Тренинговая диагностика что это
Диагностический тренинг
Диагностический тренинг – это профессиональная диагностика, проводимая во время обучающего тренинга. Таким образом одно мероприятие приносит обучающий и диагностический результаты.
В чем преимущество метода
Участники включены в обучающий процесс, не чувствуют стеснения и ведут себя естественно.
Как реализуется оценка во время обучения
Программа обучающего тренинга разрабатывается под конкретные компетенции, которые являются ключевыми для профессиональной деятельности сотрудников и по которым планируется оценка. Кроме тренера и участников задействованы наблюдатели-эксперты, ассистирующие в ходе мероприятия и осуществляющие включенное наблюдение. Сама процедура оценки начинается с момента прибытия участников в аудиторию. Наблюдатели фиксируют, как обучающиеся взаимодействуют с тренером и друг с другом, как реагируют на задания.
После каждого модуля участникам предлагаются упражнения, игры и кейсы, направленные на закрепление материала и подобранные таким образом, чтобы в них могли проявиться оцениваемые компетенции. В это время наблюдатели-эксперты фиксируют все то, что говорит и делает каждый участник. Затем эксперты классифицируют наблюдения по поведенческим индикаторам и выставляют итоговые оценки по компетенциям.
Когда следует применять диагностический тренинг
Основное направление применения результатов диагностического тренинга – развитие. Участники могут получить обратную связь по сильным сторонам и зонам своего развития. Кроме того, подобная процедура позволяет корректировать программу обучения.
Какой подход используют эксперты BITОBE
Эксперты BITOBE проводят оценку в неявной форме – с использованием зеркала Гезелла. Такой подход дает возможность участникам оценки раскрепоститься, погрузиться в процесс обучения и не отвлекаться на присутствие наблюдателей. Это позволяет зафиксировать скрытые причины неэффективного поведения отдельного сотрудника или целой команды.
Каковы результаты диагностического тренинга
По результатам диагностического тренинга эксперты BITOBE формируют индивидуальные отчеты по каждому участнику и сводный отчет по всем участникам с описанием особенностей проявления компетенций. По запросу в отчеты могут быть включены рекомендации как по развитию конкретного сотрудника, так и группы в целом.
Статьи о тренингах и для тренеров
Каков вопрос, таков и ответ. Рекомендации по проведению предтренинговой диагностики
Предтренинговая диагностика – это один из обязательных инструментов бизнес-тренера, особенно при проведении корпоративного обучения. Бизнес-тренеры с психологическим образованием, конечно же, знают основные принципы проведения диагностических процедур. Для тех же, кто пришёл в эту профессию из бизнеса, могут оказаться полезными общие рекомендации по составлению опросников и процессу проведения диагностики клиентов. Так же данный обзор будет интересным для руководителей, которые организуют обучение своих сотрудников.
Начнём с того, что любой опросник должен быть представлен тремя частями.
Это элементарное проявление вежливости и уважения к участникам исследования, которые собираются потратить своё время на заполнение опросника. Ваша цель заключается в том, чтобы респонденты ответили на вопросы максимально подробно и добросовестно, поэтому разумно будет расположить их к себе, особенно в том случае, когда вы не инструктируете их лично, а передаёте бланки опросника через руководителей. Кроме того, важно дать понять участникам, что данный опросник ни в коей мере не является инструментом какой-либо аттестации или оценивания, иначе вместо искренних ответов вы получите ответы, «нужные», с точки зрения участников.
Тренинговое Агентство «Мастер-класс» приветствует вас и просит ответить на вопросы, связанные с вашей профессиональной деятельностью. Это нужно для того, чтобы наш бизнес-тренер скорректировал программу тренинга под ваши потребности, учёл ваши пожелания.
Известная поговорка гласит: «Каков вопрос, таков и ответ». Для того чтобы получить качественные ответы, следует задавать максимально корректные, грамотные и понятные вопросы. Количество вопросов определяется целями диагностического исследования, но важно не переборщить, иначе заполнение опросника станет утомительным, это приведёт к формальным ответам и может даже демотивировать будущих участников тренинга. О содержании вопросов мы поговорим чуть ниже.
Благодарность и заключительная фраза нужны, опять же, как проявление вежливости, уважения к респонденту и для того, чтобы поставить логическую точку в его работе.
Благодарим за работу над опросником, до встречи на тренинге!
Теперь обратимся к самой объёмной части опросника – самим вопросам. Классика гуманитарных исследований представляет нам три основных вида вопросов. Это так называемые закрытые (или структурированные), открытые и полузакрытые (или смешанные) вопросы. Рассмотрим подробнее эти виды вопросов.
ВИДЫ ВОПРОСОВ
Закрытые (структурированные) вопросы
Закрытые вопросы – это вопросы, для ответа на которые следует отметить (т.е. поставить значок, обвести, подчеркнуть, зачеркнуть и т.п.) один или несколько готовых вариантов ответов. Сюда же относятся предложения оценить частоту или силу некоторого явления или же просьба проранжировать несколько позиций. Среди закрытых вопросов так же можно выделить группы сходных по структуре вопросов.
Обведите один из ответов:
В процессе общения с клиентами я испытываю затруднения.
B ) Закрытые трихотомические вопросы. Такие вопросы подразумевают ответы «Да, «Нет» и третий ответ, выражающий неопределённость – «Не знаю», «Не уверен», «Затрудняюсь ответить» и т.п.. Кстати, минусом трихотомических вопросов считается склонность некоторых респондентов к выбору нейтральной, безопасной с их точки зрения середины («затрудняюсь ответить», «сомневаюсь»). Но с другой стороны – нередко встречаются и респонденты, которые испытывают чувство досады, раздражения, когда их просят выбрать между «да» или «нет» по некоторым вопросам. Так что трихотомические вопросы более популярны у исследователей.
Обведите один из ответов:
Со всеми сложностями в своей работе я справляюсь самостоятельно.
ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ
Кстати, обратите внимание, что при формулировке такого рода вопросов лучше «работает» не вопросительное предложение (Вы справляетесь со всеми сложностями в своей работе самостоятельно?), а утверждение от первого лица. Дело в том, что такое утверждение, как правило, побуждает к искренности в ответах.
Отметьте галочками, каких знаний не хватает Вам для более успешной работы?
D ) Шкалированные вопросы (5-бальная шкала). В случае, когда тот или иной вопрос требуется рассмотреть более подробно, применяется шкалирование.
Оцените верность того или иного высказывания, поставив значок в соответствующей клетке:
всегда
часто
иногда
редко
никогда
Я планирую свою работу
E ) Шкалированные вопросы (7-бальная шкала). Семибалльная шкала позволяет расширить градацию частоты того или иного явления.
Оцените верность того или иного высказывания, поставив значок в соответствующей клетке:
всегда
почти всегда
часто
иногда
редко
почти никогда
никогда
Мои клиенты вызывают у меня раздражение
F ) Шкалированные вопросы (десятибалльная шкала)
Оцените свой интерес к тренингу от 1 до 10.
G ) Вопросы на ранжирование. Это вопросы, в которых предлагается пронумеровать позиции в зависимости от их важности для респондента. Применяются, когда важно понять распределение предпочтений будущих участников тренинга.
Распределите, пожалуйста, по степени важности для вас (5 – наименее важное, 1 – наиболее важное) следующие мотивирующие вас факторы в работе:
Преимущества закрытых вопросов. На закрытые вопросы респонденты, как правило, отвечают охотней, т.к. для этого требуется прилагать меньше сил и проявлять меньше откровенности. Ответы на такие вопросы проще в обработке в силу того, что они стандартизированы.
Недостатки закрытых вопросов. Ответы на закрытые вопросы не несут никакой дополнительной информации кроме заложенной в них. Интерпретация их удобна, но достаточно формальна. Сложно оценить искренность ответов – респондент мог ставить «галочки» «просто так».
Полузакрытые (смешанные) вопросы
Полузакрытые вопросы – это закрытые вопросы с возможностью дописать свой собственный вариант ответа. Для этого последней позицией в перечислении добавляется пустая строчка, которая начинается со слов «Другое:», «Иное:», «Что ещё?».
Какие навыки вы хотели бы отработать на тренинге? Отметьте галочками.
Полузакрытые вопросы хороши тем, что, сохраняя преимущества закрытых, они дают возможность исследователю получить дополнительную информацию, которая может оказаться очень важной. Часто специалисты, отрабатывая содержание опросника в пилотных исследованиях, формулируют в дальнейшем на основе дополнительных ответов обязательные позиции.
Открытые вопросы
Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельное построение предложения респондентом.
Что, на Ваш взгляд, повышает, а что снижает эффективность делового общения?
Какой момент в переговорах для Вас наиболее сложен или неприятен?
В чем, на Ваш взгляд, состоят особенности Вашей профессиональной деятельности?
Методика незаконченных предложений – открытый вопрос, сформулированный как фраза от первого лица, которую необходимо закончить.
Главные качества продавца – это…
В моей работе существуют такие сложности как…
На тренинге делового общения мне хотелось бы научиться…
Эта методика очень популярна. Её преимущества в том, что она стимулирует к неформальным, искренним ответам. Закончить начатое предложение респонденту легче, чем ответить на обычный открытый вопрос. К недостаткам методики можно отнести сложность в статистической обработке, свойственную любым открытым вопросам.
Преимущества открытых вопросов. Ответы на такие вопросы дают больше разноплановой информации, в том числе той, которой исследователь даже не ожидал получить.
Недостатки открытых вопросов. Не все респонденты охотно отвечают на такие вопросы, т.к. это требует больше времени и сил для формулировки своих мыслей, а так же предполагает готовность «раскрыться» быть более откровенным, чем при расстановке «галочек». Ответы на открытые вопросы более трудоёмки в статистической обработке – для этого необходимо провести некоторую формализацию полученных ответов и уже по ней собирать статистику.
ГРУППЫ ВОПРОСОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ
Теперь поговорим о содержании вопросов, которые составляют типичный опросник будущих клиентов тренинга. Разумеется, в каждом конкретном случае вопросы подбираются индивидуально, но можно выделить наиболее характерные группы вопросов.
Общеинформационные вопросы. Их набор в первую очередь определяется тем, анонимный опросник или нет и, конечно же, целями исследования. Очевидно, что часть вопросов такого рода можно выяснить у руководителя коллектива и не загромождать ими опросник. Самые распространённые вопросы этой группы: ФИО, отдел, должность, пол, возраст, образование, стаж работы по конкретной специальности, стаж работы в данной организации, контактные данные и т.п.
Часто эту группу вопросов располагают не в начале, а в конце опросника для того, чтобы не вызывать настороженности у респондентов.
Группа вопросов, посвящённая выявлению профессиональной позиции в преломлении тематики планируемого тренинга. Эти вопросы помогут тренеру приблизительно оценить уровень профессиональной компетентности участников.
Что такое для вас процесс закупки товара?
Кто клиенты Вашей компании?
Как Вы оцениваете положение Вашей компании на рынке?
Как Вы считаете, какие товары необходимо закупать? Как Вы их выделяете из предложения поставщиков?
Какие требования к партнеру Вы предъявляете при определении поставщика товара?
В чем заинтересованы Ваши партнеры (поставщики)?
Группа вопросов, посвящённая мотивации респондента. Ответы на эти вопросы помогут тренеру понять ведущие мотивы сотрудников в их профессиональной деятельности, понять истоки некоторых затруднений будущих участников тренинга, а так же могут повлиять на характер упражнений, содержание кейсов.
Что в Вашей работе кажется, наиболее интересным и от чего Вы с удовольствием отказались бы?
Что Вам особенно нравится в Вашей работе?
Что является критерием оценки Вашей работы (по каким показателям оценивается работа)?
Как Вы считаете, возможно ли при Вашей работе профессиональное выгорание? Если да, то в чем оно, на Ва ш взгляд, выражается?
Изменила ли эта профессия что-либо в Вашей жизни, применительно к Вашему характеру, манере поведения?
Группа вопросов о том, как респондент оценивает свой профессионализм, свои успехи, неудачи и сложности в работе. Ответы на эти вопросы помогут тренеру непосредственно в содержательном наполнении программы тренинга. Правда, стоит учитывать, что в данном случае ответы респондентов могут быть достаточно субъективными – как в сторону преувеличения, так и преуменьшения своих профессиональных достижений.
Что мешает Вам в осуществлении Ваших планов?
Какие ситуации вызывают у вас затруднение при переговорах с клиентами, поставщиками и партнёрами?
Часто ли в Ваших отношениях с партнерами возникают конфликты? Что обычно является причиной конфликтной ситуации?
Что удаётся вам в вашей работе особенно хорошо?
Какие сложности возникают при выполнении профессиональных обязанностей?
Группа вопросов на профессиональные знания. Эта часть опросника скорее напоминают учебную проверочную работу и, соответственно, придётся следить за тем, чтобы участники не «списывали» друг с друга. Кроме того, необходимо заранее продумать, какого рода будет обратная связь по результатам – количественная (баллы? уровни?) и качественная (что вы скажете авторам самых «сильных» и «слабых» работ?). Ответы на вопросы этой группы так же позволят тренеру скорректировать программу тренинга.
Перечислите основные этапы продаж
Что нужно делать, чтобы уменьшить вероятность возникновения проблемной дебиторской задолженности?
Перечислите последовательность действий по возврату долга с плавным повышением давления на клиента.
Каковы этапы обработки жалобы или претензии клиента?
Какой вопрос стоит задать в случае, если вы понимаете, что клиент пытается вами манипулировать?
Знаний, из каких областей Вам не хватает для более успешной работы?
Эти же самые вопросы можно предложить и в посттренинговом опроснике. Это даст возможность оценить результативность тренинга путём сравнения ответов до и после прохождения обучения.
Группа вопросов по поводу предстоящего обучения. Для того, чтобы получить спектр ожиданий участников от обучения на тренинге, можно сделать достаточно простую вещь – спросить об этом прямо. Иногда бывает важно узнать, где и как участники обучались ранее. Зачастую эти сведения являются ключом к негативному настрою участников по отношению к предстоящему обучению.
Как Вы ранее проходили обучение? В форме тренинга, семинара, лекции?
Понравились ли Вам предыдущие этапы обучения? Оказались ли полезны лично Вам?
Какие опасения по поводу тренинга у вас есть?
Каким, по-вашему, должен быть тренер: какими качествами обладать, какой опыт иметь?
Что бы Вы хотели получить от обучения, чему научиться?
Группа вопросов, направленных на изучение взаимоотношений в коллективе. Эти вопросы наиболее актуальны перед проведением тренингов командообразования и деловых коммуникаций. Однако они могут быть полезны перед любым корпоративным тренингом, если известно, что в коллективе имеются коммуникативные проблемы. Эти проблемы могут актуализироваться на тренинге и тренеру в любом случае придётся с ними работать. Поэтому целесообразно заранее оценить степень и характер разногласий.
Каковы отношения между Вами и Вашими коллегами?
С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе коммуникации с коллегами?
Какие отношения в коллективе Вы считаете идеальными?
Каковы отличия реальной ситуации от идеальной?
Маркетинговые вопросы
Эти вопросы весьма важны для тренера и тренинговой компании, т.к. позволяют, с одной стороны, ненавязчиво представить свою продукцию, а с другой стороны, узнать о потребностях участников тренинга в дальнейшем обучении. Эти вопросы скорее подойдут для небольшой анкеты в конце тренинга или для посттренинговой диагностики, о которой мы поговорим в следующей статье.
Пожалуйста, отметьте темы тренингов, которые представляют интерес для Вас или Вашей компании.
Разумеется, что в вашем опроснике могут быть иные группы вопросов и не все приведённые группы должны там обязательно присутствовать. Главное, чтобы вы, как автор опросника, чётко осознавали целевое назначение каждого вопроса и максимально использовали полученные выводы при разработке программы предстоящего тренинга.
Нельзя не упомянуть о том, что при проведении любой диагностики респондентам необходима обратная связь. Путь это будет всего несколько слов, возможно, что какие-то выводы будут предназначены только для руководителей, но, тем не менее, обобщённые результаты исследования надо обязательно донести до его участников. Иначе у них может создаться впечатление, что их работа с опросником была бесполезной или же полученные результаты негативны.
Мы рады пригласить вас на программы для бизнес-тренеров. Ближайшая из этих программ – «Курс для бизнес-тренера. Модуль 3. Работа с группой на тренинге. Групповая динамика. Работа с эмоциями на тренинге. Проблемные слушатели» стоит в нашем расписании 25 – 27 июня. Так же мы проводим Международную сертификацию бизнес-тренеров от лица Международного института Управления в Санкт-Петербурге IIMD ( International Institute for Management Development ).
Методист ТА «Мастер-класс»
Мария Степанова
Психодиагностические упражнения для тренингов
Психодиагностические упражнения для тренингов
Для прощупывания участников тренинга, их настроения, личностных особенностей, развития психических процессов, на определенном этапе процесса можно вводить элементы психодиагностики.
В данной публикации содержатся упражнения, направленные на психодиагностику личностной, эмоциональной и познавательной сферы.
Упражнение «Изображение своего настроения»
Ведущий предлагает детям выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии. Использование черных и фиолетовых цветов говорит о депрессивном настроении, большом количестве страхов.
Упражнение «Словесный автопортрет»
Участники на листах бумаги пишут сообщения о себе, но не подписывают их. Рассказывают о семье, в которой они живут, о классе, в котором учатся, о друзьях, о своих качествах, характере, поведении, об успехах в учебе и т.д. Затем листы собираются и перемешиваются. Каждый подросток выбирает лист и зачитывает группе сообщение. Задача читающего – узнать по словесному описанию, о ком идет речь. Если он не догадался, то просит помощи у группы.
Упражнение «Свет мой, зеркальце»
Ведущий предлагает вспомнить строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Кто на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Роль зеркальца предоставляется одному из участников. Работа в парах. При помощи «волшебного зеркальца» царица получает информацию о себе.
Упражнение «Чудесные превращения»
Перед подростками на столе расставляются игрушки из киндер-сюрпризов. Каждый участник выбирает себе наиболее понравившуюся игрушку. Необходимо в течение 5 минут придумать историю для своей игрушки: о ее жизни в прошлом, настоящем и будущем, о ее привычках, проблемах. Нужно рассказать всем эту историю от лица игрушки.
Рассказывая историю, подростки невольно говорят о себе, о своих желаниях, проблемах, самораскрываются. Например: «Я маленький серый мышонок. Мне очень одиноко, меня все бросили, и я стал никому не нужен. Я очень хочу найти друга, который поймет и поддержит меня в трудную минуту. Хочу гулять и веселиться, а не сидеть в одиночестве».
Можно использовать не только игрушки, но и всю мелочь, которая находится в сумках и карманах: ключи, заколки, губную помаду и т.д.
Упражнение «Волшебная чайная»
Эмоциональное, полезное и интересное упражнение. Хорошо как в тренинге, так и в качестве развлечения.
Выбирается водящий, который выходит из комнаты.
Ведущий. Все вы – кондитерские изделия. Сейчас подумайте буквально минуту, кем вы являетесь (изделия не должны повторяться) и по кругу назовите себя. Просто наименование. А остальные запоминают. Сейчас к нам придет покупатель.
Заходит водящий, ему объясняют, куда он попал, и предлагают набор кондитерских изделий. После того как он выбрал, дается следующая инструкция: «Но наши кондитерские изделия непростые. Чтобы попробовать их, нужно угадать, кто за каждым из них скрывается. Вы можете задавать вопросы любому присутствующему здесь: какое это кондитерское изделие, какая у него начинка, упаковка и т.п. Те, кто отвечает на вопрос, описывают кондитерское изделие, не забывая, кто стоит за ним. Надо описать это изделие так, как если бы этот человек действительно им был».
Игра «Что я чувствую в школе»
Ход игры: ведущий предлагает каждому из детей вытянуть по одной карточке с названием чувства (радость, скука, удивление, отвращение. ), а затем назвать школьное занятие, которое порождает в нем это чувство.
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.
Упражнение «Диагностика отношений к своей деятельности»
Цель: формулирование личных проблем, оценка выборов своей деятельности.
Укажите 3 вещи, которые вам бы хотелось делать чаще в вашей жизни.
Укажите 3 вещи, которые вам бы хотелось перестать делать.
Объясните, почему не делаете первые 3 и делаете последние 3.
Упражнение «На какой я ступеньке?»
Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
1-4 ступенька – самооценка занижена
5-7 ступенька – самооценка адекватна
8-10 ступенька – самооценка завышена
Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос «Кто я?». Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.
По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8 – прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10 – средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20- вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше.
Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: «Я учитель» или «Я мать». Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания. Все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.
Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это вслух. (Высказывания по кругу.)
Повторение упражнения «12-Я»
Закройте глаза. Попробуйте не думать ни о чем. Снова задайте себе вопрос: «Кто Я?». Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и записывать ответы.
Обмен мнениями, какие высказывания получились теперь.
Упражнение «История игрушки»
Ведущий. Рассмотрите предметы, расположенные на столе. Выберите тот, который по каким-либо причинам кажется вам близким, похожим на вас. Рассмотрите его внимательно, пощупайте, почувствуйте материал, из которого он сделан. Придумайте небольшую историю предмета – от его рождения (создания) до сегодняшнего момента. Расскажите эту историю от первого лица – так, как будто этот предмет говорит вашими устами.
По ходу рассказов каждому предмету надо задать вопрос: «На что или на кого тебе приходилось в жизни обижаться?»
Это упражнение позволяет снять напряжение, пробудить творческий потенциал. В то же время участники часто сами замечают проективный характер своих рассказов, анализируют проявившиеся в них личностные особенности переживания обиды.