Трансграничный перевод денежных средств это что
Трансграничный перевод денежных средств это что
Положения ст. 19.1 применяются к случаям введения до дня вступления в силу Федерального закона от 03.04.2017 N 59-ФЗ иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России.
Статья 19.1. Особенности осуществления трансграничного перевода денежных средств в случае введения запретов иностранным государством
(введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 59-ФЗ)
1. В случае введения иностранным государством запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России, включая запрет на получение переводов денежных средств из Российской Федерации, запрет на привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, расположенных в Российской Федерации, запрет на участие в платежных системах, осуществление трансграничного перевода денежных средств без открытия банковского счета в рамках платежных систем, иностранных платежных систем может осуществляться из Российской Федерации в такое иностранное государство только при условии, что оператор платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры находятся под прямым или косвенным контролем юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае введения иностранным государством запретов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, трансграничный перевод денежных средств без открытия банковского счета из Российской Федерации в такое иностранное государство на основании договоров, заключенных с иностранными организациями, не являющимися иностранными банками (иностранными кредитными организациями), не осуществляется, за исключением случая, если указанные иностранные организации находятся под прямым или косвенным контролем юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России, размещены в разделе «Национальная платежная система» официального сайта Банка России http://www.cbr.ru/PSystem/files/psys_stop/.
3. Банк России на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России.
4. Ограничения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, применяются со дня размещения Банком России сведений о введенных иностранными государствами запретах на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. В целях применения настоящей статьи контроль определяется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации. Если контроль в отношении оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры со стороны юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть определен в соответствии с указанными Международными стандартами финансовой отчетности, контроль признается установленным в случае, если такие юридические лица имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ пункт 4 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ пункт 5 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
ГАРАНТ:
Пункт 6 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 7 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 8 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 9 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 10 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ в пункт 11 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Пункт 11 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 12 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 13 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 14 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 15 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 16 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 20 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ пункт 21 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
ГАРАНТ:
Пункт 22 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 23 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 24 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
Пункт 25 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 26, вступающим в силу с 1 августа 2014 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 3 дополнена пунктом 28
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
а) обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона;
б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, по операциям с использованием электронных средств платежа;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Трансграничные переводы
Перевод денег считается трансграничным, если один из участников сделки (плательщик или получатель) находится не в России, а в любой другой стране мира. Кроме того, к трансграничным относятся те переводы, которые обслуживает не российский, а иностранный банк. Этот термин относится к операциям по банковским картам, кроме того, он используется, если речь идет о переводе денег физическими лицами (как тут не вспомнить россиян, отправившихся за поиском лучшей доли на работу в другие страны).
Есть много признаков, по которым операция относится к трансграничной:
Следует быть готовыми к тому, что проценты за перевод в случае с трансграничными переводами будут существенно отличаться в большую сторону по сравнению с комиссиями за внутренние операции. Это логично и объясняется тем, что банки несут серьезные издержки в этой связи — они тоже вынуждены оплачивать комиссии платежных систем и банков-эквайеров.
Подобная деятельность регулируется Федеральными законами от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 27.09.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе». Следует отметить, что в эти законодательные акты уже были внесены и постоянно вносятся новые поправки и изменения, так что их следует учитывать. Процедура перевода денег между физическими и юридическими лицами отличается, поэтому есть смысл рассмотреть оба вида операций в отдельности.
Особенности осуществления трансграничных операций между физическими лицами
Физические лица, имеющие статус резидентов РФ, могут отправлять платежи из России за границу как в рублях, так и в иностранной валюте.
Если платежи идут в отличной от рубля валюте, то для родственников ограничений нет (при наличии подтверждения), для других физлиц — максимум 5 тыс. долларов США (или в эквиваленте) за один операционный день, на свой счет за границей — без ограничений (при наличии уведомления налогового органа по месту учета).
Если перевод делается в рублях, то все зависит есть у физлица счет за границей или нет. В первом случае — без ограничений, во втором — не более 5 тыс. долларов США (в эквиваленте).
Получать деньги, отправленные из-за границы от резидентов или нерезидентов, физлица могут в любом объеме. Однако банки вправе отказать в обслуживании, если нет возможности подтвердить происхождение денег, поскольку подобные финансовые передвижения (как в одну, так и в другую сторону) становятся очень похожи на отмывание денег и незаконные операции по вывозу капиталов. Согласно статистике, средний трансграничный перевод из России составляется порядка 200 долларов (в 2018 году именно такую статистику опубликовал Центральный Банк РФ). И если регулярные платежи на одно и то же лицо существенно превышают указанную сумму, а среди получателей числятся жители Швейцарии, Великобритании, США или Латвии, то такой вариант становится объектом пристального внимания проверяющих служб.
Часто из-за высоких банковских тарифов для трансграничных платежей физические лица пользуются услугами международных систем переводов типа Western Union, BLIZKO, MoneyGram, Migom или PayPal. Всего несколько лет назад электронные платежи никем и никак не контролировались. Однако не так давно, с июля 2019 года, согласно принятым законодательным изменениям в Федеральный Закон N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», эта сфера становится все более и более регламентированной и контролируемой.
Особенности проведения трансграничных операций между юридическими лицами
Организации, компании, фирмы также могут проводить трансграничные платежи, однако у них возникает больше обязанностей, связанных с этим. Совершая операции в иностранной валюте как в одну, так и в другую сторону границы (в Россию и из страны), организации обязаны в течение 30 дней с этого момента предоставить в банк, через который проходили платежи, обоснование под эти операции (копии контрактов, к примеру, с указанием условия оплаты). В свою очередь коммерческие и государственные финансовые учреждения должны проинформировать Центральный Банк России о подобных платежах с целью контроля последних подобных операций.
Данная норма касается не только оплаты за закупленные товары и услуги, но и других, более мелких и незначительных статей затрат, например, командировочных и представительских расходов.
Валютный контроль при переводе денег за границу
Объекты валютного контроля при переводе денег за границу
Основными участниками валютных операций, связанных с переводом денежных средств за рубеж, можно назвать:
Данные лица могут осуществлять денежные переводы за границу, представленные следующими основными законными способами:
Основные операции, отражающие факт перевода денежных средств за границу:
Практически во всех случаях данные операции можно провести законно только через банки либо через имеющие лицензию ЦБ небанковские кредитные организации (данный статус имеют многие российские неспециализированные платежные системы — например, «Яндекс.Деньги»).
Данные лица, в принципе, могут осуществлять все те же основные операции, связанные с переводом денег за границу, что и резиденты.
В практике трансграничных денежных переводов также могут задействоваться механизмы, не регламентированные или крайне поверхностно регламентированные российским законодательством. В числе таковых — использование анонимных платежных систем, криптовалют, платежных систем игровых порталов.
По очевидным причинам их задействования в бизнесе нужно избегать. Что касается законных механизмов перевода денежных средств за границу — их применение достаточно детально регламентируется российскими правовыми актами в рамках отраслей права, связанных с валютным контролем.
ВАЖНО! Согласно федеральному закону от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах…» крупные операции с использованием криптовалюты должны быть задекларированы. Нарушения этой правовой нормы влекут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
В любом случае те или иные валютные транзакции должны быть разрешены или прямо не запрещены законодательством, прежде всего — положениями закона «О валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
Узнать о том, какие валютные транзакции разрешены в РФ, а какие — запрещены, вы можете в статье «Валютные операции между резидентами и нерезидентами».
Рассмотрим специфику валютного регулирования самых распространенных операций по переводу денег за границу:
Валютное регулирование переводов физлиц-резидентов
Итак, в числе самых распространенных сценариев перевода денег за границу физлицом — отправка гражданином РФ (или иным валютным резидентом — физлицом) денежных средств со своего счета в российском банке на счет получателя-резидента в иностранном банке.
Данная операция может быть осуществлена:
В первом случае банк может запросить у отправителя денежных средств документы, подтверждающие родство с получателем, например копию паспорта получателя, свидетельства о браке, рождении.
Перевод денежных средств от российских физлиц-резидентов другим физлицам, которые проживают за рубежом, через специализированные системы, такие как Western Union, осуществляется в соответствии с теми же нормами права в сфере валютного регулирования, что регламентируют переводы через кредитно-финансовые организации.
Другая распространенная валютная операция с участием физлиц-резидентов — отправка ими денежных средств со счета в российском банке на собственный счет в зарубежном кредитном учреждении.
Ограничений на сумму таких переводов законодательство РФ не устанавливает. Однако обязывает физлиц, осуществляющих данные транзакции, предъявлять банку уведомление по установленной форме об информировании налоговой инспекции о наличии счета за рубежом (п. 4 ст. 12 закона № 173-ФЗ). Данное уведомление достаточно показать банку один раз — при последующих переводах он его запрашивать не будет.
Если физлицо-резидент отправляет перевод нерезиденту за границу — никаких ограничений на данную операцию не устанавливается (ст. 6 закона № 173-ФЗ). Аналогично если денежные средства направляются за рубеж нерезидентом для резидента или другого нерезидента (ст. 10 закона № 173-ФЗ).
Валютные сделки при импорте: нормативное регулирование
В случае с юридическими лицами к наиболее распространенным операциям, отражающим перевод денежных средств за границу, можно отнести оплату фирмами поставок импортируемых товаров.
Валютные сделки между резидентами, предмет которых — импорт товаров в РФ, не входит в список разрешенных по закону № 173-ФЗ. Поэтому единственным законным типом контрагентов российской фирмы, осуществляющей импорт товаров, может быть иностранное лицо-нерезидент.
По объемам капитала, выводимого в рамках соответствующих сделок, российским законодательством ограничений не установлено. В этом смысле полноценно действует норма ст. 6 закона № 173-ФЗ, по которой операции между валютными резидентами и нерезидентами РФ в общем случае осуществляются свободно.
Вместе с тем экспортно-импортные отношения с участием российских фирм находятся в юрисдикции иных источников права — в частности, инструкции ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций…» от 04.06.2012 № 138-И. Данный нормативный акт устанавливает достаточно большой объем обязательств российских организаций по оформлению импортных сделок с зарубежными партнерами.
В соответствии с п. 5.2 инструкции ЦБ РФ № 138-И все внешнеторговые валютные операции с участием российских фирм — в том числе по контрактам на импорт — на сумму 50 000 долларов США и более должны сопровождаться оформлением паспорта сделки (ПС) по форме № 1 (приложение № 4 к инструкции № 138-И).
Подписывается ПС теми же лицами, что ставят подпись в контракте, заверяется печатью фирмы. Образцы подписей уполномоченных лиц фиксируются в отдельной карточке банка (некоторые кредитные учреждения могут запрашивать нотариально заверенные образцы подписей).
Кроме того, в российский банк, в котором открыт счет резидента, необходимо при проведении платежа в пользу иностранного партнера представить:
Документы для ПС следует направлять в банк заблаговременно: кредитно-финансовое учреждение осуществляет проверку соответствующих документов для паспорта в срок до трех дней (п. 6.11 инструкции Банка России № 138-И).
При обнаружении каких-либо ошибок или несоответствий в полученных от юрлица актах банк в 10-дневный срок информирует его руководство о невозможности оформления ПС. Отсчет идет с даты предоставления на проверку всей необходимой документации и информации.
Если же все в порядке, то кредитная организация формирует ПС и присваивает ему номер. Резиденту документ направляется не позднее двух дней с момента его оформления.
Если в паспорте сделки отражены неверные данные, присутствуют не совпадающие с проставленными в контракте подписи, а также выявлены иные расхождения между представленными в банк документами, — кредитно-финансовая организация вправе отказать российской фирме в проведении платежа за рубеж.
Паспорт сделки закрывается при наличии одного из следующих оснований:
Закрытие ПС по указанным основаниям требует представления подтверждающих документов. В течение 180 дней по завершении исполнения резидентом контрактных обязательств банк закрывает ПС автоматически, не запрашивая у клиента подтверждающих документов.
Расчеты с зарубежными партнерами: справка о валютных операциях
Справка о валютных операциях — форма учета валютных операций резидентов (п. 1.5 инструкции № 138-И), передаваемая в банк, в котором осуществляются расчеты по импортному контракту. Составлять ее обязательно при переводе резидентом-юрлицом денежных средств зарубежному нерезиденту. В соответствии с п. 2.2 инструкции справка составляется по форме, утвержденной в приложении № 1 к инструкции № 138-И.
В справке указываются:
Банк в случае списания денежных средств в валюте с расчетного счета резидента проверяет рассматриваемую справку в течение одного дня (п. 18.2.1 инструкции № 138-И). При необходимости резидент может составить корректирующую справку — для изменения сведений, отраженных в изначальной справке, направленной в банк. При этом в кредитно-финансовую организацию одновременно подаются документы, подтверждающие данные изменения.
Как отобразить комиссию банка за валютный контроль в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в готовом решении от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Расчеты с зарубежными партнерами: справка о подтверждающих документах
Еще одна форма учета валютных операций с участием резидентов — справка о подтверждающих документах. Она составляется по форме приложения № 5 к инструкции № 138-И в целях информирования банка о документах, которые удостоверяют исполнение резидентом обязательств способом, отличным от расчетов. Например — обеспечением фактического пересечения границы РФ импортируемым товаром. В этом случае подтверждающим документом будет таможенная декларация.
В рассматриваемой справке фиксируются:
Подписывается справка теми же лицами, что уполномочены ставить подписи — на контракте, паспорте сделки, справке о валютных операциях.
Проверяться рассматриваемая справка (если товар задекларирован, импортирован, и по нему уплачен аванс) может существенно дольше, чем остальные указанные документы, — до 10 дней после предоставления в банк (п. 18.2.2 инструкции № 138-И).
Справка о подтверждающих документах также может быть корректирующей. Ее нужно представлять вместе с документом, удостоверяющим изменения, вносимые резидентом в исходную справку.
Переводы юрлиц за рубеж: структура расчетного документа
Для того чтобы перевести деньги за рубеж, оплатить поставки по импорту, российский резидент передает в банк расчетный документ. Существует ряд требований к его заполнению — также установленных инструкцией № 138-И.
Прежде всего в реквизите «Назначение платежа» расчетного документа необходимо отразить корректный код валютной операции — в соответствии с перечнем кодов, зафиксированных в приложении № 2 к инструкции № 138-И.
Код должен быть указан особым способом — с использованием фигурных скобок и аббревиатуры VO. Например, код
Расчетный документ должен отражать назначение платежа, а также соответствовать тем сведениям, что содержатся в других документах, которые представлены в банк резидентом.
Расчеты с партнерами: нюансы
Существует ряд нюансов, характеризующих осуществление расчетов российской фирмы с иностранными контрагентами.
Прежде всего полезно обратить внимание на тот факт, что при использовании фирмой только зарубежных банковских аккаунтов в целях соответствующих расчетов оформление паспорта сделки не требуется, хотя ранее в инструкции № 138-И это требование было отражено (п. 11 инструкции № 138-И в редакции от 06.11.2014). В такой ситуации российской фирме необходимо акцентировать внимание на соблюдении требований валютного законодательства страны расположения банка.
Зарубежный опыт валютного контроля
Какие примечательные факты можно рассмотреть, изучая регулирование валютного контроля в зарубежных странах?
Если говорить, к примеру, о ближайшем соседе России и партнере нашей страны по ЕАЭС — Казахстане, то главный нормативный акт РК в данной сфере — закон Республики Казахстан от 13.06.2005 № 57-III «О валютном регулировании» использует терминологию и правовые конструкции, очень близкие российскому закону № 173-ФЗ. Термины «резидент», «нерезидент», запреты и ограничения на валютные операции с их участием интерпретируются в законе РК № 57-III очень схоже с тем, как это осуществлено в российских источниках права.
Стоит отметить, что в одной из старых редакций указанного правового акта РК употреблялся и термин «паспорт сделки». Но сейчас он не применяется, равно как и соответствующий документ. Что касается сделок по импорту между резидентами и нерезидентами РК, то по смыслу п. 3-1 ст. 20 закона РК № 57-III мониторинг платежей, осуществляемых в рамках данных правоотношений, осуществляется на основе уведомлений, формируемых банками, которые производят расчеты. Таким образом, в данных областях валютного контроля те нормы, что определены законодательством Казахстана, можно назвать менее формализованными в сравнении с российскими.
Что же с опытом дальнего зарубежья?
Выше мы отметили, что российские резиденты, отправляющие денежные средства на свои счета за рубежом, обязаны уведомлять о наличии данных счетов ФНС РФ. Примечательно, что, к примеру, в США реализован похожий правовой механизм.
Любой американец, имеющий финансовый интерес или право подписи при использовании какого-либо финансового аккаунта за рубежом, обязан уведомлять о наличии данного аккаунта Министерство финансов США — но, правда, при условии, что сумма операций на зарубежном счете в течение года превышает 10 000 долларов.
Похожее правило действует в Бельгии. Граждане данного государства, подавая декларацию о возврате налогов, обязаны сообщать в Национальный банк Бельгии о наличии у них, у их супругов или детей банковского счета за рубежом.
Таким образом, законодательство РФ в части валютного контроля можно охарактеризовать как в значительной степени приближенное к стандартам, принятым в мире.
Итоги
Валютный контроль при переводе денежных средств за рубеж осуществляется по законодательству РФ в отношении как физических, так и юридических лиц. Схожие нормы права действуют в странах ближнего и дальнего зарубежья.