Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это

Основные варианты неврологической патологии детей первого года жизни

Для выявления заболеваний нервной системы, проявляющихся специфической задержкой психомоторного развития, важное значение имеет оценка сопутствующих задержке развития неврологических и психопатологических признаков. Возрастная незрелость нервной системы ребенка первого года жизни определяет фрагментарность и недифференцированность наблюдаемых у него признаков. Организм, особенно новорожденного и грудного ребенка, реагирует на различные вредности ограниченным числом типовых реакций, характер которых в первую очередь зависит от возрастной фазы нервно-психического развития. Ниже представлены основные варианты, отражающие преимущественно тип нервно-психического реагирования на первом году жизни.

Учитывая высокую частоту перинатальной патологии нервной системы и возможные трудности получения квалифицированной специализированной помощи, несомненным представляется острейшая необходимость в получении родителями соответствующей научно-популярной информации.

Большую роль в оценке состояния ребенка играет состояние родничков : напряжение, выбухание родничков является очень грозным симптомом повышения внутричерепного давления. О многом говорят врачу размеры головки новорожденного : признаки гидроцефалии, если они обнаружены с первых дней жизни, обычно свидетельствуют о внутриутробной патологии мозга, тогда как постепенное развитие гидроцефалии может быть нередко следствием родового повреждения головного мозга.

Мы попробовали рассмотреть некоторые возможности общего осмотра новорожденного для поиска признаков, позволяющих заподозрить ту или иную неврологическую патологию.
Каждый из перечисленных выше признаков не может считаться доказательным, но в совокупности они приобретают большой диагностический смысл. В любом случае, разрешить ваши сомнения сможет только врач, специализирующийся в области неонатальной неврологии.

Малая двигательная и психическая активность ребенка, которая всегда ниже его дви-гательных и интеллектуальных возможностей; высокий порог и длительный отсроченный период возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Депрессия часто сочетается с низкими мышечным напряжением и рефлексами, замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, пониженной мотивацией и слабостью волевых усилий.

Гиповозбудимость может быть выражена в различна степени и проявляться либо эпизодически, либо стойко. Эпизодическое возникновение синдрома характерно для соматических заболеваний, особенно патологии желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся гипотрофией. Иногда легкие, но стойкие проявления синдрома могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Преобладание мозговой депрессии в первые месяцы жизни наблюдают при недоношенности, у детей, перенесших кислородное голодание, внутричерепную родовую травму. Выраженная и стойкая депрессия часто сопровождается задержкой психомоторного развития, которая приобретает некоторые характерные особенности.

Задержка психомоторного развития при гиподинамическом синдроме характеризуется замедленным формированием всех условных рефлексов. В период новорожденности и в первые месяцы жизни это проявляется в отставании развития условного рефлекса на время кормления; в дальнейшем задерживается развитие всех пищевых условных рефлексов (рефлекс на положение кормления, вид груди или бутылки с молоком и т. д.), задерживается развитие пищевой, а затем зрительной и слуховой доминанты и чувствительных локальных реакций. Особенно характерна задержка развития цеп-ных двигательных сочетанных рефлексов, что наиболее отчетливо начинает проявляться со второго полугодия жизни! Такой ребенок в возрасте 6-8:мес не похлопывает рукой по одеялу или игрушке, не стучит предметом об предмет, к концу года не производит повторных выбрасываний предмета, не вкладывает предмет в предмет. Это проявляется также в голосовых реакциях: ребенок редко повторяет звуки, слоги, т. е. выполняя однократные движения и произнося отдельные звуки, он не стремится к их повторению. В результат задержки формирования условных рефлексов на сочетании слова с предметом или действием как в конкретной, так и в неконкретной ситуации начальное понимание речи и подчинение словесным :командам у этих детей происходит в более поздние сроки. При этом формируется отставание таких функций, как предметно-манипулятивная деятельность, ползанье, лепет, понимание речи, собственная речь.

При варианте гиповозбудимости в более поздние сроки отмечают формирование положительных эмоциональных реакций. Это проявляется как при общении со взрослым, так и в спонтанном поведении ребенка. В период новорожденности при общении со взрослым у таких детей обычно отсутствует ротовое внимание, в возрасте 2 мес не выражена или слабо выражена реакция радостного оживления при виде взрослого и ласковом голосе. Часто вместо мимики оживления у ребенка можно видеть только реакцию сосредоточения. Улыбка появляется позже 8-9 нед, для ее возникновения требуется комплекс раздражителей, включая и проприоцептивные, их повторность; латентный период возникновения улыбки в ответ на раздражитель удлинен.

В состоянии бодрствования ребенок остается вялым, пассивным, ориентировочные реакции возникают в основном на сильные раздражители. Реакция на новизну вялая и в большинстве случаев имеет характер пассивного изумления, когда ребенок с широко раскрытыми глазами остается неподвиж-ным при виде нового предмета, не предпринимая активных попыток приблизиться к нему, захватить его. Чем более длительный период отсутствуют активное бодрствование и ориентировочно-исследовательское поведение, тем более выражено отставание в психомоторном развитии.

Особенности эмоциональной сферы определяют вторичное недоразвитие интонационной выразительности голосовых реакций, а также специфику формирования сенсорных функций. Так, на втором возрастном этапе гиповозбудимый ребенок обычно хорошо фиксирует и прослеживает предмет, но движения глазных яблок за перемещающимся предметом у него начинаются не сразу, а после определенного латентно-го периода, как это характерно для новорожденного: глаза как бы постоянно догоняют перемещающийся в поле зрения предмет. Эти зрительные реакции отличаются непостоянством, и для их возникновения часто необходимы специальные оптимальные условия: определенное состояние ребенка, до-статочная сила и длительность раздражителя и др. Во второй возрастной период указанные реакции наиболее отчетливо и часто возникают не в положении на спине, а в вертикальном положении на руках у взрослого. Особенностью зрительного восприятия при гиповозбудимости на этом возрастном этапе является также то, что ребенок спонтанно почти не рассматривает окружающие предметы, у него отсутствует активный поиск раздражителя. Гиповозбудимый ребенок обычно поворачивает голову и глаза к невидимому источнику звука после неоднократного повторения и длительного латентного периода; слуховое восприятие, так же как и зрительное, обычно не приобретает доминантного характера.

Задержка психомоторного развития при синдроме гиповозбудимости характеризуется диспропорцией развития, которая проявляется во всех формах сенсорно-моторного поведения. Так, при достаточном развитии дифференцирована эмоциональных реакций на «своих» и «чужих» ребенок проявляет активной радости на общение со знакомыми протеста на общение с незнакомыми лицами, т. е. на в возрастных этапах остается выраженной недостаточная активность общения. Наряду со своевременным развитием отдельных сенсорных функций наблюдается отставание в формировании интерсенсорных связей, особенно в системе тактильно-кинестетического анализатора, поэтому гиповозбудимые дети позже начинают рассматривать и сосать свои руки, ощупывать игрушки, у них с задержкой формируется зрительно-моторная координация. Отсутствие активного исследовательского поведения выражается в диспропорциональности развития зрительного восприятия. Поэтому при достаточном развитии у ребенка дифференцированного зрительного восприятия может сохраняться автоматический характер прослеживания предмета.

При динамической количественной оценке возрастного развития ребенок с синдромом гиповозбудимости в разные периоды теряет 7-9 баллов, причем максимальную потерю наблюдают в возрасте 4-5 мес, когда в норме должны активно формироваться первые интерсенсорные связи и активные формы поведения.

Двигательное беспокойство, эмоциональная неустойчивость, нарушение сна, усиление врожденных рефлексов, повышенная рефлекторная возбудимость, тенденция к патологическим движениям часто в сочетании со сниженным порогом судорожной готовности. Гипервозбудимость в причинном отношении мало специфична и может наблюдаться у детей с перинатальной патологией, некоторыми наследственными ферментопатиями и другими обменными нарушениями, врожденной детской нервностью и при минимальной мозговой дисфункции. Выраженного отставания в психомоторном развитии у этих детей может и не быть, но при тщательном обследовании обычно удается отметить некоторые негрубые отклонения.

Для нарушения психомоторного развития при синдроме гипервозбудимости характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность. У таких детей к концу первого года жизни обычно хорошо выражены познавательный интерес к окружающему, активные формы общения, и в то же время при сильных эмоциях может проявляться общий комплекс оживления с диффузными двигательными реакциями.

Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гипервозбудимого ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода и так же быстро угасают. Освоив те или иные двигательные навыки, дети беспрерывно двигаются, меняют позы, постоянно тянутся каким-либо предметам и захватывают их. При этом манипулятивная исследовательская деятельность, подражательные игры и жесты у них выражены слабо. Обычно дети проявляют живой интерес к окружающему, но повышенная эмоциональная лабильность нередко затрудняет их контакт с окружающими. У многих из них отмечается длительная реакция страха на общение с незнакомыми взрослыми с активными реакциями протеста. Обычно синдром гипервозбудизмости сочетается с повышенной психичской истощаемостью. При оценке возрастного развития гипервозбудимого ребенка обычно относят не к группе задержки, а к «группе риска», если гипервозбудимость не сочетается с другими неврологическими нарушениями.

В большинстве случаев при гипертензионно-гидроцефальном синдроме имеет место увеличение размеров головы, что выясняется путем динамического измерения ее окружности и сравнения с динамикой роста и массы тела. Патологическим считают прирост окружности головы, превышающий нормальный более чем на 2 сигмальных отклонения. По мере увеличения окружности головы выявляется диспропорция между мозговым и лицевым черепом. Увеличение черепа может быть асимметричным вследствие односторонне патологического процесса либо дефекта ухода за ребенком.

Повышение внутричерепного давления у грудных детей сопровождается также расхождением черепных швов, что можно определить при пальпации и рентгенологическом исследовании. Расхождение швов наступает быстро при прогрессирующей гидроцефалии и более медленно, когда внутричерепное давление повышено нерезко или стабилизировалось. При перкуссии черепа отмечают звук «треснувшего горшка».

Другим признаком повышения внутричерепного давления является выбухание и увеличение большого родничка. При выраженном гидроцефальном синдроме могут быть открыты малый и боковые роднички. Следует, однако, иметь в виду, что изменение черепных швов и родничков выявляется лишь на определенной стадии развития патологического процесса, поэтому их отсутствие при однократном осмотре нельзя расценивать как свидетельство против наличия гипертензионно-гидроцефального синдрома.

При повышении внутричерепного давления у новорожденных и грудных детей расширяется венозная сеть волосистой части головы и истончается кожа на висках.

Мышечный тонус меняется в зависимости от выраженности внутричерепной гипертензии и течения заболевания. В первые месяцы жизни при повышении внутричерепного давления, особенно если оно сопровождается гипервозбудмостью и объем черепа не увеличен, мышечный тонус часто бывает повышенным, сухожильные рефлексы высокими, с расширенной зоной, иногда наблюдаются клонусы стоп. При гидроцефальном синдроме с умеренно выраженной внутричерепной гипертензией вначале наблюдают мышечную гипотонию. Если гидроцефалия прогрессирует, в дальнейшем можно отметить нарастание мышечного тонуса, раньше в ногах. Это связано с растяжением пирамидных волокон парасагиттальной области за счет увеличения желудочков мозга.

У новорожденных и грудных детей при гипертензионно-гидроцефальном синдроме часто выражен тремор рук. Он может быть частым, мелкоразмашистым или редким, крупноразмашистым типа гемибализма. Судороги наблюдаются значительно реже, они возникают обычно при быстром нарастании внутричерепной гипертензии.

Изменения на глазном дне у маленьких детей развивается не обязательно в связи с возможностью увеличения объема черепа за счет расхождения черепных швов. Однако в ряде случаев можно обнаружить расширение вен, стушеванность границ соска зрительного нерва, а в дальнейшем, при прогрессировании гидроцефалии, его отек и атрофию.

Важное значение для диагностики гипертензионного синдрома имеет определение давления спинномозговой жидкости при люмбальной пункции, которое в норме у новорожденных составляет 50-100 мм вод. ст., у грудных-60-150 мм вод. ст. При гипертензионном синдроме ликворное давление у грудных детей может повышаться до 200-3Q мм вод. ст. и выше. Состав спинномозговой жидкости при гипертензионно-гидроцефальном синдроме зависит от особенностей патологического процесса, в результате которого он возник, характера течения синдрома, стадии его развития. Чаще наблюдают нормальный состав ликвора, но могут быть белково-клеточная или клеточно-белковая диссоциация.

Наряду с клиническими, офтальмологическими и ликворологическими данными для диагностики гипертензионно-гидроцефального синдрома важное значение имеют: трансиллюминация череепа, ЭхоЭГ, краниография, компьютерная томография.

Метод трансиллюминации безопасен, ее можно проводить неоднократно и в амбулаторных условиях. Принцип метода заключается в распространении лучей света в пространстве, заполненном жидкостью. В норме у новорожденных грудных детей вокруг тубуса с источником света возникает кольцо свечения шириной от 0.5 до 3 см в зависимости от плотности костей черепа. Наиболее интенсивное свечение наблюдают в лобных областях (до 3 см), наименьшее в затылочной области (0,5—1 см). Увеличение границ свечения возникает при расширении субарахноидального пространства до 0,5 см. Просвечивание полостей внутримозговой ткани или желудочков возможно только при толщине мозговой ткани менее 1 см.

У детей с наружной и внутренней гидроцефалией выявляют симметричное свечение. Асимметричное свечение имеет место при одностороннем расширении желудочка и суоарахноидального пространства.

На ЭхоЭГ при гидроцефалии регистрируют увеличение количества отраженных эхо-сигналов, вентрикулярного индекса (норма 1,9) и амплитуды эхопульсаций. В случае асимметричного расширения желудочковой системы м-эxo смещено в сторону, противоположную увеличенному желудочку.

У детей грудного возраста при легком повышении внутричерепного давления без расхождения черепных швов краниография не дает достаточной информации для диагностики. В то же время именно краниограмма может дать объективные доказательства повышения внутричерепного давления. При прогрессировании гидроцефалии на краниограммах уже спустя 2-3 нед наблюдают расхождение черепных швов, чаще венечного и стреловидного. Асимметричное расширение черепных швов указывает на локализацию очага поражения. Истончение костей свода чeрeпa и выраженные пальцевые вдавления у детей первого года жизни указывают на относительную давность процесса приведшего к ограничению внутричерепного пространства.

Глубина и характер задержки психомоторного развив при гидроцефалии и гипертензионном синдроме варьируют в широких пределах в зависимости от первичных изменений нервной системы, вызвавших гидроцефалию, и от вторично обусловленных нарастающей гипертензией. Если деструктивные изменения мозга, вызвавшие гидроцефалию, были выраженными, даже в случае компенсации гидроцефалии консервативными или хирургическими мероприятиями, развитие ребенка значительно задерживается. В то же время присоединение и прогрессирование гипертензионно-гидроцефального синдрома при любой патологии делает задержку развития еще более выраженной и своеобразной, несмотря на компенсацию первичного процесса. Наконец, при своевременной эффективной компенсации и первичного процесса, и гидроцефалии легкая задержка развития, чаще парциальная, быстро ликвидируется.

Источник

Переходные состояния новорожденных: пришло ли время паниковать?

Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть картинку Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Картинка про Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это

Содержание :

Врач педиатр-неонатолог Анна Шапиро специально для Медмаркета Аптека24 написала статью о переходных (физиологических) состояниях новорожденных. Как часто бывает, что молодые родители не до конца понимают, что происходит с их крохой. Они пугаются изменениям малыша и начинают паниковать. Но паника — далеко не лучший друг для младенца и его молодых родителей, особенно для кормящей мамы. Поэтому специалист подробно и доступно рассказала о том, какие состояния малыша в первые дни жизни являются физиологическими и нормальными.

Содержание:

Многие родители, еще находясь в роддоме (либо в первые дни по возвращению домой), могут заметить за своим малышом пугающие на первый взгляд особенности, которые вовсе не вяжутся с привычными нам представлениями о пышных розовощеких карапузах. У вашего любимого чада «набежала» температура до 37,5 градусов и в первые же сутки жизни вышел пугающего цвета черно-зеленый кал? Вместо аппетитного румянца кожа ребенка приобрела странный желтый цвет? Или (о ужас!) у новорожденной девочки появились красноватые выделения из влагалища? Так ли эти состояния опасны на самом деле? Стоит ли с ними что-то делать? И когда бежать к врачу? Давайте постараемся разобраться с этими вопросами.

Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть картинку Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Картинка про Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это

Что такое транзиторные (переходные) состояния новорожденных?

В медицине существует понятие о так называемых транзиторных (переходных) состояниях. Это своего рода реакции со стороны всех органов и систем новорожденного, которые отображают процесс адаптации. Они физиологичны, то есть являются абсолютно естественными для неонатального периода и не должны вызывать беспокойства у родителей. Их еще называют пограничными, поскольку они возникают на границе двух периодов жизни – внутриутробного и внеутробного. Такая «перестройка» задумана самой природой, поэтому через нее проходят все малыши без исключения. Однако это вовсе не означает, что у одного ребенка непременно должны проявиться все возможные пограничные состояния.

Какие состояния младенца являются патологией, а какие нормой?

При определенных неблагоприятных условиях транзиторные состояния могут трансформироваться в патологические и стать причиной заболеваний. Эта грань очень тонкая, поэтому родителям стоит ознакомиться с симптомами переходных процессов и контролировать ситуацию. Кроме характерных черт каждого конкретного физиологического состояния, есть общие признаки нормы:

общее состояние ребенка не нарушено;

малыш хорошо набирает вес;

температура тела в пределах нормы.

Если вы затрудняетесь самостоятельно с уверенностью отличить норму от патологии, обратитесь к специалисту, которому доверяете.

Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть картинку Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Картинка про Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это

Основные физиологические состояния новорожденного

Поскольку происходящие изменения касаются практически всех систем детского организма, транзиторных состояний довольно много. Остановимся на самых распространенных.

Транзиторная лихорадка

В норме температура в первый месяц жизни ребенка составляет 36,5-37,5 градусов. Затем, как у взрослых — 36,6. Наиболее объективные показания можно получить, измеряя ее в подмышечной впадине электронным градусником, тщательно прикладывая кончик к телу.

Транзиторная олигурия

Таким хитроумным словом называется малое количество выделяемой мочи, которое возникает в 1-2 сутки жизни крохи. Объясняется это довольно просто. После рождения организм новорожденного начинает терять много жидкости через легкие, кожу, а также с испражнениями. Восполнить запасы можно только с помощью питания, а мамино молоко поступает пока в малом количестве. Не переживайте, больше ребенку пока и не надо, ведь пищеварительной системе тоже необходимо время, чтобы привыкнуть к своим новым функциям.

Переходные изменения стула

Во время своей внутриутробной жизни малыш не терял времени даром, периодически пробуя на вкус околоплодные воды. Добавим к этому выделения пищеварительного тракта и слущенный эпителий кишечника — и получим на выходе меконий. Так называется первый стул ребенка темно-зеленого цвета пастообразной консистенции. Обычно он полностью выводится к 4-м суткам жизни. Затем его сменяет переходный стул — уже не такой однородный, желтовато-зеленый, с небольшим количеством слизи.

Физиологическая потеря массы тела

Наблюдается практически у всех детей. Примерно на 3-4 сутки от момента рождения кроха теряет до 10% своего веса при рождении. Это связано с ранее упомянутым естественным голоданием новорожденного, в результате которого организм пускает в ход свои «резервные запасы», предусмотрительно накопленные в мамином животике.

Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть картинку Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Картинка про Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это

Физиологическая желтуха новорожденных

Возникает на 2-3 сутки жизни. Встречается довольно часто: у 70-80% малышей. Слизистые оболочки, склеры и кожа приобретают желтоватый оттенок. Все дело в том, что на этом этапе происходит замещение так называемого фетального гемоглобина «взрослым». При этом эритроциты, в которых он содержится, распадаются, и в крови накапливается продукт этого процесса — билирубин. Собственно, он-то и является виновником желтого окраса. При этом цвет мочи и кала меняться не должен. Ситуация нормализуется к 7-10 дню жизни.

Половой криз

Он дает о себе знать на 3-7 сутки. Встречается весьма часто, приблизительно у 70% новорожденных. Так, и у мальчиков, и у девочек на протяжение первых двух недель возможно нагрубание молочных желез. При надавливании из соска может выделяться беловатая жидкость, однако при этом не должно быть никаких покраснений и уплотнений. Кроме того, у девочек могут быть кровянистые или слизистые выделения из влагалища. Длятся они не больше 1-2 дней.

Важно помнить и понимать, что все перечисленные выше состояния являются вариантами нормы. Это естественные (физиологические) процессы, неизменно протекающие в организме каждого из малышей. Все, что требуется от родителей — соблюдать душевное спокойствие и тщательно придерживаться мер гигиенической обработки новорожденных малышей.

Никто лучше вас, родителей, не сможет настолько чутко заметить и отследить изменения, происходящие с вашим ребенком. Однако важно понимать, что страх и беспокойство за ребенка — не признак любви к нему. Это признак нашего эгоизма. Любовь побуждает давать ребенку то, что ему необходимо. Необходимы ли ему наши страхи и волнения?

Старайтесь контролировать свои эмоции и не поддаваться панике. Любой страх рождается из незнания. Поэтому — самообразовывайтесь, читая статьи, подтвержденные научными исследованиями и знаниями специалистов в этой области (а не написанные на форумах, собранных из личного, и очень субъективного, опыта разных мамочек). Например, Медмаркет Аптека24 предоставляет в своих статьях надежную информацию по вопросам медицины и здоровья. Здесь вы сможете найти исчерпывающие ответы на многие интересующие вас вопросы.

Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Смотреть картинку Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Картинка про Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это. Фото Транзиторная неврологическая дисфункция новорожденного что это

Также читайте наш экспертный материал из проекта «Женское самообразование», в котором мы говорим с гинекологом Анной Мунтян о том, что нельзя делать во время критических дней, почему ВПЧ передается даже при защищенном контакте, как пользоваться тампонами, чтобы не было токсического шока, как выбрать лучшее гигиеническое средство защиты в «эти» дни и как спорт влияет на мышцы тазового дна женщин — какой спорт безопасный, а какой приводит к печальным последствиям по «женской части». Это 5 самых важных вопросов гинекологу, ответы на которые важно знать каждой женщине.

А еще вы можете узнать, как облегчить ПМС. Предменструальный синдром знаком чуть ли не каждой женщине. И в эти дни кажется, что ты буквально сходишь с ума. Но есть реально действенные методы, как избавиться от ПМС — это и диета, и образ жизни, и спорт, и специальные препараты.

apteka24.ua — первая интернет-аптека, которой можно доверять.

apteka24.ua предоставляет исчерпывающую и надежную информацию по вопросам медицины, здоровья и благополучия, однако постановка диагноза и выбор методики лечения могут осуществляться только вашим лечащим врачом! Самолечение может быть небезопасным для вашего здоровья. apteka24.ua не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования пользователями apteka24.ua информации, размещенной на сайте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *