skill issue что значит
skill issue «competence» is result of a will issue because practice makes perfect
This is an important observation. Will or in other words attitude matters most in any workplace.
It is said «ones attitude determines ones altitude»
An orgnaization may have created the desired infrastructre and put proper processes inplace! it might have provided all the knowldege and skills needed to its work force but it may still fail if it has not been able to awaken the «spirit within»‘ each one of its employees.
An orgnaizations ability to make an impact on t he market place depends on the workforce attitutde and the individuals attitude towards his company.
an orgnaization can excell only if its emplyees are psotive in their attitude, enthusiastic in its appraoch and sincere in its efforts. achieveing excellence depends on three factors
Every organization makes efforts to make an impact on the market place. Impact is a finction of knowldge, skills, processes and the awakened spirit wthin. The last one plays the most important role. it may spell success or failure depending on the will of individials and as group. managements struggle to create a work force made up of individuals whose spirits are awakened to the needs of the orgnaization.
Fortunately the issue of will can be dealt with effectively if managements adopt an unbiased, open minded and sincere approach to employee issues aprt from having a clear vision, a well though out action plan and a dependable customer and prospect base. Many organizations are »people ready organizations» that are equipped with right attitudes and action plans to deal effectively with adverse market forces to achieve great success.
An effective HR that does not play politics has an important role to play here for creation of an organization whose employees take pride in their jobs and their orgnaization. it is actually HRD where the emphasis on development of human resources for the good of the organization and as a result good of the individuals and good of the society in general.
Will issue, is an act that might deliver unsatisfactory work. They might have the will to do things but they dont have the skill to produce a quality kind of work. Whilts skill issue, might deliver a good quality work but the willingness to produce an amount of work is more less.
A will issue can be caused by a skilled or a non-skilled worker who can either be overdriven or less.
While a skill issue can be caused by the absence of will and proactiveness or absence of non-skilled worker itself that may affect greatly in production and unforseen situations in the workplace.
Skill-based подход:
как управлять талантами в 2021?
Role-based и skill-based — в чем разница?
Role-based и skill-based — в чем разница?
Работодатели и сами сотрудники часто не понимают, что навыки, которые необходимы для одной должности, могут быть легко перенесены на другую. Например, большинство официантов потеряли свою работу из-за пандемии — но по данным LinkedIn более 70% официантов обладают навыками для самого разнообразного обслуживания клиентов и вполне могут применить их на другой должности.
Работодатели и сами сотрудники часто не понимают, что навыки, которые необходимы для одной должности, могут быть легко перенесены на другую. Например, большинство официантов потеряли свою работу из-за пандемии — но по данным LinkedIn более 70% официантов обладают навыками для самого разнообразного обслуживания клиентов и вполне могут применить их на другой должности.
Преимущества skills-based подхода к управлению талантами
Преимущества skills-based подхода к управлению талантами
С чего начать при смене стратегии?
С чего начать при смене стратегии?
Skill-based — это будущее найма и работы с талантами. В 2020 году в LinkedIn число вакансий, в которых требовались навыки, а не квалификация, увеличилось на 21%. А количество должностей, не требующих высшего образования, выросло на 40% по сравнению с 2019 годом.
Для того чтобы успеть за переменами, компаниям нужно начать внедрять этот подход в корпоративную культуру уже сейчас. Мы предлагаем несколько советов по тому, как успешно перевести компанию на skill-based подход, переподготовить сотрудников и не остаться в стороне от перемен.
Skill-based — это будущее найма и работы с талантами. В 2020 году в LinkedIn число вакансий, в которых требовались навыки, а не квалификация, увеличилось на 21%. А количество должностей, не требующих высшего образования, выросло на 40% по сравнению с 2019 годом.
Для того чтобы успеть за переменами, компаниям нужно начать внедрять этот подход в корпоративную культуру уже сейчас. Мы предлагаем несколько советов по тому, как успешно перевести компанию на skill-based подход, переподготовить сотрудников и не остаться в стороне от перемен.
Первая и самая важная задача — понять, зачем вы хотите внедрить skills-based подход к управлению талантами. У этой задачи могут быть самые разные цели: сделать персонал более гибким, привлечь новых сотрудников или создать корпоративную культуру обучения.
Цель может зависеть от уровня внедрения: некоторые варианты применения могут широко применяться в организации, а другие — ориентированы на конкретные сегменты рабочей силы, например на технические таланты или менеджеров.
К сожалению, индивидуальные данные о навыках сотрудников (например, взятые из резюме) могут быть ненадежными для использования. Начините с того, что распределите все данные по принципу «рабочее место — имеющиеся навыки — желаемые навыки». Это поможет вам выявить приоритетные навыки, понять, какие из них требуют улучшения, а какие можно применить в дополнительных областях.
Важно следить за тенденциями на рынке талантов и постоянно обновляйть базу. Вполне возможно, что навык, который был актуален год назад, сегодня уже устарел. В дальнейшем HR-специалисты смогут использовать эту базу для определения требований к кандидату, для создания обучающих программ и оценки их эффективности.
Многие крупные компании по всему миру в последние несколько лет осознали необходимость повышения квалификации сотрудников и инвестируют миллионы в обучение персонала. Например, Amazon тратит до 700 миллионов долларов на повышение квалификации всех своих работников, а PwC выделили 3 миллиарда долларов на свою обучающую программу под девизом «Новый мир — новые навыки». Такое внимание к обучению объясняется тем, что пандемия изменила многие бизнес-приоритеты, и компании должны своевременно отвечать на все вызовы.
Кроме этого, создание и поддержка учебных программ покажут сотрудникам, что вы готовы вкладываться в их будущее. Сотрудники, которые видят хорошие возможности для обучения и роста, почти в три раза более вовлечены в рабочий процесс — так что не ждите следующего кризиса, чтобы переквалификацию персонала. Создание внутренних программ, которые выявляют и устраняют пробелы в навыках, не только помогает подготовиться к будущим кризисам, но и позволяет персоналу чувствовать себя в безопасности.
Для того, чтобы развивать культуру обучения в компании, поощряйте стремление сотрудников к образованию. Помните, что иногда совмещать обучение с работой и горящими дедлайнами бывает непросто, и мотивация к учебе может снизиться — в такие моменты важно напомнить, что все инвестиции в обучение обязательно окупятся в карьерном плане. Предложите конкретное решение проблемы — например, пересмотрите график сотрудника.
Ещё один вариант дополнительной мотивации — поощрения и вознаграждения. Осуществить это можно по разному: с помощью классических денежных вознаграждения (премий), дополнительных льгот или с применением геймификации.
При традиционных методах подбора персонала акцент по-прежнему делается на определенных типах образования или опыта. Попробуйте переосмыслить это процесс — сосредоточьтесь на результатах, которые вы хотите увидеть, а не на общепринятых квалификациях. Для этого выделите в вакансии желаемые навыки.
Конечно, вакансия — это один из самых ранних этапов процесса найма. После вам все равно понадобится способ оценки кандидатов — как минимум, стандартное тестирование. Но даже неожиданные вопросы во время собеседования помогут увидеть, как кандидат работает с информацией и решает проблемы в режиме реального времени.
Определитесь с целью
Первая и самая важная задача — понять, зачем вы хотите внедрить skills-based подход к управлению талантами. У этой задачи могут быть самые разные цели: сделать персонал более гибким, привлечь новых сотрудников или создать корпоративную культуру обучения.
Цель может зависеть от уровня внедрения: некоторые варианты применения могут широко применяться в организации, а другие — ориентированы на конкретные сегменты рабочей силы, например на технические таланты или менеджеров.
Создайте базу необходимых навыков
К сожалению, индивидуальные данные о навыках сотрудников (например, взятые из резюме) могут быть ненадежными для использования. Начините с того, что распределите все данные по принципу «рабочее место — имеющиеся навыки — желаемые навыки». Это поможет вам выявить приоритетные навыки, понять, какие из них требуют улучшения, а какие можно применить в дополнительных областях.
Важно следить за тенденциями на рынке талантов и постоянно обновляйть базу. Вполне возможно, что навык, который был актуален год назад, сегодня уже устарел. В дальнейшем HR-специалисты смогут использовать эту базу для определения требований к кандидату, для создания обучающих программ и оценки их эффективности.
Поддерживайте профессиональное развитие сотрудников
Многие крупные компании по всему миру в последние несколько лет осознали необходимость повышения квалификации сотрудников и инвестируют миллионы в обучение персонала. Например, Amazon тратит до 700 миллионов долларов на повышение квалификации всех своих работников, а PwC выделили 3 миллиарда долларов на свою обучающую программу под девизом «Новый мир — новые навыки». Такое внимание к обучению объясняется тем, что пандемия изменила многие бизнес-приоритеты, и компании должны своевременно отвечать на все вызовы.
Кроме этого, создание и поддержка учебных программ покажут сотрудникам, что вы готовы вкладываться в их будущее. Сотрудники, которые видят хорошие возможности для обучения и роста, почти в три раза более вовлечены в рабочий процесс — так что не ждите следующего кризиса, чтобы переквалификацию персонала. Создание внутренних программ, которые выявляют и устраняют пробелы в навыках, не только помогает подготовиться к будущим кризисам, но и позволяет персоналу чувствовать себя в безопасности.
Дайте сотрудникам время на обучение
Для того, чтобы развивать культуру обучения в компании, поощряйте стремление сотрудников к образованию. Помните, что иногда совмещать обучение с работой и горящими дедлайнами бывает непросто, и мотивация к учебе может снизиться — в такие моменты важно напомнить, что все инвестиции в обучение обязательно окупятся в карьерном плане. Предложите конкретное решение проблемы — например, пересмотрите график сотрудника.
Обращайте внимание на навыки при приеме на работу
При традиционных методах подбора персонала акцент по-прежнему делается на определенных типах образования или опыта. Попробуйте переосмыслить это процесс — сосредоточьтесь на результатах, которые вы хотите увидеть, а не на общепринятых квалификациях. Для этого выделите в вакансии желаемые навыки.
Конечно, вакансия — это один из самых ранних этапов процесса найма. После вам все равно понадобится способ оценки кандидатов — как минимум, стандартное тестирование. Но даже неожиданные вопросы во время собеседования помогут увидеть, как кандидат работает с информацией и решает проблемы в режиме реального времени.
Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид
При создании гида по soft skills нам помогали эксперты из:
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое Soft Skills и почему это важно
В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе.
Например, для дизайнера «жесткими навыками» будут владение графическими редакторами, а для плотника — умение обращаться с электролобзиком. Жесткими навыками можно овладеть за несколько недель, а их эффективность — измерить. Hard skills нужны под конкретные задачи, формируются в процессе обучения и основаны на технических знаниях.
Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили [1], что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%.
В 2017 году Google провела внутреннее исследование [2], чтобы определить самые продуктивные команды внутри компании. Исследователи обнаружили, что их лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными «гибкими навыками». Дальнейшие исследования показали, что на успех работы повлияли развитые навыки коммуникации, эмпатии и лидерства.
Гибкие и жесткие навыки должны дополнять друг друга, чтобы решать задачи разной сложности. Например, графическому дизайнеру будет полезно освоить soft skills: общение, креативное мышление, эмпатию и hard skills: владение Adobe Photoshop, Sketch, Figma.
Какие soft skills развивать, где использовать и как прокачивать
Вместе с Анной Аполосовой, федеральным тренером Ассоциации тренеров РСМ составили список из 14 важных «гибких навыков», которые помогут не потеряться в будущем. Рассказываем, что это за soft skills, где пригодятся и как их развивать:
1. Коммуникация
Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В ближайшие десятилетия люди точно будут общаться друг с другом, поэтому навык будет актуальным независимо от изменений способов коммуникации. В блок коммуникации входят два важных навыка:
Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.
Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.
Как развить. Больше общайтесь с конкретной целью, например, проведите переговоры с клиентом, презентации или лекции. Вступите в клуб дебатов или запишитесь на курсы переговорщиков. Устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.
Что изучить о коммуникации:
2. Критическое мышление
Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке. В нем легко потеряться, потерять фокус внимания или стать жертвой манипуляций. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.
Как развить. Развивайте логику и наблюдение. Попробуйте определить ролевые модели поведения коллег на работе. Понаблюдайте, как они реагируют на входящую информацию. Учитесь задавать вопросы. Применяйте методики критического мышления на новостях. Например, начните с простых методик проверки информации «5W+H» или IMVAIN:
Что изучить о критическом мышлении:
3. Клиентоориентированность
Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.
Как развить. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.
Что изучить о клиентоориентированности:
4. Управление проектами
Проекты везде. Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Вокруг проекта собираются разные люди, например, клиент, помощники, подрядчики, внешние силы в виде государства. Человек, который управляет проектами, стоит в середине системы. У него есть рычаги и связь со всеми ее компонентами. Именно от него зависит, каким получится проект. Бизнес, НКО и госорганы в России переходят на проектное управление, поэтому умение управлять проектами становится необходимым для людей всех возрастов.
Том Вуйец на выступлении TED «Построишь башню — создашь команду» делится результатами исследования «задачи с зефиром».
Как развить. Представьте свои текущие дела в виде проектов. Обозначьте цель, сроки, этапы. Подумайте, как можно оптимизировать свои проекты: получить больше пользы или сэкономить ресурсы. Например, если часто опаздываете на работу, заранее приготовьте одежду и еду на утро или смените маршрут.
Что изучить об управлении проектами:
5. Наставничество и менторинг
Традиционная система образования жесткая и неповоротливая. В ней есть разрыв между компетенциями, которые мы получаем в университете и тем, что требуется на реальной работе. Чтобы быстрее вырасти профессионально и адаптироваться к требованиям рынка нужен наставник или ментор.
Наставник поможет составить план обучения и следить за результатами. С ним работают регулярно, чтобы видеть прогресс и корректировать свое обучение. Если сами станете наставником, сможете делиться умениями и знаниями с другими людьми, которым нужна эта компетенция. Адаптировать команду к задаче, проекту или рабочему месту.
Как развить. Подумайте, какие компетенции нужно прокачать, как эффективнее это сделать. Составьте себе план обучения на год. Следуйте ему, фиксируйте результаты. Когда научитесь управлять своим обучением, предложите коллегам или друзьям стать их ментором на некоторое время. Так отработаете навык и поможете другим людям.
Что изучить о наставничестве:
6. Ненасильственное общение
Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Так вы не причините людям вреда, удовлетворите свои потребности, определите насильственную коммуникацию в свой адрес и вовремя ее остановите. Навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.
Автор базовой книги по ННО Маршалл Розенберг предлагает ясно формулировать каждый из четырех компонентов ненасильственного общения. Без оценок, суждений и перекладывания ответственности.
Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием. Применяйте методику ненасильственного общения с друзьями, чтобы безопасно отработать ее на практике. Посещайте встречи и тренинги по ННО, где люди учатся общаться без насилия. А еще — прочитайте нашу статью о том, как применять ННО в жизни.
Что изучить о ненасильственном общении:
7. Принятие решений
Принятие решений — способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей. Например, если вам предложили две интересные вакансии, но вы не знаете, какую выбрать — можете упустить обе.
Как развить. Чтобы развить навык принятия решений, нужно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного. Если возникают сложности на работе, обращайтесь к руководителю с решением, а не проблемой.
Что изучить о принятии решений:
8. Решение проблем
Если что-то идет не так, вы можете жаловаться или принимать меры. Навык решения проблем помогает справляться с трудностями на работе и в жизни. Чем сильнее его прокачиваете, тем более сложные ситуации вам будут по плечу. Решение проблем похоже на управление проектами и принятие решений — вы преодолеваете трудности, чтобы достичь целей и получить результат.
Экономист Нави Раджу делится тремя принципами создания большего с минимальными затратами.
Как развить. Обозначьте несколько главных проблем в вашей жизни и придумайте 20—30 решений для каждой. Установите срок и попробуйте реализовать каждое из них за это время. Если решить проблему не сможете, придумайте новые способы с ней справиться. Помните, что главное в проблеме — найти решение.
Что изучить о решении проблем:
9. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции, мотивацию, намерения свои и других людей и управлять всем этим. Навык помогает решать практические задачи, принимать решения и строить коммуникацию с другими людьми. Например, если во время своей презентации вы видите, что слушатели устали — сделайте перерыв.
Как развить. Чтобы прокачать эмоциональный интеллект, нужно развивать эмпатию по отношению к себе и другим людям. Понаблюдайте за своими эмоциями и эмоциями других. Подумайте, с чем они связаны, и как влияют на окружающих. Попробуйте контролировать себя и принимать лучшие решения, основанные на наблюдениях.
Что изучить об эмоциональном интеллекте:
10. Управление знаниями и обучаемость
Обучаемость — способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи. Знания формируют умения, а умения — навыки. Важно не собирать концепции и теории, а применять их на практике, превращая в полноценные компетенции. Управление знаниями помогает выбирать нужные источники информации, сортировать ее и управлять планом обучения.
Как развить. Составьте план обучения, отфильтруйте нужную информацию, выберите знания, которые хотите применить на практике. Теории и концепции обучения важно проживать, пробовать на себе и анализировать. Например, если узнали о матрице управления временем, попробуйте ее в жизни.
Что изучить об управлении знаниями:
11. Работа в режиме неопределенности
Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity), и нам придется в нем жить. Работа в режиме неопределенности — умение быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Чтобы конкурировать на рынке и быть востребованным, нужна гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям. Например, в навык работы в режиме неопределенности входит стресс-менеджмент.
Стресс-менеджмент — управление состоянием и поведением своим и других людей в периоды физического и психологического напряжения: сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок.
Как развить. Нужно развивать самостоятельность. Придумывайте выходы из разных трудных ситуаций, пробуйте подходы, которыми раньше не пользовались. Пробуйте новые инструменты: Телеграм, онлайн-форматы обучения, удаленную работу. Следите за трендами и новыми технологиями, выбирайте то, что подходит вам. Откройте собственный бизнес или запустите блог. Продумайте пути его развития в разных обстоятельствах: когда всё идет хорошо, в кризис, когда много конкурентов или нет желания им заниматься.
Что изучить о работе в режиме неопределенности:
12. Бережливое производство
Бережливое производство — умение устранять потери любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. Навык помогает экономить ресурсы конкретного человека или целого производства. Например, если правильно рассчитываете свою нагрузку — вы не выгораете, поэтому успеваете сделать больше и лучше. Навык необходим предпринимателям, которые связаны с мелким, средним или крупным производством.
Как развить. Организуйте собственное пространство: рабочий стол, компьютер, квартиру. В бережливом производстве есть технология 5S — удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов, совершенствование порядка. Начните с нее — наведите порядок в шкафах, создайте свою систему хранения и сортировки вещей, мусора и информации.
Сортируйте письма и файлы на компьютере и в телефоне, сделайте свое пространство удобным. Чем лучше будут ваши системы, тем лучше разовьете навык. Спланируйте свои задачи через канбан или скрам-доску.
Что изучить о бережливом производстве:
13. Экологическое мышление
Экологическое мышление — это способность осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Экологическое мышление предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру. Навык помогает увлекаться своим делом и получать удовлетворение от результата. Например, если в проекте сдвигаются сроки — вы не паникуете, а ищете решение проблемы. Быстрее преодолеваете трудности и стремитесь закончить работу качественно.
Как развить. Развивайте в себе проактивное мышление, вместо реактивного. Например, если вам нагрубят в очереди, вы не грубите в ответ, а сначала думаете и решаете: стоит ли грубить в ответ. Если от этого никому лучше не станет, значит отвечать не стоит.
Экологично относитесь к ресурсам, которые расходуете дома: ведите раздельный сбор мусора, выключайте воду, когда чистите зубы, покупайте меньше пластика или сдавайте одежду в переработку.
Что изучить об экологическом мышлении:
14. Саморефлексия
Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше. Например, если вы никак не можете наладить отношения с коллегами, саморефлексия поможет найти ошибки в общении с вашей стороны. Этот навык развивает осознанность — вы будете принимать более взвешенные решения, если знаете себя и осознаете свои потребности.
На каждом этапе обучения нужно осознанно ставить цели. Навык целеполагания помогает их формулировать и достигать. В отдельном материале мы подробно рассказали, как работать с целями для своего обучения и представить его в виде проекта:
Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения. Каждый день записывайте людей, которым вы благодарны за что-либо в своей жизни.
Что изучить о саморефлексии:
Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Чтобы понять, какие soft skills вам нужны:
А сложно развить гибкие навыки?
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
У каждого «мягкого» навыка свои уровни и критерии развития. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше развиваются навыки. Главное — получать обратную связь и анализировать прожитый опыт, иначе вы будете стоять на месте.
Как понять, на каком уровне развития гибкие навыки
Оценить уровень развития навыков и компетенций помогают методики ассессмента. Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова предлагает определить, из чего состоит компетенция и выбрать шкалу уровня ее развития. Каждую компетенцию описывают через комплекс индикаторов, в которых она проявляется.
Хороший пример детального описания компетенций по уровням показывают в книге «Знать или уметь» [3]. Здесь авторы представляют модель 6К, дополняя модель 4К уверенностью в себе и преодолением неудач «confidence», работой с информацией и эрудицией «content». Каждая компетенция детально разложена на четыре уровня.
Возьмем пример — коммуникативную компетенцию. Первый уровень коммуникации — проявление эмоций, типичный для детей и некоторых управленцев в состоянии стресса. Второй уровень хорошо иллюстрирует диалог из «Криминального чтива». Героиня Умы Турман — Миа Уоллес спрашивает героя Джона Траволты — Винсента Вегу: «Ты слушаешь? Или просто ждешь, когда можно заговорить?» Вега отвечает: «Я жду, когда можно будет сказать, но пытаюсь слушать».
На третьем уровне выстраивается полноценный диалог, появляется умение слушать вторую сторону. Здесь общение предполагает, что мы как минимум учитываем образ мышления слушателя. На четвертом уровне коммуникации мы способны «увидеть» скрытый подтекст.
Авторы книги Роберта Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек приводят индикаторы проявления каждой компетенции у детей, взрослых, в деловой среде.
Инструменты оценки soft skills
Youthpass. В конце обучения участникам часто вручают сертификаты. В Youthpass сертификаты используют для оценки результатов неформального образования в программе Erasmus+. Одна часть сертификата подтверждает участие в проекте. Вторая помогает участнику определить, как изменились его восемь ключевых компетенций [4] по итогам образовательного мероприятия. Тренер создает пространство для рефлексии, тем самым помогает участнику самостоятельно оценить свои компетенции.
Open badges, Mozilla и badgecraft. В 2010 году Mozilla представила образовательные бейджи — показатели достижения, навыка или качества. Их используют для мотивации, постановки образовательных целей или виртуального резюме компетенций. На бейдже указывают организацию, которая его выдавала, «оценщиков компетенции» и достижения человека.
В системе формального образования преподаватель оценивает компетенции учеников. В неформальном образовании бейджи может выдавать любой: организатор курса, одногруппник, эксперт, коллега и сам участник. Система бейджей создает особую образовательную среду, помогает в альтернативных каналах обучения.
Appraiser. Международная гильдия молодежных тренеров разработала платформу Appraiser для оценки компетенций членов сообщества. Каждую компетенцию тренера разбили на показатели, которые он определяет, как сильные стороны или зоны роста. Например, обучаемость включает развитие через обратную связь, умение оценивать собственные компетенции и находить ресурсы для своего обучения. Сумма показателей сильных сторон и зон роста дают уровень компетенции в целом.
Далее подключается метод 360 — по итогам совместной работы на образовательном мероприятии собственную оценку тренера сравнивают с оценкой членов команды и участников. После самоанализа и обратной связи тренеры составляют свой план развития.
Города для обучения. Оценку компетенций завершают новым планом развития. Хороший пример проекта, который позволяет строить такие планы — интерактивная карта возможностей Cities of Learning.
Вы ищете на карте места, которые подходят вашим интересам и целям, составляете образовательный маршрут — плейлисты. Полученные компетенции можно подтвердить цифровыми бейджами.
Развивайте гибкие навыки, оценивайте свой прогресс и составляйте планы обучения. Подчеркивайте развитые компетенции в резюме и сопроводительных письмах, чтобы получить интересную высокооплачиваемую работу.