Трансграничный рынок что это
Трансграничный рынок что это
от 19 декабря 2012 года N 29
(с изменениями на 26 декабря 2016 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств
Утвердить Критерии отнесения рынка к трансграничному (прилагаются).
Члены Высшего Евразийского
экономического совета:
От Республики Беларусь
А.Лукашенко
От Республики Казахстан
Н.Назарбаев
От Российской Федерации
В.Путин
УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 19 декабря 2012 года N 29
Критерии отнесения рынка к трансграничному
(с изменениями на 26 декабря 2016 года)
2. В целях применения общих правил конкуренции, установленных в статье 76 Договора, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств-членов.
3. Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами* запретов, установленных в пункте 2 статьи 76 Договора, осуществляется Евразийской экономической комиссией, если выполняется следующее условие:
* Положение настоящих Критериев, относящиеся к хозяйствующим субъектам распространяются и на группу лиц.
4. Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных в пунктах 3-5 статьи 76 Договора, осуществляется Евразийской экономической комиссией, если выполняется следующее условие:
по крайней мере, два хозяйствующих субъекта, чьи действия приводят или могут привести к нарушению запрета, зарегистрированы на территориях разных государств-членов.
5. Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных в пункте 1 статьи 76 Договора, осуществляется Евразийской экономической комиссией, если в совокупности выполняются следующие условия:
доля объема реализации или закупки хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 настоящих Критериев, и чьи действия приводят к нарушению установленного запрета, от общего объема товара, обращающегося на территории каждого из государств-членов, затронутых нарушением, составляет не менее 35 процентов;
нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 настоящих Критериев либо ущемлению интересов других лиц на территориях двух и более государств-членов;
в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц;
нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 настоящих Критериев, либо ущемлению интересов других лиц на территориях двух и более государств-членов.
6. Настоящие Критерии применяются к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных Договором и (или) международными договорами в рамках Евразийского экономического союза.
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному»
ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
от 19 декабря 2012 г. N 29
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ РЫНКА К ТРАНСГРАНИЧНОМУ
Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств решил:
Утвердить Критерии отнесения рынка к трансграничному (прилагаются).
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
Решением Высшего Евразийского
от 19 декабря 2012 г. N 29
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ РЫНКА К ТРАНСГРАНИЧНОМУ
2. В целях применения общих правил конкуренции, установленных в статье 76 Договора, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств-членов.
3. Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных в пункте 2 статьи 76 Договора, осуществляется Евразийской экономической комиссией, если выполняется следующее условие:
Положение настоящих Критериев, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц.
по крайней мере, два хозяйствующих субъекта, чьи действия приводят или могут привести к нарушению запрета, зарегистрированы на территориях разных государств-членов.
5. Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных в пункте 1 статьи 76 Договора, осуществляется Евразийской экономической комиссией, если в совокупности выполняются следующие условия:
доля объема реализации или закупки хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 настоящих Критериев, и чьи действия приводят к нарушению установленного запрета, от общего объема товара, обращающегося на территории каждого из государств-членов, затронутых нарушением, составляет не менее 35 процентов;
нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 настоящих Критериев, либо ущемлению интересов других лиц на территориях двух и более государств-членов;
в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц;
нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 настоящих Критериев, либо ущемлению интересов других лиц на территориях двух и более государств-членов.
6. Настоящие Критерии применяются к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных Договором и (или) международными договорами в рамках Евразийского экономического союза.
Судебная практика и законодательство — Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному»
Трансграничный рынок что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 29 “Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному”
Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств решил:
Утвердить Критерии отнесения рынка к трансграничному (прилагаются).
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Беларусь
/подпись/
А. Лукашенко
От Республики Казахстан
/подпись/
Н. Назарбаев
От Российской Федерации
/подпись/
В. Путин
Критерии
отнесения рынка к трансграничному
(утв. решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. N 29)
2. В целях применения единых правил конкуренции, установленных в разделе III Соглашения, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более Сторон.
3. Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон* запретов, установленных в статье 13 Соглашения, осуществляется Евразийской экономической комиссией, если выполняется следующее условие:
4. Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон запретов, установленных в статье 10 Соглашения, осуществляется Евразийской экономической комиссией, если выполняется следующее условие:
по крайней мере, два хозяйствующих субъекта (субъекта рынка), чьи действия приводят или могут привести к нарушению запрета, зарегистрированы на территории разных Сторон.
5. Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон запретов, установленных в статье 12 Соглашения, осуществляется Евразийской экономической комиссией, если в совокупности выполняются следующие условия:
доля объема реализации или закупки хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 настоящих Критериев, и чьи действия приводят к нарушению установленного запрета, от общего объема товара, обращающегося на территории каждой из Сторон, затронутых нарушением, составляет не менее 35 процентов;
нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 настоящих Критериев либо ущемлению интересов других лиц на территории двух и более Сторон;
в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц;
нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 настоящих Критериев, либо ущемлению интересов других лиц на территории двух и более Сторон.
6. Настоящие Критерии применяются к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, установленных в соглашениях Сторон, касающихся естественных монополий, в том числе секторальных (отраслевых) соглашениях.
* Положение настоящих Критериев, относящиеся к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) распространяются и на группу лиц.
Обзор документа
Между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключено Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции. Оно распространяется на отношения с участием хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), которые негативно влияют или могут повлиять на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств. Утверждены критерии отнесения рынка к трансграничному.
Установлено, что рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более стран.
Определено, при каких условиях ЕЭК пресекает нарушения запрета на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением.
О ПОНЯТИИ ТРАНСГРАНИЧНОГО ТОВАРНОГО РЫНКА
Ключевые слова: конкуренция, защита конкуренции, товарный рынок, монополизация, монополизм, монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция, полномочия антимонопольного органа.
В конце прошлого века в нашей стране начались социально-экономические реформы, направленные на смену экономической системы от государственного монополизма к рыночной экономике.
В начале 1990-х были приняты законы, которые заложили основы возрождения предпринимательской деятельности. Так, Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI «О кооперации в СССР» фактически санкционировал частное предпринимательство.
Постановлением Совмина СССР от 05.01.1989 N 26 «О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования» предписывалось создавать конкуренцию между государственными и кооперативными предприятиями. Постановление Совмина СССР от 08.08.1990 N 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» указывает на то, что развитие малых предприятий должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала.
Были приняты и иные значимые нормативные акты, направленные на демонополизацию экономики и формирование конкуренции.
В год ГКЧП предполагалось подписание нового союзного договора, который должен был заложить новые принципы федерального устройства СССР. Если бы ГКЧП не было, то новый союзный договор, скорее всего, был бы подписан по крайней мере несколькими союзными республиками. СССР мог бы трансформироваться в межгосударственное объединение, где республики получили бы значительно больше полномочий.
Отмеченные процессы помимо собственно образования новых государств и установления между ними границ привели к упразднению органов власти СССР, которые обладали полномочиями на территории всех союзных республик.
Однако единый рынок требует и единых правил. Ко времени подписания Договора в странах-участницах сформировалось свое собственное антимонопольное законодательство. Поэтому одной из функций антимонопольных норм Договора стала унификация конкурентного права.
Статья 74 Договора относит к предмету его правового регулирования установление общих принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств-членов, и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов.
Таким образом, ЕЭК наделена компетенцией по осуществлению защиты конкуренции в пределах трансграничного рынка. Вместе с тем анализ Договора и принятых в его развитие актов показывает, что точное понимание того, что собой представляет трансграничный товарный рынок в настоящее время, отсутствует.
Критерии отнесения рынка к трансграничному должны устанавливаться не национальным законодательством, а на межгосударственном уровне.
Приложение к Договору N 19 «Протокол об общих принципах и правилах конкуренции» определяет товарный рынок вообще как сферу обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Однако при этом критерии отнесения товарного рынка к трансграничному Протоколом не определяются.
Согласно ст. 74 Договора, такие критерии (в целях определения компетенции Евразийской экономической комиссии) устанавливаются решением Высшего Евразийского экономического совета.
Однако более детально какие-либо критерии трансграничного характера товарного рынка решением N 29 не определяются, а дальнейшие положения данного документа определяют лишь полномочия ЕЭК в зависимости от вида нарушения.
И наконец, п. 5 решения N 29 описывает условия отнесения к компетенции ЕЭК пресечения злоупотребления доминирующим положением. Так, компетенция ЕЭК распространяется на данное нарушение, если:
— доля объема реализации или закупки хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, соответствующем критериям трансграничного рынка, установленным этим же решением (то есть рынок, охватывающий территории двух и более участников Договора), и чьи действия приводят к нарушению установленного запрета, от общего объема товара, обращающегося на территории каждого из государств-членов, затронутых нарушением, составляет не менее 35 процентов;
— нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, соответствующем критериям трансграничного рынка либо ущемлению интересов других лиц на территориях двух и более государств-членов.
Несложно заметить, что в данном случае компетенция ЕЭК описывается через конструкции, которые по содержанию аналогичны критериям индивидуального и коллективного доминирования на товарном рынке.
В некоторых источниках перечисленные критерии толкуются как критерии трансграничного рынка. Так, М. Юсупова и Ю. Горбенкова на основании анализа решения N 29 приходят к выводу о том, что трансграничный рынок определяется двумя группами критериев:
географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более сторон; иными словами, рынок считается трансграничным, когда товар обращается на территории нескольких государств-членов;
негативное влияние антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов государств-членов распространяется на территорию двух и более таких государств.
Сказанное, однако, не избавляет от необходимости проведения анализа товарного рынка, на котором происходит нарушение, как того требует п. 2 решения N 29.
а) поставка товара с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
б) поставка товара с территорий третьих стран на территории двух или более государств-членов.
Однако данные признаки трансграничности могут присутствовать и в экспортно-импортных операциях. Иными словами, товар может поставляться как на два изолированных друг от друга товарных рынка, так и на единый рынок.
В тех немногочисленных примерах применения положений Договора, устанавливающих антимонопольные требования, вопрос о конкретных критериях отнесения рынка к трансграничному детально не рассматривается.
Так, в решении ЕЭК от 26.09.2017 N 130 по делу о нарушении правил конкуренции на трансграничном рынке N 22-АС-01 вопрос об отнесении рынка к трансграничному был решен «исходя из того, что по результатам оценки состояния конкуренции на товарном рынке стали электротехнической. географические границы определены территориями Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Сказанное возвращает нас к необходимости определения трансграничного товарного рынка как сферы обращения товара в единых географических границах, которые должны определяться с помощью унифицированных методологических основ.
Следует заметить, что Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» указывает на то, что с точки зрения географических границ товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
Если придерживаться данной логики, то с точки зрения географических границ о трансграничном товарном рынке можно говорить в двух случаях:
При этом, как представляется, одной лишь поставки товара с территории одного государства на территорию другого, как это определяется п. 26 Методики, недостаточно. Для того чтобы прийти к выводу о том, что товарный рынок вышел за пределы отдельной страны, требуется, чтобы в пределах рассматриваемой территории товар обращался на сопоставимых условиях. То есть чтобы имелась не только возможность фактического приобретения товара на двух смежных территориях, но и условия приобретения такого товара были бы сопоставимы настолько, что сам потребитель рассматривал бы эти территории как взаимозаменяемые.