Транспортный валидатор что это такое
Как работают валидаторы в автобусах? Как с одной карты можно считывать и поездки, и деньги?
Как пример возьмем карту «Стрелка» и схожую с ней по функционалу карту «Тройка». Первая предназначена для проезда в автобусах Московской области, вторая для проезда в Московском метро. У валидатора «Стрелки» есть два режима работы: оффлайн режим и онлайн режим. В режиме онлайн валидатор связывается с сервером «Стрелки» и передает ему информацию о считанной карте. Сервер проверяет информацию, возвращает данные о количестве денег на счете и другую полезную информацию, которую валидатор записывает на карту, после чего печатает билет. Если же связь с сервером недоступна, валидатор переходит в режим оффлайн. В этом режиме он считывает необходимую информацию непосредственно с самой карты и записывает новые данные самостоятельно, а после передаст серверу, с какой карты сколько денег списал. Например, если внести деньги на пустой счет карты во время поездки через интернет, а валидатор не сможет связаться с сервером в процессе проверки карты, он не распечатает билет, т.к. на карте еще не записана информация о зачисленных средствах. Если валидатор успешно свяжется с сервером, он обновит информацию на карте во время следующей проверки. Тоже самое касается «Тройки» Московского метро, с той разницей, что валидаторы на турникетах большинства станций не связываются с серверами в процессе работы, а умеют только считывать информацию с карты. Оплатив проезд через интернет, держатель карты в любом случае обязан записать информацию о поездках на карту, синхронизировать информацию с серверами «Тройки». Сделать это можно с помощью терминала в метро, к которому достаточно просто поднести карту или с помощью мобильного телефона с поддержкой NFC. Существуют так же валидаторы, которые всегда работают в режиме оффлайн, например, коломенские проездные карты АК-1417. Зачислить средства на них через интернет нельзя, потому что валидаторы не имеют связи с базой данных и не могут самостоятельно записать информацию на карту. Для пополнения таких проездных нужно приходить в кассу и записывать поездки на карту там. При этом валидатор не может сверить данные о поездках с сервером, он только записывает новые данные, основываясь на том, что уже записано на карте.
Валидатор (транспорт)
Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.
Содержание
Валидаторы на транспорте
Московское метро
Московский наземный транспорт
Правительство Москвы мотивировало решение об установке устройств большим количеством безбилетных пассажиров, ездящим по поддельным документам.
Несмотря на то что с помощью электронной системы проверки оплаты проезда существенно сократилось число безбилетных пассажиров, многие жители Москвы отрицательно восприняли нововведение. Так, из-за автоматов посадка стала занимать больше времени: если до введения устройства посадка и высадка обычно занимала не более одной минуты, то после при большом количестве пассажиров она стала занимать 3-4 минуты. Это естественным образом отразилось на времени следования по маршруту, в некоторых случаях весьма существенно. Увеличение времени посадки привело к оттоку части платёжеспособных пассажиров в пользу маршрутных такси, которые после введения системы АСКП пережили бурный рост.
Санкт-Петербург
Другие города
На текущий (ноябрь 2007-го) момент существуют планы введения валидаторов на общественном транспорте Московской области.
В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система проходит испытание, планируется запустить валидаторы на автобусах с конца января 2009 года.
Как подтвердить контролеру, что заплатил за проезд через валидатор?
42 автобуса «Автоколонны № 1456», оснащенных валидаторами (устройствами для бесконтактной оплаты проезда), выходят на линии. Это маршруты № 5, 6, 9, 13 и 19. На прошлой неделе часть автобусов с валидаторами перекинули и на маршрут № 7. Количество контролеров увеличивается, к февралю их будет 20. Пока что безбилетников не штрафуют, однако вежливо просят оплатить проезд любым из удобных способов – картой через валидатор или наличными у водителя. «Голос…» задал сотрудникам автоколонны житейские вопросы о нюансах оплаты проезда в общественном транспорте.
Все кондукторы в автобусах стали контролерами?
Сейчас контролеров 14, к февралю их будет 20. Переобучение кондукторов, желающих стать контролерами, продолжается. Автобусы, не оборудованные валидаторами, выходят на линии с кондукторами. О наличии валидаторов и отсутствии кондукторов сообщают таблички на автобусах. Внутри салонов по громкоговорителю пассажирам напоминают, что оплатить проезд нужно через валидаторы или у водителя, при оплате за проезд наличными он выдаст чек.
Контролеры проверяют только автобусы с валидаторами? Как часто?
Контролеры проверяют автобусы с валидаторами и без них. Проверки проходят ежедневно. В один и тот же автобус в течение дня могут зайти разные контролеры.
Как контролер проверяет оплату проезда через валидатор и у водителя?
Контролер заходит в автобус, просит пассажиров для проверки приготовить банковские или транспортные карты, которыми они оплатили поездку. Специальной картой контролер блокирует работу платежных терминалов. На валидаторах появляется надпись: «Терминал заблокирован контрольно-ревизионной службой». В этот момент оплатить проезд через него нельзя. Затем платежные карты пассажиров прикладываются к переносной консоли-терминалу. Консоль считывает информацию о последних платежах. После проверки контролер разблокирует валидатор, чтобы открыть его для оплаты проезда новых пассажиров, зашедших в автобус. У пассажиров, оплативших наличными у водителя, на бумажном чеке проверят реквизиты рейса.
Как узнать контролера?
У контролера есть удостоверение сотрудника МУП «Автоколонна № 1456» с печатью. Он предъявляет его пассажирам. Вопрос о форме для сотрудников прорабатывается.
Если пассажир приложит карту к консоли контролера, могут ли снова списаться деньги за проезд?
Нет. Консоль покажет, что проезд оплачен, списать через нее средства с карты невозможно.
Должен ли льготник – обладатель транспортной карты или электронного проездного, привязанного к банковской карте системы «МИР», — показывать контролеру документы о праве на льготу?
Да, так как бывают случаи, когда этими картами льготника оплатить проезд пытаются другие люди. Это же правило касается и школьников старшего возраста. Транспортные карты для школьников именные, но ребята передают их друг другу, это неправильно. Контролеру нужно показать справку из школы.
СМС о списании денег с карты будет являться подтверждением об оплате, если показать его контролеру?
Нет, так как системы оповещения банков могут быть настроены так, что СМС о списании со счета приходят спустя много дней. Поэтому нельзя сказать, что пришедшая СМС относится к этому конкретному проезду, а не к вчерашнему или еще более раннему.
Что делать, если банковская карта привязана к смартфону с функцией NFC, а телефон при проверке контролера разрядился или же пропала интернет-связь?
Советуем пассажирам заранее продумать этот момент. Если телефон вот-вот разрядится, лучше воспользоваться банковской картой или оплатить проезд у водителя наличными.
Что грозит безбилетникам?
Контролер вежливо попросит оплатить проезд – через валидатор или, если не получилось, наличными у водителя. Штраф за безбилетный проезд составит 500 рублей. Пока мы не штрафуем пассажиров. Однако у нас уже был прецедент: полицейские составили протокол на мужчину за мелкое хулиганство. Заседание суда состоится в феврале. Пассажир не смог заплатить картой через валидатор — карта оказалась в стоп-листе. Наши сотрудники предложили пассажиру оплатить наличными. Хотя деньги у мужчины были, платить или покидать автобус он отказался, вел себя агрессивно. Водитель вызвал полицию. Остальных пассажиров пришлось пересадить в другой автобус.
Сколько поездок можно оплатить за один раз по банковской карте, сколько – по транспортной?
По карте любого банка – пять раз, по транспортной (льготной, студенческой, проездной, обычной) — можно оплатить только одну поездку в этом автобусе. Просим обратить внимание: были случаи, когда пассажир, у которого льготный электронный проездной привязан к банковской карте, платил за себя и, например, за внучку. В первом случае списывали 24 рубля, а потом – 30 рублей. Повторимся — льготник в этом случае только один.
Обычную транспортную карту по-прежнему можно купить в киосках «Издательского дома «Череповецъ»? А есть ли еще время сделать это льготникам, которые не успели до конца прошлого года оформить в МФЦ транспортную карту или электронный проездной, привязанный к банковской карте «МИР»?
Да, обычная транспортная карта в продаже, она не именная, с неограниченным сроком действия. После покупки нужно пополнить ее счет через банкомат, личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение. Льготники, пожелавшие оформить транспортную карту или привязать проездной к карте «МИР», могут оформить ее в МФЦ, который сейчас работает в режиме предварительной записи, телефон кол-центра Повторим: пассажиры могут сами выбрать, нужна ли им такая карта. При ее использовании валидатор спишет именно 24 рубля за поездку, так как карта будет зарегистрирована в системе.
Выдают ли валидаторы чеки?
Нет. Чек в электронном виде, соответствующем законодательству, можно найти в бесплатном мобильном приложении «Транспортная карта» или на аналогичном сайте. Сайтом лучше пользоваться со стационарного компьютера. Можно зарегистрироваться и в личном кабинете и отслеживать все истории своих поездок.
Пассажиры едут вдвоем, один из них заплатил банковской картой за двоих, но вышел раньше. На следующей остановке в автобус зашел контролер. Как второму пассажиру доказать факт оплаты?
Доказательство оплаты проезда для контролера – это карта, если оплачено через валидатор, и бумажный чек, если оплачено у водителя. Поэтому эти моменты пассажиры должны продумать сами: например, каждый может заплатить за себя любым удобным способом. Напомним, есть случаи, когда с ребенком-инвалидом едет родитель. Тогда проезд оплачивается льготной картой ребенка только один раз. Родитель при этом показывает подтверждающие родство документы.
Валидатор написал, что карта в стоп-листе. Что делать?
Воспользоваться другой картой или же оплатить проезд наличными у водителя. Чаще всего карты попадают в стоп-лист, когда на них заканчиваются деньги. Вывести карту из стоп-листа помогут специалисты (в рабочие дни с 8 до 17 часов) по телефонам: 54−60−75, 54−28−50.
Как оплачивать проезд, если валидатор сломался?
Если человек только зашел в автобус в этот момент, он оплачивает проезд наличными у водителя. Автобус с неисправным валидатором начинает работать только на высадку или посадку при оплате наличными. То есть открывает на остановке только переднюю дверь. При этом водитель предупредит новых пассажиров о неисправности. Если у них не будет наличных, придется ждать другой автобус. Закончив рейс, водитель вернется в парк для устранения неполадок.
Придется ли платить дважды за проезд, если в автобусе сломалось в пути что-то и пассажиров решено пересадить в другой?
Нет. Перед выходом водитель попросит пассажиров приложить карты, которыми они оплачивали проезд через валидатор, к консоли, то есть соберет информацию об оплаченном проезде и пересадит пассажиров в следующий автобус. При посадке в другой автобус платить не нужно.
Имеет ли право водитель принимать оплату наличными во время движения?
Нет, водитель обилечивает только на остановках. Пассажиры обязаны оплатить проезд за время стоянки, чтобы не задерживать движение транспорта.
Нужно ли льготнику показывать документы о праве на льготу водителю при оплате?
Да, так как это является подтверждением, что пассажир должен заплатить за проезд именно такую сумму.
У водителя есть терминал. Примет ли он банковскую или транспортную карту, если оплатить через валидатор не получится?
Нет. Терминал водителя настроен только на выдачу бумажных чеков при оплате наличными.
Зачем водителям автобусов дополнительный валидатор и почему пассажирам грозят штрафом за проезд без билета?
В салонах костанайских автобусов все-таки установили дополнительные аппараты для приема безналичной оплаты проезда. Но появились валидаторы не возле входа в среднюю дверь, как ранее обещали в отделе ЖКХ горакимата, а рядом с местом водителя.
Дополнительный валидатор в автобусе № 24 находится возле водителя /Фото Андрея СКИБЫ
Кроме того, в автобусах теперь транслируют объявление об оплате при входе и об ответственности за проезд без билета. Причем пассажиры на многих маршрутах продолжают платить на выходе и не получают билетов от водителя.
Как пояснил «НГ» директор ТОО «Жарык Жол-1» Виктор МУЩИНСКИЙ, ставить дополнительные валидаторы в середине автобуса экономически невыгодно, так как водитель не видит, оплатил пассажир проезд или нет.
Мущинский также пояснил, что на маршрутах, которые обслуживает его ТОО (№№ 24 и 27), дополнительные валидаторы есть еще не во всех автобусах, но везде пассажиры входят через переднюю дверь и при оплате наличными водители выдают билеты. А при оплате по безналу в случае проверки нужно предоставить сотруднику комиссии «Alem Pay» транспортную карту, либо показать SMS-подтверждение или чек в мобильном приложении.
Как сообщил заместитель директора ТОО «Компания STA» Юрий ПАНАСЕНКО, установка дополнительных валидаторов на маршрутах №№ 8, 10 и 21 только планируется, но сроки зависят от ТОО «Alem Pay».
18 августа корреспондент «НГ» на остановке «Магазин «Радуга» за полчаса посмотрел, как заходят пассажиры в автобусы №№ 2, 3, 24 и 27. Дополнительные валидаторы были только на маршрутах №№ 3 и 24. Причем в «тройку» запускают через среднюю дверь и выпускают через переднюю, так что звучащая в салоне информация о проезде без билета явно противоречит реальности.
Автоматизированная система контроля проезда
Автоматизированная система контроля проезда (АСКП) — название автоматизированной система учёта пассажиропотока, разработанной компанией «Группа Смарт Технологии». Система была впервые в порядке эксперимента применена в 2001 году на автобусном маршруте № 16 в Зеленоградском административном округе Москвы, к середине 2002 года распространена на все зеленоградские маршруты, а в сентябре 2007 года на весь наземный общественный транспорт Москвы.
Содержание
Устройство
Автобус (трамвай, троллейбус), работающий в рамках системы, оборудован турникетом и валидатором для считывания билетов. Войти в автобус пассажиры могут только через турникет в передней части салона, а выйти — через любую дверь, кроме передней. Турникет препятствует проходу в салон без билета, но избавляет от необходимости содержать штат билетных контролёров. Кроме того, система позволяет достаточно точно учитывать пассажиропоток.
Так как проход через турникет без билета невозможен (точнее, сильно затруднён), не имеющим билетов пассажирам приходится покупать их у водителя. Это заметно увеличивает время посадки пассажиров и отвлекает водителя от его прямых обязанностей. Чтобы стимулировать пассажиров приобретать билеты на остановках, цена билета при покупке у водителя искусственно завышена (по состоянию на июнь 2012 года в Москве билет на одну поездку на остановке стоит 25 рублей, а у водителя 28).
Преимущества
Система позволяет эффективно бороться с безбилетным проездом и подделкой проездных документов. Вместо разнообразия льготных проездных документов (подделки которых трудно распознать на месте) вводится единый электронный билет. Электронный билет по сути является записью в централизованной базе данных, поэтому кустарная подделка его исключена. После истечения срока действия билет автоматически перестаёт работать. Необходимость получения льготного билета теперь возлагается на самого пассажира.
Система позволяет точно учитывать число льготных поездок. Эти сведения используются для выставления счетов организациям, предоставляющим льготы на проезд.
Автоматическая система контроля позволяет резко уменьшить число билетных контролёров, но не позволяет полностью отказаться от их деятельности.
Также система позволяет водителю выполнять остановки только по требованию пассажиров или если есть пассажиры на остановке. Тем самым увеличивается скорость транспортного средства и сокращается время в пути.
Недостатки
Основным недостатком системы является сильное замедление посадки пассажиров (особенно на загруженных остановках). Это связано с ограничением входа только передней дверью, необходимостью проходить турникет и покупкой билетов у водителя. Малое пространство перед турникетом не позволяет водителю начать движение, не дожидаясь прохода пассажиров через турникет. Длинные очереди на посадку, особенно в плохую погоду и часы пик, раздражают пассажиров. Проблема низкой пропускной способности была частично решена только в единичных трамвайных вагонах путём установки двух параллельных турникетов.
Увеличенное время посадки приводит к общему увеличению времени поездки. При этом на некоторых остановках автобусы и трамваи перекрывают проезжую часть, задерживая других участников движения, в частности, другие машины городского траснпорта.
Инвалиды и пассажиры с колясками не могут пересечь турникет и всё равно входят через среднюю дверь (там же обычно оборудуется пандус для заезда). Таким образом, нарушается логика «передней двери».
Большинство водителей не следят за использованием турникета пассажирами (отвечают и следят только за собственно валидатором), которые подлезают, перепрыгивают через брусья турникета, или пролезают сбоку от них, что ставит под сомнение эффективность АСКП в борьбе с безбилетниками.
В трамвае «система передней двери» не приспособлена как принципиально, так и технологически (в некоторых моделях существует возможность обойти турникет вне зоны видимости водителя).
В начале внедрения АСКП в Москве, порой СКМ у пенсионеров и инвалидов пищала и задерживался проход через систему АСКП на 4 и на 10 минут. Водители были разные, кто пропускал через 2-ю дверь пенсионеров с СКМ, кто заставлял пенсионеров с СКМ платить за билет, а кто унижал, оскорблял и выталкивал из транспортного средства пенсионеров. За последнее действие водителей безжалостно увольняли, а с новыми водителями проводили беседу «о культуре обслуживания пенсионеров и инвалидов в общественном городском транспорте».
Кроме того, обслуживание АСКП требует значительных дополнительных расходов.
Валидатор без турникета
Посадочные терминалы
Наименование | Адрес | Маршруты | ВНЕ терминала (в общие направления) | Примечание |
ТЦ Калужский | 28, 226, 295, 624, 642, 671, 784, 816 | 163, 224, 246 | ||
ТПУ Планерная | 88, 96, 173, 268, 268к, 817, 865 во все двери; 43, 102, 267, 678, Т в переднюю (большинство пользуется остановкой в районе дома 5) | 173,959 (До Митино) по левому крылу здания; 383, 434, 469, 484, 959 (Мострансавто) троллейбусы- с северной стороны | Удалилась высадка по всем маршрутам, ранее производили в максимальной близости от метро (часть маршруток переведены к более дальнему вестибюлю). Перекрыт сквозной проезд у дома 12, в связи с посадкой на маршруты на остановке «Детская поликлиника» фактически запрещена остановка для маршруток. | |
Белая Дача | Новоегорьевское шоссе | Мега-Выхино-Жулебино, Мега-Кузьминки, Мега-Люблино | 10,655 | Не решена проблема отстоя автобусов: стоят на Новоегорьевском шоссе с аварийкой (судя по разнице во времени график не менялся), а также остановки у Мега-Оби |
Правила пользования билетами с магнитной полосой
Для прохода через валидатор в салон автобуса, троллейбуса или трамвая необходимо:
Внимание: вертушка турникета поворачивается вручную.
Примечание: билет вставляется с точностью до наоборот по сравнению с тем, как он вставляется в считывающие устройства метро или монорельса. Ещё, на практике пассажир с низким ростом видит билет крашеной стороной к себе, а пассажир высокого роста должен видеть перед собой обратную (белую) сторону билета, из-за чего ему надо сориентироваться, какой же стороной его вставлять. Мокрый от дождя билет может застрять в механизме валидатора и нарушить его функционирование.
Правила пользования транспортными картами
Внимание: карта имеет семиминутный интервал задержки после первого прохода для предотвращения прохода нескольких человек по одной карте (социальные карты москвича (СКМ) и временные единые социальные билеты (ВЕСБ), а также социальные карты жителя московской области (СКМО)); транспортные карты с оплачиваемыми поездками (проездные) времени задержки не имеют.