святые покровители семьи в честь которых в июне празднуют день семьи
Небесные покровители семьи, любви и верности
Памятник князю Петру и княгине Февронии Муромским. Фото: Marina Zezelina / Shutterstock.com
Вот уже 11 лет, с 2008 года, древний православный церковный праздник, день благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, в России стал отмечаться и как праздник государственный — День семьи, любви и верности. Его светское значение невозможно переоценить, особенно в условиях сегодняшней демографической ситуации, когда бездетность и малодетность ставят под угрозу само существование русского народа, который уже в относительно недалёком будущем может оказаться в меньшинстве на земле своих предков.
Но только ли благоверные князь Пётр и Феврония являют пример семейной любви и верности? Не стоит ли назвать и другие славные имена из нашего прошлого? Об этом и многом другом мы побеседовали с председателем правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества, сопредседателем Союза православных женщин, кандидатом исторических наук Галиной Ананьиной.
Галина Васильевна Ананьина. Фото: http://ananina.ru
Галина Васильевна, в прошлом году мы беседовали с историком Дмитрием Володихиным, автором книги о святых благоверных Петре и Февронии, вышедшей в знаменитой серии ЖЗЛ. И обсуждали в том числе проблему мифов, существующих вокруг этой княжеской четы. Мол, как можно ставить в качестве примера бездетную пару? К сожалению, это миф очень живучий. Наверное, стоит его активнее опровергать, особенно учитывая значимость самого праздника?
Много лет назад, когда Предстоятелем нашей Церкви ещё был Патриарх Алексий II, мы с Его Святейшеством обсуждали в московском Даниловском монастыре вопрос, как можно ответить на распространяющийся в России «день Валентина», совершенно чуждый русским традициям. И в ходе именно этого обсуждения вспомнили, что среди наших святых есть удивительная семейная пара — Пётр и Феврония Муромские, чей пример любви и верности можно противопоставить навязываемым «валентинкам».
Речь о Дне семьи, любви и верности тогда ещё не шла, но прошло несколько лет, и в 2008 году был установлен этот государственный праздник. Один из немногих праздников современной России, который по-настоящему прижился, его приняли. Практически во всех регионах установлены памятники святым Петру и Февронии, и уже установилась традиция, что к ним после ЗАГСа с цветами идут молодожёны. Нередко около этих памятников чествуют тех, кто прожил в браке долгую жизнь.
Словом, этот праздник многим людям оказался очень близким, полюбился своей простотой. Простотой ромашки, которая стала его символом, его святыми с обычным для нашего времени именем Пётр и необычным Феврония.
Но действительно 11 лет назад, когда День семьи, любви и верности был установлен, о самих Петре и Февронии известно было очень мало (кроме их Жития, из которого мы ничего не знаем о детях этих святых). Но за прошедшее десятилетие были проведены серьёзные исследования, выпущены монографии, и сегодня практически доподлинно известно, что у Петра и Февронии было трое детей. Два мальчика, Юрий и Святослав, и девочка Евдокия, которая закончила свою жизнь в Борисоглебском монастыре недалеко от Мурома.
А опровергнуть миф о бездетности святых несложно. Так, например, прямо сейчас наш замечательный скульптор Салават Александрович Щербаков готовит памятник, консультантом которого я являюсь. В этой скульптурной композиции благоверный князь Пётр и княгиня Феврония будут изображены вместе со всеми своими тремя детьми.
Хочется надеяться, что таких памятников будет больше. Но при этом не менее важно показывать, что и среди других русских правителей было немало и других примеров традиционных семейных ценностей, подлинной любви и верности?
Конечно. Абсолютно понятно, что такими же Небесными покровителями семьи, любви и верности является и венценосная семья Романовых — святые царственные страстотерпцы Николай и Александра.
И, осознавая это, мы стали задумываться, что у этого праздника могли бы быть разнообразные символы. Посмотрите: мы все знаем о Дмитрии Донском, многие знают и о Евфросинии Московской, Небесной покровительнице Москвы, но лишь недавно их стали отождествлять как семью, возводить им совместные памятники и писать их общие иконы. А ведь в этой святой семье родилось двенадцать детей! Восемь сыновей и четыре дочери.
Сейчас настало время, когда мы смогли посмотреть на эти семьи и их подвиги с другой стороны. А ведь те же благоверные князья, будучи подлинными символами России, её воинской славы, являются и символами отцовства, крепкой семьи.
Благоверный князь Димитрий Донской и преподобная Евфросиния Московская. Фото: pravoslavie.ru
И сегодня я работаю над проектом, который называется «Супружества благословение» к 780-летию брака благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. В этой семье родилось пять детей, в том числе святой благоверный князь Даниил Московский, основатель Московского княжества.
Удивительно! Мы прекрасно знаем исторические подвиги Александра Невского, многие знают его и как святого, в конце жизни принявшего монашеский постриг, но о супружеской паре Александра и Александры практически ничего не говорится.
Да, хотя они поженились, когда будущему великому (а на тот момент — новгородскому) князю было всего 19 лет, а юной полоцкой княжне Александре — 16. Уже на следующий год у них родился сын Василий, а ещё через год князь Александр одержит знаменитую победу в Невской битве. О последнем действительно знают все, но сейчас наступило время посмотреть именно на пример семейной жизни наших святых благоверных правителей, на их образы и их любовь. Чтобы увидеть, насколько красивой может быть семейная жизнь, наполненная детьми. А потому такие примеры нам сегодня необходимы как никогда.
Кстати, важно отметить, что сплетение судеб святых благоверных князя Александра и княгини Александры — это ещё и сближение двух и без того родственных, но разделённых древних русских княжеств — Новгородского и Владимирского, ключевых основ современной России, и Полоцкого, основы Белоруссии. То есть событие 780-летней давности имеет значение и для сегодняшнего союза наших братских государств?
Важно сказать, что в 1239 году юный князь Александр Ярославич заключил не только брак с полоцкой княжной Александрой, но и, по сути, «союзный» договор с её отцом, полоцким князем Брячиславом Васильевичем. Но немаловажно ещё и то, что этот брак был венчан Феодоровской иконой Божией Матери. Как и то, что юная княжна привезла в Торопец, где было их венчание, ещё один почитаемый образ Пресвятой Богородицы, известный как Торопецкая, Корсунская и Эфесская икона.
Как нельзя забывать и о том, что княжна Александра Брячиславна была племянницей преподобной Евфросинии Полоцкой, самой почитаемой в Белоруссии святой. Сама благоверная княгиня Александра покоится во Владимире под спудом Христорождественского придела Успенского собора Княгинина монастыря и, что стоит особо подчеркнуть, является местночтимой святой Владимирской епархии.
Мне кажется, что сегодня, когда мы говорим о наших общих корнях с Белоруссией, в том числе в контексте скорого 20-летия подписания Договора о создании нашего Союзного государства, нам очень важно вспомнить и это событие 780-летней давности, прообраза и начала нашего единения.
Подчеркну: это особенно важно именно сегодня, когда, с одной стороны, мы вместе празднуем 75-летие освобождения Белоруссии, а с другой — некоторые политики и публицисты пытаются представить наши отношения как сложные, причём не только в современности, но и в далёкой истории. Зачастую создавая абсолютно не соответствующие историческим фактам мифы. И пример князя Александра и княгини Александры помогает опровергнуть такие мифы и явить нашим народам их глубинную близость.
Вы уже сказали, что работаете над проектом к этой памятной дате — 780-летию брака святых Александра и Александры. А какие праздничные мероприятия пройдут в рамках этого проекта?
Всё промыслительно. Как говорится, за нас Бог и история: 12 июля состоится ежегодный международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске. И именно в этот день там будет праздноваться День Союзного государства. Наше Женское православное патриотическое общество везёт туда выставку, одним из экспонатов которой будет репродукция фрески из Жития благоверного князя Александра Невского из Александровского зала Большого Кремлёвского дворца.
Это будет практически в те самые дни, когда именно в Витебске в 1239 году состоялась помолвка князя Александра и княжны Александры. А уже 28 июля наша выставка прибудет в Торопец, где было их венчание. И эти две первые наши выставки в рамках проекта «Супружества благословение» через соединение святых Александра и Александры соединят Витебск с Торопцем и Россию с Белоруссией.
Петр, Феврония и другие православные покровители семьи
МОСКВА, 8 июл — РИА Новости, Мария Шустрова. День семьи, любви и верности в десятый раз отметят во многих городах России и зарубежья 8 июля, когда православные верующие чтут память святых благоверных Петра и Февронии Муромских, ставших символом супружеской верности.
Основные празднества пройдут на родине Петра в Муроме, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Крыму, Екатеринбурге и Новосибирске.
По традиции с 2008 года 8 июля по всей России будут награждать медалями «За любовь и верность» пары, прожившие в браке многие годы — от 30 лет.
Праздник семьи, любви и верности отмечается в России с 2008 года. Во многом он возник в противовес Дню «всех влюбленных». В Русской православной церкви, как и во многих других церквах, День святого Валентина считают чисто коммерческим проектом, главная цель которого — создать еще один повод для массовых продаж. Да и влюбленность, с точки зрения православных, не самое прочное основание для брака.
Петр и Феврония
Согласно житию, князь Петр за несколько лет до вступления на Муромский престол заболел проказой. Во сне ему было открыто, что от недуга его может исцелить только крестьянка, дочь пчеловода Феврония. Она согласилась вылечить князя, если он потом на ней женится. Петру не хотелось брать в жены простолюдинку, поэтому он решил пообещать на ней жениться в обмен за исцеление. Но обещание не исполнил.
Феврония, заподозрив неладное, не залечила один струп на теле князя. Поэтому, когда Петр не сдержал данного слова, болезнь возобновилась. Он вновь обратился к девушке за помощью, но на этот раз выполнил обещание и женился на ней и полюбил жену настолько, что добровольно отказался от власти и отправился с супругой в изгнание, когда бояре взбунтовались против княгини-простолюдинки.
Но тут в Муроме началась смута, и бояре позвали князя обратно. Князь и княгиня вернулись, правили долго и заслужили любовь народа. В старости они приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния и молили Бога, чтобы умереть в один день. Похоронить себя они завещали вместе, в одном гробу с тонкой перегородкой посередине. Скончались святые супруги каждый в своей келье в один день и час — 8 июля (по старому стилю — 25 июня) 1228 года.
Святые Богоотцы Иоаким и Анна
У православных есть и другие святые покровители семьи. Например, о даровании детей они по традиции молятся родителям Богородицы Иоакиму и Анне. Они любили друг друга, жили праведной жизнью, но их брак многие годы оставался бездетным.
Дошло до того, что первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю». После этого случая святой Иоаким оставил жену дома в одиночестве, а сам удалился в пустыню. И тогда им обоим явился ангел, возвестивший, что Господь услышал их молитвы и скоро у них родится ребенок и об их потомстве «будут говорить во всем мире».
Иоаким вернулся к Анне. И действительно, вскоре у пожилых родителей родилась Дева Мария.
Святые Захария и Елисавета
Еще один евангельский образец семейной любви и верности — родители Иоанна Предтечи. Согласно апостолу Луке, праведная Елисавета была двоюродной сестрой Девы Марии. Она счастливо вышла замуж за священника Захарию. Однако и у них долго не было детей.
О том, что у престарелой Елисаветы вскоре родится сын, Захарии возвестил архангел Гавриил. Но Захария не поверил, за что был наказан немотой. Снова говорить он смог, когда согласился назвать сына Иоанном.
Во время избиения Вифлеемских младенцев Елисавета с сыном укрылись в пустыне, а Захария был убит, так как не пожелал выдать их местонахождение.
Святые мученики Гурий, Самон и Авив
Замужние православные женщины особо почитают святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Сами святые в разные годы, но в один и тот же день, приняли мученическую кончину во времена гонений на христиан императоров Диоклетиана и Лициния, и уже после своей кончины чудесным образом спасли одну несчастную жену, претерпевшую множество издевательств и унижений от своего супруга.
На родине девушку-христианку Евфимию выдали замуж за наемника-гота, язычника, у которого на родине, куда он ее увез беременной, оказалось, уже была одна жена. Несчастная стала ее рабой. В итоге, после трагических событий, в ходе которых погиб и новорожденный ребенок Евфимии, и сама ее притеснительница, а Евфимию обвинили в убийстве и живой положили в гроб к госпоже, тело которой уже начало разлагаться. Перед тем как впасть в предсмертное забытье, бедная женщина взмолилась к Богу и святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, умоляя их о помощи и спасении. Очнулась она в церкви родного города, где и рассказала о своих злоключениях.
День семьи, любви и верности: история и традиции праздника
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. В этот день Русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.
Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.
В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 1990-х годах: день города решили объединить с днем семейных ценностей.
Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году.
Праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России.
Оргкомитет праздника возглавляет супруга премьер-министра РФ Светлана Медведева. По предложению Светланы Медведевой символом праздника была выбрана ромашка.
Вместе с медалью вручаются также ценные подарки, которые соответствуют «семейной» тематике и определяются местными властями и организаторами.
В 2011 году медалями были награждены более 5 тысяч семей россиян. В 2012 году награды получат около 6 тысяч семей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Святые покровители семьи, любви и брака
Несколько лет назад в России стал широко отмечаться День семьи, любви и верности, в который принято чествовать святых покровителей супружества Петра и Февронию Муромских. Однако, Петр и Феврония – далеко не единственный пример святых супругов, воплотивших своей жизнью и воспитанием детей в верности Богу и благочестии идеал христианской жизни. Представляем вашему вниманию святых покровителей семейной жизни, которым можно молиться о создании хорошей крепкой семьи и у которых есть чему поучиться в процессе ее построения.
Святые Богоотцы Иоаким и Анна
Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Cпаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левиина, а по матери – из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды во время большого праздника дары, которые взял праведный Иоаким в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где по обетованию Божию у них и родилась Дочь, нареченная Марией.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – великое утешение для бездетных супругов.
Святые праведные пророк Захария и Елисавета
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно» (Лк.1,5–25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» (Лк.1,15) и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1,17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
После смерти родителей святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
Святым родителям молятся о разрешении недуга бесплодия, о мире в семье и о детях.
Святые мученики Адриан и Наталья
Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305–311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Их поймали, судили, истязали и заставляли принести жертву идолам. Потом их повели в судебную палату, чтобы записать их имена. Здесь находился начальник палаты Адриан, который спросил их, какую награду ожидают они от своего Бога за мучения. Они ответили ему: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9). Услышав это, Адриан сказал писцам: «Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я – христианин». Адриана посадили в тюрьму. Император советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения. Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению. Исполнилось ему тогда 28 лет.
Узнав о случившемся, Наталия поспешила в тюрьму, где ободряла Адриана быть мужественным. Адриан вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304 году.
Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие.
Семья святителя Василия Великого
Святитель Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели. Они заботились о нищих, принимали странников, значительную часть своего имущества тратили на благотворительность. Господь благословил Емилию многочадством, у нее было 10 детей.
Ее почитают как мать, взрастившую пятерых святых – Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, Григория, епископа Нисского, Петра, епископа Севастийского, преподобную Макрину Младшую и блаженную Феосевию.
Царственные страстотерпцы
Глубокая и искренняя религиозность выделяла императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей, ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется (Пс.20,8).
К царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия – ведь во время гонений императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби.
В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.
Память святым страстотерпцам императору Николаю, императрице Александре, их чадам – Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день их убиения, 4 (17) июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).
Петр и Феврония Муромские
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Святые мученики Гурий, Самон и Авив
Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (305–311) в городе Едессе были схвачены два друга, христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям. Мученики все переносили с твердостью и молитвой. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили. Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311–324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.
После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе на помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена. Евфимия стала его рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам – свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил ее от страданий и чудодейственно перенес в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и по приказу правителя гот был казнен.
Святые мученики Гурий, Самон и Авив известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи, им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою».
Святитель Николай Чудотворец
Святитель Николай – один из самых почитаемых на Руси святых – родился в 258 году в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии и был епископом города Мир.
После смерти родителей Николай получил большое наследство. Но боголюбивый юноша стремился собрать нетленные сокровища в нерасхищаемых небесных кладовых. Щедрая рука Николая была простерта к нуждающимся людям. Отрекшись от всяких мирских желаний, сердобольный юноша попросил Бога указать ему, как наилучшим образом раздать наследство бедным: К Тебе, Господи, возношу душу мою. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс.24:1, 142:10).
В городе Патара в доме по соседству с блаженным Николаем жил знатный и очень богатый человек. Он имел трех дочерей, отличавшихся необычайной красотой. Вследствие неблагоприятных обстоятельств этот богач разорился и потерял прежнее влияние, ибо жизнь века сего непостоянна. Несчастный отец не смог выдать девушек замуж, так как женихи стали гнушаться их крайней бедностью. Постепенно сосед Николая впал в нищету – его семье нечего было есть и не во что одеться. Тогда он задумал превратить свое жилище в дом блуда, отдав дочерей на любодеяние, и таким образом добыть средства к существованию. Уже хотел малодушный отец исполнить свое злое намерение, но Всевидящий Господь подал благую мысль Николаю спасти разорившееся семейство.
Великодушный юноша глубоко сострадал нуждающимся людям и извлек отца и его дочерей из нищеты и греха, словно из огня. Однако святой совершил свое благодеяние не открыто, а подал щедрую милостыню тайно. Николай ночью незаметно бросил полный узелок с золотом в окно соседа и быстро удалился. Можно себе представить несказанную радость отчаявшегося мужа, когда он утром нашел в своем доме то, из-за чего хотел подвергнуть позору дочерей.
Отец разоренной семьи возблагодарил Господа и отдал золото старшей дочери в приданое. После ее свадьбы сердобольный Николай, видя, как его подаяние уберегло от погибели старшую сестру, позаботился и о средней дочери. Тайно от всех, ночью, добрый юноша снова бросил узелок в окно соседа. Утром хозяин дома нашел золото. Обливаясь слезами бедняк горячо поблагодарил Бога за Его дивное попечение о нем и отпраздновал свадьбу второй дочери.
Дабы узнать, кто приносит в дом золото, он не спал ночи в ожидании своего покровителя. Прошло немного времени. Глубокой ночью Николай тихо пришел в третий раз, остановился на обычном месте, бросил в окно узелок и тотчас поспешил уйти. Услышав звон золота, хозяин быстро побежал вслед за угодником Божьим и догнал его. Бедняк сразу узнал в нем соседа, припал к стопам святого, целовал их и называл Николая избавителем, помощником и спасителем семьи, оказавшейся на краю погибели.
– Если бы, – говорил он, – Великий в Своем милосердии Господь не послал мне твоими руками изрядную помощь, то я погиб бы вместе с дочерьми в адском огне. Ныне же мы спасены тобой и избавлены от ужасного грехопадения.
К святителю Николаю обращаются с молитвой о замужестве. Святой Николай помогает просящим встретить достойного, благочестивого жениха и обрести семейное счастье.
Святая блаженная Ксения Петербургская
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг – подвиг юродства Христа ради. Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап. Матфея, а ночью уходила за город, в поле – и всю ночь молилась.
За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению великих даров. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.
После кончины тело Ксении Петербургской было погребено на Смоленском кладбище. Над ее могилкой со временем была построена часовня. У ее гроба и по сей день совершается много знамений и чудес.
Святая великомученица Параскева
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.
В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов (особенно ей молятся о сохранении здоровья маленьких детей), хранительницей семейного благополучия и счастья. Девушки на выданье молилятся ей, чтобы выйти замуж по любви.
Святая блаженная Матрона Московская
Блаженная Матрона была подвижницей благочестия на протяжении всего XX века. Девочка родилась слепой, но Господь даровал Матроне духовное зрение.С семи-восьми лет не го возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Так, много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим.
Она отошла ко Господу 2 мая 1952 года и была погребе на на Даниловском кладбище. Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого». Более чем через тридцать лет после кончины матушки, ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда приезжали люди со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями.
Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.
Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка — так ласково называют ее многие. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.
Блаженная Матрона помогает бездетным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести семейным мир.
Образ Федоровской иконы Божьей Матери
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Чудотворная Федоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.
С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Федоровна.