Трапеция дворников что это
Ремонт (профилактика) трапеции дворников;
Пользуясь случаем, хотелось бы передать привет моей маме, моему продюсеру и всему… ОЙ! Не та реплика… А, вот: Поздравляю всех читателей с наступившим 2016, пускай он будет хотя бы не хуже предыдущего… И на этой оптимистичной ноте я начинаю свой цикл «весенних» постов… Да-да, я в курсе, что запаздываю почти на год, запои они такие… =))
Итак, с наступлением весны 2015, когда дворники начали эксплуатироваться заметно чаще, я стал замечать от них посторонние звуки: скрежеты, голоса там всякие … Зная, что таблетки у меня хорошие что закисание трапеции дворников является одной из распространённых болячек на нашем кузове, я, в коем-то веке, решил не откладывать ремонт в долгий ящик и, вооружившись молотком, полез под капот на встречу приключениям!
Мне помогали сказочные эльфы и отчёты iMoNSTRiK ‘а, спасибо ему большое за проделанную работу:
Замена трапеции стеклоочистителя на Audi A4 B6 Часть I;
Замена трапеции стеклоочистителя на Audi A4 B6 Часть II;
Замена трапеции стеклоочистителя на Audi A4 B6 Часть III;
Так же «not bad» отчёт для любителей тёплого и лампового PDF.
Ну а теперь подвиньтесь ребятки, моя очередь рассказы рассказывать:
1) Для начала открываем капот и смотрим под него с очень умным видом. Не, ну а чО?! Я всегда так делаю, вдруг поможет?! Затем поддеваем пластиковые колпачки, которые закрывают гайки и откручиваем сами гайки.
2) Дальше снимаем поводки дворников, для этого нужно ослабить пружину, подняв поводки в «сервисное» положение (как при замене щеток) и вытащить поводки вертикально вверх по отношению к валу трапеции. Во время этого действа я боялся со всего маху стукнуть дворником по лобовому стеклу, так что заранее подложил под места возможного удара тряпки.
3) Затем снимаем пластиковое «жабо», кто-то писал, что с завода оно приклеено, но то ли это враки всё, то ли у меня этот клей еще на заводе упоротые немцы снюхали… В общем у меня «жабо» стояло просто в пазу и было закреплено на 3 металлических скобы, хотя «лоб» у меня до сих пор родной. С помощью «минусовой» отвёртки отковыриваем скобы и аккуратно отщёлкиваем жабо от центра к краям. Если у вас всё снимается не так просто, то morgan2013 в комментариях советует использовать вазелин мыльный раствор.
4) Ну вот и всё! Поздравлямба! Теперь нам осталось открутить 3 винта и «всего лишь» достать трапецию))
5) Ой! Совсем забыл сказать, подвох в том, что места там чуть меньше, чем нихрена! Называется: привет от немецких инженеров или еб*тесь как хотите дорогие покупатели… В общем, для увеличения свободного пространства приходится снимать крышку «мозгов», крепится она на нескольких винтах по периметру.
6) Наконец достаем трапецию, самостоятельно правда я её достать так и не смог, пришлось просить друзей, а я видимо в детстве в тетрис недоиграл… Затем отключаем проводку и идём изучать её в более свободном пространстве.
7) Затем начинаем дефектовку: трапеция дворников на наших кузовах имеет неприятную особенность со временем закисать, в следствии чего:
— моторчик, устав терпеть ежедневные издевательства, решает устроить акцию самосожжения, перегорает и отправляется к буддийским монахам;
— ежедневный стресс и недосып (простите, ЖиЗа) вызывает усталость металла, которая сначала приводит к люфтам (это первый звоночек), а в итоге к поломке или тяг, или кронштейна, или самой трапеции, или всего сразу, что как бы не круто =/
Посмотрев цены на все вышеизложенные детальки я решил заняться этим вопросом почти сразу же после появления посторонних звуков, наверное благодаря этому с никакими вышеперечисленными проблемами я не встретился, так что вам так же желаю не игнорировать посторонние звуки в вашем авто. Для тех же, кто прое** ээ… …терял момент, вот полезные номерки:
— 8E1 955 119 — электромотор стеклоочистителя;
— 8E1 955 603 D — привод (трапеция) стеклоочистителя;
— 8E1 955 634 — кронштейн мотора стеклоочистителя;
— 8E1 955 325 A — тяга привода (левая);
— 8E1 955 326 A — тяга привода (правая).
*номерки, конечно же, перепроверяем самостоятельно.
8) Если нужно, то меняем проблемные детали, но так как дефектовка каких-либо механических проблем у меня не выявила, переходим к банальной профилактике. Для начала, естественно, всё очищаем. Кстати, давным-давно я уже рассказал про пользу чистки дренажных отверстий, так вот, в нише за моторчиком дворников грязи так же хватает, так что советую «по пути» заглянуть и туда.
Далее откручиваем моторчик, он на трёх винтах. После, подключаем снятый моторчик к машине и проверяем на сколько легко и непринужденно он крутится (заодно выставив мотор в «нулевое» положение). У меня всё ОК, а посторонние звуки есть + трапеция крутится с некоторым усилием, значит дело в шарнирных соединениях! Во какие умные слова знаю!
9) Разобравшись с мотором переходим к шарнирам и втулкам: чтобы выбить втулку накручиваем на неё гайку и через деревянный брусок поочередно выбиваем втулку из трапеции (на сколько помню с обеих сторон сразу, чтобы не было перекосов), при этом не забываем снять стопорное кольцо и резиновое уплотнительное колечко! Кстати, на счёт уплотнительных колечек, они имеют размеры 18*14*2, но на схеме как отдельная деталь не значатся, подобрать их по размерам мне так же не удалось, пришлось вколхозить туда ТАЗовские резинки для форсунок, немного подрезав их, всё село очень плотно, но, конечно, не совсем то… В общем советую вам заранее позаботиться о данных резино-технических изделиях!
11) Теперь дело за шарнирами, их разбираем по моему любимому методу: втыкаем отвертку, делаем упор и с силой расщёлкиваем всё это безобразие сквозь полные штаны страха!))
12) Смазываем все вращающиеся детали смазкой: вот тут я не силен и использовал Contex клубничную смазку ШРУС, хотя не уверен, что это лучший вариант для данного места. Если знаете, что туда лучше мазать — вэлком в комментарии!
13) Ну и наконец собираем всю трапецию задом-наперёд в обратной последовательности, но с 2-мя маленькими хитростями:
а) При сборке важно, чтобы мотор находился в нулевом положении, для этого мы подключаем его в разъём со снятой трапецией и делаем 1 взмах дворниками — всё, мотор автоматически возвращается в свой «нуль» (мы это сделали во время дефектовки мотора в пункте 8). Далее прикручиваем мотор к кронштейну (9 Нм), затем выставляем привод (трапецию) (1) так, чтобы угол кривошипа (α) по отношению к трапеции составлял 2°, удерживая всю конструкцию в таком положении затягиваем гайку (2) сначала от руки, а затем уже, продолжая удерживать нужное положение — гаечным ключом (18 Нм).
Прикручиваем весь механизм к автомобилю (8 Нм) (чтобы запихнуть его обратно снова пришлось звать друзей, я безнадёжен) и делаем контрольный взмах дворниками: если всё встаёт ровно (α = 2°), то продолжаем, если нет — возвращаемся на шаг назад. Так же не забываем проверить отсутствие люфтов — их быть не должно!
б) При установке поводков и щёток дворников выравниваем их следующим образом: расстояние «а» = 24 мм., расстояние «b» = 44 мм;
Но есть и более простой и наглядный способ — начинаем с водительского поводка и устанавливаем его так, чтобы водительская щётка была параллельна нижней тонированной полосе, затем ставим пассажирский поводок так, чтобы пассажирский поводок был параллелен водительской щётке.
Прикручиваем поводки к трапеции с моментом в 21 Нм (если вдруг кому интересно), плотно надеваем пластиковые заглушки, чтобы во внутрь не попала вода, закрываем капот и с чувством выполненного долга смело хотя зависит от раЁнчика идём домой… =))
Трапеция дворников что это
Трапеция стеклоочистителя — один из ключевых элементов системы очистки автомобильных стекол. Этот узел обеспечивает преобразование вращательного движения вала электрического привода в поступательное движение дворников. Корректная работа трапеции станет залогом комфортной и безопасной эксплуатации автомобиля в сложных погодных условиях.
Каждый автомобилист знает, насколько водителю важен хороший обзор дороги в процессе вождения автомобиля. Ведь именно он гарантирует безопасность транспортного средства и его водителя с пассажирами при движении в потоке машин. Сложные погодные условия (дождь, снег, туман) приводят к загрязнению лобового стекла и ухудшают видимость водителю, осложняя процесс управления транспортным средством. Чтобы исправить эту ситуацию и удалить со стекла подобного рода загрязнения, каждый автомобиль комплектуется стеклоочистителями, устанавливаемыми на лобовое, а в некоторых моделях и на заднее, стекло.
Конструкция автомобильных стеклоочистителей
Стеклоочиститель имеет довольно простую, но весьма надежную и износоустойчивую конструкцию.
Основные элементы стеклоочистителя:
Работа стеклоочистителя и роль трапеции в этом процессе
Для того чтобы обеспечить плавное движение щетки очистителя по стеклу автомобиля, нужно создать достаточное усилие на поводок стеклоочистителя. Для этой цели применяется электродвигатель, который подключен к редуктору с червячным механизмом. Использование редукторной системы позволяет снизить обороты от быстро вращающегося вала электродвигателя и увеличить прилагаемое к трапеции усилие. Сама же трапеция стеклоочистителя обеспечивает процесс преобразования вращательного движения, переданного от электромотора, в возвратно-поступательное движение поводков дворников. Благодаря трапеции обе очистительные щетки двигаются синхронно, обеспечивая высокое качество очистки автомобильного стекла.
Конструкционные особенности трапеции
Трапеция стеклоочистителя современных автомобилей имеет практически одинаковую конструкцию. Отличаются только форма и размеры отдельных ее элементов. Основными составляющими, которые формируют трапециевидный узел, являются:
Профиль отдельных звеньев трапеции, при помощи инженерных расчетов, подбирается таким образом, чтобы гарантировать нужный запас прочности конструкции при движении щетки стеклоочистителя по заданной траектории. Чтобы минимизировать потери на трение и оптимально расходовать энергию электропривода, соединительные элементы выполнены с применение специального материала на основе полиформальдегида. Кроме низкого коэффициента трения этот материал отличается еще и высокой износостойкостью. Чтобы гарантировать коррозионную защиту трапеции, ее металлические элементы имеют гальваническое покрытие.
Характерные признаки неисправностей трапеции стеклоочистителя
О том, что трапеция стеклоочистителя функционирует некорректно, и, возможно повреждена, будет свидетельствовать нехарактерная работа стеклоочистителя. Например, может наблюдаться замедленная работа дворников в любом из режимов или самопроизвольная их остановка в процессе очистки стекла. Подтверждением поломки станет также и прерывистое, со скачками, движение поводка очистителя, которое сопровождается нехарактерным звуком. Причиной описанных неисправностей станет закисание приводов поводков во втулках трапеции, что и приводит к их утрудненному вращению. Если вовремя не устранить такую проблему, то кроме поломки стеклоочистителя может выйти из строя и электродвигатель, ведь в таком случае на него ложится большая нагрузка, что может спровоцировать прогорание якоря электромотора. О том, что произошел износ втулок трапеции, будет свидетельствовать люфт поводков дворника, наличие которого проявится в том, что в процессе работы очистителя поводок будет ударяться о капот автомобиля.
При наличии малейших нехарактерных признаков работы стеклоочистителей следует как можно раньше выполнить диагностику системы стеклоочистителя и при необходимости провести ее ремонт. Несвоевременное техническое обслуживание стеклоочистителя может привести к его неожиданной поломке в дороге, что может стать причиной аварийной ситуации.
Ремонт или приобретение новой трапеции
Естественно, если автомобилист «дружит» с техникой и любит все делать самостоятельно, можно попытаться восстановить работоспособность трапеции самому при помощи подручных средств. Если же эта операция окажется для автолюбителя достаточно сложным процессом, лучше приобрести новую деталь и не тратить время и нервы зря. Правда, стоит помнить, что нужно приобретать оригинальную деталь, нежели продукцию неизвестного производителя. Ведь неизвестно, сколько сможет прослужить такая трапеция стеклоочистителя и не сломается ли она в самый неподходящий момент.
Выполнять замену трапеции очистителя лучше в специализированном центре, где квалифицированные специалисты правильно отрегулируют положение узла, от чего зависит правильная работа дворников и эффективное очищение стекла автомобиля.
Давай, шевелись: почему перестают работать дворники и как чинить трапецию
Наверное, многим владельцам не очень новых автомобилей знакома ситуация, при которой щётки стеклоочистителя внезапно начинают работать медленнее обычного, а потом останавливаются окончательно. Иногда – прямо на половине хода, посреди стекла. Виноват в этом, к сожалению, не копеечный предохранитель. Во всём виновата трапеция.
Просто о простом
Трапеция дворников – этот тот самый механизм, благодаря которому вращательное движение мотора привода щёток преобразуется в их поступательное движение. На первый взгляд, ничего сложного в трапеции нет: несколько тяг, шарнирных соединений и втулок. Тем более непонятно, что там может сломаться. Обычно ничего и не ломается, просто со временем соединения забиваются грязью, корродируют и теряют подвижность. И вот в случае такого артрита у трапеции дворники сначала ходят медленнее, потом просто встают колом.
Есть ещё один вариант развития событий: горит моторчик. Этого лучше не ждать, а приниматься за ремонт. В сервисах в зависимости от их жадности за эту работу просят разные деньги. Кто-то готов сделать за пятьсот рублей (что редко), кто-то – за полторы тысячи (что чаще). Не грабёж, конечно, но многие, скорее всего, захотят поковыряться в любимой машине самостоятельно. Поэтому расскажем, как это сделать. В конце будет бонус для тех, что читает инструкцию после того, как уже всё сломает.
Работа имеет один весомый плюс: для её выполнения не требуется сложных «приспособ», динамометрических ключей, подъёмника или синхрофазотрона. Мы, например, всё сделали обычным набором инструментов из известного магазина за 600 рублей. Помимо отвёртки, ключей, молотка и «торкса» потребуется ещё графитовая смазка и какой-нибудь жидкий ключ вроде WD40, «Валеры», Runway или любой другой – тут всё на ваш вкус.
Практически все трапеции устроены одинаково и закисают в одном и том же месте. Мы будем в качестве примера разбирать Форд Фокус, трапеция которого уже три поколения подряд упорно закисает в самый неподходящий момент. Стабильность, чёрт бы её побрал. Есть ещё целый список машин, у которых трапеция закисает чаще, чем хотелось бы: от Mercedes W204 до Hyundai Elantra IV и любых Kia Ceed. Принцип везде будет одинаковым. Поэтому расскажем, как всё сделать на Форде, а если вам повезло купить другую машину, просто аккуратно проецируйте этот гид на свой автомобиль.
Болты, защёлки и гибкие пальцы
Сначала снимаем поводки дворников. Тут всё просто: снимаем защитные колпачки, откручиваем гайки и стаскиваем их со своих осей. Здесь ничего сложного нет.
Затем переходим к демонтажу пластикового жабо. У Фокуса оно из двух частей – верхней и нижней. Верхняя половина крепится простыми защёлками, которые легко сдвигаются отвёрткой. Главное – крепко держать их пальцами, потому что в последний момент защёлка может улететь куда-нибудь в моторный отсек. Складываем снятые защёлки вместе с гайками и шайбами от поводков дворников, вытаскиваем из паза уплотнительную резинку и снимаем половину жабо. И опять же – всё это сделать несложно.
На этом этапе трапецию уже хорошо видно. Некоторые тут уже останавливаются и вынимают её из машины. Честно говоря, это не очень просто, поэтому поработаем отвёрткой ещё немного и разберём машину чуть больше. Достаточно выкрутить всего два болта со шляпками под торкс, чтобы снять нижнюю часть жабо. Зато доступ к трапеции получится прямо-таки шикарным. Поэтому тратим ещё пару минут и снимаем эту деталь.
Только делать это надо осторожно: инженеры Форда (будь они прокляты хотя бы только за один замок капота!) зачем-то сделали подогрев лобового стекла двухзонным, поэтому справа и слева под жабо видны разъёмы подогрева половин стекла. Если размахивать снятым пластиком, как Тарас Бульба шашкой, можно повредить шлейфы.
Итак, мы теперь мы видим трапецию полностью.
В нашем случае трапеция крепится тремя болтами, которые мы и выкручиваем. Теперь можно вытаскивать её наружу, но опять же – очень осторожно. Нет ничего удивительного в том, что к мотору трапеции подходят провода, которые рвать не надо. Надо снять клемму, но это проще сделать, если немного вытащить всю трапецию на свет божий. Длина проводов это позволяет, а защёлку разъёма инженеры Форда (пусть им будет пусто за всю электрику!) поставили снизу. Так, что на месте её зажать очень и очень трудно. Поэтому немного вытаскиваем трапецию наружу, затем снимаем клемму.
Всё, трапеция у нас в руках. Можно выдохнуть. Но не сильно, потому что самое сложное нас ждёт впереди.
Немного силы и много умения
Шарнирные соединения трапеции обычно делают из полиформальдегида. Это такой прочный материал с очень низким коэффициентом трения. Из него, например, в последнее время часто делают медиаторы для гитаристов. А для машин – вот такие соединения, где сила трения должна быть минимальной, а износостойкость – высокой. Еще он не ржавеет, что тоже неплохо. В силу всех этих факторов можно сказать, что разбирать шарниры практически бессмысленно: там ничего не закисает, а ломать соединение ради любопытства вредно. Ну а если всё-таки разберёте, можно убрать оттуда грязь. Вот это будет не лишним.
А теперь перейдём к нашему главному врагу. Трапеция закисает именно в этих местах: это втулки с осями поводков. Как только их не пытаются защитить всякими колпачками и колечками, но вода всё-таки попадает внутрь и делает своё чёрное дело.
Оси надо вытащить из втулок. Для этого сначала снимаем защитный колпачок и стопорное кольцо. Насчёт подлости последнего предупреждать не буду: все знают, что оно может улететь куда угодно. Но при некоторой сноровке снять него несложно.
А вот теперь начинаются танцы с бубном. Точнее, с молотком, «вэдэшкой» и матюгами. Если трапеция ещё не закисла намертво и дворники хотя бы как-то ходили, выбить оси будет намного проще. В противном случае будет сложно. К тому же стучать молотком придётся по торцу, на котором нарезана резьба под сами дворники. Если это делать с фанатизмом, дворник потом поставить на своё место не получится. А без фанатизма выбить ось из втулки сложно.
Тут помогут жидкие ключи (но это не точно). Тем, кто ими раньше не пользовался, дам один единственный совет: брызгать на ось и лупить молотком одновременно бесполезно. Сначала надо забрызгать закисшее соединение, потом подождать минут пять-десять, потом можно постучать молотком. Если ось хотя бы чуть-чуть сдвинулась с места, процедуру стоит повторить. Лишней «вэдэшки» не бывает.
Итак, допустим, что выбить ось всё-таки удалось. Осталось её только смазать. Многие ошибочно полагают, что та же самая WD-40 так хорошо размягчает коррозию, удаляет влагу и творит прочие чудеса. А еще – что детали, на которые она попала, потом никогда не ржавеют. Это не так. Пока эта чудо-жижа не высохла, ось даже будет неплохо вращаться в своей втулке из-за небольшого количества масла в «вэдэшке». Но хватит её ненадолго, как и в случае с любым другом «жидком ключом». Смазки из них плохие, так что как только ось высохнет, её надо смазать. Лучше всего подойдёт графитовая смазка. Ну и когда ось щедро смазана, всё можно собирать в обратном порядке. Кто один раз разобрал, всегда сможет собрать обратно.
Важен только один момент: желательно перед установкой поставить трапецию в то положение, в котором она когда-то закисла. Иначе есть неиллюзорные шансы после первого же включения перемолотить ожившим механизмом и дворники, и самого себя.
Обещанный бонус
К сожалению, у очень сильных и упорных людей ремонт трапеции часто заканчивается её полным разрушением с помощью молотка и собственной дури. Площадка, на которой стоит мотор, часто сделана из довольно хрупкого сплава, который не выдерживает упорства владельца молотка. Она ломается, и в этом случае никакие чудеса вроде супротека, синей изоленты и димексида уже не помогут. Выход один – покупать другую трапецию. Новую, оригинальную, аналог, с разборки, китайскую – вопрос денег, предпочтений или религии, выбор за вами. Главное, что бесплатная работа обернётся тратами на новые запчасти и лишними действиями, связанными с перестановкой мотора. Можно, конечно, купить в сборе, но это будет заметно дороже.
А при покупке трапеции с разборки нужно её хорошенько проверить. В лучшем случае она тоже будет закисшая, и её придётся точно так же разбирать и смазывать. В худшем она может быть разбита: со временем соединения из полиформальдегида изнашиваются и начинают люфтить. А с этим бороться уже невозможно.