сколько времени должен читать первоклассник каждый день
Сколько времени должен читать первоклассник каждый день
Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня. В начальной школе детей поджидает срез по технике чтения: с её помощью учитель проверяет, как быстро школьник вникает в текст и может ли воспринимать его без ошибок. Вместе с преподавателем Полиной Булатовой выбрали способы, которые помогут улучшить скорость чтения в начальной школе всего за 10-15 минут в день.
Источник
Скороговорки
Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.
Примеры скороговорок
Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.
Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.
Дыхание
Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе.
Источник
Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.
Таблицы Шульте
Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.
Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.
«В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Полина Булатова. — Но удобнее скачать приложение на мобильный телефон (AppStore, GooglePlay) и тренировать навык, как появится время: в очереди к врачу, в паспортном столе или магазине».
Целые слова
Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.
Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».
Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.
Лесенки из слов
Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:
Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.
Источник
Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книге «Скорочтение».
Сколько слов в минуту должен читать первоклассник
Сколько слов в минуту читает первоклассник — показатель, который педагоги считают важным на начальном этапе обучения. Скорость чтения начинающего школьника свидетельствует о его способности воспринимать информацию. Но при этом недостаточно просто бегло прочитать предложенный текст, его необходимо понять и суметь проанализировать.
Еще со старших групп детского сада родители стараются подготовить свое чадо к предстоящей учебе в школе. Чтобы в первом классе ему было легче постигать азы новых наук, взрослые стараются либо собственными силами, либо, прибегнув к помощи учителей и репетиторов, научить ребенка дошкольного возраста читать, считать, знать состав числа до 10 и писать. В большинстве случаев это хорошая помощь для детей, вселяющая в них уверенность в своих силах с первых учебных дней, но нередко благая инициатива выходит боком – первокласснику в течение первого года просто неинтересно учиться.
Что должен уметь будущий первоклассник
При наборе школьников в первый класс не предполагается проведение каких-либо вступительных экзаменов или тестирований на определение уровня знаний ребенка. При этом некоторые российские школы все же применяют по отношению к первоклашкам ряд негласных требований: знание элементарных геометрических фигур, умение считать от 1 до 20 по порядку и в обратном направлении, а также распознавать деревья и кустарники по их плодам и листьям. Чаще всего с этим у вчерашних детсадовцев проблем не возникает. Умение читать так же не является обязательным при приеме в первый класс, но приветствуется многими учителями, потому что уже после первого полугодия именно скорость чтения становится главным показателем успеваемости.
Сколько знаков в минуту должен читать первоклассник
На протяжении всей начальной школы учитель будет мониторить технику чтения ребенка. Ни сколько слов в минуту должен читать ученик, ни сколько первоклассник должен читать в день, Федеральный государственный образовательный стандарт России не уточняет. Требования в современной образовательной системе предъявляются только к качеству самого чтения. Так, при оценивании, которое в первом классе в соответствии с нормами как раз отсутствует, необходимо учитывать:
Для учащихся начальной школы нет единой образовательной программы, как в советское время, а существующие предполагают разную специфику обучения и по-разному подходят к нормам техники чтения у детей.
Так, в традиционной программе «Школа XXI века» уточняется, что в конце первого класса ребенок должен читать 30 слов в минуту, в других программах цифра может превышать и 40 слов. А в давние добрые времена, когда образовательная программа была единой для всех, нормой считалось прочтение 47 слов за время, пока в песочных часах пересыпался песок.
В среднем норма слов в минуту для первоклассника следующая:
Требования к текстам
Оценивание техники чтения первоклассника должно быть объективным, а значит и тексты должны соответствовать возрасту и способности ребенка понять прочитанное. Поэтому произведение не выбирается наобум, оно должно подходить под целый перечень требований:
Как помочь ребенку научиться читать быстро и осознанно
Ни один педагог не сможет с точностью сказать родителям, как много нужно первокласснику читать, чтобы делать это быстро и осознанно. Не уточняется этот момент ни в школьных программах, ни в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Ответ на вопрос, сколько страниц в день должен читать первоклассник, всегда будет индивидуальным: кому-то и 3-5 страниц в день будет достаточно, а другим этого будет мало.
В целом, ребенок в первом классе должен читать ровно столько, сколько позволяют его возможности, навыки и желание. Психологи и педагоги не рекомендуют перегружать ребенка чтением, потому что это может сыграть злую шутку – у школьника появится неприязнь к книгам, побороть которую впоследствии будет крайне сложно. Гораздо более эффективно уделять внимание чтению регулярно, то есть ежедневно и понемногу.
Кроме того, попробуйте подойти к необходимости читать в игровой форме. Есть несколько вариантов, которые ускорят технику чтения и научат понимать смысл прочитанного, что немаловажно.
Рекомендации по технике чтения в 1 классе
Умение читать − один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения.
Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого учителя
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно: осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал); скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени); способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами); выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения); правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались. Текст должен быть размещен на одной странице. Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку. Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения—25-30 слов в минуту.
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС в 1 классе
Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«Просто чудо!» Более 20 слов Более 40 слов
«Это здорово!» 16-20 слов 31-40 слов
«Замечательно» 10-15 слов 25-30 слов
«Эх, маловато!» Менее 10 слов Менее 25 слов
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр. Вот некоторые из них:
Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
2) Чтение перед сном.
3) Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
4) Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
5) Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
6) Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
7) Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Тексты, которые можно использовать для техники чтения
Техника чтения за II четверть
Юля и Юра – юные натуралисты. Они любят природу. Юля и Юра наблюдают и ухаживают за животными в живом уголке.
У Юли мама умеет шить. Она сшила Юле юбку, а папе брюки. Мама учит Юлю шить одежду для кукол. Летом Юра и Юля ездили на юг. Каждое утро они бежали к морю и любовались кораблями. Потом Юля собирала на берегу ракушки, а Юра нашёл морскую звезду.
Техника чтения за III четверть
Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камнями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Техника чтения за IV четверть
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая
убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекозаихвсехперекусает.Азлая стрекоза
садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
Сколько нужно читать и почему это важно
Рассказываем, как чтение влияет на мозг
Пословица гласит: «Кто много читает, тот много знает». Почему это так? Вместе с экспертами разбираемся, действительно ли чтение делает нас умнее, сколько страниц в день нужно читать и как сделать чтение максимально эффективным и для детей, и для взрослых.
Кстати, сейчас мы запустили бесплатный email-курс для тех, кто пока ещё не совсем хорошо читает (или вообще нет). Пять творческих и простых занятий, чтобы научить ребёнка читать осознанно и с интересом. Подписывайтесь!
нейробиолог, дефектолог, кандидат биологических наук,
руководитель «Центра коррекционных и развивающих технологий»
🧠 Чем чтение полезно для мозга
Формирует нейронные связи
Нейробиологи давно выделяют несколько видов интеллекта и даже фиксируют различия с помощью электроэнцефалограммы: человеку надевают датчики и предлагают выполнить задания разного типа. Программа показывает, какие зоны мозга в первую очередь реагируют на определённый вид задач. Так по карте мозга определяют ведущие типы интеллекта обследуемого.
Вы можете с трудом понимать математику, но быть очень эмпатичным, если у вас развит эмоциональный интеллект. В быту умный — это не тот, кто умеет написать уравнение окислительно-восстановительной реакции, а тот, кто знает, когда смолчать, что кому сказать. Людей с одним видом интеллекта не бывает, каждый тип интеллекта развит в какой-то степени.
Напрямую чтение и интеллект не связаны, но если рассматривать мозг как нейросистему, то польза от чтения заметна. Когда я учусь танцевать сальсу или плести корзины, в моём мозге образуются новые нейронные связи.
То же самое происходит при чтении. Освоение нового даёт прирост к интеллектуальной сфере на клеточном уровне, но читать ради количества прочитанного не имеет смысла.
Лучше всего осмыслять, обсуждать прочитанное и пытаться применить на собственном опыте — тогда в мозге сформируется наибольшее количество связей.
Некоторым людям трудно воспринимать печатный текст. У них мы диагностируем синдром скотопической чувствительности или дислексию. Если процесс чтения для вас мука, стоит слушать аудиокниги, а при чтении текста выбирать короткие новеллы, а не романы.
Люди, которые не любят читать, всё равно читают, например, посты в социальных сетях. В спектре моих интересов смешные короткие рассказы на злобу дня и всё, что связано с дефектологией и нейробиологией, а также статьи про вирусы. Я читаю материалы в интернете и бумажные книги. При этом если после нескольких страниц книга не зацепила, я её читать не буду.
Пробуждает и развивает воображение
Специалист в области литературы, сотрудник Мичиганского университета Натали Филлипс инициировала эксперимент с использованием МРТ. Испытуемым предлагали прочесть отрывок художественного произведения в камере аппарата магнитно-резонансной томографии. Выяснилось, что чтение для удовольствия стимулирует разные отделы мозга. У испытуемых усиливалось кровоснабжение областей, которые не задействуются при просмотре видео или во время компьютерных игр.
Стимулирует мозговую активность
Психофизиологи заметили, что неожиданные окончания фраз или несуществующие слова при чтении повышают активность различных зон мозга. Такими примерами чаще изобилуют стихи: у В. В. Маяковского « молоткастый, серпастый советский паспорт» или у А. А. Ахматовой «Всё в Москве пропитано стихами, рифмами проколото насквозь». Именно поэтому поэзия имеет более сильный и продолжительный эффект, чем проза.
📚 Сколько книг нужно читать в год
Успешные предприниматели: Илон Маск, Билл Гейтс, Уоррен Баффет читают книги и периодику по несколько часов в день — до 100 книг в год. Опрос ВЦИОМа в 2019 году показал, что читающие россияне «проглатывают» около 12 книг за год, а если не сидят в интернете, вдвое больше — по полкниги в неделю.
📅 Сколько времени нужно читать в день
Средняя скорость чтения взрослого человека около 50 страниц в час. Книгу объёмом 250 страниц можно осилить за неделю, если уделять этому занятию чуть меньше часа в день. Сколько времени посвящать чтению, каждый решает сам. Если уделять книгам час каждый день, вы приблизитесь к показателям известных богатых людей.
преподаватель «Фоксфорда», кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ, редактор журнала «Лиterraтура»
Можно вообще не читать. Я знал людей, которые практически ничего не читали, не смотрели и не слушали, тем не менее, в общении они могли показать себя интересными собеседниками (но не в плане разговоров о культуре) и тонкими психологами — знатоками человеческих душ.
Но есть один нюанс. С такими людьми лучше не обсуждать литературу, кино и музыку — они демонстрируют настолько странные вкусы, что дальнейшее общение может стать невозможным. И это неудивительно — вкус, умение разбираться в чём-либо, например, в искусстве, развивается именно в процессе потребления этого искусства.
Ну и ещё один небольшой момент: если вы сами сильно увлекаетесь чем-нибудь, например, астрофизикой и жаждете об этом говорить, то, естественно, вам будет более приятен тот собеседник, с которым вы сможете это обсудить.
Впрочем, если вы интроверт, то не имеет значения, читал ли что-либо ваш собеседник. Скорее всего, вы и так не будете тяготеть к общению.
Чтение и прочее культурное потребление, конечно, развивает, формирует интеллект и вкус, в этом смысле да, если понимать разумность как совокупность знаний. Однако, как сказал Гераклит, «многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея», намекая на то, что лучшие эрудиты того времени были дураками.
В общем, чтение даёт базу и стимул к развитию, но если ума нет, то его и не будет.
Сколько должен читать первоклассник
Вопрос «Сколько должен читать первоклассник» мучает многих родителей. Причем вопрос следует разделить на две части: сколько читает первоклассник в начале года и в конце года.
Если мы говорим про бывшего детсадовца, который 1 сентября впервые пойдет учиться, то сразу оговоримся — он никому ничего не должен. Ни писать, ни знать таблицу умножения, ни тем более читать. Это входит в школьную программу первого класса и ребенок, который все умеет, рискует на уроках заскучать.
У нас в некоторые школы дети проходят вступительные экзамены, хотя по закону они запрещены. Безусловно, в престижную гимназию, ребенка, впервые видящего буквы, навряд ли возьмут. В Европе, например, первоклашка должен знать алфавит, но не более того. Про цифры и письмо речь не идет. А американских педагогов, скорее, интересует, часто ли родители проводят время с детьми, посещают зоопарк, детские парки, часто ли смеются, а не формальные вопросы скорости чтения и познаний мира у ребенка.
Что спрашивают с его российского ровесника? Счет от 1 до 20 и в обратном порядке, знать название фигур вплоть до ромбов и параллелограммов, различать деревья по плодам и листьям и прочее.
Сколько должен читать первоклассник и как быстро в конце года — уже другой разговор. Здесь мы говорим о нормативах. Причем в федеральных государственных стандартах скорость чтения не прописана. Дословно: «В результате изучения литературного чтения ученик должен… читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости)».
Однако нормативы техники чтения можно найти в программе, по которой проходят занятия в школе. Например, в традиционной программе «Школа XXI века» указано, что к концу первого класса ребенок должен читать 30 слов в минуту. В других программах можно найти цифру в 40 слов. Не многим меньше, чем мы, родители, читали в свое время. Все, наверное, помнят песочные часы и рубеж в 47 слов, которые нужно было преодолеть, пока они идут.
Стоит учитывать и направленность класса или особенности ребенка. К ученику коррекционного класса предъявляются требования на порядок ниже требований к ученику гимназии.
А что, если ребенок читает меньше? Оценки в первом классе не ставят. Учитель лишь делает пометку: «справился — не справился». Самое главное, чтобы первоклассник понимал текст, воспринимал его и мог пересказать смысл. При определении результата учитываются:
Скорость чтения у ребенка постоянно мониторится. После каждой четверти, за исключением первой, делаются замеры. Например, к концу первого полугодия учебного года школьник должен читать со скоростью не менее 20 слов в минуту. При этом, приоритетнее правильное произношение слов, нежели скорость. К завершению третьей четверти скорость должна увеличиться — до тридцати пяти, а к окончанию первого класса — до сорока слов в минуту, и ребенок должен читать не по буквам, а по слогам, а желательно словами.
Надо заметить, что тексты различаются своей сложностью и смыслом. Ведь важно не только прочтение, но и умение ребенка осмыслить прочитанное. В начале обучения дается совсем простой текст — слова в предложениях состоят из простых слогов или слогов с одинаковыми гласными, например, ма-ма, ка-ша, ра-ма. Постепенно слоги усложняются. Затем добавляются многосложные слова, слоги с шипящими. В конце первого класса детям предложат стихи.
Школа, безусловно, учит ребенка, однако привить любовь к чтению, книгам, относится в первую очередь к сфере обязанностей родителей. Помните, что видя перед собой маму или папу, увлекающегося чтением, ребенок потянется к книгам, и перед ним откроется удивительный мир прозы и стихов.
Автор — Мария Даниленко.