сколько авианосцев у россии и сша на сегодняшний день
Почему у России нет авианосцев, а у США их 11 штук? Объясняю на пальцах
Напомню, у США на данный момент 11 авианосцев, у Европы – 6.
Россия же имеет всего 1 авианосец (столько же, сколько имеет Таиланд). Да и тот – не совсем авианосец, а авианесущий крейсер.
В чем причина такого отставания?
На самом деле, авианосцев не было даже у СССР, хотя он являлся второй по мощности экономикой мира и денег на вооружение явно не жалел.
Чтобы понять, почему в нашей стране построили уже кучу атомных ледоколов, но не построили ни одного авианосца – достаточно посмотреть на карту мира.
Многие, особо одаренные, считают, что география никак не отражается на стратегии государства, но каждый адекватный человек понимает, что именно география является определяющим фактором развития любой страны.
Итак, если посмотреть на США, Европу, Китай, Индию или даже тот же самый Таиланд, то неожиданно выяснится, что бОльшая часть их населения и промышленности сосредоточены вблизи моря.
В геополитике эти страны образно называют «китами». Задача кита – получить преимущество на море, потому что именно с моря идет главная угроза.
Не даром, самые крутые мореплаватели в истории – испанцы, португальцы, британцы, голландцы, турки. То есть представители прибрежных государств. Они развивали свой флот, потому что наличие сильного флота было необходимым условием выживания.
Что же касается России, то ее промышленность и население сосредоточены довольно далеко от морей.
Да, в некоторых местах к России подступается Балтийское и Черное моря, но они хорошо простреливаются с берега, ввиду своей компактности. Загонять туда военные корабли в случае современной войны – довольно опасно.
Северные моря вообще недоступны для обычного флота, в том числе и для вражеских военных кораблей.
Иными словами, России вовсе не обязательно иметь преимущество на море, ей важно иметь преимущество на суше. Потому нашу страну в геополитике называют «Слоном».
Действительно, все угрозы и все войны традиционно приходили в Россию по суше – татаро-монголы, шведы, Наполеон, Гитлер. Современная потенциальная угроза со стороны Китая и нынешнего НАТО, которое подступается со стороны Европы.
Короче говоря, если нам и ждать беды, то не с моря, а с суши. Ну, еще из космоса (ракеты), но это уже не имеет отношения к такому вооружению, как авианосец.
Исходя из того, что Россия это «слон» а не «кит» выстраивается соответствующая структура армии. Да, у нас нет авианосцев, но по танкам, артиллерии, ПВО, всевозможным саперным, мотострелковым, инженерным и ж/д войскам – мы традиционно впереди планеты всей. В том числе и по наземной авиации, кстати (если не лучшие, то вторые точно).
Короче говоря, авианосец нужен России (и не только России) не чтобы защищаться, а чтобы нападать. И как раз-таки его отсутствие говорит о миролюбивости нашего государства.
Авианосцы США: от угольщика до атомохода
Количество авианосцев США растёт с каждым годом. На 2020 год, США – это страна с самым большим количеством военных кораблей. Мы собрали статистическую информацию о количестве авианосцев, об их характеристиках, а также поделились сравнением актуальной ситуации в США и России.
История военного кораблестроения в США
Первая мировая война привела к резкому увеличению морской авиации в США – с 54 самолётов до Первой мировой войны до 2107 в 2020 году. Но воздушные суда по-прежнему оставались только вспомогательной военной силой. Для изменения ситуации США потребовались авианосцы, которые бы смогли перемещать самолёты по всем мировым водным путям. В 1919 году было решено переоборудовать угольщик ВМС США «Юпитер» в первый авианосец.
За период с 1919 по 2020 с верфей США сошло 70 боевых кораблей, адаптированных для базирования и обслуживания авиационных групп. Каждое новое поколение было больше и совершеннее предыдущего, а распространение авианосцев по всему миру обеспечило США статус мощной военной державы.
Инженеры Соединенных Штатов предлагали всё новые и новые модификации боевых кораблей. Перспективные – запускали в производство глобальными сериями, неудачные – тестировали и отправляли на слом. В количестве более 2-х единиц верфи США выпускали серии:
Следующей масштабной в производстве серией обещает стать линейка «Форд» – многоцелевые атомные авианосцы, улучшенная версия серии «Нимиц».
Сколько авианосцев у США в 2020 году?
За всю историю США было создано всего 80 авианосцев, однако лишь 11 из них сейчас в строю. 11 – столько авианосцев у США в 2020 году. Модели относящиеся к сериям «Нимиц» и «Форд» – являются атомоходами. В них за ход судна отвечают ядерные энергетические установки.
Ниже перечислены все современные авианосцы США:
Фотография самой популярной серии авианосцев «Нимиц»:
Американские атомные авианосцы
Мощь атомной энергии всегда интересовала военную отрасль, поэтому логично, что после создания подводных атомных лодок перед инженерами поставили задачу – конструирование наводного атомного корабля.
Первый опыт был реализован уже в 1961 году, после чего американское военно-морское командование переориентировало работу верфи на разработку и выпуск авианесущих атомоходов:
Атомные авианосцы считаются самым совершенным типом, это можно заметить и на фотографиях авианосцев, размещенных на нашем сайте.
Gerald R. Ford: новый, дорогой, устаревающий
Gerald R. Ford – это самый современный американский авианосец, последняя модель. На строительство авианосца нового поколения бюджет США выделил 12,9 млрд. долларов, что делает военный корабль самым дорогим в мире.
В конструкции авианосца реализованы лучшие инновационные и ядерные технологии – два энергоёмких реактора, электромагнитная катапульта EMALS, автоматизированы многие процессы управления. Длина судна – 332 метра, водоизмещение – более 98 тонн. Количество самолёто-вылетов увеличено до 160 в день – со стандартных 140. Численность экипажа значительно уменьшена.
Недостаток у новейшего авианосца один – устаревание военных наработок происходит слишком быстро. Аналитики опасаются, что судно вместо авианосца «будущего» станет кораблём «из прошлого». И будет еще одним музеем военно-морского вооружения.
Самые большие авианосцы мира и США: фото и сравнение
Статус «самый большой авианосец» – переходящий, так как каждое десятилетие ознаменовывается новым колоссом военно-морского флота:
США является одной из самых могущественных держав в плане количества авианосцев. Но не только количество важно, но и качество. Ниже представлено сравнение размеров авианосцев различных стран с главным американским авианосцем:
Сравнение американских и российских авианосцев
Так как в России один авианосец, а в США – 11, сравнивать стоит военные корабли со схожими характеристиками. Это классический первый «Нимиц» и «Адмирал Кузнецов».
«Нимиц» | «Адмирал Кузнецов» | |
Тип | Атомный авианосец | Тяжёлый авианесущий крейсер |
Спущен на воду | 1975 год | 1985 год |
Водоизмещение, тонн | 98 425 | 61 390 |
Длина наибольшая, метров | 332,8 | 306,45 |
Скорость хода, узлов | 31,5 | 29 |
Автономность плавания | не известно | 45 суток |
Авиационная группа | 90 самолётов и вертолётов | 50 самолётов и вертолётов |
Вооружение | Радиолокационное Ракетное | Навигационное Для наглядности сравним новый авианосец Форд с «Адмиралом Кузнецовым», а также со строящимся российским авианосцем «Аванпроект»: В СССР было больше авианосцев, но после распада СССР их продали. Например, знаменитый авианосец Варяг был продан Китаю, и называется сейчас Ляонин, Liaoning. Андрей НовоселовПроехал большую часть Америки – Нью-Йорк, Вашингтон и другие города США. Построил бизнес по получению американских виз. Изучил английский в совершенстве, чтобы работать с американскими источниками. Вы можете узнать подробней на странице об авторе. Вам также понравитсяКак отправить посылку в США: сроки, цены и подводные камниШирота и долгота Нью-ЙоркаЧисленность населения в Нью-Йорке на 2021 годКоличество комментариев: 2В СССР было больше авианосцев, — всего 6 Эксперты: России нужны авианосцы, но она сегодня не может их строитьТяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Советского Союза Кузнецов» Павел Львов/РИА «Новости» «Хвастаться тут нечем»Авианосцы США и «Адмирал Кузнецов» – корабли одного класса, но между ними научно-техническая пропасть в 30 лет, считает бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов. «К сожалению, у нас один авианосец и тот – немного покалеченный. У США все атомные, у нас – по сути паровой, – рассказал «Газете.Ru» адмирал Комоедов. – «Кузнецов» всегда возвращался с ремонта в строй, но вновь отправлялся на верфь. Сложно сказать, сколько он еще протянет. У него на заводе уже штатное место. Даже сделан проект стационарной швартовки в Мурманске. Хвастаться тут нечем». Более оптимистичен военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. «Его отремонтируют, потому что морская авиация должна существовать. У «Кузнецова» хорошее сочетание авианесущих свойств и ракетного вооружения – на его борту могут расположиться несколько эскадрилий самолетов и вертолетов, есть ударное противокорабельное вооружение, пусковые установки для размещения ракет «Циркон». Они увеличат его огневую мощь на расстояние до 1000 километров. Если модернизация идет с такой целью, то получим универсальную единицу», – рассказал «Газете.Ru» Леонков. «Кузнецов» находится на ремонте с 2017 года. Еще в апреле 2020 года глава «Объединённой судостроительной корпорации» Алексей Рахманов сообщил, что авианосец вернут флоту в 2022 году. По его словам, ремонт не затянется из-за пожара на крейсере и затопления плавучего дока ПД-50 в Мурманске. На время ремонта «Адмирала Кузнецова» учения по взлету и посадке на палубу авианосца проходят в условиях Наземного испытательного тренировочного комплекса (НИТКА) в Крыму. Совсем недавно полеты там отрабатывали самолеты 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ России. «НИТКА оборудована трамплином, посадочной площадкой, но дело в том, что это берег, а не море. Авианосец на ходу маневрирует. Есть качка, движение посадочной площадки. Поэтому ситуации отличаются. Если летчик натренировался только на НИТКЕ, ему нужно столько же тренироваться на корабле», – считает адмирал Комоедов. Инициатива конструкторов вместо заказа ВМФ«Строительство авианесущих кораблей востребовано временем. В США это целое направление – они планируют создать 12 экспедиционных ударных групп. Россия может стоять в стороне и смотреть. За кораблями авианесущего класса – перспектива развития российского флота», – рассказал Алексей Леонков. На сегодняшний день известно о трех новых проектах отечественных авианосцев. Во-первых, еще в 2015 году Крыловский государственный научный центр представил концепт авианосца проекта 23000 «Шторм». Его планируют оснастить одновременно и атомным реактором, и газотурбинным двигателем. Палуба авианосца рассчитана на 60 единиц авиагруппы. Ее составят истребители пятого поколения Су-57, Миг-29К/КУБ и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Во-вторых, «Невское проектно-конструкторское бюро» («Невское ПКБ») в июле 2020 года показало на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге модель атомного авианосца проекта 11430Э «Ламантин». Он получит трамплин, две аэромагнитные катапульты и четыре аэрофинишера. В составе аэрогруппы – до 60 летательных аппаратов: истребители, корабельные вертолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. В-третьих, то же «Невское ПКБ» в январе 2021 года предоставило проект универсального морского комплекса на унифицированной платформе «Варан». Он преподносится как «новый класс военно-морской техники». На борту «Варана» может размещаться 24 многоцелевых самолета, шесть вертолетов и до 20 беспилотных летательных аппаратов. «Проблема в том, что на данным момент заказа от командования ВМФ на разработку проектов новых авианосцев не поступало, – объяснил Алексей Леонков. – Это инициативные разработки конструкторских бюро. Для того, чтобы начались работы по созданию этих кораблей, нужно, чтобы командование сформировало для них задачи. Я бы не сказал, что это совсем безнадежное направление, но для строительства авианосцев нужна соответствующая инфраструктура». Без опыта, верфей и баз«Авианосцы необходимы ВМФ России для поддержки наших сил в Сирии, контроля за ситуацией в Ливии, в Атлантическом и Тихом океанах, – рассказал «Газете.Ru» военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ Александр Перенджиев. – Особенно это касается океанских островов. Многие из них ничейные, но, к примеру, они богаты полезными ископаемыми и представляют интерес. Авианосцы как раз и предназначены для захвата морских побережий и островных территорий». По мнению Алексея Леонкова, ВМФ России нужны как минимум шесть кораблей авианесущего класса. «Раньше стояла задача оснастить Северный и Тихоокеанский флот четырьмя авианосцами – по два на каждый. Но оптимально иметь по три авианосца на такие соединения», – считает эксперт. При этом, как отмечает адмирал Владимир Комоедов, сложность строительства авианосцев в том, что у России нет в этом опыта, баз и верфей. «России нужны авианосцы. Но в таком ли количестве, как у США? Мы готовы создать для них оборону? Наверное, нет. Строительство авианосца возможно только на судоверфях Тихоокеанского флота. Но основная сложность строительства – отсутствие у России самостоятельного опыта. И «Кузнецов», и «Киев», и «Тбилиси» строились в СССР, на украинских верфях в Николаеве. Авианосцы нужны, но нам их негде строить и базировать», – уверен адмирал Комоедов. Он также добавил, что Россия географически плохо расположена для базирования авианосцев. «Никто не заводил свои авианосцы на север, как мы. Даже «Кузнецов» сделан в «южном» варианте, из-за его конструкции ему нужно находиться в более южных широтах», – считает адмирал. В свою очередь, Алексей Леонков подчеркивает, что вопрос создания авианосцев остается открытым, так как «сегодня нет концепта нужного авианосца». «Необходимо понимать, какой авианосец нужен. «Чистый», который будет заниматься перевозкой авиатехники? Или же корабль класса авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»? Авианосец и тяжелый авианесущий крейсер – разные классы кораблей. Авианосец – носитель авиационной техники с небольшим комплексом обороны. А тяжелый авианесущий крейсер помимо авиапарка имеет тяжелые противокорабельные ракеты», – резюмировал эксперт. Авианосцы мира от первого взлета до наших днейАвианосцыСамыми большими военными кораблями можно смело назвать авианосцы. Уже из названия понятно для чего необходим такой корабль – наряду с большим количеством стационарного вооружения и военной техники он вмещает в себя различные виды боевых самолетов и вертолетов. Самолеты нуждаются в большой площадке для разгона – взлетной полосе, именно поэтому все мощные авианосцы имеют огромный размер. Каждая сильная держава стремится иметь на вооружении как минимум один такой корабль для обеспечения независимости на мировой арене и уважения со стороны других стран. На сегодняшний день лишь десять стран имеют в своем составе такие судна. История создания и развития авианесущих судовВ 1910 году американский летчик впервые смог поднять самолет с борта крейсера. Этот год считается началом зарождения авианосцев. На корабле Бирмингем (Birmingham) было установлено специальное деревянное возвышение, с которого получилось осуществить разгон и взлет. Спустя один год этот же пилот сумел осуществить посадку самолета на корабль, снова оборудованный временным увеличенным помостом. В следующие годы в разработку таких кораблей включились британцы, они стали экспериментировать над взлетом с движущегося корабля. Первоначально морская авиация должна была использоваться только в разведывательных экспедициях. Главное трудностью для инженеров было создание достаточной длинны взлетно-посадочной полосы. В 1915 году американские офицеры разработали специальную паровую катапульту для запуска самолетов с борта корабля. Благодаря этому появилась возможность запускать самолеты, оснащенные военной техникой. Позднее были созданы электромагнитные катапульты для авианосцев, что позволило увеличить размеры самолетов и объемы вооружения. Кроме взлета, была проблема с посадкой, и дело тут не только в навыках пилотов, но и в длине посадочной полосы. В период I мировой войны Британия начала переоборудование своих торговых суден в корабли с увеличенной палубой. Для торможения самолета начали применять специальные устройства, которые почти не изменились и по сей день. Это система из тросов на корабле за которые цеплялся самолет когда совершал посадку.
Период Великой Отечественной ВойныВ период Второй Мировой Войны Великобритания имела 7 авианосцев, у Франции в наличии был 1 авианосный корабль, в США – 8 и в Японии – 6 единиц. Эта война по праву считается войной морских баталий. Япония и Америка уже имели на тот момент полноценные боевые укомплектованные авианосцы. Эти страны определили, что залогом победы над врагом выступят не обычные военные корабли, а авиация. Отправлять самолет через весь Тихий океан не имело смысла. Отличным выходом послужили вышеописанные крейсера. В феврале 1942 года Япония впервые в мире сумела потопить американский авианосец. В этот же период в ответ на агрессию военные США в ходе операции “Рейд Дулиттла” запустили самолеты с борта Hornet и атаковали Токио. Эта история легла в основу сюжета популярного фильма «Перл-Харбор». Впервые в мире в морских сражениях корабли размещались на дальних расстояниях друг от друга и даже не видели врага. Военные действия велись при помощи самолета с авианосца. Это была поистине война двух морских титанов. По окончании сражений военная мощь стран-победителей не прекратила развитие морского вооружения. Так, в 1945 году Великобритания впервые посадила на борт корабля реактивный самолет. Это привело к новому толчку в строительстве авианосцев – зарождались новая скошенная палуба и более мощная паровая катапульта для запуска. Странами-лидерами в сфере кораблестроения в это момент считались США, Англия и Франция. Они же в послевоенный период стали конструировать судна для морских сражений, где базировались боевые самолеты и вертолеты, необходимые для проведения спасательных мероприятий. Подводные авианосцыВ годы II мировой войны Япония использовала подводные лодки с самолетом внутри, находящимся там в разобранном состоянии. Это было достаточно неудобное вооружение, требовавшее длительной сборки и разборки. Однако на третьем году войны самолет совершил взлет с подводного авианосца Японии и сбросил две зажигательные бомбы в район штата Орегон в Америке, в надежде спровоцировать массивные пожары в лесной местности. Трагедии удалось избежать, но само появление агрессора было внезапным и серьезно напугало власти Америки ввиду того, что было непонятно, как вражеский самолет смог незаметно попасть в воздушное пространство Америки. Подобные субмарины также стояли на вооружении у Англии и Франции. Следующим этапом развития военных разработок стала война в Корее. Истребители, поднявшиеся с корабля, впервые атаковали наземные цели в Северной Корее. В 1960 году Америка спустила на воду первый авианосец с атомным реактором. И спустя всего два месяца она известила мир о втором таком же судне. Следующим важным экспериментом стало кругосветное плаванье крейсеров без дозаправки на берегу. Сегодня авианосцы могут совершать многолетнее автономное пребывание в океане без необходимости заходить в порты для заправки. Россия также старалась не отставать в военном оснащении от других стран. Еще в 1904 году судно «Русь», приобретенное у немцев, было оснащено 8 аэростатами воздушным шаром. Однако корабль не использовался ни в одной и последующих сражений. После были созданы различные разработки авианосцев, однако ни один из этих проектов так и не был осуществлен. В годы Первой Мировой Войны несколько пароходов были переоборудованы в гидроавианосцы, однако эта техника не могла идти ни в какое сравнение с морским вооружением Британии и США.
Современный авианосный мировой флот включает около 1250 самолетов и еще большее количество вертолетов. При этом значительная часть из них базируется на американских судах. Помимо авиации корабли оснащены множественной ракетной техникой и системами противовоздушной обороны. Длина всех авианосцев составляет от 182 до 342 метров. Корпус корабля сделан из стали, его толщина достигает нескольких сантиметров. Под взлетной полосой располагаются большие ангары для хранения самолетов и вертолетов, а также проведения ремонтных работ. Перемещают с палубы на палубу летательные аппараты при помощи специальных подъемных кранов. Под днищем ангаров находятся машинные отделения и другие служебные помещения. Учитывая то, что главным назначением таких кораблей является обеспечение взлета и посадки авиации, командный пункт, радарные устройства и антенны размещаются на небольшом так называемом «острове», который практически всегда расположен с правой стороны борта. Это связано с тем, что еще в начале 20-го века британские военные исследователи доказали, что в случае неудачной посадки все пилоты автоматически поворачивают самолет влево при попытке выйти на второй заход. Сколько авианосцев в мире?На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы: На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина – 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла. Количество по странамСравнение лучших авианосцев мираРассмотрим десять мощнейших и самых крупных авианосцев в мире за всю историю существования данных судов. Детальнее остановимся на каждом из них. Последние разработкиОдной из последних новинок в сфере ВМФ по слухам экспертов является разработка подводной авиации Российской Федерации. Первый атомный подводный авианосец России проекта 941-бис по слухам должен быть готов к 2020 году. Идея такого судна разрабатывалась с 1991 года на Рубиновском проекте транспортных подлодок. Сегодня в интернете можно встретить макет такой субмарины. Однако эта подводная лодка и ее устройство строго засекречены, узнать реальные даты ввода в эксплуатацию не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью – если он будет введен в эксплуатацию – это будет лучший авианосец в мире и единственный атомный подводный корабль с истребителями на борту. Как видно из перечня самых больших авианесущих крейсеров мира всех времен неоспоримое лидирующее место в данном виде вооружения занимают авианосцы США. Авианосцы – важный атрибут в военно-морских силах любой страны, в то же время они являются одними из самых уязвимых кораблей при масштабных сражениях. Такие корабли незаменимы при ведении боевых действий со странами, не имеющими современного ядерного вооружения. При агрессии со стороны равной по мощности державы авианосцы будут оставаться важной, но не основной составляющей при проведении боевых действий.
|