sea waybill что такое
Коносамент: что это такое?
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи: Подтверждение договора на перевозку. Многие считают, что коносамент — это коммерческий или транспортный договор. Оба этих утверждения не являются…
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи:
Типы коносаментов
На основе вышеописанных целей документа можно обозначить следующие основные типы коносамента.
«Именной» коносамент (Straight Bill of Landing)
Коносамент называется именным или прямым (Straight), если оригиналы документа выпускаются на конкретного получателя (Consignee). Такой тип является необоротным, и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable). Получение груза в месте назначения возможно только указанным получателем. Также нужно предъявить оригиналы распечатанного коносамента перевозчику или оформить «Телекс релиз» (Telex Release).
Этот тип соответствует только первым двум ролям («подтверждение договора на перевозку» и «доказательство передачи товара»). Третья цель не реализуется полностью, так как документ не является передаточным (оборотным).
Морская накладная (Sea Waybill)
Если коносамент оформляется на конкретного получателя без выпуска оригиналов, его называют морской накладной (Sea Waybill). Этот вид также является необоротным и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable).
Морская накладная обычно используется:
Получение груза происходит на основе «экспресс релиза» (Express Release), то есть автоматически. Данный тип коносамента также соответствует только первым двум ролям.
Оборотный или ордерный коносамент (Negotiable B/L or Order Bill)
Оборотный коносамент выпускается в оригинале, и в нем не обозначается конкретный получатель. Графа «Consignee» может иметь значения: «To Order», «To Order of Shipper», «To Order of Bank».
Основное преимущество ордерного коносамента – возможность использовать его как гарантийное средство платежа между продавцом и покупателем.
Груз можно получить, только после предоставления оригинала коносамента перевозчику в порту назначения. На обороте коносамента должен стоять индоссамент (обычно это печати отправителя и получателя).
Ордерный коносамент выполняет все три цели, обозначенные в начале статьи.
Виды коносаментов
Обычно выделяются следующие виды коносамента, их больше, но мы представим три основных.
Океанский коносамент (Ocean or Port to Port B/L)
Ответственность перевозчика начинается в порту отправления и заканчивается в порту выгрузки. Поля «Place of Receipt» или «Place of Destination» не должны быть заполнены.
Мультимодальный коносамент (Multimodal Transport B/L)
Этот вид коносамента применяется при мультимодальной перевозке. Такая транспортировка состоит из нескольких этапов, которые выполняются различными видами транспорта.
В процессе перевозки участвует несколько видов транспорта от места выпуска коносамента, до места итоговой доставки. Все обозначенные этапы перевозки находятся под ответственностью морской линии.
Сквозной коносамент (Througt B/L)
Данный вид похож на мультимодальный коносамент, но перевозчик несет ответственность только за морское плечо. В наземной транспортировке линия участвует только как посредник.
Sea waybill что такое
Перед погрузкой товара на судно, S/ сообщает в линию какой из вариантов передачи товара он предпочитает:
SWB – означает, что C/ указанный в соответствующей графе, просто забирает товар в POD
C/ = Consignee = Получатель – как правило также является покупателем груза.
Линия = Морская Линия = Морской перевозчик, имеющий офисы (агентов) в POD и POL (Maersk, MSC, CMA, Cosco, Evergreen, ZIM, ARKAS и тд.)
SWB = SeaWay Bill = Морская накладная = Штурманская расписка
BL = Bill of Lading = КС = Коносамент
OBL = Original Bill of Lading = Оригиналы Коносамента
TELEX = Telex Release = Телекс – указание выдать товар получателю в POD без предоставления последним OBL.
Существует 2 способа передачи права на груз от продавца (отправителя) к получателю (покупателю): Bill ofLading (Коносамент) и Sea Way Bill (Морская накладная), этот способ отправитель выбирает перед погрузкой груза на судно в порту погрузки и информирует об этом морскую линию:
1. Sea Way Bill (Морская Накладная) – это безотзывное требование выдать груз ПОЛУЧАТЕЛЮ в порту выгрузки. Применяется, когда у ОТПРАВИТЕЛЯ нет потребности удерживать контроль за товаром, например, при условии отсрочки платежей или если товар полностью предоплачен. При таком способе оригиналы коносаментов не выпускаются морской линией. ОТПРАВИТЕЛЮ выдается лишь копия Sea Way Bill которая содержит информацию об отправителе, получателе, грузе, судне и маршруте следования. Не является товарораспорядительным документом (его обладатель не имеет право собственности на груз), соответственно Sea Way Bill не может быть ордерным (на предъявителя), т.е. в графе «Сonsignee» не может быть указано «TO ORDER» и должен быть указан конкретный ПОЛУЧАТЕЛЬ груза.
2. Bill of Lading (BL) – предполагает выпуск морской линией 1-3 оригиналов коносамента (OBL) в порту погрузки, которые выдаются ОТПРАВИТЕЛЮ или его экспедитору после оплаты им локальных сборов в порту погрузки (терминальной обработки и портовых сборов), а также после оплаты морской перевозки (фрахта) при условиях FREIGHT PREPAID. Является товарораспорядительным документом, т.е. ОТПРАВИТЕЛЬ (Продавец) может удерживать у себя оригиналы коносамента, до выполнения условий договора или получения оплаты за товар.
Чтобы получить груз существует 2 варианта:
а) ОТПРАВИТЕЛЬ (Продавец) высылает все оригиналы коносамента ПОЛУЧАТЕЛЮ (Покупателю) и последний сдает их в морскую в порту выгрузки.
б) ОТПРАВИТЕЛЬ (Продавец) сдает все оригиналы коносамента морскую линию в порту погрузки и дает указание сделать ТЕЛЕКС РЕЛИЗ. Морская линия в порту погрузки сообщает своим коллегами в морской линии в порту выгрузки, что груз можно выдавать ПОЛУЧАТЕЛЮ без предъявления Коносамента.
Коносамент может быть ордерным (на предъявителя), т.е. в графе «Сonsignee» может быть указан как конкретный ПОЛУЧАТЕЛЬ, так и «TO ORDER». В последнем случае перед сдачей оригиналов коносамента в морскую линию владелец коносамента должен сделать индоссацию, поставив на обратной стороне коносамента печать и передаточную надпись с указание фактического ПОЛУЧАТЕЛЯ груза.
Морская транспортная накладная и коносамент
В настоящее время в морских перевозках используются два вида транспортных
документа — морской коносамент и морская накладная. И эти транспортные
документы принципиально отличаются
I. Морской коносамент.
Так исторически сложилось, что для оформления морских грузоперевозок
изначально и по сей день используется свой отдельный вид документа, обладающий
своими абсолютно уникальными свойствами. Речь идет о документе под названием
коносамент. Коносамент, как слово, имеет иностранное происхождение, и на
основных европейских языках звучит примерно одинаково, к примеру: на испанском
языке «Conocimento», на французком «Connaissement», на немецком — »
Konossement». В связи с тем, что английский язык является стандартным языком,
используемым для оформления документации в международных грузоперевозках,
морская накладная использует английское название. Английский вариант звучит как
«Bill of Lading». Уникальность коносамента (Bill of Lading) состоит в
разнообразии видов и широты функций, которые он в себе несет.
Функции коносамента:
* Является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки.
Содержит в себе все основные условия данного договора.
* Несет функцию «расписки» — документа, подтверждающего факт принятия груза
перевозчиком (судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и
качестве.
* Является ценной бумагой, дающей право собственности на конкретный груз
(товарораспорядительный документ). Это выражается в том, что коносамент с
конкретно указанным в нем грузом может быть продан, куплен, передан на
определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое
перемещение товара.
Основные виды коносамента.
* Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента
может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути.
Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При
оформлении такого коносамента в обязательном порядке проставляется запись
«Приказу имярек». К оборотным коносаментам относиться ордерные и
предъявительские коносаменты.
* Необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) — коносамент, в
котором грузополучатель точно определен и получает груз сам.
В зависимости, от того, кто именно будет получателем груза, коносамент бывает:
* Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое
или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
* Ордерный (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или
получатель может определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя»),
какому именно третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте
делается передаточная надпись (индоссамент).
* Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения
передается предъявителю коносамента.
В зависимости от типа перевозки:
* Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading) — оформляется при
перевозке груза на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в
определенных портах, на специально выделенных причалах (линейные морские
перевозки).
* Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется,
для перевозок осуществляемых нерегулярно (трамповые морские перевозки).
Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает
грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик
(фрахтовщик), где фрахтовщик предоставляет фрахтователю за определенную плату
часть судна, все судно или несколько судов сразу для осуществления одного или
нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.
В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству
груза или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:
* «Чистый» (clean bill of lading) коносамент — повреждения тары, упаковки
груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза
соответствует указанному в коносаменте.
* «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками оформляется в
случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза и других
замечаниях к качеству груза.
В зависимости от общей схемы перевозки:
* Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
* Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке,
проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в
другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.
В зависимости от того, когда груз принят перевозчиком:
* Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) — оформляется при уже
погруженном на судно грузе.
* Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется
на груз, предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и
находящийся под охраной.
Оформление коносамента.
Основное законодательство регулирующие морские грузоперевозки включает в себя:
* Гаагские правила 1921 года — Международная конвенция по унификации
некоторых правил, касающихся коносаментов.
* Правила Гаага-Висби — Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских
правил о коносаментах 1921 г.
* Гамбургские правила — Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 года.
* В российском законодательстве действует — Кодекс торгового мореплавания РФ
от 30.04.1999.
В вышеуказанных документах оговаривается, какие именно данные должны быть в
обязательном порядке включены в коносамент. А именно:
* наименование перевозчика и место его нахождения;
* наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и
дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
* наименование отправителя и место его нахождения;
* наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
* наименование получателя, если он указан отправителем;
* наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки,
указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства
груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его
количество. При этом все данные указываются так, как они представлены
отправителем;
* внешнее состояние груза и его упаковки;
* фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то,
что фрахт должен уплачиваться им;
* время и место выдачи коносамента;
* число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
* подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.
Что касается формы коносамента, то здесь возможны варианты, так как
разработкой таких форм занимаются разнообразные морские организации, компании и
объединения.
Наибольшее распространение получили формы коносаментов, разработанные такими
организациями как:
* Genwaybill — форма Балтийского и Международного морского Совета (БИМКО);
* The GGBS Waybill — форма Генерального Совета Британского судоходства.
Общий порядок работы с коносаментом:
* Отравителем составляется погрузочный ордер, в котором указаны наименование
и марка товара, количество товара и вид упаковки, порты отправления –
назначения; данные отправителя и получателя груза, название судна.
* Происходит погрузка груза на борт, что подтверждается соответствующим
документом – штурманской распиской (mate’s receipt).
* После отправки судна из порта отправления грузоотправителю в обмен на
штурманскую расписку оформляется коносамент. Далее грузоотправитель пересылает
оригиналы коносамента грузополучателю.
* Грузополучатель получает груз в порту назначения, для чего ему в
обязательном порядке требуется проявить свой оригинал коносамента, высланный
ему отправителем.
N/B. — При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента — остальные
экземпляры утрачивают свою силу.
II. Морская накладная (Sea waybill).
Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в
морских перевозках, новые виды транспортных документов:
* океанская накладная (ocean waybill);
* линейная накладная(liner waybills);
* сама морская накладная (Sea waybill).
Причины появления морских накладных: поступательное развитие отрасли морских
перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также
не утешительная статистика осуществления мошеннических действий с
использованием коносаментов.
Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в
морских перевозках в функции которого входит:
* Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
* Функция документа подтверждающего факт принятия груза перевозчиком
(судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве.
На этом функции морской накладной заканчиваются.
Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill
of Lading) является то, что морская накладная не является ни
товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни
оборотным документом. Груз выдается конкретному, указанному в морской накладной
грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при
этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной. В
настоящее время вариант полной замены коносамента на морскую накладную
находится в стадии активного обсуждения.
Морская накладная (Sea waybill)
Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в морских перевозках, новые виды транспортных документов: океанская накладная (ocean waybill); линейная накладная(liner waybills), и сама морская накладная (Sea waybill).
Причины появления морских накладных – поступательное развитие отрасли морских перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также не утешительная статистика, осуществления мошеннических действий с использованием коносаментов.
Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в морских перевозках в функции которого входит:
1) Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
2) Функция документа подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве.
На этом функции морской накладной заканчиваются.
Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill of Lading), это то, что морская накладная не является ни товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни оборотным документом. Груз выдается, конкретному, указанному в морской накладной грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной.
sea waybill
Смотреть что такое «sea waybill» в других словарях:
waybill — A document (that looks like a bill of lading) issued by a carrier that describes the goods to be transported and that details the shipping particulars. Waybills are issued by both air carriers (air waybills) and ship lines (sea waybills). They… … Financial and business terms
B/L — Das Konnossement (auch Seeladeschein, engl.: Bill of lading (B/L)) ist ein Schiffsfrachtbrief und Warenwertpapier. Inhaltsverzeichnis 1 Funktion 1.1 Konnossement als Quittung 1.1.1 Übernahmekonnossement (Received for shipment B/L) 1.1.2 … Deutsch Wikipedia
Bill of Lading — Das Konnossement (auch Seeladeschein, engl.: Bill of lading (B/L)) ist ein Schiffsfrachtbrief und Warenwertpapier. Inhaltsverzeichnis 1 Funktion 1.1 Konnossement als Quittung 1.1.1 Übernahmekonnossement (Received for shipment B/L) 1.1.2 … Deutsch Wikipedia
Konnossement — Das Konnossement (auch Seeladeschein, engl.: Bill of lading (B/L)) ist ein Schiffsfrachtbrief und Warenwertpapier. Französisches Konnossement (Blancoformular) Inhaltsverzeichnis 1 … Deutsch Wikipedia
Conocimiento de embarque — internacional. Conocimiento de embarque o B/L (por sus iniciales en inglés, Bill of lading) es un documento propio del transporte marítimo que se utiliza como contrato de transporte de las mercancías en un buque en línea regular. La finalidad de… … Wikipedia Español
Carriage Paid To — (CPT) is an Incoterm. It can be used for all modes of transport including multimodal transport. The seller pays for the freight to the named point of destination. The buyer pays for the insurance. The passing of risk occurs when the goods have… … Wikipedia
Seefrachtbrief — Ein Seefrachtbrief (Sea Waybill) ist ein Transportdokument und besitzt keinerlei Wertpapiercharakter. Der Seefrachtbrief weist den An Bord Verlader der Ware aus. Bei der Entgegennahme der Ware ist die Vorlage des Seefrachtbriefs durch den darin… … Deutsch Wikipedia
Морская накладная — документ, который подтверждает наличие договора перевозки груза морским путем и принятие или погрузку груза перевозчиком и по которому перевозчик обязуется доставить груз грузополучателю, указанному в документе. Морская накладная не является ни… … Финансовый словарь
Bill of lading — Admiralty law History … Wikipedia
Consignee — See also: Consignment Admiralty law … Wikipedia
logistics — /loh jis tiks, leuh /, n. (used with a sing. or pl. v.) 1. the branch of military science and operations dealing with the procurement, supply, and maintenance of equipment, with the movement, evacuation, and hospitalization of personnel, with the … Universalium