сегодня праздник серафиму саровскому

День памяти святого Серафима Саровского

сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть фото сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть картинку сегодня праздник серафиму саровскому. Картинка про сегодня праздник серафиму саровскому. Фото сегодня праздник серафиму саровскомуПреподобный Серафим Саровский

Русская православная церковь чествует память преподобного Серафима Саровского дважды в год. 1 августа празднуется обретение его мощей в 1903 году. А 15 января православные христиане отмечают преставление преподобного. В дни памяти святого Серафима Саровского в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, которые носят имя святого, отмечают свои именины.

Будущий подвижник родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье Мошниных. С детства он мечтал о монашеской жизни и в 24 года ушел в Саровскую пустынь на территории нынешней Нижегородской области.

Прожив значительное время в монастыре, инок Серафим по благословению настоятеля обители построил себе келью в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. В ней он прожил больше 15 лет, приходя в монастырь лишь в воскресные и праздничные дни. Во время затворничества на преподобного напали грабители, которые жестоко избили его, в связи с чем на всю жизнь он остался сгорбленным — таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.

Время уединения преподобного было связано с особыми молитвенными трудами. С сильным духовным искушением святой боролся подвигом столпничества. Тысячу дней и ночей с воздетыми руками преподобный Серафим молился на камне: днем — в своей келье, а ночью — в лесу. Позже он взял на себя подвиг молчания на три года, перестав в это время посещать даже монастырь.

За свои труды подвижник обрел дары прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. К любому человеку преподобный с умилением обращался «радость моя».

Еще при жизни Серафима Саровского уважали, в обитель стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни, получить совет. После мирной кончины преподобного в 1833 году почитание стало особенным. По свидетельству очевидцев, на его могиле часто совершались чудеса. В 1903 году преподобного причислили к лику святых.

Сейчас мощи Серафима Саровского покоятся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, который благодаря этому является одной из самых известных обителей России. Ежегодно в дни памяти святого здесь совершаются особо торжественные богослужения с участием Патриарха, куда стекаются тысячи паломников.

Другие праздники в разделе «Православные праздники» сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть фото сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть картинку сегодня праздник серафиму саровскому. Картинка про сегодня праздник серафиму саровскому. Фото сегодня праздник серафиму саровскому

Источник

сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть фото сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть картинку сегодня праздник серафиму саровскому. Картинка про сегодня праздник серафиму саровскому. Фото сегодня праздник серафиму саровскому

Какие праздники 1 августа отмечает в России Православная церковь? 1 августа 1754 года родился великий подвижник Русской Православной Церкви и чудотворец Серафим Саровский. 1 августа – народно-христианский праздник, в который почитается Серфимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление», и память преподобной Макрины Каппадокийской. В народе этот день прозвали Макридой или Законником осени.

В чем помогает святой Серафим Саровский: дар исцеления

Серафим Саровский известен любому православному человеку. К каждому он обращался как «Радость моя! Христос Воскресе!», показывая любовь ко всем людям. Имя Серафим обозначает «пламенный». И действительно, этот святой показал нам пример пламенной молитвы к Богу, которая была подвигом всей его жизни. Этот Святой является одним из самый почитаемых.

Старец обладал особыми дарами. Одним из них был дар исцеления. К преподобному приходили люди совершенно разных сословий – и крестьяне, и дворяне, и военные. Были и те, кто, отчаявшись в медицинской помощи и истратив немалые средства на врачей, решил обратиться к старцу Серафиму. Каждый, кто приходил к батюшке, уходил утешенным, получая огромную духовную пользу. Но те, кто страдал тяжкими болезнями или непонятными недугами (что врачи, порой, затруднялись даже диагноз поставить) – уходили радостными вдвойне. Они получали исцеление по молитве старца Серафима, и часто это кардинальным образом меняло всю их последующую жизнь!

Что нельзя делать 1 августа в день памяти святого Серафима Саровского

Основные запреты этого праздника:

Что можно делать 1 августа в день чудотворца Серафима Саровского

В этот день в случае длительной жары и засухи проводили специальный обряд для вызова дождя и получения богатого урожая. Для этого женщина, родившаяся 1 августа, с раннего утра наряжалась в синее платье и красные бусы, брала сноп с поля и бросала в ближайшую реку, читая специальные слова заговора. Если в этот день шел дождь, обряд не проводили, иначе можно было вызвать продолжительные проливные дожди, которые вызовут неурожай.

День святого Серафима Саровского связан со множеством народных примет и поверий:

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении и здравии

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Источник

Преподобный Серафим Саровский 2021: какого числа по церковному календарю

Преподобный Серафим Саровский христианский святой, почитаемый православной церковью. О житие святого и в чем помогает молитва перед иконой Серафима Саровского, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти Серафима Саровского в 2021 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день памяти преподобного Серафима Саровского в 2021 году?

День памяти Серафима Саровского в 2021 году празднуется дважды.

Житие преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, в крещении Прохор, был рожден 19-го июля 1759 года в городе Курске в купеческой семье. В возрасте трех лет умер его отец, который незадолго до смерти взял подряд на строительство храма преподобного Сергия, все труды по продолжению работ взяла на себя его супруга Агафья. Как-то раз она пошла на стройку вместе с маленьким Прохором, который во время осмотра оступился и упал с высокой колокольни. Мать очень испугалась, но спустившись вниз, увидела сына здорового и невредимого, в чем усмотрела особое попечение Бога.

В десятилетнем возрасте, Прохор очень сильно заболел, его жизнь оказалась под угрозой, но во сне ему было видение — к нему явилась Царица Небесная и пообещала исцелить. Тогда по Курску несли крестным ходом чудотворную икону Знамения Божией Матери. Агафья вынесла своего больного сына, он приложился к иконе и с того момента начал быстро поправляться.

Его старший брат торговал и стал приучать к этому занятию и Прохора, но душа мальчика стремилась к Богу, он каждый день посещал храм, утром рано просыпался, чтобы пойти и послушать утреню. Прохор рано выучился грамоте, с самого детства любимым занятием его было читать Священное Писание и Жития святых. Его мать видела, чем занимается ее сын и была этому очень рада.

Когда юноша достиг семнадцатилетнего возраста, он точно решил, что оставит мир, попросил благословения у своей матери и посвятил себя иноческой жизни. Сначала преподобный отправился в Киево-Печерскую лавру, в которой познакомился с одним прозорливым затворником Досифеем, который разглядел в Прохоре верного слугу Христова. Затворник сказал, что его место в Саровской пустыни и благословил юношу идти в нее за спасением. Прохор Мошнин 20-го ноября 1778 года оказался, в Сарове, где был принят старцем Пахомием, который был настоятелем пустыни.

Прохор очень долго, почти три года болел, но всякий раз, когда монахи предлагали ему лечиться, отклонял их предложение, уповая на Божию милость. И вот, когда состояние Прохора стало критическим, к нему явилась Сама Божия Матерь и снова, как в детстве, исцелила его. По истечении некоторого времени, келью, в которой случилось это чудесное посещение, снесли, а на ее месте поставили храм и больничный корпус.

13-го августа 1786 года, в свои 28 лет, Прохор был подстрижен в иноки с наречением имени Серафим. В декабре 1787 года Серафим был посвящен в сан иеродиакона. 6 лет он, практически без перерывов, находился в служении. Он почти не отдыхал, часто забывал поесть, но Бог давал ему особые силы. Однажды во время Божественной литургии Серафимом было получено необычайное видение: святой узрел Господа Иисуса Христа во славе, сияющего неизреченным светом. Он был в окружении ангелов, архангелов, вокруг были также херувимы и серафимы. Он прошел по воздуху от церковных ворот, остановился возле амвона и благословил всех Своими святыми руками. В 1793-м году будущего святого рукоположили в сан иеромонаха. После кончины старца Пахомия, преподобный Серафим по благословению своего духовного отца старца Исаии, оставил обитель.

20-го ноября 1794 года он ушел жить в уединенную келью, которая была на расстоянии 5-6 километров от монастыря в лесу на берегу реки Саровки. В келье было всего одно помещение с печкой. Около своего жилья преподобный сделал огород, а позже стал разводить и пчел. Все время он проводил в молитве и чтении святых книг.

Люди узнавали о преподобном отце, к нему начали приходить за помощью. От некоторых людей старец старался уклоняться потому, что к тому времени уже умел узнавать нужды, а тех, кто действительно нуждался, принимал и давал советы и наставления. Много людей видело, как старец кормил из рук большого медведя – об отшельнике Серафиме знали даже дикие звери и любили его.

Не единожды батюшку искушали духом честолюбия, предлагая ему стать игуменом или архимандритом какого-нибудь монастыря, но он стремился к настоящему подвижничеству и всякий раз отклонял такие предложения. Три года святой преподобный не разговаривал, храня обет совершенного молчания. Тысячу дней и ночей он, подобно св. Семиону столпнику, стоял на камне и молился Богу.

Святой до такой степени ослабел в этих подвигах, что уже не мог сам приходить в монастырь. Поэтому 8 мая 1810 года, после шестнадцати лет пребывания в лесу, он навсегда оставил лес и вернулся в монастырь, где начал новый подвиг затворничества. В течении первых пяти лет пребывания в обители, он вообще никуда не выходил, никто не видел даже, как старец брал пищу, которую ему приносили. Потом он открыл дверь своей кельи, но все равно не разговаривал с людьми, приняв обет молчания.

Когда прошло 10 лет такого безмолвного затворничества, преподобный Серафим Саровский принял решение послужить миру и двери его кельи открылись для людей. Его посещали многие знатные лица, государственные мужи, которым он давал наставления и учил, как жить с верностью Церкви и отечеству. В ноябре 1825-го года, Серафиму во сне было явление Богоматери, которая разрешила выйти из затвора. После чего он стал посещать монастырь и кроме этого, помогал поднимать женскую иноческую Дивеевскую общину, которую в 1780 году основала помещица Мельгунова.

Второго января 1833 года келейник преподобного старца, отец Павел, почувствовал запах гари, который шел из кельи святого Серафима. У него всегда были зажжены свечи, он говорил: 28 сентября 2021 в 14:11

Источник

День памяти Серафима Саровского 1 августа 2021: обретение мощей, в чем помогает святой, мощи, иконы, молитвы Серафиму Саровскому

1 августа 2021 года празднуется День памяти святого преподобного Серафима Саровского. Стоит отметить, что в этот день справляют сразу три даты:

Прохор (так звали Серафима Саровского в миру) бывал вместе с ней на месте строительства и однажды упал с колокольни недостроенного храма. Перепуганная мать, однако, нашла сына невредимым.

сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть фото сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть картинку сегодня праздник серафиму саровскому. Картинка про сегодня праздник серафиму саровскому. Фото сегодня праздник серафиму саровскому

В 1793 году Серафим становится иеромонахом. Добровольно удаляясь в пустыни (безлюдные места), он проводит все время в строгом посте, в трудах и молитве, налагает на себя трехлетнее молчальничество, позже — затворничество. Выйдя из добровольного заточения, Серафим начал принимать страждущих и исцелять их от физических и душевных недугов. В праздники к нему приходили тысячи верующих. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него.

Скончался Серафим Саровский 15 января 1833 года и был причислен к лику святых летом 1903 года. На торжества канонизации чудотворца в Саровскую пустынь съехались, по разным данным, от 50 до 300 тысяч паломников, в том числе император Николай Второй с семьей. Первого августа 1903 года, в день рождения святого, его останки были помещены в специально приготовленную раку и хранились в Дивеевском монастыре. В честь этого события, которое в церкви именуется «обретением мощей» и которое сопровождалось чудесными исцелениями больных, и установлен церковный праздник.

Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва.

сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть фото сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть картинку сегодня праздник серафиму саровскому. Картинка про сегодня праздник серафиму саровскому. Фото сегодня праздник серафиму саровскому
Канонизация прп. Серафима Саровского в присутствии Николая II

В 20-е годы ХХ века мощи святого был изъяты из монастыря. До 1991 года местонахождение святыни оставалось неизвестным. В январе 1991 года в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, были найдены мощи преподобного. Первого августа 1991 года его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

Серафим Саровский: советы как молиться, как часто причащаться, как следовать заповедям

сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть фото сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть картинку сегодня праздник серафиму саровскому. Картинка про сегодня праздник серафиму саровскому. Фото сегодня праздник серафиму саровскому

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но… молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной.

«В молитвах внимай себе, — советовал подвижник, — т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя…»

Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», — наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил:

Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

«Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося…»

Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение:

«Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!»

«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, — говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!»

Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия.

На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания.

Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать:

«Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». «Для сохранения мира душевного… всячески должно избегать осуждения других… Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».

В чем помогает молитва святому Серафиму Саровскому

Сохранились письменные свидетельства чудесных исцелений. Так, в 1903 году 40-летняя крестьянка Екатерина Болонина приезжала в Саровский монастырь. После болезни она 4 года была нема, а после того, как приложилась к мощам – заговорила.

Другая крестьянка, 20-летняя Елизавета Шевченко, была смертельно больна, не могла ходить и шевелить руками, а после приезда к батюшке выздоровела.

Считается, что Серафим Саровский приходит на помощь всем, кто обращается к нему с чистыми помыслами.

О чем просят Серафима Саровского:

Самые сильные молитвы Серафиму Саровскому: как читать

сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть фото сегодня праздник серафиму саровскому. Смотреть картинку сегодня праздник серафиму саровскому. Картинка про сегодня праздник серафиму саровскому. Фото сегодня праздник серафиму саровскому

Читать молитвы святому Серафиму можно не только в день памяти 1 августа или 15 января, но и в любой другой день. Для этого вам не обязательно приобретать его икону. Делать это можно перед сном и с утра. Молитвы на сон грядущий, адресованные Серафиму Саровскому, помогут вам избавиться от лишних мыслей и оставить весь негатив дня позади, чтобы заснуть обновленными и чистыми. Молитвы преподобному Серафиму помогают укреплять веру — они особенно хороши в любой пост, а также во время тяжелый эмоциональных переживаний.

Первая молитва преподобному Серафиму Саровскому:

О преподобный отец Серафим! Вознеси о нас, рабах Божьих (имена), чудотворную твою молитву к Господу, да дарует он нам в великой милости своей спасение, да оградит нас от грехопадения и истинному покаянию да научит нас, дабы удостоились мы Небесного Царства, где ты ныне сияешь во славе, воспевая со всеми святыми Пресвятую Троицу во веки веков.

Первая молитва упоминает Святую Троицу — Бога Отца, Сына и Святого Духа. В ней мы просим преподобного Серафима молить Бога о нас. Многие ошибочно полагают, что молитва — это преклонение, но нельзя преклоняться ни перед кем, кроме Господа нашего. Эта молитва — прошение Серафима о том, чтобы он за нас просил Бога о благах земных и духовных, ибо его молитвы сильнее наших.

Данную молитву можно читать перед посевами, перед важным делом, во время серьезных проблем. Если у вас намечается, например, операция, то попросите Серафима о помощи, и вы ее получите.

Вторая молитва:

Мира красоту и земные блага оставил ты, преподобный, и в Саровскую обитель вселился; ангельски праведное житие твое многим пример явило, и многим ты путь указал ко спасению. Посему и Христос тебя, отец Серафим, прославил, и даром исцелений и чудес наградил. Взываем к тебе: радуйся, Серафим, преподобный отче наш.

Эту молитву принято читать в день памяти святого Серафима. Этой молитвой вы прославляете святого и восхваляете его деяния при жизни. Он исцелял многих людей и давал им наставления, чем заслужил милость Господнюю и нахождение среди самых светлых душ на Небесах. Он является примером для нас всех, потому что не было в его жизни земной радости и материальных благ, хотя он мог бы отдать себя им. Этой молитвой мы выражаем глубочайшее уважение.

Третья молитва:

О великий отче наш Серафим! Удостой милости своей нас, смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоей помощи и утешения просящих. Прояви к нам благосердие твое великое и помоги нам заповеди Божьи исполнять, веру православную крепко в сердце содержать, покаяние во грехах наших усердно Богу приносить, в благочестии христианском преуспевать и достойными быть твоих молитв перед Престолом Господа. Услышь нас, молящихся тебе с верою и любовью, и не оставь нас, о заступничестве твоем просящих: ныне и в час кончины нашей помоги нам, и защити нас молитвами твоими от искушений, от злобных наветов дьявольских, да не коснется нашей души бесовская сила, но да сподобимся помощью твоею Царствия Небесного. На тебя уповаем, отец наш: укажи нам путь у спасению и приведи нас к Свету жизни вечной у Престола Пресвятой Троицы. Аминь.

Это длинная молитва на сон грядущий и с утра. Она прославляет Бога нашего и святого Серафима Саровского. Чтение этой молитвы избавляет от эмоциональных проблем, сомнений в вере и греховных побуждений. В День памяти Серафиму Саровскому эту молитву можно прочитать дома перед сном в честь праздника, если вы не не сможете посетить храм Божий.

Источник

Преподобный Серафи ́ м Саровский

Дни памяти

15 января – Преставление, второе обре́тение мощей

27 июня – Собор Дивеевских святых

1 августа – Обре́тение мощей. Собор Курских святых

10 августа – Собор Тамбовских святых

11 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых

Житие

Пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский, ве­ли­кий по­движ­ник Рус­ской Церк­ви, ро­дил­ся 19 июля 1754 го­да. Ро­ди­те­ли пре­по­доб­но­го, Ис­и­дор и Ага­фия Мош­ни­ны, бы­ли жи­те­ля­ми Кур­ска. Ис­и­дор был куп­цом и брал под­ря­ды на стро­и­тель­ство зда­ний, а в кон­це жиз­ни на­чал по­строй­ку со­бо­ра в Кур­ске, но скон­чал­ся до за­вер­ше­ния ра­бот. Млад­ший сын Про­хор остал­ся на по­пе­че­нии ма­те­ри, вос­пи­тав­шей в сыне глу­бо­кую ве­ру.

По­сле смер­ти му­жа Ага­фия Мош­ни­на, про­дол­жав­шая по­строй­ку со­бо­ра, взя­ла од­на­жды ту­да с со­бой Про­хо­ра, ко­то­рый, осту­пив­шись, упал с ко­ло­коль­ни вниз. Гос­подь со­хра­нил жизнь бу­ду­ще­го све­тиль­ни­ка Церк­ви: ис­пу­ган­ная мать, спу­стив­шись вниз, на­шла сы­на невре­ди­мым.

Юный Про­хор, об­ла­дая пре­крас­ной па­мя­тью, вско­ре вы­учил­ся гра­мо­те. Он с дет­ства лю­бил по­се­щать цер­ков­ные служ­бы и чи­тать сво­им сверст­ни­кам Свя­щен­ное Пи­са­ние и жи­тия свя­тых, но боль­ше все­го лю­бил мо­лить­ся или чи­тать Свя­тое Еван­ге­лие в уеди­не­нии.

Как-то Про­хор тя­же­ло за­бо­лел, жизнь его бы­ла в опас­но­сти. Во сне маль­чик уви­дел Бо­жию Ма­терь, обе­щав­шую по­се­тить и ис­це­лить его. Вско­ре через двор усадь­бы Мош­ни­ных про­шел крест­ный ход с ико­ной Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы; мать вы­нес­ла Про­хо­ра на ру­ках, и он при­ло­жил­ся к свя­той иконе, по­сле че­го стал быст­ро по­прав­лять­ся.

Еще в юно­сти у Про­хо­ра со­зре­ло ре­ше­ние все­це­ло по­свя­тить жизнь Бо­гу и уй­ти в мо­на­стырь. Бла­го­че­сти­вая мать не пре­пят­ство­ва­ла это­му и бла­го­сло­ви­ла его на ино­че­ский путь рас­пя­ти­ем, ко­то­рое пре­по­доб­ный всю жизнь но­сил на гру­ди. Про­хор с па­лом­ни­ка­ми от­пра­вил­ся пеш­ком из Кур­ска в Ки­ев на по­кло­не­ние Пе­чер­ским угод­ни­кам.

Схи­мо­нах ста­рец До­си­фей, ко­то­ро­го по­се­тил Про­хор, бла­го­сло­вил его ид­ти в Са­ров­скую пу­стынь и спа­сать­ся там. Вер­нув­шись нена­дол­го в ро­ди­тель­ский дом, Про­хор на­все­гда про­стил­ся с ма­те­рью и род­ны­ми. 20 но­яб­ря 1778 го­да он при­шел в Са­ров, где на­сто­я­те­лем то­гда был муд­рый ста­рец, отец Па­хо­мий. Он лас­ко­во при­нял юно­шу и на­зна­чил ему в ду­хов­ни­ки стар­ца Иоси­фа. Под его ру­ко­вод­ством Про­хор про­хо­дил мно­гие по­слу­ша­ния в мо­на­сты­ре: был ке­лей­ни­ком стар­ца, тру­дил­ся в хлебне, просфорне и сто­лярне, нес обя­зан­но­сти по­но­ма­ря, и всё ис­пол­нял с рев­но­стью и усер­ди­ем, слу­жа как бы Са­мо­му Гос­по­ду. По­сто­ян­ной ра­бо­той он ограж­дал се­бя от ску­ки – это­го, как поз­же он го­во­рил, «опас­ней­ше­го ис­ку­ше­ния для но­во­на­чаль­ных ино­ков, ко­то­рое вра­чу­ет­ся мо­лит­вой, воз­дер­жа­ни­ем от празд­но­сло­вия, по­силь­ным ру­ко­де­ли­ем, чте­ни­ем Сло­ва Бо­жия и тер­пе­ни­ем, по­то­му что рож­да­ет­ся оно от ма­ло­ду­шия, бес­печ­но­сти и празд­но­сло­вия».

Уже в эти го­ды Про­хор по при­ме­ру дру­гих мо­на­хов, уда­ляв­ших­ся в лес для мо­лит­вы, ис­про­сил бла­го­сло­ве­ние стар­ца в сво­бод­ное вре­мя то­же ухо­дить в лес, где в пол­ном оди­но­че­стве тво­рил Иису­со­ву мо­лит­ву. Через два го­да по­слуш­ник Про­хор за­бо­лел во­дян­кой, те­ло его рас­пух­ло, он ис­пы­ты­вал тяж­кие стра­да­ния. На­став­ник, отец Иосиф, и дру­гие стар­цы, лю­бив­шие Про­хо­ра, уха­жи­ва­ли за ним. Бо­лезнь дли­лась око­ло трех лет, и ни ра­зу ни­кто не услы­шал от него сло­ва ро­по­та. Стар­цы, опа­са­ясь за жизнь боль­но­го, хо­те­ли вы­звать к нему вра­ча, од­на­ко Про­хор про­сил это­го не де­лать, ска­зав от­цу Па­хо­мию: «Я пре­дал се­бя, от­че свя­тый, Ис­тин­но­му Вра­чу душ и те­лес – Гос­по­ду на­ше­му Иису­су Хри­сту и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри. «, и же­лал, чтобы его при­ча­сти­ли Свя­тых Тайн. То­гда же Про­хо­ру бы­ло ви­де­ние: в неска­зан­ном све­те яви­лась Ма­терь Бо­жия в со­про­вож­де­нии свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Иоан­на Бо­го­сло­ва. Ука­зав ру­кой на боль­но­го, Пре­свя­тая Де­ва ска­за­ла Иоан­ну: «Сей – от ро­да на­ше­го». За­тем она кос­ну­лась жез­лом бо­ка боль­но­го, и тот­час жид­кость, на­пол­няв­шая те­ло, ста­ла вы­те­кать через об­ра­зо­вав­ше­е­ся от­вер­стие, и он быст­ро по­пра­вил­ся. Вско­ре на ме­сте яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла по­стро­е­на боль­нич­ная цер­ковь, один из при­де­лов ко­то­рой был освя­щен во имя пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия Со­ло­вец­ких. Пре­стол для при­де­ла пре­по­доб­ный Се­ра­фим со­ору­дил сво­и­ми ру­ка­ми из ки­па­ри­со­во­го де­ре­ва и все­гда при­об­щал­ся Свя­тых Тайн в этой церк­ви.

Про­быв во­семь лет по­слуш­ни­ком в Са­ров­ской оби­те­ли, Про­хор при­нял ино­че­ский по­стриг с име­нем Се­ра­фим, столь хо­ро­шо вы­ра­жав­шим его пла­мен­ную лю­бовь ко Гос­по­ду и стрем­ле­ние рев­ност­но Ему слу­жить. Через год Се­ра­фим был по­свя­щен в сан иеро­ди­а­ко­на. Го­ря ду­хом, он еже­днев­но слу­жил в хра­ме, непре­стан­но со­вер­шая мо­лит­вы и по­сле служ­бы. Гос­подь спо­до­бил пре­по­доб­но­го бла­го­дат­ных ви­де­ний во вре­мя цер­ков­ных служб: неод­но­крат­но он ви­дел свя­тых Ан­ге­лов, со­слу­жа­щих бра­тии. Осо­бен­но­го бла­го­дат­но­го ви­де­ния пре­по­доб­ный спо­до­бил­ся во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии в Ве­ли­кий Чет­верг, ко­то­рую со­вер­ша­ли на­сто­я­тель отец Па­хо­мий и ста­рец Иосиф. Ко­гда по­сле тро­па­рей пре­по­доб­ный про­из­нес «Гос­по­ди, спа­си бла­го­че­сти­выя» и, стоя в цар­ских вра­тах, на­вел орарь на мо­ля­щих­ся с воз­гла­сом «и во ве­ки ве­ков», вне­зап­но его осе­нил свет­лый луч. Под­няв гла­за, пре­по­доб­ный Се­ра­фим уви­дел Гос­по­да Иису­са Хри­ста, иду­ще­го по воз­ду­ху от за­пад­ных две­рей хра­ма, в окру­же­нии Небес­ных Бес­плот­ных Сил. Дой­дя до ам­во­на. Гос­подь бла­го­сло­вил всех мо­ля­щих­ся и всту­пил в мест­ный об­раз спра­ва от цар­ских врат. Пре­по­доб­ный Се­ра­фим, в ду­хов­ном вос­тор­ге взи­рая на див­ное яв­ле­ние, не мог ни сло­ва про­го­во­рить, ни сой­ти с ме­ста. Его уве­ли под ру­ки в ал­тарь, где он про­сто­ял еще три ча­са, ме­ня­ясь в ли­це от оза­рив­шей его ве­ли­кой бла­го­да­ти. По­сле ви­де­ния пре­по­доб­ный уси­лил по­дви­ги: днем он тру­дил­ся в оби­те­ли, а но­чи про­во­дил в мо­лит­ве в лес­ной пу­стын­ной кел­лии. В 1793 го­ду, в воз­расте 39 лет, пре­по­доб­ный Се­ра­фим был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха и про­дол­жал слу­же­ние в хра­ме. По­сле смер­ти на­сто­я­те­ля, от­ца Па­хо­мия, пре­по­доб­ный Се­ра­фим, имея его пред­смерт­ное бла­го­сло­ве­ние на но­вый по­двиг – пу­стын­но­жи­тель­ство, взял так­же бла­го­сло­ве­ние у но­во­го на­сто­я­те­ля – от­ца Ис­а­ии – и ушел в пу­стын­ную кел­лию в несколь­ких ки­ло­мет­рах от мо­на­сты­ря, в глу­хом ле­су. Здесь стал он пре­да­вать­ся уеди­нен­ным мо­лит­вам, при­хо­дя в оби­тель лишь в суб­бо­ту, пе­ред все­нощ­ной и, воз­вра­ща­ясь к се­бе в кел­лию по­сле ли­тур­гии, за ко­то­рой при­ча­щал­ся Свя­тых Тайн. Пре­по­доб­ный про­во­дил жизнь в су­ро­вых по­дви­гах. Свое ке­лей­ное мо­лит­вен­ное пра­ви­ло он со­вер­шал по уста­ву древ­них пу­стын­ных оби­те­лей; со Свя­тым Еван­ге­ли­ем ни­ко­гда не рас­ста­вал­ся, про­чи­ты­вая в те­че­ние неде­ли весь Но­вый За­вет, чи­тал так­же свя­то­оте­че­ские и бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. Пре­по­доб­ный вы­учил на­изусть мно­го цер­ков­ных пес­но­пе­ний и вос­пе­вал их в ча­сы ра­бо­ты в ле­су. Око­ло кел­лии он раз­вел ого­род и устро­ил пчель­ник. Сам се­бе до­бы­вая про­пи­та­ние, пре­по­доб­ный дер­жал очень стро­гий пост, ел один раз в сут­ки, а в сре­ду и пят­ни­цу со­вер­шен­но воз­дер­жи­вал­ся от пи­щи. В первую неде­лю Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы он не при­ни­мал пи­щи до суб­бо­ты, ко­гда при­ча­щал­ся Свя­тых Тайн.

Свя­той ста­рец в уеди­не­нии на­столь­ко ино­гда по­гру­жал­ся во внут­рен­нюю сер­деч­ную мо­лит­ву, что по­дол­гу оста­вал­ся непо­движ­ным, ни­че­го не слы­ша и не ви­дя во­круг. На­ве­щав­шие его из­ред­ка пу­стын­ни­ки – схи­мо­нах Марк Мол­чаль­ник и иеро­ди­а­кон Алек­сандр, за­став свя­то­го в та­кой мо­лит­ве, с бла­го­го­ве­ни­ем ти­хо уда­ля­лись, чтобы не на­ру­шать его со­зер­ца­ния.

В лет­нюю жа­ру пре­по­доб­ный со­би­рал на бо­ло­те мох для удоб­ре­ния ого­ро­да; ко­ма­ры нещад­но жа­ли­ли его, но он бла­го­душ­но тер­пел это стра­да­ние, го­во­ря: «Стра­сти ис­треб­ля­ют­ся стра­да­ни­ем и скор­бью, или про­из­воль­ны­ми, или по­сы­ла­е­мы­ми Про­мыс­лом». Око­ло трех лет пре­по­доб­ный пи­тал­ся толь­ко од­ной тра­вой сны­тью, ко­то­рая рос­ла во­круг его кел­лии. К нему всё ча­ще ста­ли при­хо­дить, кро­ме бра­тии, ми­ряне – за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Это на­ру­ша­ло его уеди­не­ние. Ис­про­сив бла­го­сло­ве­ние на­сто­я­те­ля, пре­по­доб­ный пре­гра­дил к се­бе до­ступ жен­щи­нам, а за­тем и всем осталь­ным, по­лу­чив зна­ме­ние, что Гос­подь одоб­ря­ет его мысль о пол­ном без­мол­вии. По мо­лит­ве пре­по­доб­но­го до­ро­гу в его пу­стын­ную кел­лию пре­гра­ди­ли огром­ные су­чья ве­ко­вых со­сен. Те­перь толь­ко пти­цы, сле­тав­ши­е­ся во мно­же­стве к пре­по­доб­но­му, и ди­кие зве­ри по­се­ща­ли его. Пре­по­доб­ный из рук кор­мил мед­ве­дя хле­бом, ко­гда из мо­на­сты­ря при­но­си­ли ему хлеб.

Ви­дя по­дви­ги пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го во­ору­жил­ся про­тив него и, же­лая при­ну­дить свя­то­го оста­вить без­мол­вие, ре­шил устра­шать его, но пре­по­доб­ный ограж­дал се­бя мо­лит­вой и си­лой Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста. Диа­вол на­вел на свя­то­го «мыс­лен­ную брань» – упор­ное про­дол­жи­тель­ное ис­ку­ше­ние. Для от­ра­же­ния на­тис­ка вра­га пре­по­доб­ный Се­ра­фим усу­гу­бил тру­ды, взяв на се­бя по­двиг столп­ни­че­ства. Каж­дую ночь он под­ни­мал­ся на огром­ный ка­мень в ле­су и мо­лил­ся с воз­де­ты­ми ру­ка­ми, взы­вая: «Бо­же, ми­ло­стив бу­ди мне, греш­но­му». Днем же он мо­лил­ся в кел­лии, так­же на камне, ко­то­рый при­нес из ле­са, схо­дя с него толь­ко для крат­ко­го от­ды­ха и под­креп­ле­ния те­ла скуд­ной пи­щей. Так мо­лил­ся пре­по­доб­ный 1000 дней и но­чей. Диа­вол, по­срам­лен­ный пре­по­доб­ным, за­ду­мал умерт­вить его и на­слал гра­би­те­лей. По­дой­дя к свя­то­му, ра­бо­тав­ше­му на ого­ро­де, раз­бой­ни­ки ста­ли тре­бо­вать от него день­ги. У пре­по­доб­но­го в это вре­мя был в ру­ках то­пор, он был физи­че­ски си­лен и мог бы обо­ро­нять­ся, но не за­хо­тел это­го де­лать, вспом­нив сло­ва Гос­по­да: «Взяв­шие меч ме­чом по­гиб­нут» (Мф.26:52). Свя­той, опу­стив то­пор на зем­лю, ска­зал: «Де­лай­те, что вам на­доб­но». Раз­бой­ни­ки ста­ли бить пре­по­доб­но­го, обу­хом про­ло­ми­ли го­ло­ву, сло­ма­ли несколь­ко ре­бер, по­том, свя­зав его, хо­те­ли бро­сить в ре­ку, но сна­ча­ла обыс­ка­ли кел­лию в по­ис­ках де­нег. Всё со­кру­шив в кел­лии и ни­че­го не най­дя в ней, кро­ме ико­ны и несколь­ких кар­то­фе­лин, они усты­ди­лись сво­е­го зло­де­я­ния и ушли. Пре­по­доб­ный, при­дя в со­зна­ние, до­полз до кел­лии и, же­сто­ко стра­дая, про­ле­жал всю ночь. На­ут­ро с ве­ли­ким тру­дом он добрел до оби­те­ли. Бра­тия ужас­ну­лись, уви­дев из­ра­нен­но­го по­движ­ни­ка. Во­семь су­ток про­ле­жал пре­по­доб­ный, стра­дая от ран; к нему бы­ли вы­зва­ны вра­чи, уди­вив­ши­е­ся то­му, что Се­ра­фим по­сле та­ких по­бо­ев остал­ся жив. Но пре­по­доб­ный не от вра­чей по­лу­чил ис­це­ле­ние: Ца­ри­ца Небес­ная яви­лась ему в тон­ком сне с апо­сто­ла­ми Пет­ром и Иоан­ном. Кос­нув­шись го­ло­вы пре­по­доб­но­го, Пре­свя­тая Де­ва да­ро­ва­ла ему ис­це­ле­ние. По­сле это­го слу­чая пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му при­шлось про­ве­сти око­ло пя­ти ме­ся­цев в оби­те­ли, а за­тем он опять ушел в пу­стын­ную кел­лию. Остав­шись на­все­гда сог­бен­ным, пре­по­доб­ный хо­дил, опи­ра­ясь на по­сох или то­по­рик, од­на­ко сво­их обид­чи­ков про­стил и про­сил не на­ка­зы­вать. По­сле смер­ти на­сто­я­те­ля от­ца Ис­а­ии, быв­ше­го с юно­сти пре­по­доб­но­го его дру­гом, он взял на се­бя по­двиг мол­чаль­ни­че­ства, со­вер­шен­но от­ре­ка­ясь от всех жи­тей­ских по­мыс­лов для чи­стей­ше­го пред­сто­я­ния Бо­гу в непре­стан­ной мо­лит­ве. Ес­ли свя­то­му в ле­су встре­чал­ся че­ло­век, он па­дал ниц и не вста­вал, по­ка про­хо­жий не уда­лял­ся. В та­ком без­мол­вии ста­рец про­вел око­ло трех лет, пе­ре­став да­же по­се­щать оби­тель в вос­крес­ные дни. Пло­дом мол­ча­ния яви­лось для пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма стя­жа­ние ми­ра ду­ши и ра­до­сти о Свя­том Ду­хе. Ве­ли­кий по­движ­ник так впо­след­ствии го­во­рил од­но­му из мо­на­хов мо­на­сты­ря: «. ра­дость моя, мо­лю те­бя, стя­жи дух ми­рен, и то­гда ты­ся­чи душ спа­сут­ся око­ло те­бя». Но­вый на­сто­я­тель, отец Ни­фонт, и стар­шая бра­тия оби­те­ли пред­ло­жи­ли от­цу Се­ра­фи­му или по-преж­не­му при­хо­дить в мо­на­стырь по вос­кре­се­ньям для уча­стия в бо­го­слу­же­нии и При­ча­ще­ния в оби­те­ли Свя­тых Та­ин, или вер­нуть­ся в оби­тель. Пре­по­доб­ный из­брал по­след­нее, так как ему ста­ло труд­но хо­дить из пу­сты­ни в мо­на­стырь. Вес­ной 1810 го­да он воз­вра­тил­ся в оби­тель по­сле 15 лет пре­бы­ва­ния в пу­сты­ни. Не пре­ры­вая мол­ча­ния, он к это­му по­дви­гу при­ба­вил еще и за­твор и, ни­ку­да не вы­хо­дя и ни­ко­го у се­бя не при­ни­мая, непре­стан­но на­хо­дил­ся в мо­лит­ве и бо­го­мыс­лии. В за­тво­ре пре­по­доб­ный Се­ра­фим при­об­рел вы­со­кую ду­шев­ную чи­сто­ту и спо­до­бил­ся от Бо­га осо­бых бла­го­дат­ных да­ров – про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ния. То­гда Гос­подь по­ста­вил Сво­е­го из­бран­ни­ка на слу­же­ние лю­дям в са­мом выс­шем мо­на­ше­ском по­дви­ге – стар­че­стве. 25 но­яб­ря 1825 го­да Ма­терь Бо­жия вме­сте с празд­ну­е­мы­ми в этот день дву­мя свя­ти­те­ля­ми яви­лась в сон­ном ви­де­нии стар­цу и по­ве­ле­ла ему вый­ти из за­тво­ра и при­ни­мать у се­бя немощ­ные ду­ши че­ло­ве­че­ские, тре­бу­ю­щие на­став­ле­ния, уте­ше­ния, ру­ко­вод­ства и ис­це­ле­ния. Бла­го­сло­вив­шись у на­сто­я­те­ля на из­ме­не­ние об­ра­за жиз­ни, пре­по­доб­ный от­крыл две­ри сво­ей кел­лии для всех. Ста­рец ви­дел серд­ца лю­дей, и он, как ду­хов­ный врач, ис­це­лял ду­шев­ные и те­лес­ные бо­лез­ни мо­лит­вой к Бо­гу и бла­го­дат­ным сло­вом. При­хо­див­шие к пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му чув­ство­ва­ли его ве­ли­кую лю­бовь и с уми­ле­ни­ем слу­ша­ли лас­ко­вые сло­ва, с ко­то­ры­ми он об­ра­щал­ся к лю­дям: «ра­дость моя, со­кро­ви­ще мое». Ста­рец стал по­се­щать свою пу­стын­ную кел­лию и род­ник, на­зы­ва­е­мый Бо­го­слов­ским, око­ло ко­то­ро­го ему вы­стро­и­ли ма­лень­кую кел­лей­ку. Вы­хо­дя из кел­лии, ста­рец все­гда нес за пле­ча­ми ко­том­ку с кам­ня­ми. На во­прос, за­чем он это де­ла­ет, свя­той сми­рен­но от­ве­чал: «Том­лю то­мя­ще­го ме­ня». В по­след­ний пе­ри­од зем­ной жиз­ни пре­по­доб­ный Се­ра­фим осо­бен­но за­бо­тил­ся о сво­ем лю­би­мом де­ти­ще – Ди­ве­ев­ской жен­ской оби­те­ли. Еще в сане иеро­ди­а­ко­на он со­про­вож­дал по­кой­но­го на­сто­я­те­ля от­ца Па­хо­мия в Ди­ве­ев­скую об­щи­ну к на­сто­я­тель­ни­це мо­на­хине Алек­сан­дре, ве­ли­кой по­движ­ни­це, и то­гда отец Па­хо­мий бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го все­гда за­бо­тить­ся о «ди­ве­ев­ских си­ро­тах». Он был под­лин­ным от­цом для се­стер, об­ра­щав­ших­ся к нему во всех сво­их ду­хов­ных и жи­тей­ских за­труд­не­ни­ях. Уче­ни­ки и ду­хов­ные дру­зья по­мо­га­ли свя­то­му окорм­лять Ди­ве­ев­скую об­щи­ну – Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ман­ту­ров, ис­це­лен­ный пре­по­доб­ным от тяж­кой бо­лез­ни и по со­ве­ту стар­ца при­няв­ший на се­бя по­двиг доб­ро­воль­ной ни­ще­ты; Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, од­на из се­стер ди­ве­ев­ских, доб­ро­воль­но со­гла­сив­ша­я­ся уме­реть из по­слу­ша­ния стар­цу за сво­е­го бра­та, ко­то­рый был еще ну­жен в этой жиз­ни; Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич Мо­то­ви­лов, так­же ис­це­лен­ный пре­по­доб­ным. Н.А. Мо­то­ви­лов за­пи­сал за­ме­ча­тель­ное по­уче­ние пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма о це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни. В по­след­ние го­ды жиз­ни пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма один ис­це­лен­ный им ви­дел его сто­яв­шим на воз­ду­хе во ­вре­мя мо­лит­вы. Свя­той стро­го за­пре­тил рас­ска­зы­вать об этом ра­нее его смер­ти.

Все зна­ли и чти­ли пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма как ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка и чу­до­твор­ца. За год и де­сять ме­ся­цев до сво­ей кон­чи­ны, в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, пре­по­доб­ный Се­ра­фим еще раз спо­до­бил­ся яв­ле­ния Ца­ри­цы Небес­ной в со­про­вож­де­нии Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на, апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и две­на­дца­ти дев, свя­тых му­че­ниц и пре­по­доб­ных. Пре­свя­тая Де­ва дол­го бе­се­до­ва­ла с пре­по­доб­ным, по­ру­чая ему ди­ве­ев­ских се­стер. За­кон­чив бе­се­ду, Она ска­за­ла ему: «Ско­ро, лю­би­ми­че Мой, бу­дешь с на­ми». При этом яв­ле­нии, при див­ном по­се­ще­нии Бо­го­ма­те­ри, при­сут­ство­ва­ла од­на ди­ве­ев­ская ста­ри­ца по мо­лит­ве за нее пре­по­доб­но­го.

В по­след­ний год жиз­ни пре­по­доб­ный Се­ра­фим стал за­мет­но сла­беть и го­во­рил мно­гим о близ­кой кон­чине. В это вре­мя его ча­сто ви­де­ли у гро­ба, сто­яв­ше­го в се­нях его кел­лии и при­го­тов­лен­но­го им для се­бя. Пре­по­доб­ный сам ука­зал ме­сто, где сле­до­ва­ло по­хо­ро­нить его, – близ ал­та­ря Успен­ско­го со­бо­ра. 1 ян­ва­ря 1833 го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим в по­след­ний раз при­шел в боль­нич­ную Зо­си­мо-Сав­ва­ти­ев­скую цер­ковь к ли­тур­гии и при­ча­стил­ся Свя­тых Тайн, по­сле че­го бла­го­сло­вил бра­тию и про­стил­ся, ска­зав: «Спа­сай­тесь, не уны­вай­те, бодр­ствуй­те, днесь нам вен­цы го­то­вят­ся». 2 ян­ва­ря ке­лей­ник пре­по­доб­но­го, отец Па­вел, в ше­стом ча­су утра вы­шел из сво­ей кел­лии, на­прав­ля­ясь в цер­ковь, и по­чув­ство­вал за­пах га­ри, ис­хо­див­ший из кел­лии пре­по­доб­но­го; в кел­лии свя­то­го все­гда го­ре­ли све­чи, и он го­во­рил: «По­ка я жив, по­жа­ра не бу­дет, а ко­гда я умру, кон­чи­на моя от­кро­ет­ся по­жа­ром». Ко­гда две­ри от­кры­ли, ока­за­лось, что кни­ги и дру­гие ве­щи тле­ли, а сам пре­по­доб­ный сто­ял на ко­ле­нях пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии, но уже без­ды­хан­ный. Его чи­стая ду­ша во вре­мя мо­лит­вы бы­ла взя­та Ан­ге­ла­ми и взле­те­ла к Пре­сто­лу Бо­га Все­дер­жи­те­ля, вер­ным ра­бом и слу­жи­те­лем Ко­то­ро­го пре­по­доб­ный Се­ра­фим был всю жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *