сколько дней возврат товара в ашане
Как сделать возврат товара в Ашан
Сеть магазинов «Ашан» предоставляет своим покупателям широкий спектр различных товаров. Из-за масштабов бренда и количества торговых точек, периодически с продукцией возникают проблемы. Можно ли вернуть товар в Ашан?
Какой товар можно вернуть
Возврат товара в Ашан ничем не отличается от возврата вещей в любой другой магазин, функционирующий на территории Российской Федерации. Любой неликвидный товар, либо вещи с дефектами производства, должны быть приняты магазином для возврата в разумные сроки. Вещи, возвращаемые в гарантийный срок, проблем и недочётов могут не иметь, если они не включены в перечень невозвратных.
Список невозвратных товаров
Ашан не может своими внутренними правилами установить, какие товары они не будут обменивать в случае отсутствия дефектов. Список невозвратных объектов чётко определён на законодательном уровне:
Все вышеперечисленные вещи можно вернуть в магазин, если были обнаружены дефекты. Главное – вложиться в срок, установленный законом о защите прав потребителей или гарантией.
Здесь информация о том, какая статья предусмотрена за навязывание услуг.
А тут как сделать возврат товара в ДНС.
Условия возврата
Чтобы вернуть в магазин товар ненадлежащего качества, покупатель должен:
Для возврата товара надлежащего качества покупателю нужно:
Порядок возврата товара
Первым делом нужно определить, по какой причине будет возвращён товар. Если вещь просто не подошла, по тем или иным причинам, и покупатель уверен, что её нет в списке невозвратных, а срок (две недели) ещё не подошёл к концу, тогда алгоритм действий будет следующим:
Другой вопрос – как вернуть товар ненадлежащего качества? Чаще всего, если дефект обнаруживается в гарантийный срок, его возвращают без проблем, а вот возврат даже на следующий день по истечению двух недель может вызвать проблемы. Порядок действий в случае обнаружения недочётов в приобретённой вещи должен быть таким:
Как вернуть товар заказанный через интернет
В Ашане есть возможность купить товары через интернет. Если покупка была совершена именно таким образом, то на неё распространяются те же нормы закона, как и на процесс купли-продажи в магазине.
Есть несколько нюансов, которые стоит учесть:
Магазин не принимает возврат — как быть?
Если магазин отказывает в возврате без объективных причин, нужно сразу потребовать письменный отказ, заверенный подписями уполномоченных лиц. Только получив этот документ, можно предпринимать более решительные действия.
Есть два варианта событий: внесудебный и судебный.
Заключение
В практике сложилось так, что вернуть товар в магазин, объединённый большой сетью, намного проще, чем в одиночные точки продажи. Сеть Ашан редко начинает спорить с покупателем, не желая портить своё честное имя. Если вам нужно вернуть объект, и вы уверены, что все условия возврата соблюдены, можете смело обращаться к менеджеру.
Как сделать возврат товара в магазине «Ашан»? Условия и сроки
Приобретая товары в гипермаркете Ашан каждый может столкнуться с необходимостью вернуть или обменять что-то: продукт оказался некачественным, а детская игрушка не понравилась имениннику.
Отношения между продавцом и покупателем торговой сети регулируются Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»: правила возврата будут отличаться для различных категорий товаров, а также при возникновении претензий к качеству.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Можно ли по закону вернуть/обменять продукцию, купленную в магазине?
Возврат в Ашане происходит в рамках закона, поэтому процедура не отличается от правил, действующих для других торговых сетей.
Качественную
Также нельзя отказаться от приобретения товара, если кассовый чек уже был выбит. Согласно ст. 25 Закона о «ЗПП», покупатель имеет право на возврат или обмен непродовольственного товара надлежащего качества в том случае, если он не подошел по цвету, размеру или фасону.
Возврат может быть произведен, если:
Руководствуясь Постановлением Правительства № 55 компания Ашан не принимает к возврату непродовольственные товары надлежащего качества, так как они входят в перечень невозвратных:
Ненадлежащего качества
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о «ЗПП», продажа товара ненадлежащего качества дает потребителю право на:
Если покупатель самостоятельно не может или не хочет заниматься решением данной проблемы, он может затребовать полный возврат и отказаться от заключенного договора купли-продажи. Технически-сложные товары возвращаются только на основании независимой оценки: продавец должен провести такую экспертизу за свой счет в течение срока гарантии.
Если в результате экспертизы установлено, что недостатки возникли не по вине продавца или после передачи товара покупателю, то потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также на хранение и транспортировку товара.
Потребитель может сделать экспертизу за свой счет и предоставить её результаты в магазин, в котором был приобретен товар, если срок гарантии уже прошёл. В случае, если будет подтвержден брак производства, то продавец возмещает покупателю стоимость изделия и стоимость экспертизы.
Условия и сроки
Заявление о возврате качественного непродовольственного изделия принимается в течение 14 дней, не учитывая день покупки. Для товаров ненадлежащего качества возврат разрешается в течение гарантийного срока, но необходимы доказательства наличия брака или производственного дефекта.
Можно ли возвратить без чека?
Согласно п. 1 ст. 25 Закона «О ЗПП», отсутствие чека не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания. Для этого нужно написать заявление на возврат без чека, форма которого должна быть предоставлена администратором магазина.
Как вернуть?
В розничную сеть
Покупателю необходимо прийти в магазин с подготовленными документами. Для возврата изделия необходимо соблюдение следующих условий:
Если Вы хотите вернуть вещь в связи с обнаружением каких-либо дефектов, то необходимо:
Обычно, для продовольственных некачественных товаров возмещение осуществляют сразу, возвращая денежные средства покупателю или предлагая обмен на аналогичный товар. По решению администратора магазина для непродовольственных изделий возможно проведение независимой экспертизы в течение 30-ти дней.
В интернет-магазин
Возврат товара, приобретенного с помощью услуг онлайн-торговли, почти не отличается от обычного: при повторном посещении магазина покупатель должен предоставить электронный чек, рассылка которого происходит после осуществления доставки, если покупка была оплачена онлайн, или кассовый чек, который должен предоставить курьер при приеме денежных средств.
Согласно ст. 26.1 Закона о «ЗПП», потребитель вправе отказаться от товара в течение семи дней с момента его передачи.
Через сколько дней должны отдать наличные деньги или перечислить на карту?
Согласно ст. 22 Закона о «ЗПП», требование потребителя о возврате уплаченных денег подлежит удовлетворению в срок не позднее 10-ти дней. В магазине Ашан этому правилу следуют, причем если товар был оплачен наличными, то в большинстве ситуаций возврат денег произведут в тот же день.
Статья 22 ЗоЗПП. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Если при покупке был использован безналичный способ оплаты, то денежные средства будут перечислены в течение 10-ти дней.
Что делать, если отказали?
Если объективных причин для отказа нет, то необходимо потребовать письменный отказ уполномоченного лица – с этим документом, а также кассовым чеком, можно написать претензию на имя Директора магазина, которую он обязан рассмотреть в течение 3-х рабочих дней.
В случае повторного отказа или при отсутствии ответа, с этими документами необходимо обратиться в отделение Роспотребнадзора, специалисты которого после рассмотрения заявления начнут собственное расследование. Если же решение о возврате не удовлетворено и в этом случае, то необходимо обращаться в прокуратуру и в суд.
Для крупных торговых сетей очень важно поддерживать свой имидж и сохранять доверие потребителей, поэтому в магазинах Ашан очень часто идут навстречу покупателю и помогают в возврате качественного и недоброкачественного товара. И если вы уверены в соблюдении всех требований законодательства, то можете без раздумий обращаться за возвратом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что делать, если товар из Ашана вам не подошел или не понравился? Сроки, условия и процедура возврата
«Ашан» – крупная и развитая торговая сеть, которая многим людям позволяет приобрести необходимые товары. Но бывает такое, что купленная вещь не подошла или обнаружились скрытые дефекты. В этой статье рассказывается при каких условиях можно вернуть покупку и как это сделать на законных основаниях.
Условия
Отношения между продавцом и покупателем в торговых точках регламентируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей». Поскольку «Ашан» является крупной торговой сетью и бережет свою репутацию, его сотрудники и руководство склонны идти навстречу при появлении претензий к купленной вещи.
Есть основные две причины, по которым обычно возвращаются покупки:
В каждом из этих случаев потребитель может обратиться в магазин. Право вернуть не подошедший товар подтверждено статьей 502 Гражданского кодекса РФ и статьей 25 Закона «О защите прав потребителей». Но при этом товар не должен принадлежать к категории невозвратных, куда входят:
В случае, если не устроил цвет, размер или просто приобретение оказалось не нужным, сотрудники торговой сети могут согласиться на возврат, если не истек гарантийный срок. С возникшими дефектами вещь также подлежит обмену, но вот если период гарантии уже истек, эта процедура может оказаться для покупателя гораздо сложнее. Однако, закон в данном случае на его стороне.
Если принято решение о возврате товара, нужно предварительно:
Если вещь надлежащего качества, но покупатель все равно хочет ее вернуть, должны быть соблюдены еще несколько правил:
Можно ли вернуть без чека?
Даже если документов об оплате на руках нет, можно вернуть товар в «Ашан». Это право установлено законом, о чем надо напомнить сотруднику торговой сети, если он откажется возвращать деньги за товар.
Стоит учитывать, что, даже если чека на руках нет, все остальные требования к вещи должны быть соблюдены – не истекший гарантийный срок и сохранность упаковки.
Если оплата произведена по безналичному расчету, надо взять выписку из банка о снятии средств.
Без квитанции об оплате покупку должен подтвердить свидетель, так что в идеале лучше возвращать вещь в самые крайние сроки с момента покупки. При предъявлении претензии продавец обязан проверить по внутренней документации вашу покупку и, если слова свидетеля подтвердятся чеком магазина «Ашан», совершить возврат денег или обмен.
Сроки
Перед тем как возвращать покупку, нужно ознакомиться с тем, сколько дней дается на осуществление этой процедуры. Стандартный период времени, за который надо вернуть качественный товар – 14 дней с момента покупки. Причем, сама дата осуществления сделки не учитывается.
В случае, если куплена техника, бытовой прибор или иной предмет, у них, как правило, есть сроки гарантии. Гарантийный период обычно – от 1 до 3 лет. Если по независящим от вас причинам за это время прибор сломался, можно сдать его по гарантии. При этом вещь либо отремонтируют, либо, когда это невозможно, заменят или вернут деньги. Главное – не потерять гарантийный талон и при покупке проследить за его надлежащим заполнением.
Как осуществить?
Если покупка оказалась ненужной, выполняются следующие действия:
Если вещь ненадлежащего качества вместо заявления пишут претензию о некачественном товаре. Кроме того, возможно, потребуется проведение экспертизы, которую осуществляет и оплачивает фирма-продавец, в нашем случае «Ашан».
Больше о правилах возврата товара в различные розничные магазины мы рассказывали тут.
Что делать, если отказали?
Такое тоже случается. Даже когда соблюдены все условия и некачественность вещи очевидна, продавец может упорно отказываться признать это. В таком случае на помощь потребителю приходит закон «О ЗПП». Итак, когда получен отказ в возврате вы должны:
Если и в этом случае справедливость не восторжествовала, покупатель имеет полное право направить иск в суд. Кстати, в случае судебных разбирательств можно потребовать еще и компенсацию морального вреда.
Как действовать, если покупки были совершены в электронном магазине?
Как и многие другие гиганты розничной торговли, «Ашан» предоставляет своим клиентам возможность онлайн покупок. Как же быть в этом случае, если нужно вернуть товар? Закон работает и на виртуальном пространстве, так что необходимо лишь:
Итак, неважно, частной или государственной является компания, закон действует для всех и права потребителя должны быть защищены в любом случае. А что касается такой развитой сети как «Ашан», затевать тяжбы с клиентами не в их интересах, так что они пойдут на все, чтобы конфликт разрешился миром и покупатель благополучно вернул товар. Главное – знайте свои права и способы их защиты.
Как вернуть покупку, которая разонравилась
Если покупать на рынке или в торговом центре
У каждого человека должен быть безумный друг, который не думая покупает разные вещи, а потом уже разбирается, нужны они ему или нет. У меня есть такой друг.
Чаще всего он даже не пытается вернуть то, что ему не подошло или не нравится: он уверен, что это сложно и долго, а когда-нибудь потом покупка может пригодиться. Кроссовки из новой коллекции стоят в коробке уже неделю? Ну все равно когда-нибудь пойду бегать! Вот куплю абонемент в зал, буду вставать пораньше и начну заниматься спортом.
Леша, но ведь у тебя уже есть три пары беговых кроссовок, ролик для пресса и набор гантелей, а спортом ты так и не занялся. А спортивный костюм ты зачем-то купил на размер меньше, хотя еще не похудел.
Коротко: как вернуть товар в магазин, если дефектов нет
Леша не знает, что спортивный костюм можно обменять на подходящий по размеру, а кроссовки и ролик для пресса вернуть в магазин, получив назад все деньги. В законе указан срок, когда покупку обязаны принять обратно просто потому, что она по каким-то причинам не подошла. Этот срок называют периодом охлаждения, и он действует даже для товаров, у которых нет недостатков.
Расчехляйте юридическую грамотность, будем разбираться
Правила обмена и возврата
Когда говорят о периоде охлаждения, речь идет только об обмене или возврате качественных товаров. Если в покупке нашелся брак, то это другая история с другими сроками и правилами — они прописаны в статье 18 закона о защите прав потребителей.
Это тема для отдельной статьи, и мы к ней еще вернемся. А пока поговорим о покупках, с которыми все в порядке — просто они оказались не нужны.
Срок обмена. Когда вы покупаете что-то в обычном магазине, а не заказываете в интернете, у вас есть 14 дней, чтобы обменять товар на аналогичный, например другого цвета, размера или фасона. В этот срок входят выходные и праздники.
Если последний день срока оказался нерабочим, по закону срок продлевается до первого рабочего дня. Но со сроками есть свои тонкости. Например, если он заканчивается в воскресенье, а вы пришли в магазин в понедельник, вам могут сказать, что в это воскресенье магазин работал, поэтому вы все пропустили.
Санкт-Петербургский городской суд в похожем случае решил, что воскресенье — общий выходной и покупатели не должны подстраиваться под график работы магазинов. Но не все суды соглашаются с такой логикой. Поэтому с обменом и возвратом покупок лучше не тянуть.
Как вернуть деньги. Если аналогичного товара нет, магазин обязан вернуть деньги. Этим можно пользоваться, чтобы отказаться от покупки. Скажем, вы купили черные кроссовки, а через неделю решили, что зря потратили деньги: у вас уже есть две пары, к тому же новые не подходят к джинсам. Чтобы вернуть ненужную покупку, сначала попросите поменять кроссовки на аналогичный товар, которого у продавца точно нет.
Вы не обязаны объяснять, почему вдруг захотели сиреневые кроссовки. В магазине вам казалось, что подойдут и черные, а дома вы поняли, что с этими джинсами можно носить только сиреневые. Это законное требование, даже если кроссовки идеального качества, подошли вам по размеру и в магазине вы просили у продавца именно черные. Не подошел цвет и это выяснилось только дома — так бывает.
Причины обмена и возврата. Обмен работает, если покупка не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Список причин для обмена или возврата закрытый — свои придумывать нельзя. Скажите продавцу, что товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Чтобы продавец не смог придраться к вашим словам, причина возврата должна быть из этого списка.
Если вы скажете, что пальто не модное, продавец может ответить, что про моду в законе ничего нет, — поэтому лучше сказать, что оно не подходит по фасону. Не стоит говорить, что кроссовки не сочетаются с джинсами, — лучше сказать, что они не подходят по цвету. Продавец не вправе вам отказать, потому что «шапка вам впору». Никаких экспертиз шапок.
Кроме конкретных причин для возврата есть и другие условия. Товар без дефектов можно вернуть, только если вы:
Соглашение об обмене. Если вам и правда нужны сиреневые кроссовки и в магазине они иногда бывают, попросите сообщить, когда их завезут. Договоренность обязательно фиксируйте на бумаге, чтобы продавец не мог потом сказать, что период охлаждения прошел. Опишите ситуацию на бумаге, укажите максимальный срок для обмена, распишитесь и попросите расписаться продавца. Документ составьте в двух экземплярах, копию оставьте у себя.
Куда возвращать. Покупку обязаны принять в любом магазине сети — главное, чтобы это был один и тот же субъект предпринимательства. Так бывает не всегда.
Если магазин работает по франшизе, название на вывеске будет одно, а владельцы магазинов — разные. Нужно проверять юридические данные магазина или возвращать покупку туда, где покупали.
Какие товары нельзя обменять и вернуть
Период охлаждения действует только на несъедобные покупки: одежду, обувь, мебель, технику. В законе такие товары называют непродовольственными. В «Ашане» — «нон-фудс». Но здесь тоже не все просто.
Есть товары, которые не получится вернуть или обменять, если с ними все в порядке. Это, например, автомобили, косметика, духи, медицинские товары, лекарства, пластиковая посуда, нижнее белье, книги, ювелирные украшения, стиральный порошок, орхидея в горшке, кухонный гарнитур. Не получится вернуть и технически сложную бытовую технику: телефоны, планшеты, ноутбуки, мультиварки, электрические камины. Полный список — в постановлении правительства.
Продавцы не могут добавлять в этот список свои варианты исключений. Даже если в торговом зале размещено объявление, что кроссовки не подлежат обмену, это незаконно: вы все равно имеете право поменять их на белые, сиреневые или такие же, но на три размера больше.
Продавцы пользуются невнимательностью покупателей и нарушают их права. Но если знать нюансы, вы легко поменяете товар или заберете деньги, даже если продавец очень убедителен, а товар вроде бы указан в списке исключений. Разберем на примерах.
Обмен и возврат постельного белья и принадлежностей
В списке исключений важно каждое слово. Например, возврату не подлежат «текстильные товары; кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия) и другие товары, отпускаемые на метраж».
Если вы захотите обменять одеяло на такое же, но большего размера, продавец радостно покажет этот пункт перечня и скажет, что это текстильный товар, поэтому обменять или вернуть его нельзя. Но если вчитаться, видно, что продавец не прав. В тексте речь о товарах, которые измеряют в метрах, а не продают поштучно, и это относится ко всему, что перечислено в абзаце. Одеяла не продают на метраж, поэтому п. 4 списка исключений на него не распространяется.
Тогда продавец достанет другой козырь и скажет, что одеяло якобы попадает в п. 5 исключений — это же швейное бельевое изделие. Но и на это вам есть что ответить. По госту одеяла и подушки — это не бельевые изделия, а постельные принадлежности. Пододеяльник, простыню и наволочку вам могли бы и не обменять, а подушку и одеяло — обязаны. Как тебе такая юрграмотность, Илон Маск?
Дело № А10-1960/2013 о подушкахPDF, 2,5 МБ
Обмен и возврат мебели
С мебелью еще больше путаницы. В списке исключений есть «Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)». Эта фраза означает вот что: если вы купили комплект из стула и стола, то обратно его не примут, а если стул и стол отдельно — обязаны.
Бывает сложно определить, комплект вы купили или несколько отдельных предметов. Например, продавцы часто ссылаются на мебельный гост: по нему, если у разных предметов один стиль, это набор. Но набор — это еще не комплект, и иногда его можно вернуть.
Чтобы набор стал комплектом, его части должны продаваться вместе и служить одной цели. Самый простой пример комплекта — гарнитур. Цель гарнитура — обустроить определенную комнату или зону, например кухню. Части гарнитура по отдельности не продают. Вернуть гарнитур не получится — ни весь сразу, ни по частям. Но иногда все настолько запутанно, что разобраться может только суд.
Если не уверены, что кресло и стол подойдут к интерьеру, проследите, чтобы они были указаны разными позициями в чеке и на каждую была своя цена. Можно сфотографировать ценник на витрине: дополнительный аргумент не помешает. Если продавец поймет, что вы знаете свои права, больше шансов на то, что он не станет с вами спорить и вернет деньги.
Обмен и возврат техники
Самое сложное — техника. В списке указаны «технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки». Но не вся техника является бытовой: иногда есть шанс обменять ее или забрать деньги.
Эхолот — это не бытовая техника
Любитель подводной охоты купил рыбопоисковый эхолот, а потом захотел обменять его на аналогичный, но с большей глубиной сканирования. Продавец ему отказал: технику без дефектов обменивать и возвращать нельзя. Но суд не согласился с продавцом: эхолот не относится к технически сложным товарам бытового назначения. Это прибор навигации, и его можно вернуть. Вот решение суда.
Также не вся техника является технически сложной: например, электрическую соковыжималку обменять не удастся, а вот механическую из металла — можно попробовать.
Все товары, которые считаются технически сложными, указаны в постановлении правительства, но там тоже есть общие термины и не все понятно. Иногда только специалист или суд смогут отличить технически сложный товар от простого.
Но это все о правах и законах. В жизни магазины борются за лояльность клиентов, поэтому вполне могут принять покупку обратно — даже если она в списке исключений. Если хотите обменять или вернуть мультиварку, сначала спросите продавца, что он об этом думает. Это может сэкономить кучу времени и нервов на юристах и судах.
Документы для обмена и возврата
Конкретного списка документов для обмена и возврата нет. Но есть условия, которые нужно соблюдать, чтобы добиться от продавца того, что вам нужно, и в случае чего выиграть суд.
Подтверждение покупки. Лучше всего — кассовый или товарный чек. Он подтвердит, что вы заключили договор с конкретным продавцом и купили у него именно этот товар.
Если чека нет, это не повод отказывать вам в обмене или возврате. Обычно продавцы хорошо это знают, но на всякий случай запомните основание: п. 1 ст. 25 закона о защите прав потребителей. Это ваш козырь.
Заявление на обмен или возврат товара. Хорошая привычка — оформлять любые просьбы на бумаге. Никаких честных слов и устных обещаний. Если что-то пойдет не так, заявление докажет, что вы приходили в магазин и просили сначала обменять товар на аналогичный, а потом вернуть деньги.
Если продавец отказывается принимать заявление и ставить на вашей копии свое имя и подпись, то придется писать претензию — о ней чуть позже.
Паспорт для возврата денег. Если продавец согласился вернуть деньги за товар, то кроме чека понадобится паспорт: он нужен для оформления выдачи денег из кассы. Продавец также может попросить заполнить заявление на возврат по его форме: с кассовой дисциплиной у предпринимателей все строго. Это обоснованная просьба — выполните ее, чтобы быстрее получить деньги.
В крупных сетевых магазинах обычно свои формы для таких заявлений, а бланки всегда есть у кассира. Если возвращаете товар в небольшой магазин и сомневаетесь, что там есть подходящая форма, можно распечатать заявление заранее. В двух экземплярах — один останется у продавца, другой возьмете с собой.
Некоторые продавцы не хотят менять товар или отдавать вам деньги. Поэтому они ищут варианты для отказа и придираются. Иногда их причины очень убедительны и логичны, но незаконны. Вот несколько примеров, когда обмен и возврат все равно возможен, хотя многие попадаются.
Куда и когда вернут деньги
Если продавец согласится вернуть деньги за покупку, он оформит акт или накладную о возврате товара. Храните эти документы, пока не получите деньги.
Бланк для составления акта должен быть у продавца, но продавцы бывают всякие. Если он не знает, что писать, то может сказать, что акт не нужен: мол, он и так вас вспомнит, все оформил и скоро вы получите деньги. Не верьте таким продавцам: потом ничего не докажете. Перед походом в магазин на всякий случай скачайте и распечатайте свой вариант акта о возврате товара.
Если вы платили наличными, продавец может вернуть деньги наличными или на карту — как вам удобнее. Если платили картой, то и возврат будет только на карту. Но если к моменту возврата она уже не действует, деньги можно получить наличными.
На возврат денег у продавца три дня. Иногда информацию о возврате нужно еще передать в бухгалтерию, которая находится в другом городе или филиале. Там оформят документы на возврат, а потом деньги еще должны дойти из одного банка в другой — это не всегда происходит моментально. Если сумма не вернулась за три дня, стоит немного подождать.
Сложные случаи
Вернуть товар без упаковки — можно. Когда продавцы отказываются возвращать или обменивать покупку, то чаще всего ссылаются на то, что вы уже вскрыли упаковку и она потеряла товарный вид. Это незаконно: в правилах возврата нет условий об упаковке. Если вы вскрыли или даже повредили коробку, продавец все равно не сможет отказать вам в обмене.
Например, вы не теряете право обменять кошелек или ремень, если в порыве страсти разорвали красивую фирменную упаковку. Если продавец возмущается — «Надо было думать что берете!», — отвечайте: «Мне было нужно сверить размер кошелька с карманом сумки, и он не влезает. А ремень нужно было померить с брюками — он оказался слишком широким и не подошел по фасону и размеру. По закону у меня есть на это право — вскрытая упаковка не повод отказывать в обмене».
Несмотря на то что вернуть товар в поврежденной упаковке — это ваше право, проявите заботу о продавце и вскрывайте упаковку аккуратно. Продать товар без упаковки сложно, потому что магазин не всегда может восстановить упаковку так, чтобы она выглядела фабричной. Вы заберете деньги, а продавец понесет убытки.
Крупным сетям проще: они могут вернуть товар поставщику, поменять упаковку, продать его со скидкой как витринный образец или по акции. А вот продавец на рынке сильно расстроится. Он может решить, что вы вряд ли пойдете в суд из-за кошелька и ремня, не примет товар и не отдаст деньги. Если вы заранее позаботитесь о его интересах, больше шансов, что вам пойдут навстречу — везде же люди.
Вернуть товар, если покупал кто-то другой — можно. Некоторые продавцы соглашаются принимать товар только от покупателя. Например, если вы купите что-то по дисконтной карте друга, а потом решите вернуть покупку, то можете услышать, что покупал другой человек, поэтому и возвращать должен он, и деньги вернут только ему.
Продавец не прав. Вернуть товар имеет право не тот, кто его покупал, а потребитель — тот, кто его использует.
Вернуть товар без чека — можно. Доказать факт покупки проще всего товарным или кассовым чеком. Чтобы не тратить время на обращение в банк или спор с магазином, можно еще при покупке попросить продавца прислать вам электронный чек письмом или смской — такой чек не выгорит, не потеряется и с ним никто не поспорит.
Если вы платили наличными, выбросили бумажный чек, а электронный не получали, это не повод отказывать в обмене или возврате товара. Но придется поискать другие доказательства — по закону так можно.
Отметки магазина в документах, связанных с покупкой: гарантийном талоне, счете на оплату, отметке о продаже в паспорте товара.
Остатки упаковки со штрихкодом — он есть в базе магазина.
Баллы на дисконтной карте — сведения о них могут быть зафиксированы в личном кабинете на сайте магазина или в базе продавца.
Свидетельские показания — если в момент покупки с вами был друг или супруг, они могут это подтвердить. Приводить друга, которого на самом деле с вами не было, не стоит. В магазинах и на кассах есть камеры, и ваши слова легко проверить. Кстати, видеозаписи — это тоже доказательства.
Несмотря на все доказательства, продавец может отказаться вести диалог: «Покажите чек или уходите». Если это кассир или консультант, попросите позвать менеджера или управляющего. Чем выше вы дойдете, тем больше шансов, что вам пойдут навстречу ради защиты репутации магазина.
Если в чеке несколько покупок — не проблема. Если вы купили несколько товаров и все они в общем чеке, это не помешает вернуть один из них. Например, при покупке пиджака, ремня и рубашки можно вернуть ремень, а пиджак и рубашку оставить.
Тогда продавец может забрать у вас оригинал чека — вам выдадут копию с пометкой: вот этот товар вернули, а вот эти остались у покупателя. Если вы вдруг захотите вернуть еще и пиджак, сможете сделать это по копии чека.
Вернуть товар, купленный по акции — можно. Также возврату товара не препятствует начисление баллов по дисконтной карте или акции. Если вы частично расплатились баллами, то продавец обязан вернуть только сумму, уплаченную деньгами. Баллы в данном случае либо аннулируются, либо возвращаются на дисконтную карту — в зависимости от правил программы душевности продавца.
Если вместе с покупкой вам что-то подарили, при обмене или возврате возвращать этот подарок вы не обязаны. Например, вы купили кроссовки, а в подарок получили ролик для пресса. Если захотите вернуть кроссовки или поменять их на другую модель, то ролик возвращать не обязаны. Одному покупателю пришлось отстаивать свое право на подарок суде, но у него получилось.
Правда, продавцы тоже знают эту хитрость и научились так оформлять подарки и скидки по акции, что иногда могут законно отказать в обмене. Тут смотрите по ситуации, но, если хотите добиться своего, не останавливайтесь на этапе переговоров с магазином — идите дальше.
Вернуть товар, купленный в интернет-магазине, тоже можно, но это другая история. Описанные правила обмена и возврата качественных товаров работают для покупок в обычных магазинах. То есть когда вы пришли в торговый центр, выбрали на полке товар, отдали кассиру деньги, а потом передумали.
Если заказ оформлен в интернет-магазине, по каталогу или после рекламы по радио, условия для обмена и возврата будут другие. Там другие сроки, по-другому оформляются документы, не действует перечень исключений для обмена и есть нюансы с оплатой доставки. Например, при покупке в интернет-магазине получится вернуть соковыжималку или увеличить срок возврата до трех месяцев, не пошевелив для этого и пальцем.
В другой статье мы подробно разобрали, как вернуть товар в интернет-магазин.
Если вернуть товар не получается, пишите претензию на имя генерального директора и жалуйтесь на магазин в Роспотребнадзор.
Претензия зафиксирует, что вы уложились в 14 дней, и покажет, что вы готовы драться за свои деньги. Продавец обязан при вас поставить на претензии дату обращения и подписать. Если у вас есть копия, то он должен подписать и ее. Если он отказывается, отправьте претензию на его юридический адрес заказным письмом и сохраните чек, который подтверждает отправку письма.
Если вы отправляете претензию по почте, то день обращения — это день отправки письма. Для надежности можно продублировать письмо на адрес ближайшего филиала и электронную почту магазина: появится шанс, что ответят быстрее.
Для претензий нет каких-то официальных шаблонов. Просто опишите, что произошло, чего вы хотите добиться и почему считаете, что имеете на это право. Ссылайтесь на статьи закона, чтобы продавец понял, что вы не лыком шиты и знаете свои права. Иногда грамотно составленной претензии хватает для возврата денег. Бороться с настойчивым и грамотным покупателем любому магазину обойдется дороже, чем уступить ему.
Перед походом в магазин составлять претензию не имеет смысла: обычно у продавцов есть бланки заявлений на обмен товара и возврат денег. Предприниматели знают, на что вы имеете право, поэтому чаще всего хватает настойчивости и вежливой просьбы. Но если вы хотите обменять товар или вернуть деньги, а продавец категорически отказывается или нарушает сроки, пишите претензию — у вас будет на это время.
Если дело дойдет до претензии, можете взять для примера наш образец. Измените его с учетом своей ситуации и отправьте в магазин.
Если претензия на имя руководства не помогла, а вы настроены решительно, пишите жалобу в Роспотребнадзор. Учтите, что она не может быть анонимной. Роспотребнадзор проведет внеплановую проверку магазина по вашей ситуации. Если выяснится, что вам отказали незаконно, магазин оштрафуют, а вы получите свои деньги. Иногда дело доходит до суда, но и там ваши интересы может защитить Роспотребнадзор.