Трехпортовый соленоид на субару что это
Установка трех-портового соленоида на Forester
Давненько я ничего не писал, но такое событие нельзя обойти стороной))).
Сегодня выдался на удивление теплый день, среди морозов, и так как у меня бокса нет, я решил не упускать возможность, отложил все важные дела на завтра, и занялся тем, что мне нравится — ковырянием моей Субару. А именно — установкой трех-портового соленоида, который стоит на пути к настройке после ремонта в моём случае, и в общем случае нужен для адекватного контроля буста и устранения передувов.
Для установки было куплено:
1. Трех-портовый соленоид Пирбург (партномер 721895550) (1533р)
2. Фишка форсунки от ВАЗ (100р)
3. Два метра вакуумной трубки (100р)
Также дополнительно потребовалось:
4. Силиконовые хомутики-стяжки для уверенности (5р за 10шт)
5. Шило в хозяйственном магазине (30р)
6. Ключ на 10 (был)
7. Мне понадобился шуруповёрт и два болтика с гаечками, так как те дырки что были в площадке для клапана меня не устроили расположением. (было)
Я уже заказал к этому моменту силикон, однако ждать было некогда и я купил обычную вакуумную трубку, который потом заменю на силикон когда буду менять все трубки под капотом.
Сразу скажу всё делалось по видео «Тюнинг-Хуюнинг», собственно говоря данный способ мне показался самым адекватным.
Итак, для начала я разобрал тазовскую фишку, вытащив из неё провода:
Далее собрал нужные причиндалы на подносик и двинулся к авто.
Порядок действий такой:
1. Открутил металлическую панельку к внутренней стороне которой крепится штатный 2-х портовый соленоид. на ней висит ещё очень много, поэтому сильно ей не по-манипулируешь.
2. Снять фишку с штатного соленоида, открутить штатный соленоид.
3. Используя шило или иголку, освободить железные наконечники внутри фишки и вытащить их наружу. Делается это просто, силу применять не нужно.
4. Старую фишку можно одеть на старый соленоид, они нам больше не нужны.
5. Теперь вставляем провода с наконечниками в новую фишку от ВАЗа, и одеваем сверху фиксирующую защелку. (Справедливости ради должен сказать, что штатные наконечники не защелкнулись в вазовской фишке, поэтому я буквально продел их через неё, надёжно одел их на концы на новом соленоиде и только потом защелкнул фишку.)
6. Крепим новый соленоид на металлической платформе удобным способом. (Я просверлил две дырки, выбрав заранее наиболее гармоничное положение соленоида, при котором разъем будет смотреть вверх, а шланги не будут перегибаться ни в каких местах, и просто прикрутил его к платформе)
7. Теперь следует отмерить и установить все шланги. Сразу говорю это лучше сделать до того, как вы установите платформу на место, потому как после установки подлезть к клапану и одеть на него трубки будет непросто. С установкой шлангов проблем возникнуть не должно, просто выкидываете старые и устанавливаете новые так, чтобы они были не в натяг, но и не болтались, по-возможности не касались никаких поверхностей, в общем, чувствовали себя комфортно)) Для меня было небольшой проблемой одеть шланг на актуатор, так как подлезть неудобно, в остальном всё просто. Устанавливать трубки на соленоид следует согласно рисунку (рисунок не мой):
Вот так выглядит в итоге, в общем-то ничего необычного.
После установки, ощущения следующие — как и говорилось в видео по которому я «учился», машина стала набирать буст адекватнее и более гладко. Но в моём случае это мягко сказано! Раньше давка и положение педали газа жили своей жизнью — плавно ездить было очень сложно, так как она начинался раздувать вне зависимости от того, как ты сильно жмёшь на газ. Теперь же это стало строго пропорциональным — давишь по-тихоньку — она так же и набирает, давишь сильнее — набирает сильнее и буст растет. При чем происходит это без дерганий и резких скачков. Короче я доволен, полный профит!
Всем драйва!
[FAQ] Трехпортовый соленоид. Зачем?
Время от времени меня спрашивают про трехпортовый соленоид. Зачем он нужен. Обычно на сайтах тюнинг шопов много красивых слов про то что трехпортовый соленоид увеличивает буст, снижает расход топлива, дает ранний спул и укрепляет эрекцию. Но механизм чуда не описан. Правда в сети полно рассказов про то как работает соленоид. В своё время я через них и узнавал о том что как работает. Мне показалось что написано там достаточно путано. Рискну тоже написать. Наверное и у меня получится путано, но может чуть-чуть по другому и кому-то будет понятнее.
Чтобы легко воткнуться в суть трехпортового соленоида начнем с того как вообще регулируется наддув (буст) в двигателе. Надо понять что турбина может создать избыточное давление на впуске, и оно может разрушить мотор. Скажем, наш мотор рассчитан на 1 бар. Ну ок. Как только турбина накачает 1 бар буста во впуске, сразу надо прекратить качать. Это логично. Как это сделать? Самое логичное и простое решение — перенаправить выхлопные газы двигателя, которые раскручивают турбину, в обход.
Этим занимается вестгейт турбины. Это отверстие, которое открывается когда надо стравить часть выхлопных газов в обход крыльчатки турбины.
Теперь надо понять как обеспечить открытие клапана вестгейта (актуатора) в нужный момент. Самая простая и старая схема — механическая. Она очень проста и логична — соединяем резиновой трубочкой выход компрессорной части турбины (там есть давление когда накачивается воздух) и актуатор.
Как только создастся давление во впуске, оно по трубочке активирует клапан актуатора (вестгейта) и через рычажок откроется окно вестгейта, выхлопные газы станут обходить крыльчатку турбины и давление перестанет накачиваться.
В таком случае давление во впуске мы сможем регулировать только подбором пружинки, которую должен прожать сжатый воздух из управляющей трубочки. Скажем в Субару эта пружинка настроена на 0,5 бар избытка (выше атмосферного давления). Забегая вперед скажу что эта система в современных двигателях осталась. Она работает как аварийная при отключении соленоида турбины. На жаргоне это называется «ехать на пружине».
Описанная схема к сожалению не дает управлять двигателем тонко, набирать и скидывать буст точно когда нужно. Поэтому в современных двигателях давлением во впуске управляет компьютер. Как он это делает? При помощи соленоида (электромагнитный клапан). В механическое управление клапаном вестгейта включена простейшая система. Управляющая клапаном трубка просто разрезана поставлен туда тройник и трубочка от тройника во впуск до компрессорной части турбины. Понимаете в чём афёра? Если эта трубочка открыта, тогда какое бы не было давление во впуске после турбины, оно будет просто травиться по трубочке через тройник во впуск до компрессора (в самку) и клапан вестгейта просто не будет открываться.
А давление будет накачиваться все больше и больше. Ну и в этой трубочке дополнительной и врезан соленоид. Без подачи напряжения он закрыт и эта трубочка просто не функционирует. И машина едет «на пружине».
А вот когда компьютер подает напряжение на клапан и открывает его, тогда давка в управляющей трубочке падает, клапан вестгейта не открывается, выхлопные газы дальше крутят турбину, давление всё растет и растет.
Пока комп по датчику не увидит нужное давление, к примеру 1,0 бара и не даст команду снять напряжение с соленоида и давление во впуске перестанет расти так как клапан вестгейта сразу откроется.
У этой схемы есть серьезный минус. Если попытаться разгоняться равномерно то клапан будет то открываться то закрываться создавая «флюктуацию буста». То есть буст будет болтаться по синусоиде скажем 0,5-0,7 в тот момент когда нам будет нужны стабильные 0,7. Чтобы избавиться от флюктуации буста производитель ввёл в трубочку жиклер, значительно уменьшающий её проходимость.
Таким образом управление происходит с задержкой но зато нет флюктуации.
Идея трехпортового соленоида только в одном — убрать нафиг ненавистный жиклёр, который так тормозит управление наддувом.
Если двухпортовый соленоид работает по схеме — проход воздуха сквозь него закрыт-открыт. То трехпортовый соленоид работает по схеме — воздух идет из трубки А либо в трубку В либо в трубку С. При отсутствии напряжения воздух идет по старой схеме — из впуска после турбины в клапан актуатора турбины (езда «на пружине»),
при подаче напряжения воздух идет по линии актуатор турбины — самка, где отрицательное давление и клапан вестгейта закрыт, все газы идут в турбину и давление растет.
Надеюсь кому-то стал понятен принцип.
Удачи вам!
Update. Тут меня просят сделать conclusion к записи.
Поэтому дописываю.
Ставить трехпортовый соленоид на нешитую машину нет никакого смысла, так как комп двигателя придется прошивать. Смысл ставить трехпортовый соленоид однозначно есть перед прошивкой. Когда вы по-любому планируете изменить конфигурацию или просто пошить на мощность.
Установка 3 портового соленоида MAC — как, зачем и что получилось
Суть проблемы штатного соленоида — при удалении катализаторов и установке прямотока неизбежен передув. Да, это можно зарешать прошивкой, но геморно и долго подбирая значения для Initial Wetsgate Duty, Max Wetsgate Duty, Turbo Dynamics Proportional/Negative/Positive, короче для кучи таблиц, которые могут ещё и от сезона зима/лето компостить мозги. Попробовав пару раз я добился какой-то стабильности, но работало не идеально. Если ехать в пол педали плавно раздувая, то клапан ловил буст примерно на 1,2, меня это устраивало, этакий бустап, но костыльный. Но если раздуваться резко, то давление улетало чуть дальше и потом мозги, видя Boost Error, пытались его устаканить, из-за чего но плавало в пределах 0.8-1.2 бара. Промежуточных режимов вообще небыло, или дуем на все бабки, или вообще не дуем.
Меж тем, если заглянуть в прошивку, можно увидеть, что вощета там какбэ и другие режимы есть. Ну типа до 40% дросселя, например, ехать на 0.7 барах. Что с моими костылями было не реально, а по городу очень удобно кстати.
Короче нашел и купил ответную колодку в штатную фишку соленоида, ну и закинул в тачку. Немного про размещение — многие суют этот клапан в штатное место. Конечно, работать он там будет, но блин, если уж меняете клапан не на родной, давайте подумаем, где размещать его правильнее? Турбина будет управляться вакуумом и давлением, в нужный момент подаваемые клапаном. Чем короче трубки и ниже их сечение, тем выше точность управления, т.к. воздух штука довольно пружинистая, и чем выше объем в шланге, тем дольше реакция. Посмотрите на свежие STI, у них даже штатный 2port клапан перенесен на впускной коллектор ближе к турбине. Я поставил +/- так же.
По клапану — я брал обычный китайский на Али-экспресс, в интернетах их ругают, но я хз пацаны, у меня все отлично работает, лучше просто не придумаешь. Это же обычный электромагнитный соленоид. Тем кто теребонькает на оригу — ваше право, если бабки лишние, почему нет. На мой взгляд, за стоимость ориги можно купить 3 таких. Все будет работать и про запас ещё останется, короче не ссыте — ставьте.
14. Трехпортовый соленоид, итоги борьбы с передувами
После окончания эпопеи с выхлопом какое-то время всё было хорошо, но так видимо то ли импреза почувствовала свободу, то ли похолодало, но на 5 и 6 передаче начались передувы. Особенно противно было при движении на объездных со скоростью 120-130 и когда ты прижимаешь газ, слышно как турбина надувает давление, а потом машина тупеет, передув режется и снова надувает и т д. Кароче мне это категорически не нравилось, ненавижу ощущение недоделанности, особенно в таком щепетильном вопросе как наддув. В добавок ко всему были небольшие (2.5 градуса) откаты по детону, что ну совсем гадость. Проштудировав сти-клаб и ознакомившись с методом лечения передувов штатным соленоидом я какое-то время подумал и решил, что оно не для меня.
Выбор самого соленоида был недолгим, потому что грубо говоря варианта два:
— Брендовый Grimspeed/Perrin/Mac/и т. д. Цена вопроса за новый 15.000 р., б/у в районе 8.000 р.
— Peirburg, цена вопроса за новый от 1.300 до 1.800 рублей в зависимости от крепления.
Peirburg кароче наш вариант. Вообще не вижу смысла переплачивать за что-то брендовое, да и есть шанс натолкнуться на подделку. А Peirburg как-никак OEM запчасть от Saab/Opel/Audi, Made in Germany в добавок ко всему, да ещё и новый.
Поставляется он в простой картонной упаковке без каких-либо излишеств, но когда берешь его в руки, то прям чувствуется, что товар хорошего качества, не хлипкий китай какой-нибудь. По собранным отзывам, у некоторых работает уже 3 и более лет и всё прекрасно.
Нюанс с установкой — один — разные разъёмы на штатной проводке и новом соленоиде. Но 1 в 1 подходит фишка от разъема форсунки ВАЗ.
Важно!
Полярность не имеет значения! можно подключать новый разъем как душе угодно
Смысла удалять родную фишку не видел, поэтому просто внедрил параллельно новый разъем. Ведь на всякий случай, при какой-нибудь внезапной поломке 3-х портового, всегда останется возможность вернуть родной.
Прикрепил соленоид на двухсторонний скотч 3м на обратную сторону штатного кроншейна, естественно всё перед этим обезжирил. И не надо тут писать, что мол отвалится и т. д, 3м отлично держит, особенно если его ставить немного нагретым. Да и сам кроншейт крепится к кузову через резинки, который гасят часть вибраций.
Схема подключения следующая:
Шланг брал обычный силиконовый 4мм идеально подходит для таких нужд, от стоковых лучше избавиться в виду их возраста, из родных остался только кусок с самки, см 20 длинной, он идёт бОльшего диаметра до переходника, а дальше уже поставил новый шланг. Специально купил чёрный, не люблю разноцветную радугу под капотом 🙂 На всё ушло 2 метра, но если боитесь ошибиться, то берите лучше 3, тогда останется место на ошибку и не придется ехать докупать.
Ну и после всего этого погнали с iamwex на настройку на о. Русский
Со слов настройщика — наддув ведет себя очень хорошо, колебания раньше составляли с зашитого 1.24 бар (стоковое давление) до 1.55, сейчас же Target Boost и фактический на самом нагруженном диапазоне оборотов отличаются не более чем на 0.01 бар. Ну и у меня вообще эйфория, безумно нравится стабильная тяга без провалов, особенно на высоких передачах. Да и на душе спокойнее, когда нет передувов и прочих болячек. Немного подняли наддув к отсечке, теперь 1.24 в середине и 1 кг к отсечке.
Так же заменил свою потрёпанную жизнью кнопку DCCD на новую (фетишно)
19. 3х-портовый соленоид БЕЗ прошивки ECU, первые успешные испытания
Тему с 3х портовым соленоидом я начал курить давно, когда понял что моя телега недодувает 0,2 бара.
Начитался и наслушался от «экспертов» кучу разного шлака, никто толком нихрена не знает, но большинство говорит что нужно шить мозги, хотя какой параметр не уточняют… Есть мнение, что если наступает передув нужно уменьшать WGDC и отстраивать смесь с ноля НО в картах JDM мозгов уже все неплохо прописано по базовым картам + по коррекции, вот я и подумал что стоковая прошивка должна это дело переварить.
Началось обсуждение тут www.drive2.ru/c/466237186593784565/, товарищ denisdd очень помог по теме логов, спасибо ему большое!
Тут много полезного написано = www.drive2.ru/l/4062246863888632923, почитайте кому интересно
В итоге воткнул Pierburg 7.01024.02.0 без жиклера на времянку проводов, подключил и поехал тестировать. Надуло 0,85 и естественно машина поехала вот прям ну очень интересно! Турбина раздувается намного быстрее, почти пропал пинок при выходе на буст — теперь все плавно и нежно =)
Проверил логи, WGDC отрабатывает как нужно и остальные параметры вполне в пределах нормы и не сильно отстают по значениям от предыдущих замеров на 2х портовом.
Собственно логи, могу скинуть файл в почту кому нужно:
П.С. Я пока не могу рекомендовать данный мод т.к. сам не сделал достаточно измерений в разных режимах, но на первый взгляд все выглядит очень достойно.
П.П.С. Народ, делайте репост — пусть мир узнает, что есть такой мод и он имеет право на жизнь. НО на каждой машину нужно внимательно смотреть логи и убедиться, что турба не передувает и прошивка справляется.
Запчасти
Subaru Forester 2000, двигатель бензиновый 2.0 л., 240 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Комментарии 54
Привет! а с какой целью соленоид переместили со штатного места поближе к турбине? Чтобы трубки покороче между турбиной и актуатором? Вообще, была возможность проверить работу этой системы в зависимости от длины трубок? У меня сейчас стоит на штатном месте (у SH это над приводными ремнями), трубки длинные. Машина работает как будто и нет актуатора. Передувы.
салют! ну меньше трубок = меньше инерции потока т.е. времени пока поток воздуха разгонится и создаст давление. в реальности это миллисекунды, но нафиг эти метры проводов тянуть не понятно)) передувы это плохо, но может у передува другая причина, я быклапан сброса смотрел и целостность самих трубок управления
ну то есть вы сразу поставили соленоид на коллектор, а не в штатное место?
В целом всё проверили. На родном 2х портовом система работала, хотя в пиках 1.2 всё равно случалось. Вот решил на 3х портовый перейти с целью стабилизации буста до 1.1 и возможности более тонко настроить. А по факту WG теперь не открывается как ожидается, настроить не получилось. Все вакуумные шланги, что подключены к соленоиду новые. Родное место соленоида примерно в 50 см от турбины, поэтому при 3х портовом подключении трубки от актуатора и холодной части турбины до своих портов получились длинные. Хотя есть мнение, что это не должно влиять. Буду переносить и опять пробовать. Есть на драйве посты, где подобная проблема решалась именно уменьшением длин вакуумных магистралей
Если силикон то по идее длина не так сильно влияет. А рестрикторов надеюсь не осталось?)) На 2 портах стоят а на 3 просто не нужны. У меня сразу были короткие
Привет! Соленоид всё еще стоит?
Прив! Аа стоит, все супер
ты прошивался или так ездишь?
Так ежу с бустом 0,9
если бы стоял мотор к примеру 20г, тогда есть решение без заморочек, берешь с гц мозг 20к и с него же трехпортовик или сборку в сборе соленоидную. все. тачка поедит гораздо бодрее!
Да вроде и так бодро едет)
если бы стоял мотор к примеру 20г, тогда есть решение без заморочек, берешь с гц мозг 20к и с него же трехпортовик или сборку в сборе соленоидную. все. тачка поедит гораздо бодрее!
Только дополнительно на вестгейт жиклёр ставился в стоке.
Пройденый этап! тоже думал что какая может быть прошивка. На моих мозгах он не пошел. 3х портовик ставил с ГЦ. Мозг у меня бустап Кс-РОМ, турба вф24 впуск выпуск, большой куль. По итогу вернул обратно трех портовик через пару дней, и отрегулировал буст сечение жиклера
Два года катаю на контроллере апекси с трех портовым соленоидом апекси, никаких минусов не заметил, по логам было всё отлично, без всяких прошивок.
Супер, но у меня нет контроллера)
Я пробовал и без контроллера, всё было нормально.
От контроллера приход есть?
Стабильность буста, в не завистмости погоды.