Транскрипция слова что 5 класс
Фонетическая транскрипция – примеры, правила (5 класс, русский язык)
Устная речь – это речь звучащая. Она первична, так как появилась раньше. Если хотим, мы можем что-то записать на бумаге – это будет уже письменная речь. Но есть возможность записать и звучащую речь.
Транскрипция – что это?
Когда мы записываем что-то под диктовку, мы записываем не то, что мы слышим, а то, что мы понимаем. То есть записываем слова не так, как услышали (вада), а так, как пишется по правилам понятое нами слово (вода). И это понятно. Ведь диктующий может говорить неразборчиво, обладать плохой дикцией. Но мы его все равно понимаем. И пишем, например, не “гхуша”, а “груша”.
Но мы можем записать слово не только так, как оно пишется, но и так, как оно произносится. Вот эта запись и называется “транскрипция”.
Зачем нужна транскрипция?
Фонетическая транскрипция слова выполняет ряд функций:
Из вышесказанного понятно, что транскрипции могут быть разные. Одни передают норму, другие – реальное произношение.
Точно в соответствии с произносительной нормой говорят разве что дикторы из прошлого века.
Школьникам интересна транскрипция как основа для фонетического разбора при изучении курса русского языка. Иногда к транскрипции прибегают составители орфоэпических словарей для передачи правильного произношения.
Частичная транскрипция
Иногда прибегают к частичной транскрипции. Это обычно бывает, если надо указать правильное произношение отдельных звуков.
Например, мо[дэ]ль. Это значит, что Д перед Е не мягкое.
Как записать транскрипцию
Транскрипцию в школах на уроках русского языка выполняют в квадратных скобках с помощью букв современного русского алфавита с использованием отдельных особых транскрипционных знаков: ударение, апостроф; иногда j.
В редких случаях учителя просят пользоваться знаками “ъ” и “ь” для обозначения гласных в заударной позиции, знаками “и склонное к э”, “крышечка” и т.п. Однако обычно такие знаки используют только студенты-филологи, тогда как школьники ими не пользуются и обозначают безударные а и о в любой позиции знаком [а], а и, я и е в безударной же позиции в любом месте слова знаком [и].
Транскрипция записывается в квадратных скобках.
Даже если транскрибируется имя собственное, заглавная буква не пишется.
Можно транскрибировать слово “на слух”, если есть возможность прочесть его несколько раз вслух, протягивая каждый звук. Поскольку это бывает редко, транскрибируют обычно “по правилам”.
Основные правила:
Примеры транскрипции слов
Что мы узнали?
Транскрипция – это запись слова по звукам так, как оно произносится, или так, как оно должно произноситься. При транскрибировании школьники используют обычные буквы русского алфавита за некоторыми исключениями и особые знаки. Существует ряд правил, которым надо следовать, записывая транскрипцию. Транскрипция помогает производить фонетический разбор и является его обязательной частью.
Фонетическая транскрипция слова
Всего получено оценок: 193.
Всего получено оценок: 193.
Устная речь – это речь звучащая. Она первична, так как появилась раньше. Если хотим, мы можем что-то записать на бумаге – это будет уже письменная речь. Но есть возможность записать и звучащую речь.
Транскрипция – что это?
Когда мы записываем что-то под диктовку, мы записываем не то, что мы слышим, а то, что мы понимаем. То есть записываем слова не так, как услышали (вада), а так, как пишется по правилам понятое нами слово (вода). И это понятно. Ведь диктующий может говорить неразборчиво, обладать плохой дикцией. Но мы его все равно понимаем. И пишем, например, не “гхуша”, а “груша”.
Но мы можем записать слово не только так, как оно пишется, но и так, как оно произносится. Вот эта запись и называется “транскрипция”.
Зачем нужна транскрипция?
Фонетическая транскрипция слова выполняет ряд функций:
Из вышесказанного понятно, что транскрипции могут быть разные. Одни передают норму, другие – реальное произношение.
Точно в соответствии с произносительной нормой говорят разве что дикторы из прошлого века.
Школьникам интересна транскрипция как основа для фонетического разбора при изучении курса русского языка. Иногда к транскрипции прибегают составители орфоэпических словарей для передачи правильного произношения.
Частичная транскрипция
Иногда прибегают к частичной транскрипции. Это обычно бывает, если надо указать правильное произношение отдельных звуков.
Например, мо[дэ]ль. Это значит, что Д перед Е не мягкий.
Как записать транскрипцию
Транскрипцию в школах на уроках русского языка выполняют в квадратных скобках с помощью букв современного русского алфавита с использованием отдельных особых транскрипционных знаков: ударение, апостроф, иногда j.
В редких случаях учителя просят пользоваться знаками “ъ” и “ь” для обозначения гласных в заударной позиции, знаками “и склонное к э”, “крышечка” и т.п. Однако обычно такие знаки используют только студенты-филологи, тогда как школьники ими не пользуются и обозначают безударные а и о в любой позиции знаком [а], а и, я и е в безударной же позиции в любом месте слова знаком [и].
Транскрипция записывается в квадратных скобках.
Даже если транскрибируется имя собственное, заглавная буква не пишется.
Можно транскрибировать слово “на слух”, если есть возможность прочесть его несколько раз вслух, протягивая каждый звук. Поскольку это бывает редко, транскрибируют обычно “по правилам”.
Основные правила:
Примеры транскрипции слов
Что мы узнали?
Транскрипция – это запись слова по звукам так, как оно произносится, или так, как оно должно произноситься. При транскрибировании школьники используют обычные буквы русского алфавита за некоторым исключением и особые знаки. Существует ряд правил, которым надо следовать, записывая транскрипцию. Транскрипция помогает производить фонетический разбор и является его обязательной частью.
Фонетический разбор слова
Содержание
Для того чтобы выполнить фонетический разбор слова (или, как его еще называют, звуко-буквенный разбор), необходимо владеть некоторыми основами фонетики, которые мы разбирали на уроках о звуках и буквах, а также о слогах и ударении.
Фонетический разбор — это анализ буквенного и звукового состава слова.
С его помощью мы анализируем, как соотносятся между собой написание и произношение слова.
Произведя фонетический разбор, мы сможем ответить на вопросы о том, сколько в слове слогов и куда падает ударение, какими свойствами обладают звуки, составляющие слово, а также совпадает ли количество букв и звуков.
Особенности фонетического разбора
Для того чтобы обозначать на письме звуки, которые мы произносим, принято использовать квадратные скобки.
Например: [о] обозначает гласный звук в слове кот. Само слово кот тоже можно написать в виде звуков квадратных скобках: [кот]. Это называется транскрипцией.
Транскрипция — это способ передачи звуков речи на письме.
Также может встретиться глагол транскрибировать (затранскрибировать) — это означает написать слово в транскрипции.
Кроме того, следует помнить о том, как обозначается мягкость согласного звука: [ ‘].
Мягкий и твердый знаки не обозначают звука — они лишь используются на письме для передачи произношения.
Например, в слове день мы пишем мягкий знак, чтобы указать, что согласный н — мягкий. Однако в транскрипции достаточно лишь указать мягкость этого согласного: [н’].
План фонетического разбора
Примеры фонетического разбора
Разбор слова, где количество букв и звуков совпадает:
мама;
ма́|ма;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, безударный.
4 буквы, 4 звука.
Разбор слова, где звуков больше, чем букв:
язык;
я|зы́к;
[j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[а] – гласный, безударный;
[з] – согласный, звонкий парный, твердый парный;
[ы] – гласный, ударный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный.
4 буквы, 5 звуков.
Разбор слова, где букв больше, чем звуков:
роль;
ро́ль|;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[о] – гласный, ударный;
[л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
4 буквы, 3 звука.
Разбор слова с удвоенной согласной:
рассказ;
рас|ска́з;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, безударный;
[с] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[с] – согласный, глухой парный, твердый парный.
7 букв, 6 звуков.
Разбор слова с непроизносимой согласной:
Обратите внимание! В этом слове мягкий звук [н’] влияет на стоящий перед ним звук [с’], который тоже становится мягким.
тростник;
трост|ни́к;
[т] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый непарный;
[а] – гласный, безударный;
[с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;
[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[и] – гласный, ударный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный.
8 букв, 7 звуков.
Обратите внимание! Сочетание “тс” в глаголах упрощается до звука [ц].
обнимается;
об|ни|ма́|е|тся;
[а] – гласный, безударная;
[б] – согласный, звонкая, твердая;
[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[и] – гласный, безударный;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[э] – гласный, безударный;
[ц] – согласный, глухой непарный, твердый непарный;
[а] – гласный, безударный.
10 букв, 10 звуков.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Фонетический анализ слова. Обобщение материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Фонетический разбор слова.
2. Обобщение материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Графика – это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правильное произношение звуков и ударений в словах.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомните, как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? Этот раздел называется фонетика. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Звуки, которые состоят только из голоса, являются гласными.
Гласные бывают ударные и безударные. Согласные образуют пары по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.
Среди согласных есть непарные глухие – это [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’], непарные мягкие – [ч’], [щ’], [й’], непарные твёрдые – [ж], [ш], [ц].
Всего 42 звука, из них 6 гласных звуков и 36 согласных.
Знания о звуках и буквах русского алфавита нам понадобятся для фонетического разбора слова. Рассмотрите его порядок.
2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.
Рассмотрим план фонетического разбора
П – [п᾽] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
Е – [э] – гласный, ударный
Н – [н᾽] – согласный, сонорный, мягкий, парный
Ь – [-] звука не обозначает
В слове 4 буквы, 3 звука.
Люб-лю́ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
Л – [л’] – согласный, сонорный, мягкий, парный
Ю – [у] – гласный, безударный
Б – [б] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
Л – [л’] – согласный, сонорный, мягкий
Ю – [у] – гласный, ударный
В слове 5 букв, 5 звуков.
Мор-ко́вь (на второй слог падает ударение, 2 слога)
М – [м] – согласный, сонорный, твёрдый, парный
О – [а] – гласный, безударный
Р – [р] – согласный, сонорный, твёрдый, парный
К – [к] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
О – [о] – гласный, ударный.
В – [ф’] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
Ь – [-] звука не обозначает
В слове 7 букв, 6 звуков.
Вспомним, что способы обозначения звуков речи на письме изучает графика. Разберём стихотворение.
Дуб качает головою,
Сосны ветками шумят,
И осыпан мокрой хвоей
По утрам осенний сад
Какими буквами обозначены звуки [п] и [т]
Ду[п] качае[т] головою: звук [п] – буква б, звук [т] – буква т.
Сосны ве[т]ками шумя[т]: звук [т] – буква т.
И осы[п]ан мокрой хвоей: звук [п] – буква п.
По у[т]рам осенний са[т]: звук [т] – буква т, звук [т] – буква д. Сделаем вывод: [п] обозначается буквами б и д, а звук [т] – буквами т и д.
Правильно произносить слова учит орфоэпия. Она устанавливает нормы произношения звуков, правильную постановку ударения, особенности произношения заимствованных слов. Запомните произношение слов:
Пример тренировочных заданий
Подстановка элементов в пропуски в таблице
Заполните таблицу, записав в неё слова.
Пудель, джемпер, процент диалог, дельфин, ателье, цемент, юмор, глобус, прогресс, модель, теннис, астроном, портфель.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ЧТО»
В слове что:
1. 1 слог (что);
2. ударение падает на 1-й слог: что
1) Транскрипция слова «что»: [што].
3 буквы, 3 звука
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́ стрый, о́ хать; б) после гласных: за о́ хать, за о́ чник, по о́ даль, про о́ браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, ц о́ кать.
§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).
§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:
[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;
[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;
[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;
[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..