smart что это в менеджменте

SMART – система постановки целей

Без целей мы ничто. Не видя конца пути, по нему невозможно двигаться. Не зная конечных результатов плана, невозможно составить структуру дня. Если до этого ваши цели были абстрактными мечтами, настал момент превратить их в осязаемую реальность. И для этого есть отличный инструмент.

Знакомьтесь! SMART – система постановки целей.

Что такое SMART?

SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как «умный». Планирование по-умному. Отличное название!

Само слово разбирается на простые и понятные составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать не будет. Или плохо справится со своей функцией.

Потому что каждый элемент в этой системе имеет значение: для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты, нюансы, детали.

S (Specific). Конкретно.

M (Measurable). Измеримо.

A (Achievable). Достижимо.

R (Relevant). Согласовано.

T (Time). Время.

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

S – Specific. Конкретная цель – половина успеха

Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но что это значит?

Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели.

Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а «заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».

Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника, компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам своих форм!

Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей, мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли, стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.

Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и правильнее он будет реализован.

Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные плюсы.

М – Measurable. Весы для измерения целей

Второй важный нюанс.

Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики, которые в итоге укажут, что цель достигнута.

Что можно использовать для измерения:

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:

Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и оценено.

Цели по системе SMART – примеры:

Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации только критерия «измеримости». Более точные ориентиры для целей по СМАРТ в конце статьи.

А – Achievable. А достижима ли мечта?

Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!

СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный замок только за правильно сделанную формулировку.

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.

Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и способов их измерений. Это:

R – Relevant. Согласуем цель с реальностью!

Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно «согласовывать»?

С уже существующими планами…

Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.

Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80% штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».

Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать планы.

T – Time-bound. Когда оценивать результат?

Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.

Принято разделять цели:

Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.

Если проследить данную идею в обратной последовательности, то виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

SMART система постановки целей: примеры

Как обещала, несколько примеров-ориентров, которые помогут понять принципы формулирования своих желаний:

Шпаргалки SMART в картинках

Вопросы для формулирования целей по SMART

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Правильная постановка целей по системе SMART

Источник

Что такое SMART цель: правила постановки

Узнайте о преимуществах SMART целей и ознакомьтесь с примерами

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

SMART — это методика, которую используют для постановки конкретных, а главное, достижимых целей и задач. Технологию активно применяют в менеджменте, маркетинге, проектном управлении и других областях. Методика SMART подходит для разных сфер бизнеса независимо от его размера, уровня доходности, сферы деятельности и других факторов.

Разделы

Критерии SMART целей

Аббревиатура SMART объединяет наименования пяти основных критериев, используемых для оценки целей. Соблюдение этих требований при постановке задач позволяет задать максимально конкретный курс дальнейшим действиям.

Впервые с аббревиатурой SMART люди ознакомились в ноябрьском журнале Management Review 1981 года выпуска. В нем Джордж Доран написал о важности и сложности грамотной постановки целей, а также предложил свою схему решения. Давайте подробнее разберем каждый из пяти критериев модели SMART.

Если все задачи оценивать по каждому из этих пяти критериев, то в конце у вас будет понятный и конкретный курс, на основании которого можно разработать пошаговый маркетинговый план действий. Далее вы больше узнаете о преимуществах постановки SMART целей.

Преимущества SMART целей

Методология SMART помогает повысить эффективность работы компании в разных направлениях. Этот подход помогает шаг за шагом увеличить прибыль и средний чек, улучшить качество сервиса и покупательский опыт, увеличить количество лояльных клиентов, улучшить юзабилити и многое другое. Давайте разберем преимущества технологии SMART в постановке целей и задач:

Постановка задач по модели SMART увеличивает вероятность достижения желаемых результатов. В следующем разделе вы подробнее узнаете о правилах, которым необходимо следовать при формулировке целей.

Правила постановки SMART целей

Мы уже рассмотрели, какие существуют критерии постановки целей по методу SMART. Теперь, давайте подробнее разберем сам процесс и посмотрим, какие вопросы необходимо задавать на каждом этапе.

Чтобы лучше понять, как применить метод SMART на практике, ознакомьтесь с несколькими примерами далее.

Примеры SMART целей

Давайте возьмем несколько выдуманных ситуаций и попробуем применить в них критерии SMART.

Пример 1

Образовательная компания «Наум» хочет повысить продажи своего онлайн-курса. На данном этапе в месяц удается привлечь примерно двести потенциальных покупателей, из которых в клиентов конвертируется 50 человек. То есть, уровень конверсии составляет 25%. Составляем цель по методу SMART.

Давайте полностью сформулируем нашу SMART цель:
«Увеличить уровень конверсии за этот месяц в два раза».

Пример 2

Предположим, зоомагазин Buddy разработал воронку продаж с использованием лид-магнита на сайте, email рассылок и чат-бота в Telegram. В итоге компания столкнулась с искажением статистики, поскольку не могла идентифицировать email пользователей в Telegram, что привело к дублированию данных. Чтобы исправить эту ситуацию, было принято решение внедрить CRM-систему. Давайте посмотрим, как установить эту цель по технологии SMART.

Теперь, давайте сформулируем SMART цель:
«За неделю внедрить CRM-систему для идентификации N количества email пользователей в Telegram».

Пример 3

Инфобизнесмен Роман ежемесячно продает свой курс примерно 100 пользователям. За год его клиентами стало 1200 человек. После анализа продаж и оценки эффективности маркетинговых каналов для привлечения целевой аудитории Роман понял, что можно поднять ежемесячное количество продаж на 50%. Применим метод SMART.

Формулируем нашу цель:
«Привлечь 1800 новых покупателей в течение 2021 года».

Постановка целей по методу SMART позволяет установить, куда нужно идти, как это делать и что для этого нужно. Такой подход является гарантом достижения результатов. Используйте метод SMART для постановки рабочих, бытовых и стратегических целей и вы никогда не будете топтаться на месте.

Источник

SMART-цели: подробный обзор метода

В этой статье мы выясним, что представляют собой и как они формулируются, а также разберем их основные достоинства и недостатки.

Что такое (коротко)

— это максимально точные и конкретные цели, в которых нет никакой двусмысленности или неопределенности. Если, например, обычная цель может формулироваться как «повысить выручку магазина», то в формате SMART она будет звучать так:

Само слово smart (читается «смарт») переводится с английского как «умный». Термин представляет собой аббревиатуру, где каждая буква — это критерий, которому должна соответствовать цель. Чаще всего расшифровка аббревиатуры SMART выглядит так:

Считается, что правильно сформулированная цель должна отвечать всем этим требованиям или хотя бы большинству из них (более подробно мы разберем их в разделе «Критерии SMART»).

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Вот примеры целей, сформулированных по принципам SMART:

Такие предельно точные формулировки помогают создавать детальные планы и лучше контролировать процесс достижения цели. Используя технику SMART, мы словно разрабатываем алгоритм предстоящих действий: простой, понятный, исключающий какой бы то ни было элемент случайности. И чтобы достичь цели, достаточно следовать жестко заданным директивам этого алгоритма, не отклоняясь в сторону. Например:

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджментеПисатель запланировал «написать книгу объемом 240 тысяч слов за 4 месяца».
Следовательно, ему нужно каждый день писать по 2 тысячи слов,
не нарушая это правило.

хорошо подходят для краткосрочного планирования и для тех ситуаций, в которых более или менее можно прогнозировать результат.

плохо подходят для долгосрочного планирования и для планирования в условиях нестабильности и неопределенности. Например, вряд ли стоит планировать «рост продаж на 20% за три месяца», когда в мире разгорается экономический кризис.

История

Техника SMART стала применяться в примерно в конце годов прошлого века. Как и многие другие методики, она была позаимствована из бизнеса и управления предприятием (то есть обычного менеджмента).

Сама же технология SMART имеет долгую историю: ее идея «вызревала» фактически на протяжении всего XX века.

О том, что формулировка целей влияет на их достижение, говорилось давно. Особенно важную роль в этом вопросе сыграли исследования известного американского психолога Эдвина Локка. Например, в 1968 году он опубликовал статью «О теории мотивирования и стимулирования задачами» (Toward a Theory of Task Motivation and Incentives), где убедительно показал, что эффективность работы во многом зависит именно от правильной постановки целей.

Однако еще в первой половине XX века в бизнесе стала набирать популярность концепция «управления через цели». Ее разработкой, например, занимался такой видный теоретик менеджмента, как Питер Друкер (иногда ему ошибочно приписывают авторство самой системы SMART). При этом в деловой литературе все чаще упоминали важность отдельных : конкретности, измеримости, постановки дедлайнов

Заметим, что в отличие от популярной сегодня версии, у Дорана буква A означала не Attainable (достижимая), а Assignable (назначаемая). То есть, при постановке цели следовало сразу назначать того, кто будет отвечать за ее реализацию. Это требование остается актуальным для предприятий и государственного управления.

В 1985 году американский эксперт по менеджменту Кеннет Бланшар вместе с двумя соавторами выпустил книгу «Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство» (Leadership and the One Minute Manager). В ней упоминалась предложенная Дораном методика SMART, но уже немного в другой интерпретации.

Книга Бланшара стала бестселлером, что поспособствовало широкому распространению этой техники.

Достоинства метода

Популярность целеполагания по SMART во многом связана с тем, что эта техника очень облегчает процесс планирования и достижения цели. Вот только некоторые ее преимущества:

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Рассмотрим их чуть более подробно.

1. Отсев неудачных вариантов. Оценка достижимости и актуальности помогает еще в самом начале исключить те цели, за которые не стоит даже браться. Это позволяет избежать напрасной траты времени и сил.

2. Преобразование желаний в план по их исполнению. цели — это, по сути, уже и есть план, только описанный в самом общем виде. Его остается лишь детализировать и выполнить.

3. Профилактика прокрастинации. Технология SMART обеспечивает естественный переход от планирования к действию. Установка крайнего срока достижения цели (дедлайна) уже как бы подразумевает необходимость как можно скорее приступать к работе. Если же дедлайна нет, работу можно бесконечно откладывать на потом.

4. Удобство декомпозиции и планирования. Временные рамки и количественные показатели помогают сразу понять, на какие этапы или подзадачи следует разделить цель.

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Например, мы планируем «выучить 1000 новых английских слов за 4 месяца». Легко посчитать, что для этого нам каждый месяц нужно достигать одной и той же промежуточной цели: «в течение месяца выучить 250 новых слов».

5. Мониторинг движения к цели. Измеримость цели помогает отслеживать прогресс, что является отличным источником мотивации. А если в работе вдруг пойдет не так, мониторинг позволит сразу же это заметить.

6. Профилактика недобросовестной работы. Точная цель не позволяет «имитировать» работу. Если цель сформулирована как «писать статью», человек может написать одно предложение, а потом со спокойной совестью смотреть котиков на YouTube. Если же его цель «написать до вечера 2000 слов», он уже не сможет так легко себя обманывать.

7. Повышение шансов на успех. Все перечисленные выше факторы увеличивают вероятность того, что цель в итоге будет достигнута.

Критерии

Рассмотрим критерии SMART по порядку.

Конкретная (S — Specific)

Конкретная цель — это цель, которая подразумевает конкретный, очевидный и проверяемый результат.

Например, формулировка «поработать в саду» не подразумевает никакого внятного результата. Если человек придет в сад и просто два раза махнет лопатой, то при желании он может засчитать это как достижение цели. Все формальности соблюдены: он действительно был в саду и действительно работал.

Если же цель сформулирована как «покрасить в саду изгородь», то результат у такой работы будет более очевидным. Изгородь не покрашена? Значит, цель еще не достигнута. И если со стороны вдруг захочет проконтролировать работу, он легко сможет это сделать.

Этот помогает понять две вещи:

1. Чего мы на самом деле хотим.
2. В каком случае цель будет достигнута.

Кроме того, необходимость получить конкретный результат заставляет более честно относиться к своей цели. Когда такой результат не предусмотрен, человек может просто тянуть время, создавая видимость работы.

Нет:Да:
Выучить английскийНаучиться свободно читать художественную литературу на английском
Создать свой бизнесОткрыть магазин с чистой прибылью 400 тысяч в месяц
Соблюдать диетуИсключить из рациона все сладкое и мучное
Совершить путешествие по АфрикеПобывать в Кении, Зимбабве и Камеруне
Посадить на даче что-нибудь полезноеПосадить на даче лук, укроп и петрушку

Цель сформулирована правильно, если она понимается однозначно и не допускает разных интерпретаций. Например, формулировку «соблюдать диету» можно понимать как угодно: заменить эклеры круассанами, есть сладкое только по ночам (пока никто не видит) А вот формулировка «исключать сладкое и мучное» полностью перекрывает все эти лазейки.

Измеримая (M — Measurable)

Цель считается измеримой, если ожидаемый результат можно измерить и оценить. Чаще всего для этого используют количественные показатели: 30%, 100 тысяч рублей, 5 литров

Этот критерий делает цель еще более конкретной. Кроме того, он помогает отслеживать достижение цели и облегчает ее детальное планирование.

Нет:Да:
Повысить личный доходЗарабатывать 300 тысяч в месяц
Увеличить число подписчиковУвеличить число подписчиков в 3 раза
Научиться хорошо играть в ГоПолучить 1-й дан на KGS
Начать бегать по утрамПробегать каждое утро по 3 километра
ПохудетьПохудеть на 5 кг

Измерять цель можно не только в количественных, но и в качественных показателях. Например, для оценки знания английского языка больше подойдут уровни: Beginner, Elementary, Intermediate

Достижимая (A — Attainable)

Цель достижима, если для получения результата есть все необходимые ресурсы: время, силы, деньги, знания, социальные связи

Этот критерий помогает сразу выявить те цели, которые нам пока «не по плечу». Если не проверять цели на достижимость, можно потратить массу времени и сил, но так и не получить желаемого результата.

Это вовсе не означает, что нужно совсем отказываться от своих целей. Обычно достаточно их просто переформулировать и привести в соответствие со своими возможностями. Например:

Нет:Да:
Увеличить продажи на 50% к концу месяцаУвеличить продажи на 20% к концу года
Похудеть на 15 кг за неделюПохудеть на 5 кг за месяц
Создать свой интернет-магазинУзнать, как создавать интернет-магазины
Свозить семью на отдых на МальдивыСвозить семью на отдых в Геленджик
Купить замок в ШотландииКупить однокомнатную квартиру в Химках

Но тут нужно понимать, что «достижимость цели» понятие сугубо индивидуальное. Например, для бизнесмена из списка Forbes покупка замка в Шотландии может быть вполне рядовой задачей.

Актуальная (R — Relevant)

Актуальность цели означает, что эта цель действительно важна. А важной она будет в двух случаях:

Этот критерий играет примерно такую же роль, что и достижимость: помогает отсеять те варианты, за которые лучше не браться. Ведь даже если неактуальных целей и получится достичь, они не принесут ничего, кроме разочарования.

Если возникают сомнения в актуальности цели, можно поставить небольшую «проверочную цель». Например:

Нет:Да:
Внедрить «Крутую CRM» в своей компанииПоработать с «Крутой CRM» две недели
Завести свою фермуУстроиться на время отпуска разнорабочим на ферму
Выучиться на программистаМесяц позаниматься на курсах программирования
Создать и раскрутить Youtube-канал о рыбалкеСнять один ролик о рыбалке
Взять годовой абонемент в тренажерный залПозаниматься две недели дома с гантелями

Проверять на актуальность можно не только саму цель, но и способы ее достижения. Например, цель «зарабатывать больше денег» достигается разными путями:

Некоторые из этих способов будут для нас приемлемы, а другие — нет.

Ограниченная во времени (T — )

Этот критерий означает, что у цели должен быть дедлайн, то есть крайний срок ее достижения. Например: сделать до вечера, сделать к понедельнику, к концу года, к 25 октября

Для чего это нужно?

, для профилактики прокрастинации. Если у цели нет временных рамок, она воспринимается как необязательная. А это значит, что все мероприятия по ее достижению можно бесконечно откладывать и затягивать.

, временные рамки помогают грамотно распределять усилия и более точно планировать рабочий процесс. Если, например, нужно достичь цели в течение месяца, мы легко можем рассчитать тот объем работы, который должны выполнять за неделю или за день.

Нет:Да:
Похудеть на 10 кгПохудеть на 10 кг к лету
Сделать в квартире ремонтСделать ремонт ко Дню рождения жены
Создать сайтСоздать и запустить сайт до 11 февраля
Доделать иллюстрации для ОлегаДоделать иллюстрации для Олега к 18–00
Построить загородный домЗакончить строительства дома до 2021 года

Алгоритм постановки

Возникает закономерный вопрос: как сформулировать цель, чтобы одновременно учесть все перечисленные критерии?

В этом разделе мы рассмотрим простой алгоритм из семи шагов, который поможет быстро превратить любые желания или потребности в классические (этот процесс называется «смартированием»). В общем виде он выглядит так:

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Хотим обратить ваше внимание на небольшой нюанс. При знакомстве с методикой у многих складывается впечатление, что формулировку цели нужно обязательно начинать с буквы S и обязательно заканчивать буквой T. На самом же деле порядок букв в слове SMART обусловлен исключительно удобством запоминания, а применять сами критерии можно в любом порядке. В нашем же алгоритме целеполагания порядок будет такой: RSMTAR.

Шаг 1. Сформулируйте потребность

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Для начала сформулируйте свою потребность (желание, мечту, идею) в произвольном виде. Пока не нужно обращать внимания на сами формулировки целей. Просто спросите себя: чего я вообще хочу?

Это будет «исходный материал» для дальнейшей работы.

Шаг 2. Проверьте ее на актуальность

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Теперь нужно разобраться, действительно ли эта цель так важна. Для ее анализа используйте следующие вопросы:

— Зачем мне это делать?
— Почему я собираюсь это делать?
— Я хочу это сделать, чтобы… что?

В некоторых случаях эти вопросы придется задать несколько раз, чтобы добраться до первопричины. Если в конце этой цепочки вопросов и ответов находятся ваши истинные желания, реальные потребности или глобальные жизненные ценности, то цель для вас действительно актуальна.

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Если нас терзают сомнения, мы можем создать небольшую «проверочную» цель.

Допустим, мы не уверены, что хотим «научиться хорошо рисовать». Для проверки создадим такую задачу: «позаниматься две недели по простой программе самообучения» (например, по книге Марка Кистлера). И если результат нам понравится, мы уже можем спокойно запланировать более амбициозное: платные курсы, занятия с педагогом

Шаг 3. Сделайте цель конкретной

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Подумайте: по каким признакам вы поймете, что цель достигнута? Как будет выглядеть результат? Что вы готовы считать критерием качественно выполненной работы?

Цель:Ожидаемый результат:
Издать сборник своих стиховТвердая обложка, качественная бумага, красивые иллюстрации. Не стыдно подарить друзьям
Больше зарабатыватьДенег хватает не только на жизнь, но и на путешествия
ПохудетьНе испытываю комплексов на пляже и в спортзале
Научиться играть на гитареМогу исполнять под гитару любимые песни

Представьте, что ваше желание будет исполнять Золотая Рыбка. Как сформулировать для нее задание, чтобы результат вас не разочаровал? Имейте в виду, что рыбка не умеет читать мысли: все нужно выразить с помощью слов.

Шаг 4. Определите количественные показатели

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Можно ли в измерить тот результат, который вы сформулировали на предыдущем этапе? Какие показатели вам нужны, чтобы достичь этого результата?

Обычная цель:Измеримая цель:
Больше зарабатыватьЗарабатывать не менее 300 тыс. в месяц
ПохудетьПохудеть на 12 кг
Научиться играть на гитареРазучить аккомпанемент к 50 самым любимым песням

Числа нельзя брать наугад: они должны быть обоснованы и непременно приводить к результату, который мы наметили на прошлом этапе. Здесь можно ориентировать на три вещи: математику, опыт (свой или чужой) и объективные факты об окружающем мире.

Например, чтобы узнать, на сколько именно килограммов нужно похудеть, следует предварительно рассчитать свой нормальный вес (скажем, по формуле ИМТ). А если мы хотим читать художественную литературу на английском, нам нужно выяснить, какой уровень знания языка соответствует этому результату.

Шаг 5. Установите дедлайн

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Теперь нужно установить крайний срок достижения цели. Посчитайте, сколько времени потребуется для достижения тех показателей, которые вы нашли на прошлом этапе.

Обычная цель:Цель с дедлайном:
Больше зарабатыватьЗарабатывать не менее 300 тыс. в месяц через полгода
ПохудетьПохудеть на 12 кг к лету
Научиться играть на гитареРазучить аккомпанемент к 50 самым любимым песням за 4 месяца

Опять же: все сроки желательно обосновать, а не брать их наугад. Например: почему я хочу похудеть именно к лету? Чтобы не стыдно было носить летнюю одежду и появляться на пляже.

Но чаще всего срок просто определяется тем временем, за которое можно достичь требуемых показателей. Здесь опять же следует опираться на математику, опыт и общеизвестные факты.

Например, если мы физически способны писать по 1000 слов в день, то на книгу объемом в 200 тысяч слов у нас уйдет примерно 6–7 месяцев. А если, например, мы собрались худеть, нам нужно уточнить у специалиста, с какой скоростью можно снижать вес без ущерба для здоровья (и какую диету для этого следует выбрать).

При постановке дедлайнов нельзя рассчитывать на «идеальный сценарий»: всегда может пойти не так. Рекомендуется добавлять к намеченным срокам небольшой запас времени (до 20–40%).

Шаг 6. Проверьте достижимость цели

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Если на предыдущих этапах вы правильно рассчитали время и количественные показатели, этот этап вам может и не понадобиться. Но все же рекомендуем подумать над следующими вопросами:

Если ресурсов не хватает, потребуется сформулировать подготовительную цель, направленную на их получение. Например, если у нас недостаточно знаний, чтобы «создать сайт», мы можем «записаться на курсы » или «почитать статьи о создании сайтов».

Шаг 7. И еще раз актуальность

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Теперь вы примерно представляете, сколько времени и сил потребуется на достижение цели. Подумайте над следующими вопросами:

Если ответ на все эти вопросы положительный, то сформулирована. Можно смело переходить к ее детальному планированию.

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Альтернативные варианты расшифровки SMART

Тот вариант метода SMART, который мы разобрали в этой статье, считается сегодня одним из самых популярных. Однако он не является единственным. В некоторых источниках аббревиатура SMART расшифровывается и строится из совсем других критериев.

В этой таблице мы собрали все самые распространенные варианты расшифровки:

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Кроме того, некоторые авторы немного «дорабатывают» само слово SMART и получают другие аббревиатуры. Вот самые распространенные из них:

SMARTER. Добавлены критерии Evaluated (оцениваемая) и Reviewed (пересматриваемая). Это означает, что каждый этап достижения цели можно оценивать, а саму цель — периодически корректировать.

Другой известный вариант: Ecological (экологичная) и Recorder (записанная). Экологичность цели означает, что она не мешает другим целям и соответствует ценностям и характеру человека.

SMARTTA. Добавлены критерии Trackable (отслеживаемая) и Agreed (согласованная с другими целями).

SMARRT. Добавлен параметр Realistic (реалистичная).

Недостатки метода

В наши дни систему SMART очень часто идеализируют и преподносят как универсальное и безотказное средство достижения успеха. А в результате у читателя создается ложное впечатление, что каждую цель обязательно нужно смартировать, иначе ее не достичь.

На самом деле это не так: технологии SMART полезны далеко не во всех случаях. И несмотря на их достоинства, у них также есть и множество недостатков. Вот лишь некоторые из них:

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Однако наш мир во многом построен на случайностях. И если обстоятельства вдруг меняются (а это происходит не так уж редко), все наши грандиозные планы по достижению «конкретных и измеримых целей» могут рассыпаться, как карточный домик.

2. Игнорирование благоприятных возможностей. Случайности в этом мире бывают двух типов: неприятности и благоприятные возможности. Неприятности искать не надо: они находят нас сами. А вот благоприятные возможности обычно нужно «высматривать», иначе мы рискуем их упустить.

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Но целеполагание по SMART формирует у нас вроде «тоннельного зрения». Мы фокусируемся лишь на том результате, который наметили, и зачастую игнорируем все остальное.

3. Непригодность для долгосрочных целей. Чем больше времени проходит, тем сильнее меняется все вокруг: рынок, технологии, подходы к работе, законодательство

Чем больше срок достижения «умной цели», тем выше вероятность, что наши планы сорвутся. И тем выше вероятность, что к моменту достижения цель полностью потеряет свою актуальность.

4. Игнорирование более эффективных решений. Сосредоточившись на уже утвержденном плане работ, мы часто перестаем думать о том, как достичь своей цели более простыми и эффективными способами.

5. Предсказуемость. именно предсказуемость считается одним из достоинств модели SMART: мы точно знаем, что будем делать и на какой результат можем рассчитывать.

smart что это в менеджменте. Смотреть фото smart что это в менеджменте. Смотреть картинку smart что это в менеджменте. Картинка про smart что это в менеджменте. Фото smart что это в менеджменте

Но в условиях конкуренции это достоинство превращается в опасный недостаток: конкуренты легко могут просчитать наши дальнейшие действия и разработать эффективную контрстратегию.

В действительности внутренний мир человека так же подвержен влиянию случайности, как и внешний. У нас регулярно бывают перепады настроения, периоды упадка сил и другие неприятности. В результате измеримость и конкретность легко может разбиться об приступ прокрастинации или какой-нибудь осенней хандры.

7. Стремление к упрощению. Человек, который постоянно использует принципы SMART, волей или неволей начинает упрощать свои цели. И это понятно: чем проще цель, тем легче подогнать ее под и тем легче ее достичь.

Очень показательная в этом плане история произошла в компании «General Electric», в которой была частью корпоративных стандартов.

Однажды у двух подразделений компании наметились серьезные проблемы. Тогда у этих подразделений спросили, какие они в настоящий момент перед собой ставят. Оказалось, что их цели были примерно такие:

Проблем подобные цели, разумеется, не решали. Однако они легко формулировались и помогали быстро получить результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *