sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Sea waybill и телекс релиз в чем отличие

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Перед погрузкой товара на судно, S/ сообщает в линию какой из вариантов передачи товара он предпочитает:

SWB – означает, что C/ указанный в соответствующей графе, просто забирает товар в POD

C/ = Consignee = Получатель – как правило также является покупателем груза.

Линия = Морская Линия = Морской перевозчик, имеющий офисы (агентов) в POD и POL (Maersk, MSC, CMA, Cosco, Evergreen, ZIM, ARKAS и тд.)

SWB = SeaWay Bill = Морская накладная = Штурманская расписка

BL = Bill of Lading = КС = Коносамент

OBL = Original Bill of Lading = Оригиналы Коносамента

TELEX = Telex Release = Телекс – указание выдать товар получателю в POD без предоставления последним OBL.

Существует 2 способа передачи права на груз от продавца (отправителя) к получателю (покупателю): Bill ofLading (Коносамент) и Sea Way Bill (Морская накладная), этот способ отправитель выбирает перед погрузкой груза на судно в порту погрузки и информирует об этом морскую линию:

1. Sea Way Bill (Морская Накладная) – это безотзывное требование выдать груз ПОЛУЧАТЕЛЮ в порту выгрузки. Применяется, когда у ОТПРАВИТЕЛЯ нет потребности удерживать контроль за товаром, например, при условии отсрочки платежей или если товар полностью предоплачен. При таком способе оригиналы коносаментов не выпускаются морской линией. ОТПРАВИТЕЛЮ выдается лишь копия Sea Way Bill которая содержит информацию об отправителе, получателе, грузе, судне и маршруте следования. Не является товарораспорядительным документом (его обладатель не имеет право собственности на груз), соответственно Sea Way Bill не может быть ордерным (на предъявителя), т.е. в графе «Сonsignee» не может быть указано «TO ORDER» и должен быть указан конкретный ПОЛУЧАТЕЛЬ груза.

2. Bill of Lading (BL) – предполагает выпуск морской линией 1-3 оригиналов коносамента (OBL) в порту погрузки, которые выдаются ОТПРАВИТЕЛЮ или его экспедитору после оплаты им локальных сборов в порту погрузки (терминальной обработки и портовых сборов), а также после оплаты морской перевозки (фрахта) при условиях FREIGHT PREPAID. Является товарораспорядительным документом, т.е. ОТПРАВИТЕЛЬ (Продавец) может удерживать у себя оригиналы коносамента, до выполнения условий договора или получения оплаты за товар.

Чтобы получить груз существует 2 варианта:

а) ОТПРАВИТЕЛЬ (Продавец) высылает все оригиналы коносамента ПОЛУЧАТЕЛЮ (Покупателю) и последний сдает их в морскую в порту выгрузки.

б) ОТПРАВИТЕЛЬ (Продавец) сдает все оригиналы коносамента морскую линию в порту погрузки и дает указание сделать ТЕЛЕКС РЕЛИЗ. Морская линия в порту погрузки сообщает своим коллегами в морской линии в порту выгрузки, что груз можно выдавать ПОЛУЧАТЕЛЮ без предъявления Коносамента.

Коносамент может быть ордерным (на предъявителя), т.е. в графе «Сonsignee» может быть указан как конкретный ПОЛУЧАТЕЛЬ, так и «TO ORDER». В последнем случае перед сдачей оригиналов коносамента в морскую линию владелец коносамента должен сделать индоссацию, поставив на обратной стороне коносамента печать и передаточную надпись с указание фактического ПОЛУЧАТЕЛЯ груза.

Источник

Коносамент: что это такое?

Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи: Подтверждение договора на перевозку. Многие считают, что коносамент — это коммерческий или транспортный договор. Оба этих утверждения не являются…

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи:

Типы коносаментов

На основе вышеописанных целей документа можно обозначить следующие основные типы коносамента.

«Именной» коносамент (Straight Bill of Landing)

Коносамент называется именным или прямым (Straight), если оригиналы документа выпускаются на конкретного получателя (Consignee). Такой тип является необоротным, и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable). Получение груза в месте назначения возможно только указанным получателем. Также нужно предъявить оригиналы распечатанного коносамента перевозчику или оформить «Телекс релиз» (Telex Release).

Этот тип соответствует только первым двум ролям («подтверждение договора на перевозку» и «доказательство передачи товара»). Третья цель не реализуется полностью, так как документ не является передаточным (оборотным).

Морская накладная (Sea Waybill)

Если коносамент оформляется на конкретного получателя без выпуска оригиналов, его называют морской накладной (Sea Waybill). Этот вид также является необоротным и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable).

Морская накладная обычно используется:

Получение груза происходит на основе «экспресс релиза» (Express Release), то есть автоматически. Данный тип коносамента также соответствует только первым двум ролям.

Оборотный или ордерный коносамент (Negotiable B/L or Order Bill)

Оборотный коносамент выпускается в оригинале, и в нем не обозначается конкретный получатель. Графа «Consignee» может иметь значения: «To Order», «To Order of Shipper», «To Order of Bank».

Основное преимущество ордерного коносамента – возможность использовать его как гарантийное средство платежа между продавцом и покупателем.

Груз можно получить, только после предоставления оригинала коносамента перевозчику в порту назначения. На обороте коносамента должен стоять индоссамент (обычно это печати отправителя и получателя).

Ордерный коносамент выполняет все три цели, обозначенные в начале статьи.

Виды коносаментов

Обычно выделяются следующие виды коносамента, их больше, но мы представим три основных.

Океанский коносамент (Ocean or Port to Port B/L)

Ответственность перевозчика начинается в порту отправления и заканчивается в порту выгрузки. Поля «Place of Receipt» или «Place of Destination» не должны быть заполнены.

Мультимодальный коносамент (Multimodal Transport B/L)

Этот вид коносамента применяется при мультимодальной перевозке. Такая транспортировка состоит из нескольких этапов, которые выполняются различными видами транспорта.

В процессе перевозки участвует несколько видов транспорта от места выпуска коносамента, до места итоговой доставки. Все обозначенные этапы перевозки находятся под ответственностью морской линии.

Сквозной коносамент (Througt B/L)

Данный вид похож на мультимодальный коносамент, но перевозчик несет ответственность только за морское плечо. В наземной транспортировке линия участвует только как посредник.

Источник

Контейнерные перевозки

Обсуждение вопросов, связанных с контейнерными перевозками из/в Европу. Тенденции ставок фрахта. ShortSea перевозки.

Коносамент. Что знать обязательно.

Коносамент, Bill of Lading, просто Бил. Без него никуда в морских перевозках, а значит и в контейнерных.
Про коносаменты есть много литературы, которую полезно прочитать профессионалам постоянно работающим в сфере морских перевозок. Но здесь я хочу описать ключевые моменты, с которыми сталкивается 99% специалистов при работе с контейнерными перевозками, и дать ответы на Часто Задаваемые Вопросы людей, только начинающих работать с морскими перевозками.

Итак, КОНОСАМЕНТ.
его можно назвать морской транспортной накладной (такой же как CMR, СМГС или обыкновенная ТТН) с дополнительной функцией товарораспорядительного документа. Т.е. говоря простым языком, грузом владеет и распоряжается тот, у кого на руках оригинальный коносамент. Такая практика сложилась исторически. И в настоящее время все морские перевозчики уделяют огромное внимание коносаменту, т.к. к нему привязано морское право, описанное в многочисленных конвенциях, а соответственно и ответственость перевозчиков и их права. Когда речь идет об ответственности за груз ни один перевозчик не будет отступать от применяемого права и будет придерживаться распространненой практики сбора ОРИГИНАЛЬНЫХ КОНОСАМЕНТОВ (Original Bill of Lading) перед выдачей груза кому бы то ни было. Собрав оригинальные коносаменты перевозчик снимает с себя ответственность за груз, а также за то, кому он был выдан (имело ли лицо, забрашее груз, права на этот самый груз?). И наоборот, перевозчик не выдаст груз лицу, которое утверждает, что оно имеет все законные права на груз (например, договор купли-продажи), если данное лицо не предоставит оригинальные коносаменты. Однако в выдаче груза против сбора коносаментов есть несколько нюансов, о которых чуть ниже.

Оригинальные коносаменты [обязательно присутствует надпись: ORIGINAL ] также могут быть двух типов: ордерный и именной (на получателя).

Источник

Морская транспортная накладная и коносамент

В настоящее время в морских перевозках используются два вида транспортных
документа — морской коносамент и морская накладная. И эти транспортные
документы принципиально отличаются

I. Морской коносамент.

Так исторически сложилось, что для оформления морских грузоперевозок
изначально и по сей день используется свой отдельный вид документа, обладающий
своими абсолютно уникальными свойствами. Речь идет о документе под названием
коносамент. Коносамент, как слово, имеет иностранное происхождение, и на
основных европейских языках звучит примерно одинаково, к примеру: на испанском
языке «Conocimento», на французком «Connaissement», на немецком — »
Konossement». В связи с тем, что английский язык является стандартным языком,
используемым для оформления документации в международных грузоперевозках,
морская накладная использует английское название. Английский вариант звучит как
«Bill of Lading». Уникальность коносамента (Bill of Lading) состоит в
разнообразии видов и широты функций, которые он в себе несет.

Функции коносамента:

* Является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки.
Содержит в себе все основные условия данного договора.
* Несет функцию «расписки» — документа, подтверждающего факт принятия груза
перевозчиком (судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и
качестве.
* Является ценной бумагой, дающей право собственности на конкретный груз
(товарораспорядительный документ). Это выражается в том, что коносамент с
конкретно указанным в нем грузом может быть продан, куплен, передан на
определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое
перемещение товара.

Основные виды коносамента.

* Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента
может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути.
Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При
оформлении такого коносамента в обязательном порядке проставляется запись
«Приказу имярек». К оборотным коносаментам относиться ордерные и
предъявительские коносаменты.
* Необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) — коносамент, в
котором грузополучатель точно определен и получает груз сам.

В зависимости, от того, кто именно будет получателем груза, коносамент бывает:

* Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое
или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
* Ордерный (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или
получатель может определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя»),
какому именно третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте
делается передаточная надпись (индоссамент).
* Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения
передается предъявителю коносамента.

В зависимости от типа перевозки:

* Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading) — оформляется при
перевозке груза на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в
определенных портах, на специально выделенных причалах (линейные морские
перевозки).
* Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется,
для перевозок осуществляемых нерегулярно (трамповые морские перевозки).
Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает
грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик
(фрахтовщик), где фрахтовщик предоставляет фрахтователю за определенную плату
часть судна, все судно или несколько судов сразу для осуществления одного или
нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.

В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству
груза или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:

* «Чистый» (clean bill of lading) коносамент — повреждения тары, упаковки
груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза
соответствует указанному в коносаменте.
* «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками оформляется в
случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза и других
замечаниях к качеству груза.

В зависимости от общей схемы перевозки:

* Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
* Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке,
проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в
другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.

В зависимости от того, когда груз принят перевозчиком:

* Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) — оформляется при уже
погруженном на судно грузе.
* Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется
на груз, предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и
находящийся под охраной.

Оформление коносамента.

Основное законодательство регулирующие морские грузоперевозки включает в себя:

* Гаагские правила 1921 года — Международная конвенция по унификации
некоторых правил, касающихся коносаментов.
* Правила Гаага-Висби — Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских
правил о коносаментах 1921 г.
* Гамбургские правила — Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 года.
* В российском законодательстве действует — Кодекс торгового мореплавания РФ
от 30.04.1999.

В вышеуказанных документах оговаривается, какие именно данные должны быть в
обязательном порядке включены в коносамент. А именно:

* наименование перевозчика и место его нахождения;
* наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и
дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
* наименование отправителя и место его нахождения;
* наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
* наименование получателя, если он указан отправителем;
* наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки,
указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства
груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его
количество. При этом все данные указываются так, как они представлены
отправителем;
* внешнее состояние груза и его упаковки;
* фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то,
что фрахт должен уплачиваться им;
* время и место выдачи коносамента;
* число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
* подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Что касается формы коносамента, то здесь возможны варианты, так как
разработкой таких форм занимаются разнообразные морские организации, компании и
объединения.

Наибольшее распространение получили формы коносаментов, разработанные такими
организациями как:

* Genwaybill — форма Балтийского и Международного морского Совета (БИМКО);
* The GGBS Waybill — форма Генерального Совета Британского судоходства.

Общий порядок работы с коносаментом:

* Отравителем составляется погрузочный ордер, в котором указаны наименование
и марка товара, количество товара и вид упаковки, порты отправления –
назначения; данные отправителя и получателя груза, название судна.
* Происходит погрузка груза на борт, что подтверждается соответствующим
документом – штурманской распиской (mate’s receipt).
* После отправки судна из порта отправления грузоотправителю в обмен на
штурманскую расписку оформляется коносамент. Далее грузоотправитель пересылает
оригиналы коносамента грузополучателю.
* Грузополучатель получает груз в порту назначения, для чего ему в
обязательном порядке требуется проявить свой оригинал коносамента, высланный
ему отправителем.

N/B. — При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента — остальные
экземпляры утрачивают свою силу.

II. Морская накладная (Sea waybill).

Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в
морских перевозках, новые виды транспортных документов:

* океанская накладная (ocean waybill);
* линейная накладная(liner waybills);
* сама морская накладная (Sea waybill).

Причины появления морских накладных: поступательное развитие отрасли морских
перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также
не утешительная статистика осуществления мошеннических действий с
использованием коносаментов.

Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в
морских перевозках в функции которого входит:

* Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
* Функция документа подтверждающего факт принятия груза перевозчиком
(судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве.

На этом функции морской накладной заканчиваются.

Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill
of Lading) является то, что морская накладная не является ни
товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни
оборотным документом. Груз выдается конкретному, указанному в морской накладной
грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при
этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной. В
настоящее время вариант полной замены коносамента на морскую накладную
находится в стадии активного обсуждения.

Источник

Sea waybill и телекс релиз в чем отличие

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Что такое коносамент.

По существующим правилам, после приема груза к перевозке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (по-английски «bill of lading», в переписке обычно пользуются сокращением “B/L”). Коносамент удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует его условия. Коносамент является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом (удостоверяет право собственности на отгруженный товар). После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

В коносаменте указываются наименование отправителя, получателя, пункты загрузки и выгрузки, параметры груза, время и место выдачи документа и другая информация.

Существуют различные виды коносаментов, например, морские (ocean, port-to-port), сквозные (through), мультимодальные (multimodal, combined); именные (straight), ордерные (order) и т.д. Каждый из этих видов детализирует особенности приема груза или его выдачи.

Коносамент выписывается в нескольких экземплярах (как правило, в трех и более), содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов коносамента имеется надпись ORIGINAL («Оригинал»). Копии коносамента имеют надпись COPY («Копия»), они могут печататься на бланках, цвет или фактура которых отличается от оригиналов.

Образец оригинала коносамента:

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Образец копии коносамента:

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Что написано в коносаменте.

Коносаменты могут выглядеть по-разному, но в них содержится примерно одна и та же информация. Рассмотрим содержание основных граф на примере коносамента линии Maersk.

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Наименование графыСодержание
1. B/L №Номер коносамента, представляет собой набор латинских букв и цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии мы можем узнавать актуальную информацию о местонахождении груза.
2. Booking №Номер букинга, заказа на перевозку. По нему также можно узнавать информацию о статусе груза.
3. ShipperУказывается наименование грузоотправителя, обычно с адресом.
4. ConsigneeУказывается наименование грузополучателя, обычно с адресом.
5. Notify partyУказывается компания, которую нужно информировать о прибытии груза.
6. Vessel №Название судна. Наш контейнер плыл на судне MAJESTIC MAERSK. При желании можно найти в интернете фотографии судна, на котором плывет контейнер, и его текущее местонахождение.
7. Voyage №Номер рейса. Наш рейс – 605W.
8. Place of ReceiptМесто получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправки. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере.
9. Port of LoadingПорт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера. Наш контейнер выплыл из Шанхая.
10. Port of DischargeПорт разгрузки, порт назначения. Т.е. пункт, куда должен быть доставлен контейнер. В нашем случае, в Клайпеду.
11. Place of DeliveryМесто доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере.
12. PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER. Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier.Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию про конкретный перевозимый груз. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных.
13. Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №.Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Мы перевозим 20 паллет стекловолоконного ровинга в 20футовом контейнере номер PONU0648262 под пломбой ML-CN3908047. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указан также вес и объем груза – 20 160 кг и 25 м3. Обратите внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также содержится информация об агенте морской линии в стране назначения, куда плывет контейнер. В нашем случае это представительство само линии – MAERSK LIETUVA UAB. В эту компанию грузополучателю (или его экспедитору) нужно будет обращаться, чтобы организовать дальнейшую доставку груза.
14. WeightВес груза. Наш ровинг весит 20160 кг.
15. MeasurementОбъем груза. В нашем случае 25 м3.
16. Freight & ChargesФрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту. Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. В нашем примере морской фрахт уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если бы фрахт еще не был оплачен, была бы пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).
17. Carrier’s Receipt. Total number of containers or packages received by Carrier.Общее количество контейнеров или мест, принятых перевозчиком. В нашем случае 1 контейнер.
18. Place of issue of B/LМесто выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен в Шанхае.
19. Number & Sequence of Original B(s)/LКоличество выпущенных оригиналов коносамента и порядковый номер коносамента. В нашем случае было выпущено три оригинала, мы рассматриваем копию третьего оригинала.
20. Date of Issue of B/LДата выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен 6 февраля 2016 года.
21. Declared ValueГрафа «Объявленная стоимость груза» заполняется в отдельных случаях. Заполнение этой графы повышает уровень ответственности линии за груз в случае его утраты или причинения ущерба, но при этом нужно будет заплатить более высокий фрахт.
22. Shipped on Board Date (Local Time)Дата погрузки на борт судна (по местному времени). Часто совпадает с датой выпуска коносамента.

Отметим также, что некоторые графы ссылаются на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, в которых содержатся важные оговорки. Например, графа «Notify Party» ссылается на пункт 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза.

Рассмотрим еще один пример:

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Несмотря на то, что некоторые графы называются иначе или размещаются в другом месте, мы безо всяких трудностей можем найти всю важную информацию. Два 40фут. контейнера (номер AMFU8521842 с пломбой FEX8819254 и номер FCIU8202055 с пломбой FEX8802102) выплыли 19 января 2016 года из порта Qingdao в порт Клайпеда на судне ELEONORA MAERSK. Отправитель загрузил в каждый контейнер 1300 мешков силикагеля весом 26130 кг. Общий вес 52260 кг, общий объем 128 м3. Было выпущено три оригинала коносамента, фрахт подлежит сбору, т.е. будет оплачиваться получателем.

Условия коносамента.

Оборотная сторона коносамента содержит напечатанные мелким шрифтом правила, условия перевозки. Если в них вчитаться, можно убедиться, что морские линии (компании, имеющие в своем парке специализированные суда-контейнеровозы, морские перевозчики) составляют коносаменты таким образом, чтобы иметь широкие права и ограничить возможности грузовладельца. Например, процитируем условия перевозки, которые предлагает морская линия MSC.

«8. Объявленное время отплытия и прибытия только ориентировочное, и в таких расписаниях может иметь место более ранний срок, задержка или отмена рейса без уведомления. Перевозчик ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за последующий ущерб или какую-либо задержу в прибытии и отбытии Судна по расписанию».

Т.е. если вы запланировали, что груз будет доставлен за 30 дней, а в реальности перевозка заняла 50 дней, к сожалению, морская линия не будет нести никакой ответственности и взыскать с нее какие-либо штрафы не удастся.

«11.1. Торговец должен проверить Контейнер на годность его к перевозке Товаров перед его упаковкой. Использование Контейнера Торговцем будет являться доказательством, достаточным при отсутствии опровержения, того, что он прочный и подходит для использования».

Т.е. если контейнер, в который отправитель загрузил, скажем, ваш кофе, был прохудившимся и морская вода испортила часть груза, предъявить претензии морской линии вы не сможете.

«20.1. Любое упоминание в данном Коносаменте о сторонах, которые должны быть уведомлены о прибытии Товаров, делается исключительно с целью информирования Перевозчика. Неуведомление не будет налагать на Перевозчика какой-либо ответственность или освобождать Торговца от какого-либо обязательства по данному документу».

Т.е. если морская линия по какой-то причине не уведомила вас о прибытии груза, а сами вы о нем забыли и контейнер простоял в порту лишний месяц, простои оплатить придется.

Круговорот коносаментов в природе.

При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры становятся недействительными. Если предоставляется неполный комплект оригиналов коносамента, например, два из трех, на обороте каждого из них нужно поставить печать организации и подпись ответственного лица.

Если все оригиналы коносамента были утеряны (украдены, уничтожены и т.д.), грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма в адрес перевозчика с описанием сложившейся ситуации, подтверждением права грузополучателя на груз, гарантией отсутствия каких-либо претензий и просьбой выпустить новые коносаменты, а также оплатить сбор за перевыпуск. В некоторых случаях понадобится внести залог (зависит от вида коносамента). Залог, как правило, оформляется в виде банковской гарантии на период от полугода до двух лет в размере 150-200% от стоимости груза. Коносаменты лучше не терять.

Если по каким-то причинам бумажными коносаментами пользоваться неудобно (например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения, или вы боитесь, что коносаменты потеряются во время пересылки), можно воспользоваться другим вариантом — сделать телекс-релиз.

Что такое телекс-релиз.

Телекс-релиз – это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения, что отправитель сдал оригиналы коносамента. Наличие телекс-релиза позволит получателю забрать из порта прибывший контейнер без предъявления оригиналов коносамента.

Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента перевозчику, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом перевозчик может потребовать оплатить сбор за оформление телекс-релиза. Сумма обычно составляет 25-30 долларов за один комплект коносаментов.

Процедура оформления телекс-релиза выглядит следующим образом. Перевозчик проставляет на оригиналах коносамента печать «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), при необходимости оформляет уведомление о телекс-релизе (telex-release notice) и делает отметки о релизе в компьютерной системе.

Пример коносамента с отметками о релизе:

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Пример telex-release notice:

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Обращаем ваше внимание, что перевозчик может удерживать выпущенные коносаменты у себя и не отдавать их отправителю, если у них с отправителем есть нерешенные финансовые вопросы, т.е. если отправитель не оплатил какие-то оказанные ему услуги (например, наземную доставку контейнера в порт отправления).

Если грузоотправитель имеет какие-то претензии (финансового или другого рода) к грузополучателю, он также будет удерживать коносаменты в своих руках до тех пор, пока спорные вопросы не будут решены. Соответственно, получатель не сможет забрать груз. Только после того, как проблемы будут улажены, отправитель сделает телекс-релиз или вышлет оригиналы коносамента грузополучателю.

Линейный коносамент и домашний коносамент.

На практике вы можете столкнуться с понятиями «линейный коносамент» (Master Bill of Lading, MBL, «мастер») и «домашний коносамент» (House Bill of Lading, HBL, «хаус»). Рассмотрим их подробно.

Как правило, напрямую у морской линии контейнерные перевозки заказывают агенты-экспедиторы, клиентами которых являются отдельные организации, субъекты внешнеэкономической деятельности (аналогично, хлебозаводы продают продукцию в магазины, где каждый человек уже может купить свой пирожок). В такой ситуации очень часто одновременно на один и тот же груз выпускаются два коносамента – линейный и домашний.

Линейный коносамент выпускается непосредственно морской линией для ее заказчика — агента-экспедитора. Домашний коносамент выпускается агентом-экспедитором для конкретного грузоотправителя.

Содержание домашнего коносамента полностью совпадает с содержанием линейного коносамента в части описания характеристик груза (детали по судну и рейсу, описание груза, количество мест и т.д.). Различаться будет содержимое граф «грузоотправитель» (shipper), «грузополучатель» (consignee), «сторона, подлежащая уведомлению» (notify party).

(house bill of lading, HBL)

Линейный коносамент(master bill of lading, MBL)
Кем выпускаетсяморской линиейагентом-экспедитором
Для кого выпускаетсядля агента-экспедиторадля грузоотправителя
Грузоотправителем указываетсяагент-экспедитор в стране отправленияреальный отправитель
Грузополучателем указываетсяагент-экспедитор в стране назначенияреальный получатель
Уведомляемой стороной указываетсяагент-экспедитор в стране назначения или любая другая компания.реальный получатель или любая другая компания

Обращаем ваше внимание, что настоящим владельцем груза для морской линии де-юре является экспедитор, т.к. он указан получателем в линейном коносаменте. Поэтому субъектам ВЭД нужно тщательно проверять экспедиторов, услугами которых они собираются воспользоваться, чтобы не оказаться заложником недобросовестных партнеров.

Если субъект ВЭД работает напрямую с морской линией, будет выпускаться только линейный коносамент, в котором в качестве грузоотправителя и грузополучателя будут указаны реальные грузоотправитель и грузополучатель. Линейный коносамент всегда легко узнать по фирменному бланку морской линии.

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Что такое sea waybill.

Другим документом, применяемым в морских перевозках, является sea waybill. Это документ выполняет только «транспортную» функцию, он не является товарораспорядительным. Оригиналы sea waybill не выпускаются, документ существует только в электронном виде и не позволяет распоряжаться товаром. Наличие sea waybill всего лишь подтверждает наличие договора о перевозке груза, по которому перевозчик обязуется доставить груз указанному получателю. Если партнеры работают по sea waybill, то отправитель не имеет никакой возможности остановить выдачу груза грузополучателю. В основном sea waybill применяется в тех случаях, когда торговые партнеры работают по предоплате, являются филиалами одной корпорации, давно знают друг друга и безгранично доверяют друг другу или когда отправитель и получатель – это одно и то же лицо. Также sea waybill часто используется в отношениях между морской линией и ее заказчиком-экспедитором, чтобы не усложнять документооборот. Процедура, когда линия разрешает получателю забрать контейнер, на который оформлен sea waybill, называется экспресс-релиз (express-release).

Пример seaway bill:

sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Смотреть картинку sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Картинка про sea waybill и телекс релиз в чем отличие. Фото sea waybill и телекс релиз в чем отличие

Дополнительная информация

Обратите внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя, а внесение изменений в уже выпущенные коносаменты – это дополнительная платная услуга. Если вы хотите, например, изменить грузополучателя по коносаменту, нужно проинструктировать отправителя. Он в свою очередь запросит корректировки у морской линии или агента-экспедитора, будет организован выпуск новых коносаментов.

Если отправка груза осуществляется в составе сборного, т.е. LCL (англ. «less container load»), то отдельный комплект коносаментов будет выписываться на каждую партию товаров. Т.е. контейнер может быть один, а количество выписанных коносаментов – 7, 11 и т.д. — в зависимости от количества перевозимых грузов (как правило, эти коносаменты являются домашними, а линейный коносамент оформляется один на весь контейнер с указанием общих, совокупных параметров груза).

Если у вас одновременно выплывает партия из нескольких контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию или отдельный коносамент на каждый контейнер. Второй вариант обойдется дороже, но в некоторых ситуациях это удобнее.

Если понадобилось изменить порт назначения, это можно сделать не всегда. Как правило, большие контейнеровозы, которые забирают грузы в крупных портах (Шанхай, Гонконг, Сингапур и др.), не доставляют их напрямую в небольшие порты (Клайпеда, Рига, Котка). Контейнеры с грузами поступают в европейские транзитные порты (Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Зебрюгге и др.), а потом развозятся по мелким портам региона небольшими фидерными судами. Если запрос на изменение порта назначения был сделан заблаговременно, до погрузки контейнера на борт фидера в транзитном порту, то внести изменения в запланированный маршрут и доставить контейнер, например, не в Клайпеду, а в Ригу, скорее всего, получится. Конечно, данная услуга платная.

Надеемся, вы получили достаточное представление об основном документе морской перевозки — коносаменте. Будем рады вашим вопросам в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *