сколько дней ехать на машине до казахстана
Автопутешествие по Казахстану: граница, дороги, цены на топливо
Рассказ о путешествии по каждой новой стране я буду начинать с основных параметров, важных и полезных, для любых автопутешественников: граница, дороги, топливо. А начнем мы, естественно, с Казахстана.
Не смотря на то, что Самарская область является пограничной с Казахстаном, в эту сторону на автомобиле я еще ни разу не выезжал. Все мои автопутешествия по другим странам начинались с западной, юго-западной или северной границ России, до которых ехать около 2000 км или примерно двое суток, поэтому было очень непривычно уже через 3 часа после выезда из Самары оказаться на границе.
Оба раза мы проходили границу в МАПП Маштаково, очередь тут всегда огромная, большое количество узбеков едет именно через эту границу в Москву за товаром и обратно, на такие караваны, перегруженные товаром на крышах, не обратить внимание невозможно.
Не смотря на это, оба погранпункта проходятся достаточно быстро (1.5-2 часа) и без особых придирок, досмотр минимальный. По каким-то неведомым правилам, на въезде формируются две очереди — одна для жителей Казахстана и России, вторая для узбеков, об этом узнаешь только у водителей в очереди, при этом никаких указателей об этом нет. Сразу после границы на дороге возникают кибитки, где продают казахске страховки, минимальный срок, на который можно купить, две недели, а т.к. обратная дорога со Средней Азии должна была снова пролегать через Казахстан, то пришлось сразу купить на месяц. Вышла она мне 15000 тенге, принимают и рубли, но с невыгодным курсом (2700 рублей). На первом же пункте ДПС перед городом Уральском ее могут спросить, как и еще кучу всего: аптечку, огнетушитель… у меня зачем-то попросили российский техосмотр.
В кафе и гостиницах могут принимать рубли, но тоже с невыгодным курсом, поэтому деньги лучше поменять сразу, прямо на въезде в Уральск.
В этой стране самое дешевое топливо из стран Средней Азии, на момент путешествия 1 рубль стоил 5.9 тенге, поэтому переводя на рубли:
95 — 27
92 — 24
Дт — 33.6
Газ — 11
Чем ближе к границам, тем топливо начинает стоить дороже. Например, разброс цен на газ составлял от 53 до 80 тенге (от 9 до 13.5 рублей). В любом случае, топливо тут стоит дешевле российского, поэтому в Казахстан можно ехать почти на пустых баках, чтобы заправиться уже там.
На многих заправках принимают только нал, картами можно воспользоваться редко и только на крупных сетевых.
В Казахстане очень хорошие республиканские трассы, по таким ездить одно удовольствие. Угнетает одно — неменяющиеся пейзажи в течении нескольких дней. Запаситесь терпением.
Иногда через трассу переходят лошади и верблюды, поэтому будьте внимательны и осторожны.
Чтобы как-то развлечь себя от утомительной однообразной дороги, делали остановки и фотографировали верблюдов:)
На одной из заправок нашел карту дорог Казахстана, жирным красным выделены федеральные. Наприимер трасса из Уральска в Атырау была отвратительна и вся в ямах, а вот на обратном пути проехали из Чимкента в Уральск, где на протяжении 3-х дней асфальт был великолепен.
На трассах можно встретить бесплатные эстакады для оперативного ремонта автомобиля.
Очень часто на дорогах можно встретить вот такие ничем не оправданные знаки, дорога за ними вполне хорошего качества, а знака о снятии ограничений тут не ставят, поэтому приходится запоминать, сколько километров действует тот или иной знак. Я заметил, что местные не особо на них обращают и продолжают ехать как и ехали, поэтому я садился к ним на хвост, чтобы вдруг не попасть в кормушку дпсникам.
С ночлегом на дороге проблем нет, ближе к крупным городам появляются придорожные бюджетные минигостиницы с кафе. Качество не вот прям, но переночевать можно. К примеру, за такой номер мы отдали по 330 рублей с человека.
А уже утром насладились видом из окна:)
И первая наша точка — плато Устюрт, о котором я расскажу вам в следующем посте.
Расстояние между городами
Примеры расчета расстояний:
Когда может пригодиться расчет расстояний?
Бесплатный расчет расстояний между городами показывает точное расстояние между городами и считает кратчайший маршрут с расходом топлива. Он может быть востребован в следующих случаях:
Как пользоваться расчетом расстояний?
Для того чтобы рассчитать маршрут между городами, начните вводить в поле «Откуда» название начального пункта маршрута. Из выпадающей контекстной подсказки выберите нужный город. По аналогии заполните поле «Куда» и нажмите кнопку «рассчитать».
На открывшейся странице на карте будет проложен маршрут, красными маркерами будут обозначены начальный и конечный населенные пункты, а красной линией будет показан путь по автодороге. Над картой будут указаны суммарная длина маршрута, продолжительность пути и расход топлива. Под этой информацией будет размещена сводная таблица с подробными данными о маршруте и об участках пути: тип дороги, расчетная длина и продолжительность каждого фрагмента маршрута.
Полученный маршрут можно распечатать или, изменив некоторые параметры, повторить расчет. В дополнительных настройках можно задать транзитные населенные пункты, а также скорректировать расчетную скорость движения по дорогам каждого типа. Ниже дополнительных настроек расположены поля ввода данных топливного калькулятора. Внесите в них актуальный расход горючего вашей машины и среднюю цену 1 литра топлива. При повторном расчете эти данные будут использованы для подсчета необходимого количества топлива и его стоимости.
Другие методы прокладки маршрута
Если курвиметра нет под рукой, то можно воспользоваться линейкой. Приложите нулевую отметку линейки к начальному пункту маршрута и двигайте линейку, плотно примыкая ее к извилинам дороги.
Рассчитать расстояние между городами также можно с помощью таблиц, которые опубликованы в атласах и справочниках. Это достаточно удобно для маршрутов, начинающихся и заканчивающихся в крупных городах. Мелких населенных пунктов, как правило, нет в таблицах.
Алгоритм расчета расстояния между городами
Расчет маршрута основан на алгоритме поиска кратчайшего пути во взвешенном графе автодорог (алгоритм Дейкстры). Расстояния определены по точным спутниковым координатам дорог и населенных пунктов. Расчет является результатом компьютерного моделирования, а модели не бывают идеальными, поэтому при планировании маршрута поездки не забудьте заложить резерв.
Существует несколько подходов к определению расстояния между городами:
В наших расчетах расстояния между городами берутся по автодорогам.
Москва — Казахстан
Этим летом, поддерживая санкции, решил развивать внутренний туризм и совместить поездку с посещением воспоминаний моей молодости.
Концепция поездки — отдых на колесах с дочкой 11 лет, поэтому никуда не спешим, правила максимально соблюдаем. Не гоним, а любуемся видами за окном и получаем удовольствие от вождения.
Выехали из Москвы в 9 утра, имея в машине всё на все случаи жизни.
Как доехали до Владимира вообще не заметили, да и до Нижнего тоже, но в Нижегородской области пошла веселуха — такого количества камер я еще никогда не встречал — они были везде и в кучке арбузов и под мангалом и у зонтика для пикника с отдыхающими. Видя раньше такие картинки камер в интернете, я, грешным делом думал, что это фотошоп. Но реальность превзошла все ожидания — в такой активный квест, под названием найди камеру, включилась даже дочка — камеры были через каждые 5 км.
Проехали первые 600 км, доехали до заправки перед Чебоксарами — дорога абсолютно пустая — сходу фуры не удалось обогнать только пару раз. Пока обедали на заправке пошел дождь. Когда штудировал интернет, было много советов уходить через Чебоксары с М7 через север, потом через Казань на Альметьевск и дальше на Уфу. Типа так можно объехать забитые дороги. Доехав до Чебоксар, под проливным дождем и по совершенно пустой дороге — плюнул на рекомендации и поехал на Казань по М7. Казань встретила наводнением и офигенной подсветкой Кремля. Получилась венецианская экскурсия — медленно проплывая по улицам Казани, чтобы через капот не перехлестывало) посмотрели в вечерней подсветке достопримечательности. Но тут я решил последовать советам и свернул все-таки на Альметьевск. Нафига я это сделал, подумал я следующим днем, подъезжая к Уфе — дорога через Альметьевск ничем не отличается от М7, но зато куча ограничений 40, камеры и ремонт, в который я влетел впотьмах — слава богу был на Паджеро! В общем Альметьевск, заправка, ночевка.
Альметьевск-Уфа — пусто, скучно. В Уфе добавляем экзотики и направляемся маршрутом через Белорецк и Верхнеуральск на Троицк. Начинаются Уральские горы и до самого Белорецка за окном открываются бесподобные пейзажи — реки, горы покрытые лесами, горные серпантины, бесподобный запах трав и меда. Белорецк, кстати, очень приятный городок.
Дальше дорога на Верхнеуральск — это реально Camel трофи (просто я еще до Казахстана не доехал) — километров 20-30 по пересеченной местности с преодолением водных преград. Направление держали по компасу и придерживаясь накатанной колеи по направлению. Ребенок был в восторге — чем больше грязи, тем лучше, а если остановившись еще и палкой в болоте можно поковырять, то вообще день прошел не зря!
Верхнеуральск. Небольшой городок, через которой протекает река Урал и проходит граница между Европой и Азией. Здесь мы сделали остановку, погуляли по парку, спустились к реке.
Дальше Троицк, отличная дорога и граница с Казахстаном. На границе очередь, отдельно для грузовых и легковых. Машин много, но загорелся зеленый и мы заехали первой партией. Все довольно быстро, только ребенку устроили полноценный допрос — кто, где, когда, с кем, куда, откуда, зачем… Тоже самое на казахской стороне. Вся граница — минут 30-40. После границы и заночевали.
Итак, Казахстан. Движемся в Астану по трассе через Кустанай и Есиль. Абсолютно прямая и безжизненная дорога. Поначалу, особенно в Ауенликоле, встречаются деревья, потом просто ровная степь. Появляются мысли — хоть бы фуру какую обогнать… Чем хорош Казахстан — выставляешь круиз-контроль, руль нацеливаешь прямо и можно пару часиков поспать 🙂
Дорога не идеальная, но вполне нормальная. Соблюдаем все знаки, в т.ч. 30. Проезжаем два поста, 3-4 засады и 3-4 патруля — мы не нарушаем — нас не останавливают! В общем во второй половине дня мы в Астане. Нас встречают пробки — по московским меркам, конечно, смешные, но я уже успел отвыкнуть от машин. Недалеко от центра поселились в гостиницу, встретились с братом, приехавшим на автобусе из Новосибирска и пошли гулять.
Байтерек видно в прямой видимости, но нужно либо обходить кучу строек либо напрямую через трущобы со свалками и стаями диких собак. Астана — город стройка, все строится по принципу — достался участок, нужно переплюнуть соседа. В итоге никакой концептуальной застройки. Много зданий интересных самих по себе, но никак не сочетающихся с соседними. Причем большинство зданий ну очень похожи на какой нибудь зарубежный аналог. Да простят меня казахстанцы. Остались на погулять еще на день. Проблемы которые сразу бросились в глаза — поесть (найти какое-нибудь кафе довольно проблематично), большие неуютные расстояния (не обжились еще) и постоянно кто-то спрашивает как куда пройти или проехать (и город новый и люди новые, а меня почему-то все за местного принимали). Посетить Астану безусловно нужно, но больше двух дней делать нечего…
Из Астаны держим путь в Каркаралинск — центр туризма Казахстана. Начались ремонты, ограничения, объезды, патрули — но не смертельно. Чтобы не делать крюк через Караганду решаюсь поехать через Актау — Гугл и Яндекс решительно показывают, что там дороги нет, но мы же на Паджеро. Дороги действительно нет. Мимо заброшенных военных городков, зияющих пустыми окнами, и жителей аула, которые наверное и машины такой не видели, по степям доехали до строящейся дороги. Без труда преодолели ж/д переезд, выехали на асфальт и в обед уже были в Каркаралинске.
Дальше поехали в Кентские горы. В интернете написано доезжаете до Карагайлы и сворачиваете направо к деревне Кент. По факту никаких свертков направо нет, поэтому сворачиваем в степь и едем по наитию и по пути форсируем речку. В крайнем доме деревни взяли ключ от ущелья и въехали в кентские горы. Горы невысокие, но чрезвычайно живописные — даже каменную голову льва увидели. Осмотрели развалины буддисткого храма и остановились но ночлег. Ночное небо просто бесподобно, а горы стоящие вокруг поляны подковой создают непередаваемое ощущение в свете луны. И вокруг не души. Хотя… может быть как раз дУши то вокруг и были… Не для слабонервных. Но ничего, до петухов дожили. Хотя все-таки какая-то тварь укусила в ногу.
Итак нам предстоит самый тяжелый переезд в этой поездке Каркаралинск — Баршатас — Аягуз, 500км полного бездорожья, отсутствия цивилизации (за 350км до Баршатаса встретился только один маленький аул, но ни одного жителя идентифицировать не удалось), отсутствие мобильной связи и гаишников (это уже как плюс). Задача максимум была за световой день добраться до Аягуза и заночевать там. С собой вода, еда, бензин, дрова и адреналин. Сдали ключ от ущелья хранителю гор и в путь.
Посмотрел по карте — возвращаться из Кента в Каркаралинск до трассы, значит делать крюк, поэтому принимаю решение идти напрямую по степи. Через какое-то время робкие возгласы «может лучше было до асфальта» пресекаются моими — «возможно это лучшая дорога из предстоящей сегодня». Через час выезжаем на трассу. Вернее на то что было когда-то трассой. Сейчас это щебенка укатанная до состояния гребенки. Трясет аж зубы стучат. По дороге едут тяжелые самосвалы везущие руду зеленого и фиолетового цветов. Везут с рудного склада недалеко от Баршатаса, т.е. примерно километров на 300. Что за руда идентифицировать не удалось. Каждые 10км стоит грузовик меняющий колесо, что оптимизма не добавляло. Устав ехать по гребенке сворачиваем в поле и поперли — реально Париж-Дакар, ощущения просто супер, главное в солончак не влететь. Встретили один грузовик утонувший по раму, но нам повезло.
Проехав рудный склад, грузовики закончились и я подумал — наверное тут уже асфальт появится. Появился, но от этого лучше не стало, даже хуже — сначала ровный участок, а потом воронки с острыми краями которые не объедешь — это хуже гребенки. Один раз хорошо влетел — чемодан из багажника чуть не попал в салон, но ничего. Начал накрапывать дождь и мы въехали в Баршатас. Остановились в доме у дороги и хозяйка накормила нас горячим. В это время началось невообразимое — ливень и сильнейший ураган — такого я никогда не видел — дождь идущий параллельно земле — одна сторона машины была отмыта как из керхера, а вторая даже не намокла. Подождали пока дождь закончится и в путь.
Дорога все тот же асфальт с воронками, поэтому газ-тормоз, газ-тормоз… Так с шутками-прибаутками в 18:00 были в Аягузе. До конечной точки — озера Алаколь оставалось 300км. Фиг с ней с ночевкой, поехали. И в 22:00 мы уже сидели в кафе на берегу озера.
Если кто говорит про плохие дороги — он просто ездит не на той машине! Я теперь Паджеро ни на что не променяю! 800км, за световой день, по полному бездорожью, не особо то и устав — что еще нужно то? Это у меня самая запоминающаяся поезда на автомобиле (если только поездку на Памир не считать, но это вообще отдельно), какая там Европа… Ну что, кто повторит? Передаю эстафету следующему 🙂
Озеро Алаколь — это уникальное место, заслуживающее отдельного рассказа. Поэтому пока купаемся, отдыхаем, наслаждаемся.
Но, к сожалению, отдых всегда заканчивается и нужно держать путь дальше. А дальше у нас Семипалатинск. Решили выезжать в ночь — во-первых не жарко, во-вторых машин меньше, а в-третьих просто утром уезжать не хотелось)). Только брат был не рад — я ему столько рассказывал, что Урджар — это мекка яблок, а мы что туда, что обратно проезжали его в впотьмах.
Дорога, конечно, не ахти, но ехать можно. Доехали до развилки Семипалатинск — Усть-Каменогорск, повернули и дорога кончилась. Пошла грунтовка, которая через 10 км, с первыми лучами солнца, неожиданно прервалась и начался асфальт. Пол-часа все молчали боясь произнести хоть слово — мы ехали по идеально ровному асфальту, с нанесенной разметкой и обустроенными обочинами — все ждали что вот сейчас это счастье закончится — мы уже вообще забыли что такие дороги существуют. Но ничего не меняется. Тут бы и разогнаться, но одинокая встречная машина нам моргает… и вторая моргает… Мы напряглись, едем по сторонам глядим, но проехав километров 20 ничего кроме голой степи не видим. Думаем — наверное проскочили засаду и не заметили. Едет еще одна встречная — мы вслух обсуждаем — может поморгать, а то влетит)), но пока обсуждали, поравнялись с ней и увидели, что это полицейские с радаром патрулируют трассу. И это в 4 часа утра!
Подъезжаем к Семипалатинску. Я говорю — Сейчас вы увидите один из крупнейших мясокомбинатов Советского Союза. Подъезжаем, увидели. Похоже на Сталинград. У меня аж перевернулось все внутри. Семипалатинск — город детства и тоже заслуживает отдельного рассказа. А пока ностальгируем.
Дальше наш путь лежит в Новосибирск. Но сначала нужно проехать через крупнейший в мире ленточный бор. Это хвойный лес, протянувшийся по правому берегу Иртыша на 700 км, лентой, шириной всего 25 км. Это очень красивые, свободнорастущие сосны (и от того причудливо изогнутые), растущие на невысоких холмах из чистого песка. Самое интересное, то, что на левом берегу Иртыша не встречается вообще ни одной сосны. В свое время, мы даже заблудились в нем один раз, когда ходили за грибами, а сейчас он выглядит очень непрезентабельно — очень много деревьев вырубили, а также очень много сгорело во время пожаров.
Подъезжаем к таможне — все довольно быстро, если не считать зависнувшего таможенника, который спрашивает — Откуда едете — Из Москвы. Куда едете — В Москву…))). Ну а тут уже доехать до Новосибирска было делом техники. Не доезжая Искитима, обгоняю фуру и вижу впереди на противоположной стороне засаду с радаром. Гаишник аж подскочил от радости и бросился наперерез махая палкой. Включаю поворотник, торможу, а ему второй из-за радара что-то кричит — гаишник так расстроился, палкой мне машет — мол проезжай, даже документы проверять не стал.
Про Новосибирск уж не знаю писать или нет — вроде большой город и так все всё знают))).
На дороги особого внимания не обращал, даже и на их отсутствие, благо Паджеро это позволяет. Заправлялся Роснефть, Лукойл и КазМунайГаз — разницы не заметил. Расход по России 10,4л, по Казахстану 9,6л. В итоге за поездку ни одной камеры и ни одной остановки гаишниками. Ну это любителям статистики.
Расстояние между городами
Примеры расчета расстояний:
Когда может пригодиться расчет расстояний?
Бесплатный расчет расстояний между городами показывает точное расстояние между городами и считает кратчайший маршрут с расходом топлива. Он может быть востребован в следующих случаях:
Как пользоваться расчетом расстояний?
Для того чтобы рассчитать маршрут между городами, начните вводить в поле «Откуда» название начального пункта маршрута. Из выпадающей контекстной подсказки выберите нужный город. По аналогии заполните поле «Куда» и нажмите кнопку «рассчитать».
На открывшейся странице на карте будет проложен маршрут, красными маркерами будут обозначены начальный и конечный населенные пункты, а красной линией будет показан путь по автодороге. Над картой будут указаны суммарная длина маршрута, продолжительность пути и расход топлива. Под этой информацией будет размещена сводная таблица с подробными данными о маршруте и об участках пути: тип дороги, расчетная длина и продолжительность каждого фрагмента маршрута.
Полученный маршрут можно распечатать или, изменив некоторые параметры, повторить расчет. В дополнительных настройках можно задать транзитные населенные пункты, а также скорректировать расчетную скорость движения по дорогам каждого типа. Ниже дополнительных настроек расположены поля ввода данных топливного калькулятора. Внесите в них актуальный расход горючего вашей машины и среднюю цену 1 литра топлива. При повторном расчете эти данные будут использованы для подсчета необходимого количества топлива и его стоимости.
Другие методы прокладки маршрута
Если курвиметра нет под рукой, то можно воспользоваться линейкой. Приложите нулевую отметку линейки к начальному пункту маршрута и двигайте линейку, плотно примыкая ее к извилинам дороги.
Рассчитать расстояние между городами также можно с помощью таблиц, которые опубликованы в атласах и справочниках. Это достаточно удобно для маршрутов, начинающихся и заканчивающихся в крупных городах. Мелких населенных пунктов, как правило, нет в таблицах.
Алгоритм расчета расстояния между городами
Расчет маршрута основан на алгоритме поиска кратчайшего пути во взвешенном графе автодорог (алгоритм Дейкстры). Расстояния определены по точным спутниковым координатам дорог и населенных пунктов. Расчет является результатом компьютерного моделирования, а модели не бывают идеальными, поэтому при планировании маршрута поездки не забудьте заложить резерв.
Существует несколько подходов к определению расстояния между городами:
В наших расчетах расстояния между городами берутся по автодорогам.
4012 км Алматы-Москва на автомобиле
Некоторое время назад я спрашивал про состояние новой «бетонки» (которая трасса Западный Китай — Западная Европа). Не собрав достаточно сведений, но выслушав положительное мнение одного дальнобойщика, который регулярно ездит в Самару, мы решились поехать на машине из Алматы в Москву.
После 2 лет работы в Казахстане накопилось достаточно вещей, поэтому решили поехать сами – отправка машины в Россию стоит прилично. Плюс сэкономить на перевозке собаки — авиабилет на нее почти как в бизнес-класс.
Путевые заметки я не вел и состояние трассы детально не распишу, но общую информацию постараюсь передать. Сразу скажу, что строительство продолжается, где-то очень активно и через месяц дорога может поменяться очень сильно.
Ехали на Honda CR-V 2.0. Я, сын (10 лет) за штурмана, плюс, как сказал, собака. На собаку собирал 3 дня документы на выезд, процедура описана на профильных форумах. Обидно, что в итоге на границе никто даже не поинтересовался этими бумагами. В дороге провели 5 дней, потому что план был проезжать не более 900 км в день. Останавливались в Шымкенте, Аральске, Оренбурге и Пензе.
До Шымкента дорога на четверку, удивило наличие довольно глубоких ям на участке сразу за Алматы – вроде две полосы, разделительная, но ямы в полколеса легко на ровном месте. За два часа добрались до бетонки (150 км от Алматы). В начале бетонки пробил колесо (сам виноват, отвлекся) – в местах, где новая дорога пробита сквозь скалы, порода скатывается на полотно, близко к обочине опасно ехать. Бетонка до Тараза отличная, но периодически половина ее закрыта и приходится делить дорогу со встречными. Думаю сейчас либо открыли уже, либо откроют очень скоро. За 220 км до Тараза машин почти нет, едешь в одиночку. После Тараза тоже самое. В принципе могли ехать дальше, времени было достаточно, но после приключений с поиском колеса (порезал так, что нужно было покупать новое), на которые ушло 2 часа, решили поесть самого вкусного шашлыка и отдохнуть в Шымкенте.
После Шымкента дорога отличная, но совсем однообразная. Попутных машин нет, встречных – единицы. Есть участки, которые, по ощущениям, просто забыли открыть – накидан поперек дороги какой-то мусор, воткнута лопата, въезд перекрыт. В итоге едешь по встречной полосе, деля ее пополам с другими и грустно наблюдаешь что дорога в нужном тебе направлении полностью готова, знаки расставлены, но она почему-то закрыта.
Начиная с Кызылординской области бетонка заканчивается и превращается в двухполосную дорогу до Актобе. Хорошего качества, но без разделительной. Однако встречных так мало, что не особо напрягает. Следующую остановку сделали в Аральске.
После Аральска есть несколько участков с очень плохой дорогой, а один (около 15 км) – просто по степи, в пыли, по ямам, где ползешь как пешеход. Там же с тобой едут фуры, ничего не видно — просто позор, а не дорога. После Актобе мы повернули в сторону Оренбурга, так как хотели пройти границу в этот же день. Машин стало значительно больше, но все равно не сравнить с российским трафиком где-нибудь в центре страны.
Несмотря на опасения казахстанских друзей, дорога до Мартука и далее до погранперехода Яйсан – новая, великолепная и не загруженная. Единственный минус – традиционный для этого пути – отсутствие заправок. Газовая есть на трассе, а за бензином надо делать крюк в поселок (по убитой деревенской дороге), где есть две заправки. Однако прямо перед границе заправки строятся, через полгода все будет ОК.
Отличные дороги заканчиваются с переходом границы. После Яйсана дороги нет – есть разбитая грязная грунтовка, которую иногда проходят грейдером. Это длится несколько десятков километров, до поселка Акбулак. Переход границы в нашем случае напоминал въезд в Мордор – в Мартуке на заправке было 28 градусов тепла, на границе 16, после пересечения – дождь, темнота и 9 градусов. Лето, которого нет в России, изымают на границе.
Российские дороги описывать нет смысла, они в общем хуже казахстанских, и очень разные. В Оренбургской и Мордовской областях они средние. В Пензенской области – лучшие из российских за весь путь (практически европейские). На Волге – на четверку, где-то лучше, где-то хуже. Чем ближе к Москве, тем больше строительства и сложных участков, связанных с сезонным ремонтом. В целом – приемлемо. Если не гнать и обращать внимание на знаки — все будет нормально. Рекомендованная скорость в большинстве случаев совпадает с той, которая позволит вам не пробить подвеску.
2. Полиция
Специально в поездку был куплен радар-детектор, который очень помог в подсказках про стационарные и мобильные камеры. Учитывая подсказки еще и навигации, мы не нарушали скоростной режим и за всю поездку нас НИ РАЗУ не остановили ни на территории Казахстана, ни в России. Лишь раз после Аральска нам навстречу ехала полиция, включила люстру и замедлила ход, но я ехал по правилам и гаишник махнул в открытое окно — все нормально, езжай дальше. Хотя может собаки испугался 🙂 К слову, у нас московские номера. Совет – не нарушайте и все будет в порядке — работает.
3. Граница
Очередь на границе была около 10 машин, весь переход занял около часа. На подъезде к Казахстанской границе соседи по очереди посоветовали взять номерок в будке у пограничника, и именно эта жалкая бумажка была главной 🙂 на этом этапе. Пропустили под шлагбаум, прошли паспортный контроль в отдельном здании (все как в аэропорту), потом минутный досмотр с пожеланиями доброго пути и сожалением, что мы уезжаем из Казахстана. Главное – не потерять эту бумажку и отдать ее на выезде. На российской территории такой же несложный досмотр. Параллельно – доскональные досмотры киргизских автобусов с гостями России, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств забирают все резервы как казахстанской, так и российской таможни.
4. Бензин
Совет от дальнобойщика на счет заправок был одним из самых полезных за весь путь. При виде любой нормальной заправки – заправляться по полной. До лампочки не доходило, но триста и более километров без заправок – реалии этой дороги, поэтому обязательно заправляйтесь на выезде из более-менее крупных городов или поселков, а если по пути встречаете АЗС – дозаправляйтесь еще раз.
5. Опасности
За 4000 с лишним километров мы не стали свидетелями ни одной аварийной ситуации. Единственная авария, последствия которой мы видели – была в России (фура пропустила начало разделительного барьера и снесла его).
Главная опасность — на территории Казахстана. Коровы. Они постоянно пасутся рядом с трассой и выходят на дорожное полотно, не обращая внимания на машины. Две трети скота пасется без пастухов и надзора. Поэтому у нас было правило – обращать внимание на каждое замедление хода попутных машин и постоянное слежение за степью. Реальная ситуация – ты начинаешь обгонять фуру, она притормаживает. Но не потому, что хочет тебя пропустить – просто перед ней на дорогу вышла корова. Поэтому обгон фуры надо просматривать не только по встречной, но и по обочине ЗАРАНЕЕ – поймать корову на обгоне это конец пути. Всего.
Из других опасностей отмечу порывы ветра. У нас была не самая большая машина, но багажник на крыше работал хорошим парусом и по пути к Актобе разъезды со встречными фурами были не очень приятными, особенно при хорошем ходе этих караванов.
6. Красота
Такое путешествие на машине по Казахстану, как вышло у нас, оставляет приятные впечатления. В июне еще можно застать потрясающую смену красок в степи. Жаль с собой не было нормального фотоаппарата – кадры на телефоне не передают всю увиденную палитру. Очень запомнился Аральск с его песчаной ночной бурей и вечным ожиданием моря, до которого сейчас 60 километров. Хочется туда вернуться. Хмурое небо создало особую атмосферу для Байконура, который мы проезжали. Сильное, запоминающееся своей космической инфраструктурой место, похожее на иллюстрации к Dune.
7. Гостиницы
Места, в которых мы останавливались, выбирали с одним условиям – пускают с собакой. Поэтому выбор был небольшой. Если вы без собаки — и выбор больше, и цены лучше. Все снимали по факту, без предварительного бронирования, но с тщательным выбором по отзывам гостей. И все места я легко рекомендую.
Шымкент: Sapar Standart Hotel. Отличное обслуживание, просторный номер, отличный завтрак с возможностью набрать еды в дорогу. Шымкент доказывает свой уровень.
Аральск: гостиница Шанырак. Семейный отель, встречали как старых знакомых, приготовили завтрак (не входил в стоимость, но не смогли отпустить сына голодным), проговорили о жизни насколько хватило сил 😊.
Оренбург: отель Риф. Придорожный комплекс с армянскими корнями владельцев и всеми возможностями отеля на трассе (кафе, автомойка, vip-сауна). Не судите по внешнему виду – внутри очень чисто, отличная еда, включенная в стоимость и хорошее отношение.
Пенза: Бутик Отель Лондон Сити. Одобрено «Ревизорро», о чем мне радостно поведал сын. Радушный прием, отличный завтрак и отношение как к старым друзьям. Отличное место!
В заключение хочу сказать, что одному за рулем тяжело, но путешествие получилось довольно спокойным и опровергло мнения скептиков, что это трудно и опасно. Не делайте резких движений и необдуманных поступков и все будет хорошо 🙂