shortparis страшно о чем клип
Отвечай за слова Почему самая амбициозная русская рок-группа Shortparis — не то, чем кажется
У группы Shortparis вышел альбом «Так закалялась сталь» — итог их творчества за последние два года, во время которых петербургский коллектив окончательно превратился в одну из самых заметных отечественных рок-групп: многомиллионные просмотры клипов на Youtube, аншлаговые концерты в России и за рубежом, повышенное внимание деятелей культурных элит, выступления на центральных телеканалах. Корреспондент «Ленты.ру» Олег Соболев попытался понять феномен Shortparis.
Судя по обилию текстов, разбирающих значение как альбома «Так закалялась сталь», так и суть образа и методов Shortparis, задача все-таки что-то объяснить интересна достаточному количеству людей. В одном за другим интервью группе дают шанс объясниться — и ее участники только больше запутывают, предпочитая отвечать несколькими голосами, которые нередко противоречат друг другу. Вокалист Shortparis Николай Комягин — искусствовед, и он хорошо понимает, что в любом искусстве диалог между произведением и аудиторией ведется в пространстве личного, а не универсального. Универсальность посылаемых во внешний мир сообщений — скорее качество, присущее предмету искусства, причем крайне редко. Бывает, впрочем, что художник ставит перед собой задачу выразить в своей работе что-то общедоступное и общепонятное — и не проваливается с треском, но и не празднует триумф, а оказывается со своей работой в серой зоне, где о значениях есть смысл спорить. Shortparis — ровно такой случай. Петербургская группа настолько виртуозно жонглирует недосказанностью, что почти любая попытка разглядеть возможные универсальные значения их творчества рискует оказаться спекуляцией. Но это — только если концентрироваться на всей полноте деятельности Shortparis. Если же подойти к альбому «Так закалялась сталь» как к исключительно музыкальному произведению, то многое встанет на свои места.
Склонные на своих концертах к импровизации, а в своих клипах и выступлениях на камеру — к провокации, Shortparis звучат в записи удивительно боязливо, предсказуемо, сухо и одномерно. «Так закалялась сталь» — это, если не брать в расчет голос Комягина, ритмичное марево, сотканное из синтезаторов, точечных ударов перкуссии, лишенных воображения ритмов барабанов, предсказуемых басовых линий и гитарных соло, отсылающих к традиционным эксцессам рок-н-ролла. Все эти инструменты если и звучат вместе, то только в самых очевидных моментах песен — когда группе нужен действенный драматический ход. Иногда для этой цели они, правда, обходятся и сочетанием пары-тройки звуков, но сочетанием обязательно предельно интенсивным, призванным всей своей насыщенностью обозначить кульминационный момент.
Почти все новые песни Shortparis — кроме, может быть, «Нелюбви» или «Жизни за царя», — в определенный момент взрываются в лицо слушателю напыщенной манерностью: прокравшись через один куплет, группа взвинчивает себя до предела в припеве, потом повторяет этот трюк еще один раз, если нужно — держит напряжение в дополнительных проигрышах, и в конце уверенно ставит восклицательный знак. Надо отдать должное: это не повально свойственная рок-музыке со времен Nirvana игра на динамичности по форме «тихо-громко-тихо-громко», а чуть более тонкая организация, в которой важна не абсолютное остервенение восклицаний, а их тоталитарная беспощадность. Shortparis еще и умудряются найти разные оттенки этой беспощадности, от маниакальной жестокости припева песни «Отвечай за слова» до кокетливой опустошенности рефрена в «Стыде». Это все немного похоже на то, как композитор Шостакович в период засилия сталинского соцреализма и в эпоху гонений на формализм в искусстве находил новые способы заставлять свою симфоническую музыку истошно кричать деланным псевдо-малеровским драматизмом и заменявшими тонкие эмоции слоганами — как в эндшпиле знаменитой «темы нашествия» Седьмой («Ленинградской») симфонии. Трудно представить более примитивный способ подчеркнуть важность высказывания.
Вспомнить про соцреализм в связи с оформлением и звучанием «Так закалялась сталь» есть еще немало поводов: начиная с названия, пусть и цитирующего Летова, но все-таки обыгрывающего заголовок эталонного для этого художественного метода романа, до монументальной маршевости мелодий, в которой слышны отзвуки боевых песен тогдашней эпохи. Самая отличительная в таком контексте особенность альбома — это очень свойственное сталинской культурной политике решение Shortparis пожертвовать индивидуализмом ради коллективной цели, а именно — лишить звук «Так закалялась сталь» любых намеков на мастерство отдельных музыкантов. На своих концертах группа дает каждому из своих участников возможность проявить себя. В такие моменты, когда, например, гитарист Александр Ионин находит способ вонзить острые непредсказуемые звуки в текстуру песен, а, скажем, барабанщик Данила Холодков уходит в экстатическое помутнение от свободы бить и колотить, — Shortparis начинают звучать как коллектив, где каждый участник незаменим, потому что по-разному воспринимает общность подчеркнуто совместного музицирования.
Но на «Так закалялась сталь» на это нет и намека. Альбом движется единой и немного безликой массой ритмов, за которой не слышно, что его записали именно люди с фотографий Shortparis. Они могли бы быть заменены анонимными сессионными музыкантами — и разница была бы непринципиальной. Исключение — соло и проигрыши Ионина, которые, впрочем, все как на подбор ужасно скучны в своей эффектной классической идиоматике. Есть, правда, фрагменты, как в «Страшно», когда гитарист драматично снижает плотность своей игры при помощи пауз между аккордами, — но эта стилистическая деформация, излишне срежиссированное отступление, в остальном никак не встраивается в предельно прямолинейную музыку. Гитара на этом альбоме — чуть ли не просто-напросто лишний инструмент.
Столь одномерную в плохом смысле музыку, впрочем, вытягивает голос Комягина. На сцене и в клипах он — пожалуй, самый искусный фронтмен в русской музыке. В его движениях и магнетизме нет усталой патетики архетипичного поведения рок-певца у микрофона, а есть несвойственная таким людям наигранная аляповатость, которая необычным способом выражает все те обычные качества, за которые фронтменов вообще можно ценить — пластичность, сексуальность, уникальность сценического присутствия, умение реагировать на настроения аудитории и отдельными идиосинкразиями давать ей ориентиры для следования музыке. Как вокалист Комягин не настолько хорош, но только он заставляет эти песни заходить за те границы, в пределах которых их держит безликость выбранной для записи стилистики. Его манера пения не имеет очевидных первоисточников: да, порой Комягин звучит как какой-нибудь другой певец, но ритмическое и артистическое разнообразие его вокала не дает точно определить, какой точно. Самое же впечатляющее в этом голосе — способность очень тонко задействовать громадный арсенал маньеризмов, на которых концентрируется внимание слушателя. Вокалист запросто может перейти с торопящегося продержаться еще несколько слов трагичного полукрика к стоическому проговариванию отдельных слогов — и такие ходы работают в отдельных песнях чуть ли не лучше их хуков.
Тексты Комягина при этом состоят из однообразных по построению строчек. Почти каждая — отдельный афоризм, то интонационно играющий с языком тоталитарного прошлого, то использующий тот же язык для намека на настоящее. Иногда Комягин подразумевает отдельными оборотами разнообразные проявления плотской порочности, часто — декларирует различные состояния, то ли протагониста, то ли воображаемого коллективного бессознательного. Его тексты как бы заигрывают с определенным взглядом на отечественную политическую повестку — что Россия это полицейское государство, произвольно и одновременно безукоснительно применяющее силу как инструмент контроля, где каждый в шаге от наказания, причем далеко не всегда заслуженного или в принципе понятного, — но при этом ничего подобного напрямую не выражают. Многие строчки можно было бы поменять местами или вообще песнями — и их осмысленная неспособность проговорить претензии и боязнь дочувствовать тревоги сохранится. Так что без Комягина эти песни просто бы не запоминались так, как запоминаются, а именно — пугающе запросто.
Но артистизм Комягина как исполнителя — почти единственное, чем «Так закалялась сталь» обращает на себя внимание. Ну, еще та самая манера Shortparis в ключевые моменты непримиримо двигаться вверх все-таки неукоснительно работает — как понятный раздражитель, заставляющий не заскучать совсем. Но фактически только на таком материале группа никогда бы не утвердилась как феномен — а значит, ей все-таки потребовались для этого средства внемузыкальные. Фотосессии, концерты, клипы — это все для них не только способы продвижения самих себя, а ключевые форматы передачи всего, что группа не может отобразить в записи. В ход идут еще и сопроводительные тексты. Так, к альбому прилагается небольшая аннотация на странице Shortparis во «Вконтакте». Она состоит из цитаты из «Манифеста Коммунистической Партии», в отрыве от контекста отчасти иллюстрирующей смысл двух следующих предложений, уже авторских: «композиция из девяти разнородных частей. Релиз выстроен как движение от глянцевых форм к протесту, лишь иллюзорно возможному внутри поп-культуры». Подобная аннотация — вроде как откровенное кокетство, символ, наделенный видимостью многозначительности. Но вдруг это впечатление предельно обманчиво — и что если многозначительность здесь и правда есть, только несколько в другом смысле, чем принято искать в Shortparis?
Важно понять, что отсутствие глубинных смыслов в искусстве — совсем не повод его фундаментально обесценивать. Теоретик Марк Фишер в своей заметке об альбоме Tin Drum группы Japan, который он назвал «самым поверхностным альбомом на свете», задает вопрос, впервые высказанный Жилем Делезом: если поверхностность означает отсутствие глубины, то почему глубина не означает отсутствия поверхности? Возможно, Shortparis — это чистая поверхность, группа, которая сознательно превращает свое искусство в набор парадоксальным образом одновременно вычурных и дешевых манипуляций, не уходящих дальше простейшего синтеза культурных, исторических или политических концептов ради полного освобождения их от любых значений. Это вовсе не значит, что они не таят внутри своего творчества нечто большее. Просто это большее — уже не призрачная универсальность, а умение видеть вокруг себя простые элементы повседневности, которые, будучи помещенными вместе в одно пространство предмета искусства, теряют первоначальные смыслы, но от этого кажутся только сложнее и многограннее.
В этом смысле, конечно, пугающую однообразность звука, выверенный формализм музыки и общее отсутствие воображения на «Так закалялась сталь» объяснить в контексте всего творчества Shortparis становится легче — это, кажется, просто неудачная попытка группы упростить самих себя. Возможно, для того, чтобы затем позабыть, а после — найти себя заново. Но более вероятно — чтобы удовлетворить требования мира, в который они окончательно вошли за последние два года. Вернемся к аннотации к альбому: тот самый лишь иллюзорно возможный протест — это в подобном разрезе вовсе никакая не попытка, например, осмыслить отношение политического высказывания и собственного статуса. Это осознание тщетности творческой свободы внутри механизма поп-культуры. И если это так — то «Так закалялась сталь» действительно хороший тому пример. Выбор за Shortparis: или дальше ставить себя в рамки, тем самым пытаясь подстроиться под обстоятельства, или начать относиться к процессу записи своих песен со свойственной им фантазией, естественностью, провокационностью и стремлением впечатлить.
16 ноября группа Shortparis выступит в Санкт-Петербурге, 21 ноября — в Москве
Тревожный поколенческий манифест в клипе Shortparis «Страшно»
Петербургская арт-панк-группа Shortparis представила клип на песню «Страшно». В видео смешаны отсылки к теракту в Беслане, националистическим конфликтам, трагедии в Керчи и подростковым протестам.
«Клип, безусловно, пытается манифестировать состояние части нынешнего поколения. Он, конечно, провокационен и намекает на ряд социальных трагедий, почему-то не отрефлексированных до сих пор в нашей визуальной культуре. По ходу вскрываются триггеры, болезненные ассоциации, общественные табу, страхи: арабская вязь, пусть ею написаны слова «дружба» или «любовь», неминуемо связывается с терроризмом, бритые головы — с неонацизмом и так далее. Но после этой игры смыслов в сухом остатке остается одно: состояние не артикулированной, но нарастающей тревоги, общей для всех», — рассказали «Медузе» участники коллектива.
Также Shortparis поделились проблемами, с которыми столкнулись во время съемок клипа: «Через час после начала съемок на спортивной площадке кто-то из прохожих вызвал наряд полиции, мотивируя это тем, что возле школы игиловцы готовят теракт; пришлось приостановить съемку. На следующий день с нами разорвала договор крупная петербургская киностудия, предоставлявшая нам оборудование: кто-то из съемочной группы прислал руководству фотографию с площадки. Нас называли исламистами и нацистами одновременно, но вся эта понятийная путаница только ярче высвечивала тему, с которой мы работали».
Интервью «Афиши Daily» с Shortparis читайте здесь.
Смысл песни Страшно — Shortparis
«Страшно» от группы Shortparis — один из русскоязычных треков, который был отмечен не только на родине, но и за рубежом. Песня была выпущена 12 декабря и по началу казалась довольно сомнительным упреком в адрес нынешней политики. Ясности ей придал клип, вышедший через пару дней. Это еще раз убедило поклонников Shortparis, что их работу нужно воспринимать как цельный проект, а значит нельзя воспринимать песню и клип по отдельности.
Так в чем же заключается смысл песни Страшно Shortparis? Если судить по высказыванию самой группы, то можно легко понять, что песня своим текстом призывает обратить внимание на социальные проблемы нашей страны.
Обратимся к первому куплету, который в целом показывает устоявшуюся систему, которую создала власть, и выбраться из нее никто никогда не сможет. Уже первые две строки имеют некий революционный смысл, поскольку это отсылка к фразе «низы не могут, верхи не хотят» из работы В. И. Ленина. Но в данном контексте это скорее значит, что народ запуган, а власть слишком осмелела. Фраза «встать в хоровод» также имеет переносное значение- самым обычным людям приходится развлекать власть. Это больше похоже на какой — то искусственный праздник или языческий обряд.
Первые строки второго куплета подтверждают, что ни у кого в стране не может быть своего мнения, отличного от позиции власти. Все люди обязаны любить, уважать и ненавидеть одно и тоже, словно послушное стадо. Следующие строки — о людях, погибших по воле правительства, и их семьях, не смеющих ничего сказать или изменить.
Можно ли говорить, что песня несет в себе какую то кардинально новую идею? Многие исполнители, в том числе и зарубежные, уже довольно долго затрагивают политические темы в своем творчестве. Однако стоит отметить, что цели творчества довольно разные. «Страшно» — одна наиболее сильных песен этого жанра. Многие фанаты группы Shortparis отмечают, что вживую песня, в сочетании с довольно авангардным номером, похожа скорее на арт — шоу. Исполнителю одновременно удается показать общество в целом и не показать никого конкретного. Именно поэтому песня «Страшно» во многом исключительна.
Напишите в комментариях свой смысл песни Страшно. Мы с нетерпением будем ждать!
Shortparis страшно о чем клип
Напугал клип «Страшно» Shortparis? Представляем десять альтернативных групп, которые могут выступить ещё мощнее
Падающий режим в песнях Арсения Крестителя, новые подопечные продюсера Гречки, упаднические образы и разбегающиеся смыслы в треках «темы креста». «Фонтанка» выбрала десятку независимых групп, которые могут громко заявить о себе в 2019 году.
Петербургская группа Shortparis, выпустив провокационный клип «Страшно», вырвалась в число самых обсуждаемых музыкальных коллективов России. Видео об опасностях школьного образования и неизбежной угрозе собрало сотни тысяч просмотров и тысячи комментариев в Сети. «Фонтанка» выбрала десятку альтернативных групп, которые пока известны лишь узкому кругу поклонников, но имеют все шансы повторить успех Shortparis в 2019 году.
Арсений Креститель
Арсений Морозов, лидер Sonic Death — группы, которую смело можно называть одной из важнейших для русской независимой музыки — решил немного отдохнуть от жужжания гаражного рока и записал взрослый и созерцательный альбом «31». Это психоделичное, стилистически безупречно выдержанное инди. Под такую музыку нет желания прыгать на танцполе: хочется оказаться где-нибудь возле иллюминатора на высоте 11 тысяч километров над землёй — отличное место, чтобы увидеть свою жизнь сквозь чуть иную оптику.
Собственно, это и предлагает слушателю Морозов: повзрослевшая аудитория Sonic Death приходит к нему уже с другими запросами, и он реагирует на них — как всегда, живо и остроумно. «Цветы покрыты снегом, я занимаюсь бегом, я жду, когда режим падет» — разве это не про всех тридцатилетних? Новая ипостась Арсения может оказаться естественным выходом из ситуации, когда вырастающий из основного проекта музыкант не хочет с ним расставаться, но и быть прежним больше не может.
«Ритуальные Услуги»
Человек-антилейбл Александр Ионов, сделавший из неизвестной пэтэушницы из Кингсеппа певицу Гречку, продолжает саботировать мейнстрим. Группа «Ритуальные услуги» записала под руководством продюсера второй альбом под названием «Типичный запрос в психологию».
Эти треки совсем не похожи на трендовый в уходящем году нежный меланхоличный инди-поп. Лаконично сыгранные — бас, флейта и электронные барабаны — песни «Услуг» в равной степени наивны и глубоки. Две девочки, которым нет и двадцати, поют об отношениях с мальчиками, феномене тотального одиночества в интернете, сублимации деструктивных переживаний в творчестве. Впрочем, разве это не одно из свойств молодости — с равным пылом обсуждать прыщи и поэзию Бродского? Сложно припомнить столь яркий и в буквальном смысле громкий дебют в русской независимой поп-музыке.
«Фивы»
О «Фивах» заговорили ещё до выхода первого альбома. В 2015-2017 годах группа выпустила несколько синглов, заинтересовавших слушателей и критиков. Так что появившуюся в самом конце 2017 года дебютную пластинку «Оста» ждали. Релиз отметили несколько серьёзных медиа, и артисты с успехом презентовали его в обеих столицах. В мае музыканты выступали на курёхинском фестивале SKIF, а осенью отправились в тур по России.
Вместе с декадентской танцевальной электроникой «Фивы» создают особый мир, балансирующий на грани сна и яви. Их песни можно не просто слушать, а проживать, как будто оказываясь в сюрреалистическом театре теней.
Группа взяла тайм-аут и пока не даёт концертов — будем надеяться, что эта добровольная аскеза закончится выходом новой записи, которая окончательно закрепит за коллективом статус лидеров российской тёмной сцены.
Синекдоха Монток
«ВКонтакте» последний релиз Синекдохи почему-то подписан как R&B, но мы уверяем: эта музыка не имеет никакого отношения к Рианне и Бейонсе. Синекдоха — псевдоним москвича Саввы Розанова, исполняющего чинный инди-поп с нетривиальными аранжировками. В 2018 году артист выпустил альбом «Глава III», последнюю часть триптиха «MMXVIII» (две предыдущие были опубликованы в 2017 году). Каждая больше походит на личный дневник, нежели на музыку.
Барочные мелодии Розанова, его высокий вокал не должны отпугивать слушателей. Сам артист говорит, что ему не свойственны ни снобизм, ни желание делать «элитарную» музыку лишь для узкой группы посвящённых. Это подтверждается растущим числом подписчиков Синекдохи в соцсетях: сложносочинённые, и в то же время человечные композиции находят отклик в сердцах россиян.
«Казускома»
«Казускома» — настоящие рокеры. Тяжёлые гитарные риффы, мощные барабаны, истеричный вокал — слушатель перемещается в условные семидесятые, мир, где правят бал Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. Участников «Казускомы» можно увидеть на фотографиях в окружении карликов и мрачных красоток в духе «Твин Пикса», а любимое словечко музыкантов — «нахрен». Всё это во многом поза, но ведь рок-н-ролл — это театр, где декорации не менее важны, чем сами актёры.
Фото: кадр из клипа
Возможно, именно по такой группе — громкой, честной и попирающей общественные устои — и соскучился российский слушатель, ведь подобных коллективов не появлялось со времён «Короля и Шута». Но музыканты не ограничиваются трансляцией старых добрых ценностей хард-рока. Одна из самых популярных песен «Казускомы», «Вокруг так много всего», — фит с рэпером Хаски.
«Деревянные Киты»
Мурманские «Деревянные киты» пишут волшебную музыку. Начинали с переливающихся шумовыми волнами пост-роковых полотен. А теперь дебютировали в поп-музыке, что выглядит очевидным решением: вокалистка Светлана Матвеева одинаково уверено чувствует себя как в затейливо прорисованных импровизациях, так и в жёстких рамках «куплет-припев-куплет».
Песня «Не помню, не слышу» — редкий случай, когда заигрывания с мейнстримом удаются артисту без потери уникальности. Это особенно ценно, учитывая, что жанр, в котором играют «Киты», всё меньше поддаётся определению: мечтательность шугейза, масштабность пост-рока и поп-мелодичность.
Батерс
2018 год прошёл под знаком хип-хопа, не прошли мимо жанра и независимые рок-музыканты. Петербуржец Лёня Батерс, игравший в гаражной группе Robot Monsta, попробовал скрестить рэп-читку с американским стоунером — получилось свежо и небанально.
«Хадн Дадн»
Московские экспериментаторы «Хадн Дадн» переоткрывают фолк. Тревожные электронные подклады, минималистичные аранжировки и весьма своеобразный вокал — трио равно чужды как лубочность, так и склонность к простым музыкальным решениям. По словам вокалистки и клавишницы Варвары Краминовой, название группы она придумала, вспомнив слово, которым в детстве она называла всё, что придётся. Это словосочетание как будто подчёркивает абсурдистскую простоту текстов.
«Хадн Дадн» — фолк в том смысле, в котором он только и может существовать сейчас, в цифровом мире, где главный музыкальный инструмент — это ноутбук и мощный звуковой софт. Группа успела понравиться медиа и попасть в лайн-апы крупных отечественных фестивалей независимой музыки, так что вы ещё не раз услышите о них в наступающем году.
«Порез на собаке»
Александр Ситников, известный по проектам «4 Позиции Бруно» и «Птицу ЕмЪ», выпустил третий альбом своего сайд-проекта «Порез на собаке». Пластинка называется «Фегивербе», и это, пожалуй, самая авангардная запись в нашем списке.
Каждая песня — маленькое театральное представление, апеллирующее к тёмному человеческому началу, и, слушая «Фегивербе», легко ощутить дующий откуда-то из подсознания потусторонний ветерок.
Немногочисленные концерты группы проходят с фурором, за два года существования «Порез» превратился в звёзд андеграунда, и теперь всё в руках Фортуны, которая, надеемся, не отвернётся от артистов в тот самый момент, когда до вершины Фудзиямы осталось совсем чуть-чуть.
«тема креста»
Не будем акцентировать внимание на существующей с 1703 года проблеме противостояния двух столиц, не всё-таки отметим, что независимый музыкальный Петербург во многом складывается из групп мрачных и декадентских — такова и «тема креста». Группу хочется назвать «Ic3peak» «на максималках». И те, и другие исследуют тему депрессивной России, используя упаднические образы, и много внимания уделяют видеоарту. Но если «Ic3peak» действуют в лоб, не очень-то занимаясь музыкальной частью, и больше походят на дизайн-проект, то «тема креста» тщательно следит за звуком. В нём усматривается влияние таких важных для электронной сцены артистов, как Coil и Der Golem.
Будучи профессиональными драматургами, участницы группы Саня с Аней превращают каждое выступление в аудиовизуальное шоу, в котором нет деления на главное и второстепенное. По этой же причине группа, кстати, избегает заглавных букв в названии и текстах. 13 декабря дуэт выпустил второй альбом «инфинитезималь» и добавил к нему глоссарий, чтобы слушателям было проще оказаться в теме.