Третичный сектор это что
Что такое Третичный сектор экономики, сервисный сектор и его глобализация
Третичный сектор — это непроизводственная сфера экономики. Она предоставляет услуги для удовлетворения нужд населения. Услуги предоставляются как предприятиям, так и конечным потребителям (физическим лицам и экономическим субъектам).
Как пример — ADNE.iNFO — мы оказываем информационные услуги — мы третий сектор (хотя, есть мнение, что уже 4-й, но об этом — ниже).
В третичный сектор входят отрасли, которые повышают качество производства. Отличительной чертой непроизводственной сферы является не готовый продукт, а оказание услуг.
Какие отрасли включает третичный сектор экономики
По классификации Международного валютного фонда к третичному сектору относятся конкретные отрасли:
Сфера услуг состоит из производства услуг, а не конечных продуктов. Услуги (нематериальные блага) включают внимание, совет, доступ, опыт, обсуждения и эмоции (Производство информации уже давно рассматривается как сервис, но некоторые экономисты относят его к четвертому сектору).
Третичный сектор промышленности включает в себя предоставление услуг другим предприятиям, а также конечным потребителям.
Третичный сектор или услуги сектора, является якорем экономики развитых и многих развивающихся стран. Профессиональные услуги, банковское дело, страхование, бытовые услуги, рестораны, розничная торговля…
Большая часть наших рабочих мест создается в этом секторе. Доходы, полученные в этом секторе, составляют большую часть налоговой базы.
По мере развития экономики, доходы и влияние каждого сектора тоже растут, и каждый сектор превосходит следующий. Поэтому на данном этапе экономики наш третичный сектор оказывает большее влияние на здоровье и производительность нашей экономики, чем первичный или вторичный сектор.
Почему третичный сектор доминирует в экономике некоторых стран?
В любой развитой стране услуги являются важным сектором. Тот факт, что производство не растет существенно, является причиной доминирования или чрезмерной зависимости от сектора услуг. В идеале, развитие производства должно сопровождаться развитием сектора услуг. Производство также должно стимулировать развитие сектора услуг.
Если мы посмотрим на бедные страны, у них есть сельскохозяйственный сектор и сектор услуг (государственное управление, торговля и так далее). Большинство элит зависят от этого сектора услуг.
Третичный сектор в Китае
Третичный сектор Китая довольно велик. Однако, весь этот третичный сектор Китая из сферы b2b, он предоставляет услуги для сельского хозяйства, промышленности и бизнеса.
Индустрия «чистых» услуг в Китае совсем не велика, например, развлечения, футбол и туризм.
Эта чистая сфера услуг может стать больше с ростом среднего класса в стране.
Почему работающие в третичном секторе зарабатывают больше, чем работающие в первичном?
Первичный сектор (сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, рыболовство и т.д.) требует меньше навыков. Кто угодно может стать фермером или отправиться на рыбалку, верно?
Третичный сектор, или сектор услуг, нуждается в навыках. А навыки всегда ценятся и оплачиваются лучше.
Может ли кто-нибудь стать за один день доктором, инженером, финансовым консультантом или пилотом? Нет. Потому что для этого нужны навыки, а развитие навыков требует времени, денег и обучения.
Следовательно, пилоту платят намного больше, чем среднему фермеру, а врачу всегда платят больше, чем горняку.
Третичный сектор очень широк по своему охвату и включает в себя множество видов деятельности, которые предоставляют незаменимые услуги как первичному, так и вторичному секторам.
Проблема четвёртого сектора
Ранее одним из компонентов третичного сектора считали обработку собранной информации, однако сейчас все существующие процедуры рассматривают раздельно. Этому поспособствовало возникновение концепции экономики знаний.
Эта концепция отражает в себе формирование нового этапа прогресса современного общества, вошедшего в постиндустриальный период. По этой причине обработку информации и саму передачу данных принято относить уже к четвертичному экономическому сектору.
Учёные-экономисты не подвергают пересмотру концепцию Фишера-Кларка, из-за чего состав третичного сектора не меняется вот уже 70 лет, кроме факта исключения из него информации.
Таким образом, в третичном секторе находятся услуги для предприятий и конечных потребителей, то есть для нас. Сюда же относятся перевозки продукции от места производства к потребителю, а также разбирательство с возникающими в процессе неблагоприятными моментами.
Кроме того, в ведомстве третичного сектора также находится планирование и проведение развлекательных мероприятий для пробуждения интереса и вовлечения новых клиентов (вплоть до экономики впечатлений). Но всё же основной акцент делается на взаимодействии с людьми, качестве их обслуживания ради повышения рейтинга своей организации (системы рейтингов играют всё бОльшее значение).
Бытует мнение, что рост числа инвестиционных компаний, фондовых и товарных бирж, банков стал причиной появления четвертичного сектора экономики. Их деятельность оказывает серьёзное влияние на современную экономическую сферу и является определяющей.
Эти компании производят финансовые услуги для различных организаций, которые, в свою очередь, контактируют напрямую с потребителями, разрешая их насущные проблемы. Услуги, создаваемые бизнес-системой, рассматриваются как косвенный элемент производственных процессов внутри третичного экономического сектора.
Глобализация третичного сектора экономики
Тему глобализации третьего сектора в последнее время поднимают многие: от философов, до политиков и экономистов.
Нельзя не отметить доминирование сферы услуг в современном мире после трансформаций, происходивших в индустриальных обществах на протяжении всего двадцатого столетия.
Все это причина укрупнения капитала третичного сектора экономики и значительное повышение доходов развитых стран. Создаются новые предприятия, производящие услуги. Так же происходит процесс преобразования «старых» организаций, ранее заточенных под создание материальных благ. Наблюдается «перелив» вложений из других секторов экономики, в частности, тяжелой промышленности.
Глобализация и более совершенные интеграционные модели позволяют распространиться сфере услуг путем включения их в деятельность крупных хозяйственных объединений. Имеет место нарастающая клиентоориентированность.
Таким образом можно предположить, что будет продолжать процесс гуманизации система хозяйствования при переходе общества из индустриальной стадии в информационную (постиндустриальную). Мирохозяйственные связи расширятся.
Следует так же прогнозировать унификацию предоставляемых услуг для потребителей в рамках постиндустриального общества.
Из опасностей глобализации называют перетекание многих услуг в страны с более дешёвой рабочей силой (тут простор для стартаперов и платформ). Например, услуги консультаций адвокатов — час специалиста в США и час специалиста в Индии — большая разница. В итоге в развитых странах будет происходить ещё бОльшее размытие среднего класса.
Третичный сектор экономики
В любой стране мира хозяйственная деятельность определяет экономическое значение и значимость этого государства в мире. Хозяйственная деятельность включает в себя сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг. Какие отрасли входят в состав третичного сектора экономики, и какими особенностями можно ее охарактеризовать?
Теория секторов
Теория секторов (теория структурных изменений) была разработана А. Фишером, К. Кларком, Ж. Фурастье в 30-40-ых гг. XX века.
Ученые стали впервые разделять экономику на три сектора:
Третичный сектор экономики
Если следовать теории Фишера-Кларка, то общество развивается с первичного сектора до воторичного, а потом плавно переходит к третичному сектору экономики. В развитых странах доминирующим является именно третичный сектор, так как с увеличением доходов населения растет спрос на отрасли сферы услуг.
Общество, которое развивается в условиях третичного сектора экономики, называется постиндустриальным.
Третичный сектор экономики включает различные отрасли, которые помогают улучшить производительность и эффективность производства. Итоговым результатом этой отрасли становится не готовый продукт, а оказание услуг. Услуги могут предоставляться не только предприятиям, но и физическим лицам – конечным потребителям. Сфера услуг является очень разнообразной. Сюда может входить, как транспортировка и доставка товара от поставщика к заказчику, так и проведение, например, развлекательных мероприятий. Также сюда относятся парикмахерские, рестораны, ремонтные мастерские, спортивные клубы, туристические фирмы и т.д.
Сфера услуг предполагает тесное сотрудничество клиента и поставщика услуг, причем конечный результат часто возможен только при взаимодействии обоих сторон. Например, при проведении экскурсии по музею важны не только знания экскурсовода, но и желание посетителя узнавать новое и впитывать рассказываемый ему материал.
Очень часто из третичного сектора выделяют четвертичный сектор. Этот сектор можно назвать информационным. Сюда относятся информационные технологии, образование, научные исследования и разработки.
Рис. 3. Научные разработки.
Государством с самым развитым третичным сектором является США. Это значит, что на протяжении года стоимость предоставленных услуг была выше, чем в других странах. На втором месте находятся страны Евросоюза. Третичный сектор экономики России, к сожалению, не входит в первую десятку стран. В этом секторе занято 58% экономически-активного населения страны.
Что мы узнали?
Третичной сферой экономики называется сфера услуг. Сюда относится транспорт, здравоохранение, туризм и многое другое. Сфера услуг – это вид хозяйственной деятельности наряду с сельским хозяйством и промышленностью. Развитые страны и большинство стран с переходной экономикой развиваются в условиях третичного сектора.
Третичный сектор экономики: значение и основные отрасли
Экономика как инструмент в любом государстве определяет его значимость и успешность в мире. Это понятие включает в себя все виды хозяйственной деятельности социума, направленные на удовлетворение основных его запросов и потребностей. Для удобства экономику разделяют на несколько ответвлений. Самую большую нишу занимает третичный сектор экономики и его отрасли.
Экономическая теория
Познавательная функция науки заключается в изучении взаимодействия всех элементов хозяйственной деятельности: распределение ресурсов, их потребление или обмен, субъектов производства, накопленный опыт. Согласно имеющейся сегодня теории, общество ведёт экономическое развитие от первичного до вторичного сектора. В мировой экономике принята трёхмерная конструкция:
Поскольку сервисный раздел экономики слишком объёмный, экономисты выделяют ещё один подсектор — четвертичный. Это тоже услуги, но связанные с планированием и организацией. Например: финансы, исследования рынка, информационные ресурсы.
Другие учёные пошли ещё дальше и определили пятеричную категорию сервиса, выделив сюда услуги образования, культуры, то есть продукт, производимый некоммерческими предприятиями. Но поскольку не все экономисты согласны с такой моделью, то в большинстве случаев используется трёхсекторный вариант.
Описание третичного сектора
В большинстве стран мира именно третичный раздел экономики является доминирующим, потому что услуги нужны в любой сфере, в том числе в промышленной. Сырьё для производства, как и конечный продукт, нужно доставить к месту назначения. То есть нужны транспортные услуги, распределение и хранение товара.
Каждая отрасль экономики нуждается в специалистах, которых нужно обучить. Товары и продукты нуждаются в потребителе, то есть необходима реклама, изучение рыночного спроса. Сервисная сфера включает отрасли, которые дают знания, эффективность, помогают улучшить условия труда и отдыха, здоровье.
Первой задачей третичного сектора является взаимодействие людей, предоставляющих услуги, и клиентов. Качество работы сферы имеет большое значение в развитых странах, поскольку спрос на услуги разного рода растёт вместе с благосостоянием граждан. Например, всё больше растёт доля рекреационной деятельности, то есть обеспечение досуга. Большинство отраслей хозяйства, так или иначе, вовлечены в оказание услуг по санаторному лечению, туризму или другому виду отдыха.
Примеры отраслей
Третичный сектор экономики в развитых странах называют основным пунктом дохода. Это не удивительно, поскольку услуги предоставляются и юридическим, и физическим лицам. Чтобы лучше в этом разобраться, нужно рассмотреть, какие отрасли входят в состав сектора:
Влияние прогресса
Научно-технический прогресс сегодня является объектом внимания как частных лиц, так и крупного бизнеса. Влияние новых технологий, телекоммуникаций, развитие IT-сферы позволило образовать новую систему комбинации имеющихся у производства ресурсов: повысить рентабельность и минимизировать затраты. Прежде всего, это глубокое внедрение автоматизации, что повышает производительность, способность конкурировать на мировом рынке, соответственно пополнять бюджет. В результате занятость населения в третичном секторе выросла до 70%, в то время как в первичном она упала до 10%.
Проблемы нематериального производства
Предприятия, работающие в сфере услуг, сталкиваются с некоторыми проблемами. Поскольку услуги нематериальны, их нельзя пощупать, многие клиенты не понимают, как формируется цена на продукт. Ведь в этой ситуации производитель берёт плату, но не предоставляет гарантию, как в любом материальном производстве. Выход у сферы услуг один — качество.
Достичь качества можно, нанимая на работу профессионалов, если и без опыта, то с высоким уровнем знаний. Здесь возникает вторая проблема: чем выше уровень знаний у сотрудника, тем на большую оплату своего труда он рассчитывает. Что абсолютно справедливо, и сэкономить компании не удастся. Поскольку оплата труда работников занимает львиную долю стоимости услуги, фирма поднимает цену. Однако учитывая высокую конкуренцию, качество предоставляемого продукта должно соответствовать его стоимости.
Уровень развития в мире
Экономику, в которой третичный сектор занимает доминирующее положение, называют постиндустриальной. Практически весь западный мир и европейские страны демонстрируют рост сферы услуг в экономической деятельности. Согласно наблюдениям учёных экономистов на этом пути лидируют США, Великобритания, где в секторе занято 70% населения.
Сервисные отрасли уменьшают некогда сильную зависимость общества от аграрного сектора, добывающего и перерабатывающего полезные ископаемые. Благодаря компьютерным технологиям, телекоммуникациям уменьшается использование природных материалов, совершенствуются инструменты труда, повышается уровень безопасности рабочих.
Несмотря на то что для международной торговли больше подходит материальное производство, импорт-экспорт услуг пользуется не меньшим спросом. Та же Великобритания, например, является лидером в сфере страхования и юридических услуг на мировом рынке. Германия славится качеством медицинского обслуживания, а Франция высоким развитием фундаментальных исследований и туризмом.
В России сегодня в сфере услуг работает 58% населения. Несмотря на то что вклад в ВВП из этого сектора составляет до 60%, то есть является основным, общество пока не относят к постиндустриальному, с экономической точки зрения.
Развитие третичного сектора приводит к социальному благополучию населения. Улучшается качество жизни: разнообразие досуга, бытовое обслуживание, здравоохранение и образование.
Третичный сектор экономики – какие отрасли входят в состав?
В любой стране мира хозяйственная деятельность определяет экономическое значение и значимость этого государства в мире. Хозяйственная деятельность включает в себя сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг. Какие отрасли входят в состав третичного сектора экономики, и какими особенностями можно ее охарактеризовать?
Теория секторов
Теория секторов (теория структурных изменений) была разработана А. Фишером, К. Кларком, Ж. Фурастье в 30-40-ых гг. XX века.
Ученые стали впервые разделять экономику на три сектора:
Рис. 1. Сектора экономики. Таблица.
Третичный сектор экономики
Если следовать теории Фишера-Кларка, то общество развивается с первичного сектора до воторичного, а потом плавно переходит к третичному сектору экономики. В развитых странах доминирующим является именно третичный сектор, так как с увеличением доходов населения растет спрос на отрасли сферы услуг.
Общество, которое развивается в условиях третичного сектора экономики, называется постиндустриальным.
Третичный сектор экономики включает различные отрасли, которые помогают улучшить производительность и эффективность производства. Итоговым результатом этой отрасли становится не готовый продукт, а оказание услуг. Услуги могут предоставляться не только предприятиям, но и физическим лицам – конечным потребителям. Сфера услуг является очень разнообразной. Сюда может входить, как транспортировка и доставка товара от поставщика к заказчику, так и проведение, например, развлекательных мероприятий. Также сюда относятся парикмахерские, рестораны, ремонтные мастерские, спортивные клубы, туристические фирмы и т.д.
Рис. 2. Транспортный сектор.
Сфера услуг предполагает тесное сотрудничество клиента и поставщика услуг, причем конечный результат часто возможен только при взаимодействии обоих сторон. Например, при проведении экскурсии по музею важны не только знания экскурсовода, но и желание посетителя узнавать новое и впитывать рассказываемый ему материал.
Очень часто из третичного сектора выделяют четвертичный сектор. Этот сектор можно назвать информационным. Сюда относятся информационные технологии, образование, научные исследования и разработки.
Рис. 3. Научные разработки.
Государством с самым развитым третичным сектором является США. Это значит, что на протяжении года стоимость предоставленных услуг была выше, чем в других странах. На втором месте находятся страны Евросоюза. Третичный сектор экономики России, к сожалению, не входит в первую десятку стран. В этом секторе занято 58% экономически-активного населения страны.
Что мы узнали?
Третичной сферой экономики называется сфера услуг. Сюда относится транспорт, здравоохранение, туризм и многое другое. Сфера услуг – это вид хозяйственной деятельности наряду с сельским хозяйством и промышленностью. Развитые страны и большинство стран с переходной экономикой развиваются в условиях третичного сектора.
Третичный сектор экономики
Что такое третичный сектор экономики?
Сектор услуг состоит из частей экономики, то есть деятельность, где люди предлагают свои знания и время, чтобы повысить производительность, эффективность, потенциал и устойчивость. Основной характеристикой этого сектора является производство услуг вместо конечных продуктов. Услуги (также известные как «нематериальные товары») включают внимание, советы, обмен опытом и обсуждение. Производство информации уже давно рассматривается в качестве услуги, но некоторые экономисты относят его к четвертому, четвертичному сектору.
Третичный сектор в промышленности
Третичный сектор в промышленности включает в себя предоставление услуг другим предприятиям, а также конечным потребителям. Услуги могут включать в себя транспортировку, распределение и продажу товаров от производителя к потребителю, как это может произойти в оптовой и розничной торговле, или может включать в себя предоставление услуг, как, например, борьба с вредителями или развлечения. Товары могут быть преобразованы в процессе предоставления услуги, как это происходит в ресторанной индустрии. Тем не менее, акцент делается на людей, взаимодействующих с людьми и служащих клиенту, а не преобразование физических товаров.
Как определить сектор экономики?
Иногда бывает трудно определить, является ли данная компания является частью вторичного или третичного сектора. И это не только те компании, которые были классифицированы как часть этого сектора в некоторых схемах; правительство и его услуги, такие как полиция или военные, а также некоммерческие организации, такие как благотворительные организации или научно-исследовательские ассоциации также можно рассматривать как часть этого сектора.
Для финансирования и исследования рынка, рыночные системы классификации, такие как Глобальный стандарт отраслевой классификации и Отраслевая классификация Бэнчмарк используются для классификации предприятий, которые участвуют в секторе услуг. В отличие от государственных систем классификации, первый уровень рыночных систем классификации делит экономику на функционально смежные рынки или отрасли. Второй или третий уровень этих иерархий отражает, производятся товары или услуги.
Уровень развития третичного сектора экономики
За последние 100 лет, наблюдается существенный сдвиг от первичных и вторичных секторов в третичный сектор в промышленно развитых странах. Этот сдвиг называется расширение непроизводственного сектора, или tertiarisation. Третичный сектор в настоящее время является крупнейшим сектором экономики в западном мире, а также является наиболее быстро растущим сектором. При изучении роста сектора услуг в начале 90-ых, глобалист Кеничи Омае отметил, что:
Исторически сложилось, что производство более подходит для международной торговли и конкуренции, чем услуги. Тем не менее, из-за быстрого уменьшения затрат и усовершенствования в скорости и надежности перевозок людей и передачи информации, сектор услуг в настоящее время испытывает наибольшую международную конкуренцию, несмотря на остаточный протекционизм.
Основные проблемы развития сферы услуг
Поставщики услуг сталкиваются с препятствиями при продаже чаще, чем продавцы товаров. Услуги нематериальны, что затрудняет понимание того, что они получат, и его ценность, для потенциальных клиентов. На самом деле, некоторые, например, консультанты и поставщики инвестиционных услуг, не предлагают никаких гарантий об адекватности уплаченной цены.
Поскольку качество большинства услуг во многом зависит от квалификации лиц, оказывающих услуги, «стоимость человека», как правило, занимает большую долю расходов на обслуживание. В то время как производитель может использовать технологию, упрощение и другие методы, чтобы снизить стоимость проданных товаров, поставщик услуг часто сталкивается с постоянным увеличением затрат.
Часто бывает трудно понять различия в предлагаемых услугах. Например, как можно выбрать одного или другого инвестиционного консультанта, если оба предлагают идентичные услуги? Плата за услуги, как правило, вариант только для самых солидных фирм, которые берут эту дополнительную плату за узнаваемость бренда.
Примеры отраслей третичного сектора хозяйства
Примеры третичных отраслей промышленности, могут включать в себя следующее: