Третья стража брюсов о чем

Третья стража брюсов о чем

Ивана Коневского и Георга Бахмана,

Я убежал от пышных брашен,

От плясок сладострастных дев.

Туда, где мир уныл и страшен;

Там жил, прельщения презрев.

Бродил, свободный, одичалый,

Таился в норах давней мглы;

Меня приветствовали скалы,

Со мной соседили орлы.

Мои прозренья были дики,

Мой каждый день запечатлен;

Глядели с довременных стен.

И много зим я был в пустыне,

Покорно преданный Мечте…

Но был мне глас. И снова ныне

Я — в шуме слов, я — в суете.

Надел я прежнюю порфиру,

Умастил миром волоса.

Едва предстал я, гордый, пиру,

«Ты царь!» — решили голоса.

Среди цариц веселой пляски

Я вольно предызбрал одну:

Да обрету в желаньи ласки

Свою безвольную весну!

И ты, о мой цветок долинный,

Как стебель, повлеклась ко мне.

Тебя пленил я сказкой длинной…

Ты — наяву, и ты — во сне.

Но если, страстный, в миг заветный,

Заслышу я мои трубный звук, —

Воспряну! кину клич ответный

И вырвусь из стесненных рук!

Мой дух не изнемог во мгле противоречий,

Не обессилел ум в сцепленьях роковых.

Я все мечты люблю, мне дороги все речи,

И всем богам я посвящаю стих.

Я возносил мольбы Астарте и Гекате,

Как жрец, стотельчих жертв сам проливал я кровь,

И после подходил к подножиям распятий

Я посещал сады Ликеев, Академий,

На воске отмечал реченья мудрецов;

Как верный ученик, я был ласкаем всеми,

Но сам любил лишь сочетанья слов.

На острове Мечты, где статуи, где песни,

Я исследил пути в огнях и без огней,

То поклонялся тем, что ярче, что телесней,

То трепетал в предчувствии теней.

И странно полюбил я мглу противоречий

И жадно стал искать сплетений роковых.

Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,

И всем богам я посвящаю стих…

«Ребенком я, не зная страху…»

Ребенком я, не зная страху,

Хоть вечер был и шла метель,

Блуждал в лесу, и встретил пряху,

И полюбил ее кудель.

И было мне так сладко в детстве

Следить мелькающую нить,

И много странных соответствий

С мечтами в красках находить.

То нить казалась белой, чистой;

То вдруг, под медленной луной,

Блистала тканью серебристой;

Потом слилась со мглой ночной.

Я, наконец, на третьей страже.

Восток означился, горя,

И обагрила нити пряжи

Кровавым отблеском заря!

Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей — как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах — как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.

Отторжен от тебя безмолвием столетий,

Сегодня о тебе мечтаю я, мой друг!

Я вижу ночь и холм, нагую степь вокруг,

Торжественную ночь при тихом звездном свете.

Ты жадно смотришь вдаль; ты с вышины холма

За звездами следишь, их узнаешь и числишь,

Предвидишь их круги, склонения… Ты мыслишь,

И таинства миров яснеют для ума.

Божественный пастух! среди тиши и мрака

Ты слышал имена, ты видел горний свет:

Ты первый начертал пути своих планет,

Нашел названия для знаков Зодиака.

И пусть безлюдие, нагая степь вокруг;

В ту ночь изведал ты все счастье дерзновенья,

Источник

Урок литературы в 11-м классе «Творчество В.Я. Брюсова»

Разделы: Литература

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, показать значение творчества поэта для русской поэзии, путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики; подготовить учащихся к выполнению части В8 в тестах ЕГЭ.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, определить место поэта в русской поэзии. Анализируя некоторые стихотворения, мы попробуем определить особенности его поэтики.

II. Опрос по пройденному материалу.

Давайте вспомним особенности творчества поэтики символистов.

— Что такое символизм?

— Чем же символ отличается от аллегории?

— Кто же стал основоположником русского символизма?

— В чём новаторство символистов?

— Какие темы чаще всего привлекали символистов?

— Был ли символизм однородным течением?

III. Работа по теме урока.

Знакомство с биографией поэта:

Слово учителя: Я просила вас познакомиться с биографией поэта самостоятельно по материалам учебников, Интернета, дополнительной литературы. Расскажите, о каких интересных фактах биографии В.Брюсова вы узнали?

Слово учителя: В поэзию В.Я.Брюсов ворвался, намеренно шокируя публику. Ну, вот, к примеру, скандально известный моностих В.Я.Брюсова «О, закрой свои бледные ноги!»: Как вы думаете, чего этим стихотворением хотел добиться поэт? (Это намеренный эпатаж публики, хотел озадачить, хотел прославиться, громко заявить о себе.)

Презентация по творчеству поэтов Серебряного века

Слово учителя Безусловно, только экспериментами В.Я.Брюсов не ограничивался. Его творчество развивалось, окрашивалось событиями истории и собственной жизни. И появление разных сборников стихотворений В.Я.Брюсова как нельзя лучше иллюстрируют разные периоды творчества поэта.

Так, к началу 1890-х г.г. наступила пора увлечения В.Я.Брюсова произведениями французских символистов: Бодлера, Верлена, Малларме. В.Я.Брюсов пишет несколько статей о французских поэтах и в период с 1894 по 1895г.г. он издаёт (под псевдонимом Валерий Маслов) три стихотворных сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихотворений. В третьем выпуске и было помещено то самое скандальное «О закрой свои бледные ноги» (у Брюсова именно так оформлено стихотворение: без запятой после междометия «О» и с точкой в конце стиха), обеспечившее поэту неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам и самому В.Я.Брюсову. С иронией отнёсся к его стихотворениям и Владимир Соловьёв, который даже пародировал стихи В.Я.Брюсова. Впрочем, позднее и сам В.Я.Брюсов отзовётся о своих этих первых сборниках:

Демонстрация слайдов презентации:

Мне помнятся и книги эти
Как в полусне недавний день.
Мы были дерзки, были дети,
Нам всё казалось в ярком свете.
Теперь в душе и тишь и тень.
Далёка первая ступень
Пять беглых лет как пять столетий.
(сборник «Tertia Vigilia», 1900)

— Где в стихотворении явные приметы символизма?

Как бы вы отнеслись к такому названию сборника молодого поэта? (Дал намеренно вызывающее название. Это самомнение, самоупоённость, самонадеянность, самовлюблённость.)

Несмотря на то, что сборник «Шедевры» это сборник «молодых» стихов, есть в нём стихотворения, заслуживающие внимания. В них поэт не только ищет новые формы, создаёт экзотические рифмы, но и необычные образы. Одним из таких стихотворений является написанное в 1895г. стихотворение «Творчество» (читает ученик)

Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.

— Определите тему стихотворения?(Поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.)

— Почему это стихотворение можно назвать символистским?(Есть характерная лексика, образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.)

— Какие художественно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении?(Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)

Звукопись (аллитерация) : повторение сонорных л, р, м, н.)

— Зачем? (Это стихотворение благодаря этому приёму звучит как завораживающий поток звуков. Брюсов старается максимально использовать музыкальность в стихотворении, следуя поэтическим завещаниям французского символиста Поля Верлена: «Музыка прежде всего!»)

— В чём особенности композиции?(Строфы стихотворения оригинально связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе. Это как бы сцепляет все строки стихотворения, создавая поток сознания и ощущений.)

— Как же создаётся образ творчества?(Постепенно, ведь действительность невозможно познать, она угадывается в переплетении теней и звуков).

— Какое состояние лирического героя передаёт Брюсов?(Это состояние муки, угадывания того, что потом будет облачено в поэтическую форму).

Можно ли говорить о двоемирии, о переплетении мира реального и мира мечты? Давайте понаблюдаем за тем, как преображается реальный мир?

-Что стало с реальными стенами, месяцем, луной? (Опишите, найдите в тексте)(Поэт уже всё видит по-другому, и если в начале стихотворения говорится о тени «несозданных созданий», то в конце речь идёт о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн.)

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Слово учителя У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света.

Брюсов развивается как поэт стремительно. В 1897г. появляется следующий стихотворный сборник В.Я.Брюсова «Me eum esse» («Это я»).

Здесь поэт незначительно прогрессирует сравнительно со сборником «Шедевры». В нём автор ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от «внешнего мира». И наиболее известное стихотворение этого сборника

«Юному поэту» (читает ученик наизусть)

— Какова основная мысль стихотворения?

— Как вы думаете, почему сборник носит такое название? Каков подтекст?

Слово учителя На этот сборник Брюсов возлагал большие надежды: » Это мои лучшие вещи, может быть, лучшее, что я мог написать в стихах:»

Индивидуальное опережающее задание ученику познакомиться со сборником стихов «Третья стража» самостоятельно и попробовать охарактеризовать этот сборник.

Слово учителя: Многим ценителям творчества Брюсова больше других нравится именно этот сборник его стихов. Вот, например, стихотворение «К самому Себе«, написанное в 1900г. (Чтение наизусть стихотворения учителем).

— Как же относится к самому себе поэт в этом стихотворении?

Слово учителя: Итак, после «Tertia Vigilia» Брюсов окончательно завоёвывает признание в петербургских литературных кругах, куда его ввёл К.Бальмонт. Не прошло и нескольких лет, как Брюсов, вдохновлённый успехом, издаёт в 1903г. следующий стихотворный сборник «Urbi et Orbi» («Граду и Миру»).Эта книга, как и прежняя состояла из нескольких циклов (на слайде презентации). Как пояснил позднее автор, название должно было показать, что он обращается не только к тесному «граду» своих единомышленников, но и ко всему «миру» русских читателей.

-Какой путь выбирает для себя поэт? (Из всех жизненных путей он выбирает путь труда, дабы изведать тайны «жизни простой и мудрой».)

Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и понял я молот,
чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод,
творю, чтобы кинуть опять!
(«По улицам узким:», 1901г.)

Слово учителя Вы знаете, что тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Вы можете вспомнить, как мы проводили сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Державина и «Я памятник себе воздвиг:» Пушкина. Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна тема.

— Какая? (Каждый из поэтов подводит как бы итог своему творчеству, определяет, за что он будет «любезен народу».)

— Как Брюсов говорит о своих заслугах?

Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:

IV. Выводы по уроку, подведение итогов.

V. Рефлексия. Ответ на вопрос: В поэзии Брюсова я открыл для себя, что:

Источник

Концепт «прошлого» в сборнике стихотворений В. Брюсова «Третья стража»

Исследование исторических образов и мотивов в лирики В.Я. Брюсова. Анализ стихотворений поэта, в которых воплощены исторические события и идеи. Определение роли традиций и событий в формировании индивидуального стиля поэта и парадигмы русского символизма.

РубрикаИностранные языки и языкознание
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления05.04.2019
Размер файла22,9 K

Третья стража брюсов о чем. Смотреть фото Третья стража брюсов о чем. Смотреть картинку Третья стража брюсов о чем. Картинка про Третья стража брюсов о чем. Фото Третья стража брюсов о чем

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Концепт «прошлого» в сборнике стихотворений В. Брюсова «Третья стража»

Статья посвящена рассмотрению исторических образов и мотивов в лирики Валерия Яковлевича Брюсова. Осуществляется анализ стихотворений поэта, в которых воплощены исторические события и идеи. Особое внимание уделяется героическим образам и мотивам, способам их создания и функциям. Определяется роль исторических традиций и событий в формировании индивидуального стиля поэта и парадигмы русского символизма.

Ключевые слова: мифологизм, историзм, традиция, мотив, образ, символизм.

The article is devoted to the historical images in Bryusov’s lyrics. The analysis of the poems of the poet is carried out, where we can observe the historical events and ideas. The special attention is paid to the heroic images and motives, methods of their creation and functions. We determine the role of the historical events in the formation of the individual style of the poet and of the paradigm of Russian symbolism.

Key words: mythologism, historicism, tradition, motive, image, symbolism.

На всем протяжении своего творчества В. Брюсов успешно осваивал разные культурные пласты, которые интегрировались в его лирике и, преображенные силой поэтического видения, становились ключевыми особенностями его индивидуального стиля. Проблема художественного синтеза в творчестве писателя становилась объектом внимания многих ученых (Д. Е. Максимова, К. В. Мо- чульского, Н. С. Бурлакова, Н. С. Ашукина).

Однако в полной мере этот вопрос не решен в литературоведении. В этой связи возникает необходимость более детально рассмотреть способы и формы освоения исторических событий в творчестве В. Брюсова. Это обуславливает актуальность данного исследования.

К. В. Айвазян отмечал, что исторические образы у В. Брюсова тесно связаны с его исканиями героических характеров, ярких страстей, насыщенных глубоким содержанием жизни. Они противопоставлены буржуазной «повседневности», в которой поэт не видел еще революционных сил [1, с. 4].

Поэт с презрением отрицает вялую, бестрепетную современность и романтически противопоставляет ей скифскую силу и деяния героических личностей древнего Рима, Ассирии, Египта, Вавилона, овеянных легендами; неустанных завоевателей, которых сам Бог едва ли мог лишить венца. Название сборника «Третья стража» (1898-1901) взято из истории Рима. Третьей стражей римляне называли воинов, заступавших на караул в конце ночи, на рассвете. Эти воины, охранявшие дворцы римских императоров, были эталоном мужества и благородной самоотверженности.

Самой «историчной» частью книги можно назвать цикл стихотворений «Любимцы веков» (книга «Tertia Vigilia» (1898-1901)). Чтобы воспроизвести силу героев давно прошедших веков, поэт заставляет их говорить о самих себе и своих деяниях. исторический мотив стихотворение брюсов

Хочу навсегда быть желанным и сильным для боя,

Чтоб не были тяжки гранитные косные стены,

Когда уплывает корабль среди шума и воя

И ветер в лицо нам швыряется брызгами пены [5, с. 154].

Если б некогда гостем я прибыл,

К вам, мои отдаленные предки,

— Вы собратом гордиться могли бы,

Полюбили бы взор мой меткий.

Словно с детства я к битвам приучен!

(Мне в раздолье степей все родное.)

И мой голос верно созвучен

С оглушительным бранным воем,

Из половцев окажусь я лучшим.

Мы опять летим на добычу [5, с. 152-153].

Безмерной мудростью, вещаю правду с трона;

И дьявол выбрал бы меж ним и божеством

Я царь среди царей, среди певцов певец,

Я славой ужасну и увлеку, как жрец,

В немую тьму загадок [7, с. 14].

Личность великого гуманиста эпохи Возрождения Данте Алигьери неоднократно привлекала внимание многих поэтов и писателей, в том числе и поэтов-символистов, которые считали, что «Божественная комедия» предвосхитила символизм. Для символистов Данте был, по словам В. Брюсова, «родной тенью». В его художественном сознании он предстает как одинокий «пророк», религиозный мечтатель, молящийся «в ночной тиши».

Восприятие Данте как трагического героя В. Брюсов высказал в одноименном стихотворении (1898). Подобными «мучениками» считали себя и символисты.

Давно пленил мое воображенье

Угрюмый образ из далеких лет,

Раздумий одиноких воплощенье.

Мечтательный, на девушку похожий,

Он приучался к зрелищу смертей,

Но складки на челе ложились строже.

Он, веривший в величие людей,

Со стоном звал: пускай придут владыки

И усмирят бессмысленных детей [5, с. 154-155].

Скиталец дерзкий в неоглядном море.

Я жажду новых стран, иных цветов,

Наречий странных, чуждых плоскогорий [5, с. 158].

Среди «любимцев веков» видное место в творчестве В. Брюсова занял образ Наполеона. Такую сильную яркую личность В. Брюсов не мог проглядеть. Но одический стиль Брюсовым снимается, как только он начинает писать о Наполеоне:

Да, на дороге поколений

На пыли расточенных лет,

Твоих шагов, твоих движений

Остался неизменный след [5, с. 160-161].

Знаменитый полководец оставил свой след в истории. Но «шаг Наполеона землю тяготил», говорил поэт. В чем же вина императора французов? В. Брюсов усматривал в «деяниях» Наполеона разрушение европейской культуры, уничтожение ценностей, созданных человеческим интеллектом и трудом на протяжении многих веков:

И стало, наконец, вселенной

Невмоготу носить тебя.

Земля дохнула полной грудью,

И ты, как лист в дыханьи гроз,

Взвился, и полетел к безлюдью,

И пал, бессильный, на утес. [5, с. 160-161]

В. Брюсов начала 1900-х годов оставался верен своей концепции одностороннего изображения исторической личности и потому, ставя перед собой иную цель, не определяя места Наполеона в истории, не отметил в его деятельности никаких прогрессивных начинаний, вынес ему суровый приговор [8].

Еще более значительным в этом плане представляется осмысление В. Брюсовым дел и личности прославленного завоевателя «полмира» Александра Македонского. В стихотворении «Смерть Александра» (1911), которое изобилует именами и географическими названиями из греческой и македонской истории, мы видим великого полководца на смертном одре. Перед умирающим проходят призраки. Они произносят клятвы, прославляют его подвиги, но перед ними уже труп. Все героическое в прошлом. Оно стало достоянием лишь истории, а будущее пойдет по иным путям. В подтексте стихотворения сквозит мысль о недолговечности завоеваний Александра Великого: «В прошлом ярость, в прошлом слава, впереди туман и мгла» [6, с. 73].

Таким образом, с конца XIX века, то есть со времени написания сборника «Tertia Vigilia» (1898-1901), В. Брюсов неизменно разрабатывал исторические и национальные образы, группируя их в циклы «Любимцы веков», «Баллады», «Правда вечная кумиров», «Властительные тени».

Но все брюсовские произведения меньше всего напоминают «реконструкцию прошлого»: стремление поэта вовсе не в том, чтобы рисовать картины на исторические темы. В них ощутимо бьется пульс современности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Словесное воплощение Максима Амелина собственного видения лирики римского поэта Катулла. Особенности систематизирующего подхода переводчика. Взгляда М. Амелина на предмет множественных дискуссий. Комплексный анализ смысловой композиции стихотворений.

реферат [1,3 M], добавлен 16.07.2016

реферат [25,1 K], добавлен 14.12.2016

История создания лимериков, гипотезы о происхождении их названия. Форма, содержание и выразительные средства стихотворений английского поэта Эдварда Лира, их скрытый смысл, абсурд, сказочность, юмористичность. Интерпретация нонсенсов в переводах Маршака.

реферат [71,8 K], добавлен 29.11.2014

Творчество советского поэта В.В. Маяковского как объект переводческой деятельности. Анализ имеющихся и собственных переводов некоторых стихотворений писателя. «Левый марш» и «Нате!» в переводе на немецкий язык. «Послушайте» в переводе на английский язык.

дипломная работа [91,2 K], добавлен 16.09.2017

Понятие научного стиля. Русский литературный язык второй половины XVIII века. Роль Ломоносова в формировании русского языка. Собирание словарных материалов для исторического изучения русского языка. Обогащение русской терминологической лексики.

реферат [18,6 K], добавлен 18.11.2006

Характеристика творчества Александра Башлачева, одного из представителей позднего постмодернистского периода. Фразеологический анализ стихотворений-текстов и их характерные черты. Анализ песен «Ванюша», «На жизнь поэтов» и «Некому березу заломати».

дипломная работа [38,0 K], добавлен 02.03.2011

Нынешняя реформа по упрощению русского языка уже третья по счету в этом веке. Каждая принесла значительные изменения в правописании. Исследование нового свода правил правописания русского языка и анализ возможных трудностей в обучении школьников.

доклад [11,5 K], добавлен 24.02.2008

Источник

Валерий Брюсов

краткая биография

Третья стража брюсов о чем. Смотреть фото Третья стража брюсов о чем. Смотреть картинку Третья стража брюсов о чем. Картинка про Третья стража брюсов о чем. Фото Третья стража брюсов о чемРоль и место в литературе

Знаменитому литературному деятелю, поэту и переводчику Валерию Яковлевичу Брюсову принадлежит огромная роль в развитии русского символизма. Брюсов настаивал на первоочередной роли личности поэта, и считал, что форма стиха играет второстепенную роль.

От многих поэтов серебряного века его отличало то, что главным объектом его творчества стала городская тема, а не красота русской природы. Он описывал картины города, используя его многоликость, красоту и опасность одновременно.

В личности Брюсова удачно переплетались рациональный склад ума и художественная одаренность. Он с интересом наблюдал за развитием новых направлений, но не отходил и от классических форм. Несмотря на тяготение к классике, поэзия Брюсова – все же модерн с его постоянными противоречиями.

Творческое наследие Брюсова оказало очень сильное влияние на Пастернака, Мандельштама, Гумилева и других поэтов Серебряного века, называвших его мэтром и учителем. В числе его заслуг многочисленные переводы на русский язык зарубежных писателей и поэтов.

Происхождение и ранние годы

Третья стража брюсов о чем. Смотреть фото Третья стража брюсов о чем. Смотреть картинку Третья стража брюсов о чем. Картинка про Третья стража брюсов о чем. Фото Третья стража брюсов о чем

Дом Брюсовых в Москве

Брюсов родился в первый день зимы 1873 года, в Москве. Глава купеческой семьи Яков Кузьмич постоянно пропадал на скачках, переводя на ставки огромные деньги. Мать – Матрена Александровна, была большой любительницей французских романов и занималась воспитанием пятерых детей.

Образование

Первое образование мальчика было домашним. В 1885 году его отдали в гимназию Креймана. Дальнейшее обучение он продолжил в гимназии Поливанова.

Третья стража брюсов о чем. Смотреть фото Третья стража брюсов о чем. Смотреть картинку Третья стража брюсов о чем. Картинка про Третья стража брюсов о чем. Фото Третья стража брюсов о чем

Брюсов с родителями

В 1893 году будущий поэт поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В студенческие годы молодой человек знакомится с декадентским творчеством французских поэтов Бодлера и Верлена. Пиком восторга от их поэзии стало написание поэмы «Декаденты. (Конец столетия)».

За последующие два года Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты». Сборник «Шедевры» вышел в1895 году, а в 1897 – «Это я».

Творчество

Успешно окончив университет, Брюсов в 1899 году становится сотрудником редакции журнала «Русский архив». В 1900 издается сборник стихотворений «Третья стража». К поэту приходит литературная известность.

Третья стража брюсов о чем. Смотреть фото Третья стража брюсов о чем. Смотреть картинку Третья стража брюсов о чем. Картинка про Третья стража брюсов о чем. Фото Третья стража брюсов о чем

Высший литературно-художественный институт

Начинается период продуктивного творчества. Брюсов совместно с другими литературами создают издательство «Скорпион», поэт пишет для журнала «Новый путь», выпускает очередной сборник.

В 1901 году Брюсов становится одним из учредителей альманаха «Северные цветы», с 1904 года он выполняет функции редактора журнала русских символистов «Весы». Этот период жизни поэта насыщен многочисленными знакомствами с представителями литературной богемы. В 1908 году Брюсова избирают директором литературно-художественного кружка.

На революцию 1905 года Брюсов отреагировал драмой «Земля», а также стихотворным сборником «Венок». В 1907 году выпускается сборник рассказов «Земная ось».

Третья стража брюсов о чем. Смотреть фото Третья стража брюсов о чем. Смотреть картинку Третья стража брюсов о чем. Картинка про Третья стража брюсов о чем. Фото Третья стража брюсов о чем

Постепенно характер лирики поэта приобретает новые черты. Все чаще в ней звучит задушевность, появляется простота в изложении, интимность в выражении чувств. К этому периоду относится сборник «Все напевы».

В течение двух лет, с 1911 по 1912 годы продолжается работа над романом «Алтарь победы», в 1913 году издается сборник прозы «Ночи и дни».

Третья стража брюсов о чем. Смотреть фото Третья стража брюсов о чем. Смотреть картинку Третья стража брюсов о чем. Картинка про Третья стража брюсов о чем. Фото Третья стража брюсов о чем

Во время первой мировой войны Брюсов был фронтовым корреспондентом петербургской газеты, стихи посвящал теме патриотизма. Октябрьскую революцию поэт принял с воодушевлением, активно поддерживал новую власть, и в 1920 году стал членом РКП(б).

С 1917 по 1921 годы занимал руководящие должности комитетов и отделов, связанных с книгоиздательством и образованием. В 1921 году основал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до конца жизни.

Фрагмент стихотворения

Хвала человеку В.Я. Брюсов

Мира древний дровосек,

Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий

Ты проходишь с топором,

Целишь луком, ставишь сети,

Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

Главные произведения

Брюсов немало писал на тему поэзии и роли поэта. Этой теме посвящено стихотворение «Творчество», где ведется рассуждение о процессе сотворения поэтического шедевра. Присущие всем символистам скрытые образы обозначают муки творчества, через которые обязательно проходит поэт.

Третья стража брюсов о чем. Смотреть фото Третья стража брюсов о чем. Смотреть картинку Третья стража брюсов о чем. Картинка про Третья стража брюсов о чем. Фото Третья стража брюсов о чем

Музей Серебряного века. Дом Брюсова

Стихотворение «Каменщик» – символ борьбы с социальным неравенством. Повествование ведется в форме диалога рабочего с богатым прохожим. Поэт пытается показать, что социальное разъединение является разрушительным по своей сути, и служит препятствием на пути к миру и гармонии.

Третья стража брюсов о чем. Смотреть фото Третья стража брюсов о чем. Смотреть картинку Третья стража брюсов о чем. Картинка про Третья стража брюсов о чем. Фото Третья стража брюсов о чем

Памятник на могиле Брюсова

Стихотворение «Кинжал» – яркий пример гражданской лирики поэта. Написано оно было, когда дух революции уже витал, но народные массы еще были пассивны. Брюсов в этом произведении оставляет символизм и начинает простым классическим языком, с применением эпитетов, метафор и пафосных выражений разговаривать с читателем. Главная тема – место поэта и его бессилие что-либо изменить, если это не будет поддержано народом.

Последние годы

В 20-е годы Брюсов в числе других занимался подготовкой к изданию Большой советской энциклопедии. В год своего пятидесятилетия он был награжден правительственной грамотой за заслуги в области литературы.

Сборники, выходившие в 1922, 1924 годах представили читателю совершенно обновленную поэтику автора. Стихи были перегружены неологизмами, футуристическими элементами, жестким ритмом. Одним словом, это были стихи авангардистского направления, характерного для позднего Брюсова.

Две футуристические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений» были опубликованы после смерти поэта, которая наступила 9 октября 1924 года от пневмонии. Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1873Год рождения В.Я. Брюсова
1885Поступление в гимназию
1893Первый поэтический опыт, драма «Декаденты»
1893Поступление в университет
1894Сборник «Русские символисты»
1895Сборник стихов «Шедевры»
1897Выход сборника «Это я»
1900Сборник «Третья стража»
1903Сборник «Граду и миру»
1904Драма «Земля»
1904Работа в журнале «Весы»
1907Выпуск сборника рассказов «Земная ось»
1914Отбытие на фронт
1915Сотрудничество с журналом «Летопись»
1919Председатель Президиума Всероссийского союза поэтов
1921Основание Высшего литературно-худож-го института
1924Не стало В.Я. Брюсова

Интересные факты

Память о поэте

Улица и проезд в Краснодаре носят имя В. Брюсова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *