сколько бизнесов открывается в день
Число закрывшихся бизнесов в два раза превысило число открывшихся
По данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza (их исследование есть у РБК), в прошлом году в России было открыто более 290 тыс. предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тыс. компаний. Число закрывшихся за год предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза. И только в пяти регионах количество новых предприятий превысило число закрывшихся.
Недостатки делового климата
В 80 регионах количество закрывшихся предприятий превысило число новых, следует из данных FinExpertiza. Лидером антирейтинга по количеству закрывшихся юрлиц стала Калининградская область: здесь ликвидировали почти 7 тыс. предприятий за год, а открылось всего 1,5 тыс. И это несмотря на действующую в регионе особую экономическую зону, которая освобождает резидентов от уплаты налога на имущество и налога на прибыль в течение первых шести лет; нулевые ввозные пошлины и отсутствие НДС для тех товаров, которые будут потреблены на территории региона.
В Дагестане открылось всего 990 предприятий, а прекратили свою деятельность более 5 тыс. компаний. По данным компании «СКБ Контур», Дагестан демонстрирует неблагоприятную картину и с точки зрения среднего периода «жизни» предприятий. «В нашем рейтинге учитываются два показателя — средний возраст организаций и количество закрывшихся организаций на 100 открывшихся. По первому показателю Дагестан — в десятке антилидеров, уступает лишь другим республикам Северного Кавказа (средний возраст закрытия — 4,4 года). По второму показателю он расположен ближе к середине (80 закрытых на 100 открытых). Это соотношение, кстати, говорит о том, что в Дагестане закрываются в основном молодые предприятия, в то время как возрастные организации плотно держатся за рынок», — сказал РБК ведущий аналитик «СКБ Контур» Владимир Савельев.
Тренд на чистую закрываемость бизнеса объясняется комплексом причин — «отсутствием улучшения делового климата на фоне снижения покупательской способности населения и проблем с налоговым администрированием и налогами в целом», утверждает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Налоговая нагрузка растет, и в России не так много секторов экономики, где рентабельность выше ключевой ставки. «Рентабельность предприятий снижается до критического уровня», — говорит Корочкин.
«Главные сложности, с которыми сталкиваются компании, — это высокая кредитная ставка, ограничивающая доступ к финансовым ресурсам, отсутствие необходимых навыков ведения бизнеса, кадровый дефицит, а также затрудненный доступ к рынкам сбыта и зачастую отсутствие информации о тех мерах поддержки, которые предлагает тот или иной регион», — считает председатель совета директоров FinExpertiza Елена Трубникова.
Данные исследования FinExpertiza не позволяют сказать о качественном составе закрывшихся предприятий. По данным исследования «СКБ Контур», которое цитировал «Коммерсантъ», чаще всего закрываются предприятия в сферах логистики, туризма, бытовых услуг, общепита и ИТ; в среднем они «доживают» только до пяти лет, а основная причина ликвидации — высокая конкуренция. А «долгожителями» в бизнесе являются компании в сферах с небольшой конкуренцией, например предприятия оборонно-промышленного комплекса и бюджетные организации.
Закрываются из-за убытков
Москва занимает 14-е место в списке FinExpertiza по самой высокой отрицательной динамике «рождаемости» предприятий: за прошлый год здесь открылось более 88 тыс. предприятий, а закрылось в 2,7 раза больше — свыше 234 тыс. предприятий.
Но бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева считает, что статистика не совсем применительна к бизнесу — в ней отражен в том числе процесс оптимизации в сфере муниципального управления, когда небольшие предприятия ликвидируются, а контроль над объектами получают более крупные юрлица. Кроме того, в статистику закрытых предприятий могли попасть «фирмы-однодневки», которые изначально создаются на короткий период действия. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС, на май 2019 года в Москве действовало 554,3 тыс. малых и средних компаний (на 3% больше, чем в начале года), или почти 20% от общего количества в стране.
«Порядка 60–70 тыс. компаний малого и среднего бизнеса прекратили свою работу в Москве за прошлый год. Открылось примерно столько же. То есть на место разорившихся компаний в Москве идет приток новых», — говорит Минеева. По ее словам, не во всех регионах это так: какая-то часть из выбывших — это фирмы-однодневки, какая-то — сетевые структуры, которые ФНС заставила прекратить дробить бизнес, поясняет она.
Что касается закрывающихся бизнесов в Москве, 75% компаний и ИП, которые закрылись в 2018 году, сделали это по причине убыточности бизнеса, ссылается Минеева на данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM). «Тут сказываются высокие налоги, включая квазиналоги, высокая цена денег и падение спроса. Если бы компаний закрывалось меньше, то темпы экономического роста в России, в том числе и в Москве, были бы выше», — резюмирует она.
Прикрыть лавочку: ООО и АО в России чаще закрываются, чем открываются
В регионах больше индивидуальных предпринимателей, а в столицах тяготеют к юрлицам
«Реальное время» анализирует численные характеристики бизнеса в России. Как оказалось, в 2018 году юридические лица в нашей стране чаще закрывались, чем открывались — особенно это заметно в случае с акционерными обществами. А вот индивидуальные предприниматели довольно активны, причем в гораздо большей степени в регионах, чем в столицах.
Почти половина нового бизнеса — в столицах и вокруг них
По данным, которые были получены аналитической службой «Реального времени», в 2018 году в России появилось 377,6 тысячи новых компаний. При этом российский бизнес, как несложно догадаться, в основном концентрируется в столицах: в Москве, например, было зарегистрировано 104,7 тысячи компаний, в Санкт-Петербурге — 40,1 тысячи. Таким образом, более четверти (почти 28%) новых юридических лиц было зарегистрировано именно в столице, а если сюда добавить показатель находящейся на третьем месте Московской области — 17,7 тысячи, то доля вырастет почти до одной трети.
Добавив сюда показатели Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выясним, что почти половина всех российских компаний — 164,8 тысячи, или 43,6% — зарегистрированы именно в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях. Заметна здесь и еще одна интересная тенденция: если показатель Московской области по числу зарегистрированных в 2018 году юридических лиц третий, после крупнейших городов федерального значения, то вот показатель Ленинградской области уже очень незначительный. Здесь было зарегистрировано всего 2,24 тысячи компаний. По этому показателю регион находится на 35-м месте, между Ульяновской областью и Ханты-Мансийским автономным округом. При этом население Ленинградской области в полтора раза больше, чем в Ульяновской области. Так что можно сделать вывод о том, что сами по себе пригороды Санкт-Петербурга не особо проявляют бизнес-активность: вероятно, значительная доля бизнеса здесь «уходит» именно в Северную столицу.
Что касается других регионов, то четвертое место по числу открытых фирм в прошлом году занял Краснодарский край: тут появилось около 12 тысяч новых юрлиц. Следом за ним идет один из регионов Приволжского федерального округа. И это не Татарстан и не Башкортостан, а Самарская область с 11,4 тысячи компаний. Шестое место досталось Новосибирской области с 10,8 тысячи новых юрлиц, а Татарстан оказался на седьмом месте с 10,7 тысячи. В топ-10 по числу новых компаний входит также Свердловская область с 9,7 тысячи и еще два региона ПФО — Башкортостан с почти 8 тысячами новых юрлиц и Нижегородская область с 7 тысячами.
Почти половина всех российских компаний — 164,8 тысячи, или 43,6% — зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях. Фото myslo.ru
Почти по два закрытых бизнеса на каждый открытый
Несмотря на, казалось бы, хорошие результаты по количеству новых юрлиц, обольщаться не стоит: в 2018 году закрылось еще больше компаний, чем открылось. В целом по России прекратили свою деятельность 673 тысячи юрлиц. То есть на каждую открытую компанию приходится почти 1,8 закрытых.
Показатель этого соотношения очень сильно варьирует от региона к региону. При этом лишь в четырех регионах открытых компаний оказалось больше, чем закрытых. В основном это регионы с совсем небольшим количеством новых и закрытых компаний. Первое место, например, у Чукотского автономного округа — тут открылось 72 фирмы, а закрылось — 48 (соотношение — 0,67), в Ингушетии при 793 открытых компаниях закрылись 570, в Северной Осетии на 857 открытых компаний пришлось 784 закрытых. Относительно крупный показатель из всех регионов, где нового бизнеса больше, чем закрывшегося, только у Крыма. Тут показатель равен 0,97, на 2,3 тысячи новых компаний приходится 2,2 тысячи закрытых. А вот Татарстан оказался на пятом месте — правда, закрытых предприятий все же больше, чем открытых — 11 тысяч штук, пропорция составляет 1,03.
В список «антилидеров» также в основном входят регионы с общими невысокими показателями по числу новых и закрывшихся компаний. В Магаданской области на каждую из 226 новых фирм приходится по 3,02 закрывшихся, в ЯНАО с 525 новыми компаниями показатель равен 2,66, в Еврейской автономной области на каждую из 145 новых фирм приходится по 2,61 закрытой компании. Относительно крупный показатель — у Ставропольского края, здесь появилось 2,4 тысячи новых юрлиц, а закрылось 6,26 тысячи фирм.
Кроме того, из крупных регионов, где на каждую новую компанию приходится больше двух закрытых юрлиц, стоит выделить Пермский край, Челябинскую область, Калининградскую и Ярославскую области, а также Свердловскую область, Москву и Подмосковье.
Акционерных обществ — лишь один процент от общего числа юрлиц
На ООО приходится около 90% всех открытых в 2018 году компаний и около 88% закрытых. Учитывая «перевес» обществ с ограниченной ответственностью в общем количестве юридических лиц, можно считать, что вышеприведенная статистика касается в первую очередь компаний именно с такой формой организации.
Однако ситуация значительно отличается в случае с акционерными обществами. Во-первых, в 2018 году было зарегистрировано лишь 4 тысячи акционерных обществ, или 1,1% от общего числа юрлиц. Во-вторых, закрывшихся акционерных обществ было 16,5 тысячи, что составляет уже 2,4% от всех юридических лиц. То есть на каждое открытое АО приходится по 4,1 закрывшихся, а в некоторых регионах этот показатель достигает вообще 28. Речь тут идет о Брянской области, в которой в 2018 году зарегистрировали лишь одно АО, а закрылось их 28 штук.
Больше всего акционерных обществ было зарегистрировано, как и в случае с юридическими лицами в целом, в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. Тут их открылось 1,6 тысячи, 531 и 266 штук соответственно. В Ленинградской области показатель составил 21, так что на два крупнейших города вместе с областями приходится 61% всех открытых акционерных обществ.
Из остальных регионов России самый высокий показатель — в Калининградской области (224 АО), Краснодарском крае (129), Новосибирской области (98), Челябинской и Белгородской областях (85 и 60). Девятое место оказалось у Свердловской области с 56 акционерными обществами, а замыкает десятку небольшая Вологодская область с 45 юрлицами. Показатель крупнейшего по числу открытых АО региона Приволжского федерального округа — Татарстана — оказался равен 43. Больше, чем в Татарстане, акционерных обществ зарегистрировано в Ростовской области и Приморском крае, а второй по ПФО показатель — у Самарской области, расположившейся на 15-м месте с 32 открытыми АО.
Что касается регионов с наибольшим количеством закрытых акционерных обществ на каждое открытое, то в лидерах здесь 15 субъектов федерации, в которых показатель равен 10 и больше. Из них у четырех — Брянской, Псковской, Курганской и Тамбовской областей — показатели выше 20 закрытых АО на каждое открытое. Из крупных регионов стоит отметить Саратовскую область, где на шесть открытых акционерных обществ пришлось 102 закрытых, а также Ярославскую область, где на 18 открытых АО пришлось 178 закрытых.
Индивидуальные предприниматели охотнее открываются, чем закрываются
Индивидуальных предпринимателей в России значительно больше, чем ООО и АО вместе взятых — в два с лишним раза по числу зарегистрированных, и незначительно больше — по числу прекративших деятельность.
Всего по стране в 2018 году было зарегистрировано 854 тысячи индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств. Что примечательно — число прекративших деятельность, в отличие от ООО и АО, значительно меньше — 716,7 тысячи, то есть на одного начавшего деятельность ИП приходится лишь 0,84 прекратившего деятельность (по стране показатель варьирует от 0,53 в Москве до 1,72 в Ингушетии).
Что примечательно, в случае с индивидуальными предпринимателями не так заметен перевес в сторону Москвы. Тут их, конечно, по-прежнему больше всего из всех регионов России — 70,5 тысячи человек, но это лишь 8,3% от общероссийского показателя. В случае с ООО показатель составляет 29%, а в случае с АО — 40,5%.
Второе место занимает Московская область с 56,8 тысячи ИП. А вот на третьем месте неожиданно находится не Санкт-Петербург, а Краснодарский край. Тут показатель составляет 47,4 тысячи предпринимателей. В Санкт-Петербурге же их всего 40,7 тысячи. Пятое место оказалось у Свердловской области с 26,8 тысячи, за ней следует Ростовская область с 24,9 тысячи, седьмое место — у Челябинской области с 24,7 тысячи. Татарстан расположился на восьмом месте с 22,9 тысячи ИП и фермерских хозяйств, на девятом и десятом местах с совсем небольшой разницей — Новосибирская и Самарская области (21,4 и 21 тысяча ИП, соответственно).
Отметим, что в большинстве регионов России доля крестьянских и фермерских хозяйств из общего числа ИП и фермерских хозяйств не превышает 4%: таких регионов — 71 из 85. В среднем по России показатель равен вообще 2%, как и в Татарстане. Однако в семи регионах, в основном Северного Кавказа и Дальнего Востока, показатель больше 10%. В частности, в Чечне он равен 27%, в Ингушетии — 23%, в Калмыкии — 21%, в Кабардино-Балкарии — 19%. В Тыве и Республике Алтай показатель равен 14% и 12%, соответственно, а в Карачаево-Черкесии — 11%.
Интересно отметить и еще одну категорию лиц — индивидуальных предпринимателей-иностранцев. В целом в России их немного — в 2018 году было зарегистрировано всего 32,7 тысячи на всю страну. Однако на каждого зарегистрированного приходится меньше прекративших деятельность, чем в случае с ИП-россиянами, не говоря уже об ООО и АО. Показатель равен 0,63, то есть всего прекратили деятельность лишь 20,6 тысячи иностранцев-предпринимателей.
Больше всего зарегистрированных ИП с иностранным гражданством — не в Москве, а в Московской области — 2,4 тысячи. Интересно, что Москва занимает и не второе место. На нем расположилась Калужская область с 2,2 тысячи. Третье место — у Краснодарского края с 1,8 тысячи, а столица — лишь на четвертом месте с 1,5 тысячи. Следом за ней идет Ростовская область с 1,3 тысячи. В Нижегородской области и Санкт-Петербурге было зарегистрировано почти одинаковое число иностранцев-предпринимателей — около 900, а в Ставропольском крае и Татарстане — по 878.
Сколько бизнесов закрывается и сколько открывается в России.
Число закрывшихся бизнесов в два раза превысило число открывшихся
За прошлый год в России ликвидировали в два раза больше компаний, чем открыли, свидетельствуют результаты исследования FinExpertiza. Сказываются «технические» причины, но также проблемы с деловым климатом и убыточность бизнеса
По данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza (их исследование есть у РБК), в прошлом году в России было открыто более 290 тыс. предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тыс. компаний. Число закрывшихся за год предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза. И только в пяти регионах количество новых предприятий превысило число закрывшихся.
Больше всего предприятий открылось в Республике Крым — свыше 1700, однако число закрывшихся здесь тоже велико — свыше 1600. На благоприятную статистику могла повлиять федеральная целевая программа по развитию полуострова до 2022 года, которая в том числе предполагает создание индустриальных парков, функционирование свободной экономической зоны. Общий бюджет ФЦП составляет почти 900 млрд руб. до 2022 года.
Самый большой прирост числа компаний зарегистрирован в Ингушетии: там открылось 615 предприятий, а закрылось 384. На втором месте по приросту компаний — Чечня, где открылось 657 предприятий, а закрылось 594.
Тренд по превышению количества закрытых компаний в целом по России над числом открытых начался еще в 2016 году и продолжился в 2017–2018 годах. FinExpertiza в исследовании ссылается на данные Росстата.
Недостатки делового климата
В 80 регионах количество закрывшихся предприятий превысило число новых, следует из данных FinExpertiza. Лидером антирейтинга по количеству закрывшихся юрлиц стала Калининградская область: здесь ликвидировали почти 7 тыс. предприятий за год, а открылось всего 1,5 тыс. И это несмотря на действующую в регионе особую экономическую зону, которая освобождает резидентов от уплаты налога на имущество и налога на прибыль в течение первых шести лет; нулевые ввозные пошлины и отсутствие НДС для тех товаров, которые будут потреблены на территории региона.
В Дагестане открылось всего 990 предприятий, а прекратили свою деятельность более 5 тыс. компаний. По данным компании «СКБ Контур», Дагестан демонстрирует неблагоприятную картину и с точки зрения среднего периода «жизни» предприятий. «В нашем рейтинге учитываются два показателя — средний возраст организаций и количество закрывшихся организаций на 100 открывшихся. По первому показателю Дагестан — в десятке антилидеров, уступает лишь другим республикам Северного Кавказа (средний возраст закрытия — 4,4 года). По второму показателю он расположен ближе к середине (80 закрытых на 100 открытых). Это соотношение, кстати, говорит о том, что в Дагестане закрываются в основном молодые предприятия, в то время как возрастные организации плотно держатся за рынок», — сказал РБК ведущий аналитик «СКБ Контур» Владимир Савельев.
Тренд на чистую закрываемость бизнеса объясняется комплексом причин — «отсутствием улучшения делового климата на фоне снижения покупательской способности населения и проблем с налоговым администрированием и налогами в целом», утверждает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Налоговая нагрузка растет, и в России не так много секторов экономики, где рентабельность выше ключевой ставки. «Рентабельность предприятий снижается до критического уровня», — говорит Корочкин.
«Главные сложности, с которыми сталкиваются компании, — это высокая кредитная ставка, ограничивающая доступ к финансовым ресурсам, отсутствие необходимых навыков ведения бизнеса, кадровый дефицит, а также затрудненный доступ к рынкам сбыта и, зачастую, отсутствие информации о тех мерах поддержки, которые предлагает тот или иной регион», — считает председатель совета директоров FinExpertiza Елена Трубникова.
Данные исследования FinExpertiza не позволяют сказать о качественном составе закрывшихся предприятий. По данным исследования «СКБ Контур», которое цитировал «Коммерсантъ», чаще всего закрываются предприятия в сферах логистики, туризма, бытовых услуг, общепита и ИТ; в среднем они «доживают» только до пяти лет, а основная причина ликвидации — высокая конкуренция. А «долгожителями» в бизнесе являются компании в сферах с небольшой конкуренцией, например, предприятия оборонно-промышленного комплекса и бюджетные организации.
Закрываются из-за убытков
Москва занимает 14-е место в списке FinExpertiza по самой высокой отрицательной динамике «рождаемости» предприятий: за прошлый год здесь открылось более 88 тыс. предприятий, а закрылось в 2,7 раза больше — свыше 234 тыс. предприятий.
Но бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева считает, что статистика не совсем применительна к бизнесу — в ней отражен в том числе процесс оптимизации в сфере муниципального управления, когда небольшие предприятия ликвидируются, а контроль над объектами получают более крупные юрлица. Кроме того, в статистику закрытых предприятий могли попасть «фирмы-однодневки», которые изначально создаются на короткий период действия. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС, на май 2019 года в Москве действовало 554,3 тыс. малых и средних компаний (на 3% больше, чем в начале года), или почти 20% от общего количества в стране.
«Порядка 60–70 тыс. компаний малого и среднего бизнеса прекратили свою работу в Москве за прошлый год. Открылось примерно столько же. То есть на место разорившихся компаний в Москве идет приток новых», — говорит Минеева. По ее словам, не во всех регионах это так: какая-то часть из выбывших — это фирмы однодневки, какая-то — сетевые структуры, которые ФНС заставила прекратить дробить бизнес, поясняет она.
Что касается закрывающихся бизнесов в Москве, 75% компаний и ИП, которые закрылись в 2018 году, сделали это по причине убыточности бизнеса, ссылается Минеева на данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM). «Тут сказываются высокие налоги, включая квазиналоги, высокая цена денег и падение спроса. Если бы компаний закрывалось меньше, то темпы экономического роста в России, в том числе и в Москве, были бы выше», — резюмирует она.
А будет ли прибылен ваш бизнес?
Перед открытием любого бизнеса у будущего собственника должно быть понимание, что бизнес этот затевается ради денег. Притом от бизнеса получать вы должны в итоге гораздо больше, нежели если бы работали в найме. Иначе все это не имеет смысла и бизнесом не является. Как понять, стоит ли открывать свое дело, рассчитать его реальную доходность и что важно помнить начинающему предпринимателю, рассказал в своей колонке генеральный директор компании FinHelp Павел Вешаев.
С чего начать
Самый первый, точнее, даже нулевой шаг, с которого я рекомендую начать движение в сторону своего бизнеса, — это определиться, чего вы на самом деле хотите. Будет ли то дело, которое вы затеваете, самозанятостью, когда вам просто нужно перекрыть свою зарплату в найме, либо же вы будете строить бизнес, пусть и небольшой. В самозанятости нет ничего плохого, если этот вариант и эти доходы вас устраивают. Важно понимать, что в таком формате вы будете ограничены потолком своего времени, а соответственно, иметь и потолок в деньгах. Вы вполне можете его рассчитать. Например, вы планируете консультировать клиентов. Ваша планируемая стоимость часа — 2 тыс. рублей. При максимальной загрузке вы можете работать в среднем 165 часов в месяц. Это значит, что вы заработаете 330 тыс. рублей. Отсюда вычитаем налоги, затраты на необходимые сервисы/подписки/продвижение и т. д. И получаем ваш максимум, если вы будете работать постоянно. Но вам еще придется решать вопросы с поиском клиентов, продажами, обслуживанием и т. д. В любом случае вы ограничены этой верхней суммой. Ваш единственный выход как самозанятого, чтобы зарабатывать больше, — повышать стоимость часа. Но вы так или иначе будете ограничены. Если же вы решите организовать консалтинговое бюро, это будут уже совсем иные суммы заработка.
Бизнес, даже самый малый, сложнее в реализации и требует иного подхода — к персоналу, финансам, продажам, маркетингу, бизнес-процессам. Готовы ли вы к этому, решите, ответив себе на несколько вопросов. Сможете ли вы эффективно управлять другими людьми, принимать сложные решения и нести за них ответственность, находить деньги, когда они нужны для текущих расходов или развития? Действительно ли вы хотите больше денег и готовы на первых этапах посвящать почти все время своему делу? Если ваши ответы в основном «да», то, возможно, свое дело — это ваш путь.
Алгоритм расчета
Если вы точно решились на создание своего бизнеса, предлагаю дальше двигаться по следующему алгоритму.
1. Продумать концепцию
Еще раз зафиксируйте для себя, что вы затеваете свое дело ради денег. При этом вы от бизнеса должны получать гораздо больше, чем получали бы в найме. Понятно, что не на этапе старта, но с горизонтом в несколько лет.
Кратко сформулируйте концепцию бизнеса — что вы продаете, кто у вас и почему будет это покупать. Оцените предварительно перспективы, посмотрите рынок, конкурентов, посчитайте, какова емкость рынка, какую долю вы можете от нее получать и каков при этом будет ваш личный доход.
Если вы изначально не видите в бизнесе перспектив, если не понимаете, как и за счет чего будет его растить и развивать, то лучше не начинайте эту историю, потому что иначе или бизнес будет неконкурентоспособен, или вы все риски будете оплачивать из своего кармана, или откроете дело и сразу закроете.
2. Рассчитать финмодель
У 99% малых и средних бизнесов в России нет финансовой модели бизнеса. И это удивительно, потому что финмодель для собственника — это одновременно и карта, и компас для движения к собственным целям. Ключевое, что вы должны сделать до открытия бизнеса и привлечения под него любых средств, — это рассчитать финмодель, которая позволит ответить на все ключевые вопросы по деньгам: будет ли бизнес доходным, где вы будете зарабатывать, а на чем терять средства, стоит ли привлекать инвестиции, каких результатов ожидать в случае изменения ситуации. Оцифровка бизнеса с помощью финмодели позволит вам увидеть реальную сводную картину бизнеса, в том числе понять, куда бизнес будет двигаться в шаге 3—5—7 лет.
Где взять финмодель?
1. Найти/купить/скачать готовую.
Этот вариант подходит микробизнесам, у которых нет достаточно средств, чтобы вложиться в разработку финмодели, но есть желание понимать, что происходит с бизнесом в тот или иной момент времени. Если выбираете такой вариант, проверяйте, что за формулы прилагаются в таблицах, смотрите на примеры коэффициентов, оценивайте, актуально ли это для вашей отрасли и вашего бизнеса.
2. Отдать на аутсорс.
Оптимальный вариант, если вы хотите получить качественный работающий на ваш бизнес вариант финмодели. Привлекайте тех специалистов, у которых есть опыт в вашей отрасли и которые во главу угла будут ставить не цифры, а ваш бизнес.
Самую первую финмодель вы можете рассчитать и сами, а уже потом уточнять и детализировать ее с профессиональными финансистами.
Что должно быть в хорошей финмодели?
Главное в хорошей работающей финмодели — это акцент на бизнесе, бизнес-процессах и нефинансовых показателях, то есть тех, через которые вы как собственник понимаете, что сейчас происходит в вашем бизнесе, оцениваете, какой объем при каких условиях сможете вытянуть. Если в финмодели есть только финансовые показатели (выручка, объем продаж за период и т. д.), то это не даст вам в моменте понимания, как пойдут дела в вашем бизнесе. Загрузка производства, количество смен, доставок, проектов, часов и т. д. — более нужные показатели, чтобы вы через модель увидели и почувствовали свой бизнес, что это реальность, а не абстрактная история.
Минимальная финмодель на старте содержит следующие элементы:
1. Сводный лист с ключевыми выводами и показателями для моделирования.
В нем вы видите общую картину вашего бизнеса при заданных параметрах и в нем можете подвигать цифры, посмотреть, что на что и как влияет.
2. План продаж (и не только в деньгах, но и в штуках и единицах проданной продукции или услуг).
3. План закупки/производства и переменных затрат.
4. Постоянные затраты.
5. Затраты на фонд оплаты труда.
6. БДДС (бюджет движения денежных средств).
7. БДР (бюджет доходов и расходов).
8. План-график инвестиций.
9. Налоговая нагрузка.
В финмодели вы должны оцифровать то, что планируете делать, то есть перевести концепцию и идею в цифры, понять, есть ли там ваша прибыль. Это позволяет заранее скорректировать свои действия. Например, если вы видите, что при таких данных не достигаете прибыли в запланированные сроки, то сразу можете решить, что можете делать по-другому.
Есть вероятность, что когда вы разработаете финмодель, то поймете, что в этот бизнес идти не стоит. И это тоже плюс — так вы сэкономите себе деньги и несколько лет жизни и сможете спокойно искать другие, более выгодные варианты.
3. Протестировать
Когда вы сделали уже все расчеты и убедились в потенциальной прибыльности своего бизнеса, не ныряйте в него с головой, обрубая все концы. Если есть возможность снизить риски и протестировать гипотезы, пока работаете в найме — по вечерам, по ночам, по выходным, — то начните с этого. И только когда гипотезы подтвердятся, когда получите не просто первые, а постоянные, пусть и небольшие доходы, тогда уже уходите в это полностью. Возможно, вам потребуется протестировать не одну гипотезу, и тогда хорошо иметь подстраховку в виде регулярных доходов. Помните, что все ваши первые действия должны идти в сторону продаж и маркетинга — до определенного объема выручки это самое важное, чем стоит заниматься. Не будет продаж, не будет клиентов — и тогда никто не узнает о самом лучшем, вылизанном на 100%, но никому не интересном продукте.
Пять советов начинающему предпринимателю
· ваша зарплата как руководителя, которую вы бы платили, если бы нанимали сюда человека;
· если обеспечиваете продажи, поддержание технологии, занимаетесь финансами — платите себе за этот функционал, иначе вы искусственно будете повышать доходность своего бизнеса, не учитывая реалий;
· дивиденды, которые накопил бизнес.
Да, в финмодели вы можете получить отрицательный результат с учетом этих затрат, но зато это четко покажет, сколько вы сами инвестируете в проект. И тогда вы пойдете в честную доходность бизнеса, а не будете тешить себя иллюзиями о прибыли, просто не заплатив себе.
5. Будьте готовы к ошибкам. У вас будут ошибки в бизнесе, и это нормально. Ваша задача как собственника — детально разбираться в них и брать из этого уроки на будущее.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции