Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Тест для зачета. ГУПС

Вопрос 1.
Третья цифра в номере дефекта отсутствует. Это означает, что дефект расположен
Выберите один ответ:
a. в стыке (на расстоянии до 75 см от торца рельса)
b. в любом месте по длине рельса Верно
c. вне стыка
d. в зоне контактной стыковой сварки рельсов (зона сварки определяется расстоянием до 10 см симметрично относительно сварного шва)
Отзыв
Правильный ответ: в любом месте по длине рельса

вопрос 2.
Отклонения рельсов от прямолинейности по поверхности катания головки в вертикальной плоскости и по боковой грани головки в горизонтальной плоскости измеряются на базовой длине, м
Выберите один ответ:
a. 2
b. 0,5
c. 1,5 Верно
d. 2,5
e. 1
Отзыв
Правильный ответ: 1,5
вопрос 3
По виду исходных заготовок рельсы подразделяют

Выберите один или несколько ответов:
a. из рулонной стали
b. из непрерывно-литых заготовок Верно
c. из стальной руды
d. из слитков Верно
e. из заготовок двутаврового сечения
Отзыв
Правильный ответ: из слитков, из непрерывно-литых заготовок
Вопрос 4
Назначение рельсов:

Выберите один или несколько ответов:
направлять движение колесных пар подвижного состава Верно
объемно-закаленные
воспринимать нагрузку от колес подвижного состава, упруго перерабатывать ее и передавать на промежуточные скрепления Верно
на участках автоблокировки являются цепями сигнального тока
на электрифицированных участках являются цепями обратного тягового тока Верно
Отзыв
Правильный ответ: воспринимать нагрузку от колес подвижного состава, упруго перерабатывать ее и передавать на промежуточные скрепления, направлять движение колесных пар подвижного состава, на участках автоблокировки являются цепями сигнального тока, на электрифицированных участках являются цепями обратного тягового тока
Вопрос 5
21 дефект
Выберите один ответ:
a. выкрашивание металла на боковой рабочей выкружки головки из-за недостаточной контактно-усталостной прочности металла
b. поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из-за них, вследствие недостаточной контактно-усталостной прочности металла Верно
c. отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания в закаленном слое головки (при отсутствии наплавки)
d. пробоксовка рельсов колесами локомотива
Отзыв
Правильный ответ: поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из-за них, вследствие недостаточной контактно-усталостной прочности металла
Вопрос 6
Поверхность катания головки нового рельса для центральности передачи нагрузки от колеса имеет
Выберите один ответ:
a. выпукло — вогнутое криволинейное очертание
b. вогнутое криволинейное очертание
c. плоское очертание
d. выпуклое криволинейное очертание Верно
e. прямолинейное очертание
Отзыв
Правильный ответ: выпуклое криволинейное очертание
Эпюра шпал в кривых радиусом менее
Вопрос 7
Выберите один ответ:
a. 2000 м 2000 шт/км
b. 1500 м 1840 шт/км
c. 1200 м 1840 шт/км
d. 1200 м 2000 шт/км Верно
e. 1500 м 2000 шт/км
Отзыв
Правильный ответ: 1200 м 2000 шт/км
Вопрос 8
Эпюра шпал в прямых и кривых радиусом более
Выберите один ответ:
a. 2000 м 1840 шт/км
b. 1500 м 1700 шт/км
c. 1200 м 1840 шт/км Верно
d. 1500 м 2000 шт/км
e. 1200 м 2000шт/км
Отзыв
Правильный ответ: 1200 м 1840 шт/км
Вопрос 9
К верхнему строению пути (ВСП) относятся

Выберите один или несколько ответов:
все соединения и пересечения рельсовых путей Верно
рельсы Верно
промежуточные скрепления
рельсовые опоры Верно
балластная призма Верно
шпалы
рельсовые скрепления Верно
Отзыв
Правильный ответ: рельсы, рельсовые скрепления, рельсовые опоры, балластная призма, все соединения и пересечения рельсовых путей
Вопрос 10
Диаметр стыковых отверстий в рельсах типа Р65
Выберите один ответ:
a. 36 мм Верно
b. 40 мм
c. 33 мм
d. 25 мм
e. 30 мм
Отзыв
Правильный ответ: 36 мм
Вопрос 11
Третья цифра в номере дефекта равна двум. Это означает, что дефект расположен
Выберите один ответ:
a. в зоне контактной стыковой сварки рельсов (зона сварки определяется расстоянием до 10 см симметрично относительно сварного шва)
b. в стыке (на расстоянии до 75 см от торца рельса)
c. в любом месте по длине рельса
d. вне стыка Верно
Отзыв
Правильный ответ: вне стыка
Вопрос 12
Постоянная заводская маркировка рельсов выполняется
Выберите один ответ:
a. мелом
b. наплавкой
c. несмываемой краской
d. клеймлением Верно
Отзыв
Правильный ответ: клеймлением
Вопрос 13
Рельс, представляющий прямую угрозу безопасности движения из-за возможного разрушения под поездом или схода колес с рельса из-за его повреждения, относится к
Выберите один ответ:
a. аварийным
b. опасным
c. остродефектным Верно
d. дефектным
Отзыв
Правильный ответ: остродефектным
Вопрос 14
Отклонения рельсов категории Н от прямолинейности по поверхности катания головки в вертикальной плоскости на базовой длине не должны превышать, мм
Выберите один ответ:
a. 0,4
b. 0,8
c. 0,2
d. 1
e. 0,6 Верно
Отзыв
Правильный ответ: 0,6
Вопрос 15
Отклонения рельсов категории Т2 от прямолинейности по боковой грани головки в горизонтальной плоскости на базовой длине при измерении по хорде не должны превышать, мм
Выберите один ответ:
a. 0,9
b. 0,6
c. 0,7
d. 0,5
e. 0,8 Верно
Отзыв
Правильный ответ: 0,8
Вопрос 16
Рельсы подразделяют:

Выберите один или несколько ответов:
a. по типам Верно
b. по способу выплавки стали Верно
c. по наличию болтовых отверстий Верно
d. по категориям качества Верно
e. по способу противофлокенной обработки Верно
f. по виду исходных заготовок
Отзыв
Правильный ответ: по типам, по категориям качества, по наличию болтовых отверстий, по способу выплавки стали, по виду исходных заготовок, по способу противофлокенной обработки
Вопрос 17
По способу противофлокенной обработки рельсы подразделяют

Выберите один или несколько ответов:
a. прошедшие изотермическую выдержку Верно
b. прошедшие вибрационное уплотнение
c. прошедшие контролируемое охлаждение Верно
d. прошедшие ультразвуковую обработку
e. из вакуумированной стали Верно
Отзыв
Правильный ответ: из вакуумированной стали, прошедшие контролируемое охлаждение, прошедшие изотермическую выдержку
Вопрос 18
Разность значений твердости на поверхности катания одного рельса не должна превышать, НВ
Выберите один ответ:
a. 20
b. 10
c. 40
d. 30 Верно
Отзыв
Правильный ответ: 30
Вопрос 19
Заводская маркировка рельсов подразделяется
Выберите один ответ:
a. на постоянную и временную Верно
b. на наносимую краской и клеймлением
c. на краткую и подробную
d. на основную и второстепенную
Отзыв
Правильный ответ: на постоянную и временную
Вопрос 20
Дефектные рельсы подлежат замене
Выберите один ответ:
a. немедленно
b. в течении трех суток
c. в первоочередном порядке
d. в плановом порядке Верно
Отзыв
Правильный ответ: в плановом порядке

Источник

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

В рельсах в процессе эксплуатации, по мере наработки тоннажа, происходят процессы износа, смятия, коррозии и усталости, в том числе контактной, изгибной и коррозионной усталости. В результате протекания этих процессов в рельсах образуются различные повреждения и дефекты.

К дефектам рельсов относятся:

Отказ рельса вызывается дефектом, при котором исключается пропуск поездов (полный отказ, например, при изломе рельса) или возникает необходимость в ограничении скоростей движения поездов (частичный отказ, например, образование волнообразных неровностей сверх нормируемых значений на поверхности катания головки рельса и т.п.).

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Рисунок 1.1 Дефект рельса 11.1

Рисунок 1.1 Дефект рельса 11.1

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Рисунок 1.2 Дефект рельса 14.2

Рисунок 1.2 Дефект рельса 14.2

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Рисунок 1.3 Дефект рельса 14.2

Рисунок 1.3 Дефект рельса 14.2

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Классификация и каталог дефектов рельсов предназначены для правильного определения кода дефектов в рельсах, основной причины их появления и развития, а также для принятия мер по безопасной эксплуатации рельсов, для статистического учета поврежденных рельсов, анализа уровня эксплуатационной стойкости и надежности рельсов. Все дефекты в зависимости от их типа, расположения по сечению рельса, основных причин их происхождения и места расположения по длине рельса имеют свой цифровой код.

Виды поврежденных рельсов в зависимости от степени опасности дефектов:

В связи с возможностью визуального наблюдения за развитием этих дефектов, изменение их размеров в большинстве случаев можно прогнозировать. В зависимости от категории пути, типа и степени развития дефектов на поверхности катания головки, на шейке или подошве для дефектных рельсов устанавливается соответствующий порядок их изъятия из пути от замены в плановом порядке до замены в первоочередном порядке.

Все остродефектные рельсы, внутренние дефекты в которых обнаружены при дефектоскопировании, после изъятия из пути должны подвергаться обязательному вскрытию для подтверждения кода дефекта. Долом рельсов для вскрытия дефектов должен производиться средствами дистанций пути. При анализе вскрытых дефектов должно быть обращено внимание на источник (фокус) зарождения дефекта, на его место расположения и ориентацию в рельсе, на характер развития дефекта. Вид излома рельса фотографирует цифровым фотоаппаратом работник дистанции пути.

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Рисунок 1.4 Продольно-горизонтальная трещина после вскрытия

Рисунок 1.4 Продольно-горизонтальная трещина после вскрытия

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Результаты вскрытия остродефектного рельса фиксируются в специальном журнале и передаются вместе с цифровыми фотографиями для анализа в Центры диагностики и мониторинга.

Структура обозначения кодов дефектов рельсов

Все обозначения в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:

Интерактивная схема 1.1 Структура кодового обозначения дефектов рельсов

Первая цифра кода определяет группу дефектов по месту появления дефекта по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва, все сечение).

Вторая цифра определяет тип дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития.

Третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса.

Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.

Структура кодового обозначения дефектов рельсов

Вторая цифра – тип дефекта рельсов, определяемый основной причиной его зарождения и развития

Появление дефекта рельса часто бывает следствием нескольких причин. Так, недостатки в содержании пути ускоряют развитие заводских дефектов. В связи с этим при определении типа дефекта должна быть выявлена основная причина, с которой связано его появление и развитие.

Таблица 1.1 Структура классификации дефектов

Тип дефекта (основная причина образования)

Наименование группы дефектов

Нарушения технологии изготовления рельсов

0Недостаточная прочность (после пропуска гарантийного тоннажа)

1Недостаточная прочность (до пропуска гарантийного тоннажа)

2Нарушение инструкции по текущ. содержанию

5Дефекты в зоне сварных стыков (после пропуска гарантийного тоннажа)

6Дефекты в зоне сварных стыков (до пропуска гарантийного тоннажа)

7Нарушение технологии наплавки и приварки соединителей

8Контроленепригодность, коррозионная усталость, изломы без усталостных трещин

9Головка1Трещины и выкрашивания на поверхности10.1–211.1–212.1–2**13.1*14.1–216.3–4**17. 3–4**18.1–219.0–1–2**2Поперечные трещины20.1–221.1–222.1–2**24.1–225.1–226.3–427.3–4**3Продольные трещины в головке и в зоне перехода головки в шейку30.1–231.1–233.1*38.14Износ и смятие40.041.0, 243.1*44.046.3–447.3–4**Шейка5Дефекты в шейке50.1–253.155.1–256.3–457.3–4**Подошва6Дефекты в подошве60.1–2*64.1–2**65.1–266.3–467.3–4**69.1–2Все сечение7Изломы70.1–2/20.1–2, 70.1–2/60.1–271.1–2/21.1–2, 71.1–2/31.1–272.1–2/22.1–273.1/33.1, 73.1/53.174.1–2/24.1–2, 74.1–2/64.1–275.1–2/25.1–2, 75.1–2/55.1–2, 75.1–2/65.1–276.3–4/26.3–4, 76.3–4/56.3–4, 76.3–4/66.3–477.3–4/27.3–4,** 77.3–4/57.3–4, 77.3–4/67.3–479.1–2/69.1–2Все сечение8Изгибы85.1–286.3–4Любой9Прочие98.0–1–2**99.1, 2, 3, 4

* – смена кода дефекта, ** – новый дефект

Буква «Н», стоящая после цифрового кода дефекта, указывает, что дефект взят в накладки.

Маркировка дефектных и остродефектных рельсов

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Рисунок 1.5 Дефектный рельс с маркировкой дефекта крестами и кодом

Рисунок 1.5 Дефектный рельс с маркировкой дефекта крестами и кодом

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Остродефектные и дефектные рельсы, выявленные при дефектоскопном или другом контроле, маркируются непосредственно после обнаружения дефекта следующим образом:

Интерактивная схема 1.2 Нанесение маркировки остродефектного рельса

Для просмотра увеличенных фотографий нажмите соответствующий номер левой кнопкой мыши!

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Интерактивная схема 1.3 Образцы маркировки дефектных рельсов

дефект 14 вне стыка;

дефект 44.0 по всей длине рельса;

дефект 13.1 на левом конце рельса;

дефект 13.1 на правом конце рельса;

остродефектный рельс при расположении дефекта 21.2 вне стыка;

дефект 21.2, взятый в накладки – дефект 21.2Н.

При обнаружении дефекта, по которому рельс признают остродефектным, маркировку наносят на рельс сразу же после обнаружения дефекта.

Пропуск поездов по остродефектным рельсам

По рельсам с поперечным изломом или выколом части головки

Если поезд остановлен у рельса с поперечным изломом, по которому, согласно заключению бригадира пути, а при его отсутствии – машиниста, возможно пропустить поезд, то по нему разрешается пропустить только один первый поезд со скоростью 5 км/ч, причем в пределах моста, виадука или тоннеля пропуск поезда во всех случаях запрещается.

Порядок пропуска поездов в каждом отдельном случае устанавливает работник дистанции пути по должности не ниже бригадира пути.

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Рисунок 1.6 Проход поезда по рельсу с поперечным изломом

Рисунок 1.6 Проход поезда по рельсу с поперечным изломом

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

При поперечном изломе рельсовой плети бесстыкового пути допускается концы плети соединить шестидырными накладками, сжатыми струбцинами ПТКБ ЦП или струбцинами ПСС–36. Струбцины ПСС–36 стягиваются высокопрочными болтами с затяжкой гаек болтов крутящим моментом не менее 900 Н·м (90 кгс·м). При затяжке болтов должно производиться обязательное обстукивание накладок молотками. По завершении затяжки гайки болтов струбцин должны быть зафиксированы стопорными скобами. Скорость движения по участку, где произведено краткосрочное восстановление плети с использованием струбцин ПСС–36, при зазоре в месте излома 25 мм и менее, не должна превышать 50 км/ч, а при зазоре от 25 до 40 мм – 25 км/ч.

На высокоскоростных и скоростных линиях с осевой нагрузкой не более 18 т/ось при зазоре в месте излома до 25 мм скорость движения по участку, где произведено краткосрочное восстановление плети с использованием струбцины ПСС–36, не должна превышать 70 км/ч.

На путях 1 и 2 классов особо грузонапряженных линий и линий с тяжеловесным грузовым движением струбцины ПСС–36, при краткосрочном восстановлении плетей, могут находиться в пути не более 3-х часов, а на путях 3–5 классов линий пассажирских, грузовых и малоинтенсивных – не более 6 часов, в течение которых должно быть организовано временное или окончательное восстановление плети.

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Рисунок 1.7 Одинарная (шириной 70 мм) и двойная (шириной 140 мм) струбцины ПСС–36

Рисунок 1.7 Одинарная (шириной 70 мм) и двойная (шириной 140 мм) струбцины ПСС–36

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Рисунок 1.8 Схемы установки струбцин ПСС–36

Рисунок 1.8 Схемы установки струбцин ПСС–36

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Рисунок 1.9 Струбцина для стягивания накладок при изломе плети по проекту ПТКБ ЦП (а) и схемы установки струбцин между шпалами (б) и на шпале (в)

Рисунок 1.9 Струбцина для стягивания накладок при изломе плети по проекту ПТКБ ЦП (а)
и схемы установки струбцин между шпалами (б) и на шпале (в)

Источник

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Классификация дефектов рельсов

I. Назначение классификации

Классификация дефектов рельсов предназначена для статистического учета, анализа уровня эксплуатационной стойкости и надежности рельсов.

2. Структура кодового обозначения дефектов рельсов

2.1. Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:

первая цифра кода определяет вид дефекта рельсов и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва);

вторая цифра определяет разновидность дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития;

третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса. Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.

2.2. Вид дефекта и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва) определяются цифрами:

1. отслоения или выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;

2. поперечные трещины в головке рельса и изломы из-за них;

3. продольные горизонтальные и вертикальные трещины в головке рельса;

4. пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и рифли);

5. дефекты и повреждения шейки рельса;

6. дефекты и повреждения подошвы рельса;

7. изломы рельса по всему сечению (исключая изломы, учитываемые в структуре кода под цифрой 2);

8. изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

9. прочие дефекты и повреждения рельса.

2.3. Разновидность дефекта рельсов, определяемая основной причиной его зарождения и развития (второй знак), обозначается цифрой:

1. дефекты, связанные с отступлениями от технологии производства рельсов;

2. дефекты, зависящие от металлургического качества рельсовой стали (местные неметаллические включения, вытянутые вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и связанной с этим недостаточной контактно-усталостной прочностью рельсового металла;

3. дефекты, связанные с некачественной обработкой торцов;

4. дефекты, связанные с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, а также с нарушением в технологии обработки болтовых отверстий рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;

5. дефекты, связанные с усиленным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе и из-за нарушения режимов вождения поездов или из-за недостатков в содержании экипажной части подвижного состава;

6. дефекты рельсов, полученные в результате механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т.п.);

7. дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов;

8. дефекты, связанные с недостатками технологии закалки рельсов;

9. дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов или приварки рельсовых соединителей;

Источник

Классификация дефектов рельсов

Рельсы являются основным и наиболее дорогостоящим элементом верхнего строения пути. В процессе эксплуатации железнодорожного пути в рельсах под воздействием подвижного состава, природных и других факторов образуются дефекты и повреждения в большей или меньшей степени, угрожающие безопасности движения поездов. Выявление дефектов в рельсах производится средствами дефектоскопии с использованием неразрушающих магнитных (индукционных) и ультразвуковых методов контроля.

Дефектоскопирование рельсов начинается еще при оценке их качества изготовления на рельсопрокатных заводах, затем в эксплуатационных условиях — в пути, а также на рельсосварочных предприятиях, производящих сварку новых, ремонт и сварку старогодных рельсов.

Дефектоскопирование рельсов направлено на своевременное обнаружение прежде всего внутренних скрытых дефектов и обеспечивает возможности своевременной замены дефектных. Учет выхода рельсов в дефектные, последующие результаты статистического анализа дефектоскопирования позволяют определить распределение дефектов по видам и причинам их образования в зависимости от эксплуатационных условий и качества металла; позволяют разрабатывать мероприятия, направленные на повышение прочностных характеристик и качества изготовления рельсов, продление сроков службы и повышение общей надежности пути, а также на совершенствование дефектоскопных средств.

Виды дефектов рельсов, причины их появления, способы выявления, указания по эксплуатации представлены в «Нормативно-технической документации НТД/ЦП 2002». которая в настоящее время проходит апробацию на железных дорогах. По степени дефектности и опасности для движения поездов по опытной документации, также как и по НТД-93, рельсы подразделяются на остродефектные (ОД) и дефектные (Д). Но последние в свою очередь по НТД/ЦП 2002 классифицируются в зависимости от степени развития каждого дефекта на типоразмеры с учетом класса и категории путей (см. ниже).

Остродефектный рельс — рельс, представляющий прямую угрозу безопасности движения из-за возможного потенциального его разрушения по дефекту под поездом или схода колес с рельса из-за его повреждений. Остродефектный рельс после его обнаружения подлежит немедленной замене на новый или старогодный из покилометрового запаса. При преждевременном образовании дефекта в рельсе, ранее гарантийного заводского срока службы или пропущенного тоннажа, предъявляется рекламация металлургическому комбинату — изготовителю рельсов. При преждевременном образовании дефекта в зоне сварных стыков в соответствии с гарантийными обязательствами предъявляется рекламация производителю сварочных работ — рельсосварочному поезду.

Дефектные рельсы — рельсы, у которых в процессе эксплуатации произошло постепенное снижение служебных свойств, но еще обеспечивается безопасный пропуск поездов, хотя в ряде случаев уже требуется введение ограничения скоростей движения.

В табл. 8.2 по НТД/ЦП 2002 приведена классификация дефектов с их кодовым обозначением и схематическим изображением.

Все виды дефектов рельсов в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:

— первая цифра кода определяет тип дефекта рельсов и место его определения по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва);

— вторая цифра определяет вид дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития;

— третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса.

Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Тип дефекта и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва) определяются цифрами (первый знак):

1 — выкрашивания и отслоение металла на поверхности катания головки рельса;

2 — поперечные трещины в головке рельса;

3 — продольные трещины в головке рельса;

4 — пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и короткие рифли);

5 — дефекты и повреждения шейки рельса;

6— дефекты и повреждения подошвы рельса;

7 — изломы рельса по всему сечению;

8 — изломы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

9 — прочие дефекты и повреждения рельса.

Вид дефекта рельсов, определяемый основной причиной его зарождения и развития (второй знак), обозначается цифрой:

0 — дефекты, связанные с отступлениями от технологии производства рельсов;

1 — дефекты, зависящие от металлургического качества рельсовой стали (например, от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и недостаточной прочности рельсового металла;

2 — дефекты, связанные с некачественной обработкой торцов и с недостатками исполнения профиля рельсов;

3 — дефекты, связанные с нарушением требований инструкций по текущему содержанию железнодорожного пути, а также с нарушением в технологии обработки болтовых отверстий рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;

4 — дефекты, связанные с усиленным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы (буксование, юз, ползуны и др.), в том числе из-за нарушения режимов вождения поездов или из-за недостатков в содержании подвижного состава;

5 — дефекты рельсов, полученные в результате механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т.п);

6 — дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов;

7—дефекты, связанные с особенностями работы рельсов в стыках;

8 — дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов и приварки рельсовых соединителей;

9 — дефекты, вызванные коррозией.

Появление дефекта рельса часто бывает следствием нескольких причин. Так, недостатки в содержании пути ускоряют развитие заводских дефектов. В связи с этим при определении разновидности дефекта должна быть выявлена основная причина, с которой связано его появление и развитие.

Цифровое обозначение места расположения дефекта (третья цифра в номере дефекта) следующее:

О — по всей длине рельса;
1 — в стыке: в болтовом стыке на расстоянии менее 750 мм от торца рельса; в сварном стыке — на расстоянии 200 мм симметрично по 100 мм в обе стороны от оси сварного шва, что определяется толщиной сварного шва и зонами термического влияния от сварки и термообработки после сварки.

2 — вне стыка: в болтовом стыке на расстоянии 440 мм симметрично по 220 мм по обе стороны от оси сварного шва в подошве, что определяется расстоянием до прижимных электродов — губок контактной сварочной машины.

Дефектные рельсы по НТД/ЦП-2002 подразделяются на четыре типоразмера в зависимости от степени развития дефекта: ДП, Д1, Д2, ДЗ. Наиболее опасным из них является ДП, так как размеры дефекта оказываются близкими к критическим величинам, поэтому такие рельсы заменяются в первоочередном порядке.

Дефектные рельсы Д1 и Д2 заменяются в установленном порядке с учетом прогнозируемой интенсивности развития размеров дефекта. Рельсы ДЗ заменяются по решению начальника дистанции пути на основе информации бригадира пути (дорожного мастера) об интенсивности развития дефекта в процессе наблюдений за ним при очередных проверках состояния рельсов.

В зависимости от класса пути установлены следующие сроки замены остродефектных и дефектных рельсов (табл. 8.3) и допускаемые скорости движения поездов по ним на период до замены (табл. 8.4).

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Примечания. * При нарушении сроков решение по пропуску каждого поезда принимает лицо, ответственное за ликвидацию дефектного места. Ответственное лицо должно быть в должности не ниже дорожного мастера. **Не более 12 мес с момента обнаружения дефекта.

Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Смотреть картинку Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Картинка про Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен. Фото Третья цифра в номере дефекта равна единице это означает что дефект расположен

Если дефектный рельс не заменен в установленный срок (табл. 1.2), то он переводится в следующую, более опасную категорию (ДЗ—>Д2; Д2—»Д1; Д1—>ДП; ДП—ЮД) с соответствующим ужесточением сроков замены и ограничением скорости.

Как ясно из табл. 8.2, основными признаками, определяющими рельсы как остродефектные (ОД) в главных и приемо-отправочных путях являются:

— поперечные, продольные или наклонные трещины в головке рельсов в основном второй и третьей группы (коды 20; 21; 24; 25; 26.1; 30; с продольной горизонтальной трещиной на глубине более 8 мм; 31; 38), а также поперечные трещины (коды 10; 11; 14; 16.1; 18; 19);

— продольные трещины и выколы из-за них в местах перехода головки в шейку, начинающиеся с торца рельса с одной или двух сторон шейки, независимо от их размера (код 52.1), а также трещины длиной более 30 мм вне концов рельсов (код 52.2);

— трещины от болтовых отверстий (код 53) и трещины в шейке рельса, независимо от их размеров (коды 50; 55; 56.1; и 59);

— местный износ или коррозия кромки подошвы рельсов (код 69), в том числе трещины коррозионно-усталостного происхождения, выколы подошвы рельса (коды 60; 64; 65; 66), поперечные изломы рельсов (коды 70; 71; 73; 74; 75; 76; 79).

Признаками, определяющими рельсы как дефектные в главных и приемоотправочных путях, являются:

— превышение нормированного приведенного (код 41+44), бокового (код 44) или вертикального износа головки рельса;

— выкрашивание металла при глубине более 3 мм и на длине более 25 мм;

— пробуксовки от колес локомотива, волнообразный износ, седловины в стыках.

Дефектность рельсов по величине их износа для различных скоростей движения поездов представлена в табл. 8.5.

Наибольший выход рельсов в дефектные, а соответственно, одиночное их изъятие и замена происходят из-за недостаточной контактно усталостной прочности металла (дефекты 11, 21); чрезмерного бокового износа головки в кривых (дефект 44); коррозии подошвы рельсов (дефект 69); выкрашиваний и поперечных трещин в головке (дефекты 14, 17, 24) вследствие буксования или юза, а также прохода колес с большими ползунами или выбоинами.

Выход рельсов по дефектам и изломам зависит также от времени года: зимой он в два-три раза выше, чем летом, что обусловлено повышением хрупкости металла рельсов при понижении температуры. Максимальный выход рельсов по дефектам в Европейской части России приходится на март, а на дорогах Востока и Сибири — на апрель. Эти месяцы характеризуются высокими суточными амплитудами температур рельсов (ночью минус 10—20 °С, днем на солнце плюс 10—15 °С), оттаиванием балласта и возрастающими расстройствами пути.

В станционных путях рельсы являются остродефектными — с вы-колом головки; с вертикальным износом, при котором создается опасность касания ребордами колес гаек стыковых болтов; с поперечным изломом, а так же с другими дефектами, при которых необходима немедленная замена рельсов, определенная дорожным мастером.

Рельсы являются дефектными — с износом более нормативного; с трещинами в головке, шейке, подошве и в местах сопряжений шейки с головкой и подошвой; с выколом подошвы; с провисшими концами, включая смятие на 8 мм и более, а также с уширением головки внутрь колеи, которое не позволяет содержать колею по ее ширине в пределах допусков; рельсы короче 4,5 м, за исключением рельсов на стрелочных съездах.

В новом документе «Каталог дефектов рельсов НТД/ЦП-2-2002» указания по эксплуатации рельсов с дефектами, кроме рекомендованных мер по определению начала образования и уменьшению геометрических характеристик дефектов, дифференцированно регламентируют типоразмеры дефектов с учетом степени их развития для различных категорий путей. В качестве иллюстрации ниже приведены примеры расшифровки дефектов кодов 44.0 и 46.1 по причинам их появления и развития, способам выявления и указаниям по эксплуатации с учетом типоразмеров дефектных рельсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *