сегодня день прощения у мусульман
Священная ночь Бараат
Ночь Бараат, которая по-арабски называется «Лайлят уль-Бараат», обозначена в Коране как священная. Это особенная ночь для любого мусульманина – ночь, когда он может просить милости и прощения у Аллаха.
Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. «Бараат» в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». Ночь Бараат наступает с 14 на 15 число месяца ша`бан (по другой версии – с 15 на 16).
В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи Лайлят уль-Бараат, которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов.
Также её называют ночью жизни – на основании хадиса, который передал Мунзирий от Пророка (мир ему и благословение): «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца ша`бан, не умрёт в день смерти сердец». (Ибн Маджа)
Также её называют ночью прощения – на основании хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца ша`бан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему». (Имам Ахмад, Ибн Маджа, Табарани)
Также эту ночь называют ночью освобождения на основании хадиса, в котором сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды ночью я потеряла посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), вышла [из дома] и нашла его в Бакы`. Он спросил: «Неужели ты боишься, что Аллах поступит плохо с тобой и Его посланником?!«. Я сказала: «О посланник Аллаха! Я подумала, что ты пошел к одной из своих жён«. Тогда он сказал: «Воистину, в ночь, которая приходится на середину ша`бана, Благословенный Всевышний Аллах прощает [такое количество людей], которое превышает число шерстинок на овцах бану Кальб«». (Имам Ахмад, Тирмизи, ибн Маджа)
Также эту ночь называют ночью распределения – на основании хадиса, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступит ночь середины ша`бана, оживляйте её и поститесь в её день (на следующий). Поистине, Всевышний говорит: «Есть ли просящий прощения для того, чтобы Я его простил? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его?». И так Всевышний перечисляет людей с различными просьбами, пока не наступит рассвет». (Ибн Маджа)
Имам Субуки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, пятничная ночь смывает грехи всей недели, а Ночь предопределения (Лайлят уль-Кадр) – грехи всей жизни», то есть оживление этих ночей способствует смыванию грехов, и поэтому эту ночь (Бараат) называют ночью смывания грехов.
Ата ибн Ясар говорил: «После Лайлят уль-Кадр нет ночи лучше, чем ночь середины ша`бана – это ночь, когда принимается мольба».
Аллах в ночь Бараат принимает покаяние и не жалеет Своей милости и прощения для тех, кто искренне поклоняется Ему и просит у Него прощения. Каждый человек должен тщательно проанализировать все свои поступки, дела, которые были совершены в течение года. И в том случае, если обнаружится нечто противоречащее повелениям Создателя, надо раскаяться и больше к этому не возвращаться. Достаточно, если мусульманин обратится к Нему с раскаянием и мольбой. Главное – искренность.
Однако тут важно помнить, что в эту ночь Всемогущий Аллах не посмотрит в лицо (не простит грехи и не удостоит милости) тем, кто исповедует многобожие и испытывает ненависть к мусульманам.
Если вдруг вы кого-то обидели, то следует помириться с ним, как это подобает братьям, ведь все мусульмане – братья. В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и ослушания родителей с намерением больше не возвращаться к этим грехам, иначе всё это будет отдалять нас от бараката (благодати) и ценности Лайлят уль-Бараат.
Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение.
Шейх Абдулазиз Дарини сказал: «Тасбих-намаз – то, в чём были постоянны праведные люди». И, конечно, будет хорошо в эту ночь совершить тасбих-намаз.
Также в Лайлят уль-Бараат рекомендуется вспоминать умерших мусульман и желать им милости, прощения, благоденствия, а также рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.
В эту священную ночь просим у Всевышнего для всех мусульман принятия благих дел и прощения грехов.
ISLAMDAG.RU
Встречаем Ночь Бараат: ночь, когда записывается судьба на ближайший год
Ночь, когда записывается судьба на ближайший год. (Источник фото: freepik.com)
На середину месяца Шаабан приходится особо значимая ночь – ляйлятуль Баракат. В этом году она наступает с заходом солнца 7 апреля и длится до восхода 8 апреля.
В чем значимость ночи Бараат?
Есть особые периоды времени – месяцы, дни и ночи, в которые милость Аллаха проливается на верующих нескончаемыми благословениями и наградами, и было бы совершенно опрометчиво лишить себя этих вознаграждений. Одной из таких ночей, когда принимаются дуа и прощение, является благословенная ночь Бараат.
Слово «бараат» с арабского означает «быть свободным от чего-либо», «отделение». Считается, что в эту ночь верующий будет освобожден от бремени своих грехов и обретет божественное прощение, тем самым отдалится от наказания в Аду.
От Икримы известно, что Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «…В ночь 15-го Шаабана Аллах определяет события на ближайший год. Имена тех, кто умрет в течение этого года, из «тетради живых» заносятся в «тетрадь мертвых». Записываются имена тех, кто [в ближайший год] совершит Хадж возле БейтуЛлах. И не будет ни прибавления, ни уменьшения в написанном…»
Фахруддин Ар-Рази говорил, что составление книги будущей судьбы начинается в Ночь Бараат и завершается в Ночь Предопределения – Ляйлят уль-Кадр, в которую каждая книга представляется своему владельцу.
Считается, что в эту ночь Пророк Мухаммад (мир ему) получил право на заступничество. «Пророк (мир ему) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (мир ему) попросил заступничества в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк (мир ему) попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов)».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
В другом хадисе сообщается: «Аллах в ночь середины месяца Шаабан, показав блага на небосводе земли, простит грехи большего количества людей, чем количество волосков на шерсти баранов рода кальб».
Если в «обычное» время за одно благое деяние дается десятикратная награда, то в ночь Бараат, за благое верующий получает 20000 наград. Так, если за чтение одной буквы Корана в другие дни дается 10 наград, то в ночь Бараат верующий получит за это двадцатитысячное вознаграждение.
Какое поклонение совершается в ночь Бараат?
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Как только наступит ночь в середине месяца Шаабан, проводите ее в поклонении. А днем держите пост».
Ночь Бараат – это уникальная возможность провести ее в поклонении, когда составляется книга судьбы. Преуспеют верующие, которые обретут достоинство этой ночи, получат избавление от грехов и исполнение их молитв. Стоит с особым почтением отнестись к Ночи Бараат и провести ее в поклонении: совершить пропущенные намазы, дополнительные намазы, поминать Аллаха, просить о прощении грехов, возносить дуа и салаваты, читать Коран и проанализировать свою жизнь и состояние своего имана.
По мнению некоторых алимов, в ночь Бараат совершается нафиль намаз (тасбих намаз). В каждом ракаате, после суры аль-Фатиха по десять (или одиннадцать) раз читается сура аль-Ихлас.
Дуа, которую Пророк (мир ему) произносил в ночь Бараат:
О, Аллах! Поистине, я прибегаю к защите Твоего благоволения от Твоего гнева, и прибегаю к защите Твоего прощения от Твоего наказания, и прибегаю к Твоей защите от Тебя. Не в силах я воздать Тебе хвалу, которой Ты достоин, так как Сам Ты сделал это, воздав её Себе.
16 дней до Рамадана: 6 правил подготовки к священному месяцу
Достоинства ночи Бараат
Одной из наиболее почитаемых у мусульман считается Ночь Бараат. В переводе с арабского это слово означает «непричастность», «полное отделение» или же «очищение». Другими словами, в эту ночь Господь миров прощает грехи, а также вершит человеческие судьбы. А воздаяние Его рабам за поклонение увеличивается многократно.
Как свидетельствует одно из изречений Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) в ночь середины месяца Шаабан (с 15 на 16 число, или по другим версиям – с 14 на 15) человеку предопределяется всё, что должно произойти за этот год, кто будет жить, а кто покинет этот мир. (В 2021 году Ночь Бараат ожидается 27 марта с заходом солнца).
Ляйлятуль-Бараат является второй самой значимой ночью после Ляйлятуль-Кадр (Ночи Предопределения). Некоторые мусульманские учёные считают, что переписывание книг судьбы человека начинается с Ночи Бараат и завершается в Ночь Предопределения.
Как между двумя пятницами Аллах прощает наши прегрешения во время джума-намаза, так и совершённые на протяжении года грехи прощаются в эту ночь. (Напомним, что в Ляйлятуль-Кадр, как считается, стираются грехи человека за всю его жизнь).
Эта Милость Всевышнего оказывается всем, за исключением некоторых категорий людей. В хадисе от Абу Хурайры (р.а.) уточняются, какие люди не могут рассчитывать на прощение своего Господа – это вероотступники, завистники, клеветники, сплетники, употребляющие опьяняющие напитки и прерывающие родственные связи, кто ослушается своих родителей, занимается прелюбодеянием, гордецы и сеющие смуту. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) добавил, что Создатель не удостоит их Своего прощения, пока те не прекратят совершать все эти дурные дела и искренне перед Ним не раскаются.
В Ляйлятуль-Бараат щедростью Творца Его пророку (с.г.в.) было предоставлено право выступить заступником для всей мусульманской уммы, «за исключением тех, которые убежали от Всевышнего, наподобие того, как убегает верблюд (т.е. тех, которые отдалились от Господа регулярным совершением грехов)».
Как следует проводить Ночь Бараат
Если верующий хочет достичь довольства Всевышнего, особенно в период благословенных месяцев и дней, ему следует проводить больше времени в поклонении. При наступлении Ляйлятуль-Бараат мусульманину так же рекомендуется выстаивать дополнительные намазы, читать Священный Коран, поминать своего Творца и восхвалять Его, делать салаваты Пророку (с.г.в.). Кроме того, одним из желательных действий в эту ночь является дуа. Мусульманину следует просить того, чего он хочет, особенно в последнюю треть ночи. Каждая такая мольба укрепляет отношения просящего с его Господом.
В хадисе от имама аль-Бухари передаётся, что Ангел Джабраиль явился к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.) и повелел: «Встань, читай намаз и делай дуа! Ведь эта ночь – пятнадцатая ночь Шаабана. Господь прощает тех, кто проводит её в поклонениях».
Как гласит достоверный хадис, «в Ночь Бараат Милостивый и Милосердный будет спрашивать: «Есть ли просящий прощения для того, чтобы Я его простил? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его?» И так Он перечисляет людей с различными просьбами, пока не наступит рассвет».
Помимо молитв, сунной является держать уразу. Пророк ислама (с.г.в.) напутствовал: «Когда наступит ночь середины Шаабана, оживляйте её и поститесь в её день (на следующий)».
Какие дуа читают в Ляйлятуль-Бараат
Байхаки передаёт о важности мольбы к Всевышнему в эту ночь: «Дуа, сделанные в эти пять ночей не отвергаются: первая ночь Раджаба, ночь середины месяца Шаабан, ночь с четверга на пятницу, ночи праздников Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха (Ураза и Курбан-байрам)».
Ещё в одном изречении Пророка Мухаммада (с.г.в.) указывается: «В того, кто совершит эту молитву, в Ночь Бараат Создатель 70 раз направит Свой взор. Каждым взором Он избавит этого человека от семидесяти нужд, малым из которых будет его прощение» (передал Ибн Маджа).
Желательно читать молитвы Заключительного Божьего пророка (с.г.в.) или дуа из Корана. Они наиболее всеобъемлющие. Например:
АЛЛАХУММА ИННИИ ЭСЪ-ЭЛЮКЭ МУДЖИБЭТИ РАХМЭТИКЯ УЭ АЗЭЭ-ИМЭ МЭГЪФИРАТИКЯ УЭС-СЭЛЭМЭТЭ МИН КУЛЬЛИ ИСЬМИН. УЭЛЬ-ГАНИМЭЭ МИ КУЛЬЛИ БИРРИН УЭЛЬ-ФЭУЗЭ БИЛЬ-ДЖЭННЭТЭ МИНЭН-ННАР
Перевод: «О, Аллах, поистине, я прошу Тебя о том, что обязательно (приведёт к проявлению) Твоей милости и непременно (позволит заслужить) Твоё прощение, и об избавлении от всякого греха, и об умножении всего благого, и об обретении Рая, и о спасении от огня!»
Можно сделать нижеследующее дуа, опираясь на аят Корана:
О, Господь, Если ты написал моё имя в книгу счастливых, то оставь его там навечно. Если же ты написал моё имя в книгу несчастных, вычеркни его оттуда. Воистину, только Ты повелеваешь: «ЙаМХУЛЛАХУ Мяя Йяя-У Уа ЮСБИТ. Уа ʻИНДяХУ УММУЛЬ-КИТяяБ» («Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания») (13:39)
Какой намаз совершают в ночь Бараат
Из желательных можно перечислить тахаджуд (добровольный ночной намаз), тауба-намаз (о прощении грехов), тасбих-намаз (повторение слов тасбиха 75 раз в каждом ракаате). Кроме того, особым намазом именно в Ляйлятуль-Бараат служит салятуль-хайр – намаз в 100 ракаатов. Его особенность в том, что в каждом ракааате после суры «Открывающая» десятикратно читается сура «Ихлас».
Как отмечается в хадисах, «К тому, кто совершит сотню ракаатов намаза в эту ночь, Аллах пошлёт сотню ангелов. 30 ангелов принесут ему благую весть о том, что он войдёт в Рай. 30 ангелов – благую весть, что он спасётся от мук Ада. 30 ангелов избавят его от мирских бед. И 10 ангелов защитят его от наущений и западней шайтана».
Что порицается в эту ночь
В Ночь Бараат не предписывается в обязательном порядке совершать дополнительные намазы, поститься, делать зикры. Это не является фардом или ваджибом. Всё делается по желанию, чтобы соблюсти сунну Пророка (с.г.в.) и приблизиться ко Всевышнему. Ислам, являясь религией облегчения, не заставляет человека заниматься поклонением всю ночь, измождая себя и причиняя вред. Если человеку рано вставать, он устал или болен, ему можно провести в поклонении часть ночи или же делать то, что он в состоянии. Мусульманин может читать дуа (на арабском или родном языке), когда ложится спать, и делать зикр, пока не уснёт.
Ляйлятуль-Бараат не является праздничным днём, поэтому не принято поздравлять других мусульман с его наступлением. Можно заработать большую награду, напомнив людям о наступлении этой ночи, рассказав о поклонении, достоинствах. Ведь указавший на благое деяние получает саваб (вознаграждение) равный тому, будто сам совершил его.
Не стоит проводить вечер и ночь в других (мирских) делах, если они не столь важны, их можно отсрочить. Также исламские учёные рекомендуют воздержаться от мусульманских лекций и коллективных молитв. Поклонение в эту ночь является личным делом каждого, это только между ним и Богом, поэтому стоит провести вечер и ночь в уединении, не отвлекаясь на второстепенные вещи.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Священная Ночь Бараат как провести и что считается желательным сделать
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что поклонение в ночь 15 числа месяца Шаъбан аль — Муъаззам является особым и благословенным. Он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что Всевышний и Всемогущий Аллах открывает Свои бесчисленные ворота изобилия для Своих рабов и говорит:
«Есть ли кто-нибудь, кто желает получить от Меня прощение? Я освобождаю его от мучений Ада и дарую ему облегчение».
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что Всевышний и Всемогущий Аллах сделает огонь Ада запретным для того, кто поклоняется в эту благословенную ночь.
Следует совершить полное омовение (гусль) в ночь 15 числа месяца Шаъбан. Если у человека нет возможности совершить полное омовение, то нужно совершить омовение (тахарат) и совершить 2 ракаата намаза «Тахият-уль-Вуду’» (дополнительный намаз после совершения омовения). Это обычный намаз в 2 ракаата, который выполняется с намерением возвеличивания ритуальной чистоты или тахарата в угоду Всевышнему. После суры «Аль-Фатиха» в каждом ракаате следует прочитать «Аят аль-Курси» один раз и суру «Аль-Ихляс» 3 раза. У этого намаза есть множество достоинств.
Намерение на этот намаз можно произнести следующим образом: «О, Всевышний и Всемогущий Аллах! Намерен я совершить нафиль (дополнительный) намаз в честь пятнадцатой ночи месяца Шаъбан аль — Муъаззам ради Твоего довольствия. Обратился я в сторону кыблы….»
اَللَّهُمَّ يَا ذَا الْمَنِّ وَ لَا يُمَنُّ عَلَيْهِ يَا ذَا الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ يَا ذَا الطَّوْلِ
وَ الْإِنْعَامِ لَا إِلَهَ إَلَّا أَنْتَ ظَهْرُ اللَّاحِينَ وَ جَارُ الْمُسْتَجِيرِينَ وَ أَمَانُ الْخَائِفِنَ
اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ شَقِيًّا أَوْ مَحْرُومًا
أَوْ مَطْرُودًا أَوْ مُقَتَّرًا عَلَيَّ فِي الرِّزْقِ فَامْحُ اَللَّهُمَّ بِفَضْلِكَ شَقَاوَتِي
وَ حِرْمَانِي وَ طَرْدِي وَ اقْتِتَارَ رِزْقِي وَ أَثْبِتْنِي عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ
سَعِيدًا مَّرْزُوقًا مُّوَفَّقًا لِلْخَيْرَاتِ فَإِنَّكَ قُلْتَ وَ قَوْلُكَ الْحَقُّ فِي كِتَابِكَ
الْمُنَزَّلِ عَلَى لِسَانِ نَبِيِّكَ الْمُرْسَلِ يَمْحو اللَّه مَا يَشَاءُ وَ يُثْبِتُ
وَ عِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ. إِلَهِي بِالتَّجَلِّي الْأَعْظَمِ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ
شَهْرِ شَعْبَانَ الْمُكَرَّمِ الَّتي يُفْرَقُ فِيهَا كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ وَّ يُبْرَمُ
أَنْ نَكْشِفَ عَنَّا مِنَ الْبَلَاءِ وَ الْبَلْوَاءِ مَا نَعْلَمُ وَ مَا لَا نَعْلَمُ وَ أَنْتَ أَعْلَمُ
إِنَّكَ أَنْتَ الْأَعَزُّ الْأَكْرَمُ وَ صَلَّى اللَّهُ تَعَالَى عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَّ عَلَى آلِهِ
وَ صَحْبِهِ وَ سَلَّمَ وَالْحَمْدُ لِلَّه رَبِّ الْعَالَمِينَ
Әллаһүммә йә зәл – мәнни үә лә йүмәннү гъаләйһи. Йә зәл – җәләли үәл – икрам. Йә зәт – таули үәл – ингъам. Лә иләһә иллә әнтә заһһрул-ләҗин үә җәрул – мүстәҗиринә үә әмәнәл – хаифинә. Әллаһүммә ин күнтә кәтәбтәни гъыйндәкә фи үммил –китәби шәкыййән үә мәхрумән әү мүтърадән әү муктәрран гъалләййә фир – ризкый фәм-хүлла –һүммә би-фәдъликә шәкаүәти үә хирмәни үә тарди үәкъ – тикарә ризкый үәс-битни гъыйндәкә фи үммил –китәби сәгъыйдән мәрзүкан мүүәфәккан лиль- хайрати фә-иннәкә культә үә каулүкәл – хәкку фи китәбикәл – мүнәззәл гъалә лисәни нәбиййикәл-мүрсәли йәмхүл-лаһү мә йәшәьү үә йүсбитү үә гъыйндәһү үммүл –китәб. Иләһи бит-тәҗәллил – әгъзами фи ләйләтин – нисъфи мин шәһри шәгъбәнил – мүкәррамил – ләти йүфраку фиһә күлли әмрин хәкимин үә йүбрам үә ән тәкшиф гъаннәл бәләи үәл–бәльүә мә нәгъләмү үә мә лә нәгъләм үә әнтә әгъләмү иннәкә әнтә әгъләмү иннәкә әнтәл–әгъаззүл–әкрәмү үә салләл – лаһү тәгъалә гъалә Мухәммәдин үә гъалә әлиһи үә сахьбиһи үә сәлләмә үәл –хәмдү лил-ләһи раббиль – гъаләмин.
Намерение к каждому из этих намазов должно быть конкретизировано. Для первого намаза намерение может означено следующим образом: «О, Всевышний и Всемогущий Аллах! Намерен я совершить нафиль (дополнительный) намаз в честь Срединной ночи месяца Шаъбан аль — Муъаззам ради Твоего довольствия и обретения благословенного самодостаточного обильного долголетия. Обратился я в сторону кыблы….».
Намерение для второго намаза может быть таким: «О, Всевышний и Всемогущий Аллах! Намерен я совершить нафиль (дополнительный) намаз в честь Срединной ночи месяца Шаъбан аль — Муъаззам ради Твоего довольствия и обретения Твоей защиты от всех мыслимых и немыслимых бед. Обратился я в сторону кыблы….».
Для третьего намаза намерение можно обозначить так: «О, Всевышний и Всемогущий Аллах! Намерен я совершить нафиль (дополнительный) намаз в честь Срединной ночи месяца Шаъбан аль — Муъаззам ради Твоего довольствия и обретения самостоятельности в жизни, независимости от кого – либо. Обратился я в сторону кыблы….».
Дополнительный намаз 15 числа месяца Шаъбан
После намаза зухр 15 числа месяца Шаъбан аль — Муъаззам нужно совершить 4 ракаата намаза с 2 салямами, т.е. 2 отдельных намаза с одним намерением по 2 ракаата каждый. В первом намазе после суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате следует прочитать суру «Аз-Зальзаля» 1 раз и суру«Аль-Ихляс» 10 раз. Во втором ракаате после суры «Аль-Фатиха» нужно прочитать суру «Ат-Такясур» 1 раз и суру «Аль-Ихляс» 10 раз. Во втором намазе в первом ракаате после суры «Аль-Фатиха» следует прочитать «Аль-Кяфирун» 3 раза и суру «Аль-Ихляс» 10 раз. Во втором ракаате после суры «Аль-Фатиха» нужно прочитать «Аят аль-Курси» 3 раза и суру «Аль-Ихляс» 25 раз. Этот намаз имеет множество достоинств. В Судный День Всевышний и Всемогущий Аллах дарует из Своих благ особые дары верующему, который совершает этот намаз. Он также получит множество благ в этом мире и вечности за совершение этого намаза.
Намерение на этот намаз можно обозначить следующим образом: «О, Всевышний и Всемогущий Аллах! Намерен я совершить нафиль (дополнительный) намаз в честь дня Срединной ночи месяца Шаъбан аль — Муъаззам ради Твоего довольствия. Обратился я в сторону кыблы….».
В течение этой ночи нужно во множестве прочитать благословенный салават, читать Коран, и поминать Всевышнего и Всемогущего Аллаха.
По мнению Хазрата Али (да будет доволен им Аллах), все несчастья будут удалены от человека, который читает суру «Инна Анзальнаху» (т.е. «аль-Кадр») 7 раз после намаза иша, и тысяча ангелов будут молиться о том, чтобы он попал в Рай.
Изобильная жизнь, долголетие и защита от неожиданных несчастий
15 числа месяца Шаъбан аль — Муъаззам следует читать суру «Ад-Духан» 7 раз. Такое поклонение имеет множество достоинств. Всевышний и Всемогущий Аллах осуществит 70 мирских желаний и 70 желаний, относящихся к вечной жизни, человека, который исполняет это деяние.
Дуа в Ночь Могущества
اَللَّهُمَّ إِنّكَ عَفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فّاعْفُ عَنِّي يَا غَفُورُ يَا غَفُورُ يَا غَفُورُ
Әллаһүммә иннәкә гъафүүн кәримүн түхиббүл-гъафьүә. Фәгъ- фү гъанни йә гафуру йә гафуру йә гафуру
P.S. Ночь Бараат наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан (в ночь с 27 на 28 марта 2021 года).
Из книги: «Гыйбадэт — намэ (Молитвенник на весь год)», Фарид хазрат Салмана
Месяц Шаабан, пост и ночь Бараат
В этом году, в ночь с 13 на 14 месяца марта по Милади, наступает месяц Шаабан.
Шаабан – один из самых ценных месяцев, в отношении которых имеются особые инструкции в Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В достоверном хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть данного месяца. Данные дни поста не были для него обязательными, но шаабан – это месяц, непосредственно предшествующий рамадану. Поэтому пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:
1. Благословенный сподвижник Анас (радыяАллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили:
«Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».
2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радыяАллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям):
«Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»
5. В другом хадисе она говорит:
«Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»
Ночь Бараат
Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:
2. В другом хадисе саййидах Айша (радыяАллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.
3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»
4. Саййидина Му’аз ибн Джабаль (радыяАллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».
Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.
Что следует делать в эту ночь?
Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:
Намаз. Намаз — самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза — такие, как кыйям, руку’ и саджда — исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.
Тилават. Произнесение Священного Корана — другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.
Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.
Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.
Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа — те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.
На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.
Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:
1 Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.
2 Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.
3 Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.
Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).
Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.
Чего в эту ночь делать не следует
Как говорилось выше, Ночь Бараат — ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.
Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.
Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.
Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.
Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.
Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радыяАллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.
Пост 15-го шаабана
В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.
Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.