святые сегодняшнего дня 16 июля
16 июля Маков день. ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ сегодня, а что можно по народной традиции?
16 июля в православной церкви почитается память святых Мокия и Марка (Стожары), которые отдали жизнь за свою веру и служение Иисусу Христу. Мокий и Марк проповедовали православие среди язычников Римской Империи, убеждая их отказаться от идолопоклонничества.
В период правления императора Максимилиана святых мучеников схватили и подвергли жестоким пыткам, вынуждая отречься от Иисуса Христа. Но даже после истязаний Мокий и Марк остались верными своей вере, за что и поплатились жизнью.
Что можно делать 16 июля на Стожары
На Руси 16 июля также называли Маков день, так как сегодня женщины и девушки отправлялись в леса и на поля для сбора мака. Это растение высоко ценилось крестьянами. Его использовали в кулинарных и лечебных целях.
Что разрешается делать в Маков день:
16 июля хозяйки старались приготовить пироги, куличи и другие блюда с маком. Ими угощали не только всех членов семьи, но и соседей, родных и друзей. Согласно поверью, кто в Маков день съест любое блюдо с маковыми зернышками, тот весь год будет счастлив и здоров.
Что нельзя делать в Маков день
Маков день считался на Руси несчастливым днем. Именно поэтому с ним связано множество поверий и примет, помогающих избежать несчастий.
Что запрещается делать в Маков день:
16 июля нельзя проявлять жадность и малодушие. Ни в коем случае не стоит отказывать в помощи просящему человеку, если есть возможность выполнить его просьбу. В Маков день издавна старались раздать милостыню, угостить других вкусной выпечкой или другими угощениями, предоставить ночлег или помощь страннику.
Православный календарь на 16 июля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
16 июля (3 июля по календарю Русской Православной Церкви, созданному в Римской Империи в годы правления Гая Юлия Цезаря, а потому именующемуся «юлианским», при этом более известное название «старый стиль» возникло лишь в советские годы, после того, как революционеры в феврале 1918 года заменили этот исконный русский календарь западным григорианским).
Неделя 6-я по Пятидесятнице (напомним, что «неделей» в церковнославянском языке называется воскресный день, а это значит, что сегодня – шестое воскресенье после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет.
16 июля в Русской Православной Церкви празднуется память трех десятков христианских подвижников, а также Собора всех Тверских святых. В связи с обилием угодников Божиих и невозможностью уделить каждому подробный рассказ, перечислим всех сегодняшних святых, однако расскажем только о наиболее почитаемых среди них.
Святой мученик Иакинф Римский. Христианский страдалец, заключенный по приказу императора-язычника Траяна в темницу и скончавшийся там в 108 году от Рождества Христова.
Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Этот великий русский подвижник XVI столетия от Рождества Христова относится к числу святых, чье житие постоянно политизируют. Начиная с отнюдь небеспристрастной «Истории Государства Российского» Карамзина и заканчивая фильмом «Царь» Лунгина, святителя Филиппа пытались представить неким «диссидентом в рясе», пострадавшим за обличения властей. Реальность же очень далека от этого. Как отметил в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Кирилл:
«Святитель Филипп никогда не противостоял власти. Напротив, он был человеком близким к царю и принимал участие в решении государственных дел. Он понимал значение многих преобразований, которые осуществлял царь Иоанн IV в Руси и в граде Москве. Но одновременно святитель Филипп ясно понимал и особое предназначение Церкви, которая, с одной стороны, в мире, а с другой — вне мира».
Митрополит Филипп старался смягчить нравы своего времени. Проповедью Слова Божия и личным примером – молитвенника и аскета.
История отношений царя Иоанна IV и святителя Филиппа сложна и запутана. Как и трагической гибели митрополита: отнюдь не очевидного факта его убийства опричником Малютой Скуратовым. Одно остается фактом: святитель Филипп проповедовал идеал симфонии властей.
Заветы святителя Филиппа сегодня, когда будущее России во многом зависит от симфонических отношений светской и духовной властей, чрезвычайно актуальны. И во многом именно поэтому исследователям предстоит серьезно потрудиться над изучением подлинной истории митрополита Филиппа, и в том числе – обстоятельств его трагической гибели.
Мученики Диомид, Евлампий, Асклипиодот и мученица Голиндуха. Христианские страдальцы II века от Рождества Христова.
Святые мученики Мокий и Марк. Подвижники, пострадавшие за Христа и Его Церковь в начале IV века в годы гонений императора Максимиана.
Преподобный Александр, первоначальник обители «Неусыпающих». Константинопольский святой первой половины V века от Рождества Христова. Основатель девяти монастырей, где денно и нощно, не прерываясь ни на минуту, совершались богослужения и молитвы.
Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский. Святой V века от Рождества Христова, борец против монофизитской ереси, созвавший в 451 году IV Вселенский Халкидонский собор, утвердивший Православную веру. Святитель Анатолий отошел ко Господу в 458 году от Рождества Христова.
Преподобный Анатолий и другой Анатолий, затворники. Подвижники Свято-Успенской Киево-Печерской лавры XII – XIII веков от Рождества Христова.
Святитель Василий, епископ Рязанский. Этот русский святой XIII века сначала возглавлял Муромскую епархию, однако был оклеветан своей же паствой. Тогда епископ Василий, помолившись, вышел к Оке, распростер свою архиерейскую мантию и, взяв в руки икону Божией Матери, встал на нее и чудесным образом, против течения, был так доставлен в Рязань, где его с почетом приняли местные князь и народ. Рязанцы глубоко чтили святителя Василия и при жизни и после смерти, именуя «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником». В XVII веке мощи святого были обретены, и до наших дней они хранятся в древнем русском городе Рязани.
Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, братья. Русские святые XIII века от Рождества Христова, пострадавшие в годы татаро-монгольского разорения Руси.
Перенесение мощей святителя Арсения, епископа Тверского. Святитель и чудотворец, возглавлявший Тверскую кафедру в конце XIV – начале XV столетий от Рождества Христова.
Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские. Святые Русского Севера, совершавшие свои монашеские подвиги в знаменитой Спасо-Преображенской Соловецкой обители в XVI веке от Рождества Христова.
Блаженный Иоанн Московский, Христа ради юродивый, по прозванию Большой Колпак. Русский святой XVI века. Издревле на Руси к таким духовным подвижникам относились с особым благоговением. Ведь именно они брали на себя подвиг мнимого безумия, открыто обличали грехи современного им мира. При жизни получая за это не только почитание, но и оскорбления и даже побои. И сейчас, когда мы еще сильнее удалились от Бога, нам особенно важно заступничество таких святых, как блаженный Иоанн Московский. Ведь именно Христа ради юродивые как никто другой учили нас верить не напоказ, а искренне и нелицемерно.
Преподобные Василий, Тихон и Никон Соколовские. Святые братья, вместе принявшие схимнический постриг и совершавшие духовные подвиги в XVI веке от Рождества Христова.
Преподобный Никодим Кожеезерский, чудотворец. Русский святой, почивший в 1640 году от Рождества Христова. Известен уединенной и молитвенной монашеской жизнью и многочисленными чудотворениями.
Преподобномученики Неофит, Иона, Неофит, Иона и Парфений Липсийские. Греческие монахи, принявшие мученические смерти (от турков и пиратов) на острове Липси в XVI – XVII веках от Рождества Христова.
Собор Тверских святых. Иначе – Собор всех святых, в земле Тверской просиявших – православный праздник, установленный в Русской Церкви в память о святых Тверской земли. Празднование приурочено ко дню перенесения мощей святителя Арсения Тверского.
Священномученик Антоний (Быстров), архиепископ Архангельский. Этот страдалец за Христа более двух десятилетий совершавший святительское служение на Русском Севере – сначала в Вологодских землях, а затем – в Архангельске. В 1931 году после нескольких месяцев тюремного заключения владыка Антоний мученически скончался в тюремной больнице.
Обретение мощей священномученика Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского и Павлодарского. Этот святитель из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской пострадал за Христа в 1920 году.
Поздравляем всех православных христиан с днем этих многочисленных святых! А тех, кто при Крещении или при монашеском постриге получил имена в честь сегодняшних угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами!
«Творец русской симфонии». Святитель Филипп, митрополит Московский. Церковный календарь на 16 июля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.
16 июля (3 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Пятница 4-й седмицы по Пятидесятнице (четвертой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный. Сегодня на трапезе благословляется пища с растительным маслом. В Русской Православной Церкви совершается память трёх десятков святых. Далее коротко расскажем о них.
Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Этот великий русский подвижник XVI столетия от Рождества Христова относится к числу святых, чьё житие постоянно политизируют. Начиная с отнюдь не беспристрастной «Истории государства Российского» Карамзина и заканчивая фильмом «Царь» Лунгина, святителя Филиппа пытались представить неким «диссидентом в рясе», пострадавшим за обличения властей.
Реальность же очень далека от этого. Как отметил в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Кирилл,
Святитель Филипп никогда не противостоял власти. Напротив, он был человеком близким к царю и принимал участие в решении государственных дел. Он понимал значение многих преобразований, которые осуществлял царь Иоанн IV в Руси и в граде Москве. Но одновременно святитель Филипп ясно понимал и особое предназначение Церкви, которая, с одной стороны, в мире, а с другой – вне мира.
Митрополит Филипп старался смягчить нравы своего времени. Проповедью Слова Божия и личным примером – молитвенника и аскета. История отношений царя Иоанна IV и святителя Филиппа сложна и запутанна. Как и трагической гибели митрополита. Одно остаётся истиной: святитель Филипп проповедовал идеал симфонии властей.
Заветы святителя Филиппа сегодня, когда будущее России во многом зависит от симфонических отношений светской и духовной властей, чрезвычайно актуальны. И во многом именно поэтому исследователям предстоит серьёзно потрудиться над изучением подлинной истории митрополита Филиппа, и в том числе обстоятельств его трагической гибели.
Мученик Иакинф Римский. Фото: pravoslavie.ru
Святой мученик Иакинф Римский. Христианский страдалец, заключённый по приказу императора-язычника Траяна в темницу и скончавшийся там в 108 году от Рождества Христова.
Мученики Диомид, Евлампий, Асклипиодот и мученица Голиндуха. Христианские страдальцы II века от Рождества Христова.
Святые мученики Мокий и Марк. Подвижники, пострадавшие за Христа и Его Церковь в начале IV века в годы гонений императора Максимиана.
Преподобный Александр, первоначальник обители «Неусыпающих». Константинопольский святой первой половины V века от Рождества Христова. Основатель девяти монастырей, где денно и нощно, не прерываясь ни на минуту, совершались богослужения и молитвы.
Святитель Анатолий Константинопольский. Фото: pravoslavie.ru
Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский. Святой V века, борец против монофизитской ереси, созвавший в 451 году от Рождества Христова IV Вселенский Халкидонский собор, утвердивший Православную веру. Святитель Анатолий отошёл ко Господу в 458 году.
Преподобный Анатолий и другой Анатолий, затворники. Подвижники Свято-Успенской Киево-Печерской лавры XII-XIII веков от Рождества Христова.
Святитель Василий, епископ Рязанский. Этот русский святой XIII века сначала возглавлял Муромскую епархию, однако был оклеветан своей же паствой. Тогда епископ Василий, помолившись, вышел к Оке, распростёр свою архиерейскую мантию и, взяв в руки икону Божией Матери, встал на неё – и чудесным образом, против течения, был так доставлен в Рязань, где его с почётом приняли местные князь и народ.
Рязанцы глубоко чтили святителя Василия и при жизни, и после смерти, именуя «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником». В XVII веке мощи святого были обретены и до наших дней хранятся в древнем русском городе Рязани.
Святитель Василий Рязанский. Фото: pravoslavie.ru
Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, братья. Русские святые XIII века от Рождества Христова, пострадавшие в годы татаро-монгольского разорения Руси.
Преподобные Василий, Тихон и Никон Соколовские. Святые братья, вместе принявшие схимнический постриг и совершавшие духовные подвиги в XVI веке от Рождества Христова.
Преподобный Никодим Кожеезерский, чудотворец. Русский святой, почивший в 1640 году от Рождества Христова. Известен уединённой и молитвенной монашеской жизнью и многочисленными чудотворениями.
Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские. Святые Русского Севера, совершавшие монашеские подвиги в знаменитой Спасо-Преображенской Соловецкой обители в XVI веке от Рождества Христова.
Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские. Фото: pravoslavie.ru
Блаженный Иоанн Московский, Христа ради юродивый, по прозванию Большой Колпак. Русский святой XVI века. Издревле на Руси к таким духовным подвижникам относились с особым благоговением. Ведь именно они брали на себя подвиг мнимого безумия, открыто обличали грехи современного им мира. При жизни они получали за это не только почитание, но и оскорбления и даже побои.
И сейчас, когда мы ещё сильнее удалились от Бога, нам особенно важно заступничество таких святых, как блаженный Иоанн Московский. Ведь именно Христа ради юродивые, как никто другой, учили нас верить не напоказ, а искренне и нелицемерно.
Преподобномученики Неофит, Иона и Парфений Липсийские. Греческие монахи, принявшие мученические смерти (от турок и пиратов) на острове Липси в XVI-XVII веках от Рождества Христова.
Священномученик Антоний (Быстров), архиепископ Архангельский. Это страдалец за Христа, более двух десятилетий совершавший святительское служение на Русском Севере: сначала в Вологодских землях, а затем в Архангельске. В 1931 году после нескольких месяцев тюремного заключения владыка Антоний мученически скончался в тюремной больнице.
Обретение мощей священномученика Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского и Павлодарского. Этот святитель из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской пострадал за Христа в 1920 году.
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Седмица 4-я по Пятидесятнице, глас 2
День постный
Сегодня Святая Церковь совершает память:
Мч. Иаки́нфа Римского (108); Перенесение мощей свт. Фили́ппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652).
Прпп. Анато́лия Печерского, в Ближних пещерах (XII) и Анато́лия Печерского, затворника, в Дальних пещерах (XIII); блгвв. кнн. Васи́лия и Константина Ярославских (XIII); свт. Васи́лия, епископа Рязанского (1295); прпп. Иоа́нна и Ло́нгина Яренгских (1544–1545); блж. Иоа́нна, Христа ради юродивого, Московского (1589); прп. Никоди́ма Кожеезерского (1640); мчч. Диоми́да, Евла́мпия, Асклипиодо́та и мц. Голинду́хи (II); мчч. Мо́кия (Мокиана) и Марка (IV); прп. Алекса́ндра Константинопольского, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430); свт. Анато́лия, патриарха Константинопольского (458).
Сщмч. Анто́ния (Быстрова), архиепископа Архангельского (1931); Обре́тение мощей исп. Сильве́стра (Ольшевского), архиепископа Омского (2005).
Святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому
Первопресто́льников прее́мниче,/ сто́лпе Правосла́вия, и́стины побо́рниче,/ но́вый испове́дниче, святи́телю Фили́ппе,/ положи́вый ду́шу за па́ству твою́,/ те́мже я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́,/ моли́ за град же и лю́ди,// чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.
Во успе́нии твое́м обрето́ша на телеси́ твое́м сокро́вище некра́домое:/ два креста́ и тяжча́йшая желе́за, е́же есть вери́ги,/ посто́м и моли́твами Бо́гу угоди́л еси́, святи́телю Фили́ппе,// моли́ Христа́ Бо́га о всех нас.
О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Фили́ппе, предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны́ до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобным Анатолию, в Ближних пещерах, и другому Анатолию затворнику
Преблаже́ннии и Богоно́снии отцы́ на́ши, Анато́лие и Анато́лие Затво́рниче,/ я́ко стяжа́вшии дерзнове́ние ко Го́споду/ равноа́нгельным свои́м житие́м,/ его́же ра́ди обогати́ Христо́с нетле́нием и чудесы́ мо́щи ва́ша,/ мо́лим вас приле́жно:/ испроси́те душа́м на́шим очище́ние// и ве́лию и бога́тую ми́лость.
Бога́тство благода́ти и сыноположе́ния/ стяжа́вше мно́гими по́двиги и доброде́тельми,/ и́хже ра́ди Христо́с всели́ ду́ши ва́ша в Небе́сная селе́ния Своя́,/ дарова́в благода́ть нетле́ния и чуде́с моще́м ва́шим,/ к ни́мже притека́юще, вопие́м:/ ра́дуйтеся, Анато́лие и Анато́лие Затво́рниче,// лико́в и́ночествующих похвало́ и украше́ние.
Благоверным князьям Василию и Константину Ярославским
Ва́ше оте́чество хва́лится обагре́нием крове́й ва́ших,/ Це́рковь же Бо́жия ра́дуется,/ прие́мши телеса́ ва́ша,/ лю́дие, пе́сненный лик соста́вльше,/ духо́вною цевни́цею вопию́т:/ лику́й, Васи́лие, ра́дуйся, Константи́не,// Яросла́влю сла́во и всей Росси́и ра́досте.
Днесь Це́рковь разширя́ет не́дра своя́/ и прие́млет многоцеле́бныя мо́щи ва́ши,/ добропобе́днии страда́льцы,/ Васи́лие сла́вне и Константи́не Богому́дре,/ и, я́ко шипо́к благово́нный, напоя́ется пречу́дными арома́ты,/ бога́тными чудодея́нии от неистощи́мых сокро́вищ,/ от пресла́вных моще́й ва́ших,/ и ра́достно чад свои́х созыва́ет вопи́ти, лю́дие:// ра́дуйся, дво́ице пречу́дная, оте́честву своему́ стено́ необори́мая.
Святителю Василию, епископу Рязанскому
Пе́рвее в Му́роме святи́тельством почте́н был еси́,/ из него́же непра́ведно изгоня́емь,/ на ма́нтию, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́,/ на не́йже па́че естества́, я́ко безпло́тен,/ по вода́м ше́ствие творя́,/ промышле́нием Вы́шняго и заступле́нием Богома́тере управля́емь,/ богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́/ и в нем, архиере́йства престо́л восприи́м,/ богода́нную па́ству ряза́нскую до́бре упасл еси́,/ святи́телю о́тче наш Васи́лие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Я́ко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́,/ святи́телю Васи́лие,/ по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни,/ Це́рковь Бо́жию до́бре упасл еси́,/ просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м./ Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя,/ наста́вниче наш до́брый,/ и за ны Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся,/ да благода́рною душе́ю зове́м ти:// ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о нас моли́твенниче.
Богоизбра́нне первосвяти́телю наш и уго́дниче Христо́в Васи́лие, просия́вый свя́тостию жития́ твоего́, чу́дным пла́ванием по вода́м и нетле́нием моще́й твои́х, предстоя́й престо́лу Вседержи́теля и име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему! Смире́нно мо́лим тя, во умиле́нии се́рдца, моли́ Го́спода, да проба́вит ми́лость Свою́ к нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м свои́м, па́стырем Це́ркви да пода́ст человеколю́бие и ре́вность о спасе́нии пасо́мых: градонача́льником и судия́м страх Бо́жий, правоту́ и безкоры́стие, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́: супру́гом взаи́мную любо́вь, ве́рность, единомы́слие и домострои́тельность, ку́плю де́ющим че́стность и праводу́шие, земледе́льцем трудолю́бие и тре́звенность, си́рым призре́ние, боля́щим исцеле́ние, оби́димым заступле́ние, оклеветава́емым оправда́ние, и всем лю́дем па́ствы твоея́ вся ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная. Па́че же моли́ Го́спода, моли́твенниче наш, да прости́т нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, и очи́стит от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха: да изба́вит от ко́зней иско́ннаго врага́, ненави́стника и человекоуби́йцы, и сохрани́т от клеветы́ челове́ческия, да утверди́т в и́стинной спаси́тельной ве́ре и нелицеме́рном благоче́стии: да соблюде́т от суему́дрия и душетле́нных уче́ний духо́в ле́стчих, де́йствующих в ве́це сем в сыне́х противле́ния, да охрани́т сердца́ на́ша от кра́сных ми́ра сего́, и да научи́т огреба́тися плотски́х по́хотей и страсте́й, го́рняя му́дрствовати, а не земна́я. Моли́, о́тче наш, Всесвята́го и Боже́ственнаго Ду́ха, да возсия́ет свет благода́ти Его́ бра́тиям на́шим по пло́ти, во тьме лжеве́рия сидя́щим, и да позна́ют Христа́, Бо́га и́стиннаго, еди́наго Спаси́теля всех челове́к: да возсия́ет свет сей и блужда́ющим на распу́тиях раско́ла, да вразумя́тся и прии́дут во огра́ду правосла́вныя Це́ркве, в не́йже еди́ней несомне́нно содева́ется ве́чное спасе́ние ве́рных. О, святи́телю Христо́в, моли́твенниче наш! Моли́ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Ма́терь Его́, да упраздни́т вражды́ и нестрое́ния, соедини́т же всех нас бра́тнею богоподо́бною любо́вию, да в ми́ре и единомы́слии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, друг дру́га тяготы́ нося́ще, до́брым по́двигом подвиза́емся, тече́ние сконча́ем и дости́гнем в ти́хое приста́нище Небе́снаго Ца́рствия, и сла́вим неизрече́нное человеколю́бие и милосе́рдие Спаси́теля на́шего, Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобным Иоанну и Лонгину, Яренгским
Я́ко зве́зды многосве́тлыя, от ю́ности возсия́вше,/ освети́ли есте́ сердца́ ве́рных пренесе́нием честны́х моще́й ва́ших,/ доброде́тельми чуде́с ва́ших, во пло́ти я́ко бо А́нгели на земли́, показа́стеся,/ поще́нием насажде́ни бы́сте, я́ко дре́во при вода́х воздержа́ния,/ напое́ни струя́ми слез ва́ших, и скве́рну омы́сте,/ сего́ ра́ди яви́стеся прия́телище Бо́жия Ду́ха, Иоа́нне и Ло́нгине,// моли́те Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Яви́стеся свети́льницы всесве́тлии, во пло́ти а́нгели,/ я́ко Живота́ дре́во ра́йское,/ поще́нием, и бде́нием, и ве́рою возраща́еми, процвели́ есте́./ Моли́твами свои́ми Небе́сную благода́ть прие́мше,/ вра́чеве же кре́пцыи я́вльшеся,/ исцеля́ете неду́жныя и ду́ши с ве́рою прибега́ющих к ра́це моще́й ва́ших,/ чудотво́рцы сла́внии, Иоа́нне и Ло́нгине,/ сего́ ра́ди вси ве́рою и любо́вию вопие́м:// ра́дуйтеся, помо́рстей стране́ похвало́ и утвержде́ние.
Блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому
Житие́ твое́ воздержа́нием и терпе́нием,/ благоюро́де Иоа́нне, украси́л еси́,/ и ча́стыми моли́твами и всено́щным стоя́нием/ ду́шу твою́ просвети́л еси́,/ и обяза́ те́ло твое́ и власы́, и кресты́ с вери́гами тя́жкими,/ мно́га ле́та тружда́яся до исхо́да души́ твоея́,/ и прии́де на твое́ преставле́ние из Росто́ва гра́да/ в ца́рствующий град Москву́,/ к Пресвяте́й Тро́ице и Пречи́стей Бо́жией Ма́тери,/ и ту погребо́ша тя святи́телие,/ и ны́не у гро́ба твоего́ то́чиши исцеле́ния приходя́щим ти с ве́рою./ Моли́ Бо́га приле́жно с пра́ведным Васи́лием о правосла́вных лю́дех./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
И́же Христа́ ра́ди наложи́вый на ся му́дростию юро́дство,/ о́бразом бу́йства зрим от челове́к,/ у́мныма же крыло́ма горе́ возлета́я,/ все те́ло свое́ вери́гами обяза́я,/ я́ко зла́то многоце́нное, соблюде́ся в наро́де,/ очи́стив ум от страсте́й,/ весе́лием духо́вным преше́л еси́ мо́ре мяте́жнаго сего́ жития́,/ обре́те све́тлость жи́зни ве́чныя,/ мо́лим тя, блаже́нне Иоа́нне,/ моли́ся приле́жно Христу́ Бо́гу на́шему/ сохрани́тися нам от вся́каго наве́та/ и злых обстоя́ний ви́димых и неви́димых враг, да зове́м ти:/ ра́дуйся, многострада́льне, я́ко да моли́твами твои́ми направля́еми,/ предстоя́ще при́сно с тобо́ю, в Тро́ице сла́вимому Бо́гу,// пое́м Ему́: аллилу́ия.
О, преди́вный уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный Иоа́нне, припа́дающе к ра́це цельбоно́сных моще́й твои́х, лобыза́ем честны́й твой о́браз с ве́рою и усе́рдием неле́стным; со изумле́нием и благогове́нием ду́ха прикаса́емся пречу́дным твои́м вери́гам, я́коже иногда́ Па́вловым главотя́жем и убру́сцем, ча́юще от них де́йствием Вы́шняго получи́ти цельбу́ души́ и те́лу. Прославля́ем всемогу́щество Зижди́теля тва́рей, Его́же ты в жи́зни сей доброде́телями твои́ми просла́вил еси́, ублажа́ем равноа́нгельское на земли́ житие́ твое́, е́же ты поще́нием, бде́нием и воздержа́нием преукра́сил еси́. Пропове́дуем тве́рдость ве́ры твоея́ и любве́, я́же к Бо́гу, те́мже, благогове́йно воспомина́юще богоно́сныя по́двиги твоя́, из глубины́ серде́ц на́ших вопие́м ти: предста́тельством твои́м умоли́ Творца́ и Влады́ку всех, да и мы, ве́рою еди́ною одушевля́еми, потщи́мся соблюсти́ едине́ние ду́ха, препоя́савше чре́сла на́ша и́стиною и обо́лкшеся в брань пра́вды. Ты предстои́ши Престо́лу А́гнца, заколе́ннаго от сложе́ния ми́ра; проле́й те́плыя моли́твы твоя́, да то́йже А́гнец упасе́т нас и наста́вит на живо́тныя исто́чники вод и оты́мет вся́ку слезу́ от оче́й на́ших любве́ ра́ди Христо́вы. Ты те́ло твое́ свято́е посто́м и бде́нием и ноше́нием тя́жких вери́г изможди́л еси́; соде́йствуй твои́м хода́тайством, да бу́дем и мы вы́ну освеща́еми сия́нием Незаходи́маго Со́лнца, да бу́дет зако́н Его́ свети́льник нога́м на́шим и свет стезя́м на́шим. Ты, соедини́вся с Бо́гом, непреста́нным Его́ зре́нием наслажда́ешися и в ве́чных кро́вех со А́нгелы бесе́дуеши; посо́бствуй моли́твами твои́ми, да и мы, предста́вивше к житии́ сем телеса́ на́ша же́ртву жи́ву благоприя́тну Бо́гови, сподо́бимся вкуси́ти с тобо́ю Небе́сных немерца́емых благ. Ами́нь.
Преподобному Никодиму Кожеезерскому
Я́ко безпло́тен, о́тче, пожи́л еси́ на земли́,/ смире́нием и в я́ме пребыва́нием с моли́твами превознося́щагося врага́ смири́л еси́,/ я́ко крин, вои́стинну процве́л еси́,/ избра́нный кинамо́н, и высо́кий кипари́с,/ и плодови́тая ма́слина, и фи́никс сла́дкий,/ и кедр благоуха́нный, и валса́м чи́стый,/ те́рние злостра́стия искорени́л еси́/ и жили́ще Всесвята́го Ду́ха был еси́,/ те́мже помина́й па́мять твою́ днесь пра́зднующих, Никоди́ме чудотво́рче,/ да вси ра́достными гла́сы воспева́ем Христа́ Бо́га на́шего,// И́же тебе́ дарова́вшаго исцеле́ний благода́ть.
Пусты́ню, я́ко ца́рский черто́г,/ усе́рдно возлюби́л еси́,/ в не́йже жесто́кое показа́ житие́, многоле́тным пребыва́нием,/ очи́стив свою́ ду́шу и ум от страсте́й,/ и сего́ ра́ди Свята́го Ду́ха преди́вно прия́телище бысть, Никоди́ме преподо́бне,/ Его́же де́йствием и чудесы́ обогати́лся еси́,/ те́мже и мы почита́ем по́двиги твоя́, всеблаже́нне,/ но, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице,// моли́ся непреста́нно о всех нас.
О, преподо́бне, треблаже́нне, досточу́дне, всече́стне и благоуго́дне о́тче Никоди́ме, ты возжеле́л еси́ усе́рдно ше́ствовати вслед Влады́ки Христа́, вся мирска́я мудрова́ния отри́нув, мона́шества путь предъизбра́л еси́, теле́сная чу́вства во вну́тренних пусты́нях сих затвори́в, при вода́х всели́лся еси́, во слеза́х и труде́х пребыва́я, многоле́тнее вре́мя в по́двизе, и терпе́нии, и озлобле́нии мно́зе а́нгельски житие́ препроводи́л еси́, сего́ ра́ди Свет невече́рний зре́ти сподо́бился еси́, Пресвяте́й Тро́ице со все́ми святы́ми предстои́ши, непреста́нно насыща́яся зре́нием Божества́ Трисве́тлаго. Помина́й чту́щих пресве́тлую па́мять твою́ и труды́ твоя́ и терпе́ние любоче́стне чту́щих, я́ко вседне́вно в пусты́ни сей за Христа́ подъя́л еси́. О всепреподо́бне о́тче наш, не промолчи́, Го́споду моля́ся о оби́тели, при не́йже подвиза́лся еси́ и честны́м и трудолю́бным твои́м моще́м положи́тся благоволи́л еси́, и не оста́ви, посеща́я нас, чад свои́х, но вразуми́, окорми́ и к пути́ спасе́ния наста́ви, к по́двигу укрепи́, уны́ние и ле́ность отжени́, Бо́жиим стра́хом серде́ц на́ших услуже́ние разжзи́, окамене́нное нечу́вствие и стра́стное души́ разслабле́ние уврачу́й, я́рость и двиза́ние теле́сное успи́, у́мную слепоту́ и омраче́ние просвети́ и к безро́потней стези́ покая́ния напра́ви, все житие́ на́ше одо́бри и к преуспе́янию доброде́телей утверди́, ю́ныя целому́дрию накажи́, ста́рыя безраска́янно соверши́ти по́двиг вооружи́, во ско́рбех су́щия уте́ши и исцели́, напа́ствуемыя заступи́ и де́монское искуше́ние отврати́ и всем поле́зная да́руй, я́ко да возмо́жем, твои́м предста́тельством и моли́твами сохраня́еми по́двига тече́ние непреткнове́нно соверши́ти, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Трех Ипоста́сех поклоня́емаго Бо́га, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.