Трехгрошовая опера о чем
Краткое содержание Брехт Трёхгрошовая опера
Любой, кто хочет просить милостыню на улицах города, должен сначала получить лицензию в фирме Пичема у отца Полли. Такое разрешение, а также соответствующая одежда стоит денег. Более того, каждый нищий обязан отдавать Пичему половину заработанных денег.
Макхит и Поли решаются на отчаянный шаг и втайне от отца справляют свадьбу. Для этого Макхит украшает одну из конюшен предметами, украденными для торжественного мероприятия. Отец Полли в гневе, он планирует сдать Мэкки-Ножа полицейским, чтоб те повесили бандита.
По счастливому стечению обстоятельств Макхит и начальник полиции Браун являются друзьями. Давным-давно они вместе несли службу в далекой Индии, с тех пор их дружбе ничто не мешает. Макхит делится с шефом полиции награбленным, а тот всегда предупреждает друга о планируемых проверках. Так происходит и на этот раз. Браун соглашается с Пичемом, но успевает предупредить друга о том, что на него готовится облава.
Мэкки-Нож решает сменить вид деятельности и стать уважаемым банкиром. Все заботы он перекладывает на плечи своей супруги Полли и исчезает.
Мадам Пичем решает самостоятельно отомстить ненавистному зятю. Она договаривается с местными проститутками, чтобы те сдали Макхита как только он у них появится. Мама Полли не верит, что бандит исчез из города.
Вскоре Макхит является к девицам и попадает в руки полицейских. Теперь он в тюрьме, а Браун ничем не может помочь своему другу. Ведь начальник тюрьмы давно мечтает отомстить бандиту за связь со своей дочерью. Люси также зла на него за то, что тот предпочел Полли. Хитрый бандит тут же предлагает Люси выйти за него замуж. Он утверждает, что не женат, хотя Полли навещает его в тюрьме. Люси соглашается помочь с побегом.
Пичем очень зол на начальника полиции и подговаривает нищих устроить демонстрацию. Тем самым они хотят испортить праздник в городе и подставить Брауна. Пичем шантажирует Брауна забастовкой. В результате Макхит второй раз попадает за решетку, опять преданный проститутками. Откупиться от смертного приговора бандиту никак не удается. Его товарищи и даже любимая Полли не могут собрать достаточно денег, да и не хотят навещать его в тюрьме. Они даже не приходят увидеть его в последний раз перед смертной казнью.
В самый ответственный момент, когда предводителя бандитов уже собираются казнить, Браун приносит спасительную новость. Королева решила помиловать Макхита. Более того, она присваивает ему титул дворянина и дарует земли с пожизненным содержанием.
Произведение учит тому, что невозможно добиться справедливости путем шантажа и обмана. Тем более, если ты и сам ничуть не лучше того, кому пытаешься отомстить.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Михаил Пришвин стал настоящим певцом родной Природы. В его произведениях, которые часто посвящены животным, множество прекрасных описаний лесов и полей, рек и озёр…
С самого детства в воспоминаниях Норы всплывало это страшное слово: “Allez!”. С ним одновременно вспоминались холод, запах лошадей и человеческого пота, боль от кнута.
Повествование начинается с приезда Константина Журавлева, кандидата наук, с женой и дочерью. Журавлев, теперь городской житель, приехал к матери, старухе Агафье, чтобы навестить ее и заодно отдохнуть в родной деревне.
В самом начале идет воспевание Мистера Икса, который всегда выступает в темной маске. Тут же стоит директор цирка и Пуассон и сплетничает об артисте. Неожиданно появляется Теодора Вердье, не пропускающая ни одного его выступления.
В книге рассказывается про рыцаря по имени Белокурый Экберт, который жил в маленьком городке под названием Гарц. Ему было сорок лет. Он был женат на Берте. Они сильно любили друг друга
Трёхгрошовая опера
«Трёхгрошо́вая о́пера» (нем. Die Dreigroschenoper ) — одно из самых известных произведений немецкого драматурга Бертольта Брехта. Музыку написал Курт Вайль.
Опера, действие которой происходит в викторианской Англии, содержит марксистскую критику капиталистического мира («Что такое налет на банк по сравнению с основанием банка?»).
Содержание
История создания
Основой для сюжета послужила знаменитая опера Джона Гэя и Иоханна Кристофа Пепуша «Опера нищих» («Nos hoec novimus esse nihil») (1728), основанная на похождениях реальных лондонских мошенников Джека Шеппарда и Джонатана Уайльда. Брехт существенно переработал сюжет пьесы, ввел дополнительных персонажей, изменил трактовку образов.
Действующие лица
Сюжет
Зонги
Зонги из «Трехгрошовой оперы» композитора Курта Вейля часто исполняются отдельно, не связанно с сюжетом драматического произведения, как песни, в концертных программах и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Например, «Mack the Knife» — зонг из «Трехгрошовой оперы», ставший популярной песней, среди исполнителей: Бобби Дарин, Луи Армстронг, Стинг, Ник Кейв, Лайл Ловетт, Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Робби Уильямс, Кевин Спейси, Майкл Бубле, Андрей Миронов и многие другие.
Переводы на русский язык
Постановки
Спектакль имел шумный успех, в прессе различных направлений разгорелась полемика. Однако большинство критиков приняло спектакль одобрительно, а рецензент «Das Tagebuch» Стефан Гросман даже восторженно: «Брехт наконец победил» — так озаглавил он свою статью о «Трехгрошовой опере». Критик журнала «Das Theater» Кюршнер оценил успех ансамбля как «самый сенсационный успех сезона» («Das Theater», 1928, сентябрь, № 1) [4]
Но немало было и негативных отзывов. Вот один из них в газете «Das Tageblatt»: «Все, без исключения все, здесь растоптано, осквернено, попрано — начиная от Библии и духовенства вплоть до полиции и вообще всех властей… Хорошо, что при исполнении некоторых баллад, не все можно было расслышать» («Das Tageblatt», 1929, 24 июля).
Тем не менее, успех был общепризнанным. Правда, сразу после успешной премьеры разразился скандал: Брехт позаимствовал несколько стихов Франсуа Вийона, о чем не предуведомил уважаемую публику. Брехту пришлось оправдываться врожденной неряшливостью: мол, просто в последний момент забыл упомянуть об этом факте.
На следующий год, весной 1929 г., спектакль был возобновлен в том же театре, но с другими исполнителями.
Через много лет он вспоминал в своей мемуарной книге «Из записок актера таировского театра»:
«…В 30-е годы Камерный театр был единственный в стране, где шла пьеса Брехта. Не могу не рассказать хотя бы коротко о своих товарищах, исполнителях основных ролей. Рисунок спектакля был очень острым и многоцветным. В нем звучали и ирония, доходящая подчас до сарказма, и пародия; иногда зрелище приобретало трагикомический, а порой и жуткий характер, особенно сцены нищих, где блестяще игравший великолепный актер Лев Фенин создавал зловещую, на грани гротеска, фигуру Пичема. Брауна играл Иван Аркадин — актер, которому были подвластны и драматические, и комедийные роли. А непротрезвляющаяся жена Пичема, мадам Пичем, в исполнении Елены Уваровой была и смешна, и страшна, и цинична. Роль Дженни, верной подруги Мэкки, великолепно играла красивая и грациозная Наталья Эфрон. Она любила его горячо. Но, страдая и мучаясь, все же передала его в руки полиции. …Все исполнители обладали голосами, были поющими. И отличные музыкальные номера Курта Вайля звучали прекрасно». (см. «Опера нищих» Бертольда Брехта впервые на отечественной сцене).
Газета «Вечерняя Москва» положительно оценила постановку («Вечерняя Москва», 1930, 3 февраля). Однако советская идеологическая критика не жаловала спектакль. «Кому все это нужно? … В пьесе полная идеологическая неразбериха… В пьесе нет и намека на третью силу, которую можно и нужно было противопоставить миру бандитов и мошенников», — разорялся театральный рецензент С. Чемоданов («Известия ВЦИК», 1930, 16 февраля).
А «опера-зонг» тем временем с триумфом пошла по многим театрам Европы. Только в Германии её приняли к постановке театры сразу же нескольких крупных городов: Лейпциг, театр «Альтес театер», декабрь 1928 г.; Мюнхен, театр «Каммершпиле», 20 июля 1929 г.; Кёльн, театр «Кельнер Шаушпильхаус».
В годы фашизма «Трехгрошовая опера» была запрещена, как и все произведения Брехта. Даже граммофонные пластинки с исполнением зонгов из «Трехгрошовой оперы» были уничтожены. Лишь случайно в Кельне сохранилось четыре экземпляра пластинок, напетых Лоттой Ленья (исполнительница роли Дженни в фильме «Трехгрошовая опера») и Каролой Неер (исполнительница роли Полли Пичем в фильме «Трехгрошовая опера»).
После Второй мировой войны пьеса неоднократно ставилась в американских и европейских театрах, в том числе и на российских сценах. «Трехгрошовая опера» обошла все крупнейшие театры мира.
Сегодня в России можно посмотреть постановку Казанского театра имени Качалова и МХТ им. Чехова
Краткое содержание пьесы «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта
Самое известное произведение немецкого поэта и драматурга Бертольда Брехта – это театральная пьеса «Трехгрошовая опера». Еще в 1728 году английский писатель и драматург Джон Гей сочинил «Оперу нищих», которая ровно через 200 лет вдохновила Брехта на написание «Трехгрошовой оперы».
Действие пьесы происходит в Лондоне, в районе Сохо. Это район нищих, жуликов и проституток. Действие пронизано великолепными музыкальными композициями – зонгами. Автором музыки является Курт Вайль. Он придал зонгам пародийный и даже гротескный характер. Кто только из великих певцов не исполнял впоследствии зонги из как отдельные концертные номера! Это и Элла Фицджеральд, и Фрэнк Синатра, и Луи Армстронг.
Мэкки собирается жениться. Избранницей его стала Полли Пичем, дочь местного короля нищих. Отец Полли — основатель фирмы, которая выдает лицензии на нищенство. Вместе с лицензией желающим подработать таким способом выдается «спецодежда» и отбирается ровно половина ежедневной «выручки». Пичем не желает выдавать замуж свою дочь. А уж такой зять, как Мэкхит, его тем более не устраивает.
Одна из конюшен, расположенных в трущобах Сохо, становится роскошным помещением, украшенным мебелью и аксессуарами, украденными в магазинах для богачей. Здесь Мэкхит совершает бракосочетание.
Пичем, разгневанный тем, что Полли ушла из-под его влияния, обращается в полицию и сообщает о местонахождении Мэкхита. Шеф полиции Браун выслушивает предводителя нищих, соглашается с ним, и сообщает другу о готовящейся облаве.
Мэкхем вовремя уходит от преследования полиции и решает, что пора ему сменить род деятельности. Банки – вот учреждения, в которых можно быстро обогатиться. Почему бы не стать банкиром. Это безопасно и прибыльно.
Неудавшаяся попытка арестовать Мэкки Ножа не останавливает супругу Пичема. Она находит способ, как отомстить королю бандитов. Мадам Пичем знает, что рано или поздно зятек наведается в публичный дом. Она подкупает одну из проституток. Мэкхит же вместо того, чтобы скрыться на время из Лондона, приходит к своей подружке Джемми Малине в публичный дом. Девица сдает его полисменам.
В такой ситуации даже Браун бессилен. Потому что начальник тюрьмы точит зуб на Мэкхита. Когда-то он обманул его дочь Люси. Девушка возмущена женитьбой Мэкхита на Полли. Но герой сообщает, что он не женат, и предлагает Люси руку и сердце. В тюрьму приходит Полли. И даже при ней Мэкхит продолжает утверждать, что не связан узами брака. Люси помогает возлюбленному осуществить побег.
В Лондоне готовятся к пышным торжествам по случаю коронации. Пичем хочет отомстить шефу полиции Брауну за помощь Мэкхиту. Он готовит демонстрацию нищих во всем их убожестве. Если такой парад состоится, то Брауну не удержаться на должности. Ничто не должно омрачать королевские торжества. Пичем вновь обращается к проституткам, которые вторично предают главного героя. Мэкхит вновь попадает в Лондонскую тюрьму.
Мэкхит пытается подкупить тюремных служащих, но никто из его друзей не может добыть нужной суммы. Наступает день казни. Проститься со своим предводителем приходят далеко не все, воры и бандиты тоже хотят увидеть коронацию.
Мэкхит поднимается на эшафот. Неожиданно верхом на коне появляется Браун. Он принес спасительную весть от самой королевы Англии. Ее Величество дарует прощение бывшему военнослужащему, капитану Мэкхиту, присваивает ему дворянское звание, дарит замок и земли, а также пожизненное содержание.
Бертольт Брехт и Трехгрошовая опера
Немецкий писатель Бертольт Брехт (1898—1956) был одним из крупнейших мастеров мирового искусства социалистического реализма и притом художником-новатором необыкновенного, можно сказать универсального, дарования: драматургом, поэтом, прозаиком, публицистом, режиссером и теоретиком театра.
Мало есть в современном мире драматургов, которые по интеллектуальной мощи и поэтической окрыленности таланта могли бы сравниться с Брехтом. Его пьесы — в особенности антивоенная историческая хроника Матушка Кураж и ее дети, драма идей Жизнь Галилея, антифашистская парабола Карьера Артуро Уй, которой могло бы не быть, философско-поэтические легенды Добрый человек из Сычуани и Кавказский меловой круг, социальная комедия Господин Пунтила и его слуга Матти и другие — завладели сценой Франции и Англии, Польши и Чехословакии, ГДР и ФРГ, десятков стран Европы и Америки. Заграничные гастроли созданного Брехтом театра Берлинский ансамбль прославили не только его драматургию, но и режиссерское мастерство и выдвинули его сценические принципы, его теорию эпического театра в центр эстетических дискуссий нашего времени.
Все это тем более примечательно, что Брехт является объектом постоянных атак со стороны всяческих политических и литературных мракобесов. Но все эти кампании травли лишь увеличивают популярность Брехта, повышают живой интерес к его творчеству со стороны театров и широкой публики и каждый раз подтверждают незыблемость объективных величин, неподвластных напору клеветы и злословия.
Творческой сферой Брехта был прежде всего театр. Но и в других областях искусства, в поэзии и прозе, он также оставил неизгладимый след.
В его обширном и многообразном художественном наследии особое место занимает Трехгрошовый роман. На протяжении нескольких лет писатель трижды обращался к этому сюжету и трижды воплотил его в произведениях различного жанра: в драме, киносценарии и романе.
Если имя Брехта, лауреата премии имени Клейста, автора нескольких пьес и сборника стихотворений Домашние проповеди, было популярно в Германии уже в середине двадцатых годов, то всемирная известность и слава писателя могут датироваться лишь со дня премьеры его Трехгрошовой оперы. Она прошла с огромным успехом в Берлине в 1928 году, а вслед за тем Трехгрошовая опера совершила триумфальное шествие по театральным подмосткам многих столиц мира. Она была поставлена и в Москве, в 1929 году, в Камерном театре.
Трехгрошовая опера и Опера нищих
История этой пьесы Брехта уводит нас в далекое прошлое, Ровно за двести лет до ее берлинской премьеры на сцене одного из лондонских театров появилась пьеса английского драматурга Джона Гея (1685—1732) Опера нищих. Это была злая сатира: если не в прямом смысле, то, во всяком случае, объективно в ней отождествлялись образ жизни и нравы английского высшего света с обычаями и моралью подонков общества, воров и проституток, Сюжет этой давно уже вошедшей в историю европейского театра пьесы Гея послужил для Брехта основой его Трехгрошовой оперы.
Насколько далеко отступил Брехт в своей вольной обработке от Гея? Чтобы ответить на этот вопрос, нет нужды скрупулезно, эпизод за эпизодом, сличать обе пьесы и выяснять, где Брехт довольно близко придерживался оригинала и где он действовал вполне суверенно и самостоятельно. С помощью такого исследования можно было бы вывести некое процентное соотношение заимствованных и оригинальных сцен, но главное и коренное отличие Трехгрошовой оперы от Оперы нищих осталось бы при этом невыделенным. А между тем сатирическая природа этих произведений принципиально различна, различен в них масштаб социальной критики, различны степень и широта исторического обобщения.
В пьесе Гея современники на каждом шагу угадывали намеки на известных лиц и на всякие скандальные обстоятельства из жизни великосветского общества. В короле нищих Пичеме зрители узнавали тогдашнего премьер-министра Роберта Уолпола, в других персонажах — придворных, их любовниц и проч. Организации нищих и воров, выведенные в пьесе, были в Лондоне двадцатых годов XVIII столетия почти документальной реальностью. Таким образом, несмотря на иносказательный характер некоторых эпизодов, иносказательность эта не выходила у Гея за пределы местного и злободневного: предметом его сатиры оставались вполне конкретные и локальные факты лондонской действительности его времени.
В 1934 году, уже покинув гитлеровскую Германию и находясь в эмиграции, Брехт снова, в третий раз, вернулся к прежней теме и создал Трехгрошовый роман, идейно наиболее глубокое и художественно наиболее совершенное воплощение полюбившегося ему сюжета.
Правомерен вопрос: почему Брехт вообще обратился к сюжету, уже до него введенному в литературу? Носило ли такое заимствование в его творческой практике случайный и исключительный характер или он прибегал к нему неоднократно, сознательно преследуя при этом определенные идейно-художественные цели?
Значительное большинство произведений Брехта написано на традиционные сюжеты, почерпнутые у Софокла и Тита Ливия, Шекспира и Шиллера, Горького и Гашека и других. Эта особенность творчества Брехта не раз приводила к различным необоснованным упрекам по его адресу и к недоразумениям, вплоть до обвинений в плагиате и предъявления судебных исков. А между тем история мировой литературы содержит немало фактов, говорящих в пользу Брехта. Разве Шекспир сам выдумывал сюжеты своих пьес? Нет, он черпал их обычно из произведений античных авторов, из средневековых хроник, из новелл писателей Возрождения и других литературных источников. А другие драматурги-елизаветинцы? А Мольер? И разве мы не знаем, что сюжеты о Прометее, Фаусте, Дон-Жуане и прочие, разрабатывались на протяжении веков многими десятками писателей? И придет ли кому-нибудь в голову обвинить Шелли, как автора Прометея освобожденного, в плагиате у Эсхила или бросить Мольеру, Байрону, Пушкину упрек в художественной несамостоятельности и подражании Тирсо де Малине, создателю первого образа Дон-Жуана?
Обращение к уже известным сюжетам может быть в каждом случае по-своему понято и объяснено. У Брехта оно имеет двоякое значение: их приятие есть в то же время и их отрицание. Брехт высоко чтил традиции писателей, произведения которых служили ему отправным пунктом для собственного творчества, и его обращение к Гею, а через него к Свифту (Свифт был другом Гея, и он подсказал ему идею Оперы нищих), не было случайным, ибо Брехт причислял Свифта к величайшим писателям прошлого и в своем творчестве сознательно опирался на традиции Просвещения, в частности английского (Свифт, Мандевиль, Гей, Филдинг). Но в то же время обращение Брехта к сюжетам своих предшественников не приводит его к повторению или пассивному подражанию. Напротив, оно носит характер творческий и даже полемический. Обращаясь к традиции, Брехт оставался новатором.
Экранизация
Смесь водевиля, полицейской мелодрамы, социальной сатиры и народной поэзии, Трехгрошовая опера — грустный праздник, идеально подходящий к кризисной ситуации в Европе.
Сюжет
Лондон в неопределенную эпоху. Уличный певец рассказывает зевакам о подвигах Мэки, хитроумного разбойника, безраздельно властвующего в Сохо. Оставив свою подружку Дженни-потаскуху, она соблазняет Полли Пичум, дочь короля нищих, и женится на ней ночью в заброшенном доку на берегу Темзы. Взбешенный Пичум приказывает поймать Мэки и отправляет на его поиски — в день коронации королевы — целую армию оборванцев. Благодаря пособничеству продажной полиции Мэки удается выпутаться из этой истории. Все заканчивается хорошо, и жулики могут снова заправлять балом.
О фильме
Ремейк
При выходе на экраны во Франции фильм посчитали подрывающим устои и потребовали вырезать некоторые сцены. В 1962 году немец Вольфганг Штаудт сделал по нему ремейк с участием Курта Юргенса, который оказался намного хуже оригинальной версии.
Трёхгрошовая опера (пьеса)
Трёхгрошовая опера (пьеса)
Содержание
История написания
Основой для сюжета послужила известная пьеса Джона Гэя (John Gay) и Иоханна Кристофа Пепуша (Johann Christoph Pepusch) «Опера нищих» («Nos hoec novimus esse nihil») (1728).
«Пьеса Брехта представляет собой переделку „Оперы нищих“ английского драматурга Джона Гэя (1685—1732), написанной и поставленной ровно за двести лет до Брехта, в 1728 г. „Опера нищих“ была пародией на оперы Генделя и в то же время сатирой на современную Гэю Англию. Сюжет ее подсказан Гэю Джонатаном Свифтом. Пьесу Гэя перевела для Брехта его сотрудница по многим пьесам Элизабет Гауптман. Брехт почти не изменил внешнего сюжета „Оперы нищих“. Все же переработка оказалась очень существенной. У Гэя Пичем — ловкий предприниматель, а Макхит — благородный разбойник. У Брехта оба они — буржуа и предприниматели, деятельность которых, по существу, одинакова, несмотря на формальные различия. Прототипами Макхита у Гэя послужили знаменитые воры XVIII в. Джонатан Уайльд и Джек Шеппард, нищие, бездомные бродяги, отличавшиеся ловкостью, жестокостью, но и своеобразным душевным величием. Макхит у Брехта — буржуа-работодатель, думающий только о коммерческих выгодах своих разбойничьих предприятий. Даже несчастья Макхита вызваны не темпераментом, увлеченностью, страстностью, а присущей ему, как и всякому буржуа, приверженностью к своим повседневным привычкам». Один из исследователей драматургии Брехта справедливо замечает: «Если Гэй в „Опере нищих“ бичует открытый обман как новый тип жизненных отношений, то Брехт в „Трехгрошовой опере“ нападает на обман, санкционированный „легальными“ методами» (Вернер Гехт, Обработка или переработка, — о «Трехгрошовой опере» и ее прототипе. — «Theater der Zeit», 1958, № 7, Studien, S. 17). Гэй критикует английские порядки XVIII в. с точки зрения аристократической партии тори, то есть с консервативной позиции дворянства, враждебно относящегося к новым общественным отношениям, порожденным развивавшимся в Англии капитализмом. Критика Брехта ведется с позиций революционных. Действие пьесы Гэя происходит в начале XVIII в.; Брехт переносит его на сто лет позднее, в викторианскую Англию, — сам он объясняет это так: «О викторианской Англии зритель кое-что знает, и в то же время она достаточно удалена, чтобы о ней можно было критически судить с порядочного расстояния». (цитирование по: ТРЕХГРОШОВАЯ ОПЕРА)
Брехт существенно переработал сюжет пьесы, ввел дополнительных персонажей, изменил трактовку образов.
Действующие лица
Сюжет
Переводы на русский язык
Постановки
В 1928 году наутро после премьеры «Трехгрошовой оперы» 30-летний драматург Бертольт Брехт и 28-летний композитор Курт Вайль проснулись самыми известными авторами Германии (цитируется по: Газета «Коммерсантъ» № 50(3867) от 27.03.2008 ).
Спектакль имел шумный успех, в прессе различных направлений разгорелась полемика. Однако большинство критиков приняло спектакль одобрительно, а рецензент «Das Tagebuch» Стефан Гросман даже восторженно: «Брехт наконец победил» — так озаглавил он свою статью о «Трехгрошовой опере». Критик журнала «Das Theater» Кюршнер оценил успех ансамбля как «самый сенсационный успех сезона» («Das Theater», 1928, сентябрь, № 1) (цитирование по: ТРЕХГРОШОВАЯ ОПЕРА).
Тем не менее, успех был общепризнанным. Правда, сразу после успешной премьеры разразился скандал: Брехт позаимствовал несколько стихов Франсуа Вийона, о чем не предуведомил уважаемую публику. Брехту пришлось оправдываться врожденной неряшливостью: мол, просто в последний момент забыл упомянуть об этом факте.
На следующий год, весной 1929 г., спектакль был возобновлен в том же театре, но с другими исполнителями.
Газета «Вечерняя Москва» положительно оценила постановку («Вечерняя Москва», 1930, 3 февраля). Однако советская идеологическая критика не жаловала спектакль. «Кому все это нужно? … В пьесе полная идеологическая неразбериха… В пьесе нет и намека на третью силу, которую можно и нужно было противопоставить миру бандитов и мошенников», — разорялся театральный рецензент С. Чемоданов («Известия ВЦИК», 1930, 16 февраля).
А «опера-зонг» тем временем с триумфом пошла по многим театрам Европы. Только в Германии её приняли к постановке театры сразу же нескольких крупных городов: Лейпциг, театр «Альтес театер», декабрь 1928 г.; Мюнхен, театр «Каммершпиле», 20 июля 1929 г.; Кёльн, театр «Кельнер Шаушпильхаус».
В годы фашизма «Трехгрошовая опера» была запрещена, как и все произведения Брехта. Даже граммофонные пластинки с исполнением зонгов из «Трехгрошовой оперы» были уничтожены. Лишь случайно в Кельне сохранилось четыре экземпляра пластинок, напетых Лоттой Ленья (исполнительница роли Дженни в фильме «Трехгрошая опера») и Каролой Неер (исполнительница роли Полли Пичем в фильме «Трехгрошая опера»).
После Второй мировой войны пьеса неоднократно ставилась в американских и европейских театрах, в том числе и на российских сценах. «Трехгрошовая опера» обошла все крупнейшие театры мира.