Тренинг в колледже это что

Программа тренинга психологического сопровождения студентов в колледже

Цель: подготовка студентов колледжа к профессиональной деятельности.

Реализация поставленной цели и задач лежит на педагоге-психологе, который выступая в роли тренера, в интерактивной форме организует в подгруппах студентов игровое взаимодействие, позволяющее им не только решить поставленные задачи, но и способствовать личностному росту студентов.

Целевая группа: студенты колледжа в количестве 17–18 человек в каждой подгруппе.

Время проведения: два тренинговых занятия по 3 часа каждое.

Помещение: учебная аудитория, позволяющая расставить стулья по кругу с достаточной зоной для свободного перемещения участников.

Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), мяч, ватман, карандаши, фломастеры,
бумага (А 4), карточки с заданиями, карточки с названиями, магнитофон, раздаточный материал в виде схем, аудиокассета с записью спокойной музыки.

Проведение программы тренинга по осуществлению психологического сопровождения профессионального становления студентов – важный момент в становлении профессионального будущего.
Ее значение сложно переоценить, поскольку именно с момента проведения данного вида тренинга начинается знакомство студента с азами профессии не с позиции теории, а с позиции активного овладения практическими умениями и навыками, столь необходимыми для успешного освоения профессией, знакомством с возможными трудностями профессии. Этот момент сопровождается активным осознанием и пониманием себя в профессии, выработкой собственных профессиональных позиций и приоритетов. Очень важно, чтобы на момент начала этой деятельности у учащегося был положительный опыт вхождения в профессии, поскольку от этого зависит вся его дальнейшая профессиональная судьба, отношение к себе как к профессионалу, видение себя в этой профессии, т.е. профессиональной самосознание будущих профессионалов. Таким образом, основная задача деятельности педагога-психолога в этом направлении – это осуществление психологического сопровождения, оказание психологической помощи в процессе формирования профессионального самосознания учащихся.
Осуществление данного направления деятельности происходит при содействии классных руководителей, кураторов групп.
Целью данной работы является подготовка студентов колледжа к профессиональной деятельности, снятие эмоционального напряжения в группе. В этапы проведения тренинга, в обязательном порядке, включаются упражнения на знакомство, игры на сплочение, на решение проблем в общении, на решение возможных конфликтных ситуаций, упражнения на снятие эмоционального напряжения с элементами самопомощи в стрессовых ситуациях, упражнение на рефлексию. Тренинговое занятие проводится по специально составленному расписанию, группы учащихся при помощи проведения специального упражнения перемешиваются, что также дополнительно способствует сплочению самих студентов между собой.

Этапы тренингового занятия по деловому общению:

3. Заключительная часть:

Этапы тренингового занятия по повышению эмоциональной устойчивости:

3. Заключительная часть:

Источник

В наше время саморазвитие – это основа успеха современного человека. Работать стоит не только для материального обогащения, но и для духовного. Университет не всегда предоставляет все необходимые программы и курсы. Поэтому сам молодой человек может найти для себя дополнительные курсы и тренинги.

В этой статье мы рассмотрим тренинги для студентов, которые вам точно понравятся.

Что такое тренинги?

Для чего нужны тренинги

Какие тренинги для студентов бывают?

— Тренинги для саморазвития

— Тренинги для сплочения коллектива

Как попасть на тренинги бесплатно

Сколько стоят платные тренинги для студентов

Как сдать курсовую с высокой оригинальностью

Как самому провести тренинг в университете

Что такое тренинги?

Для начала рассмотрим, что такое тренинги.

Тренинги – это образовательные курсы, которые помогают за короткое время обучиться новому навыку, получить конкретные знания по теме, а также достичь своих целей.

Не всегда студенту и любому молодому человеку хватает предметов в университете. Чаще всего они направлены на компетенцию специалиста и общую образовательную основу студента. Однако не хватает предметов для духовного развития, для саморазвития и получения коммуникативных навыков. Есть секции, которые направлены на развитие творческих способностей и самовыражения. Редко, когда в вузе или на факультете встречаются психологические тренинги от преподавателей.

Тренинги бывают направлены не только на психотерапевтический эффект. Также встречаются силовые тренинги для появления навыков в преодолении каких-либо сложностей и экстремальных ситуаций. К примеру, тренинг по выживанию в горах, тренинг по паркуру.

Тренировки в спортзале и даже на улице также являются тренингами. Человек имеет цель получить новые знания и навыки для своих целей и поэтому занимается усиленно тренировками, изучает новую для себя сферу.

В настоящее время также стали популярными бизнес-тренинги. Их ведут зачастую известные люди, которые уже сделали свой бизнес и теперь за деньги рассказывают другим историю успеха. Также они дают уроки для закрепления знаний и приобретения навыков предпринимателя.

Однако этот сегмент часто является мошеннической схемой для сбора финансовых средств и обмана всех желающих узнать секреты миллионеров. Необходимо подходить к выбору тренинга со всей настороженностью и заранее узнавать отзывы.

Итак, тренинг – это программы для получения знаний и навыков, для развития физических и духовных сил человека. Дальше мы рассмотрим, какие тренинги для студентов можно выбрать.

Наш сервис Анти-антиплагиат.рф помогает всем студентам повысить уникальность текста до 80-90% без предоплаты. Текст при обработке документа не изменяется, а все заимствования скрываются благодаря кодировке файла. Заказать услугу можно в любое время суток

Для чего нужны тренинги

Про тренинги для студентов знают многие люди. Однако большинство не понимает, для чего они нужны. Давайте разберемся

1.Тренинги помогают быстрее освоить новые сферы деятельности. В тренингах есть тренер, который все объясняет по своей собственной программе. Поэтому вам не придется самостоятельно разбираться в чем-либо. Достаточно слушать и понимать человека, который вас обучает. Как в университете, только без официоза и в более комфортной обстановке

2.Тренинг нужен тем, кто не готов набивать свои собственные шишки. Чаще всего люди, которые пытаются самостоятельно добиться успеха в новой для себя сфере, учатся на ошибках. Представьте, что вы решили добиться кубиков на прессе в зале и в первый день забили все мышцы. Еще неделю, минимум, вы будете восстанавливаться. А если воспользоваться услугой тренера, то в течение месяца можно приблизиться к своему результату быстро и без боли

3.Тренинг необходим для личностного роста. Любой тренинг, даже если он направлен на освоение новой специальности, помогает вам разобраться в себе, открыть новую грань своей личности и найти новый выход из сложной ситуации.

5.Тренинг позволяет реализовать свою старую мечту. Например, вы всегда хотели быть директором, но работаете сисадмином. Профессиональный тренинг поможет вам стать настоящим руководителем, развить в себе черты управленцы и обрести стратегические и ораторские способности для работы

Таким образом, тренинги для студентов и других людей полезны и помогают выйти из сложных жизненных ситуаций.

Источник

Психологический тренинг «Я в коллективе» (для студентов 1 курса колледжа)

Данный семинар-тренинг рассчитан на 40-60 минут для проведения с педагогическим коллективом школы, а также с родителями учащихся во взаимодействии с педколлективом, и отдельно с учащимися школы.В процессе проведения тематического социально-психологического тренинга происходит обучение оптимальному поведению в различных ситуациях межличностного общения. С участниками обсуждаются проблемы, с которыми они встречаются в повседневной жизни, ведётся поиск решения этих проблем.

Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг «Я в коллективе» (для студентов 1 курса колледжа)»

Семинар-тренинг «Учимся строить взаимоотношения»

Данный семинар-тренинг рассчитан на 40-60 минут для проведения с педагогическим коллективом школы, а также с родителями учащихся во взаимодействии с педколлективом, и отдельно с учащимися школы.

В процессе проведения тематического социально-психологического тренинга происходит обучение оптимальному поведению в различных ситуациях межличностного общения. С участниками обсуждаются проблемы, с которыми они встречаются в повседневной жизни, ведётся поиск решения этих проблем.

Особое значение придаётся непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Во время мини-тренинга поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с другими людьми. Особая роль при проведении отводится сотрудничеству.

При проведении мероприятия способом тренинга основная цель состоит в том, чтобы при добровольном участии, в неформальной обстановке, атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать себя и других людей, выработать новые пути и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.

В процессе проведения тренинга осуществляются следующие задачи:

1. Эмоциональное раскрепощение, самораскрытие участников, самоактуализация личности.

2. Формирование потребности в общении и взаимодействии и чувства общности.

3. Выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения в ракурсе темы «Учимся строить взаимоотношения».

4. Более активное включение родителей в школьную жизнь.

Структура проведения тренинга:

1. Приветствие (цели, задачи)

2. Представление участников.

3.Ожидания от тренинга.

4. Выработка правил работы.

5. Тематическая часть.

6. Подведение итогов.

Используются следующие интерактивные методы:

2. Мини- лекция и презентация.

3. Обучение на примерах.

4. Дискуссия в малых группах.

5. Общее обсуждение.

6. Вопросы и ответы.

7. Анализ и решение проблем.

Сообщение по теме тренинга.

Чтобы хлопнуть в ладоши – нужны две ладони.

Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.

Психологи по этому же поводу говорят: смысл общения – в его результате… одним из условий любого общения, независимо от его содержания, является психологический контакт, способствующий балансу и гармонии человека с его окружением (Х. Алдер).

Родители и дети нашей школы желают педагогам достигать совершенства в своей работе, в педагогической самореализации. Повышение психологической культуры педагогов и родителей— необходимое условие этого процесса.

Основная задача, которая стоит сейчас перед каждым педагогом, каждым родителем, заключается в следующем: формирование и развитие подростка как личности, обладающей теми качествами, которое необходимы ей в обществе. На современном этапе нам нужна личность духовно богатая, высоконравственная, внутренне свободная, ответственная и, конечно, психологически здоровая. И это является общей задачей для семьи и школы. Но и сами личности родителей и педагогов должны соответствовать этим характеристикам.

В настоящее время в педагогической практике получили распространение некоторые психологические методы, один из которых, на мой взгляд, как нельзя лучше позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в воспитании, а главное, сформировать психологически здоровую личность. Это социально-психологический тренинг. Тренинговую формы работы сейчас используют довольно часто. Почему? Потому что удобно, потому что с удовольствием работает вся группа, потому что по- новому раскрываются люди, потому что тренинг – это во многом игра, а играть любят и дети и взрослые.

Тренинг- это увлекательная форма преобразования знаний в умения, это новая информация через практику, это стопроцентная возможность саморазвития, а также возможность немедленного применения полученного опыта. Система заданий тренинга направлена на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него.

Сегодня у нас с вами есть возможность подойти к пониманию и решению проблемы «Выстраивание взаимоотношений» через практические методы с помощью данного семинара-тренинга.

2. Упражнение «диагностика цветонастроения»

А теперь, пожалуйста, скажите: каким цветом можно охарактеризовать ваше настроение, состояние здесь и сейчас?

После того, как участники высказались, ведущий, определив по цветам преобладающее настроение группы, проводит упражнение на эмоциональный и физический «разогрев».

3. Упражнение «Слушать и слышать»

Попробуем посчитать до 10 (в идеале счет происходит по количеству участников) Вроде бы как просто, правда?! Просто, да не очень, потому что здесь важно не только слушать, но и слышать, чувствовать другого человека.

Правила простые: по сигналу (хлопок в ладоши) кто-то говорит «Один», дальше кто-то произносит «два» и так далее. Но, если цифра прозвучала не от одного человека, а от нескольких, счет прекращается и по сигналу начинается сначала, пока все цифры не будут произнесены не более чем одним голосом. В игровой форме это упражнение учит слышать другого человека, а это очень важное умение в жизни. В данном случае в контексте заданной темы: семья и школа.

4. Упражнение «Две ладони»

Соедините, пожалуйста, две ладони. Теперь надавите одной на другую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете? Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Это касается взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-родитель», «родитель-учитель».

5. Упражнение «Ложки – вилки»

Готовятся два стола, на одном из них разложены разные предметы. Для участия в игре приглашаются участники (6-8 человек), берут себе инструмент: ложку или вилку.

Инструкция: по сигналу ведущего, действуя одной рукой, задача каждого участника переносить предметы с одного стола на другой стол.

Время – 1 минута. То, что упало, не поднимается.

1 этап: В течение одной минуты участники самостоятельно переносят предметы.

2 этап: Участники объединяются в пары «ложка – вилка» и в течение одной минуты выполняют задание совместными усилиями.

3 этап: Те же пары «Ложка – вилка», но дается предварительное время для выработки общей стратегии и в течение минуты переносят предметы снова.

4 этап: обсуждение упражнения, осознание полученного опыта, комментарии ведущего.

Обычно после участия в этом упражнении все участники буквально «прозревают»: как они общаются, взаимодействуют и как решают проблемы.

Ваши впечатления и чувства сейчас? (Даём участникам достаточно времени на эмоциональную обратную связь).

Что было сегодня вам интересно, что дало возможность задуматься, увидеть что-то по-новому? (Выслушиваем участников, даём время для анализа того, что происходило).

Нет необходимости подробно рассказывать об этом подходе – наша школа десятилетиями практиковала его. Его преимущества очевидны – интенсивность образования, ориентация на будущее человека и общества, вера в возможности педагога «научить всех всему», в то, что при надлежащем образовании каждый может достигнуть творческих вершин. Не менее известны и недостатки этого подхода – педагогический авторитаризм, игнорирование индивидуальных потребностей каждого воспитанника, давление общества на педагога. При этом подходе достижения некоторых талантливых учителей механически распространяются на всех остальных и зачастую становятся силой, побуждающей к лицемерию, самообману, «процентомании» и другим подобным явлениям.

Из опыта этого исторически первого подхода к образованию возник и становится все более популярным в последние десятилетия подход, во главу угла ставящий идею саморазвития личности, идею опоры на индивидуальный опыт каждого воспитанника. Личность – это не только совокупность опыта, который мы накопили с момента зачатия до настоящего времени; главное в человеке – то, что отличает тебя от всех других людей на свете; то, что заставляет тебя видеть мир по-своему, чувствовать по-своему, думать по-своему; то, что делает тебя неповторимой индивидуальностью.

Отсюда цель образования – не научить школьника запоминать факты, а помочь ему открыть собственную уникальность и развивать ее, а потом показывать, как делиться ею с другими, потому что единственный смысл владения чем-то – это возможность отдавать. Представьте, каким был бы мир, если бы люди постоянно говорили вам: «Как хорошо, что ты неповторим, замечательно, что ты ни на кого не похож. Может, я смогу научиться чему-нибудь у тебя».

В соответствии с этим подходом образование – это процесс, который подводит воспитанника к опыту человечества как к уникальности, полной всяких яств, способных удовлетворить самый утонченный вкус. Однако никого нельзя заставить есть, можно только пригласить к этому столу, надеясь, что у каждого есть потребность отведать прекрасно изготовленные блюда.

Итак, данный подход утверждает, что человека нельзя заставить учиться. Каждый, кто хочет учиться, будет учиться. Учитель, который считает, что знает ответы на все вопросы, льстит себе. Как прекрасно, когда ученик задает вопрос, поистине блестящий, а учитель говорит: «О! Да, я не знаю ответа, но давай-ка попробуем найти его вместе». Может быть, этим он говорит: «Учиться очень интересно. Вовсе не обязательно все знать. Мы поможем друг другу учиться».

Помните, тем не менее, что школа – это важный элемент обучения и воспитания личности ребенка, но главным, более важным и, соответственно, ответственным элементом при воспитании является семья. По силе воздействия и влияния это неоспоримый факт. В этом плане школа – мощный, но всего лишь вспомогательный элемент.

Сейчас настает такое время, когда школа, испробовав самые разнообразные подходы и способы взаимодействия с семьей школьника, отдает инициативу родителям, все более прислушивается к вашим предложениям, помня всегда о том, что родители и воспитатели своим детям – Вы. Мы –Ваши помощники, но когда мы вместе – у нас все получится.

8. Подведение итогов. Упражнение «Горящая свеча» (зажигается свеча, передаётся по кругу, все желающие говорят пожелания).

Источник

Адаптационный тренинг для студентов

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

Педагог-психолог: Дасаева М.Ю.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Адаптация студентов включает в себя два периода:

а) сбор и анализ необходимой информации о ребёнке;

б) прогнозирование характера адаптации;

в) планирование тренинговой и коррекционной работы в случае адаптационных нарушений.

а) адаптационный тренинг;

б) наблюдение и анализ результатов адаптации студентов;

в) коррекционная работа в случае серьёзных адаптационных нарушений.

Таким образом, адаптационная работа в техникуме должна охватывать не только работу со студентами, но и работу с педагогами и родителями. Одним из видов адаптационной работы является тренинг.

ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ

Программа данного тренинга направлена на адаптацию студентов в новом коллективе сверстников, на развитие недостающих навыков общения, на обсуждение со студентами проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и ровесниками, проблем конфликтов.

Используемые средства: групповые дискуссии, мини лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и т.д.

На тренинговые занятия приглашаются воспитатель общежития, мастера производственного обучения, преподаватели, работающие со студентами I курса.

Перед проведением тренинговых занятий со студентами было проведено диагностирование по методике «Самооценка», включающей 15 шкал:

Цель занятия: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство студентов друг с другом; установление правил работы в группе; предложение программы занятий.

Каждый из участников по кругу называет своё имя и добавляет к нему прилагательное, которое бы начиналось на такую же букву, что и имя.

Знакомство группы с принципами и с работой, которой будем заниматься:

а) обращение друг к другу по имени;

б) говорить о том, что чувствуешь;

г) уметь выслушать других;

д) спорить, не оскорбляя своих оппонентов;

е) соблюдать конфиденциальность;

ж) обсуждение ритуалов.

Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие «Меняются те, кто…»

Выработка ритуала прощания.

Группа встаёт в круг, берётся за руки и благодарит взглядами друг друга за совместную работу.

Желательно каждое занятие начинать с рефлексии, изменяя каждый раз задание: «Попытайтесь вспомнить, что вам снилось этой ночью. Чем, по-вашему, было вызвано это сновидение? Скажите, чего бы вам сейчас хотелось? Если это возможно, попытайтесь исполнить это желание, если нет, проанализируйте причины его возникновения и возможности исполнения, и т.д.» Вопросы могут касаться настроения, готовности продолжить работу, отношения к тому или иному участнику, и т.д.

Ведущий анализирует своё состояние вместе со всеми, желательно одним из последних.

Формы проведения этой процедуры можно изменять. Ответы на вопросы ведущего могут даваться в вербальной и невербальной формах, в виде проективного рисунка, диаграммы и т.п.

Процедура не должна быть растянута во времени и продолжаться более 10-15 минут.

Цель занятия: продолжение знакомства со студентами, повышение групповой сплочённости, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Разминка. Упражнение «Рукопожатие».

Группа произвольно делится ведущим на команды. Команды выбирают себе название. Начинается рукопожатие: одна команда, выстроенная в затылок друг друга, подходит к другой и здоровается с каждым из них за руку.

Проверка запоминания имён.

Доброволец встаёт в центр круга. Остальные участники поворачиваются спиной к добровольцу. Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты…». Если имя названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться ему и сесть на стул. После этого проводится помощь тем, кто не запомнил все имена.

Игра «Слепой и поводырь».

Выбрать партнёра и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберёт больше предметов?

При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось. Обратить внимание на использование комплиментов, находчивости, оригинальности и т.д. Как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?

Цель занятия: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения.

1. Приветствие «Привет, ты представляешь…»

По очереди каждый из участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи произносят: «Здравствуй, (имя), ты представляешь…» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.

Участники перекидывают друг другу мяч, обращаясь при этом к тому участнику, которому бросают мяч, с ласковым словом. Слова не должны повторяться.

Групповая дискуссия «Какими способами мы общаемся?»

Вывод о том, что общение может быть разным, но возможно и без слов; о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения. Рассказ ведущего о культурных различиях в языке жестов и поз.

Упражнение «Разговор через стекло».

Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться.

Занятие четвертое

Цель занятия: продолжение отработки навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.

Обсуждение самочувствия после прошлого занятия (аналогичная процедура организуется на каждом последующем занятии).

Тренер бросает мяч по кругу и называет имя участника. Тот, кто ловит мяч, называет следующее имя и бросает мяч участнику.

Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.

Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях».

Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на любую заданную тему, но при этом в начале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам даётся возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа начинает запутываться до тех пор, пока не сможет больше сделать никаких действий по запутыванию. Ведущий распутывает группу.

После игры участникам даётся возможность рассказать о своих переживаниях и наблюдениях, появившихся в ходе игры.

Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Один участник находится в центре, все становятся в круг, лицом к нему. Тот, кто в центре, невербально просит кого-то к себе в круг.

Обсуждение: отмечаются наиболее успешные участники.

Занятие шестое

Цель занятия: знакомство с этапами разговора; выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор.

Разминка. Упражнение «Гимнастика».

Ведущий просит всех участников встать перед ним так, чтобы всем было удобно и видно ведущего. Далее он предлагает всем повторять действия, которые он выполнит.

Обсуждение способов начинать разговор в разных ситуациях. Как показать желание поддержать или прервать нежелательный разговор?

Упражнение в центре группы, когда один из участников пытается начать разговор, а другой поддержать его или отказать. Остальные наблюдают и оценивают.

Упражнение «Начальник и подчинённый».

Условия для участников: «Вы приходите и должны узнать, когда пойдёте в отпуск, начальник уже решил, но по каким-то причинам не хочет говорить раньше времени».

Группа сидит на стульях в круг. Руководитель объявляет: «Сейчас, по моей специальной команде, мы все закроем глаза и поменяемся местами с кем-то, кто сидит напротив нас. Присмотритесь к тем, кто сидит напротив вас. Выберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы выбрали именно его. Запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли».

7. Упражнение «Захват инициативы в диалоге».

Двое участников садятся в центе круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постараться как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.

Обсуждение результатов упражнения.

Занятие седьмое

Цель занятия: знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность» и «агрессивность», различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения; выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить поведение уверенного в себе человека.

3. Разминка. Упражнение «Ловля моли»

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя её как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она попросила нас, чтобы мы все вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и демонстрирует хлопки в воздухе, хлопанье по плечам, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех принять участие в этом действии.

Каждому из гостей вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать.

Среди всех ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек.

Обсуждение: группа отгадывает, какие типы поведения были продемонстрированы.

5. Групповая дискуссия.

Обсуждаются вопросы: приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?

Упражнение «Начальник- сотрудник- подчинённый».

Более уверенно, ставя себя выше;

Уступая собеседнику, как бы подчиняясь;

С чувством собственного достоинства, но без вызова.

Каждый участник должен попробовать себя во всех вариантах.

Цель занятия: знакомство с понятиями манипулирования и группового давления, с видами группового давления, начало отработки навыка сопротивления групповому давлению.

3. Упражнение «Разожми кулак».

Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать!). По окончании ведущий выявляет, использовались ли не силовые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

Обсуждение. Когда вас пытаются заставить что-либо сделать? Выводы о способах заставить человека сделать что- либо.

4. Введение понятия манипулирования, группового давления.

Дискуссия о видах группового давления. Выполнение упражнения «В плену»

Доброволец в центре группы, которая пытается заставить его что-либо сделать. Он старается уверенно отказаться. При этом сами учащиеся или вся группа оценивает, какой из видов давления (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т.д.) применяется.

5. Упражнение «Перетягивание каната».

Игроки берут воображаемый канат, и по команде ведущего начинается его «перетягивание» до тех пор, пока один не выиграет (проигравший может упасть, показывая проигрыш). Ведущий напоминает о том, чтобы перетягивающие по очереди выигрывали и проигрывали.

Выполнение упражнения. Группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Примеры заданий: уговорить встать, поменяться местами, пойти вместо занятия в кино и т.д.

Затем каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться, и какой способ отказа использовался:

Просто сказали «нет», не объясняя причины, и продолжая отвечать «нет»;

Объяснили причину отказа;

Предложили сделать что-то другое;

Попытались убедить партнёра отказаться от нежелательного действия и т.д.

6. Групповая дискуссия «Когда и почему необходимо сопротивляться давлению и отстаивать своё мнение».

Цель занятия: знакомство с понятием критики и видами критики, отработка навыка уверенного реагирования на критику.

3. Упражнение «Этюд на оправдание».

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом: «Как ты объяснишь своё поведение и то, что произошло?» Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так делал потому, что я…».

4. Беседа на тему «Какая может быть критика? (справедливая, несправедливая). Как надо и как не надо реагировать на критику. Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?» Выводы для ведущего:

Сначала похвали, потом сделай замечание;

Избегай обобщённой критики, критика должна быть конкретной;

Вырази своё чувство и опиши без оценок то, чем ты недоволен;

Старайся ограничиться конкретным вопросом и не переходи «на личности»

Работа в парах. Один критикует другого, партнёр пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики.

После упражнения необходимо дать возможность участникам поделиться своими чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные конструктивные замечания. Учащиеся по очереди говорят друг другу комплименты и принимают их.

Цель занятия: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет товарищу в общении с людьми.

Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Затем «отъезжающему», который всё это время находился в другой комнате, зачитывается и передаётся весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

4.Упражнение «Доверяющее падение».

Участники делятся на пары, один человек будет падать, другой ловить. Ловящий чуть-чуть приседает на расстоянии примерно 90 сантиметров позади партнёра, чтобы успеть прервать падение. Падающий закрывает глаза и расслабленно падает на руки партнёра, стараясь не подстраховывать себя во время падения. Партнёры меняются местами.

5. Упражнение «Автомобиль».

Участники молча договариваются, кто какой будет деталью автомобиля. Звуки можно произносить.

Обсуждение: кто какую деталь изображал? Какая машина у вас получилась? Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

6. Упражнение «Фотография на память».

Ведущий («фотограф») расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определённое место. Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает «историю этой фотографии». После этого «фотограф» занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. «Фотография на память» готова.

Для оценки эффективности тренинга студентам была предложена анкета И.Головатенко:

Что ты ожидал(а) от тренинга?

Знал(а) ли ты, что такое тренинг?

Соответствовало ли то, что было на тренинге, твоим ожиданиям?

Что тебе понравилось на тренинге?

Что тебе не понравилось на тренинге?

Поменялся(ась) ли ты (как человек, как личность) за время тренинга?

Если поменялся(ась), то что с тобой произошло?

Кто еще из ребят, с твоей точки зрения, поменялся, и поменялся больше всего?

Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на тебя? на группу?

Было ли скучно в группе? Когда?

Было ли тебе страшно в группе? Когда?

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло во время тренинга? О чем?

Легче ли тебе стало анализировать особенности поведения окружающих тебя людей?

Стал(а) ли ты лучше понимать себя?

Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов?

Какие проблемы ты хотел(а) бы обсудить?

За кого в ходе тренинга вы переживали особенно много?

Что бы ты хотел(а) пожелать себе? Другим участникам тренинга? Ведущему?

Самое важное для вас событие тренинга. Было ли оно? В чем оно заключалось?

Также вновь была проведена диагностика по методике «Самооценка» с целью проследить изменения в самооценке учащихся.

Взрослым участникам тренинга (воспитатель общежития, мастера производственного обучения, преподаватели) предлагается более короткая анкета А.Лидерса:

1. Что вам понравилось в тренинге?

2. Что вам не понравилось в тренинге?

3. Кто из учащихся больше всего изменился для вас за время тренинга?

4. Какие из упражнений вы могли бы взять в свою собственную практику?

5. Что вы хотели бы пожелать по результатам тренинга себе, группе, тренеру?

Анализ результатов анкетирования помогает выявить студентов, которым необходима дополнительная помощь в период адаптации (индивидуальные беседы, встречи с родителями, индивидуальные задания, поручения).

Предложенная выше тренинговая адаптационная программа со студентами составляет основу работы педагога-психолога. Однако реальная работа всегда богаче программы и включает в себя не только упражнения, игры, но и различные массовые мероприятия, конкурсы, экскурсии, встречи с интересными людьми, которые проводятся в учебном заведении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *