Трехчленность что это такое
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТЕЛОМ И ДУШОЙ И ТРЕХЧЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТЕЛОМ И ДУШОЙ И ТРЕХЧЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА
В книге «О загадках души» (1917) Рудольф Штейнер впервые опубликовал результаты своих духовно-научных исследований об отношении душевно-духовного к телесно-физическому. То, что он описал там как «Трехчленность человеческого организма», должно явиться побуждением, чтобы весь организм человека рассматривать с этой точки зрения: ее плодотворность можно оценить только при ее всестороннем применении. Она проявляется в том, что мы не остаемся при рассмотрении организма как чего-то постоянного, твердого, но все более познаем его как формирующийся, находящийся в становлении, то есть не как статическую, но как динамическую систему.
Штейнер разделяет душевную жизнь на представление, чувства и волю. И он показывает, что эти три душевные деятельности имеют различное отношение к организму. То, что представление, или мышление, имеет свою телесную основу в процессах нервной системы и их продолжении в органы чувств, с одной стороны, и во внутреннюю телесную организацию, с другой стороны, согласуется и с воззрениями современной физиологии.
Иначе обстоит дело с отношением к телесности чувств, которые «нужно соотнести с тем телесным ритмом, который имеет свой центр в дыхательной деятельности человека и связан с ней».[93] Тут Штейнер указывает на переживание музыкального. Последнее отчетливо имеет две стороны: восприятие тона, осуществляемое посредством процессов в слуховом органе и в нервной системе, и связанное с этим переживание, например, «темное минорное настроение». Музыкальное переживание возникает, «когда дыхательный ритм, продолжаясь до мозга, встречается с тем, что свершается при помощи уха и нервной системы. И душа живет не в просто услышанном и представленном, но она живет в дыхательном ритме; она переживает то, что вызывается в дыхательном ритме благодаря тому, что происходящее в нервной системе сталкивается с этой ритмической жизнью ». Да и отвлекаясь от музыкального, по кривой дыхания можно установить динамику душевных переживаний.
Мы уже говорили, что значение легких состоит не только в том, чтобы обеспечивать организм кислородом. Легкие имеют специфическое значение как орган сознания.
Следует принять во внимание, что существо человека в сердце в и легких живет совершенно различным образом. В крови живет Я, но, как и во всех процессах построения, оно может здесь жить только в состоянии сна.
В дыхании и сердечной деятельности, в их различных ритмах существо человека встречается само с собой. Результатом этой встречи является чувство. В отношении степени сознания оно стоит на ступени грез и тем самым занимает промежуточное положение между спящим полюсом обмена веществ и бодрствующим нервным полюсом.
С этой точки зрения мы и должны рассматривать связь между физиологическими и психологическими явлениями. Например, красный цвет стимулирует полюс обмена веществ, кровообращение ускоряется, ощущение тепла усиливается. Это воздействие в определенной мере проходит через нервно-чувственную систему насквозь, достигая системы обмена веществ. Напротив, нервно-чувственная система остается не особенно затронутой, она остается холодной. Мы осознаем различные влияния, содержащиеся в этом явлении, когда красный цвет обозначаем как «теплый ». В противоположность этому, голубой действует более на нервно-чувственную систему и ощущается как «холодный».
В отношении воли Штейнер говорит, что «она подобным же образом опирается на процессы обмена веществ». Чтобы понять это, нужно учитывать, что процессы обмена веществ проходят во всем организме, включая головной мозг (а именно, в сером веществе). Повсюду окисляются и преобразуются субстанции, повсюду образуется тепло. Однако эти процессы нельзя рассматривать как чисто природные явления. Когда я решаю пойти прогуляться, в моем организме совершаются усиленные процессы обмена веществ. В естественно проходящие процессы вмешивается человеческая воля, изменяя их, усиливая или ограничивая. Не усилившийся обменный процесс является причиной воли, а воля является инициатором усиления процесса обмена веществ. Как тесно волевая жизнь связана с тепловым процессом и обменом веществ, показывает действие сильного холода или сильной жары: оба словно парализуют волю. Только средняя температура дает человеку возможность для развертывания воли (см. сказанное выше о «тепловом организме»).
Но не только в этих грубых процессах обмена веществ мы должны видеть телесную основу воли. То же происходит, если воля живет только в душе, например, когда мы хотим проследить какой-либо ход мыслей. Ибо целенаправленное мышление всегда руководимо волей. В чистой деятельности представлений мы живем постольку, поскольку следуем ходу мыслей. Но тогда в этом «ходе» представлений действует волевой элемент, который не выступает как таковой, но целиком погружен в существо представлений. При этом воля является носителем хода мыслей.
Осуществляя какую-либо цель, например, делая движение рукой, мы перед этим имеем представление о движении, которое содержит только внешний образ движения: как внешне выглядит движение. Напротив, о том, что происходит внутри руки, когда совершается движение, мы не имеем никакого понятия. Представление как бы создает полую форму, в которую, вливается воля, придавая вещественность и пластицируя.
Вообще следует подчеркнуть то, на что не раз указывал Штейнер, что нервная деятельность, дыхательный ритм и деятельность обмена веществ всесторонне пронизывают весь организм и переходят друг в друга. Но там, где появляется деятельность обмена веществ, там она выступает как основа для волевой деятельности.
Читайте также
Разница между Духом, душой и эго
Разница между Духом, душой и эго И вновь, приветствуем вас, дорогие Творцы. Мы — Основатели, работающие совместно с Высшим Я канала. Давайте углубимся в природу Я; конкретно, рассмотрим три главных аспекта.«Душа» и «Дух» — не одно и то же. Душа относится к
Отношения между полами
Отношения между полами При изменении отношения к сексуальности в сторону подавления не удивительно, что и социальный статус женщин после Великого Падения резко понизился. Они утратили равные с мужчинами права в общественной жизни и стали принадлежать своим мужьям –
Отношения между полярностями
Отношения между полярностями Внимание!Законы отношений между полярностями в линейном уме берутся как само собой разумеющиеся и полярности не отделяются от количеств. Например, (+ 3) (?5) = (?15). Здесь (+)(?) = (?) отношение между полярными объектами «плюс» и «минус» неразрывны от
Связь между телом и разумом
Связь между телом и разумом По мере того как люди становятся старше, они склонны все больше жаловаться. Это общераспространенное явление среди тех, кому шестьдесят или семьдесят лет: они одновременно волнуются о том, что может произойти в будущем, и о том, что произошло в
ГЛАВА 10 МАШИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА
ГЛАВА 10 МАШИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА Склонившись над рабочим столом, Старый Инженер любовно разглядывал лежащую на нем маленькую фигурку. Затем, придерживая руками наболевшую спину, он с трудом выпрямился и встал навстречу Посетителю.– Очень любезно с вашей стороны
Различие между Душой и Духом
Различие между Душой и Духом Спрашивающий. Действительно ли вы учите об уничтожении всякой личности, в чём вас обвиняют некоторые спиритуалисты и французские спириты? Теософ. Мы этому не учим, но поскольку этот вопрос о двойственности – индивидуальности
Отношения между сердцем (Огонь) и легкими (Металл)
Отношения между сердцем (Огонь) и легкими (Металл) Сердце ведает кровью, легкие отвечают за ци организма. Беспрепятственное взаимодействие между ними обеспечивает нормальное перемещение Ци Сюэ (кровь) и поддерживает обмен веществ. Ци соответствует ян, а Сюэ – инь. Сердце
Отношения между сердцем (Огонь) и селезенкой (Земля)
Отношения между сердцем (Огонь) и селезенкой (Земля) Сердце ведает кровью. Селезенка контролирует кровь и способствует ее вырабатыванию. Когда ци селезенки затруднено, происходит нарушение функций селезенки и выработка крови недостаточна. Это ведет к возникновению
Отношения между сердцем (Огонь) и почками (Вода)
Отношения между сердцем (Огонь) и почками (Вода) Для поддержания здоровья необходимо, чтобы Огонь-сердце опускался вниз к почкам для поддержания ян почек и обогрева, препятствуя переходу Воды почек в состояние холода. В свою очередь, Вода почек должна подниматься вверх к
Раздел 7. Здоровье, долголетие, омоложение, отношения с телом
Раздел 7. Здоровье, долголетие, омоложение, отношения с телом Вопрос: «Можно ли научиться любить и принимать свое тело независимо от того, как ты выглядишь и сколько тебе лет?»Дорогая, если бы ты видела себя так, как видит тебя Бог, ты не задавала бы этот вопрос. Если бы ты
8. Связь между телом и умом Обретение гармонии и целостности
8. Связь между телом и умом Обретение гармонии и целостности Диагноз …Однажды Мулла Насреддин давал показания в суде. Он заметил, что все, что бы он ни сказал, записывает судебный стенограф. По мере продолжения рассказа он говорил все быстрее и быстрее. В конце концов
Отношения между мужчиной и женщиной
Отношения между мужчиной и женщиной Единственно допустимые здесь отношения между садхаком и садхикой – те же самые, что и между двумя садхаками или двумя садхиками, это дружеские отношения между людьми, которые следуют одним и тем же путём йоги и являются детьми Матери.9*
Звезды опозорились на «Поле чудес»
На днях 25-летие отметила одна из самых любимых телезрителями передач – «Поле чудес». Мало кто помнит, что ее первым ведущим был Влад Листьев. Однако он недолго вел программу, отдав предпочтение серьезной журналистике (стал ведущим передачи «Тема) и оставив вместо себя тогда еще никому не известного Леонида Якубовича.
ПО ТЕМЕ
Якубович и Михалков создают аукционный дом
Леонид Якубович сильно постарел (фото)
Якубович о жестоком испытании 17-летней дочки
Леонид Якубович: Я бросил жену и сына
Отметим, что, наряду с обычными людьми, крутили барабан и знаменитости. Одним из таких везунчиков стал телеведущий Валдис Пельш. В тройке с Леонидом Ярмольником и Александром Олейниковым ему явно везло. Он открыл почти все буквы. Однако слово «трехчленность» Пельш так и не отгадал.
«Был вопрос: «Основной принцип народных сказок». Я уже и два раза получал две шкатулки за три угаданные буквы, и Леонид Аркадьевич мне подсказывал: «Три богатыря», «Три поросенка», «Три девицы под окном». Я все понимаю, но я не угадал это слово«, – рассказал Валдис Пельш.
В 1991 году участником «Поля чудес» стал Андрей Макаревич. Тогда ведущим был Влад Листьев, который буквально озадачил солиста группы «Машина времени» очень сложным вопросом. «Тогда это было в новинку, это сейчас все привыкли к телевизионным играм, поэтому тогда это заводило по-настоящему«, – вспомнил артист. Отметим, что назвать имя дочери Нефертити и Эхнатона он так и не смог.
Одним из первых известных людей в программе оказался и ведущий передачи «КВН» Александр Масляков. По его словам, он предстал перед глазами сына в не очень выгодном свете. «У меня есть претензия к этой программе. Меня пригласили поучаствовать в этой программе. Я, в принципе, человек не сильно азартный, но дело в том, что я прихватил на передачу сына. Я должен был предстать перед своим собственным сыном если не выдающимся, то хотя бы человеком много знающим и умеющим. А я слышал, что в числе призов должна фигурировать квартира. Но когда начались съемки, квартиру убрали, заменив на что-то иное. Тем не менее я что-то выиграл», – рассказал телеведущий.
Особенно отметились братья Запашные. Они умудрились прийти в студию вместе с дрессированными животными. «Было даже как-то приятно, что нашего тигра потрогал сам Якубович«, – отметил один из братьев.
Медицинский аспект трехчленности
Медицинский аспект трехчленности
Наш мир дуален, пространство трехмерное, человек трехчленен – Дух, Душа, Сознание. Но тройственность характерна также и для качеств каждого из высших сущностных членов. Например, тройственность Духа, определяется как: самодух, жизнедух, духочеловек. Тройственность Души – как ощущающая, рассудочная, сознательная. Её инструментами являются: чувства воля и мышление, которые находят свою телесную основу соответственно: в нервной системе, ритмической и в метаболических процессах обмена веществ.
К нервно-чувственной системе относятся кожа и органы чувств. Расположена она преимущественно в голове, однако, в форме периферийных и вегетативных нервов, она пронизывает все тело человека. Членение здесь рассматривается не топографически, а в большей степени функционально. В «верхнем» человеке преобладает принцип клеточной дифференциации (разделение, различие, например, своего «Я», от «Я» другого человека), при одновременной девитализации (утрата способности осознавать себя живым одушевлённым существом, как это часто происходит во сне), то есть, при значительном отходе собственно обмена веществ на задний план. Внешние жизненные проявления этой системы являются уплотняющими, дифференцирующими и индивидуализированными. Например, в глазе, как органе чувств, собственная деятельность органа настолько далеко отходит в своем служении на задний план, что возникает более высокоразвитый орган, с прозрачными, светопреломляющими приспособлениями, для восприятия внешнего мира. В свою очередь, из нервных органов, жизнь которых парализована вплоть до границы распада нервной материи, и до утрачивания способности к клеточному делению, освобождаются жизненные силы как основа мышления и сознания.
Ритмическая система, возвышаясь над полярными силами нервной системы и обмена веществ, все объединяет и действует упорядочено. Именно от неё исходят: обновляющие, лечащие, соединяющие действия, и формируется мезенхимальная система зародыша, связывающая все органы. В ней происходит закладка кровеносной системы, которая объединяет деятельность ритмических органов — сердца и легких. Дыхание, из-за спокойного импульса легких, ориентировано к «верхней» — нервно-чувственной области. Кровь со своим импульсом течения – относится к «нижнему» человеку, соответственно к полюсу субстанций и обмену веществ. Форма, воздействующая через дыхание на протекающую кровь, находит свое выражение в соотношении частоты дыхания и частоты пульса, которое у здорового человека составляет 1:4. Середина середин, разыгрывается с полной силой между событиями легочного и сердечного кровообращения. Ритмические процессы, дают телесную основу для душевного качества чувствования, которое всегда колеблется между двумя полярностями, такими как радость — горе, симпатия — антипатия. Чувственная жизнь, которая по степени своей осознанности сравнима со сновидением, лежит между думающим, бодрствующим дневным сознанием и импульсами воли, всплывающими из «спящего» подсознания.
Принцип метаморфозы растения, действует и в человеке. Например, образующие субстанцию созидательные силы, из системы обмена веществ, посредством ритмической системы, в процессе пищеварения/превращения, в нервно-чувственной системе — высвобождают силы сознания. А организованные силы нервной системы, напротив, через ритмическую систему, придают устойчивую форму организму обмена веществ и конечностей. Затем, при образовании субстанций, в обмене веществ, силы действуют связующе, но при этом световая и тепловая энергии — действуют самостоятельно. В нервно-чувственной системе, напротив, материальные силы обмена веществ, высвобождаются как основа для сознания и восприятия. С точки зрения трехчленной организации, можно установить основополагающую родственную связь между человеческим и растительным организмами, которая имеет значение при терапевтическом выборе определенной части растения, такой как лист, цветок или корень. В растении полярные процессы разворачиваются таким образом, что вещества из твёрдого, минуя жидкую фазу, переходят в газообразное состояние, и утончаются по направлению к полюсу цветка растения. Растительный крахмал расщепляется до сахаров и растительных кислот. В свою очередь цветочная пыльца разлетается, окраска излучается в окружающее пространство, тепло отдается. Цветок растения, с точки зрения своей растворяющей тенденции, соответствует системе обмена веществ человеческого организма. В корне же растения, мы вновь находим соответствующее нервно-чувственной системе — уплотняющее, центрирующее, стремящееся к физическому действие. Средняя система растения — листовая область, соответствует ритмической организации дыхания и циркуляции крови. Лист растения проявляет свое терапевтическое действие особенно на события дыхания и кровообращения. Это, в принципе, относится и к только что приведенным связям между цветком и системой обмена веществ, и соответственно между корнем и нервной системой.
Принципы Sal, Merkur, Sulfur
Для более глубокого понимания трехчленной организации человека, в связи с рассмотрением субстанций, мы будем исходить из принципа: соли, ртути и серы, которые можно найти еще у Парацельса. Этот тройственный принцип, становится ключевой мыслью для понимания закона полярности и принципа метаморфозы. Серный принцип — соответствует системе обмена веществ и соответственно цветку растения. Если охарактеризовать в общем и абстрактно — серное качество вызывает динамическое образование и превращение вещества в его самых различных формах проявления. Оно отдано миру, и ему принадлежит свойство космического расширения. Солевой принцип — соответствует нервно-чувственной системе и корню растения. Он охватывает путь к покою в упорядоченной форме, его земному свойству характерно стягивание и уплотнение. Ртутный принцип – характеризует посредничество и постоянное ритмическое восстановление — единства между полюсами. И соответствует листку и стеблю растения. Краткая характеристика субстанций серы, соли, и ртути, заключена в следующем. При образовании соли, например, путем кристаллизации из насыщенного раствора поваренной соли, в солевом процессе — тепло высвобождается. При растворении поваренной соли, напротив — тепло отнимается из окружающей среды. Характерное свойство серы проявляется в тенденции постоянного связывания тепла серным способом. Причем при окислении — тепло высвобождается ступенчато. Для субстанции серы характерно удерживать тепло и при сгорании, и даже поглощать его из окружающей среды, как это имеет место, например, при обжиге извести. В своих физических свойствах, ртуть проявляет себя в жидком подвижном состоянии. Но она имеет двойную тенденцию — испаряться на обычном воздухе, а если ее разлить, то распадаться на многочисленные отдельные капли, что в свою очередь приводит к уплотнению и растворению.
Рудольф Штайнер, в своей книге «Духовная наука и медицина», дал глубокие познания силовой и субстанциональной полярности жизненных процессов человека, в отношении: углерода, кремния и щелочи. Подобно кристаллу поваренной соли, кремний как кристаллическая природная субстанция, полностью последовал солевому принципу, и естественно нервно-чувственной системе. Образующие силы кремния — свет и тепло, освободились в процессе кристаллизации в виде сил или энергий, и оставили геометрически правильную, прозрачную, прохладную и более не горючую субстанцию. Под действием кремния, в человеческом организме становятся деятельными, универсальные силы. Энергии, связанные с органами и субстанциями, высвобождаются как основа восприятия и сознания, которое снова подключает человека к сверхличному миру идей, доступному для мышления. С другой стороны, углеродный процесс ведет вглубь самого образования субстанции, и соответствует серному принципу и обменным процессам. Посредниками между космическими и земными процессами являются щелочи, представители ритмической функции и ртутного процесса. В то время как углерод ведет жизненный процесс к уплотнению, и тем самым к центрированию и индивидуальному образованию тела. Кремний, же напротив, направляет жизненный процесс к периферии тела, и ведет к становлению сознания, подключая человека вновь к универсальным мировым законам. Подытожим, в основе всей природы, от минерального царства через растительное к животному, лежит закон полярности, и во всех жизненных явлениях действует организационный принцип трехчленной организации. А вот каким образом природные царства действуют в человеке, и как они приводят его к здоровью или болезни, мы рассмотрим с Вами в следующих публикациях.
Четырехчленность человека и природы
Когда человек смотрит на окружающую его природу, он различает неорганический мир камней, живой мир растений и одушевленный чувствующий мир животных. Познание и дифференцирование внешней природы стали возможными для человека потому, что и в нем действуют минерализирующие, образующие и душевные силы, которые, в смысле выше охарактеризованного превращения, становятся свободными в его душевно-духовной способности переживания. Таким образом, неся в себе силы и принципы царства природы, человек имеет с ними тесное родство, а объединяя и возвышая их, согласно принципу полярности и усиления, благодаря только ему присущему свойству Я- деятельности, он становится «венцом» Божьего творения.
Образующие силы, проявившись во внешней природе, пришли к своему завершению. Состоявшийся мир попал в «тупик». Те же самые принципы, всецело действуют в состоянии активного мира сил и пластичных задатков, и в человеческом существе. Речь идет о силах, которые находятся в состоянии становления, которые представляют собой постоянно преобразуемый потенциал для человека, находящегося в развитии. Этот силовой потенциал, обозначают ещё как созидающею природу. Итак, с одной стороны, человек — часть природы. С другой стороны, он ее постоянно преодолевает, в её тенденции к окончательному переходу в одностороннюю образность тем, что он включает ее в свою целостность, и только благодаря этому он становится человеком. В этом смысле человек остается постоянным участником в первоначальных процессах творения.
В том случае, когда природный процесс, односторонне проявляется в человеческом организме, то есть, не включается в его индивидуальную структуру существа, а становится сходным с внешним природным проявлением, тогда в организме человека формируется болезнь. Силы природных царств: минерального, растительного, животного, внутри структуры существа человека, образуют собственные, отделенные от окружающей среды, силовые организации, которые названы «членами» человеческого существа. При этом, вещественно проявленное физическое тело, можно непосредственно наблюдать через органы чувств. Высшие же члены, постижимы только через их воздействие на физическую телесность.
Подытожим. Физическое тело — следует законам минерального мира. Жизненное или эфирное тело — принципам растительного. Чувственное или астральное — типу животного существа. И только лишь, тепловая Я – организация, как органический носитель Я-сущности, то есть самого человека, ведет за пределы внешнего царства природы. Человек, согласно своей телесно-духовной природе, является существом, которое содержит в верхнем и нижнем человеке, исходя из середины, в расчлененном и взаимодействующем равновесии три силовые организации, которые односторонне действуют в природных царствах. Поэтому, человеческая природа, постоянно сводится через Я-деятельность к срединному, универсально действующему, несущему человеческую личность, принципу упорядоченности.
Каждый из четырех элементов: Огонь, Воздух, Вода и Земля, имеет особое родство к одному из четырех человеческих членов: Я-организация действует через тепло вниз, вплоть до физического тела. Чувственная, астральная организация — пользуется световоздушным элементом. Жизненная, эфирная — действует в жидкостно-водном. Физическая – в минерально-вещественном элементе.