сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Как учились в советской школе?

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Советский Союз рухнул уже почти 30 лет назад, но его помнят множество людей. Одни хвалят это время, другие ругают. А третьи спрашивают, потому что сами не застали этот период. И среди всех других немаловажным представляется вопрос, как учились в советской школе. Ведь период общего среднего образования приходится на начало сознательной жизни, когда происходит становление личности. Особенности советской школы оказали влияние на миллионы граждан.

Сроки обучения

Огромным достижением СССР была ликвидация безграмотности в 20-х годах. Если в Российской Империи люди, умеющие читать и писать, встречались в большинстве своём среди высшего и среднего сословия, которые составляли не более 10% от населения страны, то большевики сделали ставку на всеобщую образованность. И не прогадали: к началу Великой Отечественной войны лишь в глухих сёлах пожилые люди не умели читать и писать.

Школьная программа долгое время была рассчитана на 7 лет. В таком виде она вошла в историю и множество художественных фильмов. В 1958 году состоялся переход на восьмилетий, а позже — на десятилетний срок получения знаний. Основы, которые было нужно заложить в течение этого времени в детские головы, претерпели незначительные изменения с тех пор.

Выделяли три периода в рамках единой программы среднего образования: начальная школа (с первого по третий класс), среднее звено (учащиеся 4, 5, 6,7 классов) и старшеклассники (восьмой — десятый год обучения). По окончании школы выдавался документ с оценками по предметам — аттестат зрелости, который считался «путёвкой в жизнь».

Учёба, выходные, каникулы

Учебная неделя в стандартной школе составляла шесть дней. Суббота ничем не выделялась среди других в расписании. Единственное отличие — именно на неё обычно приходилось проведение классного часа. Лишь в конце 90-х, с реформой образования, многие заведения перешли на пятидневку.

Урок, как и сейчас, составлял один академический час, то есть 45 хронологических минут. Перемены были преимущественно 5 минут, за исключением большого перерыва в полчаса, когда детей вели в столовую перекусить. Начинаться занятия могли как с 7.30, так и с 8.00, и продолжались до 12.00 или до часу дня. Во многих школах была распространена вторая смена, то есть учёба после обеда и до вечера. Причиной было большое количество учащихся: классы попросту не вмещали всех детей.

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Длительность летних каникул была неприкосновенной: с 25 мая и по 1 сентября можно было отдохнуть. Однако к свободе прилагался внушительный список внеклассного чтения: литературы, которую нужно было освоить за три месяца. Помимо этого, существовали недельные перерывы между четвертями примерно в середине осени и в конце марта.

Расписание

Набор предметов, которые преподавались ученикам, призван был воспитать всесторонне развитую личность с энциклопедическими знаниями. Такая задача имела свой социальный и производственный заказ: получая стандартно обученных выпускников с базовым набором информации, любое предприятие либо вуз могли успешно сформировать на этой основе специалиста нужного профиля.

В начальной школе большое внимание уделялось чистописанию: детей учили не просто выводить буквы, но делать это красиво и правильно. Учитывая, что самопишущие ручки получили распространение в СССР только в 70-х годах, данный предмет был жизненно необходимым. Также детей учили чтению, грамматике русского языка, рисованию. С первого класса была физкультура.

В середине обучения в программу вводился иностранный язык — английский или немецкий, реже французский. Мнение ребёнка при выборе лингвистического направления не учитывалось. Математика начинала делиться на алгебру и геометрию, на смену природоведению приходили география и биология. С пятого класса приступали к длинному курсу истории, который оканчивался уже вместе со школьным обучением.

У старшеклассников исчезал из программы русский язык, освоенный в предыдущих классах, зато расширялось естественнонаучное направление. В дополнение к химии и физике добавлялась астрономия, а к геометрии — черчение.

Внеурочная деятельность

Стоит отметить, что наряду с обязательной программой имелись довольно обширные факультативные курсы для желающих. С ностальгией люди постарше вспоминают систему кружков. Каждый мог найти занятие по душе — от автомоделизма до выжигания по дереву и курсов кройки и шитья. И всё это совершенно бесплатно. Единственным занятием, за которое родителям приходилось отдавать деньги, было посещение музыкальной школы.

Статистическое большинство школьников было включено в советскую систему отдыха в детских оздоровительных лагерях. Немалый вес в этом деле имели пионерская организация и ВЛКСМ.

Достойное место занимал и спорт. Поскольку в СССР он формально был только любительским, пристальное внимание уделялось формированию кадров. Наличие соответствующей инфраструктуры (бассейны, дворовые спортивные площадки) позволяло мальчишкам и девчонкам поддерживать хорошую физическую форму, даже не ставя задачу показать высокие результаты на соревнованиях.

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Школа в СССР имела как плюсы, так и минусы. Стандартизация образования с целью получить серый оболваненный винтик государственной машины соседствовала с высоким уровнем теоретической подготовки и массовой эрудированностью масс. Будучи делом прошлым, школьное образование СССР продолжает выступать предметом жарких споров до сегодняшнего дня.

Источник

С какого года ввели в школах СССР пятидневную школьную неделю?

Заканчивала школу в конце 60-х. Никак не могу вспомнить, учились по субботам или нет

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Я заканчивал школу в конце 80-х. И у нас была шестидневка. Пятидневная учебная неделя начала распространяться в 90-х. Но даже и сейчас в некоторых школах по субботам учатся. Этот вопрос решается администрацией учебного заведения индивидуально. У шестидневки есть свои плюсы и минусы. Но, мне, честно, все-таки кажется, что пятидневка для детей более приемлема. Разве возможно отдохнуть за один день?

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Откуда это взято про пятидневку непонятно.Во всех школах города Твери покрайней мере шестидневка.Есть ряд школ где в начальных классах то есть до 4 включительно пятидневка а далее шестидневка.Считаю что правильно что в начальных классах такой режим.Детям надо давать нагрузку по обучениию постепенно.

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Замечательная вещь Александра Куприна!

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую

И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.

Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!

Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)

Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.

Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».

Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.

Источник

Как учились дети в СССР и как учатся сейчас?

В этой статье сравним как учились дети во времена СССР и как учатся сейчас. Все мы помним известное «раньше было лучше», действительно это так? Или нет? Давайте разберемся.

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в сссрКак учились дети в СССР и как учатся сейчас?

#1. Дошкольное образование

Тогда. Это первая ступень становления советского гражданина. Уже в 2 года дети начинали ходит в ясли, и посещали детский сад до 7 лет. Дошкольное образование обеспечивало воспитание детей.

Сейчас. Путевки в детский садик выдают с 3-х лет, при этом существует острая проблема: нехватка мест.

#2. Продолжительность урока

#3. Продолжительность недели

Сейчас. 6 дней, но в субботу ДО (дистанционное обучение)

#4. Начальная школа

Тогда. С 1 по 3 класс.

Сейчас. 4 года, причем 1 класс без оценок и с дополнительными зимними каникулами.

#5. Школьная программа

Тогда. Программа была одна, что обеспечивало однообразность образования и ребенок мог без особых проблем переходи из одной школы в другою.

Сейчас. В начальной школе на текущий момент насчитывается около 7 программ, соответствующих ФГОС. Так как последовательность изложения материала сильно разнится в разных программах, то существует серьезные проблемы при переходе из одной школы в другую.

#6. Предметы

Тогда. Английский с среднего звена. Все уроки вел один учитель, в том числе ИЗО, которое ранее было просто рисованием. Технология называлась трудом, позже домоводством.

Сейчас. Английский язык со второго класса, второй иностранный язык с 5 класса. Физкультура 3 раза в неделю. ИЗО и технология (ранее труд) ведут разные учителя.

#7. Дежурство

Тогда. Дежурства начинались с 3 класса, и включала в себя мытье пола в классе. Начиная с 5 класса, то есть со среднего звена добавлялись дежурства по школе и столовой. Кроме того, в дежурство по школе предполагало подачу звонков, и работа в раздевалках.

Сейчас. Дежурство в классе с 5 класса, по школе с 7 класса.

#8. Медали

Тогда. Наличие медали давало выпускнику льготы при поступлении в ВУЗ.

Сейчас. С введением ЕГЭ – медали утратили какой бы то смысл, кроме морального поощрения.

#9. Внешкольное образование

Тогда. В основе внешкольного образования была пионерская организация. Было огромное количество кружков по интересам, которые были бесплатны.

Сейчас. Сегодня за все нужно платить, даже факультативы в некоторых школа работают на коммерческой основе.

А как по-вашему, когда было лучше: раньше или сейчас?

1 комментарий

СССР дети учились и большинство знаний оставалось на всю жизнь даже у троечников. Сейчас учителя делают вид, что учат (в основном занимаются не кому не нужными отчетами), а дети делают вид, что учатся и большинство забывает чему учили уже через год. Раньше ученика три года учили грамотно красиво писать, прививали любовь к чтению. Теперь это делают наскоком за год, требуя чтобы ребенок уже в начале обучения знал все буквы, а на лето дают прочесть столько книг, что только взрослому под силу. Еще пара реформ наших «гениальных» чиновников и мы останемся без образования.

Источник

Что лучше – пять или шесть?

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Этот вопрос довольно часто встает перед родителями школьников и касается количества учебных дней в неделе. Если с первоклассниками все более-менее ясно – у них законная «пятидневка», то с учениками последующих классов такой ясности нет.

С одной стороны, два выходных в неделю – подарок как для самих школьников, так и для их родителей, с другой стороны – чем длиннее учебная неделя, тем меньше ежедневная нагрузка. Справедливости ради надо заметить, что эту дилемму уже приходилось решать…

История вопроса

В период существования СССР шестидневное обучение в школах была обязательным, и особых нареканий со стороны учеников и их родителей не вызывало. Правда, в начале 70-х годов в прибалтийском городе Пярну провели образовательный эксперимент, в ходе которого учеников местных школ перевели на пятидневку – считалось, что это даст положительный результат, дети будут проводить по два дня в семье, больше общаться с родителями. Однако, наблюдая за школьниками, социологи выяснили, что по выходным большая часть из них банально «била баклуши», и эксперимент бесславно завершился. Естественно, тогда никакого решения о переходе школ на пятидневную неделю принято не было.
Уже позже, после распада Советского Союза, школам было предложено самим выбирать, сколько дней в неделю учить детей, пять или шесть – образовательные стандарты позволяли это делать. Конечно, большинство школ тогда перестроились на пятидневку. Правда, нагрузка при этом в оставшиеся для учебы дни увеличилась у кого-то с пяти до шести уроков, а у кого-то – до семи, а то и до восьми уроков. Именно по этой при чине в 2000 году был предпринят массовый переход к «шестидневке», что вызвало шквал недовольства не только со стороны учеников и их родителей, но и учителей. Возможно, это принесло определенные плоды, поскольку уже в 2001 году было принято постановление правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении». В документе, который действует и по сей день, в частности, обозначено, что «режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно при строгом соблюдении правил чередования времени обучения и отдыха и максимальной недельной учебной нагрузки».
В принципе, некоторые школы взяли это на вооружение, но большинство продолжало – и продолжает – привычно расписывать школьное расписание на шесть дней. Между тем, согласно данным Минздрава, в последнее время дети стали чаще страдать различными хроническими и простудными заболеваниями, а также заболеваниями опорно-двигательного аппарата и снижением зрения. По мнению специалистов, одна из возможных причин этого – чрезмерная нагрузка в школах. Проблемой заинтересовались в Госдуме: два года назад депутаты обратились к министру образования Ливанову с предложением узаконить пятидневку хотя бы в начальной школе и внести соответствующий пункт в ФЗ «Об образовании», однако особого интереса их предложение не вызвало.
В феврале этого года в Госдуму был внесен законопроект о введении пятидневной учебной недели на федеральном уровне с 1 по 9 класс, однако представителей партии, разработавшей документ, упрекнули в популизме. Дескать, упомянутое выше «Типовое положение об образовательном учреждении» никто не отменял, а значит, школы по-прежнему имеют право самостоятельно решать этот вопрос…

Сколько дней в неделе?

Да, имеют, но с одной оговоркой – если это прописано в уставе образовательного учреждения или соответствующее решение принято родительским комитетом школы. В Курске, например, по словам заместителя руководителя городского комитета образования Ольги Киршенман, именно так принимается решение о введении «пятидневки» для 1-4-х классов – такой режим, к слову, действует во многих курских школах..
А в Москве с этого учебного года пятидневная неделя введена в большинстве столичных образовательных учреждений, и не только для начальной школы, но и для старшеклассников. Хотя, по мнению директора Института содержания и методов обучения РАО Михаила Рыжакова, пятидневка подходит не для всех школ: «Сейчас школы могут учиться по семестрам, триместрам, четвертям, устраивать дополнительные каникулы, и не надо всех загонять в единые рамки».
Доктор же биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких считает, что однозначного ответа на вопрос, что лучше – пятидневка или шестидневка, просто не существует: «Все это очень индивидуально. Нужно брать каждую конкретную школу с конкретной организацией учебного процесса и анализировать всю ситуацию в течение учебного дня, недели, года. Смотреть, насколько адекватна выбранная методика, как чередуются предметы, есть ли физкультминутка, чем заполнены перемены. Только в этом случае можно сказать, эффективна ли выбранная учебная модель или нет. А единого для всех школ рецепта никто дать не может».
Впрочем, появление в школьном расписании еще одного выходного дня одобряет большинство экспертов, включая медиков и психологов.
По словам кандидата медицинских наук, ведущего научного сотрудника ГНИЦ профилактической медицины Галины Холмогоровой, детям пойдет только на пользу «тот факт, что оба выходных дня дети будут отдыхать, проводить с родителями, больше спать». Или заниматься творческой деятельностью. Например, во Франции у школьников есть отдельный «день здоровья» – среда. Дети не ходят в школу и не сидят за партами, но в этот день они вместе с учителями посещают музеи, ботанический сад, различные мероприятия, где тоже развиваются и учатся чему-то новому.
Если говорить о «минусах» и «плюсах», то у «пятидневки», скорее, больше последних. Судите сами – взрослый человек, согласно КЗОТу, имеет 8-часовой рабочий день, а школьник проводит в школе, в среднем, по 5-6 часов плюс время на выполнение домашних заданий и внеурочную деятельность. Получается тот же «взрослый» рабочий день, а то и больше – разве такая нагрузка может считаться нормальной для растущего организма?
И еще один невольный «плюс» в пользу «пятидневки» – по субботам школьные столовые не работают, а соловья, как известно, баснями не кормят…

Автор: Татьяна ЛАСТОЧКИНА

Оставить комментарий

Последние новости Курск

15/11/2021 В Курской области введена обязательная вакцинация от ковида для студентов и людей старше 60 лет
Обязательная вакцинация от коронавируса в Курской области введена для студентов, людей старше 60 лет, а также для волонтеров, призывников, вахтовиков и лиц с хроническими заболеваниями, в частности, бронхиальной астмой и диабетом. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте регионального управления Роспотребнадзора.

15/11/2021 Куряне могут стать участниками Всероссийской недели родительской компетентности
С 15 по 19 ноября специалисты девяти ведущих педагогических вузов страны проведут в рамках Всероссийской недели родительской компетентности серию вебинаров, лекций, мастер-классов для родителей.

15/11/2021 В Курске на улице Павлова нанесли новую разметку
О том, что дорожные работы на улице Павлова подходят к завершению, сообщили в официальном сообществе нацпроекта «БКД».

15/11/2021 В Курске закрыли нелегальный пункт приема металлолома
На Магистральном проезде, 20а закрыли площадку по приему лома черных и цветных металлов, работавшую без лицензии. Нелегальный бизнес удалось выявить во время совместного рейда сотрудников комитета природных ресурсов Курской области и управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курску.

15/11/2021 В Курске продлили прием заявок на форум «От здорового образа жизни к здоровой семье»
До 19 ноября продлен сбор заявок на Форум проектных инициатив «От здорового образа жизни к здоровой семье». У молодых людей есть возможность предложить свою инициативу, проработать ее в Акселераторе проектов и выиграть грант на реализацию.

15/11/2021 В Курске в детских садах №117 и 128 завершились работы по проекту «Народный бюджет»
⁣В двух детских садах Курска завершились работы в рамках проекта «Народный бюджет — 2021».

15/11/2021 Курские приставы проведут День правовой помощи детям
19 ноября в управлении Федеральной службы судебных приставов по Курской области пройдет всероссийский День правовой помощи детям.

15/11/2021 За выходные курские автоинспекторы поймали 15 пьяных водителей
В Курской области с 12 по 14 ноября проводились сплошные проверки водителей на трезвость. Подобное мероприятие проводится автоинспекторами регулярно.

15/11/2021 От курян ждут идеи по благоустройству сквера «Спутник»
Центр компетенций Курской области приглашает курян поделиться своими идеями по благоустройству сквера «Спутник», расположенного на пересечении улиц Радищева и Дзержинского.

Источник

8 занятных фактов про учёбу в советской школе 1920-х годов

Платное обучение, запрет «Конька-горбунка» и антирелигиозный час

В 1918 году в СССР была создана Единая трудовая школа взамен царских гимназий. Теперь все дети с 8 до 17 лет были обязаны учиться. О том, как была устроена школа в 1920-х годах, написал историк Александр Рожков в книге «В кругу сверстников». Маша Цицюрская, автор книжного телеграм-канала «Тисовая улица» прочитала книгу и кратко рассказывает, как учились почти 100 лет назад.

Мальчики и девочки теперь учились вместе, образование стало светским и тесно связанным с производством. Школа состояла из двух ступеней — четырёхлетнего начального образования и пятилетнего среднего. Через пять лет устав ЕТШ скорректировали: теперь при нехватке мест преимущество отдавали детям трудящихся, а в школу второй ступени и вовсе могли поступить только они. Школ, между тем, категорически не хватало. В 1922 году начальное образование могли получить только половина детей школьного возраста, а среднее — всего 5-6%.

Одновременно государство постепенно снижало финансирование школ, в некоторых регионах родители сами оплачивали обучение. В 1923 году платное обучение было введено по всей стране. При ежемесячной зарплате до 40 рублей за учёбу нужно было отдавать 5 рублей в полугодие, при зарплате больше 125 рублей — уже 30 рублей. Представители непролетарских профессий (торговцы, священники, владельцы предприятий) платили за учебу 50-100 рублей в полугодие. Крестьяне неохотно давали деньги на обучение детей и не считали нужным учиться дольше двух лет, ведь даже десятилетний ребёнок уже активно помогал по хозяйству и работал. Поэтому в крестьянских школах из 40 первоклассников до четвёртого класса доходили часто всего 3-4 школьника.

Денег школам не хватало. В 1920 году в среднем один карандаш приходился на 60 учеников, перо — на 22 ученика, чернильница — на сто. Чернил не было почти нигде, и ученики сами делали их из черники, земляники и свёклы. Писали на газетных полях, а для изучения алфавита вырезали заглавные буквы из старых журналов. Надежда Крупская писала о деревенских школах:

«Перед нами разваливающиеся здания, нетопленные классы; окна, заколоченные досками вместо стёкол; дети, жмущиеся друг к другу… За отсутствием досок — учитель пишет на стене; за отсутствием лавок — дети сидят на полу».

1. В школах проходили чистки среди учеников

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

В московской школе, 1929 год

Преимущество при поступлении в школу получали дети трудящихся. У детей лишенцев вообще не было возможности получить хоть какое-то образование. В лучшем случае им просто не выдавали аттестат. Такие же проблемы были и у тех, у кого были родственники за границей. При этом вопрос можно было решить деньгами — из-за дефицита финансирования руководство школ легко шло навстречу «не пролетарским», но состоятельным родителям.

В 1920-х годах в школах устроили настоящие чистки — государство требовало увеличить процент рабоче-крестьянского населения среди тех, кто учится. Но из-за нехватки мест единственным выходом было исключать тех, кто не попадал в эту категорию. Советское правительство по традиции осудило «перегибы на местах», и в 1930 году постановило восстановить исключенных.

2. Мальчики и девочки стали учиться вместе

Совместное обучение сильно повлияло на поведение школьников. Объединение мужских и женских классов происходило во всех школах и классах одновременно, без оглядки на возраст учеников и без необходимой психологической подготовки. У подростков, которые не привыкли с детства к сверстникам другого пола, возникал повышенный интерес к вопросам секса и отношений. При этом в то время романтические чувства и ухаживания осуждали, девочка считалась товарищем, а любовь — исключительно физическим актом. Настоящей проблемой совместное обучение стало для школ-интернатов: там не считалось чем-то необычным жить половой жизнью с 10-11 лет. И мальчики часто использовали шантаж и угрозы, чтобы добиться физической близости.

3. У детей было право голоса в школе

Важной особенностью советских школ в 1920-е годы были школьные органы самоуправления. Ученики объединялись в школьные советы и вместе принимали решения. В советы наравне с учениками входили учителя и административный персонал. Решающий голос часто принадлежал детям, известны случаи, когда по решению совета увольняли неугодных педагогов. Большинство школьных учителей того времени начали преподавать ещё до революции и придерживались консервативных традиций обучения, поэтому часто становились объектами травли со стороны учеников с новым «советским сознанием».

Школьные советы следили за дисциплиной и успеваемостью учеников, могли в качестве наказания направлять провинившихся на общественные работы. Появлялись первые пионерские и комсомольские ячейки, которые вели в школах пропагандистскую работу. В 1925 году ещё только 23% учеников второй ступени были пионерами, и часто агитация встречала сопротивление. Неформальные объединения школьников по социальному статусу или «непролетарским» интересам («Группа школьной интеллигенции», «Кружок искателей правды») обычно тоже осуждали.

4. Низкие зарплаты учителей

Положение учителя в советской школе в 1920-х годах было незавидным. Мало того, что ученики презрительно именовали их «шкрабами» (от «школьный работник») и почти не признавали учительский авторитет, зарплаты учителей были одними из самых низких в стране. В 1925 году высококвалифицированный учитель зарабатывал в месяц 45 рублей, а школьный дворник — 70 рублей. Многие попросту голодали и брались за любую возможную работу. Среди учителей, как и среди учеников, проводились чистки: нелояльных советской власти снимали с работы или переводили в отдалённые регионы.

5. Школьная программа: Достоевский и «Конёк-горбунок» под запретом, появилась политграмота

Идеология накладывала свой отпечаток на учебную программу. Все учебники проходили предварительную цензуру Главлита, а из дореволюционной программы по литературе исчезли десятки имен. Произведения Лескова, Фонвизина, Толстого, Тургенева, Достоевского оказались под запретом, зато подробно теперь рассказывали о пролетарских писателях: Максиме Горьком, Демьяне Бедном, Александре Безыменском.

Были запрещены многие сказки: «Конька-горбунка» назвали порнографическим, а Корней Чуковский, по мнению Крупской, писал «буржуазную муть»

В школах появились уроки политграмоты и обществоведения. По факту эти предметы не особо отличались друг от друга: пересказ всемирной и российской истории с точки зрения советской идеологии. Преподаватели обществоведения иногда даже не числились в штате школы и были попросту коммунистическими агитаторами.

В 1928 году в школах ввели обязательный антирелигиозный час. Затем антирелигиозные мотивы стали появляться в учебниках. Вот пример задачи из учебника по математике для второго класса:

«29 ребят нашего класса записались в кружок „Юных безбожников“. А всего в группе 42 человека. Сколько ещё ребят не состоит в этом кружке? Есть ли в вашей школе ячейка „Юных безбожников“? Сколько там ребят от каждой группы? Сделайте диаграмму членов ячейки „Юных безбожников“»

6. Экспериментальное обучение

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Занятие в школе ликбеза, 1921 год

Школьники 1920-х годов испытали на себе много учебных экспериментов. Первой попыткой кардинально изменить процесс обучения стало введение «комплексного метода». Традиционные предметы отменялись, вместо них вводились комплексные темы и объяснительное чтение. Темы были посвящены новой советской реальности: «Осенние работы в деревне», «СССР и мир». Каждый преподаватель раскрывал тему с точки зрения своего предмета. На практике преподавание было хаотичным — ни ученики, ни учителя не понимали, что делать с новым учебным планом.

Другим новшеством было обучение по методу «Дальтон-плана», подсмотренное у американцев. По этой системе каждый ученик сам выбирал предметы и объём изучаемого материала, а аттестация велась по проектному методу. Учителя больше не вели традиционные уроки, а лишь консультировали учеников по проектам. Как и комплексный метод, Дальтон-план не был успешен в советских школах, и вскоре его свернули.

7. После школы: домашнее хозяйство, футбол и кино

У большинства школьников в 1920-е годы не было дома нормальных условий для учёбы и выполнения домашнего задания. В 1927 году на человека в среднем приходилось четыре квадратных метра жилой площади, больше половины детей делили кровать с взрослыми, и об отдельном месте для занятий речи не шло. Много времени тратили школьники на помощь по хозяйству родителям. Когда всё-таки появлялось свободное время, дети шатались по улицам, играли в футбол или ходили в кино. Кино было любимым хобби, в кинотеатры ходили в среднем раз в неделю, а иногда просиживали по три сеанса подряд. Больше всего школьники любили приключенческие фильмы и кино про богатых, а вот истории из жизни трудящихся не были популярны. Дети с раннего возраста начинали пить и курить, часто под влиянием родителей. По исследованию 1928 года, 79% школьников регулярно выпивали по выходным и праздникам.

8. Плохая успеваемость и низкая грамотность

Из-за плохого преподавания, недостатка учебных пособий и канцелярии, пропаганды и упора на общественную работу, школьники часто не получали в школе даже необходимый минимум знаний. В 1927 году 25% учеников московских школ были второгодниками. В 1926 году из 90 письменных работ выпускников школ-семилеток знаки препинания, хоть и с ошибками, были лишь в 7% сочинений, в остальных их не было вообще.

Словарный запас школьников был очень беден, зато они могли похвастаться отличным знанием ненормативной лексики, блатного жаргона и новояза

В 1925 году из 54 000 выпускников школ в вузы поступили только 1 700 человек, а из 20 000 выпускников школ-семилеток в техникумы зачислили всего 2%.

После десятилетия экспериментов в 1931 году правительство решило ввести в школе формальный порядок и строгую дисциплину. Педагог наделялся беспрекословным авторитетом, а в основе учёбы было заучивание, а не дискуссия с учителем. Сменился политический курс, и государству теперь была нужна молодёжь другого склада — дисциплинированная и покорная.

Баянометр показал альбом с видами Москвы.

«Из 90 письменных работ выпускников школ-семилеток знаки препинания, хоть и с ошибками, были лишь в 7% сочинений, в остальных их не было вообще.

Словарный запас школьников был очень беден, зато они могли похвастаться отличным знанием ненормативной лексики, блатного жаргона и новояза.»

Чет 100 лет почти прошло, а вернулись практически к тому же..

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

Ответ на пост «Школьный трындец»

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Смотреть картинку сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Картинка про сколько дней в неделю учились в школе в ссср. Фото сколько дней в неделю учились в школе в ссср

По зарплате меня, мягко говоря, не обидели. Директор где-то изыскал средства, и мне платили по репетиторской ставке. Атас! Дали 6 уроков в неделю.

Этим ребятам крутой класс не доверили и даже зеленую доску, которую никакой мел не брал, нашли. Но, благо, проектор есть. Из трех ламп над доской работает одна. Пофиг, работаем.

Класс отфутболивают по разным учителям как раз где-то с 8 класса. За все это время сменилось 6 учителей.

Где-то на этом этапе я понял, что я могу сшить из кожи австралийского бизона самый красивый в мире бубен и плясать перед учениками с ним сутками, но если класс привык не учиться и списывать, то я уже мало что могу изменить. Пришлось немножко прикрутить доброту мою, и воздействием оценками(ставил все честно, без подстав и перегибов), классруком и родителями еле-еле заставил половину класса работать. Пофиг, работаем.

Таким образом, к лету я едва-едва вытянул ребят с неуда на уровень 60-70 баллов по ЕГЭ. Максимум треть из класса, не более. Не горжусь и не тревожусь по этому поводу. Дотянул эту телегу и поскакал галопом подальше в поля. Иначе говоря, твердо отказал директору на предложение продолжить работу.

А где-то уже и видимость делать сил нет.

Ну, и опять же, для крутой техники нужны крутые преподаватели. А тут я был одним из первых, кто включил интерактивную доску и начал ее использовать. Потом меня просили показать, что там и как. Какой смысл в этой современности, если она красиво пылится?

И для крутых программ тоже нужны крутые преподы, которые все же будут учить ребят наукам, а не заниматься непрерывным выставлением оценок и прочей туфтой. Во время удаленки я был одним из немногих преподов, ведущих полноценные занятия. Вел с графическим планшетом и записью занятия, чтобы можно было пересмотреть. Тем, кто хотел учиться, понравилось. Понравилось бы.

И я бы очень хотел давать ребятам ту же математику с физикой хоть с нуля, хоть с середины, весь бы выложился, но у меня нет сил, которые я мог бы тратить еще и на постоянное бумажкописание, поддержание дисциплины в классе и прочие радости. Как-то так.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *