Транспондер что это такое и как им пользоваться
Транспондер: коротко о полезности девайса + фото с поездки
В этом небольшом посте я хочу рассказать о том, что такое транспондер, и коротко описать опыт его использования. Возможно, кому-то это пригодится и поможет принять решение, нужно все-таки его покупать или нет.
Намедни (а именно чуть больше недели назад) состоялась у меня нехилая такая поездка из Севастополя в Москву и обратно. Ездил по важным делам — чиповаться у Романа Vahmurka и лифтоваться у Петра MUSSOvod, но речь не об этом. А чтобы не было скучно читать, вот фоточка:
Планировать поездку начал заранее, и в это планирование, конечно же, входило изучение маршрута, ведь в Москву на машине я еще ни разу ездил. Маршрут пролегает преимущественно через трассу «М-4 Дон». Вообще, их две, как выяснилось: одна старая, в данный момент считающаяся объездной, и вторая — новая и скоростная. Старая дублирует новую и сегодня актуальна лишь постольку-поскольку.
Что такое транспондер и зачем он нужен?
Транспондер — это специальное устройство, позволяющее с экономией времени и денег проезжать участки платных дорог. Суть в том, что на этих новых трассах на определенных участках стоят ворота со шлагбаумами. И есть два пути у водителя: первый путь — остановиться у шлагбаума и оплатить операционисту требуемую сумму налом; второй путь — проехать с транспондером.
Вот так это выглядит (фото из Интернетов, своего нет почему-то):
Подъезжая к воротам, вы снижаете скорость до 30 км/ч примерно, датчик на воротах соединяется с транспондером, происходит звуковой сигнал и ворота автоматически открываются. Это экономит время, т.к. вам не нужно останавливаться и платить (и стоять в автоочереди). Деньги же экономит то, что одни и те же участки с транспондером стоят дешевле, чем без него. Вещь реально полезная и нужная.
Можно, конечно, ехать и в объезд, и я так разок попробовал, свернув на указатель «Бесплатный проезд». Дорога оказалась узкой, двухполосной и разбитой. Транспорта мало, но сути это не меняет, потому что быстро ехать все равно не получается из-за этой самой разбитости, да еще и петляет она туда-сюда. В итоге в объезд тратишь кучу нервов и времени.
А вот если ехать по платной трассе, можно смело гнать 120-140 км/ч, время от времени лишь обгоняя фуры (кстати, многие дальнобои гоняют с транспондерами) и следя за обстановкой. Да, периодически нужно сбавлять скорость, чтобы проехать ворота, но это все равно будет быстрее и легче, чем пилякать по старой убитой трассе. И нельзя забывать про отдых:
Перед поездкой прочитал на Яндекс.Дзене пост одной дамы о их поездке с мужем из Питера в Сочи, так она там этот транспондер и в хвост и в гриву. И в объезд им нормально, и оплата в несколько раз выше, чем по прайсу участков на сайте, и вообще все не то пальто. Я прям обломался и подумал, что зря купил эту штуку(( Но все-таки решил применить, чтобы траты не впустую были, и ни разу не пожалел.
Что до денег, то положил на всякий с запасом 2 700 рублей, посчитав полный путь через платные участки от Краснодара до Москвы и обратно. По пути мониторил расходы, и все было, как в нормальной бухгалтерии — именно то, что указано в прайсе участков. А в конце еще и деньги остались в размере 1 300 рублей, т.к. на платную выезжал на Ленинградской (после Тимашевска и перед Ростовом) и обратно съезжал там же.
Пополнить баланс можно с карты, а в пути его можно проверить либо на сайте, если есть мобильный Интернет, либо позвонив но номеру *390 (но тогда придется вводить уникальный номер из хреновой горы цифр, что очень неудобно, и это, пожалуй, единственный минус, который мне удалось обнаружить; лучше пополнять заранее с запасом).
Важно: если на счету остаются деньги, они там навсегда и никуда не спишутся. Вывести их нельзя, но все равно радует, ведь их можно будет потратить в другой раз. Нормас, мне кажется. Да, в этом посте лишь мое мнение и мой опыт, но ничего плохого почти за 4 000 км я не заметил, посему считаю негативные отзывы о транспондере не совсем адекватными. Либо это уж прям из ряда вон выходящие случаи какие-то.
Короче говоря, мои впечатления от использования транспондера исключительно положительные, и в любой следующий раз, когда придется ехать по платным дорогам, я вновь им воспользуюсь. Собственно говоря, и стоит он вовсе не баснословных сумм рублей, плюс и сами платные участки по цене в общем-то не кусаются. Хотя, да, за комфорт приходится платить. Но что поделать…
Как купить, установить и пользоваться транспондером?
Купить транспондер можно на сайте Транспондер T-Pass. Там же во вкладке «Калькулятор» можно увидеть на карте, где расположены на трассах платные участки, забить свой маршрут и посчитать стоимость проезда по всему пути, а заодно и сравнить со стоимостью проезда без транспондера.
Есть несколько видов транспондеров в зависимости от специфики поездок, судя по всему. Я толком не стал разбираться и по рекомендации Dimoniy1984 заказал Premium, подходящий для трассы «М-4 Дон». Купить на сайте у меня не получилось, ведь я в Крыму, а это значит, что ну вот нельзя тебе пользоваться всеми благами Интернета (комментировать ситуацию не стану), поэтому заказал на OZONе за 1 400 рублей.
Через неделю мне пришла посылка и я пошел ее забирать. На руки получаем вот такую коробочку:
На обратной стороне тезисная инструкция по использованию и обозначения доступных для проезда по транспондеру трасс:
Внутри находится сам транспондер с уникальным номером, спиртовая салфетка для протирки стекла перед установкой и подробный мануал:
Единый транспондер для платных дорог М4, ЗСД, М11, М3, М1
Транспондер – это компактное электронное устройство для оплаты проезда на платных дорогах по специальным полосам. Крепится на внутренней стороне лобового стекла автомобиля. При проезде пункта оплаты на дороге бесконтактно считывается сигнал от транспондера, автоматически списывается плата за проезд с баланса транспондера и открывается выездной шлагбаум. Таким образом, возможен быстрый безостановочный проезд на пункте оплаты, не требующий действий от водителя транспортного средства.
Кроме того, проезд по транспондеру – это всегда самый выгодный способ оплатить дорогу. На всех платных дорогах тарифы устроены так, что оплата транспондером – самый дешевый или равноценный вариант оплаты по сравнению с другими способами – наличными или картой.
Таким образом, транспондер – это устройство, которое экономит ваше время и средства.
Если вы когда-либо ездили по платным дорогам, которых в последнее время становиться все больше, то наверняка обращали внимание на выделенные полосы для «проезда только по транспондеру».
Принцип работы транспондера
Важно! При проезде пункта оплаты для корректной работы автоматики необходимо соблюдать скоростной режим (до 20–30 км/ч) и дистанцию до впередиидущего транспортного средства (не менее 2–3 метров).
Какой транспондер выбрать – сравнение моделей. Единый транспондер для платных дорог
Ранее для проезда, например, по трассе М4 — нужен был именно транспондер T-Pass компании Автодор, а для проезда по Западному скоростному диаметру в Санкт-Петербурге – именно их транспондер. И нельзя было воспользовавшись транспондером для М4 оплатить проезд по ЗСД.
Но начиная с ноября 2017 года компании, которым принадлежат главные платные трассы России, договорились о возможности взаимной оплаты любым транспондером всех платных дорог, а не только принадлежащих конкретной организации. Это соглашение называется системой интероперабельности. Тем не менее для проезда по той же М4 все же лучше использовать транспондер, купленный именно для М4, так как стоимость проезда по нему будет ниже, чем по транспондеру для ЗСД.
Таким образом, следует выбирать транспондер в зависимости от того по каким платным дорогам вы собираетесь больше ездить.
В России на данный момент можно приобрести следующие транспондеры для наиболее выгодного проезда по соответствующим платным дорогам:
Где купить транспондер?
Определившись с тем, какой транспондер вам больше подходит – возникает вопрос где его взять. Для транспондеров разных организаций – разные возможности получения и разные условия. Рассмотрим этот вопрос отдельно по каждому транспондеру:
Как оплатить транспондер?
Важно следить за состоянием баланса – в случае, если денежных средств на счете транспондера будет недостаточно – шлагбаум на контрольном пункте не откроется. В зависимости от выбранного транспондера – доступны различные способы пополнения баланса. Ниже приведена сравнительная таблица, дающая представление о возможных способах оплаты того или иного транспондера.
Способ пополнения баланса транспондера | «T-Pass» | «15–58» | «ЗСД» | «Главная дорога» |
---|---|---|---|---|
С банковской карты через Личный кабинет | + | + | + | + |
С баланса телефона через Личный кабинет | — | — | + | + |
С электронных кошельков через личный кабинет (Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney и другие) | + | — | + | + |
Через Сбербанк Онлайн | + | + | + | + |
В пунктах продаж | + | + | + | + |
Через платежные терминалы (QIWI, Элекснет и другие) | + | — | — | + |
Через СМС или USSD команды | + | — | + | + |
На АЗС партнеров | + | — | + | — |
Крепление транспондера
Для крепления транспондера следует выбрать место с внутренней стороны лобового стекла, примерно за зеркалом заднего вида. В других местах транспондер крепить не следует, так как в современных автомобилях часто используются дополнительные покрытия лобового стекла, которые могут мешать нормальному считыванию сигнала от транспондера, и только в этой области эти покрытия отсутствуют, специально для крепления устройства.
Порядок установки транспондера на указанное место следующий:
Транспондер: что это такое и как им пользоваться
4R.ru подробно изучил устройства для автоматической оплаты проезда по российским платным дорогам
Фото: 4R.ru, Автодор, Платные дороги, из открытых источников
С появлением в России платных дорог в нашу жизнь вошло и новое слово — транспондер. Это небольшое электронное устройство, позволяющее быстрее проезжать пункты взимания платы и экономить на проезде по таким трассам. Транспондеры выгодны
Как работает транспондер?
Небольшое устройство нужно прикрепить в верхний левый угол лобового стекла на специальном кронштейне, который идет в комплекте с девайсом (или просто положить в бардачок автомобиля, как правило, так тоже работает). Для мотоциклистов существуют специальные сумки, которые удобно крепить на бензобак.
Внутри коробочки находится электронная метка, которая автоматически считывается при проезде ворот на пунктах взимания платы. Перед подъездом к терминалу нужно снизить скорость до 20-30 км/ч, и если на устройстве лежит достаточная для проезда по данному отрезку сумма, деньги спишутся со счета, а шлагбаум откроется.
Транспондеру не нужны подзарядка и какой-либо особенный уход, так что для платных дорог это удобная и экономичная штука.
Как купить транспондер?
В настоящий момент существует четыре вида транспондеров, относящихся к разным операторам:
Купить устройство можно как в пунктах продаж (они есть практически у каждого терминала оплаты проезда), так и в интернет-магазинах эмитентов. А вот приобретать девайс в сторонних магазинах не рекомендуем: могут возникнуть сложности как раз с подключением интероперабельности.
Как пользоваться транспондером?
Прикрепить его на лобовое стекло и ездить по «платникам» сколько влезет — таков был бы ответ на этот вопрос, если бы счет транспондера не приходилось пополнять. Но, к сожалению, деньги на нем имеют свойство заканчиваться.
Пополнение транспондера и проверка баланса на нем не самое простое мероприятие. Каждый транспондер имеет идентификационный номер (PAN), состоящий из 19 цифр, он находится на наклейке на корпусе устройства. Транспондеры четырех эмитентов отличаются друг от друга не только дизайном, но и номерами — у T-pass номер начинается с цифр 3086595. у «15-58» — с 6058425. у ЗСД — с 6362875…, у «Главной дороги» — с 6372195… Именно этот номер вам нужно вбить в терминал оплаты «Элекснет» или платежные сервисы Сбербанка.
Мы рекомендуем пользоваться именно вторым вариантом, потому что в этом случае деньги зачисляются на счет практически мгновенно (у платежных терминалов часто бывает задержка до часа).
Помимо номера транспондера нужно будет ввести идентификационный номер налогоплательщика (для наиболее популярных транспондеров «Автодор-Платные дороги» этот номер 7710965662, номера остальных эмитентов можно посмотреть на их официальных сайтах).
Узнать о том, что деньги на счету вашего устройства подходят к концу, можно при проезде пунктов взимания платы – в этом случае вместо стандартного приветственного сообщения на экране, подтверждающем проезд, появится надпись «низкий баланс». В некоторых случаях на экран выводится точный баланс устройства, но, к сожалению, такие мониторы установлены не на всех пропускных пунктах.
Кроме того, узнать баланс можно с мобильного телефона, набрав комбинацию цифр *390*1# и кнопку «Вызов». После этого требуется выбрать услугу «Баланс» вводом цифры 1 и ввести номер лицевого счета (договора) данного устройства (не путать с идентификационным номером PAN!). У некоторых транспондеров он также выбит на корпусе, рядом с номером устройства, в противном случае придется смотреть его в бумажном договоре. «Автодор» обещает, что в ближайшее время при помощи этой команды можно будет не только узнать баланс, но и пополнить счет транспондера, списав деньги со счета мобильного телефона.
Проблемы с пополнением устройства, а особенно с проверкой баланса, могут возникнуть у тех, кому устройство досталось по наследству — например, при покупке подержанного автомобиля с уже установленным транспондером. Как правило, переоформлять договор на нового владельца никто желанием не горит, т. к. времени на поездку в пункт продажи устройства надо потратить много, а выгода от этого не такая уж значительная. Поэтому если вы не разобрались, как можно пополнить счет или узнать баланс и операторы службы поддержки ничем вам помочь не могут, проще купить новое устройство и зарегистрировать его уже на себя.
Чем отличается персонифицированный транспондер от неперсонифицированного
Изначально все устройства продаются неперсонифицированными, т.е. не привязанными к конкретному человеку. Персонифицировать транспондер (например, T-Pass) можно в личном кабинете сайта «Автодор-Платные дороги» или в любом центре продаж и обслуживания — для этого нужно просто предоставить свои паспортные и контактные данные.
Владельцам персонифицированных девайсов открываются некоторые приятные дополнительные функции — например:
Пользоваться основными функциями персонифицированного транспондера можно практически без ограничений. Можно дать его друзьям или родственникам на время отпуска, переставить его в другую машину (следите только, чтобы она была того же класса, что и автомобиль, на который изначально было зарегистрировано устройство, иначе можно «попасть» на повышенную тарификацию) и т.д. Кроме того, у неперсонифицированной коробочки есть одно существенное ограничение: в случае ошибочного платежа вернуть деньги будет невозможно. Чтобы застраховаться от таких неприятностей, транспондер все-таки имеет смысл записать на себя.
Транспондер Автодора для платных дорог – мой опыт использования
В статье расскажу про транспондер T-pass от Автодора, который позволяет пользоваться платными дорогами со скидкой и экономит время в пути. Где купить транспондер, как им пользоваться, какие есть нюансы, минусы и плюсы устройства. Однозначного вывода – нужен ли транспондер для путешествий на авто по России или нет – делать не буду. Приведу максимально полную информацию, а вы делайте вывод сами.
Где купить транспондер
Все началось с плана поехать на зиму в более теплые края. Дорога на юг России через трассу М-4 «Дон». Эта федеральная трасса протяженностью почти 1600 километров, из которых более половины платные участки. Тут и всплыла тема транспондера.
Забил в Яндексе транспондер для платных дорог, ознакомился с инфой и перешел на сайт Автодора, чтобы оформить покупку. Однако на нем заказать транспондер нельзя, есть только страничка, рассказывающая где он продается оффлайн и онлайн. Переходите и выбирайте удобный способ покупки.
Я заказал через интернет-магазин Онлайн-трейд, потому что на момент покупки там была самая низкая цена. 1 318 рублей за транспондер T-pass. На официальном сайте «Транспондер T-pass» это устройство продается как Премиум за 1 350 рублей, на OZONe от 1 400 рублей. Просьба написать в комментариях, если на момент прочтения вами статьи стоимость транспондера в этих онлайн-магазинах изменится. Как я понял, она постоянно растет. Когда рассказал в Инстаграме про покупку транспондера, подписчик написал, что покупал 6 месяцами ранее за 1 100 рублей.
При регистрации на сайте Онлайн-трейд вы получаете подарок 300 ON-бонусов, но воспользоваться ими можно при покупке от 3 500 рублей.
Вместе с устройством я также заказал держатель для транспондера T-Pass за 100 рублей. Но оказалось
При заказе отмечалось, что товар будет доступен для получения уже через час. Транспондер из пункта самовывоза я забрал за день до старта из Москвы на юг России. Оплачивал картой на месте, хотя есть возможность оплатить во время заказа на сайте.
Цены на транспондер советую отслеживать с помощью Яндекс Маркета. Он собирает информацию от большинства интернет-магазинов.
Как пользоваться транспондером
Устройство продается в небольшой оранжевой коробочке, на которой написано Транспондер T-pass.
Последняя бумажка самая важная и почему-то самая невзрачная. Видимо, поэтому к ней крепят специальную наклейку, чтобы стикер случайно не выкинули. А такие случаи бывали.
Еще раз специально обращаю внимание на данный стикер. Он очень важен!
На задней стороне коробочки указан пошаговый алгоритм действий, но я ему не следовал. И памятку-простыню целиком читать тоже не стал. Рассказываю как «подружился» с транспондером я.
Персонификация транспондера и пополнение счета
Если по какой-то причине вы не можете или не хотите устанавливать мобильное приложение, то все эти шаги пройти либо на сайте Автодора (нужно завести личный кабинет), либо в Центрах продаж и обслуживания.
Что показывает приложение на главном экране:
Также с помощью приложения вы может рассчитать стоимость поездки, указав пункты отправления и прибытия.
Мой опыт использования транспондера
На момент написания статьи пользовался транспондером однажды: на трассе М-4 Дон по дороге из Москвы в Краснодар. В планах поездка на авто обратно в Москву, а затем путешествии в Петербург по трассе М-11 Нева.
Клеить транспондер к лобовому стеклу я не стал. Во-первых, потому что нужно клеить в зону, не имеющую атермального покрытия. Такую не стекле не нашел. Во-вторых, чтобы иметь возможность забирать устройство из машины. Мало ли.
Закрепил транспондер за зеркалом заднего вида. Он срабатывал без проблем. Читал в интернете, что кто-то оставлял устройство в бардачке и оно срабатывало оттуда.
Плюсы транспондера для платных дорог
Экономия средств – оплата транспондером дает скидку 15% на проезд по платным участкам трасс М-3, М-4, М-11 и ЦКАД. Дополнительно можно получить скидку до 15%, накопив баллы. Баланс баллов, за что их дают и приобретение дополнительной скидки – все это есть в мобильном приложении Автодора.
Важно! С 1 августа 2021 года пропал ряд скидок на трассах М11 Нева и М4 Дон, а именно: больше нет скидки за проезд в ночное время, нет скидки за проезд с транспондером. Увы 🙁
Экономия времени – проезд c транспондером через пункты оплаты происходит намного быстрее, чем если останавливаться у будки для оплаты наличными или картой. Главное не перепутать полосу проезда пункта оплаты. На мониторах она подсвечивается зеленым цветом. В высокий сезон на пунктах оплаты может скапливаться большое количество автомобилей. И в этом случае транспондер сэкономит много времени. По моим ощущениям даже при поездке в низкий сезон из Москвы в Краснодар я сэкономил от 40 минут до часа, поскольку на трассе М-4 Дон более 10 пунктов оплаты.
Минусы
Как таковых минусов в использовании транспондером T-pass для платных дорог я не обнаружил. Возможно, минусы обнаружатся позже. В этом случае дополню статью. И вас прошу в комментариях делиться своими впечатлениями. Правда, с 1 августа 2021 года необходимость в нем по сути отпала. Скидок не осталось, только программа лояльности и накопление баллов. Это точно минус.
Разве что в целом систему можно было организовать более просто и логично. Во-первых, изменить процесс оплаты платных дорог. Например, сделать как Венгрии, где покупаешь доступ к платным дорогам на определенный срок от недели до года. Или как в Чехии, где нужно купить виньетку и приклеить ее на лобовое стекло. В обоих случаях никаких тебе транспондеров и пунктов оплаты платных дорог. Во-вторых, даже если оставлять существующий вариант возникают вопросы по покупке, персонификации и использовании транспондера.
Нюансы использования транспондера
Стоимость транспондера нужно отбить. Одной двумя поездками (например, из Москвы на юг России и обратно) этого не сделать. Нужно ездить много или по разу два, но несколько лет. Есть тема не с покупкой транспондера, а с его арендой, но я в нее не погружался.
Транспондер нельзя зарядить и заменить батарейку. Устройство не разбирается и имеет ограниченный срок службы. Он составляет около пяти лет.
Текст Игорь Озин, фото Даня Привольнов.
Индивидуальные и групповые экскурсии по Будапешту и Венгрии от Спутника! Скидка 5% на ЛЮБУЮ экскурсии по промокоду TRIPANDME21 Выбрать экскурсию
Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки