Тренер и тренер преподаватель в чем разница

Тренер и тренер преподаватель в чем разница

Необходимость системного реформирования физкультурно-спортивной деятельности назрела уже давно. Законодательство о физической культуре и спорте меняется стремительно и кардинально, но реальные результаты воздействия на социальные процессы зачастую ничтожны.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внес ряд существенных изменений в организацию спортивной подготовки в спортивных школах.

В действующем законодательстве РФ (ч. 3 ст. 23 Закона N 273-ФЗ, Приказе Госкомспорта СССР от 09.04.1987 N 228 «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта» (вместе с Положением о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах), а также ненормативных правовых актах федеральных органов управления образованием, физической культурой и спортом (письмах Минобрнауки России от 29.09.2006 N 06-1479, Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685, Приказе Министерства спорта РФ от 24.10.2012 N 325) данные организации рассматриваются как образовательные учреждения дополнительного образования.

В проекте стандарта тренер относится к базовой группе 2359 ОКЗ (специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы) (образовательная деятельность), но в ОКПДТР деятельность тренера относится к базовой группе 3475 ОКЗ (физическая культура и спорт).

На наш взгляд, данная проблема возникла не случайно, а является апогеем многолетнего затянувшегося кризиса в правовом регулировании трудовых отношений тренерских кадров.

История вопроса

Начиная с 1934 года до настоящего времени в практике преобладает мнение о том, что должность тренера является педагогической, так как соответствует всем признакам процесса обучения (двусторонний характер, совместная деятельность учителей и учащихся, руководство со стороны учителя, специальная планомерная организация и управление, целостность и единство, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся). Федеральный орган управления физической культурой и спортом разъясняет, что наименование должности часто менялось в разные годы: «тренер», «тренер-преподаватель», «тренер-преподаватель по спорту», «тренер-преподаватель образовательного учреждения». Данная должность является педагогической только в образовательных учреждениях (Приказ ГКФТ РФ от 28.12.1995 N 1588-ИТ).

Кроме этого, выигранные судебные дела по отстаиванию прав тренерских кадров на пенсионное обеспечение сформировали искаженное правопонимание о тождественности должностей «тренер-преподаватель» и «тренер».
Пленум ВС РФ в Постановлении от 11.12.2012 N 30 указал, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей исходя из судебных решений не допускается.

В свою очередь, не претендуя на всесторонний анализ правовых статусов рассматриваемых нами должностей, мы рассмотрели минимальные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые действующим трудовым законодательством РФ тренеру-преподавателю и тренеру.

Из таблицы видно, что минимальные социальные гарантии и компенсации по должностям «тренер» и «тренер-преподаватель», имеющим право осуществлять обучение по программам спортивной подготовки и дополнительным общеобразовательным программам, не совпадают. Причем тарификация работы тренера осуществляется по нормативно-правовым актам, принятым еще в СССР. Иных документов, по которым осуществляется правовое регулирование трудовых отношений данной должности, мы не выявили.

В настоящее время существует ряд позиций научных работников, которые выступают за тождество в правовом регулировании должностей тренеров и тренеров-преподавателей. Однако концепции научных работников в большинстве своем теоретические. На наш взгляд, они не учитывают реалии настоящего времени, складывающиеся на практике.

Источник

В Госдуму внесли проект о закреплении понятия «тренер-преподаватель»

Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Смотреть фото Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Смотреть картинку Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Картинка про Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Фото Тренер и тренер преподаватель в чем разница

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, закрепляющий понятие «тренер-преподаватель». Соответствующий документ был опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента в среду, 18 ноября.

Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Смотреть фото Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Смотреть картинку Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Картинка про Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Фото Тренер и тренер преподаватель в чем разница

«Тренер-преподаватель — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности», — говорится в законопроекте.

Это и еще некоторые изменения предлагают внести в федеральные законы «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации».

В пояснительной записке к документу говорится, что его принятие переведет организации, осуществляющие в основном спортивную подготовку, в статус образовательных, а тренеров и их подопечных сделает педагогами и обучающимися.

Также документ предполагает формирование системы спортивной подготовки в стране с внесением уточнение в понятия «детско-юношеский спорт», «дополнительная образовательная программа спортивной подготовки».

В документе уточняется, что спортивную подготовку предлагается определить как процесс обучения и воспитания, который осуществляется в соответствии дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, требует планирования и обязывает к систематическому участию в спортивных соревнованиях. Последние, как отмечают авторы законопроекта, должны быть направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства.

Дополнительную же образовательную программу предлагают определить как направленную на всестороннее физическое и нравственное развитие ученика (тренируемого), совершенствование его спортивного мастерства. Эта программа должна быть разработана в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и утверждена организацией, которая осуществляет образовательную деятельность.

Порядок организации и осуществления деятельности по дополнительным программам спортивной подготовки при учете особенностей организации и осуществления тренировочной деятельности авторы документа предложили определить нормативным правовым актом Минспорта, который издается по согласованию с Минпросвещения.

Однако в июне 2020 года российский лидер в ходе видеовстречи с членами Общественной палаты РФ пообещал разобраться, почему до сих пор не выполнено поручение о введении в образовательный стандарт этой квалификации.

Источник

Как корабль назовёте: 7 похожих, но разных профессий в сфере физкультуры и спорта

Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Смотреть фото Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Смотреть картинку Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Картинка про Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Фото Тренер и тренер преподаватель в чем разницаКак понять, чем отличаются тренер, инструктор и учитель по физической культуре? Эксперт АНО «НИИДПО» Крайнов Андрей Николаевич на основе профстандартов и квалификационных справочников составил обзор профессий, который будет полезен не только Слушателям при выборе программы, но и работодателям.

В 2007–2008 г.г. существующая ранее система квалификаций была заменена на систему профессиональных стандартов. Все принятые профстандарты, а также проекты стандартов размещены на информационном ресурсе Минтруда России.

Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Смотреть фото Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Смотреть картинку Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Картинка про Тренер и тренер преподаватель в чем разница. Фото Тренер и тренер преподаватель в чем разницаЮридически понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» закреплены в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. Согласно указанной статье, квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Для работодателей профстандарт служит основой для установления конкретных требований (должностных инструкций) при выполнении трудовой функции работника с учётом специфики деятельности организации. Следует учитывать профстандарт и тем, кто планирует обучение по программам профпереподготовки.

В статье мы коротко остановимся на ряде актуальных (утверждённых) профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта, а также на ряде проектов, проходящих этап профессионально-общественного обсуждения.

Профстандарт «Тренер». Тренер проводит тренировки и руководит соревнованиями с целью формирования, развития и поддержания спортивного потенциала тренирующихся, достижения ими спортивных результатов.

Профстандарт «Инструктор методист». Инструктор-методист ведёт организационно-методическую работу в физкультурно-спортивных и образовательных организациях, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую подготовку.

В каждом из вышеуказанных профессиональных стандартов достаточно конкретно описаны не только вид и цель профессиональной деятельности, но и трудовые функции, показана функциональная карта вида профессиональной деятельности.

Также существует ряд профессий, нашедших своё отражение в квалификационных характеристиках должностей работников образования: учитель, преподаватель, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре. Многие из них в виде отдельных стандартов на законодательном уровне на сегодняшний день не закреплены.

В таблице собраны наиболее значимые профессиональные особенности, определявшие профессиональную сферу физической культуры и спорта. Представленная таблица, как и любая другая, не может с математической точностью систематизировать все возможные направления профессионального выбора. Но она отражает сложившуюся практику взаимоотношений работодателя и работника, и в этом смысле является ориентиром не только для различных профильных специалистов (работающих или потенциальных), но и работодателей – государственных организаций и коммерческих структур, ведущих спортивную и физкультурно-оздоровительную работу.

Профессиональная сфера: Физическая культура и спорт

Основные (потенциальные) организации заказчики (работодатели)

Основная трудовая функция

Контингент обучающихся

Возможность совмещения (без дополнительной профессиональной переподготовки)

Карьерный рост или расширение профессиональной сферы (при дополнительной профессиональной переподготовке)

Инструктор по физической культуре

Дошкольная образовательная организация, организация дополнительного образования детей

Дети дошкольного возраста

Учитель по физической культуре, тренер-преподаватель, тренер

Учитель физической культуры

Общеобразовательная организация, центр образования

Преподавание предмета «Физическая культура»

Дети и подростки школьного возраста

Инструктор по физической культуре, тренер-преподаватель

Тренер, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту

Преподаватель по физическому воспитанию

Образовательная организация среднего профессионального образования или образовательная организация высшего образования

Преподавание предмета «Физическая культура»

Учащаяся молодёжь (студенты)

Учитель по физической культуре, руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер

Руководитель физического воспитания

Образовательная организация среднего профессионального образования

Организация и руководство физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой

Учащаяся молодёжь (студенты)

Преподаватель по физическому воспитанию, тренер-преподаватель, учитель по физической культуре

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер

Тренер-преподаватель

Организация дополнительного образования, детско-юношеская спортивная школа – ДЮСШ, спортивный клуб, фитнесс-центр

Общефизическая (предпрофессиональная) и специализированная подготовка по виду спорта

Учитель физической культуры

Тренер, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Тренер

ДЮСШ, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва – СДЮШОР, спортивный клуб, фитнес-центр

Подготовка спортсменов различной квалификации

Дети, подростки, взрослые

Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Инструктор-методист

Организация и научно-методическое сопровождение процесса спортивной подготовки

Дети, подростки, взрослые

Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Осознанный выбор профессии в сфере физической культуры и спорта предполагает соотнесение профессионального стандарта с присваиваемой квалификацией, организацией заказчиком (работодателем) и особенностями профессиональной сферы.

Как показывает практика АНО «НИИДПО, для становления, развития совершенствования профессиональных качеств и способностей будущего специалиста на начальном этапе достаточно пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по выбранному вами направлению.

Источник

Тренер = учитель? Что ждать от перемен в законодательстве

Госдума в первом чтении поддержала законопроект, приравнивающий тренеров спортивных школ к педагогическим работникам.

Это позволит тренерам получать социальные гарантии наравне с учителями. При этом новые нормы, по словам разработчиков, не отменяют и не уменьшают уже имеющиеся гарантии и стимулирующие выплаты, которые получают тренеры согласно Трудовому кодексу.

Законопроект разработан по поручению Президента России по итогам заседания Совета по развитию физкультуры и спорта.

Вот как о перспективе принятия новых норм говорит председатель Алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры Лариса Зорина:

В соответствии с Уставом Российского профессионального союза работников культуры наш профсоюз объединяет не только работников культуры и искусства, но и спорта, средств массовой информации, полиграфии, профильных образовательных учреждений и органов власти соответствующих отраслей. В нашем регионе представители трудовых коллективов спортивных учреждений и организаций входят в профсоюз работников культуры.

В самой тренерской среде также пока нет однозначного отношения к принимаемому законопроекту.

Так, по мнению начальника отдела координации и методического обеспечения организаций КАУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края» Ивана Самсонова, с принятием законопроекта во-первых, будет повышен уровень контроля за формой, содержанием и методическим обеспечением реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта (ФКиС). Следует отметить, что в этой сфере имеется ощутимый пробел в законодательстве, которым вовсю пользуются негосударственные организации.

Во-вторых, измениться уровень социальных гарантий тренеров и иных специалистов, поименованных как педагогические работники, которые позволят решить вопрос компенсационных выплат работникам в сельской местности.

В-третьих, мы надеемся, что будет частично решена проблема с дефицитом кадров не только на селе, но и в городах. Ведь мало кто обращает внимание, что ранее недостаток педагогических кадров в организациях, реализующих образовательные программы в области ФКиС, частично решался за счет привлечения бывших спортсменов, получивших профессиональное физкультурное образование, но работающих в правоохранительных и иных ведомствах. Сюда следует отнести военных, полицейских, а также сотрудников организаций, исполняющих публично-значимые функции (адвокаты, нотариусы ). В настоящее время, вышеназванной категории работников, запрещено заниматься оплачиваемой физкультурно-спортивной деятельностью в качестве тренера, инструктора по спорту

Однако, при всех плюсах принятия законопроекта имеется ряд отрицательных моментов:

Система образования обязана выполнить основной показатель эффективности деятельности: 80% вовлеченных в занятия допобразованием к 2024 г. без необходимости исполнения каких-либо показателей спортивной результативности. Это непременно отразится на системе подготовки спортивного резерва.

Система образования не заинтересована в обязательной организации, проведении и финансовом обеспечении спортивных соревнований. В настоящее время на систематической основе практически не проводятся школьные и студенческие спортивные соревнования, а если и проводятся, то зачастую формально.

Настоящие условия хозяйствования (материально-техническое обеспечение, медицинское и др.) не позволяют многим организациям получить лицензию на образовательную деятельность. Причем требования к организации медицинской сопровождения, мягко говоря, слегка завышены, не учитывают настоящих реалий.

Руководство системой ФКиС в муниципалитетах лишается профильных физкультурно-спортивных организаций, преобразованных в организации дополнительного образования с иными основными целями своей образовательной деятельности.

По словам Ивана Ивановича Самсонова, плюсы и минусы представленного законопроекта руководителям и сотрудникам спортивных учреждений и организаций еще только предстоит почувствовать, а это изменение налаженного ритма, неопределенность и стрессы. Именно через профсоюз работники данной сферы имеют возможность озвучить свои опасения, чаяния и пожелания. Поэтому профсоюз максимально вовлечен и погружен в данный вопрос.

Источник

Чем отличается тренер от тренера-преподавателя?

Выбрать профессию, которая будет не только радовать, но и приносить доход, что не маловажно, всегда нелегко.

Определяясь в профессии, нужно четко знать, чем хочется заниматься всю жизнь, чтобы впоследствии не считать минуты до конца рабочего дня.

Тренер-преподаватель в школе

Те, кто решил связать свою жизнь со спортом, как правило, после спортивной карьеры, становятся тренерами в определенных видах спорта.

Начинается путь тренера с достаточно молодого возраста, т.к. карьера спортсмена очень коротка. Но, к сожалению, не всем спортсменам суждено быть тренерами в серьезном спорте, потому что их очень много.

Некоторые меняют свою квалификацию, а кто-то идет работать в фитнес-центры или заведения, подобные им, а кто-то и в учебные заведения. Вот тут и расходятся два понятия «тренер» и «тренер-преподаватель».

Чем отличаются тренер и тренер-преподаватель?

Разница между тренером и тренером-преподавателем заключается в том, что первый осуществляет деятельность в области физкультуры и спорта, а второй осуществляет образовательную деятельность.

Конечно же, любая специальность требует от человека серьезности и ответственности. Везде существуют определенные правила и законы, нарушение которых несет за собой нежелательные последствия. Тем более, если речь идет о профессии педагога. Но что же все-таки лучше: быть просто тренером или тренером-преподавателем?

Ответ на этот вопрос кроется в различиях 2х профессий. Их несколько и в первом случае акцент делается на наличие званий, а во втором на обучении.

Отличия тренера от тренера-преподавателя

Тренерами, как правило, становятся те, у кого есть определенные достижения в спорте. Это могут быть грамоты, медали, благодарности и т.д. В конечном итоге, можно получить звание «мастера спорта», что, несомненно, отразится в дальнейшем и на размер заработной платы и на выплаты пенсии.

Конечно, можно и выучиться на тренера, закончив физкультурный вуз, но шансов попасть в большой спорт, чтобы готовить будущих спортсменов, гораздо меньше. В таком случае, а почему бы не стать тренером-преподавателем?

Отличия тренера-преподавателя от тренера

В отличие от тренера, тренер-преподаватель занимается физической подготовкой и развитием людей разных возрастных категорий, придерживаясь требований, назначенных государственными стандартами.

Следовательно, его круг деятельности намного шире. Профессия преподавателя дает возможность работать в педагогических учебных учреждениях. Здесь нужно исходить от того, какой доход вы хотите иметь и сколько сил вы готовы в это вложить.

Также необходимо постоянно самому быть в хорошей физической форме, чтобы демонстрировать технику на собственном примере.

Может ли работать в спортшколе тренер-преподаватель?

Работать в спортшколе может и тренер, и тренер-преподаватель, на это имеет право любой спортсмен. Для этого достаточно получить среднее или высшее профессиональное образование, а иногда достаточно даже только специальных курсов.

Тренерскую деятельность может вести преподаватель, не имея опыта тренера, но имея присвоенный разряд от кандидата спорта и выше. То есть ответ на вопрос определенно положительный.

Чтобы воспитать хорошего спортсмена, необязательно быть чемпионом, для этого достаточно знать, что и как нужно делать.

В помощь существуют профессиональные курсы переподготовки и повышения квалификации. Это отличный способ не только повысить свою категорию, которая обязательно отразится на зарплате, но также это дает возможность открыть свою спортивную школу. Об этом, так или иначе, задумывается любой профессионал своего дела.

В наше стремительно текущее время человек ищет такое занятие по жизни, чтобы не все свое время находиться на работе, чтобы было время встретиться с друзьями, съездить в какую-нибудь страну, заняться экстремальными видами спорта и т.д.

То есть народ находится в поисках чего-то нового, чтобы всячески разнообразить свою жизнь. Быть тренером или тренером-преподавателем – это отличная возможность гармонично сочетать и труд, и отдых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *