складень четырехстворчатый двунадесятые праздники каталог
Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники»
Skladen_ins_.jpg
309.46 KB • 5937
Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:59), всего редактировалось 1 раз
Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:
…
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).
Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.
Подробнее о примерах:
№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Поморье, XVIII в.
№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
XVIII в. (?)
№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Москва, первая половина XIX в.
Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».
А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…
Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники»
Skladen_ins_.jpg
309.46 KB • 5937
Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:59), всего редактировалось 1 раз
Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:
…
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).
Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.
Подробнее о примерах:
№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Поморье, XVIII в.
№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
XVIII в. (?)
№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Москва, первая половина XIX в.
Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».
А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…
Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники»
Skladen_ins_.jpg
309.46 KB • 5937
Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:59), всего редактировалось 1 раз
Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:
…
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).
Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.
Подробнее о примерах:
№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Поморье, XVIII в.
№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
XVIII в. (?)
№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Москва, первая половина XIX в.
Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».
А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…
Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники»
Skladen_ins_.jpg
309.46 KB • 5937
Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:59), всего редактировалось 1 раз
Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:
…
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).
Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.
Подробнее о примерах:
№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Поморье, XVIII в.
№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
XVIII в. (?)
№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Москва, первая половина XIX в.
Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».
А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…
Цикл публикаций «Нетленное наследие старообрядчества». Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери»
Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери»
Россия XIХ в.
Медный сплав, литье. 41×17,3
На трех створах в прямоугольных клеймах представлены праздники: Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы в церковь, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы. На четвертой створе: Поклонение образу Богоматери Тихвинской с предстоящими преподобным Александром Свирским и преподобным Кирилом Белоезерским в верхнем ряду, Владимирской с предстоящими Максимом юродивым московским чудотворцем и Василием блаженным в верхнем ряду, московскими святителями Алексием, Петром, Ионой, Филиппом в нижнем ряду, Смоленской с предстоящими преподобным Антонием Печерским и преподобным Феодосием в верхнем ряду и Знамение с предстоящими Антонием Римлянином, преподобным Леонтием Ростовским в верхнем ряду.
В фигурных навершиях размещены следующие сцены: Распятие Христово с предстоящими (подпись: «Распятие Господа нашего Исуса Христа»), «Троица Новозаветная» (подпись: «Возшедшаго на небеса и седящего одесную Отца»), Крестовоздвижение (надпись: «Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня»), Похвала Богоматери (надпись: «Образ похвалы Пресвятыя Богородицы»). С обратной стороны на одной из створа («Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня») находится литой орнамент, обрамляющий изображение Голгофского восьмиконечного креста с головой Адама под ним и орудий казни на фоне Иерусалимских стен. Вверху над крестом в овальном медальоне имеется надпись: «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим».
Основные мотивы этого крупного скульптурно-пластического растительного орнамента – листья аканта, бутоны, парные птичьи головки – генетически связаны с московскими гравированными листами (в частности, Леонтия Бунина).