сегодня звонят колокола в церкви какой праздник
Торжественные службы проходят по всей стране, в храмах звонят колокола
По особому дату отмечают в Крыму — ведь именно там, недалеко от Севастополя находится Херсонес, или древняя Корсунь, где Князь Владимир и принял христианскую веру.
Под колокольный звон и церковные песнопения нескончаемой рекой паломники c иконами и хоругвями словно плывут по улицам Севастополя. Крестный ход растянулся более чем на километр — от Князь-Владимирского собора, усыпальницы адмиралов, до Свято-Владимирского в Херсонесе. В день Крещения Руси неизменно по этому маршруту православные проходят ежегодно уже на протяжении более полутора веков. Моряки Черноморского флота несут Андреевский стяг — в честь святого, который проповедал на Черноморском побережье.
«Очень знаменательный день для православных, также для всех крещенных, также для всех военнослужащих в преддверии Дня Военно-морского флота», — подчеркивает матрос, участник Крестного хода.
Многие приехали в Севастополь издалека, чтобы приложиться к мощам Святого Владимира и ощутить непередаваемое чувство единения.
«Прошли весь Ход, идем дальше, чтобы дух и сила в нашем народе оставалась, чтоб мы были крепкой веры, любовь не иссякала», — говорит участница Крестного хода.
Возвышающийся над древним городом храм, рядом с которым в базилике Святого Иакова, вероятно, крестился и венчался сам князь Владимир, сегодня не смог вместить всех желающих. Во время праздничного богослужения люди стояли прямо на площади, под открытым небом. Для многих это семейный праздник, который передается из поколения в поколение.
«Сегодня день, когда Россия стала поистине православной. И от этого дня мы не откажемся никогда. И он для нас знаковым будет именно в крестных ходах», — говорит прихожанка.
Для тысяч верующих из России, Украины, Белоруссии Херсонес — колыбель православия. Священное место, где 1030 лет произошло событие, определившее ход нашей истории на века. Стараниями археологов город, основанный греками еще в V веке до нашей эры, возрождается и оживает заново. Реконструкторам удалось восстановить оборонительную башню и часть крепостного вала, а это III век до нашей эры!
Ворота в древний Херсонес, или Корсунь. В ширину чуть менее четырех метров, две повозки уже навряд ли разъедутся, и в высоту всего 2,5 метра.
Священный город, где по преданиям в 988 году был крещен Святой Равноапостольный князь Владимир. Православие распространилось на всю Русь и стало государственной религией. Впервые посетители заповедника получат уникальную возможность в прямом смысле заглянуть в колодец истории — ему как минимум 27 веков, как и казарме, которая располагалась у оборонительных стен Херсонеса.
Группа крымских энтузиастов, изучив летописи, графически воссоздала Херсонес Х века. Таким, по мнению авторов, его увидел князь Владимир. В нем 26 улиц — городская сеть сохранилась с античных времен, два порта, тысяча дворов и при этом около 20 храмов.
Торжества будут продолжаться весь день. Князь Владимир вместе со своей дружиной впервые станет гостем и участником Военно-морского парада, который в Севастополе отметят с размахом 29 июля.
А вечером 28 июля в Херсонесе откроется масштабный исторический фестиваль. На специально построенной сцене среди древних колонн и базилики в исполнении Хора Московского Сретенского монастыря можно будет услышать торжественные церковные песнопения и народные песни.
Колокольный звон
Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих.
Церковный устав различает четыре вида звона:
Колокольный звон бывает праздничным и будничным. Праздничный звон призывает к всенощному бдению и литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве: Благовествуйте со дня на день спасение Его (Бога нашего) (Пс 95, 2). Сначала звучат два удара в самый большой колокол — благовестник. После того как звук от второго удара затихнет, звонарь начинает совершать мерные удары. Во время благовеста он должен двенадцать раз прочитать 50-й псалом или один раз 118-й псалом (Непорочны).
Потом начинается трезвон.
К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.
В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.
Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни.
Во время всех крестных ходов полагается трезвон.
Порядок звонов в пасхальные праздники
|
Полунощница в Великую субботу, согласно следованиям Типикона, – последняя служба Страстной седмицы. В современной практике она примыкает к пасхальной утрене. О созыве на полунощницу в Типиконе говорится: «Взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било». Но в настоящее время перед полунощницей совершается благовест в праздничный колокол (непродолжительно, около пяти минут) редким ударением (если праздничный колокол весит более 300 пудов, то звон совершается в один край или через один удар).
В Типиконе не предписывается совершение крестного хода вокруг храма, однако в настоящее время невозможно себе представить без него пасхальную службу.
Во время крестного хода совершается трезвон во все колокола, который продолжается до того момента, когда шествующие, обойдя вокруг храма, станут у западных дверей в храм для совершения Пасхального начала. Здесь трезвон следует остановить, а по совершении Пасхального начала, когда молящиеся входят в храм, трезвон возобновляют; заканчивают его уже фактически к началу канона.
Следующий звон в пасхальную ночь совершается по окончании утрени перед началом литургии. Это трезвон в три приема, как заведено к литургиям праздничным и воскресным, только с тем отличием, что перед этим не совершается благовеста.
На чтении Евангелия во время литургии в Типиконе указано: «И на всяком возгласе или статьи Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию. Параекклисиарх же вне церкви в великое било и в великий кампан; на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било». Это означает, что следует совершать в большой колокол по одному удару перед каждым чтением, а по окончании чтений – трезвон. В современной практике эти звоны не совершаются, хотя не совсем понятно, по какой причине. Было бы неплохо, по мнению автора, эти звоны восстановить.
Если праздник Пасхи совпадает с Благовещением, то «…к тому Евангелию в кандию не ударяют», поскольку полагаются чтения Благовещению и Пасхе, а традиционных чтений Евангелия на разных языках нет.
На евхаристии, как обычно, – двенадцать ударов в праздничный колокол. По окончании литургии – праздничный трезвон.
Звоны Светлой седмицы
Благовестят во всю Светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят «во вся».
На литургиях благовест непродолжительный. Поскольку часы в эти дни поются, то время звона перед началом литургии заметно уменьшается, потому в некоторых церквях настоятели благословляют перед литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста.
Всю Светлую седмицу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками (теми, кто подает сигналы о движении крестного хода), чтобы на прекращение трезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершению ектении, кроплению святой водой и т.д.).
Останавливается крестный ход на всех четырех сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Последняя, четвертая, остановка совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь уже для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают трезвон. Этот трезвон можно считать заключительным, если после литургии не совершается праздничного молебна. Если же молебен совершается, то трезвонят уже, собственно, на выход прихожан из храма.
О порядке посещения колоколен
В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим, однако не нужно оставлять колокольни без присмотра. Гостей должен сопровождать кто-либо из церковного причта (лучше всего, конечно же, сам звонарь).
Желающим позвонить доверяют это только в том случае, если у них есть хотя бы некоторый опыт. Прежде чем доверить звон новичку, его нужно проинструктировать. Следует помнить, что разбить колокол нетрудно. Гораздо труднее его приобрести. Кроме того, неумелый, нестройный звон может раздражать и причинять беспокойство проживающим невдалеке от церкви гражданам.
Колокольни являются объектом повышенной опасности, и ответственность за безопасность гостей ложится на того, в чьем сопровождении они пришли. Следует категорически исключить из числа посетителей лиц в нетрезвом состоянии.
Нередки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочие приспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние.
Все эти нюансы следует предусмотреть заранее и, по согласованию с настоятелем храма, определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона.
Колокольные звоны в период святой Четыредесятницы
С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период святой Четыредесятницы, рассказывает известный московский звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной семинарии Николай Завьялов.
|
Зимний колокол. Фото: Н.Завьялов |
С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят изменения. Меняется порядок чтения кафизм: чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным. Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого поста, например часовые.
Великий пост начинается не сразу, существует период «приуготовительный», когда в воскресных евангельских чтениях уже появляются темы, ориентированные на приближение великой Четыредесятницы.
В приуготовительные дни к Великому посту, в среду и пятницу сырные, не совершается литургии, а совершается чтение Часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) еще пока не нужно. На это в Типиконе и указывается в 49-й главе: «На часех в кампан не ударяем».
В Прощеное воскресенье к вечерне благовестят в праздничный колокол. По окончании вечерни во время чина прощения – звон в двои (в два колокола – часовой и меньший, следующий за ним по величине; впрочем, это не является обязательным и из соображений улучшения благозвучия иногда используются просто два малых колокола, наиболее подходящих для этого звона).
При наступлении Четыредесятницы во весь ее период перед началом 3-го часа совершают три удара в Постный колокол: перед 6-м – шесть ударов, перед 9-м – девять ударов.
К вечерне, утрене и литургии Преждеосвященных Даров – звон в двои.
Если молящиеся расходятся из храма после чтения 3-го или 6-го часа (как бывает в монастырях), то согласно указаниям Типикона «кандиловозжигатель ударяет в древо», а к началу часа «по первом же Трисвятом ударяет в кампан». В современном варианте «ударение в древо» может быть в виде благовеста в постный колокол (поскольку била теперь используют довольно редко), а уже затем, в положенном месте, – удары в часовой колокол.
В понедельник к полунощнице «знаменает параекклесиарх к свету коснее вечерняго ради утешения» (Типикон, гл. 49).
Это означает, что благовест отличается от обычного большим интервалом между ударами. Например – через молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», как это принято было, например, в Троице-Сергиевой лавре.
Следующее указание в Типиконе: «Ударяет кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в церковь». Этот звон совершается для того, чтобы собирались в церковь, а далее звоны обозначают тот час, который в настоящее время предстоит читать в храме.
Перед началом 3-го часа: «Кандиловозжигатель же, взем благословение у настоятеля, изшед ударяет в кампан трижды».
О 6-м часе: «Кандиловозжигатель же, сотворив обычный поклон предстоятелю, изшед ударяет в кампан шесть крат».
На 9-м часе: «Кандиловозжигатель, взем благословение у настоятеля, ударяет в великое древо, и собравшиеся в церковь, благословившу иерею, поем 9-й час».
И далее, так же как и в начале, после обычного начала: «Параекклесиарх же, изшед, ударяет в кампан 9 крат, и поем час 9-й, трипсалмный».
Изобразительны совершаются сразу после 9-го часа и особенным звоном не обозначаются.
С понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и, сотворив поклон предстоятелю, изшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь».
В настоящее время совершается благовест в постный колокол.
В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных Даров.
Перед вечерней совершают звон в двои (поскольку литургия служится в соединении с вечерней). «Параекклесиарх же, поклон сотворив настоятелю, и благословение взем, и шед звонити».
И еще: «На блаженнах глаголем Предтечи… Господи, помилуй 40 и поклоны 3 великих, и в то время параекклесиарх знаменует в два кампана. И по триех поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем вечерню».
Здесь мы видим конкретное указание на момент совершения звонов (именно этот вопрос является наиболее часто задаваемым: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных Даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»).
В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов уже не дается, и мы можем предположить, что 1-я седмица являет собою образец совершения звонов на весь период поста, если на этот счет нет каких-либо специальных указаний.
В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем поилелей, на часех в кампан не ударяем».
На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха.
В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.
К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и еще потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается Великий Прокимен.
Каждый воскресный день в период Великого поста празднуется особо.
В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по одному удару в каждый колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.
Указаний на это в Типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софийского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.
В среду 5-й седмицы «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни».
Красными именовали колокола среднего размера за их высокий красивый голос. В данном случае предписывается совершать трезвон без больших колоколов.
Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египетской, поскольку вместе со службой, посвященной памяти прп. Марии Египетской, вычитывается весь Великий канон Андрея Критского в один прием. В четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров. Полагается, как указано в Учебном уставе Константина Никольского, благовест в полиелейный колокол; трезвон – «во все кроме первого».
Такой же звон совершается и в пятницу вечером к службе, которая именуется Суббота акафиста.
В пяток 6-й седмицы Четыредесятница заканчивается, вместе с этим прекращается использование характерных для этого периода часовых звонов.
В субботу, именуемой Лазаревой субботой, совершается благовест в праздничный колокол, трезвон – во все без праздничного. Указаний в Типиконе об этом нет (есть в других уставах, например в чиновнике новгородского Софийского собора). Во многих местах звон к этой службе совершается в праздничный колокол, и так же, как и в неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным.
Пасхальный звон: молитва в бронзе
О профессии, которой владели цари и сапожники
Приблизительное время чтения: 13 мин.
На Светлой седмице звонят все храмы столицы, москвичи могут услышать звоны мастеров этого дела… А откуда берутся эти мастера? Что это за профессия, которой владели и цари, и сапожники? Кто сейчас ею занимается?
>О профессии, звоне, традициях Светлой пасхальной недели мы говорим с главным звонарем храма Христа Спасителя и Московского Кремля Игорем Васильевичем Коноваловым.
Игорь Коновалов, главный звонарь Московского Кремля
— Игорь Васильевич, существует традиция на Светлой седмице пускать народ на колокольни. Неужели действительно любой человек может подняться и позвонить?
— Да, такая традиция существует, но она неоднозначная. Как говорят, Светлая седмица — время рождения звонарей и смерти колоколов. Звонари рождаются, потому что кто-то послушает, попробует и, может быть, у него самого возникнет желание звонить. А смерти колоколов — потому, что народ звонит со всей силой, дергает за веревки, что есть мочи, и случается, что колокола разбиваются. А ведь на колокольнях есть такие, которым сотни лет, старинные. Разобьют их — и что потом?
— А как надо звонить, если уж человек взялся за веревки?
— Если вы звоните в отсутствие звонаря или кого-либо учиненного от храма, нужно помнить, что мастера отливают колокол так, чтобы язык только своим весом, без дополнительного усилия, мог извлекать из колокола самое красивое звучание. Поэтому если усердствовать, ударяя сильно, то колокол захрипит, закашляет, но не запоет. Не бейте колокола, ни на Пасху, ни когда-либо еще!
— Сейчас на Западе распространена традиция использовать электронный звон — и колокола целее, и, вроде бы, цель достигается. У нас такого поворота не предвидится?
— Да, на Западе это существует уже довольно давно: ставят электромотор, он вращает колокол (язык тоже раскачивается вместе с колоколом и постепенно догоняет его. Происходит удар). Мы даже сложили песню: «Электронный звон над землей плывет, а в монастыре CD-Rom поет: «Господи, помилуй!»
В России такое можно было встретить, например, в 1970-е годы, когда в Звенигороде батюшка поставил колонки на колокольню, просто потому что у него альтернативы не было, и заводил трезвон Троице-Сергиевой Лавры. Сейчас, когда появляются и колокола, и звонари, когда искусство возрождается — нужны ли эти электронные «гремелки»?
— Зачем же они коллегам-европейцам?
— Дело в том, что на Западе музыка развивалась по двум направлениям (хор и орган), колокола там второстепенны, главный инструмент — орган. И, насколько я знаю, на католической мессе всегда сидит органист и играет — никакой электроники. У нас же колокола — это единственный инструмент, который допустим в церкви. Поэтому к ним совсем иное отношение.
Технически, конечно, возможно заменить ручной звон на механику, но… Например, когда звонарь благовест производит, он читает 50-й псалом. А электроника тоже будет читать? Сейчас Синод принял чин посвящения в звонари. Эту машинку тоже будем посвящать?
Русское «ноу-хау»
— Зачем исторически стал нужен колокольный звон?
Да и любая колокольня была своего рода мачтой, громадным сигнально-музыкальным инструментом.
— Когда пост, а когда праздник, соответственно, тоже можно было определить по звону?
— Да. Представьте себе, в XVI-XVII веках, да даже в XIX веке, церковных календарей у людей в основном не было — это была редкость. А надо же как-то соизмерять свою жизнь с богослужебным кругом.
Наборы колоколов специально создавали так, чтоб они звучали либо в мажоре, либо в миноре, то есть либо радостно, торжественно, либо печально. Например, ростовский великопостный колокол «Голодарь» был изготовлен с особым минорным звучанием, несколько печальным. «Семисотный» колокол на «Иване Великом» тоже имеет глубокий и неимоверно красивый минорный звук.
И у нас в храме Христа Спасителя для этого учинен особый колокол, весом 9,5 тонн. Есть другие нюансы: скажем, Великим постом звон производится «не часто» (то есть медленно), в один край. И сам рисунок звона — попроще. Все это не только призывает к молитве, но и создает настроение!
— Разные колокола под разное настроение?
— Да. И такого не было нигде в мире! Хотя Китаю колокола известны с глубокой древности, в Западной Европе они появились еще в раннем Средневековье, но нигде нет такого подхода, который сложился в России. У нас старались создать целые ансамбли, подбирали колокола так, чтобы, скажем, первый сочетался со вторым, второй с третьим, чтобы даже их внутренние обертоны сочетались между собой. И от этого богатства сохранился один-единственный подбор колоколов ростовского звона…
— На Пасху, в таком случае, должен быть какой-то совершенно потрясающий звон…
— В том-то и заключается мастерство звонарей, чтобы сначала возвестить Страстную седмицу, а потом — радость Христова Воскресения, «праздника праздников и торжества из торжеств». Так вот, представьте себе: христианин постится семь недель, на Страстной седмице, может быть, кто-то вообще почти ничего не вкушает на первой и последней неделях, слушает вот эти заунывные великопостные звоны… А в пасхальную ночь выходит вместе с крестным ходом из храма, и какой же колокольный трезвон он должен услышать. Дело не в том, чтобы звонить громко, оглушая всех, но прежде всего — красиво, радостно. Пасха — эта радость.
— Такие звоны продолжаются всю Светлую седмицу?
— Пасху мы празднуем до Вознесения, 40 дней. Но наиболее торжественные пасхальные звоны сопровождают, прежде всего, крестный ход, который совершается каждый день Светлой недели, начиная с ночи воскресенья.
На колокольне Ивана Великого
Настроение звонаря и звук колокола
— Музыкальных мелодий в русском звоне нет?
— Это не принято. Русский колокольный звон строится на ритмической основе: основной ритм задает большой колокол, а в него вписываются средние и мелкие колокола. Иногда звонари вплетали в ритмическую основу мелодии. Вот ваш покорный слуга в конце 1980-х годов, на колокольне Данилова монастыря вызванивал «Христос Воскресе из мертвых». Там и сейчас так делают. Мелодии не обязательно вплетать в звон, но опытные звонари это могут делать, чтобы создать особое молитвенное настроение. Например, в Даниловом монастыре в начале 1920-х годов был такой звонарь, дядя Николай. По профессии сапожник, а его называли «звонарь-богослов», поскольку слышали в его звонах «мелодии» из известных духовных песнопений.
— Зависит ли звон от личности звонаря?
— Напрямую! Например, слушая благовест, я могу определить, в каком сегодня настроении пришел звонарь. Казалось бы, он всего-навсего за веревку водит язык большого колокола. Но по еле заметным нюансам можно определить, в каком настроении человек взялся за эту веревку. Я уверен, что то состояние души, которое владеет звонарем, передается с помощью колоколов.
Звонарь — провинившийся сторож.
— Как вообще становятся звонарями?
— Помните, как деда старого спросили: когда спать ложишься, куда бороду кладешь? Он думал-думал да так и помер — не нашелся, что ответить.
Нет однозначного ответа! Самое главное — положиться на волю Божью о нас, то есть открыть волю Божью для себя. И тогда ты окажешься в нужном месте и в нужное время.
— А как Вы оказались в нужном месте и в нужное время?
— В 1982 году я пришел на субботник Московского общества охраны памятников истории и культуры в Данилов монастырь, который был отдан Церкви для создания там духовно-административного центра Московской Патриархии. Мне нравилась история России, а после каждого субботника читали лекцию об объекте, на котором проводились работы и уборка. Мой старинный друг, Николай Андреевич Воробьев, который жил рядом с Даниловым монастырем, однажды позвонил мне и позвал туда на субботник — разбирать завалы. Ведь монастырь был превращен советской властью в помойку: на территорию свозили землю, когда рядом строили метро, там был детский приемник-распределитель; часть монастырской стены упала; две колоннады Троицкого собора были сломаны.
Мало-помалу начали вновь возводить надвратную колокольню, появились первые колокола. И нас привлекли к этим работам. Так я при монастыре и остался, с тех пор и до 1992 года был звонарем Данилова монастыря. А в 1992 году позвали в Московский Кремль — совмещать было уже сложно.
— Кто идет в эту профессию? К примеру, кто в Вашей команде звонарей?
— У нас звонит, например, Сергей Бадюк — настоящий богатырь, бывший спецназовец, специалист по боевым искусствам, актер, звонят дипломаты, нефте- и газоторговцы, профессиональные иконописцы, профессиональные музыканты.
— А в старину это была отдельная профессия или люди совмещали ее с другими занятиями?
— Наша профессия проделала путь от привилегированной звонарской слободы до самой низшей «касты» церковных служителей.
Как писали путешественники, великий князь Иван III отрядил 120 дворов для обслуживания колокольни Ивана Великого — производства звонов, мелкого ремонта на колокольне и пр. Считайте, несколько сотен человек. От этой слободы, кстати, сохранилась церковь Николы в Звонарях постройки XVIII века.
В середине XVI века мы с вами видим среди звонарей носителей высшей государственной власти. Это Иван Грозный, это царевичи Иван и Федор, это Борис Годунов, это Василий Шуйский, это начальник российского сыска Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, известный под прозванием Малюта. Они звонили в колокола на «Иване Великом» в Кремле и на колокольне Александровой слободы. Царь Иван, например, вставал в пятом часу утра и шел благовестить в 500-пудовый колокол–благовестник.
А в начале ХХ века в звонари уже иногда «ссылали» провинившихся сторожей. То есть разжаловать из звонарей было уже некуда! Только выгнать. Звонарская профессия начинает приходить в упадок после секуляризации церковных земель. Например, звонари числились при храмах в качестве сторожей, привратников и т. д.
9 мая, 12 часов
— Может современный москвич пройтись по городу и услышать какие-то традиционные московские звоны? Или он, скорее, услышит то, что каждому звонарю в этот момент на душу ляжет?
— К сожалению, московская традиция звона сейчас размыта собственной волей любого звонаря, а его мастерство зависит от того, как человек учился, кто его учил. И звоны в Москве — от прекрасных до ужасных. Но, например, Новодевичий монастырь поддерживает традицию старых московских звонов, Владимира Ивановича Мошкова. Мы в храме Христа Спасителя и в Кремле стараемся следовать традиции ростовских звонов.
На Пасху бывает очень много интересных звонов, любопытных.
— Сейчас появляются новые традиции в Москве? Например, получасовой звон в 12 часов дня 9 мая, на День Победы.
— Это не новая традиция, а хорошо забытое старое. В России существовали викториальные звоны, связанные с военными победами. В храме Христа Спасителя и в Кремле отзвонили два таких памятных звона: в память 200-летия окончания войны 1812 года и на празднование 400-летнего юбилея дома Романовых.
— Есть ли необходимость в городе идти на компромисс с жителями, которым не нравится, скажем, что рано звонят к Литургии, где-нибудь в спальном районе?
— Я считаю, что все должно быть с умом сообразно. Если храм стоит рядом с детским садиком или с боль ницей, нужно это учитывать. Иногда нам пишут в Общество церковных звонарей: «Что делать? Священник звонит каждый раз в семь утра». Раньше, если в храме служатся две Литургии, к ранней обычно не звонили вообще. А поздняя начинается, как правило, в 10 утра: если мы без пятнадцати десять будем звонить — никого не разбудим.
Да и по опыту какая-то часть людей в жилых районах возмущается первое время, потом уже говорят: «А где звон сегодня, почему нет, в чем дело?» У нас был такой показательный случай. В 1994 году повесили колокола в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине. Прекрасный подбор колоколов получился — отстоят друг от друга на терцию: звучит, как музыкальная шкатулка. Первые несколько недель были звонки в храм: «Что такое? Перестаньте звонить!» А потом так всем понравилось! Звонки прекратились, звоны продолжаются.
Чудеса и мифы
— За вашу звонарскую практику было что-нибудь необычное?
— По-моему, это был день великого освящения храма Христа Спасителя, 2000 год. Стоим мы на колокольнях храма, смотрим вокруг и видим, как от здания Московского государственного университета прямо на храм идут страшные свинцовые тучи. А сюда уже собираются крестные ходы со всех сторон Москвы, народу — сотни тысяч человек, наверное! Тучи такие, что казалось, все зальет — это еще мягко сказано, просто смоет весь крестный ход. И вот идет эта туча, какие-то километра два-три осталось до нас. Ударили в колокола, приехал Патриарх Алексий II, встретили его архиерейским звоном. И знаете, я собственными глазами вижу, как эта гигантская свинцовая туча. сворачивает влево и уходит в сторону Замоскворечья.
Вообще десятки раз бывало, что погода — пасмурная, мрачная, а ударили в колокола и вдруг — ясное небо, солнце проявляется или метель заканчивается.
— Ваша профессия — это миссионерство?
— Миссионер — это не обязательно тот, кто ходит по улице и затаскивает людей в храм за пуговицу. Это тот, кто показывает и предлагает: если хочешь — зайди. Храм — проповедник, стоящий на месте. Он открывает свои двери для всех, кто хочет войти туда хотя бы просто с нормальным человеческим интересом.
Когда строился храм Христа Спасителя, мы поставили перед собой задачу: собрать здесь как бы наивысший срез всех видов православного христианского искусства. Люди ездят, например, в Египет — посмотреть на пирамиды Хеопса, в Грецию — посмотреть на афинский Акрополь, в Рим, Венецию и так далее. Вот мне бы хотелось, чтобы люди приезжали в Москву и могли так же воспринимать храм Христа Спасителя. Соответственно, колокольный звон должен быть на высочайшем уровне. И — иметь историческую преемственность. Например, мы знаем, что звон старого, взорванного храма, был не единый, а ералашный: каждая из четырех колоколен, стоящих вокруг центрального барабана, звонила свое. Впечатление получалось странное, как будто на колокольни поднялись случайные, не знакомые с колоколами и звонами люди. Сегодня, слава Богу, все колокольни храма и колокольня Преображенского, нижнего храма звонят в полном ритмическом согласии!
— Вас не волнует, что интерес людей может так и остаться на уровне культуры, глубже не пойдет?
— Понимаете, я лично пришел к вере, к Церкви именно через культуру — через экскурсии в 1970-е годы…
Бывает, что человек приходит на экскурсию на колокольню и как бы прилепляется к ней на всю жизнь. А бывает, один раз придет и больше его не видать. Но звон — в частности, наш звон в храме Христа Спасителя, — все-таки никого не оставляет равнодушным.
Какие есть виды колоколов?
• Большие колокола называются благовестниками
(и, как правило, управляются ножной педалью),
• средние колокола — подзвонными (управляются левой рукой),
• маленькие — зазвонными (управляются правой рукой).
Когда звонят в колокола?
• Колокольный звон служит призывом к богослужению и возвещает его окончание.
• Звон сопровождает несколько важных моментов службы, например, предвозвещает чтение Евангелия.
• Звонят на погребении;
• на венчании;
• иногда — на крещении;
• при встрече и при проводах архиерея, когда тот прибывает в храм на богослужение и уезжает после;
• звоном встречают крестный ход.
• На Светлой седмице существует традиция звонить в любое время дня, не привязываясь к богослужениям.
• Первый пасхальный звон совершается в ночь на Пасху, когда христиане выходят из храма на крестный ход.
• Исторически звоны были также связаны с событиями государственного значения: например, возвещали важные моменты в жизни царской фамилии (венчание на царство, рождение наследника и т. д.), а также военные победы (т. н. викториальные звоны). Сегодня возрождается традиция викториальных звонов — например, в честь победы в Великой Отечественной войне, в честь юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.
Какие есть виды звонов?
Существует 4 канонических звона:
• благовест — равномерные удары в один (реже — в два) больших колокола; как правило, это призыв к богослужению;
• перебор — одиночные удары в колокола по очереди, от малого до большого; обычно сопровождает погребение;
• перезвон — удары в колокола от большого к малому; печально-торжественный звон, исполняемый в Великую Пятницу, Великую Субботу и в некоторые другие дни;
• трезвон — звон во все колокола, он строго не регламентируется.
Беседовала Валерия Посашко. Фото Владимира Ештокина