Тревел шоу это что такое
Как Туту.ру выпустил два сезона уникального тревел-шоу на ТВ за бюджет разработки одного рекламного ролика
Меня зовут Сергей Антонов, и я занимаюсь коммуникациями в Туту.ру. Хочу поделиться с вами историей о том, как мы думали сделать рекламную кампанию, а стали со-продюсерами ТВ-шоу.
В итоге получился эксклюзивный контент, который по степени вовлечения целевой аудитории превосходит все, что мы когда-либо выпускали, включая коллаборацию с «Орлом и Решкой».
В прошлом году мы провели ребрендинг, определившись с ключевыми атрибутами, на которых держится бренд Туту.ру. Я сейчас говорю не просто про обновление фирменного стиля, как многие понимают слово ребрендинг (про этот проект можно почитать здесь), а про полноценное переосмысление нашего позиционирования в долгосрочной перспективе. Мы очень четко сформулировали, что Туту.ру — это, в первую очередь, IT-компания, работающая в сфере путешествий. А раз так, то в сфере маркетинга на первый план вышла задача создания имиджа технологичной, прогрессивной, современной IT-компании.
Это довольно серьезное изменение относительно восприятия бренда, сформировавшегося за 15 лет. Люди привыкли видеть в Туту.ру в первую очередь просто билетную кассу онлайн и сервис предоставления информации о расписаниях. В настоящее время сервисом Туту.ру пользуется более 20 млн уникальных посетителей ежемесячно. Однако, проведенные количественные исследования показали, что относительно небольшой процент аудитории воспринимает нас в качестве технологичной компании. Нам предстоит это исправить.
Описывая желаемый характер бренда, мы не могли пройти мимо такого понятия, как «гики». Это люди, которые по-настоящему увлечены разными аспектами жизни — от научной фантастики, мира фэнтези, комиксов, компьютерных игр и анимации до технических новинок, современных гаджетов и научных выставок. Одним словом, это думающая, технически образованная и активная прослойка общества. При этом они активно путешествуют и первыми используют технические инновации. Очень часто именно такие люди становятся «проводниками» технологических решений и инновационных сервисов к массовому потребителю. Нам эта аудитория очень важна как в качестве потребителей услуг сервиса Туту.ру, так и в качестве потенциальных сотрудников. Да, чего греха таить, в нашем офисе работает немало классных ребят, которые полностью подходят под это определение, и все, кто приходит к нам в офис, сразу чувствуют, что попали в современную IT-компанию.
Соответственно, была сформулирована одна из задач коммуникации: вовлечь вышеописанную аудиторию в долгосрочный содержательный контакт с Туту.ру путем создания интересных историй, которые помогут построить желаемое восприятие бренда.
Первая мысль создать собственное ТВ-шоу появилась на бизнес-завтраке телеканала 2х2. Мы сидели с ребятами из Газпром-Медиа и креативным продюсером канала Ниной. Обычно на таких тусовках разговоры очень формальные и сухие: про рынок, инфляцию, рекламные форматы, KPI и бюджеты. Мы же сразу начали обсуждать «гиков» как целевую аудиторию. Нина рассказывала про то, какие современные и интересные люди приходят на всевозможные праздники и вечеринки, которые устраивает канал. Про их увлечения новыми технологиями, косплеем, компьютерными играми, фэнтези, настолками, современными гаджетами — короче, любыми поводами получить нестандартный, яркий и насыщенный жизненный опыт. Чем больше я слушал, тем больше понимал, что это и есть портрет той аудитории, которой так не хватает Туту.ру.
Однако, просто прийти на канал, где сидит ЦА, и разместить там рекламные ролики показалось не самой эффективной идеей. Всем понятно, что люди не любят, когда их «долбят» стандартной рекламой, однако, бренды почему-то продолжают упорно ее делать. У нас в компании есть принцип — добиваться большего меньшими средствами. Соответственно, мы не хотим просто покупать стандартную рекламу, так как это дорого и неэффективно. Мы хотим не купить, а заслужить внимание и любовь конкретной аудитории и верим, что это можно сделать лишь двумя вещами:
Вот из этих соображений и родилась дерзкая мысль потратить наш скромный рекламный бюджет. не на РЕКЛАМУ. Мы решили, что лучше попробуем на эти деньги сделать яркий и нестандартный контент о путешествиях. Ведь, действительно, на ТВ существует уже куча всяких тревел-шоу, и все они какие-то одинаково мейнстримные. А вот для гиков специального шоу нет.
Так появилась идея сделать шоу о путешествиях в крупные мегаполисы, но не по набившим оскомину достопримечательностям, а по «местам гик-силы». Хотели показать людям, где и как в их путешествиях можно реализовать свою страсть, которую я описал выше. Где можно встретить единомышленников, получить незабываемый опыт и привезти из путешествия незамыленные воспоминания.
Уже на следующий день ребята из 2х2 и Газпром-Медиа приехали к нам в гости на первую встречу по проекту. Она скорее напоминала посиделки друзей, увлеченных общей игрой. Мы просто болтали про то, что нам самим было бы интересно смотреть про путешествия. И с точки зрения контента, и с точки зрения визуального оформления. Все показывали друг другу в Youtube какие-то референсы того, что они считают прикольным и современным. В этом разговоре родилось несколько краеугольных камней, которые определили формат шоу.
Когда работаешь над проектом, который действительно заводит всю команду, то любой материал все пытаются сделать максимально ярко. Вот, например, как выглядело описание концепции во внутренней презентации:
Секреты тревел-шоу: что скрывается от зрителей за камерой
Разрушителем мифов быть не всегда приятно, но иногда полезно. В наше время, когда для того, чтобы путешествовать, не обязательно выходить из дома, огромную популярность стали набирать тревел-шоу. Передачи рассказывают и показывают во всех красках удивительнейшие уголки всего света: от Антарктиды до самых жарких стран. Но мало кто знает, что на самом деле скрывается за камерой оператора и сколько подводных камней имеют такие шоу. Сегодня мы раскроем все карты популярных передач о путешествиях.
Огромное количество лишних и отвлекающих моментов
Нередко мы видим на экранах такие сцены, когда ведущего кусают опасные животные или насекомые, кто-то из съемочной группы, а иногда и сам ведущий ругаются с местными жителями. В такие минуты зритель максимально сопереживает всему, что происходит по ту сторону экрана. На самом же деле, большинство из таких сцен заранее продуманы и прописаны сценаристами. Такие кадры выступают в роли развлекательных и отвлекающих от сути маневров.
Экономия не всегда в плюсе
Ни один ведущий не признается, что он болел несколько дней после отравления уличной едой или выводил вшей, которых подцепил где-то в хостеле. По телевидению экономия должна выглядеть максимально удобно, на самом же деле, большинство путешественников не советуют останавливаться в самых дешевых хостелах, пусть даже и в цивилизованной Европе.
Реальность отличается от снятой картинки
Прежде чем показать ту или иную достопримечательность, на место съемок выезжают продюсеры со всей съемочной командой, чтобы удачно подобрать кадр с опытным оператором, договориться о проведении съемки передачи с местными жителями (если это требуется). Многие начинающие путешественники, к сожалению, сталкиваются с разочарованием, приезжая в места, красивую картинку которых они часто видели с экранов телевизора.
Реклама — зло
Зачастую бюджет, выделяемый для съемок проекта, небольшой, за счет этого приходится сотрудничать с массой рекламодателей, которые, конечно же, хотят, чтобы рекламы их продукции было как можно больше. Из-за этого сильно страдает зритель, который может поверить в то, что искусно прикрывается всего лишь хорошим маркетингом. К счастью, в последнее время стали появляться передачи, которые постепенно уходят от большого количества рекламы, показывая жизнь путешественников такой, какая она есть.
Стоимость часто неправдоподобна
Это вполне очевидно: процесс съемок небыстрый, иногда он занимает несколько месяцев. В то время, когда передача выходит в свет, многие ценники на услуги или проживание сильно меняются. Поэтому совет всем путешественникам: не верьте всему, что говорят с экранов, а лучше проверяйте на официальных сайтах отелей или музеев, куда вы собираетесь отправиться.
5 тревел-шоу, которые рассказывают о путешествиях по-новому
Что интересного можно узнать из бесед Урганта и Познера, какое отечественное шоу нужно смотреть в первую очередь и как узнать о кухне разных народов мира с помощью Гордона Рамзи.
Программы о путешествиях — отличный способ наглядно узнать, как живут люди в других странах, особенно сейчас, когда закрыты границы. Куда сходить, на что посмотреть, на фоне чего сделать селфи — все это мы неоднократно видели и слышали.
Составили подборку нетипичных тревел-шоу, которые рассказывают нам о людях и их жизни.
Путешествия Познера и Урганта
«Путешествия Познера и Урганта» — дуэт самых известных российских телеведущих. Вдвоем они колесят по странам вот уже почти 15 лет. Первый сезон цикла документальных фильмов вышел в 2006 году.
К слову, первый сезон программы «Одноэтажная Америка» посвящен США. Обязателен к просмотру даже тем, кто никогда не планирует ехать в штаты. Их фильмы — это не банальный гид по достопримечательностям и популярным среди туристов местам, а скорее исследование страны изнутри. Прежде всего, Познер и Ургант рассказывают о жителях той или иной страны, их ментальности и образе жизни.
Ведущие стремятся понять что такое «американская мечта», и как же устроена жизнь там за океаном. Познер блестяще берет интервью, как у известных личностей, так и обычных людей. Фишкой программы является то, как ведущие непринужденно обсуждают увиденное за рулем авто, словно беседуют вне камер. Вслед за США также вышли фильмы про Францию, Великобританию, Италию, Испанию, Германию и Израиль. На данный момент съемки продолжаются.
Salem Kazakhstan
Salem Kazakhstan — это отечественный документальный телепроект, в котором рассказывается о ведении бизнеса в Поднебесной. Ведущим является журналист Данил Москаленко. Транслируется программа на телеканале о бизнесе Atameken Business, а также доступна на YouTube-канале Atameken Business News.
Программа Salem Kazakhstan рассказывает о бизнес-возможностях в Китае. Герои программы — обычные казахстанцы, представляющие самые разные профессии. Они узнают и исследуют опыт бизнесменов соседней страны.
Кроме этого, герои программы принимают участие в переговорах, знакомятся с людьми, работающими на различных высокотехнологичных объектах Китая. К примеру, на автоматизированном складе, где используются новейшая роботизированная техника.
Также в программе китайские предприниматели, которые смогли заработать внушительное состояние на онлайн коммерции и других сферах, делятся своими взглядами о том, как развить бизнес-контакты с Казахстаном.
За кадром с Марком Подрабинеком
«За кадром с Марком Подрабинеком» — шоу, основная идея которого заключается в том, что профессиональный фотограф должен снять 10 фотографий, которые максимально могли бы рассказать о том или ином месте.
Подрабинек отправляется в увлекательное путешествие на одну неделю. Ему нужно найти места и героев, которые характеризуют страну и в то же время живописны и уникальны. В процессе этих самых поисков ведущий делится мнением об увиденных красотах и в целом о своих впечатлениях от путешествии.
Этот проект отличают оригинальность концепции и харизма ведущего. Транслируется шоу на телеканале «Моя планета».
Большой побег Гордона
«Большой побег Гордона» — это не только тревел, но еще и кулинарное шоу. Знаменитый британский шеф-повар Гордон Рамзи отправляется в большое путешествие по далеким странам — Индии, Таиланду, Камбодже, Малайзии и Вьетнаму.
В эти страны повар отправляется для того, чтобы усовершенствовать свои навыки кулинарного ремесла. Путешествия Гордона сопровождаются незабываемыми гастрономическими впечатлениями и традициями разных культур.
Он с неподдельным удовольствием участвует в экстремальных мероприятиях, пробует самые экзотические и необычные блюда, а также узнает огромное количество кулинарных секретов от местных жителей. Первая серия программы рассказывает о визите Рамзи в Индию, куда он приезжает впервые и где исследует кулинарные традиции страны. Все серии шоу доступны на YouTube.
Курс выживания с Беаром Гриллсом
«Курс выживания с Беаром Гриллсом» — популярное британское реалити-шоу о выживании в диких условиях. В первом сезоне команду, состоящую из знаменитостей, отправляют в опасную и суровую экспедицию в джунгли Коста-Рики. В невероятном путешествии по тропическим зарослям герои реалити-шоу столкнутся с тем, что ранее видели только в фильмах: преодоление шумных водопадов и стремительных порогов, а также борьба с трясиной и поедание скорпионов и крыс.
Во втором сезоне уже новая группа летит в далекую Южную Африку. Ведущим шоу является известный путешественник Беар Гриллс: он не понаслышке знает, что такое жизнь вдали от цивилизации, где ты оказываешься лицом к лицу с экзотической природой.
А вот неопытным участникам экспедиций предстоят испытания, которых у них еще не было. Но пока они даже не представляют, на что подписались. Программа доступна на YouTube.
Форматы и жанры телевизионной трэвел-журналистики
В этом разделе учебного пособия мы познакомимся с теми форматами и жанрами, с помощью которых в современном телевизионном контенте обеспечивается присутствие такого тренда как трэвел-журналистика.
Телевизионные программы постоянно эволюционируют, подстраиваясь под потребности аудитории. Понятия «жанр» и «формат» являются основополагающими при изучении телепрограммы. Формат определяется В. Л. Цвиком как рыночный договор между продюсером и зрителем, тогда как жанр – это «негласный договор между автором и зрительскими ожиданиями»[141]. Элементы, составляющие контент программы, должны принадлежать к какому-либо жанру, а стиль подачи и последовательность этих элементов будут определять формат. Так, мультижанровость лежит в основе формата современной трэвел-программы.
Ранее формат представлял только технические параметры, такие как способ передачи сигнала и хронометраж. Сегодня же формат обрел качественные характеристики. Формат представляет собой художественную концепцию программы, включающую элементы ее практической реализации: сценарный план, сюжетную линию, поведение ведущего, музыкальное сопровождение. Кроме того, в список включается название программы, краткое описание, целевая аудитория, бюджет и другое. Получается, «формат определяет для программы все те внешние признаки и качества, которые отличают ее от других»[142]. Также под форматом понимают описание телепрограммы при продаже лицензии на ее воспроизводство в других странах.
Развитие интернета и информационных технологий привнесло новые форматы на телевидение, в частности, затронуло и трэвел-журналистику. Появление пользовательской журналистики привело к тому, что многие люди размещают собственные материалы о путешествиях в различных социальных сетях. Кроме того, пользователь может комментировать и ставить оценку материалам профессиональных трэвел-журналистов, среди которых особенно много фрилансеров и блогеров. Понятие «формат» эволюционировало.
Рассмотрим формат трэвел-программы «Планета без предрассудков». Это проект российского телеканала о путешествиях «Моя планета», автором и ведущим которого является журналист Ирина Бажанова. Программа выходит в эфир с 2011 года, ее хронометраж составляет 25-27 минут. Целевая аудитория – люди всех возрастов, увлекающиеся путешествиями. Официальное описание телепрограммы: «Самая жизнерадостная ведущая «Моей Планеты» Ирина Бажанова путешествует, чтобы познакомиться с необычными традициями мира. Ирина готова к экспериментам, эпатажу, позитивной провокации, ею движет жажда новых, острых ощущений»[143]. Ведущая в проекте – олицетворение позитива, которая избавляется сама и избавляет других от всяческих предрассудков. Программу отличает положительный настрой и обаяние ведущей, с которой виртуально можно объездить целый мир. Ирина Бажанова большую часть программы общается с местными жителями, которые демонстрируют иногда странные и смешные ритуалы и обычаи. Ведущая учит аудиторию смотреть на мир шире, ведь у каждой народности своя культура и традиции. Кроме того, ведущая с легкостью оперирует увлекательными фактами, разрушающими сложившиеся стереотипы.
«Телевизионные форматы постоянно находятся в состоянии переформатирования и заимствования признаков, приемов и методов воздействия из других зрелищных искусств, жанр же более статичен»[144]. Жанр – это исторически определившийся тип отображения действительности, находящийся в постоянном процессе развития, в котором объединяются устойчивые общие закономерности, черты и свойства произведения. Жанр характеризуется общностью стилистических, структурно-композиционных и содержательно-формальных признаков. Кроме того, жанр представляет совокупность приемов, используемых для завершенного вида телепрограммы.
Современная трэвел-программа представляет гибрид жанров, поэтому невозможно с точностью определить ее принадлежность к определенному жанру. Тот или иной аспект, присущий определенному жанру может доминировать, определяя поведение и способ повествования ведущего, структуру построения программы. Трэвел-программа передает культурные и национальные различия посредством общения с местным населением. В зависимости от намерений автора определяется характер программы.
Мы уже отмечали, что протоформой современных телепроектов о туризме и путешествиях в ХХ веке стали документальные фильмы. С первых опытов по фиксированию движущегося изображения на пленке тема путешествий, знакомства с прежде невиданным и необычным стала едва ли не основной темой кинематографа. Как мы помним, первые опыты были исключительно документальными. Поэтому многое из того, что было зафиксировано документальным кино в мире, можно отнести к трэвел-фильмам. В его основу поставлены реальные места, события, персоны. Документальный трэвел-фильм представляет презентацию о странах и жителях, о географических и исторических фактах. В таких программах, в основном, выбирают известного и авторитетного человека. Широко известны такие примеры хроникально-документальных съемок, как прибытие переселенцев в Нью-Йорк в начале прошлого века. Или хроника парадных выходов семьи российского императора Николая Второго.
Сегодня можно утверждать, что задачи документальной кинопродукции на тематическом направлении трэвел-сюжетов практически не изменились. Журналист показывает настоящую жизнь окружающего мира без своего вторжения в это пространство. Очевидцы событий, эксперты, местные жители – главные участники такого фильма (программы), благодаря которым зритель воспринимает замысел всей картины. Главная задача здесь – просветить и информировать аудиторию. Журналист обращается к зрителю как к познающему субъекту, поэтому акцент документальной передачи строится на образовательной информации.
Наглядным примером может служить двухсерийный документальный фильм журналиста Михаила Кожухова «Севморпуть. Дорога во льдах», выпущенный в эфир на канале «Россия» в 2015 году. Вместе со съемочной командой, ведущий показывает телезрителю первозданную Арктику – от Мурманска до мыса Дежнева на Чукотке. В трэвел-фильме поставлены вопросы о состоянии северных земель на тот момент, об изменении жизни коренного народа.
Ранее на этом канале транслировался проект режиссера Юрия Соколова «Россия: гений места» с ведущими Владимиром Мединским и Екатериной Федотовой. Два года занял весь съемочный процесс, в результате которого было смонтировано 12 выпусков документального фильма. Замысел проекта сосредоточен на исторических местах России, которые имеют значимость в культуре страны.
Как мы убедились, в документальном формате телепрограммы о путешествиях главная задача автора состоит в том, чтобы обучить и информировать зрителя. В программе используется архивная съемка, реконструкция событий и фотографии, ведущий оперирует географическими и историческими фактами. Он соединяет в единое целое элементы истории, статистики, естественных наук. Важнейшей задачей является именно это соединение, нужно правильно построить собранные сведения. В познавательной передаче необходимо умение правильно соотнести научную информацию с общеизвестными фактами, подкрепив их примерами, для легкости восприятия телезрителем.
Нередко привлекается метод персонификации информации: ведущий программы является известной и авторитетной персоной, обладающей глубокими познаниями в определенной теме, например, исторической. Для особой достоверности могут привлекаться эксперты и местные жители, которые помогают разобраться в поставленной проблеме. Диалог придает документальность путешествию: он играет определенную роль в развитии сюжета, передает настроение героев. «Так называемое профессиональное чутье помогает журналисту «нащупать» у человека его преобладающие интересы, увлечения, наболевшие вопросы»[145]. Обычно тематику трэвел-программы документальной формы составляют исторические, литературные и анималистические передачи.
Трэвел-репортаж является следующим элементом в телевизионной журналистике о путешествиях, который выполняет культурно-просветительскую функцию в массмедиа. Вид такого репортажа – тематический, требует особого подхода: сценарная подготовка, интересная последовательность кадров, любопытные и увлекательные сведения. Через репортаж журналист обращается к социальным, культурным проблемам. Репортаж о путешествиях отличается от обычного тем, что в нем активно выражена авторская позиция, эффект присутствия, общественная значимость и актуальность.
Репортаж характеризуется динамикой повествования, так как в трэвел-программе часто происходит смена объектов съемки. Работая в данном жанре, ведущий имеет возможность оперативно сообщить о событии, свидетелем или действующим лицом которого он стал. События и факты оцениваются ведущим так, что зритель видит происходящее его глазами. Отбор фактов зависит от типа репортажа: в событийном, например, показывают Рождество в Нью-Йорке с нарядными рынками и счастливыми жителями, в проблемном – рассказывают о нелегалах в Париже. Репортаж о путешествии отличается от информационного репортажа тем, что речь ведущего полна образных сравнений, оценок и познавательных фактов. Элементы рассматриваемого жанра содержатся практически в каждой трэвел-программе, как в России, так и в США. Наиболее яркими представителями жанра можно считать программы «Человек мира» и «Орел и решка. Шопинг» российского производства, «Дикие блюда» и «Выжить любой ценой» – американского.
В теории журналистики репортаж принято считать методом наблюдения над окружающим пространством, которое отражается в тексте. Цель его – создать у аудитории эффект присутствия при события, в определенном месте, в определенное время. Для достижения подобного эффекта журналист должен, как минимум, соблюдать два правила. Первое – крайне желательно самому быть свидетелем происходящего. Второе – использовать узнанные из достоверных источников или от внушающих доверие свидетелей подробности. Вопрос целеполагания в подобной творческой ситуации очевиден.
Стоит сказать особо о таком виде формата как трэвел-шоу. Он представляет собой развлекательную журналистику, которая в последние годы набирает популярность в России. Очевидно ясно, что подобные телешоу представляют собою развлекательный нейтральный жанр с преобладанием музыки и изображения, часто с обилием рекламы. Такие программы лишены аналитики, их главные функции – рекреационная и познавательная.
В трэвел-программе выражена авторская позиция, поскольку ведущие являются проводниками для зрителя по различным уголкам страны и их участие в ней неоспоримо. Ведущий обращается к людям по ту сторону экрана как к друзьям, которые желают знать о мире туризма. В трэвел-шоу часто используется юмор, чтобы расположить аудиторию к просмотру. Здесь мы отмечаем такое важное свойство трэвел-журналистики как принадлежность к сфере досугова. Она очевидно способствует удовлетворению любопытства и релаксации.
Задача развлекательного формата трэвел-передачи: отвлечь и развлечь зрителя. Ход самого путешествия и форма его подачи должны доставлять удовольствие телезрителю. Это делается с помощью показа необычных, иногда провокационных кадров, интересных и шокирующих фактов, важное место занимает юмор. Для развлекательной программы характерна драматизация сюжета, которая превращает произведение в шоу, и имитация спонтанности, когда прописанные в сценарии текст и действия ведущих реализуются в режиме реального времени. В некоторых случаях журналисты используют видео из Интернета, ведь, как известно, блогеры обгоняют СМИ по оперативности. Также присутствует общение с местным жителями: «разговорить человека» – это значит вызвать у него живой интерес к предмету беседы и расположение к собеседнику. К таким программам чаще относят специализированные передачи о путешествиях.
Например, программа «Неспокойной ночи» с одним из ведущих канала о путешествиях «Моя планета» Артемом Хворостухиным. Концепция трэвел-шоу заключается в том, что телеведущий путешествует по мегаполисам различных стран в ночное время суток. Вместе с энергичным ведущим телезритель попадает в непривычную обстановку, поскольку сможет увидеть особенности времяпрепровождения местных жителей ночью и окружающую их обстановку. На протяжении программы Хворостухин показывает местность, доходчиво передает информацию через призму своего собственного восприятия.
Циклы телевизионных передач в трэвел-журналистике освещают исторические, географические, этнографические, культурологические вопросы. Они напрямую связаны с форматом передвижения по различным континентам. Цикл на телевидении, как предполагает, организацию материала на определенную тему в конкретном формате. Например, документальный цикл передач «Русский след» с ведущим Алексеем Никулиным представляет проект об экспедиции съемочной группы в поисках артефактов, свидетельств и иных доказательств об исторических местах. Этот цикл передач является одновременно расследованием и приключением, поскольку на пути ведущего возникает множество преград и загадок.
Документальный фильм и образовательная программа являются популярными жанрами на телевидении. Чаще такие трэвел-программы снимают в форме многосерийного фильма или сериала, так как данная форма повествования дает возможность автору нарабатывать материал в течение длительного наблюдения. Автор располагает достаточным количеством времени для того, чтобы детально и глубоко исследовать проблему. Проект «Одноэтажная Америка» может послужить примером данного жанра на российском телевидении. На американском телевидении элементы рассматриваемого жанра можно обнаружить в программе «Сибирская рулетка». В каждой из данных телепрограмм существует проблема, которую решают авторы на протяжении всего сериала. Так, в программе «Одноэтажная Америка» ведущие сравнивают современную Америку и Америку 30-х годов, а в «Сибирской рулетке» рассказывают об образе жизни лесорубов в России. В цикле программы тоже посвящены одной проблеме, но у цикла обязательно есть своя сформировавшаяся аудитория, так как программа выходит в эфир в одно и то же время. Примером может послужить проект «Россия. Гений места».
Потребительский формат (консультационный) трэвел-программы предполагает акцент на обращении к зрителю как к потребителю туристических услуг. Задача автора и журналиста – создать образ страны, «познакомить читателя с незнакомой ему реальностью, создав эффект будто бы увиденного своими глазами»[146]. Большая роль отведена импровизации для того, чтобы зритель мог себя почувствовать на месте ведущего. Это готовая рекламная инструкция по применению: куда поехать, зачем поехать, что посмотреть, что купить. Происходит бытовизация телевизионной реальности. Ведущий вдохновляет на путешествие, дав необходимую информацию, при этом развлекая телезрителя. Демонстрируются пейзажи, жизнь местного населения, даются практические советы относительно выбора развлечения и кухни – это информационные сюжеты, включающие рассказы о качестве товаров и услуг. Данный тип телепрограммы сочетает в себе элементы как познавательной, так и социальной журналистики. Тематику таких трэвел-программ составляют географические передачи, кулинарные путешествия и шопинг-путешествия.
Наполнение программы элементами разных жанров позволяет широко осветить тему. Если ранее были распространены научные фильмы и путевые очерки, то сегодня количество жанров телевизионной журналистики о путешествиях постоянно увеличивается для привлечения внимания массового зрителя. Так, трэвел-программа сочетает элементы документального фильма, репортажа, образовательной программы, путевого очерка, обозрения, развлекательного ток-шоу, реалити-шоу, сериала. Леонид Парфенов интересно высказался по данному вопросу: «Жанр на телевидении, по-моему, может быть только один: скучно зрителю у телевизора или нет».
Путевой очерк на телевидении – один из самых сложных жанров, так как документальную форму повествования необходимо представить в художественной форме. А. А. Тертычный дает определение этому жанру: «Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия»[147]. Путевой очерк является самой древней разновидностью очеркового жанра. С этим утверждением сложно не согласиться, ведь многие русские писатели обращались к путевому очерку: от А. Радищева и А. Пушкина до И. Гончарова и А. Чехова. Публицисты советского времени так же часто обращались к этому жанру: И. А. Ильф, Е. В. Петров, И. Г. Эренбург, М. А. Шагинян, В. М. Песков, Д. А. Фурманов, А. С. Серафимович, Б. А. Кушнер, М. Е. Кольцов, Г. Эмин и другие. В телевизионную журналистику путевой очерк «вошел» «с помощью» документальных фильмов. А в связи с бурным развитием отечественного ТВ постсоветского периода форматные и тематические возможности явно расширились.
Перед автором путевого очерка открывается огромное количество неисследованного материала: различные знакомства, встречи, события, дорожные наблюдения, впечатления от новых стран, ведь предмет изображения – всегда современность, жизнь людей во всем ее разнообразии. Очеркисту особенно важно, чтобы героя, обстановку, в которой он живет, его поступки, телезритель живо представил себе. Путевой очерк на протяжении всего своего существования развивался и совершенствовался, приспосабливался к внешним условиям. Элементы рассматриваемого жанра являются обязательными для современной трэвел-программы, они присутствуют как в американских, так и российских программах о путешествиях.
Обозрение – это характеристика однотипных событий, которые автор подбирает в соответствии с форматом телепередачи. В трэвел-журналистике на сегодняшний момент обозрения как самостоятельного жанра не существует, встречаются его отдельные элементы. Популярно тематическое обозрение определенной тематики в рамках тематической программы. Например, в одном из выпусков программы «Человек мира» ведущий в свой рассказ вставляет краткий обзор лучших пляжей в Индии, когда он путешествует по стране с целью нахождения дикого, но удобного пляжа.
Для реалити-шоу характерна имитация реальности и стремление к выходу в эфир в режиме прямой трансляции. Но вместо отражения реальности создается иллюзия присутствия при демонстрируемой игре. Элементы жанра присутствует в трэвел-программе как обязательная ее часть, когда ведущий перемещается по городу, а оператор словно следует за ним. Необходимо наличие четкой драматургии, чтобы телезритель с интересом наблюдал за происходящим. Так, в экстремальных программах эксплуатируют человеческие эмоции, моделируя экстремальную ситуацию. Отнести к таким программам можно американский проект «Выжить любой ценой», где ведущий рассказывает, как выжить в диком месте. Находясь в экстремальной ситуации, без воды, пищи и жилья, ведущий вызывает сопереживание у телезрителя. Создатели утверждают, что в проекте демонстрируется реальная ситуация, однако есть факты, обнажающие имитацию экстремальной ситуации.
В современной трэвел-журналистике сочетаются элементы многих жанров и форматов. Формат определяет свойства программы, отличающие ее от других; жанр представляет собой тип отображения действительности, объединяющий свойства произведения. Современная трэвел-программа представляет гибрид жанров, в зависимости от намерений автора определяется характер программы и ее тематика.
На данный момент, современная журналистика путешествий подчинена изменениям, которые связанны с несколькими параллельно происходящими процессами:
1. Изменение туристических направлений трэвел-передач: от дальних мест к местным и близким. Вещание в программах близлежащих стран, континентов.
2. Предпочтительные места для съемок обусловлено выбором туроператоров и поставщиками услуг, относящихся к туризму.
3. Пропаганда отличительных качеств разных культур с превосходством одной над другой.
4. Включение в трэвел-программу других телевизионных жанров, как реалити-шоу, кулинарные и юмористические программы.
Помимо этого, трэвел-журналистика подвержена воздействию инфотейнмента, особого приема в журналистике, который информирует и развлекает зрителя. Чаще всего подобным образом номинируют информационные программы, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме. Программы в данном стиле вызывают чувство сопереживания героям, превращая сюжет передачи в спектакль.
Спонтанность действий, которые ранее известны в сценарии, выполняются в «life», то есть в режиме реального времени. Эти процессы связаны с целью привлечения внимания массового зрителя ради популярности передачи среди других, ее окупаемости за счет туроператоров.
Для нас очевидно, что технологические и структурные изменения в системе отечественных СМИ повлияли на развитие научно-популярного телевидения в России. Они имеют глобальный характер. Из чего можно заключить, что трэвел-журналистика определяется некоторыми процессами:
1) переход СМИ в цифровой формат или дигитализация, при котором по каналам электронной коммуникации передается информационный продукт;
2) дигитализация ведет к конвергенции, поскольку ликвидирует барьеры между различными видами СМИ. Конвергенция характеризуется процедурой сближения и уподоблению медиа, в связи, с чем может убрать различия между СМИ и в одном ресурсе будет возможно обрести любую информационную услугу. В частности, на портале телеканала «Моя планета» осуществлена такая модель, в ней посетитель сайта может: смотреть, слушать, общаться, делиться материалом;
3) конгломерация, которая обозначает соединение и объединение определенных СМИ во власти владельцев, причем это способствует высокому доходу продукта и тиражированию (например, «Моя планета», «Вокруг Света», «National Geographic» и т. д.). Обладатель медиа с географической направленностью комбинирует электронные и традиционные медиа, то есть программа, журнал, телеканал в одном.
В современных условиях чрезмерной технологичности в процессе создания эфирного телеконтента перед трэвел-журналистики открываются, как видим, вполне конкретные перспективы и возможности. Однако она не может, как и в других, традиционных типах медиа, не испытывать конкурентное давление со стороны того, что нынче принято называть сетевыми ресурсами, чье функционирование базируется на вполне конкретных современных технических возможностях коммуникации. Их мы рассмотрим в следующей главе.
Рекомендуемая литература
1. Бурдье П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. – М., 2002.
2. Васильева Т.В., Осинский В.Г. Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г. Н. Петров. – СПб., 2003.
3. Зверева Н.В, Школа регионального тележурналиста / Н. Зверева. – М., 2004.
4. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий / C. Н. Ильченко. – СПб., 2009.
5. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов. – М., 2000.
6. Телевизионный журналист. Основы творческой деятельности: учеб. пособие. – М., 2015.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите специфику телевидения как СМИ.
2. Каковы особенности функционирования отечественной системы телевидения?
3. В чем, по-вашему, заключается использование информации в телевизионных трэвел-программах?
4. Назовите креативные преимущества тележурналистики, отражающей трэвел-тематику.
5. Назовите наиболее популярные форматы современной телевизионной трэвел-журналистики.
6. В чем состоит фактор персонификации в трэвел-журналистике на телеэкране?
7. Приведите примеры адаптации форматов зарубежной трэвел-журналистики на отечественном телевидении.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.