Трансформация страны что это такое
Трансформация политическая
Смотреть что такое «Трансформация политическая» в других словарях:
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. transformatio преображение) приобретение политической системой новых черт, изменение политических стандартов и ценностей; радикальные структурные изменения, направленные на достижение качественно нового состояния системы. Политическая… … Политологический словарь-справочник
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии
Политическая социализация — Политическая социализация это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению… … Википедия
Политическая партия — (Political party) Определение политической партии. программа и деятельность политической партии Информация о политических партиях, программы и деятольность политических партий, современные политические партии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора
Политическая интеграция — (англ. Political Integration) процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на… … Википедия
Малинова, Ольга Юрьевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Малинов. Ольга Юрьевна Малинова Страна … Википедия
Малинова — Малинова, Ольга Юрьевна Ольга Малинова российский политолог Ольга Юрьевна Малинова российский политолог, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, профессор кафедры сравнительной… … Википедия
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Путин Владимир Владимирович — (Putin Vladimir Vladimirovich) Биография Владимира Путина, карьера и достижения Биография Владимира Путина, карьера и достижения, государственная деятельность Содержание Содержание 1. Биография Детство и юность Служба в КГБ в Санкт Петербурге… … Энциклопедия инвестора
Трансформация современных государств: теория и практика *
Кулакова Юлия Юрьевна, заместитель начальника кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
В статье на основе трансформационной теоремы П.А. Сорокина проводится анализ изменений современных государств, проблем правового государства и гражданского общества, разрешение их внутренних антиномий.
Ключевые слова: социокультурная динамика, трансформация, государство, государственный аппарат, гражданское общество.
In article on a basis transformation P.A. Sorokin’s theorems the analysis of changes of the modern states, problems of a lawful state and a civil society, their permission internal antinomian is carried out.
Key words: the social cultural dynamics, transformation, the state, machinery of state, a civil society.
Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времен революции. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008; Кревельд М. Расцвет и упадок государства. М.: ИРИСЭН, 2006; Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008; Ясаи Э. Государство. М.: ИРИСЭН, 2008.
Грачев Н.И. Происхождение суверенитета: верховная власть в мировоззрении и практике государственного строительства традиционного общества. М.: ИКД «Зерцало-М», 2009.
Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. СПб.: Питер, 2005.
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. С. 802.
Кревельд М. Указ. соч. С. 436.
Сорокин П.А. Указ. соч. С. 826.
Социокультурные флуктуации являются главной темой исследования П.А. Сорокина.
Малахов В.П. Правовые свойства гражданского общества // История государства и права. 2010. N 4. С. 4.
Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998. С. 142.
Вопрос о том, каков минимальный масштаб необходимой деятельности и отдачи государства, является дискуссионным.
Дискин И. Российское государство: вчера, сегодня, завтра: Материалы дискуссии, инициированной фондом «Либеральная миссия». М.: Новое издательство, 2007. С. 105.
Сорокин П.А. Указ. соч. С. 826.
Малахов В.П. Указ. соч. С. 4.
Огнева М.В. Правомочность государственного аппарата как элемент системы принципов функционирования современного правового государства // История государства и права. 2010. N 6. С. 29.
Федеральный закон Российской Федерации N 32-ФЗ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 7 апреля.
Сорокин П.А. Указ. соч. С. 748.
Малахов В.П. Указ. соч. С. 3.
Цифровая трансформация государства:
в интересах граждан и бизнеса
Содержание
Достижение лидерства в современном мире возможно только на основе широкого использования цифровых технологий во всех отраслях экономики и в социальной сфере. И здесь ключевую роль играет фактор качества и доступность государственных услуг, которым необходимо пройти через цифровую трансформацию, чтобы соответствовать возросшим требованиям граждан и бизнеса. В июльском указе Президента № 474 цифровая трансформация определена как одна из пяти национальных целей, что как нельзя лучше подчеркивает ее стратегическую важность.
В глобальном рейтинге цифровой трансформации Tholons Services Globalization Index за 2020 год Россия занимает 7-е место, удерживая его второй год подряд. В целом это можно считать достойным результатом, однако надо понимать, что все страны фактически находятся лишь в начале этого пути, лидеры еще не определились, и можно побороться за достижение лучших показателей. Поскольку технологии развиваются сверхдинамично, ни в коем случае нельзя расслабляться и сбавлять обороты – потеряв темп, можно быстро оказаться на обочине цифрового прогресса.
Инвестировать в «цифру» нужно постоянно
Чтобы не допустить стратегического отставания в вопросах цифровизации, в это направление необходимо постоянно инвестировать. Это значит не просто выделять бюджет на закупку госорганами оборудования, программного обеспечения и услуг, а вести планомерную, целенаправленную и скоординированную работу, чтобы создать единое цифровое пространство, в котором будут доступны все государственные услуги в электронном виде, и где также в электронном виде будет происходить взаимодействие органов власти при выполнении ими своих функций.
В ходе трансформации подвергнутся реинжинирингу 460 услуг, из них массовыми социально-значимыми являются 84 госуслуги (свыше 100 тыс. обращений в год), которые обеспечивают свыше 220 млн обращений в год. Более 70 процентов от этого количества обращений будут переведены в электронный вид к 2023 году, а средний срок оказания государственных услуг будет сокращен более чем в 2 раза с 30 до 13 дней. Стоит отметить, что 197 государственных услуг будут переведены из бумажного в электронный вид.
Естественно, что столь масштабный проект должен выполняться всеми ведомствами согласованно, поэтому Минцифры реализует функцию координации цифровой трансформации, и часть своих полномочий по этому направлению министерство передало в Центр компетенций цифрой трансформации на базе ФГБУ «ЦЭКИ».
В абсолютных цифрах совокупные планируемые затраты на цифровую трансформацию ФОИВ на период 2021–2023 гг. составляют 574 миллиарда рублей, в текущем году предполагается потратить на цифровизацию госуправления 178 миллиардов рублей.
За период с 2017 по 2019 год в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика» было профинансировано мероприятий на 261,7 миллиардов рублей, из них 98,8 млрд на создание и развитие ИКТ-систем в органах власти, и 162,8 млрд на эксплуатацию.
ВПЦТ – новый инструмент координации цифровой трансформации
В октябре прошлого года Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление №1646, которое предполагает внедрение кардинально нового подхода к цифровой трансформации федеральных госведомств.
В связи с этим, начиная с 2021 года процесс координации цифровой трансформации ФОИВ претерпел значительные изменения и теперь осуществляется посредством нового инструмента – ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ). Существовавшие ранее процедуры согласования ведомственных расходов на ИКТ не позволяли осуществить качественный прорыв в сфере цифровизации государственного управления. Поэтому потребовался новый подход, позволяющий перейти от согласования расходов к управлению целями и результатами цифровой трансформации.
Говоря обычным человеческим языком, ВПЦТ – это план жизни ведомства на три года. Прежде всего, он фокусируется на показателях, которые надо достичь, причем в динамике по годам. Например, если вы хотите похудеть на 15 кг за три года, вы говорите, что за первый год сбросите 8 кг, за второй 4 кг и еще 3 кг за последний год. Соответственно, планируется и бюджет в привязке к конкретным мероприятиям по достижению заявленных целей.
Чтобы ведомствам было легче освоиться в новой реальности, в Минцифры в середине прошлого года был создан институт цифровых кураторов. Их миссия состоит в обеспечении проактивного взаимодействия Минцифры с органами власти. Они выступают в роли своего рода фасилитаторов или консультантов, с одной стороны, разъясняя органам власти требования министерства; и с другой, они глубоко погружаются в отраслевую специфику, чтобы донести ее айтишникам. Также, они проводят экспертизу и осуществляют мониторинг реализации программ, помогая органам госвласти проходить трансформацию. В настоящее время есть 12 кураторов, планируется увеличить их число до 20 человек.
№ | Наименование | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2021-2023 |
1 | Минцифры* | 23 887 755 | 42 531 611 | 51 527 907 | 117 947 273 |
2 | ФНС | 29 025 160 | 35 631 684 | 28 418 380 | 93 075 223 |
3 | МВД | 17 592 302 | 24 220 188 | 19 156 356 | 60 968 845 |
4 | Минтруд, ПФР, Роструд, ФСС** | 21 187 568 | 18 733 707 | 17 795 911 | 57 717 185 |
5 | Казначейство | 13 088 192 | 11 788 298 | 9 373 193 | 34 249 684 |
6 | Росреестр | 9 558 868 | 11 861 567 | 12 130 576 | 33 551 010 |
7 | ФТС | 10 366 933 | 5 838 750 | 5 838 855 | 22 044 537 |
8 | Минэкономразвития | 3 978 288 | 6 598 004 | 5 868 616 | 16 444 908 |
9 | ФССП | 4 926 092 | 3 928 060 | 2 676 138 | 11 530 290 |
10 | Росгвардия | 4 656 062 | 3 597 408 | 2 534 258 | 10 787 727 |
11 | ФМБА | 2 656 701 | 4 398 287 | 3 135 676 | 10 190 665 |
12 | Минздрав | 4 327 732 | 2 491 051 | 2 314 559 | 9 133 341 |
13 | Минтранс | 2 179 560 | 3 685 075 | 2 838 838 | 8 703 473 |
14 | Минфин | 2 703 753 | 2 563 273 | 2 579 015 | 7 846 041 |
15 | Рослесхоз | 720 099 | 3 690 931 | 2 382 431 | 6 793 461 |
16 | Роскомнадзор | 2 165 718 | 2 027 428 | 1 889 197 | 6 082 343 |
17 | МЧС | 1 813 954 | 2 390 402 | 1 545 660 | 5 750 016 |
18 | Росстат | 1 908 451 | 1 908 412 | 1 279 035 | 5 095 899 |
19 | ФСИН | 1 489 487 | 1 489 710 | 1 489 710 | 4 468 906 |
20 | Минстрой | 1 267 407 | 1 573 272 | 1 416 186 | 4 256 864 |
21 | Росимущество | 795 178 | 1 300 178 | 1 200 178 | 3 295 533 |
22 | Минпросвещения | 1 381 616 | 871 955 | 869 403 | 3 122 974 |
23 | Минобрнауки | 1 143 450 | 959 514 | 950 814 | 3 053 777 |
24 | Минсельхоз | 1 050 251 | 1 050 662 | 770 528 | 2 871 442 |
25 | Росавтодор | 827 806 | 937 426 | 909 776 | 2 675 007 |
26 | Рособрнадзор | 920 916 | 873 891 | 852 890 | 2 647 697 |
27 | Минпромторг | 1 038 945 | 687 565 | 670 236 | 2 396 746 |
28 | МИД | 787 535 | 787 855 | 787 855 | 2 363 244 |
29 | Росприроднадзор | 535 801 | 1 243 712 | 397 549 | 2 177 061 |
30 | ФАС | 667 983 | 914 918 | 592 927 | 2 175 827 |
31 | Роспатент | 802 307 | 755 956 | 602 913 | 2 161 177 |
32 | Росалкогольрегулирование | 709 711 | 719 791 | 719 791 | 2 149 293 |
33 | Роспотребнадзор | 912 281 | 611 345 | 598 281 | 2 121 907 |
34 | Россельхознадзор | 529 879 | 473 532 | 480 453 | 1 483 863 |
35 | Минэнерго | 699 782 | 259 876 | 263 324 | 1 222 982 |
36 | Ространснадзор | 392 469 | 392 469 | 392 469 | 1 177 406 |
37 | Минкультуры | 384 955 | 384 955 | 384 955 | 1 154 864 |
38 | ФФОМС | 346 190 | 363 092 | 363 092 | 1 072 375 |
39 | Росаккредитация | 279 491 | 369 224 | 371 350 | 1 020 065 |
40 | Росздравнадзор | 375 565 | 278 179 | 278 179 | 931 923 |
41 | Ростехнадзор | 516 683 | 197 183 | 197 183 | 911 050 |
42 | Минюст | 302 838 | 302 842 | 302 845 | 908 524 |
43 | Росрезерв | 405 082 | 175 481 | 175 481 | 756 043 |
44 | Росрыболовство | 269 032 | 236 532 | 233 613 | 739 177 |
45 | Федеральная пробирная палата | 670 337 | 8 678 | 8 678 | 687 693 |
46 | Минвостокразвития | 362 783 | 156 084 | 156 084 | 674 950 |
47 | Росводресурсы | 220 886 | 209 671 | 210 362 | 640 919 |
48 | Росгидромет | 325 216 | 115 802 | 116 754 | 557 772 |
49 | Россотрудничество | 359 453 | 54 545 | 54 667 | 468 666 |
50 | Минспорт | 241 735 | 91 735 | 91 735 | 425 204 |
51 | Росавиация | 133 166 | 132 679 | 132 919 | 398 764 |
52 | Минприроды | 109 482 | 113 453 | 116 568 | 339 503 |
53 | Росстандарт | 110 991 | 103 529 | 106 581 | 321 100 |
54 | Ростуризм | 106 744 | 106 744 | 106 744 | 320 232 |
55 | Роснедра | 104 174 | 92 876 | 92 876 | 289 925 |
56 | Росархив | 58 942 | 59 380 | 59 834 | 178 156 |
57 | Росморречфлот | 59 454 | 58 041 | 57 761 | 175 256 |
58 | ФАДН | 63 030 | 44 900 | 44 900 | 152 830 |
59 | Росжелдор | 38 858 | 38 836 | 38 836 | 116 529 |
60 | Росмолодежь | 34 366 | 34 182 | 33 534 | 102 081 |
Энергичный старт
Можно констатировать, что переход к новой модели управления цифровой трансформацией ФОИВ уже принес первые плоды. Если раньше согласование планов информатизации продолжалось много месяцев, что задерживало запуск проектов, то в этом году был достигнут значительный эффект в сокращении сроков размещения госзаказа.
В самом начале января были опубликованы 25 ведомственных программ несмотря на то, что времени на их разработку было очень мало. А по состоянию на февраль одобрение президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию получили все 60 программ, что позволило открыть их финансирование. Таким образом, изменилась в положительную сторону динамика готовности к закупкам. Для сравнения: по состоянию на начало 2020 и 2021 года разблокированные лимиты составляли 4,7% и 100% от годового бюджета, а готовые к размещению закупки – 4,7% и 35% соответственно.
Приоритет на развитии
Как известно, совокупные расходы на ИТ делятся на две категории. К первой относятся расходы на эксплуатацию существующих систем, ко второй – на развитие и создание новых. Соблюдение разумного баланса между этими категориями обеспечивает устойчивое развитие ИТ ландшафта организаций, эксперты рекомендуют, чтобы соотношение между ними было не менее, чем 70% на 30%. Однако, в периоды активного роста внедрению новых решений надо уделять большее внимание.
В 2021 году существенно выросла доля бюджета на создание и развитие информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее – ИКТ-инфраструктура) с 37% до 52% по сравнению с трехлетним периодом 2017–2019 гг. Такая динамика свидетельствует о существенном смещении вектора в сторону цифрового развития государственного управления. В 2022 году доля бюджета на создание и развитие еще больше увеличится и достигнет 57%, но впоследствии сократится до 50%, что по-прежнему достаточно высоким значением и служит индикатором продолжающейся трансформации.
Итоги первого полугодия
По результатам мониторинга исполнения ВПЦТ, за первое полугодие принято бюджетных обязательств на 116 млрд рублей, что составляет 66 % консолидированного годового бюджета, из них на закупку в сфере ИКТ было направлено 97 млрд руб.
За этот же период было обработано всего 336,7 млн обращений за получением госуслуг. Если исключить из общего числа информационные услуги и оставить только те, где требуется выполнить реальные действия (то есть, материальные, нематериальные и организационно-правовые), то таковых останется 126,5 млн. Собственно по ним и идет основная работа по трансформации, поскольку информационные услуги по самой своей природе оказываются в электронном виде. По состоянию на середину текущего года число обращений за такими услугами составило 74,7 млн (59% от их общего числа).
Во втором квартале наблюдалась небольшая отрицательная динамика ( 1,3%) обращений за госуслугами в цифровом виде, что очевидно связано с тем, что в апреле завершается срок подачи налоговых деклараций, что является самой массовой услугой и одновременно одной из самых «цифровых» (всего подано 42 млн деклараций, из них 81% в электронном виде).
В части цифровой трансформации контрольно-надзорной деятельности (КНД) во втором квартале по сравнению с первым произошел заметный рост числа проверок, проводимых дистанционно – на 67 тысяч штук. Однако, здесь мы имеем дело с эффектом низкой базы, поскольку из почти 900 тыс. проверок только 9,3% были выполнены в электронном формате. Показатели импортозамещения в первом полугодии продемонстрировали хороший прогресс. Доля расходов на закупки или аренду отечественного ПО и платформ увеличилась за второй квартал на 24% и достигла значения 65,2%, что весьма близко к годовому плану (75,4%). Также на 3% возросла доля отечественного ПО и компонентов, используемых в ИС, достигнув уровня 42,3%. При этом немного снизилась (1%) доля отечественного ПО, установленного на АРМ госслужащих, что может быть связано со вводом в действие новых рабочих мест, на которых импортозамещение еще не произошло.
В России цифровую экономику никто не строит, о ней только говорят
Какая цифровая трансформация нужна России?
Автор – Ангелина Потеряйко
В процессе цифровой трансформации мировой экономики многие государства плывут по течению, забывая о главном – о целях этой трансформации. В отсутствии четкого целеполагания эти страны обречены на роль добычи для транснациональных IT-корпораций.
С одной стороны, мир сегодня сталкивается с очевидной угрозой тотальной информационной диктатуры со стороны крупнейших IT-корпораций, что вызвано потерей контроля за применением цифровых технологий со стороны общества. С другой, огромные возможности цифровых технологий в управлении экономикой остаются невостребованными государственной властью. С вопросом о причинах такого положения дел ИА REGNUM обратилось к руководителю научно-образовательного центра «Цифра» Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктору экономических наук Юрию Грибанову.
Иван Шилов © ИА REGNUM
Под цифровой экономикой сегодня понимаются совершенно разные вещи от компьютерных систем управления до финтеха. Так что же такое цифровая экономика?
Юрий Грибанов: Термин «цифровая экономика» традиционно приписывается Николасу Негропонте, хотя, если вы прочтёте его знаменитый труд 1995 года «Being Digital», вы его там не найдете. Я не знаю точно, кто придумал это выражение. Мне оно впервые бросилось в глаза в названии книги Дона Тапскотта «Цифровая экономика: плюсы и минусы сетевого интеллекта». И, надо заметить, что и Тапскотт, и другие ученые и визионеры конца прошлого столетия понимали под цифровой экономикой очень простую вещь – всякую деятельность, которую можно вести с помощью Интернета. Сегодня под ней понимают виды деятельности, связанные с так называемыми цифровыми технологиями: искусственным интеллектом, интернетом вещей, большими данными, распределенными реестрами и т. п. И это сегодняшнее понимание имеет очень мало общего с реальностью.
Campus Party Brasil
Ведь что отличает одну экономическую систему от другой? Модель управления! В традиционной экономике – это общественная иерархия (высшие по положению управляют низшими), в плановой экономике – государственная (государство владеет производительными силами и управляет производственными отношениями), в рыночной экономике или капитализме – иерархия капиталов (у кого больше денег, тот и заказывает музыку). С управленческой точки зрения цифровая экономика – это система управления всеми ресурсами всех хозяйствующих субъектов с помощью интеллектуальных вычислительных систем – цифровых платформ. И это единственное верное на сегодняшний день определение, полностью отражающее суть цифровой экономики как явления.
Что Вы имеете в виду, когда говорите о всех ресурсах и всех субъектах? Речь идёт об отдельно взятой стране или всей планете?
Юрий Грибанов: Построить цифровую экономику в отдельно взятой стране можно, как и социализм, в чем мы уже убедились. Для этого государство также должно опустить «железный занавес» и все интерфейсы общения с внешним миром взять под полный контроль. Социалистический Китай, кстати, делает сейчас нечто подобное.
Иван Шилов © ИА REGNUM
В России такой сценарий вряд ли реализуем по двум причинам. Во-первых, у нас цифровую экономику никто не строит, все о ней только говорят. А, во-вторых, те, кто придумал и действительно строит цифровую экономику, оперируют на глобальном уровне. Я говорю о транснациональных корпорациях, в руках которых находятся сегодня все важнейшие информационные ресурсы и потоки.
Теперь отвечаю на ваш вопрос: речь идет обо всех ресурсах всех хозяйствующих субъектов, потому что для транснациональных корпораций важен эффект масштаба. Поясню на хрестоматийном примере. Представим себе Uber в масштабах отдельно взятого небольшого города. Много он заработает? Вряд ли. Собственно, в истории Uber так оно и было – компанию никто не замечал, пока она не вырвалась в глобальное пространство. И вот тогда начались забастовки таксистов и запреты на законодательном уровне. Но было уже поздно. Точно также Booking.com стал крупнейшим глобальным отельером, Ebay и Alibaba – блошиными рынками вселенского масштаба, Google – крупнейшим СМИ и т. д. Все они заинтересованы в оцифровке всех поголовно людей и всех ресурсов, чтобы иметь возможность управлять ими. Отличным прикрытием для них служит так называемый инклюзивный капитализм, на деле означающий тотальную власть транснациональных корпораций.
Иными словами, цифровая экономика – это завершающий этап глобализации, переход к гибридному миру, в котором материальными благами и ресурсами номинально владеют прежние хозяева, а их виртуальное отражение принадлежит транснациональным игрокам.
Можете привести пример такой виртуализации?
Юрий Грибанов: Все мировые ресурсные рынки фактически уже устроены таким образом. Стоимость нефти, газа, металлов, леса и т. д. регулируется отнюдь не владельцами недр, добывающих или перерабатывающих производств. Ценами управляют электронные биржи, которые в свою очередь регулируются цифровыми информационными потоками. И, что интересно, новость об обнаружении нового месторождения на цену нефти влияет куда меньше, чем заявление главы ФРС об изменении процентной ставки.
В наши дни доступ к цифровым технологиям есть у тех субъектов, которые платят за него немалые деньги. Таким образом, часть денег, отражающих стоимость общественного продукта, трансформируется в информацию. В связи с этим изменится ли роль денег в будущем?
Счетчик госдолга США
Скриншот страницы usdebtclock.org
Деньги как главный ресурс экономики – фикция. Главным ресурсом давно уже стала информация. Google, Facebook, Instagram и TikTok владеют умами наших граждан в куда большей степени, чем телевидение, за которое так держится наша власть. Мы уже не получаем информацию порциями, как раньше, мы живем в информационном континууме. Деньги должны быть обеспечены, и сегодня они обеспечиваются информацией. Самые дорогие компании в мире – владельцы информационного континуума.
В экономике, нацеленной на рост общественного блага, деньги – единица стоимостных пропорций, устанавливаемых путем прямого противостояния товаров, работ и услуг. Если принять это определение за основу и создать новый контур эмиссии, обеспеченный вновь производимой продукцией (что в условиях цифровой экономики сделать очень легко), мы сможем обеспечить взрывной подъём производства и, как следствие, уровня жизни людей.
Получается, что в скором времени все ресурсы и труд людей будут принадлежать достаточно ограниченному количеству людей, что явно нарушает права большинства и тормозит его развитие. Это и есть цель цифровой трансформации экономики?
Юрий Грибанов: Это реальная цель транснациональных корпораций, то есть тех, кто управляет цифровой трансформацией экономики сегодня. И если сидеть сложа руки, то они и дальше продолжат вытирать ноги о права большинства.
Не хотелось бы демонизировать цифровую трансформацию как таковую. Есть в ней и хорошие практики, которые необходимо брать на вооружение – это аксиома. Сегодня существует немало российских компаний, успешно использующих Uber-модель в разных видах бизнеса. Собственно, в этом и есть смысл цифровой трансформации, представляющей собой процесс построения новой модели управления, основанной на сборе, хранении и анализе данных (или информации, как угодно). Это универсальная формула: не важно, чем мы управляем, компанией, отраслью или социально-экономической системой. У этой новой системы управления есть очевидные преимущества:
1. Возможность учитывать в управлении весь комплекс внутренних и внешних факторов, определяющих состояние системы. Это сегодня очень важно, например, с точки зрения экологии, поскольку если мы будем продолжать хозяйствовать по старинке, не учитывая влияние производств на биосферу, экологическая катастрофа неминуема.
2. Резкое сокращение влияния человеческого фактора. Действуя в соответствии с заранее запрограммированным алгоритмом, ошибиться сложно.
3. Сокращение транзакционных издержек за счет сокращения цепочек «производитель – потребитель».
4. Улучшение масштабируемости в любую сторону.
5. Расширение горизонта планирования и точности учета и т. д.
Как видите, у цифровой трансформации есть вполне конкретные и понятные цели. И к повсеместному развертыванию хайповых технологий эти цели не имеют никакого отношения. Подавляющее большинство российских организаций, объявивших о своих стратегиях цифровой трансформации, этого, увы, не понимают.
Технологии – всегда инструмент и никогда не являются целью. Базовый инструмент цифровой экономики, если вернуться к определению, данному мной ранее, – цифровая платформа – интеллектуальная вычислительная система, формирующая управляющие воздействия на основе сбора, хранения и анализа данных. Одновременно цифровая платформа отвечает за контроль исполнения управляющих воздействий и сбор обратной связи, на основе которой генерируются новые управляющие воздействия. То есть по сути цифровая платформа – самовозбуждающаяся система.
Роль технологий – обеспечить работу цифровой платформы. Какие именно технологии для этого необходимы, зависит от реальных потребностей организации и далеко не факт, что требуется полный набор. С точки зрения простой человеческой логики очевидно, что приоритетными являются технологии больших данных и искусственного интеллекта, остальное вторично. Ведь, когда вы что-то строите из конструктора Lego, не обязательно использовать все кубики.
Кто должен управлять цифровой платформой?
Юрий Грибанов: Владелец, идеолог, администратор – назовите его, как угодно. Важно понимать, что результатом цифровой трансформации всегда является замена традиционной иерархии управления системой запрограммированных бизнес-процессов (алгоритмов). Тот, кто создает эти алгоритмы, управляет платформой и через неё системой в целом.
Какой должна быть правильная цифровая экономика?
Юрий Грибанов: Категории «правильно» и «неправильно» к цифровой экономике не применимы. Я считаю, что, управление, когда речь идет о социально-экономических системах, должно быть нравственным. Если среди прочего управленцы ставят целью процветание общества и благо человека, экономическая система правильная, а если речь идет исключительно о личном обогащении за счет превращения людей в слепых исполнителей, не очень.
Я считаю, что конечной целью построения цифровой экономики должно быть свободное время человека, направленное на созидание и процветание общества, как бы громко это ни звучало. Для этого необходима параллельная эффективная и сбалансированная работа в трех направлениях:
Если все сделать правильно, получим экспоненциальный рост, если хотя бы одно из этих направлений пустим на самотек, – экономическую и социальную катастрофу.
Если отдельно взятая страна хочет стать лидером цифровой экономики, что ей нужно для этого сделать?
Юрий Грибанов: Здесь нужно учесть два в равной степени важных аспекта, которые можно сформулировать с помощью вопросов.
Первый – сможет ли страна что-либо противопоставить глобальному информационному напору, иными словами, защитить свой цифровой суверенитет? Это задача одновременно законодательного и технологического характера. Можно, как Китай, построить великий файрволл, но вряд ли он сможет обеспечить достаточную надежность. Можно попытаться решить проблему защиты больших пользовательских данных на уровне законодательства, но у нас и существующий закон о защите персональных данных работает плохо. Решением должен стать комплексный подход, заключающийся в создании платформы управления большими пользовательскими данными, но это тема отдельного разговора.
Второй – сможет ли страна построить систему государственного управления, сравнимую по эффективности с тем, что делают сегодня транснациональные компании? Это уже зависит от выбора правильного курса цифровизации на уровне власти, от меры её понимания, происходящих вокруг явлений.
Как раз с понимания и стоит начать. Корень зла – отсутствие единого понятийного аппарата. Сейчас нужно утвердить на уровне правительства четкую и однозначную систему понятий, которая станет основой для всех проектов цифровой трансформации в госсекторе. Закон Мейера гласит: усложнять – просто, упрощать – сложно. То, что сейчас творится вокруг цифровой трансформации и нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» – это безумное, бесцельное усложнение всего на свете, создающее видимость продуктивной деятельности. А мы с моей научной группой с 2014 года работаем как раз над упрощением. И простой понятийный аппарат, и простая, понятная методология, и набор учебных курсов у нас уже есть. Пора уже перестать спорить о цифровой трансформации, действовать надо.
Владимир Путин: «Цифровая экономика – это новая основа для развития экономики»
Тема №1. «Цифровая экономика. Что это?»
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…