Трек это что такое в педагогике
Адаптивный образовательный трек: как и зачем создавать?
Однако пока на рынке немного реальных кейсов, и эти примеры чаще всего демонстрируют адаптивное обучение в пилотном варианте, на начальных этапах или рассчитанное на небольшую аудиторию.
Сложность заключается и в том, что часто за адаптивное обучение принимаются формы, которые им не являются:
Что такое адаптивное обучение? Это процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям учащегося.
Как правило, такая система представляет собой учебные траектории с промежуточными точками контроля. Перед началом обучения сотрудники проходят входной тест, по результатам которого распределяются по разным трекам.
Следующее тестирование меняет траекторию в зависимости от результатов обучения, ориентируясь на то, какие изменения произошли с человеком на этом конкретном участке трека.
Здесь важно, чтобы адаптивное обучение учитывало также изменения в поведении на рабочем месте и было автоматизированным. В этом случае весь контент разбивается на небольшие фрагменты, и система должна уметь выстраивать треки из них, как из пазлов.
Чтобы построить адаптивную систему обучения, необходимо собрать данные о том, как сотрудники учатся. Вам понадобится:
Как построить адаптивную систему обучения?
Предположим, нам нужно создать систему обучения менеджеров по продажам-новичков. Как это можно сделать? (алгоритм можно применить и при обучении специалистов другого профиля).
Для начала проведите опрос и составьте профиль должности успешного менеджера по продажам. Проанализируйте статистику продаж и качество обслуживания, чтобы понять, через какой период времени новичок выходит на требуемый уровень эффективности в профессии. Эти данные сверьте с данными опроса лучших продавцов.
Например, новички на первой неделе изучают ассортимент продукции компании. После прохождения первого курса система обучения автоматически назначает второй курс и т.д. Но если новичок показал низкие результаты при прохождении тестов, система возвращает его к той теме, которая вызвала у него затруднения.
Система должна учитывать несколько показателей, чтобы эффективно выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Например, если новичок успешно сдал тест, но показатели продаж у него низкие, программа должна вернуть его на этап раньше и перенаправить по другой траектории.
Дополнительными критериями перестраивания адаптивных траекторий могут стать отчеты от наставников и руководителей, которые подтверждают изменения поведения на рабочем месте (или говорят об отсутствии этих изменений).
Используйте различные способы поощрения сотрудников:
Лучше измерять результаты обучения не в количестве сотрудников, прошедших курсы, а в сокращении адаптационного периода для новичков, снижении процента браков, повышении продаж и других экономических показателях. То есть затрагивайте показатели, которые влияют на бизнес‑результаты.
«Мы создаем для каждого студента индивидуальный образовательный трек»
— Согласно международным исследованиям, в мире растет популярность инженерного образования. Характерна ли эта тенденция для нашей страны?
— По данным опросов общественного мнения, которые регулярно проводит ВЦИОМ, профессия инженера сегодня входит в тройку самых престижных для россиян: 66% опрошенных выбрали бы для своих детей получение именно инженерно-технического образования.
Рост престижа инженерных специальностей вызван в первую очередь тем, что мир находится на пороге очередной промышленной революции. Роботизация и цифровизация всех сфер деятельности активно трансформируют рынок труда: по прогнозу Агентства стратегических инициатив, в ближайшие 12 лет исчезнет около 60 профессий. На этом фоне современное качественное инженерное образование дает выпускнику вуза значительное преимущество — он станет творцом мира новых технологий.
О росте популярности инженерного образования свидетельствуют и результаты приемных кампаний. В наш университет с каждым годом приходят все более подготовленные выпускники школ: в прошлом году средний балл ЕГЭ абитуриентов МИСиС составил 82,8 (для сравнения: в 2012 году — 67,3). По данным Мониторинга качества приема в вузы, в целом средний балл ЕГЭ у поступивших в университеты страны вырос с 63,5 балла в 2012 году до 69,1 в 2018-м.
Немаловажным фактором являются усилия государства, направленные на раннюю профессиональную навигацию школьников с целью подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики, науки и высокотехнологичных отраслей промышленности. Этому вопросу уделено большое внимание в майском указе президента РФ и национальных проектах, принятых на его основе.
— Насколько тесно МИСиС работает со школьниками, насколько эффективна ранняя профнавигация?
— Университет с 2012 года реализует программу профессиональной навигации, в частности такие проекты, как Дни науки, олимпиада «МИСиС зажигает звезды», «Два дня в НИТУ «МИСиС», мы проводим хакатоны для молодых программистов и другие мероприятия по профориентированию. Комплексная программа профнавигации школьников охватывает не только Москву и все регионы России, но также страны ближнего и дальнего зарубежья.
Мы участвуем в общенациональных и региональных инициативах, проводимых с целью популяризации инженерного образования и формирования у детей интереса к научно-исследовательской деятельности. Так, в 2015 году стартовал проект «Инженерный класс в московской школе», реализуемый департаментом образования города Москвы совместно с ведущими вузами столицы. Сегодня наши инженерные классы организованы в 35 столичных школах, в них обучаются около двух тысяч школьников, 700 из которых задействованы в постоянных проектах с преподавателями нашего университета.
Еще одно направление профнавигации, позволяющей талантливым и целеустремленным школьникам попасть в креативную среду, — сотрудничество с детскими образовательными центрами «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан» и др. Например, в 2017 году университет совместно с ведущими металлургическими компаниями страны стал куратором направления «Новые материалы» масштабной образовательной программы «Большие вызовы» Всероссийского образовательного центра «Сириус». Ежегодно в ней принимают участие 40 тыс. одаренных детей со всей страны.
Во время тематической смены в «Сириусе» участники в течение трех недель работают над реальными научными проектами под руководством наставников — наших ученых и преподавателей. Работа со школьниками продолжается и после окончания смены.
Так, ученица инженерного класса московской школы №1080 Алена Никифорова разработала под научным руководством завкафедрой физической химии НИТУ «МИСиС» профессора Михаила Астахова инновационный метод получения гидрофобного покрытия для очистки поверхности воды от нефтепродуктов, который представила во время обучения в ОЦ «Сириус». Это изобретение было признано одним из лучших в рамках крупнейшего международного довузовского научного конкурса Intel International Science and Engineering Fair. В прошлом году Алена в составе научной группы получила патент на изобретение.
Наши профнавигационные проекты помогают старшеклассникам сделать выбор будущей профессии, а университету — привлечь талантливых и мотивированных абитуриентов.
— Требуют ли изменения в экономике и появление новых специальностей апдейта образовательных программ? Как осуществляется обратная связь с работодателями?
— Еще десять лет назад о переходе к экономике данных, основой которой являются информационные технологии, говорили как о чем-то неизбежном, но отдаленном.
Сегодня цифровая трансформация экономики — часть федеральной повестки и требует от нас реальных шагов. К нам приходят молодые люди, которые в зависимости от выбранной образовательной траектории обучаются в университете от четырех до шести лет. Поэтому вуз обязан не только учитывать сегодняшние кадровые потребности экономики, но и уметь прогнозировать запросы, которые появятся у работодателей завтра.
Именно поэтому мы ежегодно проводим аудит существующих образовательных программ и создаем новые в тесном сотрудничестве с нашими академическими и бизнес-партнерами — отечественными и зарубежными компаниями, лидирующими в своих отраслях.
Тесное взаимодействие вуза с бизнес-партнерами является залогом эффективной научной деятельности и подготовки высококвалифицированных кадров. Лучшие образовательные и научные практики в регионах страны и ближнем зарубежье мы внедряем совместно с такими ведущими компаниями России и мира, как ГК «Металлоинвест», Объединенная металлургическая компания, «Роснано», «Росатом», Huawei, НЛМК, ПАО «Северсталь», «Норникель», Mail.ru Group, Micromine и др.
В партнерстве с ОК «Русал» при поддержке Минпромторга и Минобрнауки России в структуре университета создается новый институт — легких материалов и технологий (ИЛМиТ). Деятельность ИЛМиТ сфокусирована на разработке аддитивных технологий, создании новых материалов для высокотехнологичных отраслей и других перспективных направлениях.
Тесное взаимодействие с бизнес-партнерами, а это более 1600 компаний, создает возможность реализации совместных образовательных, научных, инфраструктурных и социальных проектов, стипендиальных и грантовых программ. Наш университет несколько лет подряд является лидером международных рейтингов по критерию «Взаимодействие с работодателями» не только в России, но и мире, набирая 95–100 баллов из ста возможных.
— Как изменились требования к инженерным специальностям, что позволяет вашим выпускникам им соответствовать?
— Современный инженер должен обладать знаниями не только в профессиональной области, но и хорошо разбираться в архитектуре бизнеса, уметь управлять проектами компании, широко использовать возможности цифровых технологий, обладать набором soft skills.
Отмечу, что одним из конкурентных преимуществ отечественного высшего образования является междисциплинарный подход. Именно на стыке различных направлений и дисциплин рождаются уникальные разработки и перспективные решения.
Примером междисциплинарного подхода служит наша новая магистерская образовательная программа «Экосистема больших данных для цифровой трансформации». Обучение основано на практических кейсах от бизнес-партнеров с привлечением к образовательному процессу ведущих специалистов компаний. Со второго года обучения магистранты принимают участие в реализации реальных проектов.
— Нацпроект «Наука» нацелен на привлечение молодых отечественных и иностранных научных кадров. Что будет этому способствовать?
— Да, реализация федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» предполагает увеличение доли исследователей в возрасте до 35 лет на 25% к 2024 году.
Российская школа традиционно готовит молодых ученых через систему аспирантуры и докторантуры. В 2017 году НИТУ «МИСиС» в соответствии с распоряжением правительства РФ получил право самостоятельно присуждать ученые степени кандидата и доктора наук. Отмечу, что эффективность нашей аспирантуры выросла с 27% в 2015 году до 64% в 2018-м.
Мы фокусируемся на создании условий для подготовки высококвалифицированных кадров для науки и промышленности. На подготовку молодых исследователей, в частности, направлена программа вуза Integrated PhD, которая предназначена тем, кто видит свое призвание в науке и нацелен на академическую карьеру.
Обучение по программе продолжается пять лет (два года в магистратуре и три в аспирантуре) по профилям «Биоматериаловедение», «Аддитивные технологии для производственной отрасли» или «Квантовое материаловедение». Студенты заняты научной работой под руководством ведущих ученых России и мира в наших современных исследовательских лабораториях.
Принцип модульного обучения позволяет сформировать для каждого студента индивидуальный образовательный трек, в соответствии с темой, над которой он работает. Нашими партнерами в рамках программы iPhD являются ведущие научно-исследовательские центры мира, такие как Оксфорд, Технологический институт Карлсруэ, Саутгемптонский университет и др. Это дает молодым исследователям возможность работать в составе международных коллабораций, стать частью мирового академического сообщества.
— Университет участвует в международных проектах MegaScience и научных коллаборациях. Какие практические задачи решают ученые университета?
— Мы уделяем особое внимание развитию сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими центрами мира. В 2015 году университет вошел в число участников реализации проектов Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN). В настоящее время вуз является полноправным членом международной коллаборации LHCb на большом адронном коллайдере, а также коллаборации SHiP на ускорителе SPS.
Лидер проекта по поиску скрытых частиц (SHiP), профессор Андрей Голутвин возглавил созданный в 2017 году Центр инфраструктурного взаимодействия и партнерства MegaScience НИТУ «МИСиС».
Наши ученые занимают лидирующие позиции в экспериментах CERN в области создания специальных материалов и перспективных технологий, необходимых для поиска новых физических эффектов. В лабораториях университета разрабатываются новые технологии в области радиационно стойких материалов, детекторов нового поколения, ядерных эмульсий, защитных систем и анализа больших данных.
Совместно с CERN мы разработали образовательную программу «Перспективные решения, технологии, методики и материалы для поиска новых физических эффектов», которая реализуется с привлечением ведущих ученых Европейской организации по ядерным исследованиям и партнерских вузов — университетов Цюриха, Неаполя, Федеральной политехнической школы Лозанны и Имперского колледжа Лондона. В этом году лучшие студенты этой программы получили приглашение на стажировку в CERN с возможностью дальнейшего трудоустройства.
В 2019/20 учебном году программу планируется не только усовершенствовать, но и расширить до уровня магистерской. Эксперименты CERN в области поиска новых частиц требуют передовых инженерных решений, выпускники совместной программы НИТУ «МИСиС» — CERN станут именно теми специалистами, которые смогут осуществить прорыв в этой сфере.
— Отражается ли это сотрудничество на количестве индексируемых публикаций и других достижениях?
— Работа наших ученых в рамках международных коллабораций позволила университету занять лидирующие позиции по количеству и качеству научных публикаций. Общее их количество с 2013 года увеличилось примерно в четыре раза, объем цитирований на одного исследователя — в 12 раз.
Достигнутые результаты стали возможны не только как следствие решения одной из важнейших задач нашего университета — формирования современной научной инфраструктуры и условий для проведения исследований мирового уровня, но и благодаря последовательной реализации принципов академических свобод для наших ученых.
Как построить личный образовательный трек на примере чашки кофе
Здесь изложен такой взгляд. Взгляд на образовательный трек со стороны последовательной продажи образовательных продуктов. И с точки зрения продажи главным в словосочетании “образовательный продукт” является слово “продукт”. И чтобы раскрыть суть абстрактного понятия “образовательный продукт”, можно выбрать некий простой и понятный продукт, пусть и не “образовательный”, но обладающий адекватными характеристиками. Пусть это будет чашка кофе. Что в них общего, а чем они отличаются?
— Кофе не является основной едой, но его можно назвать десертом (удовольствие, нет жесткой необходимости воспользоваться)
— Кофе можно употреблять, сколько захочется (частотность и продолжительность)
— Кофе можно встроить в график, когда удобно (гибкость графика потребления)
— Кофе вызывает зависимость (привычка использования), в том числе привязанность к месту где его варят хорошо.
— Кофе можно угостить или поделиться (шеринг на друзей), оно может объединять единомышленников (сообщество)
А теперь чем же “образовательный трек” может быть похож на «чашку кофе»?
Где уже используется:
Где используется такой прием
Где уже используется:
В открытых школах в явном виде пока такого не нашла. Скорее всего если и есть, то решения доступны только для студентов.
Но, в образовательном процессе, не все так банально. У пользователя уже есть объем материалов для изучения (возможно и на каждый день), поэтому ему не нужна еще одна цитата\факт\статья, но представим себе, что пользователь поступил на асинхронный курс (т.е там, где надо успевать жить в одном темпе с группой), но он так не может. Он не может читать и не отвлекаться, работать на одном проекте, 100% времени уделять одному занятию, что тогда делать?
Coursera ответила на это решением: если ты не успеваешь закончить сейчас, мы предлагаем тебе переместиться в другую группу и продолжить с ней.
Такого тоже пока нигде не встречала, но наверняка кто-нибудь такие вещи уже просчитал.
Как создать собственный образовательный трек
Список конкретных навыков журналиста, автора или создателя медиаконтента
Понятие профессии размылось. За одним и тем же названием, например «редактор сайта», стоит огромное разнообразие требований, навыков, «хотелок» работодателей. Вузы по инерции продолжают готовить «журналистов», хотя снежным комом растет количество специализаций, вариантов «журналистики», и разрастается список «что журналист должен уметь».
В медиасфере работают люди с очень разным опытом и базовыми дипломами. Усложняющаяся и ускоряющаяся жизнь требует более гибких подходов к профессиональному обучению.
Это не проблема исключительно журналистской сферы. Точно с такими же проблемами сталкиваются и другие отрасли — от электриков до юристов. Во всем мире идет огромная работа по переосмыслению как содержания образования, так и методов, форматов обучения. Все стремится к разнообразию, к уходу от схемы «одна профессия — один факультет».
Классическая образовательная система всегда инертна — она не может и не должна откликаться и перестраиваться на любой крутой поворот отрасли. Но значит ли это, что каждый конкретный журналист должен быть инертным?
Какой выход? Учиться составлять индивидуальные траектории обучения.
Что это такое? Вспомните, как было устроено ваше обучение в вузе. На факультете был разработан учебный план, составлено расписание. Поступив на факультет, студент следует маршруту, который нарисован без его участия, без учета его опыта и планов. В классической системе неважно, был у вас до поступления десятилетний опыт работы или вы ни разу не публиковались, на первом курсе вы обязаны будете прослушать один и тот же набор лекций.
Вы не можете повлиять на содержание, скорость, порядок изучения тем и предметов. Вы не можете выбирать преподавателей, у которых будете учиться.
Студент в классической системе обучения занимает достаточно пассивную позицию.
Есть и другие подходы к организации обучения. Со взрослыми хорошо работает «обучение через опыт», эмпирическое обучение. В противоположность схеме «сначала лекции, потом закрепляем навыки на практике» обучение через опыт не предполагает пассивного слушания. Студенты с самого первого дня обучения выполняют задания, обсуждают результаты, ищут нужную информацию, пробуют выполнять задания снова. Эмпирическое обучение максимально приближено к реальным проблемам, которые необходимо будет решать специалисту.
Такое обучение более гибкое в ситуации, когда у взрослого человека уже есть за плечами опыт, есть представление о том, каких ему / ей навыков не хватает, есть понимание, в каком направлении хочется развиваться.
Нужно понимать, что учиться через опыт непривычно, не обычно и сложно. Во-первых, потому, что нужно самому выстраивать свой образовательный трек, соблюдать дисциплину и нести ответственность. Не в формате «зачет / незачет», а в формате «научился / прохалявил». Вы можете попросить консультанта помочь вам выстроить индивидуальную траекторию и подобрать источники, где и как учиться. Но в целом вы сами составляете свой учебный план и расписание.
Во-вторых, вам самим нужно научиться диагностировать наличие или отсутствие у вас конкретных навыков. Например, нет такого навыка «Умею писать тексты». Нет навыка «Умею монтировать видео». Потому что тексты бывают разных жанров и для разных целей, а видео монтируется в разных программах и в разных стилях. Нет общего навыка «Умею делать инфографику» хотя бы потому, что там внутри «зашиты» навыки сбора и проверки данных, выбора адекватной формы визуализации, владение инструментами и сервисами для создания разных видов инфографики. А их, этих видов, очень много разных.
В-третьих, пока информационное и образовательное пространство не совсем заточено под такой подход к обучению. Возьмем, к примеру, такой конкретный навык, как «Найти первоисточник исследования, результаты которого опубликованы в статье, даже если нет работающей ссылки». Это навык поиска информации и верификации данных. Но если вы захотите научиться этому, сегодня вам нужно будет прочитать массу статей и книг по поиску информации, в которых, если честно, очень редко содержится ответ на этот конкретный вопрос.
И наконец, в эмпирическом обучении очень трудно поставить точку, «выписать диплом». Это движение по освоению новых и новых навыков, протаптывание новых тропинок в профессиональном поле. Совсем другой подход, непривычный и кажущийся сложным. Но стоит попробовать, ведь мы понимаем, что у большинства читателей журнала ЖУРНАЛИСТ нет свободных 4 лет, чтобы поступить на очный бакалавриат.
Я подготовила для вас список конкретных навыков журналиста, автора, создателя медиаконтента. Он не исчерпывающий, но достаточный для того, чтобы потренироваться в создании своего собственного образовательного трека.
Распечатайте его, выделите маркером те навыки, которыми вы уверенно владеете. «Уверенно» — это значит, что, если вам в редакции сейчас дадут такую задачу, вы ее выполните.
Другим цветом отметьте те навыки, которые вам нужны в ежедневной деятельности, но которые вам еще предстоит освоить. Третьим цветом отметьте те умения, которые ежедневно не нужны, но вам было бы интересно их освоить.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
• По фамилии и роду занятий найти контакты человека: его e-mail, страницу в социальных сетях, телефон.
• По приблизительному описанию темы составить список организаций, которые этими вопросами занимаются на локальном, региональном и федеральном уровне.
• По названию организации найти контакты человека, ответственного за связи с прессой.
• Найти первоисточник исследования, результаты которого опубликованы в статье, даже если нет работающей ссылки.
• Найти людей, которые придерживаются другой точки зрения, нежели автор предоставленного вам текста.
• Найти и связаться с непосредственным начальником сотрудника государственного ведомства, который отказал вам в предоставлении информации.
• Составить список экспертов по теме, расположив их имена в порядке убывания авторитета, и обосновать, почему список получился именно такой.
• Найти, какой комитет инициировал законопроект, который сейчас проходит рассмотрение в первом чтении.
• Найти, в каком году и каким тиражом было опубликовано четвертое издание конкретной книги.
• Найти, кто и где произнес конкретные слова, которые ваш собеседник привел в вольном пересказе.
ОТБОР ИНФОРМАЦИИ
• Определить, что является информационным поводом, а что — новостью в каждом конкретном случае.
• Определить, какие данные в таблице значимы для материала, а какие нет.
• Настроить автоматическую сортировку писем по папкам в почтовом клиенте.
• Определить новостную ценность материала исходя из описанного сегмента аудитории.
• Рассортировать материалы по тематическим рубрикам.
• Рассортировать идеи материалов по группам пользователей, для кого они актуальны.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
• Составить тезисный план публикации ДО того, как начнете собирать информацию.
• В двух предложениях рассказать суть рассказанного на пресс-конференции, не упустив важные детали.
• Нарисовать схему действия механизма, об изобретении которого пишете материал.
• Нарисовать схему движения денег от заказчика к подрядчикам, если в цепочке задействовано более 7 компаний, департаментов и организаций.
• Изобразить организационную схему компании, о деятельности которой вы пишете.
• Расположить события на ленте времени, когда готовите материал о деле, длящемся более года.
• Выделить в бюджете города строки, которые максимально изменились по сравнению с прошлым годом.
• Регулярно вести календарь, куда заносить информационные поводы, связанные с темами, которые вы курируете.
• Регулярно вести электронную базу или таблицу в Excel с контактами ваших ньюсмейкеров, источников информации, экспертов и консультантов.
ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ
• По домену можете определить, настоящий сайт или подложный.
• Найти дату изначальной публикации фотографии.
• Определить дату и время съемки конкретной фотографии.
• Найти, является ли конкретный человек сотрудником конкретной организации.
• Узнать, на самом ли деле эксперт имеет ученую степень.
• Проверить достоверность документа по входящему номеру.
• Определить, касалась ли рука фотошопа конкретной фотографии, выложенной в социальной сети.
• Определить действительного автора цитаты или афоризма.
• Проверить, когда и где именно происходили события, зафиксированные на видео.
НЬЮСМЕЙКЕРЫ И ГЕРОИ ИНТЕРВЬЮ
• Собираете факты о человеке ДО того, как отправляетесь к нему на интервью.
• Фиксируете примерные вопросы к интервью на бумаге.
• Можете задать провокационный вопрос, не оскорбив человека.
• Знаете дословно, кто какую информацию вам обязан предоставить по закону, или носите подборку цитат из законов всегда с собой.
• Можете уговорить героя прокомментировать ситуацию, даже если он (она) находится в шоке или переживает сильные эмоции.
• Получив ответ, задаете тот вопрос, который логично вытекает из ответа, а не тот, который записан следующим в вашем блокноте.
• Просите письменное разрешение на публикацию фотографий у героев сразу во время интервью.
• Оставляете визитку со своими контактами всем, с кем разговариваете, собирая информацию.
• Напоминаете своим подписчикам в соцсетях, что всегда готовы узнать любую важную информацию на условиях анонимности.
• Не разглашаете источник информации, если он попросил этого не делать.
• Используете разные типы вопросов, в том числе и для того, чтобы проверить спикера.
• Расшифровываете интервью с диктофона и вопросы с ответами публикуете в том порядке, в котором вы их задавали.
• Не задаете спикеру вопросы, ответы на которые можно узнать в открытых источниках.
• Если спикер не ответил на ваш звонок или письмо, вы напоминаете о себе через различные каналы, пока он не ответит.
КОММУНИКАЦИЯ С КОЛЛЕГАМИ В РЕДАКЦИИ
• Можете сами организовать совместную работу фотографа, двух журналистов, редактора и дизайнера над одним спецпроектом.
• Запаздываете со сдачей материала редактору не более чем на час.
• Помогаете коллегам найти нужные данные или освоить новый мультимедийный сервис.
• Основательно переписываете материал, если редактор его «завернул».
• Читаете / смотрите крупные материалы коллег, обсуждаете их по доброй воле, не на планерке.
• Подсказываете книги, курсы, вебинары, которые могли бы помочь вырасти молодому журналисту.
• Останавливаете коллегу, если он / она начинает повышать голос.
• Предлагаете идеи на редакционных встречах, даже если предыдущие десять не были поддержаны и реализованы.
ПОДПИСЧИКИ В СОЦСЕТЯХ
• Можете развязать холивар в социальной сети.
• Умеете написать авторскую подводку к материалу так, чтобы показать свой личный интерес к теме.
• Пригласить незнакомого человека в группу в соцсети, не нарушая сетевого этикета.
• Можете остановить холивар в социальной сети.
• Умеете выудить у комментаторов ценную дополнительную информацию для материала.
• Умеете отделять комментарии, поддерживающие конструктивную дискуссию, от комментариев троллей.
• Умеете создавать фейковые аккаунты в соцсетях, которые трудно поймать на фейковости.
УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Вы знаете, что это за формат, можете подобрать нужные для него исходные материалы, знаете минимум один сервис, с помощью которого элемент создается. Если сейчас попросим сделать руками — возьмете и сделаете.
• Аудиослайд-шоу
• Онлайн-калькулятор
• Таймлайн
• Интерактивный график, круговая диаграмма
• Слайдер «было / стало»
• Интерактивная карта на Google или «Яндексе»
• Тест, викторина
• Рейтинг, топ-лист
• Интерактивная фотография
• Интерактивная гистограмма
• Панорама, фото 360 градусов
• Вставка поста или твита из соцсети на сайт
• Гиперссылка, открывающаяся в новом окне
• Облако слов
• Коуб
• Видеоролик с титрами для соцсети
• Пошаговый алгоритм
• Скринкаст с закадровым текстом
• Прямая трансляция с возможностью встроить видеопоток на сайт
ВЕРСТКА, МОНТАЖ
• Умеете работать в программах и сервисах.
• Создавать лонгриды в Тильде или аналогах.
• Монтировать видео на смартфоне или планшете.
• Монтировать видео в Adobe Premiere или аналогах.
• Верстать обложки для соцсетей в Canva или аналогах.
• Заполнять админку сайта.
• Проставлять теги, ключевые слова.
• Обрезать иллюстрацию к материалу по стандарту.
Когда журналист приходит на работу, в ежедневной практике нам нужны вот такие конкретные навыки. Ваш профессиональный профиль — это конструкция, состоящая из таких небольших деталей — компетенций. Чем больше деталей у вас есть, тем больше вариантов трудоустройства вам доступно.
В карте медийных компетенций, разработанной в компании «Силамедиа», собраны и структурированы 316 умений, из которых медиаспециалист может выстроить свою индивидуальную программу обучения.
Каждый навык можно тренировать самостоятельно, можно участвовать в онлайн-марафонах и вебинарах, учиться на дистанционных и очных курсах, тренингах и мастер-классах. Участие и выступление на конференциях, книги, e-mail-рассылки, посты в профессиональных блогах, стажировки, обмены между редакциями тоже могут быть форматами вашего обучения. Ключевое отличие — вы не ждете, когда вас кто-то научит нужному навыку, а сами ищете возможность для тренировки конкретного умения.
Если поменять точку зрения на собственную стратегию обучения, практиковать активный поиск образовательных возможностей, можно сэкономить массу времени на малопродуктивных спорах, чему должен учить журфак, чему он учит, а чему не учит. Факультет журналистики (или любой другой классический институт профессионального образования) — это один из источников, где вы можете попробовать получить нужные навыки. Не единственный, а один из списка вариантов.
В современном мире невозможно в одном месте научиться всему, что вам понадобится в течение профессиональной жизни. Навыки самообразования, выстраивания собственных образовательных стратегий позволяют наращивать свой профессионализм, гибко реагировать на изменения в отрасли. Главное — не останавливаться.