семь дней в совриске
«Это пародия на современную светскую Москву»: первые зрители спектакля «Семь дней в совриске» поделились впечатлениями
Лента новостей
Все новости »
Спектакль, рассказывающий об изнанке современного искусства, идет в Новом пространстве Театра наций. Это постановка по известной книге Сары Торнтон, в главной роли — Алиса Хазанова
В Театре наций премьера — комедия положений «Семь дней в совриске». Это постановка Егора Матвеева по известной книге Сары Торнтон про изнанку современного искусства.
Первое, что видит зритель на сцене — некий задрапированный предмет. Им оказывается огромный черный банан. Это главный экспонат юбилейной выставки. Вся история разворачивается в музее МИМА. И все идет не по плану: банан по задумке должен был быть золотым, художник не может приехать, а в качестве инвестора привлекли бизнесмена, который намерен открыть в музее торговую точку и продавать бананы по 300 рублей за штуку. А до вернисажа остались считанные часы.
Директора музея играет Алиса Хазанова. У актрисы есть музейный опыт — она участвовала в юбилейной выставке Московского музея современного искусства, была куратором зала про кино:
— Я предполагаю, что и драматург, и режиссер вдохновлялись, наверное, какими-то конкретными ситуациями. Меня они не касаются. Я в данном случае актер, который работает с предложенным, на мой взгляд, очень смешным материалом.
— Что для вас современное искусство?
— Я не большой любитель разделять искусство по каким-то таким категориям. Это не моя функция, наверное. Я нахожусь с другой стороны всего этого дела. Простите, пожалуйста, за это пафосное выражение: я живу в искусстве. Для меня есть совершенно разные источники вдохновения. Им может оказаться Леонардо Да Винчи и может оказаться Олоф Арборелиус. Они не равноценны, но просто помогают двигаться дальше и вдохновляться.
В спектакль интегрированы реальные фигуры отечественного совриска, в том числе художники Павел Пепперштейн и Андрей Бартенев, Триеннале российского современного искусства в «Гараже» и независимое издание о моде и современной культуре The Blueprint. В понедельник, 21 декабря, спектакль играли для гостей из мира культуры. Их мнения о постановке разошлись.
Основатель аукциона современного искусства Vladey Владимир Овчаренко рекомендует спектакль к просмотру всем:
— Рекомендую всем сходить, особенно деятелям искусства. Иногда неплохо лишний раз поглядеть в зеркало. Даже для профессионала смотрится на одном дыхании. Что-то ближе к правде, что-то дальше, но понятно, что ребята и старались максимально показать абсурд. А этот черный банан (вот он уже второй раз показан, пришли сотни зрителей) уже превращается в предмет культуры. Вокруг него споры, вокруг него зрители, которые возвращаются домой и спрашивают друг друга: «А ты видел этот черный банан?»
— А продать его потом будет можно?
— Если ребята захотят в один момент поменять банан на новый, конечно, продадим.
Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова с коллегой не согласна:
Ольга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «Безусловно, любой музей мира живет партнерами. Но никто с партнерами не обращается так. Это хорошо сыгранная роль, хорошо прописанная роль, но она унизительная, потому что когда ты что-то делаешь, ты думаешь для чего. Если бы я знала об искусстве только то, что я увидела в этом спектакле, я бы ушла от искусства».
Актеру и продюсеру Андрею Фомину спектакль понравился. Однако он не уверен, сможет ли рядовой зрителей, далекий от внутренней кухни искусства, оценить всю глубину сатиры.
Андрей Фомин актер и продюсер «Это такая тонкая и невероятная сатира на всех персонажей, которых я знаю последние 15-20 лет. Я только боюсь за зрителей — понимают ли они все эти слои невероятного юмора, условно метафору с Кехманом, который возглавляет театры, его биографию с бананами. И здесь так много всего вшито. Это пародия на современную светскую Москву. Здесь вам и выставка COS Moscow, и инстаграмы известных людей с ринопластикой. Здесь играет потрясающий ансамбль артистов. Володя Большов в образе мецената искусства — блестящая работа, абсолютная магия Алисы Хазановой. Ребята играют на высочайшем уровне».
В следующий раз «Семь дней в совриске» сыграют в Новом пространстве Театра наций в середине января.
Семь дней в совриске
Современное искусство… Что это? Как оно выглядит, кто им занимается и, главное, зачем оно вообще нужно людям? Ответы на эти вопросы ищут создатели спектакля «7 дней в совриске» в Новом Пространстве Театра Наций.
Автор и режиссер постановки Егор Матвеев, ранее принимавший участие в лаборатории Театра Наций «Красное колесо» по одноименному роману-эпопее Александра Солженицына, вдохновился идеей книги «Семь дней в искусстве» – своеобразной арт-библией, которую написала социолог Сара Торнтон. В течение нескольких лет она изучала 7 главных мировых «врат», через которые проходят работы художников: аукцион Christie’s, Венецианскую биеннале, журнал Artforum International, а также будни галеристов, коллекционеров, посетителей ярмарок и музеев. По примеру Торнтон команда спектакля выбрала 7 подобных институций в России, выстроив вокруг них оригинальную сатирическую пьесу.
«С одной стороны, наш спектакль основан на реальных событиях, а с другой – его парадоксальные сюжетные повороты выстроены по законам художественного мира, – говорит режиссер Егор Матвеев. – Да, в этой истории мы хотим показать изнанку российского современного искусства, его отличия от зарубежного, но используем ее как масштабную аллегорию. Специфика жизни в нашей стране сформировала за последние десятилетия совершенно уникальные правила игры, которые стирают грань между талантом и бездарностью, между заработанной репутацией и ничем не прикрытым кумовством. Так работает и бизнес, и наука, и образование. Думаю, раскрыть столь важную тему на примере искусства и в виде спектакля – что ж… Во-первых, это красиво!».
Герои спектакля – люди, определяющие modus operandi отечественного арт-мира: директор галереи, инвестор, куратор и другие непохожие друг на друга персонажи, по разным причинам тратящие на искусство немалую часть своих жизней.
По замыслу автора, сюжет объединяет их ради одной большой цели – пережить вместе семь дней споров, взлетов и падений, открыть революционную выставку, попасть с ней во все актуальные тренды и в итоге получить престижную премию.
В спектакль Егора Матвеева интегрированы реальные фигуры отечественного совриска: директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, художник Павел Пепперштейн, аукцион современного искусства Vladey, Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», независимое издание о моде, красоте и современной культуре The Blueprint, а также Премия Кандинского.
Костюмы предоставлены компанией Bosco di Ciliegi
Спектакль «Семь дней в совриске» стоит выеденного банана
Такое событие, как новый спектакль «7 дней в совриске» в Театре наций, мы не могли пропустить — хотя бы потому, что в этой сатире на современное русское искусство звучит и название нашей газеты. Главный редактор Милена Орлова делится впечатлениями
Сразу скажу, что пришлось воспользоваться связями, чтобы попасть на этот спектакль в Новом пространстве Театра наций. Все билеты на ближайший месяц раскуплены. Конечно, и зальчик небольшой, и московские театры из-за пандемии вынуждены ограничивать количество зрителей до четверти из возможного, но тем не менее успех налицо. Как выразился источник в Театре наций, «совриск, на удивление, манкое слово». Да, чего уж тут отрицать, совриск, то есть современное искусство, нынче в большой моде. А если речь к тому же идет не о далеких зарубежных гениях, а о местной художественной сцене, то интерес к постановке должен быть обеспечен хотя бы со стороны «членов профсоюза», ведь людей, вовлеченных в арт-процесс, у нас совсем не мало.
Вопреки названию, действие спектакля охватывает не семь дней, а буквально несколько напряженных часов перед вернисажем в одном музее с характерным названием MIMA — именно такими мычащими аббревиатурами и любят во всем мире называться музеи современного искусства. Сами авторы считают, что речь идет о галерее, но в галереях редко бывают подобные коллизии с бюджетами и спонсорами, какие описаны в пьесе. За это время зрителя оперативно посвящают в закулисную рутину художественной жизни, давая краткий курс арт-бизнеса.
«7 дней в совриске» — это реверанс в сторону бойкой книжки англичанки Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», по мотивам которой поставлен спектакль. Режиссер Егор Матвеев и драматург Егор Зайцев решили поменять мировые институции, которые рассматривает Сара Торнтон: аукцион Christie’s, ярмарку Art Basel, Венецианскую биеннале, — на российские аналоги. Видимо, чтобы поддержать отечественного производителя и сделать героям приятное лестным сравнением. Таким образом, в спектакле появляются (или в тексте, или на большом панорамном экране, который служит важным действующим лицом) ярмарка Cosmoscow, аукцион Vladey, Премия Кандинского, триеннале в «Гараже», а в качестве ролевой модели успешного художника вместо Такаси Мураками, как у Торнтон, выступает Павел Пепперштейн. Что вполне справедливо, если уж искать параллели. И кстати, именно лидеру группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“» и писателю-фантазеру мы обязаны и самим словечком «совриск», придуманным им, кажется, еще в прошлом веке, и попавшим в журналистский сленг. Вот только про ключевое издание по искусству (у Торнтон это был журнал Artforum) возникает вопрос. Директор музея спрашивает по ходу пьесы: «А почему в информационные партнеры позвали Blueprint? Почему не The Art Newspaper Russia?» И в самом деле, почему? Непонятно.
Впрочем, лучше не углубляться в маркетинговые секреты создателей, а только заметить, что продакт-плейсмент стал в «7 днях в совриске» чуть ли не главным художественным приемом. И остается только гадать, мстят ли тут одной известной сети супермаркетов, изображая их неверными партнерами, «слившимися» прямо накануне вернисажа (постановки?), или это сделано для пущей убедительности. Роль спасающего ситуацию инвестора (тут у драматурга слабое знание матчасти — такие люди, если уж брать наши реалии, называются «спонсоры», «меценаты» или, совсем нежно, «партнеры») сочно исполнена Владимиром Большовым — от появления на сцене на крутом байке до характерных интонаций снисходительного обращения с куратором-консультантом: советуй-советуй, я все равно куплю то, что мне нравится! (По секрету, инвестор выбрал работу реального художника Андрея Кузькина и, конечно же, при этом не смог не пошутить про кузькину мать.) В герое Владимира Большова с фамилией Шахман, разбогатевшем на торговле экзотическими фруктами, а теперь озабоченном ЗОЖ и эстетическим развитием, угадывается очень известный прототип — правда не из художественного, а из театрального мира.
Главная звезда спектакля Алиса Хазанова, играющая роль директора музея, кажется, брала мастер-классы у Ольги Свибловой, Марины Лошак или Зельфиры Трегуловой — так убедительно у нее получились богемный лоск и безжалостная харизма арт-гранд-дамы. Ее юная помощница в исполнении Елизаветы Юрьевой тоже узнаваемый типаж — амбициозная страдалица, умеющая все: и пресс-релизы писать, и влиятельных знакомых на ВИП-опенингах заводить. Действующих лиц в пьесе всего пять: еще тут фигурируют самоуверенный молодой куратор (Федор Левин) и герой Андрей (Роман Евдокимов) с неясной идентичностью — то ли он скромный музейный монтажник родом из Ростова, то ли загадочный анонимный художник, «русский Бэнкси», с прелестным псевдонимом РоденДрон. И получается, что звезду совриска можно слепить из любого. К сожалению, эти персонажи, которые по сюжету должны блистать креативностью и оригинальностью, получились бледными копиями настоящих людей искусства, которых мы видим на экране, будь то художник Павел Пепперштейн, галерист Владимир Овчаренко или музейный босс Василий Церетели (театральная мудрость, что живая лошадь на сцене всегда переиграет самого маститого артиста, тут оправдывается).
Еще время от времени в действии мелькает некто в костюме гориллы — привет снискавшему «Золотую пальмовую ветвь» Канн фильму Рубена Эстлунда «Квадрат», тоже сатире (но гораздо более утонченной) на современный художественный мир, с русским акционистом, скачущим дикой обезьяной. Ну и наконец, вертится все вокруг арт-объекта — огромного банана. Хоть и изрядно приевшегося, но — куда деваться — это эмблема совриска, знак, запущенный когда-то Энди Уорхолом, а сегодня нарисованный у входа во многие галереи мира. И не будем забывать о недавней скандально успешной работе «Комик» Маурицио Каттелана — простом банане, приклеенном скотчем к стене и купленном за большие деньги.
Создателей этого нехитрого водевиля стоит поблагодарить за то, что они вытащили на сцену героев из мира современного искусства и провели для зрителей блиц-экскурсию по нему. Но самим людям искусства, если опустить тщеславный ажиотаж — смотри, ведь это про нас! — «7 дней в совриске» вряд ли покажется откровением. И дело даже не в том, что это карикатура, а в том, что остается непонятным, ради чего суетятся все эти личности, за что страдают и почему нервничают, чем этот совриск так притягателен? Неужели вся эта история задумана, чтоб в очередной раз проиллюстрировать трюизмы про большой пузырь, надувательство простаков, коррумпированность «междусобойчика» или криминальные теории про отмывание денег? Вот это, правда, обидно. Если следовать предложенной авторами метафоре, получается, что банан попробовать-то и не дали, а кинули зрителям его жалкую шкурку, на которой так легко поскользнуться неофитам.
Семь дней в совриске
Черный банан с нимбом
Режиссер Егор Матвеев поставил в Новом пространстве Театра Наций спектакль «7 дней в совриске» по пьесе Егора Зайцева с Алисой Хазановой в роли директора Музея современного искусства МIМА. Почему бы и нет? Есть же у нас ММОМА, а в Нью-Йорке MoMА.
Алиса Хазанова впервые выходит на сцену Театра Наций. Начав сценическую карьеру в Большом театре, она позднее играла в спектаклях Эдуарда Боякова, Филиппа Григорьяна, Максима Диденко, снималась у Николая Хомерики, Ренаты Литвиновой, Валерии Гай Германики, сама стала режиссером, сняв фильм «Осколки». «Этот спектакль можно воспринимать как разоблачающую производственную комедию, а можно как серьезный путеводитель по жизни современного искусства. В работе мы опираемся на российские реалии, а здесь помимо прочих проблем существует множество предубеждений по поводу современного искусства. Мне хочется побороться с ними, как-то защитить русский арт-рынок и дать ему шанс» — так она предварила выход спектакля. Создавая образ руководительницы музея Дианы-Марии, Алиса вдохновлялась Мерил Стрип в картине «Дьявол носит Prada».
Изо всех щелей вылезает самый знаменитый фильм 2017 года «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и пять призов Европейской киноакадемии. Его отголоски мы постоянно видим в спектаклях и картинах других режиссеров. В «Квадрате» современное актуальное искусство просто пригвоздили к стене. Там куратор стокгольмского музея генерирует идеи пустоты, а ключевыми персонажами становятся неандерталец, развлекающий арт-тусовку во время чинного обеда, и огромная обезьяна, живущая в доме американской журналистки, с которой у главного героя мимолетный роман. Эстлунд лихо и смешно воспроизводит нравы арт-среды, безумный мир бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
Егор Матвеев тоже пытается посмеяться над его российским аналогом и тоже выпустит черную гориллу на сцену. Выпускник ГИТИСа, ученик Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, он принимал участие в лаборатории Театра Наций, имеет опыт музейного и театрального кураторства, которым и наделил своего самонадеянного героя в исполнении Федора Левина. Он куратор из разряда авантюристов.
Егора Матвеева вдохновил мировой бестселлер Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», вышедший в 2008 году. На его основе и написана пьеса Егора Зайцева. Режиссер попытался показать изнанку современного российского искусства, в котором, по его словам, стерты грани между талантом и бездарностью, заработанной репутацией и ничем не прикрытым кумовством.
Директор галереи в исполнении Алисы Хазановой начинала в 90-е с продажи шуб, запах которых она и теперь чувствует за версту. Тогда и сколотила состояние. Прежняя поставщица шуб в какой-то момент в ней проснется, и от чеканной законодательницы новых трендов не останется и следа.
Инвестором выставки станет ее бывший муж, занимающийся поставками цветов и бананов. Его роль сыграл колоритный Владимир Большов. Альберт Иванович готов открыть торговую точку в музее и продавать там нечто диковинное, скажем, бананы в черной упаковке. Дуэт бывших супругов по сути комичен, но стоило бы довести его до нужного градуса, что могло бы придать иронии и жизни спектаклю, который пока лишен «мяса» и зиждется на стереотипах. Елизавета Юрьева играет координатора выставки — типичную барышню в типичных обстоятельствах. Своими манерами и даже чисто физиономически она вполне соответствует многочисленным прототипам. Есть еще рабочий парень Андрей (Роман Евдокимов), которому уготована необычная судьба. И он к ней готов и со временем даст еще всем прикурить — в этом можно не сомневаться. Ключевые фигуры выведены, но пока еще лишены той игры и магии, без которой театр никогда не поднимется над простой констатацией фактов.
На экране, установленном на сцене, появляются реальные представители арт-богемы: Ольга Свиблова, Василий Церетели, Павел Пепперштейн, фигурирует современное издание о моде, представляет которое персонаж в облике актера Александра Кузнецова, упоминается премия Кандинского.
Художник-постановщик спектакля Денис Сазонов установил на сцене гигантский черный банан с нимбом. Он должен произвести фурор в арт-среде. Пусть не такой, как некогда приклеенный скотчем к стене в инсталляции Маурицио Каттелана, а потом вырванный «голодным художником». Но и наш черный полированный гигант — не меньший обман. Он — не золотой, как заявляли авторы выставки. Но и это можно обернуть в свою пользу.
Сей шедевр создан русским Бэнкси. Он не намерен появляться перед публикой, иначе какой же он Бэнкси. Но в российских реалиях живой художник — а не таинственное нечто — должен присутствовать на открытии выставки. Значит, придется кому-то сделать это за него. Монтировщик из Ростова-на-Дону вполне его может заменить. До открытия выставки остаются считаные часы, но она переносится из-за визита министра, даже не культуры. Любой ценой надо добиться личного успеха, заявить о себе в СМИ (если о тебе не написали, значит, ничего не было), получить премию. Все в напряжении на фоне пустоты. И такая дребедень целый день.
Семь дней в совриске
Современное искусство… Что это? Как оно выглядит, кто им занимается и, главное, зачем оно вообще нужно людям? Ответы на эти вопросы ищут создатели спектакля «7 дней в совриске» в Новом Пространстве Театра Наций.
Автор и режиссер постановки Егор Матвеев, ранее принимавший участие в лаборатории Театра Наций «Красное колесо» по одноименному роману-эпопее Александра Солженицына, вдохновился идеей книги «Семь дней в искусстве» – своеобразной арт-библией, которую написала социолог Сара Торнтон. В течение нескольких лет она изучала 7 главных мировых «врат», через которые проходят работы художников: аукцион Christie’s, Венецианскую биеннале, журнал Artforum International, а также будни галеристов, коллекционеров, посетителей ярмарок и музеев. По примеру Торнтон команда спектакля выбрала 7 подобных институций в России, выстроив вокруг них оригинальную сатирическую пьесу.
«С одной стороны, наш спектакль основан на реальных событиях, а с другой – его парадоксальные сюжетные повороты выстроены по законам художественного мира, – говорит режиссер Егор Матвеев. – Да, в этой истории мы хотим показать изнанку российского современного искусства, его отличия от зарубежного, но используем ее как масштабную аллегорию. Специфика жизни в нашей стране сформировала за последние десятилетия совершенно уникальные правила игры, которые стирают грань между талантом и бездарностью, между заработанной репутацией и ничем не прикрытым кумовством. Так работает и бизнес, и наука, и образование. Думаю, раскрыть столь важную тему на примере искусства и в виде спектакля – что ж… Во-первых, это красиво!».
Герои спектакля – люди, определяющие modus operandi отечественного арт-мира: директор галереи, инвестор, куратор и другие непохожие друг на друга персонажи, по разным причинам тратящие на искусство немалую часть своих жизней.
По замыслу автора, сюжет объединяет их ради одной большой цели – пережить вместе семь дней споров, взлетов и падений, открыть революционную выставку, попасть с ней во все актуальные тренды и в итоге получить престижную премию.
В спектакль Егора Матвеева интегрированы реальные фигуры отечественного совриска: директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, художник Павел Пепперштейн, аукцион современного искусства Vladey, Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», независимое издание о моде, красоте и современной культуре The Blueprint, а также Премия Кандинского.
Костюмы предоставлены компанией Bosco di Ciliegi