ситуативные и ведущие эмоции

Ситуативные и ведущие эмоции

Евгений Павлович Ильин

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1971), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1966, 1976, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997), Г. М. Бреслава (1984, 2004). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Е. П. Ильин, 2000 а, б[1]), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Разговор об эмоциях в этих книгах шел вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую составляющую, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, 1894; В. К. Вилюнас, 1990; Б. И. Додонов, 1987; К. Изард, 1980; А. Н. Леонтьев, 1982; П. Фресс, 1975; Я. Рейковский, 1979; П. В. Симонов, и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эткинд (1983) пишет: «…в обыденной жизни он (человек. – Å. È.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место… По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия “холодные” попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем “горячие” акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107).

Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал еще швейцарский психолог Э. Клапаред (1928): «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (1984, с. 93). Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь в процессе написания этой книги. Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например У. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается “научной психологии” чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. 273).

Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”. Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого… Причин этой общей “нелюбви” много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования, и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» (1996, с. 255).

Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.

С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (1933), что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге – профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор заголовок статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций, без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж. Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б. Райм (1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет собой разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве «Human physiology» (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, приводящихся в отечественной литературе (Е. В. Левченко и А. Ю. Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы.

Источник

Функции эмоций

Виды эмоций и их общая характеристика.

Эмоциональная сфера.

Влияние эмоций на поведение и деятельность человека

Вилюнас делит эмоции на ведущие и ситуативные.

Ведущие эмоции возникают при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Они предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной степени определяют направленность других эмоций, поэтому они и названы ведущими.

Ситуативные эмоции возникают уже при наличии ведущей эмоции, т.е. в процессе деятельности, и выражают мотивационную значимость условий, благоприятствующих ее осуществлению или затрудняющих его (страх, гнев), конкретных достижений в ней (радость, огорчение, сложившихся или возможных ситуаций. Производные эмоции объединяет их обусловленность ситуацией и деятельностью субъекта, зависимость от ведущих эмоциональных явлений.

Если ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производные эмоции реализуют эту же функцию по отношению к ситуации, условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективизируется вторично и уже более широко – по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

1. Виды эмоций и их общая характеристика.

2. Психологические теории эмоций.

1. Вилюнас В.К. психология эмоциональных явлений. – М., 1976.

2. Изард К.Э. Психология эмоций.. – СПб.: Питер, 1999.

3. Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

4. Симонов П.в. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2007.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности.

ü Оценочная функция (Отражательная функция чувств).

Оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этой почве построение прогноза будущих событий. Оценочная роль эмоционального реагирования вместе с развитием нервной системы и психики живых существ видоизменялась и совершенствовалась. Если на первых этапах она ограничивалась сообщением организму о приятном или неприятном, то следующей ступенью развития явилась сигнализация о полезном и вредном, затем – о неопасном и опасном и, наконец, более широко – о значимом и незначимом.

ü Сигнальная функция эмоций состоит в том, что при

удовлетворении актуальной потребности появятся положительные эмоции, которые будут служить сигналом, что с организмом все в порядке: потребность удовлетворена, и через какое-то время начнет проявляться другая потребность. И наоборот, если актуальная потребность не удовлетворяется, будет возникать отрицательная эмоция, переживая как побуждение к продолжению поиска способов удовлетворения потребности. Родителей, у которых дети страдают болезнью Дауна, угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов коммуникации.

ü Побудительная (стимулирующая – запуск стереотипных реакций). Например, в дорожной

ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

ü Мобилизующая. Эмоции мобилизуют скрытые резервы

организма в критических ситуациях.

ü Подкрепляющая. Благодаря эмоциям лучше вырабатываются

условные рефлексы и остаются более глубокие следы памяти. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек.

ü Коммуникативная. Эмоции улучшают понимание людьми

других людей за счет «считывания» невербальных реакций, сопровождающих эмоции.

Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает о своем состоянии – что им нравится, а что нет. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

Важность этой роли эмоций видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта, а повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту, характеризующему способность человека к эмоциональному общению.

Эмоции могут служить дополнительным средством коммуникации между членами сообщества. Например, когда человек не может убедить собеседника логическими доводами, он начинает повышать голос, т.е. усиливать экспрессивное воздействие. Повышение голоса, безусловно, усиливает воздействие на партнера по общению, но следует также не упускать из вида, что это и способ разрядки возникшего эмоционального напряжения, которое может быть следствием досады, раздражения, злости человека по поводу «глухости» партнера по общению к приводимым доводам.

В начале ХХ в. особое внимание привлек тот факт, что в американских приютах зарегистрировали 100% смертность грудных детей. Изолированные от матери дети становились апатичными, преставали есть, спать, худели, слабели. Дети выздоравливали, если их вскоре возвращали матерям. Было выявлено, что лишение контакта с матерью оставляет наиболее глубокий след, если оно приходится на первые дни, месяцы или годы жизни. Такие дети, жившие в последствии в условиях заботливого, любовного к ним отношения, уже взрослыми обнаруживали признаки психического инфантилизма, агрессивность в реакциях, импульсивность в поступках, недостаточную инициативу. У них были нарушены взаимоотношения с другими людьми.

Наблюдения за развитием детей показали, что более поздние формы поведения и механизмы, определяющие взаимоотношения между людьми, особенно семейные взаимоотношения формируются на базе того опыта, который приобретается очень рано, сразу после рождения. Основным в этом процессе является чувство любви и привязанности к матери, которое потом переносится на других людей и в далеком будущем определяет отношение к собственным детям. Если это звено в воспитании выпадает, то процесс психоэмоционального развития ребенка оказывается искаженным.

ситуативные и ведущие эмоции. Смотреть фото ситуативные и ведущие эмоции. Смотреть картинку ситуативные и ведущие эмоции. Картинка про ситуативные и ведущие эмоции. Фото ситуативные и ведущие эмоции

ü Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, при

ü Приспособительная. По утверждению Дарвина, эмоции

возникли как средство, при помощи которого живые существа

для устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Эмоции – это очень сложные психические явления. Всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений не существует. Речь может идти о классификациях, каждая из которых подчеркивает какой-нибудь признак, по которому эти явления объединяются в группы и в то же время отделяются от других групп. Такими признаками могут быть механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека.

ситуативные и ведущие эмоции. Смотреть фото ситуативные и ведущие эмоции. Смотреть картинку ситуативные и ведущие эмоции. Картинка про ситуативные и ведущие эмоции. Фото ситуативные и ведущие эмоции

Типологизация – это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В результате проведения типологизации получают типологию, т.е. совокупность типов. Элементы некоторого множества группируются вокруг одного или нескольких элементов, обладающих эталонными характеристиками.

Классификация – это группировка на основе различий, типологизация – это группировка на основе сходства.

Класс – это некоторое множество сходных реальных объектов, тип – это идеальный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты.

К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

3. Психофизиология эмоций

3.1. Функции эмоций

• Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сообщают о полезности или вредности какого-либо воз-действия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Значение данной функции состоит в том, что организм мгновенно может мобилизоваться в ответ на воздействие внешнего раздражителя.
• Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей. Неудовлетворенные потребности обычно сопровождаются отрицательными эмоциями. Удовлетворение потребности, как правило, сопровождается положительными эмоциями и ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности.

3.2. Классификация эмоций

• Низшие эмоции связаны с биологическими потребностями организма и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, и инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.
• Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Они формируются на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
• Ведущие эмоции сигнализируют человеку о цели поведения и обеспечивают его адаптацию.
• Ситуативные эмоции возникают в результате оценки отдельных этапов или поведения в целом, побуждают человека действовать в прежнем направлении или изменять поведение и способы достижения цели.

3.3. Теории возникновения эмоций

• Теория когнитивной активации С. Шехтера базируется на исследованиях, в которых с помощью фармакологических веществ манипулировали состоянием испытуемых, усиливая их возбуждение, о чем они и не догадывались. Затем экспериментаторы создавали обстановку непринужденного веселья или, наоборот, напряженности. В первом случае люди чувствовали себя счастливыми и раскованными, во втором — их охватывало чувство гнева. Таким образом, было показано, что содержанием эмоции можно управлять, если побудить испытуемого приписывать нейтральным стимулам роль источника своего возбуждения. По мнению С. Шехтера, для возникновения эмоции необходимы два компонента: активация организма и заключение субъекта о причинах его возбуждения (Шехтер С., Сингер Дж., 2002).
• Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова основана на некогнитивных факторах. Со-гласно данной теории положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее существующим прогнозом или в ситуации возрастания вероятности достижения цели. Появление отрицательных эмоций связано с дефицитом имеющейся информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности, что определяет низкую вероятность достижения цели. За счет дополнительной информации у субъекта возрастает вероятность удовлетворения потребности, что усиливает положительные эмоции и минимизирует отрицательные. П. В. Симонов полагает, что функция прогнозирования вероятности удовлетворения потребности поделена между двумя информационными структурами мозга — лобными отделами новой коры и гиппокампом. При этом лобная кора ориентирует поведение на высоковероятные события в отличие от гиппокампа, реа-гирующего на сигналы маловероятных событий (Симо-нов П. В., 1998).
• Биологическая теория эмоций П. К. Анохина сформулирована на основе его же теории функциональных систем. Согласно биологической теории, положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, если параметры реально полученного результата совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает чувство удовлетворения, положительные эмоции. Если параметры полученного результата не совпадают с запрограммированными, то появляются отрицательные эмоции, что приводит к формированию новой комбинации возбуждений, необходимых для организации нового поведенческого акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия (Анохин П. К., 1975).
• Теория циркуляции эмоций И. Пейпеца связывает возникновение эмоций с лимбической системой. Основное отличие лимбической системы от других отделов центральной нервной системы состоит в наличии двусторонних реципрокных связей между ее структурами, образующими замкнутые круги, по которым циркулируют импульсы, обеспечивающие функциональное взаимодействие между различными частями лимбической системы. Это так называемый «круг Пейпеца», в который входят: гиппокамп — мамиллярные тела — передние ядра таламуса — кора поясной извилины — парагиппокампальная извилина — гиппокамп. Данный круг отвечает не только за эмоции, но и за формирование памяти и обучение (Данилова Н. Н., 2012).
• Современная теория эмоций рассматривает лимбико-гипоталамический комплекс как нервный субстрат эмоций. Включение гипоталамуса в данную систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными струтурами головного мозга создают структурно-функциональную основу для возникновения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.
Однако несмотря на успехи, достигнутые в изучении мозговых механизмов психических процессов, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций.

3.4. Морфофункциональная основа эмоций

3.5. Функциональная асимметрия мозга и эмоции

Существуют четыре основные гипотезы относительно участия левого и правого полушарий головного мозга в регуляции эмоционального поведения.
• Согласно одной из гипотез, восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария, а левое полушарие рассматривают как «неэмоциональную структуру» (Tucker D. M., 1981). При нарушениях функционирования правого полушария становится невозможным понимание эмоций собеседника, распознавание лицевой экспрессии эмоций, люди теряют способность передать свое переживание интонацией голоса.
• Согласно другой гипотезе, оба полушария вносят свой вклад в формирование эмоций. При этом правое полушарие отвечает за восприятие и оценку эмоций, правая лобная область головного мозга активизируется при отрицательных эмоциях, а левая лобная область — при положительных эмоциях. Поэтому при нарушении функционирования левого полушария люди становятся беспокойными, пессимистически настроенными, часто плачут, жалуются на плохое самочувствие. При снижении активности правого полушария возникает беспричинная эйфория,
индифферентное настроение, частый смех (Деглин В. Л., 1996). Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз раздельно в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на кадры с выражением печали, а левое — на кадры радостного содержания. Согласно Л. Р. Зенкову (2004), выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной. При выключении правого полушария ситуация оценивается как простая, ясная, понятная, что вызывает преобладание положительных эмоций. В исследовании новорожденным давали пробовать сладкий сироп или раствор лимонной кислоты. Проглатывание сладкой жидкости вызывало интерес на лице ребенка и активацию левой лобной коры. Гримаса отвращения и активация правой лобной коры были реакциями на кислый сок.
• Согласно третьей гипотезе (Fox N. A., Davidson R. J., 1988), левая и правая лобная кора являются структурами соответственно для выражения тенденций «приближения» и «отказа». Противостояние этих двух тенденций и определяет знак эмоции. Доминирование тенденции «приближения» сочетается с активацией левой лобной коры и появлением положительных эмоций, а доминирование тенденции «отказа» — с активацией правой лобной коры и появлением отрицательных эмоций.
• Согласно современной гипотезе, ведущую роль в регуляции эмоций играет левое полушарие. При улучшении настроения наблюдается активация его структур, а при ухудшении — угнетение. Проявление эмоций в поведении связывают с деятельностью правого полушария.

3.6. Индивидуальные различия и эмоции

Характер реагирования индивида на происходящие события тесно связан с особенностями темперамента. Экстраверты характеризуются положительными эмоциями (радости и интереса), а интроверты — отрицательными эмоциями (страха и гнева). При этом экстраверты более чувствительны к награде, а интроверты — к наказанию. Измерение показателей локального мозгового кровотока у интровертов в отличие от экстравертов выявило усиление кровотока в височных областях, что объясняется сильными связями коры интровертов с лимбической системой
(миндалиной) — структурой, ответственной за реакции страха. Лица с высокой личностной тревожностью предпочитают более часто реагировать даже на нейтральные стимулы беспокойством, тревожностью, страхом. Повышенная тревожность субъекта коррелирует с высокой частотой сердечных сокращений и преобладанием симпатической регуляции, обычно наблюдаемой во время стресса (Данилова Н. Н., 2012).
В исследованиях Дж. Кагана показано существование генетической предрасположенности у человека к социальному страху, в частности проявляющемуся в боязни аудитории. Автор выделяет расторможенный и заторможенный типы темперамента. Дети с расторможенным типом отличаются устойчивой социабельностью, говорливостью, спонтанно возникающими эмоциями. Дети с заторможенным темпера-ментом пугливы, застенчивы, ведут себя тихо. У них обнаружено более высокое содержание в крови гормона стресса кортизола, уровень которого сохранялся выше нормы даже во время сна. При изучении поведения обезьян также была выявлена генетически запрограммированная готовность животного отвечать страхом на внешние стимулы. При этом животные различаются порогами активации системы страха. Лабораторные животные в отличие от своих диких сородичей не обнаруживают страха при виде змеи, однако быстро обучаются реагировать страхом, глядя на других обезьян. Однако среди них встречаются обезьяны, которых невозможно научить пугаться при виде змеи (Данилова Н. Н., 2012).
Эмоциональное общение в значительной степени зависит от индивидуальной способности передавать и принимать эмоциональные сигналы собеседника через мимику, позу, жесты, интонацию речи. В социально ориентированной концепции эмоционального ума П. Салавей и Дж. Майер настаивают на необходимости выделять индивидуальные различия, которые проявляются в совокупно-сти таких свойств, как способность к эмоциональной экспрессии, эмоциональной перцепции и сопереживанию (эмпатии). Важность этих качеств ума для делового общения отразилась в правиле, которому следуют многие руководители: принимать на работу по коэффициенту интеллекта (IQ), а повышать в должности по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению (Данилова Н. Н., 2012).
Согласно концепции о системе четырех мозговых структур П. В. Симонова, индивидуальное предпочтение реагировать более часто определенной эмоцией зависит от доминирования определенной структуры головного мозга (лобная кора, гиппокамп, гипоталамус, миндалина). Преобладание у человека функций лобной коры и гипоталамуса определяет целеустремленное поведение, причем субъект будет игнорировать все, что отвлекает его от намеченной цели. Данные особенности поведения характерны для холериков — сильного и возбудимого типа. Интересы холерика постоянны, устойчивы, и он упорен в достижении цели. Преобладание системы гиппокамп—миндалина означает готовность реагировать на широкий круг сигналов, в том числе и на малозначимые. При затруднении выделить доминирующий мотив (миндалина) поведение такого субъекта отличается нерешительностью, бесконечными колебаниями и склонностью переоценивать важность событий. Данная характеристика совпадает с описанием меланхолика — слабого типа. Преобладание системы гипоталамус—гиппокамп характеризуется потребностью реагировать на сигналы маловероятных событий и невыясненного назначения. Такая картина соответствует сангвинику — сильному, уравновешенному, подвижному типу. Доминирование системы миндалина—лобная кора определяет человека, который игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для флегматика — сильного, уравновешенного и инертного типа.
По концепции четырех структур каждый тип нервной системы связан с определенной группой эмоций. Согласно данной модели, поведение холерика направлено на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности. Оно обладает чертами преодоления, борьбы, поэтому доминирующими эмоциями являются гнев, ярость, агрессивность. Поведение меланхолика отличается нерешительностью и тяготеет к обороне. Эмоции страха, неуверенности, растерянности наиболее типичны для него. Чаще других положительные эмоции испытывает сангвиник. Его отличают любознательность, открытость, интерес к событиям. Флегматик также тяготеет к положительным эмоциям, так как его внутренний мир хорошо устроен, потребности сбалансированы, а система контроля отлично развита.
В модели четырех структур отношение к экстраверсии и интроверсии описывается следующим образом. Преобладание функций информационных структур (лобная кора и гиппокамп) определяет преимущественную ориентацию субъекта на внешнюю среду и его зависимость от происходящих в ней событий. Такие черты характерны для экстраверта. Преобладание мотивационных систем (гипоталамус и миндалина) характерно для субъекта с устойчивыми внутренними мотивами и их малой зависимостью от внешних влияний. Такие черты свойственны для интроверта. Интроверт малообщителен, застенчив, стремится к порядку (Симонов П. В., 1998).

Контрольные вопросы
1. Объясните суть теории драйва.
2. Дайте характеристику чувства жажды и чувства голода.
3. Дайте определение эмоций.
4. Перечислите функции эмоций.
5. Дайте классификацию эмоций.
6. Охарактеризуйте теории возникновения эмоций.
7. Опишите гипотезы участия левого и правого полушарий головного мозга в регуляции эмоционального поведения.
8. Какие структуры головного мозга определяют характер эмоций?
Список рекомендуемой литературы
1. Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИНФРА-М, 1997. 340 с.
2. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2004. 496 с.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 225 с.
4. Баринова М. О., Зарипов В. Н. Основы психофизиологии : метод. рекомендации. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. 51 с.
5. Греченко Т. Н. Психофизиология. М. : Гардарики, 1999. 196 с.
6. Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.
7. Деглин В. Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. Киев : Женевская инициатива в психиатрии : Ассоциация психиатров Украины, 1996. 152 с.
8. Зенков Л. Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). М. : МЕДпресс-информ, 2004. 368 с.
9. Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.
10. Николаева Е. И. Психофизиология : психологическая физиология с основами физиологической психологии. СПб. : ПЭР СЭ, 2008. 624 с.
11. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга : потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М. : Ин-т психологии РАН, 1998. 98 с.
12. Шехтер С., Сингер Дж. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния // Психология мотиваций и эмоций. М. : ЧеРо, 2002. С. 462—480.
Источник: Баринова М. О. Психофизиология : текст лекций / М. О. Баринова. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7807-1088-8

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *