хочется его гладить и баловать, но делать этого ни в коем случае нельзя – нужно его дрессировать, иначе получишь глупую и кусачую собаку. Педагог должен относиться к ребенку как к заготовке будущей личности, как к недочеловеку. Ведь что такое природная нравственность ребенка, с которой он является на свет? Если оценивать ее по нормальным социальным меркам, маленький человечек – настоящий монстр. Он предельно и бесстыдно эгоистичен, глуп, неряшлив, лишен всякой эмпатии и так далее и так далее. Представьте себе на минуту тридцатилетнего или сорокалетнего человека, который из любопытства отрывает крылья у стрекозы, или требует немедленно дать ему всё, что он захочет, или лупит кого-то лопатой в песочнице. Я полностью разделяю точку зрения, впервые сформулированную еще в античности: Зло – это детскость, а Добро – взрослость. Детскость – это зацикленность только на своих желаниях и потребностях, вечное «дай», полная асоциальность и абсолютная безответственность, то есть точный портрет архетипического злодея. В то же время настоящая взрослость – это добровольное самоограничение и ответственность, жертвенность и альтруизм, терпимость и способность к пониманию, умение прогнозировать последствия своих поступков. Правильное воспитание – это когда изначальное нравственное чудовище постепенно делается лучше. То есть взрослее
– Можно ли воспитать нравственного человека без любви? Разве не любовь – основа морали? Вспомните, что писал Лев Толстой о педагогике: «Главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, прежде всего в том, чтобы выработать соответственное нашему времени нравственное учение, построенное на любви и доброте, и поставить его во главе образования». (Не поручусь за точность приведенной цитаты, но смысл ее таков.) Глубокое заблуждение, ответил я. Нравственность нельзя преподать. Многие века учителя и священнослужители пытались это делать. Не работает! Нравственности нельзя научить по учебнику, по Библии или по Талмуду. Человек должен прийти к этой сумме убеждений сам, иначе она останется для него абстракцией. Главная задача воспитания заключается совершенно в другом: научить ребенка быть взрослым. Это и есть суть нравственности. Люди умиляются на детей: какие они трогательные, забавные, неловкие, наивные. Эта снисходительность на подсознательном уровне объясняется очень простой причиной: маленький человек слаб и не представляет опасности. Точно так же все умиляются на пушистого тигренка с его смешными зубками и коготками, но никто не умиляется на тигра. Как только ребенок дорастает до возраста, в котором он может представлять хоть минимальную опасность (например, пульнуть из рогатки), умиляться им сразу перестают. Меня еще на педагогическом факультете учили, что в детском саду к малышу нужно относиться, как к щенку. Он хорошенький, славненький, хочется его гладить и баловать, но делать этого ни в коем случае нельзя – нужно его дрессировать, иначе получишь глупую и кусачую собаку. Педагог должен относиться к ребенку как к заготовке будущей личности, как к недочеловеку. Ведь что такое природная нравственность ребенка, с которой он является на свет? Если оценивать ее по нормальным социальным меркам, маленький человечек – настоящий монстр. Он предельно и бесстыдно эгоистичен, глуп, неряшлив, лишен всякой эмпатии и так далее и так далее. Представьте себе на минуту тридцатилетнего или сорокалетнего человека, который из любопытства отрывает крылья у стрекозы, или требует немедленно дать ему всё, что он захочет, или лупит кого-то лопатой в песочнице. Я полностью разделяю точку зрения, впервые сформулированную еще в античности: Зло – это детскость, а Добро – взрослость. Детскость – это зацикленность только на своих желаниях и потребностях, вечное «дай», полная асоциальность и абсолютная безответственность, то есть точный портрет архетипического злодея. В то же время настоящая взрослость – это добровольное самоограничение и ответственность, жертвенность и альтруизм, терпимость и способность к пониманию, умение прогнозировать последствия своих поступков. Правильное воспитание – это когда изначальное нравственное чудовище постепенно делается лучше. То есть взрослее
Хотел кинуться к выходу, но испугался, что не успеет добежать,
Борис Акунин: Трезориум
Здесь есть возможность читать онлайн «Борис Акунин: Трезориум» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. год выпуска: 2019, ISBN: 978-5-8159-1568-8, издательство: ООО «ЛитРес», категория: Историческая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Трезориум: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Трезориум»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Борис Акунин: другие книги автора
Кто написал Трезориум? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
Трезориум — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Трезориум», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Текст печатается в авторской редакции, орфографии и пунктуации
Рэм всё думал о разговоре с пожилым капитаном.
Ночью не спалось. Вышел в тамбур — не покурить, а просто побыть одному. Все-таки здорово устал от того, что много месяцев подряд днем и ночью вокруг полно народу. В эшелоне даже хуже, чем в казарме. Все друг у друга на голове, и никуда не денешься. И ведь это еще не теплушка, а вагон для комсостава, настоящий плацкарт.
Стоял в темноте, наслаждался покоем. Стучали колеса, лязгали вагонные буфера, за черным стеклом ползли редкие огоньки — и никого. Ни голосов, ни сонного сопения, ни храпа.
Но скоро одиночество закончилось. Появился капитан из соседнего отсека. Сильно немолодой, лет сорока. Сел в Бресте, все время помалкивал, а тут заговорил. Оно и понятно. Странно находиться вдвоем в тесном железном ящике, да еще ночью, и не перемолвиться словом.
Сначала капитан расстроился.
— Вы не курите? А я вижу, вышел кто-то. Думал огонька одолжить. Зажигалка у меня чего-то…
Рэм поднес ему спичку. Осветилось мятое лицо с вытянутыми в трубочку губами, блеснули сощуренные глаза.
— А, младшой с верхней боковой. Из вузовцев? — спросил капитан, переходя на «ты». — Товарищи твои — совсем сад-ясли, а ты вроде постарше. Где учился, студент?
Слышать это было приятно, но Рэм с восьмого класса придерживался твердого правила: не изображай из себя то, чем не являешься.
— Нигде пока. Я в прошлом мае закончил десятилетку, и сразу в училище. Война закончится — поступлю. На физико-математический.
— Я в техникуме математику преподавал! Основательная наука. Молодец, правильный выбор.
То-то лицо интеллигентное, подумал Рэм. И раз уж попался собеседник, с которым можно нормально поговорить, стал рассказывать, что его больше интересует физика, а именно физика космических полетов, потому что сумма технических знаний человечества уже сейчас делает навигацию в безвоздушном пространстве практически возможной и, когда после войны высвободятся научные кадры, ракеты обязательно полетят на Луну, а может быть и дальше. Главным событием двадцатого века будут не мировые войны, а прорыв человечества в космос. Как же в этом не поучаствовать?
Капитан послушал-послушал, удивленно покачал головой:
— Россия-матушка. Что с ней ни творись, а умненькие мальчики всё воспроизводятся, поколение за поколением. Лупит вас эпоха, начисто выкашивает, а вы снова прорастаете, непонятно откуда. Из литературы, что ли? Пети Ростовы, Володи Козельцовы. Вот по тебе видно, что ты книжек много читал, того же Толстого. Если ты собрался на Луну лететь, на кой тебя в училище понесло? В конце-то войны.
Про Толстого было правдой, Рэм даже удивился. Петя Ростов — ладно, «Войну и мир» в школе проходят, но «Сева стопольские рассказы» были прочитаны только что. Отец в письме посоветовал. Написал, что читал эту книгу в двадцатом году, перед фронтом. Она единственная, хоть сколько-то передающая правду войны. Там прапорщик Козельцов, добровольно отправившийся воевать, говорит: «Все-таки как-то совестно жить в Петербурге, когда умирают за отечество». Капитан, наверно, имел в виду это.
Стало немного обидно. Захотелось ответить по-взрослому. Честно. Показалось, что с этим капитаном можно.
— Я не из какого-то глупого героизма, я по расчету, — сказал Рэм и достал из пачки последнюю папиросу, чтобы подержать солидную паузу, пока раскурится. — … Подумал, исполнится восемнадцать — все равно призовут, рядовым. А после десятилетки берут на ускоренный курс военно-пехотного училища. Во-первых, выйдешь офицером, а во-вторых, это восемь месяцев учебы. Глядишь, война закончится. Прошлым летом, когда немцы всюду драпали, казалось, скоро уже.
— Умненький-то ты умненький, но рассчитал хреново. Сделал большущую ошибку. Может стоить жизни. «Скороварки» для того и заведены, чтобы быстренько сварить картоху в мундире — и на стол.
Скороварку Рэм видел, когда дневалил на кухне: здоровенный котел с герметичной крышкой, в нем варили крупу на всю роту.
— Так на фронте называют твои ускоренные курсы. Ты в училище фронтовиков много видел?
— Мало. Троих только. И те недоучились.
— Правильно. Потому что дураков нет. Вашего брата зеленого младлея рассовывают в самые гиблые места. Своих, кого знают, берегут, а чужих не жалко — фронтовой закон. Вот увидишь: когда будешь получать назначение, тебе кадровик в глаза смотреть не станет. И живого слова от него ты не услышишь. Потому что младлей из пополнения — скоропортящийся продукт… Эх, парень, парень, устроил ты себе… — Капитан махнул в темноте папиросой — будто прочертил огненную черту. — Надо было спокойно призыва дожидаться. Тебе когда восемнадцать стукнуло?