Тренинг по психологии это что
Что такое тренинг
Как решить психологическую проблему
Марина Зажигина детский и семейный психолог
Допустим, что у вас есть какая-то проблема. Например, вы чувствуете, что больше не справляетесь со своим ребенком-подростком, который совершенно отбился от рук, и ничего не слушает. Вы, конечно, слышали, что с подобной проблемой можно обратиться к психологу. Допустим, что вы решили записаться к нему на прием, как вдруг увидели объявление, что специалист, которого вам порекомендовали, помимо индивидуальных занятий проводит еще и тренинг для родителей подростков. И вот тут вы растерялись, потому что совершенно не представляете себе, что и как будет происходить на этом тренинге, и может ли этот самый тренинг быть полезнее, чем индивидуальная консультация.
От лекции или урока тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, т.е. закрепляется в сознании участников тренинга. Достигается это за счет того, что ведущий на протяжении всего тренинга активно работает с мотивацией участников, стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.
Выглядит это все примерно так: человек десять-двенадцать сидят на стульях друг напротив друга и говорят, разыгрывают специальные упражнения, выполняют различные творческие задания ведущего. А тренер, чаще всего психолог, внимательно наблюдает за реакцией участников на те или иные идеи или предложения. В случае если материал «не идет», тренер проводит специальные «разогревающие» процедуры, чтобы пробудить у аудитории непосредственный интерес к теме и мотивировать их к активному участию в работе над ней.
Главное отличие тренинга от индивидуальной консультации в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Таким образом, представления человека о проблеме и о путях выхода из нее сразу многократно расширяются. Часто само присутствие на группе уже способствует снятию остроты проблемы. Мама или папа, посетившие тренинг, убеждаются в том, что это не только их чадо перекрасило волосы в зеленый цвет, отказывается быть вежливым и все время клянчит деньги. Они видят, что с аналогичными трудностями в том или ином виде сталкиваются родители многих, если не всех, подростков. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет, и что с таким проблемным ребенком тоже жить можно, и даже договариваться о чем-то можно.
Есть целый ряд наиболее распространенных проблем, решать которые удобно с помощью группового тренинга. Что однако не исключает и возможность обращения за дополнительной индивидуальной консультацией. Среди таких проблем:
В нашем центре (Европейский Центр Психологической Поддержки Семьи) разработан специальный тренинг для молодых мам, сталкивающихся с похожими психологическими проблемами после рождения первенца. В результате тренинга у молодых мам снимается тревожность, т.к. они начинают понимать причины своего состояния и специфику своей психологической нагрузки. Мама получает возможность разобраться в поведении своего мужа в первый год жизни малыша, а также научиться ладить со свекровью и собственной матерью, участвующих в воспитании ребенка и т.п.
Таким образом, тренинг может быть разработан практически под любую проблему, типичную для нашей культуры и нашего времени. Психологи, специализирующиеся на решении какой-то распространенной проблемы на индивидуальных консультациях с клиентами, разрабатывают комплекс полезных упражнений на преодоление этой проблемы уже для групповой работы.
Что дает людям участие в этих тренингах? Прежде всего, новый опыт, лучшее осознание самих себя, а значит, и лучшее понимание других людей. Например, родители трудных подростков в результате тренинга могут понять, чем вызван бунт подростка, и, вспомнив себя в этом возрасте, найти в итоге точки соприкосновения со своим строптивым чадом. Неуверенные в себе женщины после тренинга женской привлекательности обучаются не бояться подчеркивать свои достоинства и привлекать к себе внимание мужчин. Супруги, разыграв несколько упражнений на совместную деятельность в тренинге на лучшую совместимость и взаимопонимание, начинают видеть, что их сильные и слабые стороны как бы взаимно уравновешиваются, а значит, в паре они лучше защищены от различных жизненных неурядиц.
Конечно, люди по-разному «вкладываются» в работу над собой на тренингах. Соответственно, успехи одних оказываются больше, чем достижения других. Результат также очень зависит от ожиданий, предшествовавших тренингу (поможет или не поможет), и готовности к эксперименту над собой, т.е. желанию применить полученные знания и умения на практике в реальной жизни.
Правила поведения в тренинговой группе обычно специально оговариваются в самом начале. Они могут слегка варьироваться в зависимости от задач, решаемых на тренинге. Из наиболее распространенных правил можно указать:
Зажигина Марина, семейный и детский психолог, консультант Европейского Центра Психологической Поддержки Семьи «СемьЯ»
Как устроен психологический тренинг и что он дает?
Это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.
В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.
Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, который применяют в своей работе различные направления и школы практической психологии. Например, проводятся и психоаналитические группы, и тренинги НЛП, и группы гештальт-терапии, и многие другие.
Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включится в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, эмоций и чувств, общения. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.
Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.
Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.
В своей работе психолог-ведущий руководствуется профессиональными этическими требованиями об ответственности за происходящее на тренинге, о конфиденциальности информации, о безусловном уважении личности участника. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.
Групповая форма психологической работы незаменима, когда речь идет о вопросах связанных с взаимодействиями с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов, общение, семейные проблемы, взаимоотношения с противоположным полом. Как правило, участие в группе дает возможность решения не какой-то одной проблемы, а целого их набора. Это понятно, ведь психология человека очень сложна и многогранна, разные сферы психического обязательно взаимодействуют между собой.
Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.
Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
За счет чего происходят изменения?
В первую очередь, на человека влияет само участие в тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.
Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности. Для этого ведущий с самого начала работы тренинга предлагает каждому участнику реализовывать специальные принципы поведения на группе, способствующие ощущению принятия и доверия.
В тренинге реализуются принципы работы и техники, которые могут быть отнесены к гуманистическому направлению в психологии. Речь идет о таких направлениях как группы встреч, гештальт-подход, психодрама, арт-подход и др.
Участие в тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.
Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология
Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.
Что такое психологический тренинг
Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:
С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.
Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.
Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.
В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:
Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.
Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.
Виды тренингов
По типу групп выделяют следующие тренинги:
В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.
Тренинг жизненных умений
Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.
Тренинг социальных перцепций
На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.
Интерактивный тренинг
В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.
Семейный тренинг
Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.
Тренинг артпсихологии
Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.
Принципы тренинга
Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:
Проведение тренинга
Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.
Дискуссия
Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:
Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.
Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:
Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).
Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:
Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.
Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).
Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.
Пример ролевой игры: участникам нужно представить, что они находятся на пресс-конференции. Выбирается ведущий. Каждый участник пишет три вопроса касаемо ценностей, на которые он хочет и может ответить. Далее ведущий произвольно указывает, кому обменяться листами. В итоге в парах один человек задает вопросы, другой отвечает, но происходит это на глазах группы. Как «журналист», так и группа имеет право задать один вопрос от себя, но опрашиваемый не обязан на него отвечать.
Упражнения
Среди упражнений используется несколько типов:
Пример развлекательного упражнения. Все участники расположены по кругу, ведущий пускает мяч (произвольно бросает). Задача того, кто мяч получит, закончить фразу «Никто из вас не знает, что я…». Мяч можно кидать несколько раз одному и тому же участнику, но каждый член группы должен обязательно оказаться вовлеченным.
Пример разминочного упражнения. «Дефиле». Участники поодиночке или парами (тройками) должны выходить в центр круга и оригинально идти – так, чтобы на них обязательно обратили внимание.
Пример танцевально-песенного упражнения. «Хор». Участники разбиваются на группы, каждой дается лист с заданием. Задача – исполнить написанную песню указанным мотивом и (или) в сопровождении определенных действий. Например, «Маленькой елочке» на мотив «Катюши» и двигаясь влево-вправо.
Упражнение на развитие эмпатии. «Представление о группе». На листе ватмана каждый участник зарисовывает свою ассоциацию с группой. Можно несколько раз подойти к листу, но за один подход нарисовать только один образ (ассоциацию). Все обсуждения проводятся после упражнения и имеют характер обмена чувствами и впечатлениями.
Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.
Хочу добавить еще несколько слов об упражнениях на развитие невербального языка. Несловесное поведение труднее контролировать, потому упражнения «без слов» представляют особую ценность в психогимнастике. Они учат выражать отношение к ситуации, себе, человеку без слов. Невербально мы получаем больше 70 % информации, а что еще важнее – правдивой информации.
Эти упражнения устраняют неуверенность, снимают скованность, но важно учитывать настроение группы и чувства конкретного участника. Не стоит сразу давать «тяжелые» упражнения с большим контактом, чем рукопожатие. Именно этот вид упражнений требует особого мастерства и осторожности ведущего. Например, запланировал ведущий одно из таких упражнений, но на занятии видит, что группа совершенно не готова для него – значит, нужно тут же сориентироваться и подобрать другое. Как и в медицине, действует правило «Не навреди».
Другие методы
Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.
Сценарий
Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:
Результаты
Человек, прошедший социально-психологический тренинг:
Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.
Личность ведущего
Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:
Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.
Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.
Личностный портрет успешного ведущего:
Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.
Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.
Послесловие
Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.
Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».
Что такое психологический тренинг
Что такое психологический тренинг
Какие бывают тренинги по психологии?
Официальной классификации не существует. Темы видоизменяются в зависимости от запросов общества. Но суть остается неизменной, потому что глубинные инстинкты зашиты на уровне генов. Если наших мам и бабушек интересовало, как познакомиться с парнем на танцах, то современные девушки учатся делать красивые селфи. А цель одна – понравиться окружающим.
Тренинги по психологии условно делятся на 3 группы:
Бизнес-тренинги. Общение с клиентами, подчиненными, методы убеждения и преодоление возражений. Тренинги для руководства, менеджмента и офисных работников.
Поведенческие. Обучение красноречию, обаянию, преодоление проблем на работе – это самая популярная и посещаемая категория. Но эффективность внешних перемен недолговечна. Участники либо забывают о полученных навыках, либо требуют постоянной подпитки в виде новых и новых занятий.
Терапевтические. Изменения не могут пройти мгновенно. И даже за день-два. Посещение терапевтических тренингов длится долго и часто становится поводом для индивидуального посещения психоаналитика. Это самый трудоемкий, но проверенный путь.
Точная классификация не так и важна, потому что главной целью тренинга является изменение качества жизни участников. Из общей работы каждый выносит свой собственный опыт. И двух одинаковых результатов не бывает, как и идентичного набора генов.
Что такое психологические тренинги?
Психологический тренинг — это мероприятие, которое проводит психолог, в котором поднимает психологические проблемы каждого из участников. Психолог должен быть практикующим, а проблемы – актуальными. Это не лекция, не пресловутый пинок и не групповая терапия. Вселенная просто собирает людей в одном месте в одно время. И тогда начинается магия.
На успех психологического тренинга для каждого конкретного участника влияет 4 компонента:
Как новичку понять, будет ли интересно ему занятие? Если в заявленной теме есть незнакомые слова – это встреча для посвященных. Но бывает, личная проблема большими буквами написана на плакате с назначенным тренингом. Тогда, конечно, стоит попробовать. Но слишком размытых и абстрактных тем лучше избегать.
Например, посещение тренинга с названием: «как понравиться всем и каждому» равносильно прочтению гороскопа для людей, родившихся в год Дракона. Трактуй, как хочешь, что-нибудь да совпадет. А на выходе с мероприятия «как понравиться свекрови или начальнику (людям, старшего поколения)» полученные навыки можно сразу применить на практике. Как говорится: «верной дорогой идете, товарищи!».
5 Как выбрать правильный тренинг
К счастью, далеко не все психологические тренинги носят деструктивный характер
Поэтому очень важно научиться отличать обычный психологический тренинг от психокульта. Организаторы психокульта обещают своим клиентам решить глобальные задачи: добиться успеха в жизни, стать лидером, заработать миллион
На нормальных же тренингах четко обозначена достаточно узкая тема: как повысить продажи, как лучше организовать работу коллектива, как вести себя при приеме на работу, чтобы получить вакансию. Обычно их проводят в корпорациях. В фирму приглашается психолог, который оценивает работу компании, беседует с сотрудниками, дает советы, как повысить эффективность бизнеса. «Участие в таком обучении допустимо только под наблюдением врача-психотерапевта, что бы там ни говорили сами представители компании, — считают специалисты в Институте судебной психиатрии им. Сербского. — Опасны те тренинги, где дают жесткие, безапелляционные жизненные установки, а также действуют грубыми методами, пытаясь «перепрограммировать» психику. Обычно с этой целью используют интенсивные методики, основанные на внушении. Впечатлительные, склонные к самоанализу личности, а также творческие люди после кратковременной эйфории рискуют впасть в депрессию или даже заработать какое-нибудь более серьезное заболевание».
Какие бывают тренинги по психологии для взрослых
Профессиональные психологические тренинги. Это тренинги, совмещающие профессиональное обучение с психологическим. Иногда они проводятся в форме тимбилдинга, который работает по такому принципу: все вместе побоялись, попереживали и в конце пообнимались. Иногда, как тренинги по тайм-менеджменту: это попытка навязать коллективу единый рабочий формат. В любом случае, после тренинга все во главе с начальником будут ходить в восторге ровно неделю. Потом дела, проблемы возьмут свое и останется одно впечатление.
Знаменитые тренинги психологического роста (или, как их еще называют, — тренинги личностного роста). Это тренинги, обещающие раскрыть потенциал человека, сделать его более успешным, уверенным в себе и целеустремленным. Обычный формат таких тренингов – групповой. Его плюсы — стоимость, возможность пообщаться с людьми и набраться впечатлений. «Личностный рост» сегодня — это дань моде: современный человек во всем стремится вперед, значит и в результате тренинга у него обязательно должно что-то расти. Но проходит три недели – и ничего не выросло, остались только добрые воспоминания от совместных переживаний, слез и объятий.
Индивидуальные психологические тренинги. Это консультации с глазу на глаз. Индивидуальные тренинги придумали для тех, кто считает свой статус слишком высоким или свои проблемы слишком интимными, чтобы говорить о них прилюдно. Методы терапии здесь применяются те же, что и в группе. Обычно вы имеете 10 встреч раз в неделю, итого около трех месяцев. Консультации помогают облегчить эмоциональное состояние человеку, у которого нет возможности выговориться или выплакаться, поговорить с кем-то по душам. Это хорошо, если в результате такого тренинга человек получает навык справляться со своими проблемами самостоятельно. Но как правило, этого не происходит, и он вынужден возвращаться для повторного прохождения курса.
Коучинг психология. Если вам мало консультации (т.е. если вы не получили свой результат), вы можете оформить постоянную подписку – взять себе персонального коуча. Коуч – это ваш личный «тренер успеха», который призван мотивировать, вдохновлять клиента, помогать ему выявлять жизненные цели и следить за тем, чтобы он неотступно следовал им. Короче говоря, когда многие увидели, что после тренингов и консультаций у клиента нет устойчивого результата, то решили ввести такой формат: «Я буду с тобой и буду очень долго». Не смог избавиться от неуверенности в себе? Ничего, мы на каждой встрече будем говорить тебе: «Молодец, так держать!». Так и не понял, чего хочешь в жизни? Не страшно, мы снова и снова будем придумывать тебе ориентиры. Если вам приходится принимать много решений, например, по работе и не с кем поделиться, посоветоваться, вам возможно и подойдет этот формат. Но стоит помнить, что психолог в данном случае будет выступать не как специалист, а как «друг напрокат».
1 Лучшее — враг хорошего
Эта история — одна из многих. Ими полны форумы ярых противников психологических тренингов. Но в отличие от тех страшилок, где фигурируют монстры-психологи и зомби-клиенты, здесь все обычно, буднично и от этого еще более страшно. Потому что на месте героев мог оказаться каждый из нас. Жили-были Маша и Миша — типичная московская семья. Двое умненьких детей, престижная работа, отпуск за границей — все как у всех. Но им хотелось большего. Например, шикарную квартиру в элитном доме и дорогую иномарку… Да мало ли о чем еще мечтает средняя семья среднего класса! Поэтому, когда компания Михаила предложила сотрудникам, менеджерам по продажам, пройти тренинг личностного роста, Михаил тут же согласился, увидев в этом для себя перспективу будущего карьерного продвижения. «Миша пришел после этих курсов, — вспоминает Маша, — очень возбужденным, взахлеб рассказывал о том, чему их научили, в какие ролевые игры они играли. Обычно из него слова не вытянешь, а тут-фонтан эмоций!»
Михаил долгое время считался самым успешным менеджером в фирме, но потом у него появились конкуренты среди молодых коллег, и он это очень болезненно переживал. Обещание бизнес-тренеров, что, освоив методики психотренинга, он сможет сделать огромный рывок в бизнесе, упало на благодатную почву. Михаил решил, что это его счастливый шанс, и принялся за обучение с удвоенным рвением. «Занятия длились две недели с утра до позднего вечера, — продолжает рассказ Маша. — Муж приходил домой только переночевать. Потом у него начал меняться характер. До курсов он никогда не кричал на меня или детей. Теперь его все раздражало, все ему мешало, у него даже гастрономические вкусы изменились». Однажды Михаил пришел домой и заявил, что жена и дети отныне должны вместе с ним ходить на тренинг, иначе им придется расстаться… Личный бизнес-тренер Михаила убедил его, что это необходимо для дальнейшего личностного роста. Потому что «непродвинутые» члены семьи мешают ему двигаться вперед. Маша наотрез отказалась идти на курсы «промывки мозгов», которые к тому времени уже ненавидела всей душой. Тогда Михаил пошел ва-банк и предложил пожить отдельно, но через месяц он не выдержал жесткого психологического прессинга со стороны своих наставников, который усугубился тоской по семье. У него началась тяжелая депрессия, и в один из тоскливых вечеров он принял чрезмерную дозу снотворного.
Михаила удалось спасти, но на лечение тяжелого нервного расстройства ушло несколько месяцев, работу он потерял, хорошо, что семья осталась с ним.
Я Афродита, а еще я козерог
Когда я впервые встретила информацию о тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, меня посетил скепсис – это как же, я смогу избавиться от своих-то проблем без длительных личных консультаций и душераздирающих упражнений? Это невозможно. А потом я прочла маленькую статью с кратким описанием свойств одного из векторов и была поражена – так ясно и полно мне саму меня еще никто не показывал. Когда чуть позже дома я включила бесплатную лекцию этого психологического тренинга, я удивилась реакции своих родных – они смущенно посмеивались, потому что тоже узнавали себя.
И тогда я поняла, что это не очередная типология людей, это практическая психология на каждый день. Знания, оформленные в систему, работают на вас как хорошо отлаженный механизм.
От обратного приведу пример антисистемного мышления:
«Я люблю поговорить, потому что я экстраверт, еще я люблю носить красивые платья, потому что по архетипу я Афродита, по типологии цвета я красная, так что со мной не соскучишься, а еще я упрямая, ну, потому что козерог». Эта гротескная зарисовка на тему «каша в голове», на самом деле, взята из жизни. После каждого из тренингов у человека обычно остается одна-две установки, которые красивыми терминами «оправдывают» состояние человека. Например, ты всегда грустный и необщительный? Так ты интроверт, смирись. А что такое интроверт, почему я такой и что мне теперь с этим делать? Ответов не положено.
Для чего нужны тренинги по психологии?
Любой тренинг – это опыт взаимодействия. Психологический тренинг – опыт взаимодействия с самим собой. Участники сталкиваются с внутренними проблемами, о существовании которых даже не догадывались. Старые обиды, незаконченные отношения, стрессы, старательно забытые сознанием, занозами сидят глубоко в душе.
Психологи называют это бессознательным или подсознанием (еще один полезный термин). Подобно боевому осколку, старая душевная рана может напомнить о себе в самый неподходящий момент.
Вывод. Психологический тренинг вынуждает участников (иногда против их воли) признать, что проблемы у них есть.
Заявленная тема может откликнуться в душе совершенно иной проблемой. Так, участники, которые пришли с целью похудеть, рыдают над детской ситуацией: родители не похвалили их за отличные оценки. И после тренинга они таки худеют, потому что ситуация прожита до конца и заедать ее уже нет смысла.
А озвученная проблема: хочу вернуть бывшего, вызывает меньше эмоций, чем воспоминания о насмешках одноклассников. В итоге – оказывается, что бывший просто внешне похож на обидчика и был выбран в качестве мальчика для битья.
Вывод. Психологические тренинги показывают: все сферы жизни настолько взаимосвязаны, что дернув ниточку в одной из них, можно распутать внушительный клубок проблем.
Группа перемещается в ситуации, искусственно созданные тренером. Но проживает эмоции здесь-и-сейчас. На первых занятиях можно увидеть людей, сидящих с приклеенными улыбками и глазами полными слез, потому что плакать – это плохо. Зато на следующих встречах все дружно рыдают в три ручья. И женщины, и мужчины. Участники учатся признавать свое право на «постыдные» чувства: гнев, зависть, страх, ревность.
Упражнения помогают не копить негативные эмоции в себе, а правильно выплескивать их в нужном месте и в нужное время. А после этого участники разрешают себе побыть нежными, проявить сострадание и попросту устроить обнимашки с родными.
Вывод. Психологические тренинги напоминают участникам том, что у них есть право на простые человеческие эмоции.
После посещения нескольких мероприятий, связанных с психологией, пройденные этапы уже не представляются чем-то экстраординарным. Но для непосвященных участников многое становится откровением. Психология – мощный инструмент, а тренинги – первый шаг на длинном участке пути под названием «познай себя сам».
2 Фабрика гениев или клонов?
Есть такая игра под названием «Подводная лодка», в которую особенно любят играть на тренингах личностного роста. Суть ее в том, что участники тренинга — это пассажиры тонущей подводной лодки, которым не хватает на всех спасательных жилетов. Перед участниками игры стоит дилемма: спасти себя, убив при этом других, либо спасать других, убивая себя. Далеко не каждому такой моральный выбор дается легко. Впрочем, организаторы тренингов никому и не обещают легкой жизни. Их задача — смоделировать ситуацию, с которой мы можем столкнуться в жизни, только сценарий психологической игры намного жестче, а времени на обдумывание своих решений участникам тренингов никто не дает. Тренинг обычно длится с 9.30 утра до 12 ночи. На участников воздействуют различные раздражители — музыка, свет. Так искусственно создается ситуация стресса, для некоторых его уровень превышает все допустимые пределы. Отсюда и странности в поведении курсантов, срывы психики, приводящие порой к серьезным проблемам со здоровьем. Многие тренинговые компании работают по принципу финансовой пирамиды или сетевого маркетинга. Если ты сможешь привлечь своих знакомых и родных на тренинг, значит, ты в состоянии управлять людьми, а это и есть твой залог успеха в жизни. У вдохновителей движения расчет другой — люди должны крепко привязаться к своему центру. Они должны пройти все ступени, заплатить уйму денег и в идеале тоже стать тренерами.
Как выбрать психологический тренинг?
На каждую тему психологического тренинга найдется скептическая статья о том, почему это не работает. Обобщать все, по меньшей мере, некорректно. Успех тренинга в большой степени зависит от готовности участника работать над собой. Выбрать формат мероприятия для новичка сложно. Но пугаться не стоит, даже незнакомые термины означают вполне земные и жизненные проблемы большинства.
Попробуем убрать налет таинственности с профессиональной терминологии:
Ролевые игры. К актерскому мастерству как к профессии они не имеют отношения. «Весь мир театр…». Подсознательно мы выбираем роль и действуем от имени персонажа. Для своих родителей мы всегда остаемся детьми, а диалог со своими отпрысками ведем с позиции Родителя или Учителя. Но иногда роли становятся неуместными. Так, например, мы постоянно поучаем супруга, а потом удивляемся, почему он перестал принимать ответственные решения. А супруг просто включился в игру Родитель-Ребенок и принял на себя роль несмышленого подростка.
Жизненные сценарии. Ситуации, которые мы с удивлением называем «дежа вю», Вселенная посылает не для наказания, а для обучения. И пока мы не поймем, чему именно должны научиться, сценарий будет повторяться с завидной регулярностью. Чему научит долгое ожидание в пробке? Смирению. А конфликт на работе? Осознанию того, что нужно развиваться в профессии. Или найти новую.
Эти две темы понятно описаны в книге Эрика Берна (психолога и психиатра) «Игры, в которые играют люди».
Психосоматика. Организм – очень, очень мудрая машина. Особенно мозг, который показывает нам мир таким, каким считает нужным. Психологические проблемы проявляются на физиологическом уровне. Например: в стрессовой ситуации в кровь выбрасывается убойная доза адреналина, сжечь который можно только физическими нагрузками. Но мы сидим за столом, пока адреналин атакует сосуды и сердце. Итог – сердечный приступ, внезапные головные боли. Наши предки были мудрее. Фразы «ноги не идут» или «глаза бы не видели» – не абстрактные словосочетания, а результат вдумчивых наблюдений.
О проявлениях психосоматики интересно пишет практикующий психотерапевт Синельников В. В книге «Возлюби болезнь свою».
Выбор тренинга – это не лотерея. Но и не гарантия решения всех проблем. Отнеситесь к нему как к опыту. А опыт – это наш личный багаж, который невозможно потерять или украсть.
Психологические тренинги разрешают человеку лицом к лицу встретиться с собственным «Я». Прожить себя вчерашнего и перестать париться о себе завтрашнем. Почувствовать телесные зажимы, прокричать гнев и прошептать о любви. А еще удостовериться, что проблемы, которые люди считали личными, волнуют каждого второго участника. И только от этого уже становится легче.
3 Жестокие игры
Олег был способным юношей: окончил музыкальную школу, хорошо рисовал, писал стихи, был почти отличником в школе. Но через год ему предстояло поступать в престижный ВУЗ и мальчик решил записаться в образовательный центр «Шаг в будущее». Знакомые рассказали, что там проходят тренинги личностного роста, которые помогут ему реализовать внутренние резервы. Всего за три дня и 250 долларов из него обещали сделать настоящего вундеркинда! Все, что происходило во время тренинга, было страшно интересно. Тренеры давали «прикольные» домашние задания: например, надеть на голову кастрюлю и пройтись в таком виде по Тверской. Или проехать в кабине машиниста метро, встать в подземном переходе рядом с бомжами и спеть детскую песню… «Нам говорили, что у нас в головах сидят «козлы», которые мешают нам жить, — вспоминает Олег. — Это наши предрассудки и комплексы. От них надо избавляться». Чтобы выгнать «козлов», участников тренинга запирали в темной комнате, заставляли закрывать глаза и громко включали музыку: в виски били колокола, а вокруг бурлил штормящий океан. Участники по команде тренера представляли себя на тонущем корабле, вспоминали все самое плохое в жизни и кричали так, будто им сейчас предстоит умереть. «Я не из пугливых, но тут реально струсил, — говорит Олег. — После темной комнаты я не мог спать, мне постоянно слышались голоса, мерещились всякие ужасы».
Он стал похож на зомби — застывший взгляд, трясущиеся руки, бредовые идеи. Дальше — больше: подросток стал говорить родителям про астральную связь с тренером центра, который руководит им на расстоянии, в подробностях рассказывал о процессе собственного клонирования… Уже больше года Олег лечится у психиатра, редко выходит из дома и боится общаться с людьми. Врачи считают, что психологические методы воздействия, которыми пользовались на занятиях в данном центре, недопустимо применять в работе с детьми, подростками и людьми с легковозбудимым типом психики. Однако многие коммерческие психотренинги в погоне за массовостью редко делают такую селекцию своих клиентов.
Есть еще и более резкая оценка: традиционные психологи считают, что массовые коммерческие тренинги могут уничтожить личностное «Я». После такой промывки мозгов даже из сильных духом людей получаются зависимые «клоны», которыми легко управлять. Но организаторы психологических центров своей вины в подобных трагедиях не видят: «Тренинг — это инструмент. Как молоток. Им можно разрушить дом, а можно построить. У нас работают опытные психологи, и мы знаем, что делаем. А если у кого-то отклонения в психике, мы тут ни при чем!»
На Западе подобным тренингам давно дали определение — психокульты. Организаторы тренингов используют те же методы скрытого психологического насилия, что и сектанты для выкачивания денег. Это золотая жила для мошенников. Тем более что их деятельность у нас в стране никак не регламентирована законом. Многие психологические центры работают без лицензии — потому как этот вид деятельности вообще не подлежит лицензированию.
«Здравствуйте, вас приветствует известная канадская компания…»
Наверное, многие слышали подобные мажорные слова от обаятельного молодца с голливудской улыбкой и искренней радостью в глазах. Обычно такая встреча происходила где-нибудь у метро или на привокзальной площади. Продавец радостно объявлял прохожему, что тому выпала редкая удача принять участие в рекламной акции известной канадской (американской, австралийской) компании. Обычно под напором его солнечного обаяния атакованный гражданин редко проявлял намерение критически оценивать предлагаемые ему вещи.
Даже неспециалисту понятно: для того, чтобы подобные типажи могли успешно «впаривать» сомнительного качества фонарики и утюги из своих хоккейных сумок москвичам и (главным образом) гостям столицы, они вначале должны быть кем-то прекрасно натренированы. Попробуйте задержаться и понаблюдать, как ловко подобные коробейники играют на человеческих слабостях, предлагая в нагрузку к «эксклюзивному пылесосу» за полцены подарок в виде «первоклассного» массажера для ягодиц. Навязчиво всовывая потенциальному покупателю яркие коробки в руки, уличные продавцы верно рассчитывают на то, что у многих из нас «хватательный» рефлекс развит гораздо сильнее, чем «отдавательный». При этом молодых людей совсем не заботит, что проданный ими прибор скорей всего сломается уже завтра. Главное — уболтать очередного клиента и сделать свою дневную прибыль. Кто же натаскивает подобных «коммивояжеров»? Все те же бизнес-тренеры. Обычно в фирмах, набирающих людей для подобной работы, стоит на вооружении давно обкатанная система постоянного тиражирования новых кадров. Создается слаженная структура: на специальные тренинги направляют только самых талантливых, которые в свою очередь на правах «сержантов» (или «бригадиров») будут обучать стажирующихся у них новичков — «солдатов».
Впрочем, не стоит думать, что мода на бизнес, свободный от моральных ограничений, процветает только в стихийном мире уличной торговли. И вполне солидные компании зачастую воспитывают у менеджеров хищные инстинкты. Сегодня слишком многие отечественные предприниматели, прошедшие школу первых лет «дикого капитализма», убеждены, что конкурентную борьбу нужно вести по законам полномасштабного боя, в котором пленных не берут, а раненых добивают. К сожалению, спрос диктует предложение. Достаточно почитать в Интернете рекламные объявления всевозможных тренингов («Атакующий сбыт», «Психокарате», «Психология влияния: версия контрразведчика»), чтобы убедиться: спрос на инструкторов по стратегии и тактике ведения боевых действий против конкурентов и клиентов чрезвычайно высок. Остается только надеется, что с утверждением в деловых кругах такого основополагающего понятия, как деловая этика, в моду войдут более цивилизованные правила игры.
Еще по теме «Психологический тренинг онлайн»:
Жертвы позитива. Быть позитивным стало модно. А мода — двигатель торговли. Многочисленные психологические тренинги обещают любого человека сделать счастливым.
Не мешайте петь хористам, если вы не мазохисты!
Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения: Жертвы позитива. Многочисленные психологические тренинги обещают любого человека сделать счастливым. Стоит ли им верить?
Неоновая реклама, мигающие огни Небольшие выигрыши увлекают жертву. Жертвы позитива. Версия для печати. 4,1 5 (31 оценки) Оценить статью.
Ох уж эти «психологи»
Многочисленные психологические тренинги обещают любого человека сделать счастливым. Психологические тренинги для родителей пройдут в центре «Открытый мир».
Тренинг по личным финансам
Тренинг по личным финансам. Домашняя бухгалтерия. Финансы. Тренинг трехнедельный, начинаем 12 октября. Беру 10 человек максимум, тк очень много индивидуальной работы.
Тренинги по самопознанию. Эффективны?
Жертвы позитива. Тренинги по самопознанию. Итого, я бы рекомендовала те курсы, у которых есть проверенные отзывы знакомых с описанием что именно они получили на этих курсах.
Тренинг для подростков в ИКСР
Психологический тренинг для родителей и детей в д\с (длинно). человек онлайн. Тренинг Профориентации «Кем хочу быть и Кем могу стать» для подростков 14 лет и старше.
Посоветуйте тренинг для подростка для развития уверенности в себе
Раздел: Воспитание (посоветуйте тренинги для подростков). Посоветуйте тренинг для подростка для развития уверенности в себе. Есть девочка 13 лет, ей мешает неуверенность в…
Психологический тренинг для родителей
Психологический тренинг для родителей. Родительский опыт. Другие дети. Приглашаю принять участие в психологическом тренинге под названием «Спрятанная боль».
НЛП в семье кто-нибудь пользуется. 🙂
Это позитив или негатив?
Это позитив или негатив?. Просто поделиться…. О своем, о девичьем. Позитив. По моим наблюдениям в школе работает достаточно много из тех, кто может вообще не работать.
Комплекс жертвы — как излечиться?
Комплекс жертвы — как излечиться?. Психология. Семейные отношения. Я НЕ хочу быть жертвой, хотя знаю, что в семейной жизни на жертвы идти часто приходится.
Позитив и негатив
Позитив и негатив. Просто поделиться…. О своем, о девичьем. Позитив и негатив. Вы подмечаете, что вокруг вас происходит? Ну какие-то бытовые изменения на улицах, в…
тренинги по психологии\общению для подростков
Фиолетовые курсы — если кто-нибудь ходил
Жертвы позитива. Быть позитивным стало модно. А мода — двигатель торговли. Многочисленные психологические тренинги обещают любого человека сделать счастливым.
Две цели тренингов
Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции — знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.