Тремоло губная гармошка что это
Тремоло губная гармошка что это
«. Если нет возможности освоить десятку – «Чикагский саксофон», то я посоветовал бы играть те же любимые мелодии на «Европейской Тремоло», она этого заслуживает. «
Я вот как то не уловил логики в этой фразе.
«Хотите пить? умираете от жажды, но нет воды? Ну тогда поешьте селедки, она вкусная жирная и соленая, она заслуживает того чтобы её поесть»
Я не против тремло, но аргументация Виктора Андреевича в пльзу тремоло всегда слабовата, не только сейчас но и на форуме и тд.
В отношении выпить и закусить я согласен, у каждого свой вкус. А вот отличие от других видов гармошек, не считая конструктивных, у Тремоло есть. Как бы не отрицали Блюзмены ( меня тремолисты предупреждали:- они парни серьезные), а Тремоло, выпускаемые фирмой HOHNER, не случайно является мини – баяном с Русским строем (на это есть обоснование). Только Тремоло дает возможность исполнять, в полную меру, аккорды:- малая терция; чистая квинта; малая септима; большая септима; октава в сочетании с одно нотой и трезвучием. Это дает колоритное, объемное звучание мелодии, что близко нашей муз. Культуре. А если учесть необъятные просторы России, то это согласитесь дорогого стоит.
А от сюда вытекает, что не единым РОКОМ жива Россия. Я думаю серьезней аргументов нет.
Виктор Андреевич, вот вы отвечаете как комунисты на предвыборных дебатах))) Я вам про щщи вы мне про кашу. Я ничего не сказал против тремоло, и выпивка с закуской тут не причем. Вы пишите, цитирую еще раз:
«. Если нет возможности освоить десятку – «Чикагский саксофон», то я посоветовал бы играть те же любимые мелодии на «Европейской Тремоло», она этого заслуживает. «
Какая логика? Если человек хочет освоить БЛЮЗОВУЮ то тремоло ему никак её не заменит.
Да если ему нравятся песни составляющие ваш репертуар тут конечно спору нет, но если ему нужна БЛЮЗОВАЯ то ТЕ ЖЕ ЛЮБИМЫЕ МЕЛОДИИ он на тремоло не сыграет, )))
Тремоло губная гармошка что это
Три способа создания резонаторной камеры руками:
Раз вы уже научились, как правильно держать губную гармошку, а также играете одиночными нотами на гармонике, пора научиться играть основные эффекты на губной гармошке, которые делаются при помощи рук.
Эффект «вау-вау» (англ. wah-wah).
Название говорит само за себя. При помощи этого эффекта вы сможете издавать звуки на губной гармошке, похожие на произношение звуков «уау», «вау». Гитаристы для этого используют специальную примочку, которая тоже называется эффект «вау-вау» или просто — «квакушка».
1) Для того чтобы научиться воспроизводить этот эффект, необходимо создать ладонями резонаторную камеру. Постарайтесь минимизировать количество щелей между ладонями, чтобы эта камера была герметичной, на сколько это возможно сделать. Теперь вам надо приловчиться открывать вашу камеру, причем так, чтобы это была не маленькая щель, а полноценное отверстие, через которое будет выходить звук.
2) Важно, чтобы ладони открывались не во все стороны, а только в одном направлении – в сторону слушателя. Следите за тем, чтобы поверхность вашей резонаторной камеры, которая повернута к вам – ни капельки не открывалась, иначе звук будет рассеиваться в разные стороны, а ведь вы его четко должны направить в сторону слушателя.
3) Еще один важный пункт: сначала надо начать воспроизводить какую-то ноту на губной гармошке, а уже потом открывать руки, то есть сначала наполняем звуком нашу резонаторную камеру, а затем быстро приоткрываем ладони и позволяем звуку выйти наружу. Если начинать играть ноту и одновременно открывать резонаторную камеру, то эффект будет минимальный, либо его вообще не будет.
Лучше всего поначалу тренировать эффект «вау-вау», стоя в углу (почти впритык) так, чтобы лучше слышать себя, ведь вы направляете звук наружу от себя, а многим людям сложно бывает услышать, получается ли у них данный эффект, когда звук направленный наружу. Стоя в углу, звук, который будет отбиваться от стен, будет вам хорошо слышен.
Эффект тремоло.
По сути, эффект тремоло – это быстрый эффект «вау-вау». Но здесь уже не так важно плотно закрывать вашу резонаторную камеру. Более того, вы можете правой рукой даже не прикасаться к левой, а просто быстро очень близко подносить и забирать правую ладонь – эффект все равно будет слышен.
Упражнения
Упражнение 1.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.
Задание:
Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по одному эффекту вау-вау.
Упражнение 2.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.
Задание:
Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по два эффекта вау-вау.
Упражнение 3.
Научиться делать эффект тремоло непосредственно во время игры.
Задание:
Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4 с эффектом тремоло.
Упражнение 4.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.
Задание:
Нижнее подчеркивание — это повторяющийся эффект вау-вау на той же ноте.
Упражнение 5.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.
Задание:
Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.
Упражнение 6.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно в контексте игры музыкальных фраз.
Задание:
Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.
Упражнение 7.
Использовать эффект вау-вау и тремоло во время игры одной из выученных Вами мелодий, причём вставляя эффекты руками именно там, где Вам хочется, чтобы они прозвучали.
Задание:
Сыграть любую композицию с использованием эффекта вау-вау и тремоло.
100 вопросов и ответов о Губной Гармошке. Серия «Губные Гармошки от А до Я»
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
10. Где можно купить ГГ?
ГГ можно купить как в России, так и заказать из Китая. В большинстве случаев цены с доставкой из Китая будут дешевле, чем на аналогичные модели в магазинах России, в том числе в интернет-магазинах.
Хотя, бывают очень дешевые цены на ГГ и у нас в магазинах, сравнимые с китайскими, а порой и ниже.
Поэтому, прежде чем вы решите покупать ГГ, поищите её в интернете на разных площадках.
Преимуществом покупки в местных магазинах является то, что ГГ можно потрогать руками, а также протестировать её звук с помощью специальной «машинки» или, поиграв на ней с разрешения продавца. А еще не надо ждать 4 недели доставку из Китая и надеяться, что ГГ придет в целости и сохранности.
11. Кто из знаменитых людей увлекался ГГ?
Рис. 11.1 Знаменитости – поклонники Губной Гармошки
Кроме Линкольна среди президентов пристрастие к Губной Гармонике имели также Калвин Кулидж и Рональд Рейган.
МОДЕЛИ И РАЗНОВИДНОСТИ ГУБНЫХ ГАРМОШЕК
На Губных Гармошках можно исполнить практически любую музыку. Однако для этого лучше выбрать наиболее подходящую модель ГГ, тональность, с учетом возможности создавать специальные эффекты: «бенды», «разлив звука», многоголосие и др.
Существует много фирм-производителей в мире <23>, которые выпускают огромное количество губных гармошек от дешевых (фирма Swan) до очень дорогих (фирма Weissenberg).
Так, что найти Губную Гармошку «по карману» сможет каждый.
12. Какие бывают разновидности ГГ?
Каждая фирма-производитель Губных Гармошек даёт свою классификацию их видов.
Предлагаемый вариант включает в себя наряду с общепринятыми еще и их модификации:
Рис. 12.1 Коллекционные ГГ фирмы Hohner
13. Что такое Блюзовая ГГ?
Блюзовая гармоника – самая популярная ГГ на сегодняшний день. В Северной Америке на ней играет более 45 млн. человек.
Обычно имеет 10 отверстий, в каждое из них можно играть и на вдох (англ. draw), и на выдох (англ. blow).
Выпускается в разных тональностях и настройках. Самая распространённая тональность – «До-мажор» (C-dur) или просто (C). Самая распространенная настройка – Рихтера.
Рис. 13.1 Hohner Crossover, Soloist 364/24, Golden Melody
Звукоряд у блюзовой гармоники диатонический <84>. Поэтому их как вид еще называют диатоникой.
Часто вместо названия «блюзовая гармоника» используют слово «харп» или «блюзхарп», а музыкантов называют «харпмены».
В основном блюзовые гармоники используются в таких музыкальных направлениях, как блюз, блюз-рок, фолк (включая блюграсс 29 ), кантри, ирландская музыка, клезмер, а также джаз и поп <65>.
Для любителей исполнять мелодии на Гармонике под аккомпанемент гитары фирма Hohner выпускает модель Губной Гармоники с сольной настройкой <80>– Marine Band 364/24 Soloist (С) (рис.13.1 в центре). Конструкция и тембр у неё такие же, как и у Hohner Marine Band 364/24. Особенность строя состоит в том, что подряд во все три октавы заложена гамма «До-мажор». При этом ноты расположены так, что на вдох отверстия звучат как «Ре-минорное» трезвучие, а отверстия на выдох звучат как «До-мажор». Можно брать «бенды» и «овербенды» <70>. Эта модель отлично подходит как для исполнения мелодических композиций, так и блюза <65>.
Продолжая тему исполнения мелодий нельзя не упомянуть еще одну модель Блюзовой ГГ – Hohner Golden Melody. (рис. 13.1 справа). У неё равномерно темперированный строй. Ноты настроены точно, как на фортепиано. Прекрасно подстраивается под другие инструменты и просто неподражаема в сольной игре. Эта модель идеально подходит для джазовых и блюзовых исполнителей. А изогнутый пластиковый корпус эргономичной формы и закругленный ретро дизайн крышек 31 выделяют её среди других диатоник.
Для удовлетворения потребностей большинства любителей Губной Гармошки фирмы-производители выпускают свои Гармоники в разных тональностях и настройках.
Среди них стоит особенно выделить японскую фирму Tombo. Начиная с 1917 года, она производит Губные Гармошки высокого качества для удовлетворения наивысших требований профессиональных музыкантов мирового уровня.
В партнерстве с легендарным музыкантом Ли Оскаром фирма Tombo выпускает известные во всем мире диатоники под брендом «Lee Oskar» 32 с отличным набором модельного ряда для исполнения музыки в разных жанрах:
– Major Diatonic: блюз, фолк, рок, кантри, поп;
– Natural Minor: минорный блюз, фолк, латина, регги;
– Harmonic Minor: этническая музыка;
– Melody Maker: кантри, ритм-энд-блюз, джаз, афромузыка, регги.
Рис. 13.2 ГГ Lee Oskar (фирма Tombo)
Одними из основных техник игры на Блюзовых ГГ являются «бенды» и «овербенды» <70>. Они позволяют играть на Блюзовых ГГ как на хроматической гармонике, но без слайдера. Однако, эти техники не такие простые и освоить их достаточно сложно. Не все любители этого вида гармоники с ними справляются.
Зная про такие трудности и желая хоть как-то помочь освоить «бенды», некоторые фирмы-производители стали выпускать специальные модели Губных Гармоник <73>, на которых «бенды» берутся легче.
Нет идеальных Губных Гармоник, каждый человек выбирает себе по разным критериям <39>. Существует много рейтингов и TOP-списков, основанных на опросах любителей и профессионалов Губной Гармоники, которые можно найти в интернете <24>. Они могут оказаться полезными при решении вопроса выбора Губной Гармоники.
14. Что такое ГГ Тремоло?
Губные Гармошки Тремоло – это такие же, как и блюзовые, диатонические гармоники, но они имеют в четыре раза больше отверстий, которые располагаются в двух горизонтальных рядах. При игре каждой ноты звучат одновременно два язычка, которые находятся в верхнем и нижнем отверстиях одного вертикального ряда (канала).
Рис. 14.1 ГГ Тремоло: Tombo band 21 и Suzuki Winner 20
Эти два язычка в каждом вертикальном ряду (канале), слегка «расстроены» относительно друг друга, благодаря чему создается «тремоло-эффект». При этом, ввиду наличия 2-х язычков на каждую ноту, звук ГГ Тремоло получается более насыщенным, объемным, с «разливом».
По внешнему виду Тремоло гармоники легко отличить от блюзовых. Вместо 1 горизонтального ряда из 10 отверстий, они имеют 2 ряда с количеством отверстий от 13 до 30 в каждом ряду.
Особенно хочется выделить ГГ Тремоло с 20 отверстиями и настройкой Рихтера. Её можно считать расширенной копией Блюзовой ГГ с 10 отверстиями с той лишь разницей, что количество горизонтальных рядов у неё в 2 раза больше, а отверстий в 4 раза чем у Блюзовой. Во всем остальном полное соответствие.
Именно про такие модели Губных Гармошек рассказывает Фил Дункан в своей книге [3]. Выбор этой модели не случаен для автора. Далеко не все любители Блюзовой ГГ могут освоить технику «бендов» <33, 70>и тем, кто не справится с этим можно легко и безболезненно перейти на ГГ Тремоло с 20 отверстиями в настройке Рихтера.
Отличным вариантом выбора для начинающих гармонистов из этого класса губных гармоник можно считать модель Suzuki Winner 20 (C) (рис.14.1 справа). Она недорогая, в тональности «До-мажор», легка в обращении, не требует много воздуха и извлекающие звуки получаются достаточно чисто.
Из-за большего количества отверстий в корпусе ГГ Тремоло, они расположены дальше друг от друга, чем на стандартной Блюзовой гармонике с 10 отверстиями. В этом есть свои «плюсы» и «минусы».
К «минусам» можно отнести увеличенный размер ГГ, а также то, что при игре требуется больше горизонтальных движений вдоль корпуса, чем при игре на стандартной Блюзовой гармонике.
К «плюсам» – более чистое звучание, т.к. отверстия на вдох или выдох расположены не рядом, а через один вертикальный ряд (канал). Это позволяет извлекать одиночные ноты чище, без примеси соседних.
ГГ Тремоло бывают как односторонними, когда все отверстия находятся с одной длинной стороны корпуса гармошки, так и двухсторонними. В последнем случае размер корпуса в ширину удваивается и напоминает собой две ГГ, которые соединили задними длинными сторонами.
Наиболее популярными тональностями являются «До-мажор» и «Соль-мажор» (С/G).
Рис. 14.2 Hohner Echo 57/120 (C/G) и Seydel Fanfare-S
Среди двухсторонних гармоник можно выделить модель Hohner Echo 57/120 (C/G) (рис. 14.2 слева).
Основным жанром исполняемой музыки на ГГ Тремоло является народная <65>. Наличие ноты «Ля» 34 в нижней октаве ГГ Тремоло в тональности «До-мажор» позволяет легко играть русские народные мелодии. Продвинутые музыканты говорят об этом так: «Хорошо, когда в звукоряде Губной Гармоники в малой октаве есть тоника параллельного минора».
Эффект «разлива» звука у Губных Гармоник Тремоло разный. Европейские производители 35 склонны к широкому «разливу», а азиатские 36 к узкому, хотя гармоники линейки Tombо band 21 обладают таким же широким «разливом», как и гармоники немецких производителей.
ГГ Тремоло выпускаются в разных тональностях <56, 64>. И здесь стоит выделить фирму TOMBO, которая выпускает ГГ Тремоло в 36 тональностях <80>.
Порой, можно столкнуться с мнением, что ГГ Тремоло используется только для исполнения простых детских песенок, т.к. имеет диатонический звукоряд <84>и не предназначена для игры «бендами» и «овербендами», в отличие от Блюзовой ГГ.
К счастью, это не так. Репертуар у ГГ Тремоло очень большой и разнообразный <65>. Недостающие ноты в ГГ Тремоло добавляются с помощью присоединения других ГГ в разных тональностях в «связку» <76>. Таким способом диатонический звукоряд <84>ГГ Тремоло может быть расширен до хроматического.
Фирма Suzuki также использовала конструкцию Хроматической ГГ со слайдером в своей новой разработке – Хроматической Тремоло SCH-128 <76>. Так, что теперь Тремоло Гармоники тоже стали обладать всеми нотами хроматического ряда.
15. Что такое ГГ Октава?
Октавная ГГ является разновидностью Тремоло гармоники. В ней два язычка, звучащие одновременно в одном канале, настроены с разницей в одну октаву друг относительно друга.
Это придает большую громкость, объём и другой тембр звуку. Такие ГГ являются незаменимыми для исполнения гимнов и маршей.
Одной из разновидностей этого вида Губных Гармошек являются ГГ «книтлингеновской системы» <87>. Они бывают одно и двух-октавными.
Также как и ГГ Тремоло Октавные гармоники бывают односторонними (рис. 15.1 слева) и двухсторонними (рис. 15.1 справа).
Большинство Октавных ГГ от европейских производителей имеют настройку Рихтера. Азиатские фирмы выпускаю Октавные Гармоники в своей – «азиатской» настройке <80>.
Рис. 15.1 Октавные ГГ фирмы Hering
16. Чем отличается ГГ Тремоло от Октавы?
По конструкции ГГ Тремоло и Октава ничем не отличаются и по внешнему виду не всегда удается однозначно их различить.
Хотя, если присмотреться повнимательнее, то у Тремоло крышки меньше по высоте и сужаются к передней части корпуса – мундштуку.
Отличие заключается в настройке язычков в одном канале 40 :
• у ГГ Тремоло оба язычка в канале настроены на один и тот же по высоте звук, но верхний язычок настроен точно в этот звук, а нижний немного «расстроен»;
• у ГГ Октава разница в настройке язычков в одном канале составляет ровно 1 октаву. Например, если верхний язычок настроен на звук «До» 2-ой октавы, то нижний язычок в этом же канале, настроен ниже на целую октаву, т.е. на звук «До» 1-ой октавы.
17. На звуки каких музыкальных инструментов похожи звуки ГГ Тремоло и Октава?
Звуки Губных Гармошек Тремоло и Октава очень похожи на:
Что касается русской гармони, то она является таким же диатоническим музыкальным инструментом, как и Губная Гармошка. И все мелодии, которые играют на русских гармонях, можно с успехом сыграть и на Губных Гармошках.
Но, причем тут аккордеон и баян? Ведь они же хроматические по звукоряду? Да, это верно. Но в первую очередь по конструкции они такие же, как и губная гармошка – язычковые. И звучат они очень похоже на Губную Гармошку.
А чтобы стать хроматической по звукоряду Губной Гармошке достаточно воспользоваться одним из приемов: с помощью «бендов» <70>для блюзовых ГГ или добавлением второй Губной Гармошки с недостающими нотами в «связку» к первой для ГГ Тремоло или Октава (держат ГГ одну над другой в виде «этажерки») <76>.
18. Что такое Хроматическая ГГ?
Хроматическая ГГ с кнопкой была изобретена немецкой фирмой Hohner в начале 20 века. Первые ее модели появились около 1910 г.
Наиболее распространенные виды хроматической гармоники с 12 отверстиями (диапазон в 3 октавы), с 14 отверстиями (диапазон в 3,5 октавы) и с 16 отверстиями (диапазон в 4 октавы). Выпускаются Хроматики также с 10 отверстиями (2,5 октавы) и, даже, с 8 отверстиями (2 октавы).
Рис. 18.1 Seydel Saxony
Помимо размера, измеряемого количеством отверстий в гребенке, Хроматические гармоники различаются и по высоте диапазона: бас, баритон, тенор.
Хроматическая ГГ чаще всего используется в джазе, классической музыке, реже в традиционном блюзе и поп музыке <65>.
В хроматической гармонике предусмотрена возможность чистого сольного исполнения всех нот гаммы в пределах до четырех октав (включая полутона).
Именно возможность точного попадания в одиночные ноты и чистого их исполнения (без использования «бендов»), сделала этот вид гармоник одним из любимых инструментов у джазовых исполнителей.
Хроматические ГГ объединяют в одном корпусе как бы две гармоники, настроенные с разницей в полутон. Переключение между этими гармониками осуществляется с использованием слайдера, оснащенного кнопкой, на которую музыкант нажимает во время игры для перехода с основного звука отверстия на полутон выше.
При нажатии на кнопку происходит сдвиг слайдера, который меняет звук нот в одном и том же отверстии. При этом получается легкий переход размером в полутон с белых клавиш клавиатуры фортепиано на черные.
Рис. 18.2 Слайдер на хроматической гармонике
Последнее время все чаще при разработке новых моделей Губных Гармоник используется корпус хроматической ГГ. Примером тому являются ГГ Тремоло Seydel Fanfare-S 44 <14>и аккордовая ГГ Suzuki SSCH-56 45 <20>.
19. Что такое Гибридная ГГ?
Гибридные ГГ появились в помощь тем музыкантам, кто не смог освоить технику «бендов» на Блюзовой ГГ.
Они называются так потому, что, с одной стороны, они как бы являются Блюзовыми 10 канальными, а с другой стороны, у них в конструкции есть слайдер, который помогает повысить звуки каждого отверстия (как на вдох, так и на выдох) на полутон. В результате становятся доступными многие звуки на Блюзовой ГГ без каких-либо усилий по выдуванию «бендов».
Наличие слайдера приближает эти модели к хроматическим ГГ. Основное их отличие в том, что у хроматических ГГ настройка звукоряда СОЛО, а у гибридных настройка Рихтера, как у блюзовых.
Такая конструкция обладает как ПЛЮСАМИ, так и МИНУСАМИ.
К плюсам можно отнести то, что на ней можно играть всё, используя её как блюзовую гармошку с возможностью получения хроматических нот.
Рис. 19.1 Гибридная ГГ Chromatic Koch-Harmonica
К минусам – то, что настройка у неё остается Рихтеровская и только в тональности, которая обозначена на корпусе ГГ. То есть наличие слайдера не сделало её полностью хроматической. И если относиться к ней как к диатонике, то нужно покупать несколько гармошек в разных тональностях. А если, как к хроматике, то будет неудобный строй, т.к. он скопирован с диатоники в тональности (С) и не очень удобен для игры в других тональностях.
По размеру она крупнее обычной диатонической гармошки из-за наличия конструкции слайдера.
По тембру звук у нее как у хроматической гармошки. И на слух можно даже сказать, что звучит хроматика, а не диатоника.
Наиболее известными моделями являются ГГ фирмы KOCH, например, Chromatic Koch-Harmonica (M98001) (рис. 19.1).
Губная гармоника
Губная гармоника | |
16-дырочная хроматическая (вверху) и 10-дырочная диатоническая гармоники | |
Классификация |
---|