сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Anastasiya Vladimirovna запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Dimmi Deutschland запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Владимир Константинов запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Сергей Дикусар запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Артур Васильев запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Сергей Дувакин запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Dimmi Deutschland запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Виктор Дан запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Евгений Солгалов запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Dimmi Deutschland запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня запись закреплена

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Знакомства для христиан адвентистов седьмого дня запись закреплена
Кулинария: вкусные рецепты 🍒

ПОДЛИВА К МАКАРОНАМ: ТОП-10 КРУТЫХ РЕЦЕПТОВ сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня
К ужину, то что нужно сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

1.СЛИВОЧНАЯ ПОДЛИВА С ПОМИДОРАМИ

Показать полностью.
ИНГРЕДИЕНТЫ:
● несколько зубчиков чеснока,
● пара луковиц,
● стакан жирных сливок или сметаны,
● полкило помидоров,
● базилик,
● оливковое масло,
● ложка сливочного масла,
● соль,
● перец,
● немного сушеной мелиссы,
● ложка сахара.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
Нарежьте пластинками чеснок, обжарьте его в оливковом масле. Когда чеснок станет золотистым, удалите его из масла и положите туда нарезанный лук. Обжарьте его до готовности, добавьте измельченные помидоры, с которых снята кожица, соль, перец, базилик (мелко нарезанный или сушеный), ложку сливочного масла. Когда большая часть жидкости выпарится, добавьте сливки или сметану, доведите до кипения, бросьте туда щепотку мелиссы, добавляйте к макаронам или потушите макароны в соусе.

ИНГРЕДИЕНТЫ:
● 400 граммов помидоров,
● томатная паста,
● две луковицы,
● сладкий болгарский перец,
● кабачок,
● стебель сельдерея,
● тыква,
● лавровый лист,
● душистый и молотый перец,
● базилик,
● розмарин,
● тимьян,
● чеснок,
● оливковое масло,
● вода.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
В сотейник налейте масло, разогрейте, все овощи нарежьте кубиками примерно одинакового размера, поместите в сотейник, хорошо перемешайте, оставьте тушиться на маленьком огне, закрыв крышкой. Время от времени перемешивайте, если нужно – доливайте воду. Когда все овощи станут мягкими, добавьте туда томатную пасту, приправы, соль, перец, чеснок. Время приготовления примерно сорок минут.

3.СЫРНАЯ ПОДЛИВА ДЛЯ МАКАРОН

● две ложки муки, стакан молока,
● 50 г сливочного масла,
● растительное масло,
● соль,
● перец,
● 200 граммов натертого сыра (можно два вида),
● тмин,
● базилик.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
Разогреть растительное масло, добавить в него муку, обжарить до золотистого цвета, медленно влить стакан молока, размешивая, довести до кипения, добавить натертый сыр, перемешать, помешивая. Добавить приправы, мягкое сливочное масло (его необходимо заранее достать из холодильника), перемешать. Подавать горячим, залив макароны или потушить макароны в соусе пару минут.

4. ПОДЛИВА ИЗ КУРИЦЫ

● Одна куриная грудка без костей,
● лук,
● чеснок,
● мука,
● сметана или сливки (стакан),
● вода,
● базилик,
● чеснок.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
На разогретую сковороду поместите нарезанную соломкой куриную грудку, обжарьте до золотистого цвета, добавьте нарезанный мелко лук, перемешайте. Когда лук станет золотистым, добавьте пару ложек муки, обжарьте до карамельного цвета, добавьте немного воды, перемешайте, накройте крышкой и дайте потушиться пятнадцать минут на маленьком огне. Когда мясо будет практически готово, залейте его сметаной (или сливками), добавьте измельченный чеснок, базилик, соль и перец, потушите еще минут пять и снимайте с огня.

5. ПОДЛИВА ИЗ КУРИЦЫ С ГРИБАМИ

ИНГРЕДИЕНТЫ:
● куриная грудка (филе),
● две луковицы,
● 300 граммов шампиньонов,
● сметана,
● соль,
● перец,
● зелень,
● две ложки сливочного масла,
● растительное масло.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
На растительном масле обжарьте нарезанную на небольшие кусочки куриную грудку, немного посолите. Когда куриное мясо станет золотистым, добавьте нарезанный соломкой лук и подержите на среднем огне еще минут десять. Нарежьте шампиньоны (соломкой или половинками), добавьте на сковороду, поперчите, перемешайте, добавьте сливочное масло, сделайте слабый огонь. Через пять минут добавьте сметану, посолите, добавьте зелень.

6. ПОДЛИВА К МАКАРОНАМ ИЗ КУРИЦЫ С ПОМИДОРАМИ

ИНГРЕДИЕНТЫ:
● куриное филе, 300 граммов,
● две средних луковицы,
● полкило помидоров,
● соль,
● перец,
● базилик,
● розмарин,
● душица,
● сахар,
● чеснок,
● растительное масло.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
В глубоком сотейнике обжарьте нарезанное маленькими кусочками куриное филе, когда оно приобретет красивый золотистый цвет, добавьте нарезанный лук, перемешайте и потушите вместе. С помидор снимите кожицу, ошпарив кипятком, мелко порежьте, добавьте в сотейник, перемешайте с курицей и луком, если нужно. Добавьте немного воды, посолите. Поперчите, добавьте немного сахара (половину чайной ложки), сухие или свежие приправы, накройте крышкой и потушите до готовности. В самом конце положите натертый на мелкой терке или мелко порезанный чеснок (три-четыре зубчика), накройте крышкой и дайте настояться минут десять, сняв с огня.

7. ПОДЛИВА ИЗ ШПИНАТА

ИНГРЕДИЕНТЫ:
● Свежий (500г ) или замороженный шпинат (одна упаковка),
● оливковое масло,
● базилик,
● соль,
● сливки (сметана),
● 50 г сливочного масла.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
На сковороду поместите мелко нарезанный шпинат или измельченный из магазинной пачки, накройте крышкой, потушите немного. Добавьте немного соли, влейте стакан сливок или нежирной сметаны, добавьте ложку сливочного масла, добавьте базилик, сухой или свежий.
Нежное и полезное блюдо готовится в течение 10 минут и отлично подходит к макаронам.

8. ПОДЛИВКА ИЗ СВИНИНЫ

ИНГРЕДИЕНТЫ:
● Нежирная свинина, 300-400г,
● две-три луковицы,
● морковь (две штуки),
● томатная паста,
● чеснок,
● соль,
● перец,
● зелень,
● вода или бульон.

9. ПОДЛИВА ИЗ ГОВЯДИНЫ

ИНГРЕДИЕНТЫ:
● 300-400 граммов говядины,
● две-три луковицы,
● две моркови,
● мука,
● мясной бульон или вода,
● чашка сливок,
● соль,
● перец,
● чеснок,
● зелень.

10. Паста болоньезе с болгарским перцем

ИНГРЕДИЕНТЫ:
● оливковое масло 4 ст.л.
● лук, мелко нарезанный 3 шт.
● чеснок, мелко нарезанный 3 дольки
● копченый бекон, нарезанный 250 г
● фарш из говядины 1 кг
● болгарский перец, нарезанный 3 шт.
● красное вино 350 мл
● соль, перец
● молоко 375 мл
● консервированные нарезанные помидоры 3 банки по 400 мл
● сахар 3 ст.л.
● орегано 3 ст.л.
● макароны 750 г
● тертый пармезан 100 г

ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
1. Нагреть масло в большой кастрюле и обжарить лук, чеснок и бекон на среднем огне до золотистого цвета. Добавить фарш и жарить, пока он не подрумянится. Добавить нарезанный кубиками перец и готовить еще 5 минут.
2. Добавить красное вино и довести до кипения, затем уменьшить огонь и готовить, пока большая часть вина не испарится. Приправить солью и перцем.
3. Добавить молоко и перемешать, чтобы оно не пригорело. Добавить помидоры, сахар и орегано. Готовить, не накрывая крышкой, в течение 1 часа на самом слабом огне.
4. Приготовить макароны и процедить; полить оливковым маслом и черным перцем. Подавать пасту с соусом, посыпав пармезаном.

Источник

Сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Как зарегистрироваться?
Пройдите, пожалуйста, по ссылке http://www.adventist.su/friends/registration/, на форме регистрации введите Ваши данные и защитный код и нажмите кнопку «Зарегистрировать». Через короткое время Вам на указанный E-Mail придёт письмо с сылкой активации. Кликните на эту ссылку, чтобы активировать Вашу анкету. Ваша анкета будет показываться в списке после активации.

Как войти в свою анкету (аккаунт)
Пройдите, пожалуйста, по ссылке http://www.adventist.su/friends/, слева введите логин и пароль, указанные при регистрации, и нажите кнопку «Вход».

Как изменить данные анкеты
Для изменения данных анкеты, пожалуйста, войдите в Вашу анкету. После этого Вам будет показана Ваша анкета с возможностью редактировать Ваши данные. После ввода изменений нажмите кнопку «Сохранить». Имейте в виду, что Ваши изменения вступят в силу только при нажатии кнопки «Сохранить».

Как изменить логин
Изменение логина не предусмотрено. Если же для Вас это очень важно, то свяжитесь с поддержкой по E-Mail support@adventist.su

Как добавить фото в анкету
Пожалуйста, войдите в Вашу анкету. В поле «добавить фото» выберите файл Вашего фото и нажмите ниже кнопку «Добавить». Затем нажмите «Сохранить», чтобы изменения вступили в силу. Учтите, что пропуск нажатия кнопки «Добавить» приведёт к тому, что Ваше фото не будет добавлено.

Источник

Eden: Христианские знакомств‪а‬ 17+

Для серьезных отношени‪й‬

Illia Kurtov

Для iPad

Снимки экрана

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

Описание

Eden – первое международное приложение знакомств для христиан по Библии.

Eden создан с целью, чтобы миллионы христиан всего мира познакомились с новыми людьми, нашли друзей и создали крепкую христианскую семью в будущем.

Открыв Eden, Вы поймете, как просто познакомится с близкими по «духу» людьми.

Приложение Eden – найди верного спутника жизни по Библии

Приложение Eden создано для христианских знакомств и уже успело получить благодарные отзывы верующих людей на форумах, которые нашли верных спутников жизни и создали семьи.
В отличие от православных и других знакомств приложение Eden удобнее, поскольку вы заходите не через поисковые системы, а напрямую – кликая на иконку. После этого можете смело общаться с христианами.

Навигация приложения позволяет быстро найти христиан различных конфессий: АСД (адвентистов), ЕХБ, пятидесятников, харизматов, веры евангельской

По статистике, около половины семей начинаются с православных и христианских интернет знакомств. Наше приложение поможет вам найти спутника жизни и верного мужа (жену), стать счастливым отцом, (матерью) и прожить свою жизнь по Библии, как учил Иисус и церковь.
И главное, наше приложение бесплатно, и уже сегодня Вы сможете найти «своего» человека.

Возможности Eden:
— Знакомится с новыми людьми, двигая пальцем влево и вправо
— Ставить лайки и смотреть, кто поставил Вам
— Общаться в чате

1. Скачай приложение
2. Заполни свой профиль
3. Укажите свои: пол, возраст, рост и конфессию.

Есть два способа заблокировать пользователя:
1. По кнопке в списке
2. По кнопке внизу профиля пользователя.
После нажатия кнопки «Удалить» пользователь должен подтвердить свое желание удалить этого пользователя навсегда.
После удаления нежелательного контакта вы больше никогда не увидите друг друга в приложении.

Брат, сестра, простираемся вперед!
Все новое впереди!

Вы можете купить ежемесячную подписку на 7 дней, 1 месяц или 3 месяца, через iTunes с автопродлением. На этот же аккаунт придёт новый счёт за использование программы за 24 часа до завершения текущего платного периода.

Отмена текущей подписки в период её действия невозможна. Если вы решили не покупать подписку, вы можете продолжать пользоваться Eden бесплатно.

Подписка уже куплена? Восстановите покупки в настройках приложения.

Источник

трансляции богослужений харьковской общины «Открытое сердце»Каталог полезных сайтов

Каталог адвентистских сайтов, полезных по нашему мнению. В каталог также добавлены несколько внеконфессиональных сайтов, которые предоставляют справочную информацию.

Самые популярные:

Христианские интернет-порталы:

Христианские СМИ:

Медиаресурсы:

Ютьюб-трансляции богослужений:

Молодежные прямые эфиры в Instagram❗️❗️❗️

? Львовский прорыв (https://www.instagram.com/lv.youth/)
? ⏰ 6-24 апреля 20:00
?Львовский прорыв. Молодежь для молодежи. (Львов)

? Герои Библии (https://www.instagram.com/lutsk_youth/)
? ⏰ 6-24 апреля 20:00
? Герои Библии. Как ты их себе представляешь? (Луцк)

? Евгений Алехин (https://instagram.com/pastor.advent?igshid=1pn1qmrrn5p31)
?⏰ Вторник 20:00
? «Не шепотом» Сделай погромче. Поговорим о важном с пастором Евгением Алёхиным

? SEVEN:PM (https://www.instagram.com/7pmchurch/)
? ⏰Среда 19:00
? Служіння молодіжної церкви SEVEN:PM (Винница)

? LikeMAN (https://www.instagram.com/youth_church_n/)
?⏰ Среда 20:00
? «LikeMAN» Невыдуманный Бог. Живое Слово. Твоя история. Молодежная Церковь Believer (Николаев)

? Без названия (https://www.instagram.com/fly_y.m/)
? ⏰ Среда/Воскресенье 16:00
? FLY. youth movement «Без названия» 30 минут вдохновения для тебя (Днепр)

? Ярослав Черепин (https://www.instagram.com/yaroslav_cherepin/)
? ⏰ Четверг 20:00
? «Без маски» Прямые эфиры с пастором Ярославом Черепиным

? Встреча субботы (https://www.instagram.com/purimteam/)
? ⏰ Пятница 21:00
? PURIMTEAM. Уютная встреча субботы (Киев)

? International Church in Vinnitsa (https://www.instagram.com/sda_inter_church_vin/)
?⏰?Every Saturday at 2:pm — worship service of the International Church in Vinnitsa

? Adventist Youth Ukraine (https://www.instagram.com/youth.adventist/)
?⏰ Суббота 10:00
? Молодежная субботняя школа.

? Believer (https://www.instagram.com/youth_church_n/)
?⏰ Суббота 11:00
? Прославление. Субботняя школа. Проповедь. Молодежная Церковь Believer (Николаев)

? КТО? (https://www.youtube.com/omcead) (YouTube)
?⏰ Суббота 15:00
? Еженедельный проект отдела молодежного служения Евро-Азиатского дивизиона

Видеоблогеры:

Интернет-библиотеки, книги, авторские сайты:

Разное:

Издательства, книжные магазины:

Блоги и личные сайты:

Здоровье, отдых:

Христианские учебные заведения:

Web-сайты Церкви АСД:

Учебные заведения и другие организации АСД:

Общины АСД в Украине:

Общины АСД в России:

Общины АСД в других странах:

Источник

Рассказ бывшей адвентистки седьмого дня

сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Смотреть картинку сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Картинка про сайт знакомств для адвентистов седьмого дня. Фото сайт знакомств для адвентистов седьмого дня

– Здрав­ствуй­те, в эфи­ре пере­да­ча «Мой путь к Богу» – о том, как и поче­му люди ста­но­вят­ся пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Сего­дня у нас в гостях Мари­на, и как мы все, в прин­ци­пе, совет­ско­го поко­ле­ния люди, риск­ну пред­по­ло­жить, что Вы с дет­ства рос­ли в сре­де, кото­рая о вере и рели­гии ниче­го не зна­ла, так было?

– Да, так и есть. Более того, я роди­лась и вырос­ла в горо­де, в кото­ром в совет­ское вре­мя не было ни одной церк­ви – в Севе­ро­двин­ске. Он был осно­ван в 1936 году в эпо­ху ста­ли­низ­ма. Да, на тер­ри­то­рии наше­го горо­да суще­ству­ет Нико­ло-Карель­ский мона­стырь, на тот момент он являл­ся скла­дом и нахо­дил­ся внут­ри завода.

– То есть ниче­го даже не напо­ми­на­ло о церк­ви? Как и с чего нача­лось хотя бы какое-то пер­вое дви­же­ние в сто­ро­ну веры в Бога?

– Все слу­чи­лось очень вне­зап­но. Я была обыч­ным ребен­ком, пио­не­ром, и в 14 лет в 1990 году мы поеха­ли с мамой в Крым, в Судак. Там мы как-то про­хо­ди­ли мимо хра­ма, кото­рый толь­ко вос­ста­нав­ли­вал­ся, там еще рабо­ты не были закон­че­ны, и вдруг я маме ска­за­ла: я хочу кре­стить­ся. Я зна­ла толь­ко, что есть Бог-Тро­и­ца, в общем-то, ниче­го боль­ше мне было неиз­вест­но, но у меня потя­ну­ло за серд­це, и мы с мамой при­ня­ли реше­ние: мы на сле­ду­ю­щий же день обе с ней и кре­сти­лись. Мне было тогда 14 лет, и вот даль­ше ниче­го не нача­лось, пото­му что, повто­рюсь, в нашем горо­де на тот момент не было ни одной церк­ви. И вер­нув­шись из Суда­ка домой, в Севе­ро­двинск, есте­ствен­но, на этом все и закон­чи­лось на тот пери­од. А спу­стя два года мама услы­ша­ла объ­яв­ле­ние о биб­лей­ских кур­сах, так назы­ва­е­мых. Я фило­лог изнут­ри, на этот момент, конеч­но же, я еще учи­лась в шко­ле, но я очень хоте­ла изу­чать Биб­лию, нам тогда как раз в «гума­ни­тар­ке» при­сла­ли один сино­даль­ный пере­вод Биб­лии, и мы пошли с мамой на эти биб­лей­ские кур­сы. Я пом­ню, что я зада­ва­ла вопрос чело­ве­ку, кото­рый их вел, кто они: пра­во­слав­ные, не пра­во­слав­ные, – они как-то ушли от отве­та на этот вопрос, а потом, уже после окон­ча­ния биб­лей­ских кур­сов нам ска­за­ли, что это адвен­ти­сты седь­мо­го дня. И так вот я ста­ла адвен­тист­кой – про­сто пото­му, что не зна­ла кто это такие, и аль­тер­на­ти­вы не было на тот момент. И так полу­чи­лось, что, кре­стив­шись в пра­во­сла­вии, я ока­за­лась в протестантизме.

–Вы вооб­ще не слы­ша­ли, что, допу­стим, неко­то­рые назы­ва­ли это сек­той, напри­мер, – вот такая не дохо­ди­ла до Вас инфор­ма­ция, это не сму­ща­ло, если Вы слы­ша­ли такие вещи?

– Во-пер­вых, я тако­го ниче­го не слы­ша­ла, пото­му что интер­не­та тогда не было, книг ника­ких не было, было жела­ние изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние, на этом всё. И по мое­му опы­ту, тота­ли­тар­ной сек­той адвен­ти­сты не явля­ют­ся. Пото­му что, когда я при­ня­ла реше­ние спу­стя мно­го лет уйти отту­да, ника­ких пре­пят­ствий для это­го не было. Это было мое лич­ное реше­ние – посе­то­ва­ли, но отпу­сти­ли с миром. То есть для меня они христиане-протестанты.

– И как скла­ды­ва­лось там Ваше какое-то воз­рас­та­ние? Вы там сколь­ко вре­ме­ни провели?

– Я кре­сти­лась, в смыс­ле, я вошла в эту цер­ковь, когда мне было 16 лет, и нахо­ди­лась я там до 35, но с выхо­да­ми-захо­да­ми, то есть у меня духов­но опре­де­лен­ный путь был, свои поис­ки, разо­ча­ро­ва­ния, возвращения.

– Полу­ча­ет­ся почти 19 лет – доволь­но такой серьёз­ный срок. Но полу­ча­ет­ся, за это вре­мя, навер­ня­ка, Вы изу­чи­ли доволь­но хоро­шо и уче­ние этой орга­ни­за­ции, у Вас навер­ня­ка какие-то появи­лись там и свя­зи, и зна­ком­ства, друзья?

– Да, если это будет инте­рес­но в рам­ках нашей пере­да­чи, но у адвен­ти­стов, дей­стви­тель­но, очень хоро­шо постро­е­но изу­че­ние Свя­щен­но­го Писа­ния, с их точ­ки зре­ния их бого­сло­вия, и моло­деж­ная рабо­та – очень актив­ная была моло­деж­ная рабо­та. У нас была своя «моло­деж­ка», мы соби­ра­лись, посто­ян­но обща­лись, какие-то свои про­бле­мы реша­ли, кто-то женил­ся, и так далее. То есть вот обыч­ная цер­ков­ная про­те­стант­ская жизнь, как и у пра­во­слав­ных, навер­ное, в чем-то похожая.

– Что мог­ло как-то подвиг­нуть к тому, что­бы начать дви­же­ние в сто­ро­ну православия?

– Я зада­ва­ла вопро­сы посто­ян­но, пото­му что они появ­ля­лись, а отве­тов я не нахо­ди­ла. И пас­то­ры тоже не мог­ли отве­тить на какие-то эле­мен­тар­ные вопро­сы. Ну, напри­мер, как нас учи­ли: когда чело­век кре­стит­ся, он уже новая тварь, все ста­рое, гре­хов­ное поза­ди, а вы – цар­ствен­ное свя­щен­ство, люди взя­тые в удел, и все новое теперь. А я чув­ство­ва­ла внут­ри себя, что я гре­хов­на – несмот­ря на то, что было кре­ще­ние, несмот­ря на то, что в цер­ковь посто­ян­но хожу в про­те­стант­скую, изу­чаю Свя­щен­ное Писа­ние, я гре­хов­ная, и чем стар­ше я ста­нов­люсь, тем как вот бао­ба­бы внут­ри меня, как в «Малень­ком прин­це» – они все боль­ше и боль­ше ста­но­вят­ся. И пас­то­ры не мог­ли дать объ­яс­не­ние, поче­му это про­ис­хо­дит. Были и дру­гие мно­гие вопро­сы, на кото­рые они не мог­ли дать ответ. Хотя, зна­е­те, путь к пра­во­сла­вию начал­ся не с про­те­стан­тиз­ма. У меня про­изо­шло зна­ком­ство с мусуль­ма­на­ми, и мне ста­ло инте­рес­но, что это за рели­гия – ислам, я ее не соби­ра­лась при­ни­мать, но я чело­век любо­зна­тель­ный, нача­ла читать Коран, нашла ста­тьи мусуль­ман­ских бого­сло­вов и, есте­ствен­но, мне ста­ло инте­рес­но, что хри­сти­ане гово­рят об исла­ме. Нача­ла искать в интер­не­те и, есте­ствен­но, в основ­ном гово­ри­ли пра­во­слав­ные, я нача­ла читать. Потом воз­ник вопрос: а что пра­во­слав­ные гово­рят о про­те­стан­тах? Нача­ла читать.

– И како­вы впе­чат­ле­ния были от того – понят­но, когда, допу­стим, пра­во­слав­ные гово­рят об исла­ме, это все-таки немнож­ко для Вас посто­рон­ние вещи, а когда уже гово­рят о том, что явля­лось частью Вашей какой-то само­иден­тич­но­сти, как это вос­при­ни­ма­лось? Не было ли внут­рен­не­го како­го-то воз­му­ще­ния, недовольства?

– Момен­ты опре­де­лен­ные были. Напри­мер, насчет при­ча­стия. Адвен­ти­сты при­ча­ща­ют­ся (как они гово­рят): вино­град­ный сок, опрес­но­ки пекут, но для них это сим­вол, вос­по­ми­на­ние о жерт­ве Хри­ста. Они это назы­ва­ли при­ча­сти­ем, и поэто­му когда на фору­ме у Кура­е­ва я нашла диа­лог, что про­те­стан­ты не при­ча­ща­ют­ся, у меня это вызы­ва­ло воз­му­ще­ние: как это так, нет, мы при­ча­ща­ем­ся! И толь­ко потом, уже подой­дя к пра­во­сла­вию, поня­ла, о чем шла речь. То есть мое воз­му­ще­ние было вызва­но моим же соб­ствен­ным незна­ни­ем. Ну, а отку­да мог­ло появить­ся знание.

– Да, что каса­ет­ся при­ча­стия, то мы, пра­во­слав­ные, гово­рим, что они не при­ча­ща­ют­ся, и даже с их соб­ствен­ной точ­ки зре­ния, пото­му что это не то при­ча­стие, о кото­ром гово­рим мы. Что мы при­ча­ща­ем­ся не сим­во­лом, а при­ча­ща­ем­ся реаль­но Тела и Кро­ви Хри­сто­вых. Это как один свя­щен­ник при­во­дил в срав­не­ние чело­ве­ка, кото­рый в пустыне нахо­дит­ся и уми­ра­ет от жаж­ды: ему сим­вол воды, фор­му­ла H2O, не помо­жет, ему нуж­но попить насто­я­щей воды. Точ­но так же и для чело­ве­ка, кото­рый явля­ет­ся в дей­стви­тель­но­сти греш­ни­ком, пото­му что, если греш­ник начи­на­ет назы­вать себя «я свя­той и без­греш­ный», от это­го внут­рен­ние его про­бле­мы нику­да не ухо­дят, как Вы хоро­шо это опи­сы­ва­е­те. И не толь­ко Вы, и дру­гие люди, кото­рые были у про­те­стан­тов, в том чис­ле, об этом сви­де­тель­ству­ют. Так вот, для это­го чело­ве­ка нуж­но реаль­ное соеди­не­ние со Хри­стом, а не сим­вол это­го соеди­не­ния. И этот пери­од чте­ния и таких раз­мыш­ле­ний занял сколь­ко вре­ме­ни примерно?

– Четы­ре года ушло. И конеч­но, что гово­рить об истин­ном хле­бе, – я не знаю, насколь­ко мож­но лите­ра­ту­ру свя­тых отцов назы­вать истин­ным хле­бом, навер­ное, это адек­ват­ное срав­не­ние. Когда я чита­ла про­те­стан­тов, у меня было ощу­ще­ние, что я не насы­ща­юсь. Когда я чита­ла ислам­скую лите­ра­ту­ру, даже чисто для озна­ком­ле­ния, у меня было точ­но такое же ощу­ще­ние: я не насы­ща­юсь, меня это не кор­мит, я голод­ная. И вот как раз, когда я нача­ла читать пра­во­слав­ную лите­ра­ту­ру, явля­ясь еще про­те­стан­том по фак­ту и внут­ри, и сна­ру­жи, я поня­ла, что вот – истин­ный хлеб, кото­рый меня кор­мит. И более того, я ста­ла видеть, слы­шать в про­по­ве­дях у пас­то­ров, как они цити­ру­ют пра­во­слав­ное уче­ние, не назы­вая, есте­ствен­но, что это уче­ние свя­тых отцов Церк­ви. А я уже зна­ла, что это Васи­лий Вели­кий, напри­мер, и вот эта под­ме­на поня­тий: с одной сто­ро­ны, они осуж­да­ют пра­во­сла­вие, с дру­гой сто­ро­ны, они его цити­ру­ют, – ну, в общем, вывод был одно­знач­ный, где мне место, хотя и перед этим окон­ча­тель­ным реше­ни­ем при­шлось столк­нуть­ся с ещё одной слож­ной ситу­а­ци­ей, свя­зан­ной имен­но с религией.

– А чем была вызва­на эта ситуация?

– Я позна­ко­ми­лась с моло­дым чело­ве­ком, кото­рый изна­чаль­но назы­вал себя пра­во­слав­ным, а потом ока­за­лось, что он рери­хо­вец. И, во-пер­вых, вот эта ложь меня очень сму­ти­ла: зачем чело­век выда­ет себя за того, кем он не явля­ет­ся, хотя, может быть, он счи­та­ет себя пра­во­слав­ным, но это его лич­ное дело. А во-вто­рых, он тоже дал мне свою лите­ра­ту­ру: Ори­ге­на, их лич­ные кни­ги. И если Ори­ген еще про­шел более-менее спо­кой­но, нор­маль­но, то когда я ста­ла читать Рери­хов и все осталь­ное, у меня было ощу­ще­ние ужа­са. От ужа­са воло­сы вста­ва­ли дыбом, хотя там ниче­го тако­го страш­но­го не было. Но я поня­ла, что пока я не опре­де­люсь, пока я не решу, кто же я на самом деле, от меня не отста­нут, будут со всех сто­рон вот эти вот зна­ком­ства. И я бегом помча­лась в цер­ковь, тем более, что на тот момент мне очень повез­ло: у меня появи­лась зна­ко­мая матуш­ка, и как раз я пооб­ща­лась с ее мужем, со священником.

– Как эта пер­вая встре­ча состо­я­лась, не страш­но было?

– Очень страш­но, при­чем боя­лись мы оба. Он мой ровес­ник, и я была в гостях, когда батюш­ка при­шел из церк­ви. Жан­на пре­ду­пре­ди­ла его, что я про­те­стант­ка, что я пер­вый раз вижу живо­го свя­щен­ни­ка гла­за в гла­за. Я пом­ню, мы сиде­ли на кухне, смот­рим друг на дру­га, и мы пого­во­ри­ли тогда очень хоро­шо. И, впо­след­ствии, я к нему и при­шла на испо­ведь. Это слу­чи­лось Вели­ким Постом. Боя­лась ужас­но, сна­ча­ла поеха­ла тоже к ним домой, Жан­на меня успо­ка­и­ва­ла, отпо­и­ла аги­асмой (хотя я не знаю, мож­но ли было тогда еще пить свя­той воды, ведь я же не вер­ну­лась еще в Цер­ковь, толь­ко на пути была), потом мы поеха­ли в храм. Есте­ствен­но, Вели­ким Постом – это очень мно­го наро­ду. Мы захо­дим, огром­ная оче­редь, батюш­ка чита­ет молит­вы, ее муж, и потом пово­ра­чи­ва­ет­ся к нам и видит меня. Он в прин­ци­пе знал, что я при­еду, его пре­ду­пре­ди­ли. А я в самом кон­це стою, вся испу­ган­ная и блед­ная, чуть ли в обмо­рок не падаю. И он машет рукой: мол, иди­те сюда. Жан­на меня сза­ди тол­ка­ет, народ рас­сту­па­ет­ся, никто ниче­го не пони­ма­ет, поче­му это вдруг послед­ние долж­ны стать пер­вы­ми, но никто не сопро­тив­лял­ся. И я бла­го­дар­на и свя­щен­ни­ку, и его жене, и людям, кото­рые с пони­ма­ни­ем отнес­лись к этой ситу­а­ции, пото­му что все поня­ли, что что-то происходит.

– А как вот это вхож­де­ние для Вас в Цер­ковь про­ис­хо­ди­ло? Пото­му что даже после тако­го пери­о­да доволь­но дол­гих и серьез­ных раз­мыш­ле­ний, все рав­но, я думаю, какие-то вещи по инер­ции оста­ва­лись у адвен­ти­стов. У них доволь­но мно­го отли­чий от пра­во­сла­вия. Взять хотя бы, что у них по суб­бо­там встре­чи, для них такой упор, что вот они вер­ну­лись к соблю­де­нию суб­бо­ты закон­ной имен­но, и весь­ма обли­ча­ют всех хри­сти­ан, всех осталь­ных – не толь­ко пра­во­слав­ных, кото­рые чтут вос­кре­се­ние, напри­мер. Вот эти вещи какие-то, или ико­ны, напри­мер – они не вызы­ва­ли у Вас смущения?

– Сму­ще­ние было из-за икон. Не оттор­же­ние, а я про­сто не зна­ла как себя вести в хра­ме, и мне было страш­но. Поэто­му я реши­ла для себя, что я не буду спе­шить. Такой пери­од нео­фит­ства у меня был пере­жит в 16 лет, и все долж­но быть спо­кой­но, посте­пен­но врас­тать в душу, без наско­ка тако­го кава­ле­рий­ско­го. И я поти­хонь­ку начи­на­ла ходить в храм и иска­ла свою цер­ковь, но это был доста­точ­но дли­тель­ный про­цесс. Помог­ло то, что появи­лись зна­ко­мые, и я бук­валь­но пря­та­лась за спи­ну сво­е­го пра­во­слав­но­го зна­ко­мо­го, кото­рый при­хо­дил в храм, все рас­ска­зы­вал, пока­зы­вал, он был креп­ко воцер­ко­в­лен­ный чело­век и объ­яс­нял те сму­ще­ния, сомне­ния, кото­рые у меня воз­ни­ка­ли есте­ствен­но и зако­но­мер­но. И вот поти­хонь­ку я нача­ла воцер­ков­лять­ся. Хра­мы меня­ла, пото­му что какие-то хра­мы были очень дале­ко, и было очень слож­но туда доби­рать­ся к нача­лу служ­бы, что­бы успе­вать. И спу­стя два года я нашла такую цер­ковь, вошла в кол­лек­тив при­хо­жан, и явля­юсь там сей­час не самым актив­ным чле­ном церк­ви, но посто­ян­ной при­хо­жан­кой со сво­им духовником.

– А что изме­ни­лось, если гово­рить гло­баль­но, по срав­не­нию с тем, что было, когда Вы были такой – не толь­ко пас­сив­ной, но актив­ной при­хо­жан­кой адвен­ти­стов седь­мо­го дня, и тем, что как-то Гос­подь открыл Вам в православии?

– Появи­лось ощу­ще­ние, что я дома, такое какое-то спо­кой­ствие. Навер­ное, это самое глав­ное, пото­му что чело­ве­ку нужен дом, дом духов­ный, в первую оче­редь. Ина­че чело­век будет искать, суе­тить­ся и бес­по­ко­ить­ся, не нахо­дя это­го истин­но­го духов­но­го дома. Хотя слож­ные момен­ты, конеч­но же, были. Пото­му что чело­век я уже была взрос­лый, с каки­ми-то сво­и­ми уко­ре­нив­ши­ми­ся, непра­виль­ны­ми поступ­ка­ми, мыс­ля­ми, взгля­да­ми. Они и сей­час есть, их нуж­но кор­че­вать и кор­че­вать, и как раз-таки из этих вырос­ших «бао­ба­бов» и были про­бле­мы, кото­рые еще до кон­ца не разрешены.

– Вы уже упо­мя­ну­ли, что рас­ста­ва­ние с адвен­ти­ста­ми про­шло в целом без­бо­лез­нен­но. А как какие-то Ваши зна­ко­мые, дру­зья по адвен­тиз­му – как они вос­при­ня­ли Ваш при­ход в православие?

– Это был шок, во-пер­вых. Я не ста­ла ухо­дить тихо, я при­шла в общи­ну, где я была при­пи­са­на и ска­за­ла: ребя­та, у вас хоро­шо, а дома луч­ше, я ушла в пра­во­сла­вие. Народ начал кри­чать: как это так, ты же зна­ешь всю исти­ну, как ты можешь идти в пра­во­сла­вие после это­го, посмот­ри, вот там батюш­ки такие-то, такие-то. Я ска­за­ла спо­кой­но: наши пас­то­ры ничем не луч­ше. И дело не в том, какой чело­век, а в том, какая вера. Пото­му что оши­бать­ся, гре­шить, могут все, и свя­тых на этой зем­ле в наше вре­мя, навер­ное, най­ти очень и очень слож­но. Но было ощу­ще­ние, что я нашла исти­ну. И вот мой такой путь: я вер­ну­лась в пра­во­сла­вие, я вер­ну­лась домой. Повто­рюсь, ника­ких агрес­сив­ных напа­док на меня не было, но люди зна­ли, что я себе на уме, что я все­гда что-то читаю, что-то спра­ши­ваю, – может быть, им даже было лег­че, что я ушла: пар­ши­вая овца ушла, нако­нец-таки из ста­да и пере­ста­ла всех сму­щать сво­и­ми вопросами.

– Зна­ком­ства на этом пре­кра­ти­лись или с кем-то Вы под­дер­жи­ва­е­те отношения?

– Оста­лись близ­кие люди, и сре­ди не толь­ко про­те­стан­тов, но и сре­ди мусуль­ман, и сре­ди ате­и­стов, конеч­но же. Может быть, это осо­бен­ность наше­го вре­ме­ни: очень слож­но най­ти пра­во­слав­ный круг. Я не знаю, с чем это свя­за­но. Кре­ще­ных людей мно­го, воцер­ко­в­лен­ных мало, а мне, с одной сто­ро­ны, такие люди нуж­ны, а с дру­гой сто­ро­ны, их, к сожа­ле­нию, не так мно­го попа­да­ет­ся на пути.

– Я думаю, что Гос­подь еще пошлет, пото­му что у Вас еще мно­го что впе­ре­ди, мно­го что Гос­подь для Вас при­го­то­вил в буду­щем из Сво­их даров. И дар вот тако­го духов­но­го брат­ско­го обще­ния с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми – это тоже один из тех даров, кото­рые мы можем нахо­дить в Церк­ви. Хотя, конеч­но, ино­гда для это­го тре­бу­ет­ся какое-то вре­мя и тер­пе­ние, может быть. В про­цес­се это­го воцер­ко­в­ле­ния, может быть, что-то было как-то осо­бен­но слож­но, или, наобо­рот, все про­шло хоро­шо с Божьей помо­щью, как бы Вы оце­ни­ли это?

– Здесь слож­ный такой вопрос. С одной сто­ро­ны, на воцер­ко­в­ле­ние я при­шла созна­тель­но в пра­во­слав­ный храм, и вопро­сов ходить или не ходить не было. Я к это­му шла четы­ре года спо­кой­но, не торо­пясь, что­бы пони­мать, что про­ис­хо­дит, куда я иду, зачем я иду. Но воз­ник­ли дру­гие про­бле­мы, навер­ное, болезнь XXI века – депрес­сия, или уны­ние, как ее еще назы­ва­ют. Я с этим столк­ну­лась очень близ­ко. Я слы­ша­ла мне­ние одно­го свя­щен­ни­ка, что депрес­сия быва­ет вызва­на при­чи­на­ми физи­че­ски­ми: каких-то вита­ми­нов не хва­та­ет, и тогда это не грех. Моя свя­за­на имен­но с духов­ным состо­я­ни­ем, то есть я зна­ла, поче­му я оку­ну­лась вот в этот весь ужас и кош­мар, кото­рый мне при­шлось пере­жить. И это был очень слож­ный вопрос. С дру­гой сто­ро­ны, было внут­рен­нее ощу­ще­ние, что толь­ко в Церк­ви я смо­гу выжить. Речь шла имен­но о выжи­ва­нии, пото­му что дошло до того, что утро начи­на­лось с мыс­лью о том, что ско­рее бы уме­реть, даль­ше это­го тер­петь уже невоз­мож­но… И я шла в храм, шла к свя­щен­ни­кам, как раз наш насто­я­тель бук­валь­но вытас­ки­вал меня из это­го состо­я­ния, он сде­лал все, что­бы помочь мне, хотя через мно­гие скор­би и про­бле­мы при­шлось пройти.

– И на этом пути Вы полу­чи­ли помощь от Гос­по­да по молит­вам Церкви?

– Конеч­но. Во-пер­вых, мне повез­ло: я попа­ла к стар­цу отцу Иоан­ну Миро­но­ву. В общем-то, цели у меня к нему идти не было, я боя­лась услы­шать какие-то вещи, кото­рые мне не понра­вят­ся, и я не хоте­ла туда идти. Но, с дру­гой сто­ро­ны, я пони­ма­ла, что мне нуж­на молит­ва. И вот так сло­жи­лось, что опять «послед­ние ста­ли пер­вы­ми», меня к нему про­ве­ли, он надо мной помо­лил­ся, и после это­го нача­лись момен­ты про­свет­ле­ния, когда было все пло­хо-пло­хо-пло­хо, а потом вот поти­хо­неч­ку-поти­хо­неч­ку: на неде­лю – свет, на две неде­ли – свет, и вот так рас­ка­ча­лось, и за год я вер­ну­лась к нор­маль­ной жиз­ни. Про­бле­мы быва­ют, но они уже не такие серьезные.

– Сла­ва Богу. Вы упо­мя­ну­ли, что есть неко­то­рый такой сте­рео­тип отно­ше­ния к стар­цу, кото­рый на самом деле непра­виль­ный, а имен­но, когда люди обра­ща­ют­ся: про­да­вать ли квар­ти­ру, допу­стим, выхо­дить замуж за это­го чело­ве­ка или не выхо­дить, ложить­ся ли делать опе­ра­цию или не делать… – все это, с одной сто­ро­ны, понят­но, что людей это искренне бес­по­ко­ит, но сама ситу­а­ция при этом выгля­дит таким обра­зом, что чело­век дума­ет, что я в сво­ей жиз­ни зани­ма­юсь сам, я сам все решаю, но вот кон­крет­но эту ситу­а­цию я не могу решить, пото­му что я не знаю буду­ще­го, и поэто­му мне надо най­ти кого-то, кто это буду­щее зна­ет, что­бы кон­крет­но эту ситу­а­цию раз­ре­шить. А в дей­стви­тель­но­сти, про­бле­ма наша в том, что нашу жизнь саму мы ведем неугод­ным Богу обра­зом. Жизнь всю нуж­но менять в соот­вет­ствии с волей Божи­ей. И идея, что мы сами управ­ля­ем сво­ей жиз­нью, сами ее стро­им – она явля­ет­ся как раз-таки гор­дой и лож­ной иде­ей. Иде­ей, кото­рая отго­ня­ет бла­го­дать Божию от нас, кото­рая не дает Богу дей­ство­вать в нашей жиз­ни, кото­рая в ито­ге при­во­дит нас к тем тупи­кам, в кото­рых люди вот как раз, как в такой край­ней мере, обра­ща­ют­ся за сове­том к стар­цу. А самое-то глав­ное, если дей­стви­тель­но Гос­подь дал нам воз­мож­ность встре­чи с духов­ным чело­ве­ком – конеч­но, это для того, что­бы испра­вить нашу внут­рен­нюю духов­ную жизнь. Был изве­стен при­мер, когда к пре­по­доб­но­му Амвро­сию, кажет­ся, или к дру­го­му пре­по­доб­но­му Льву Оптин­ско­му при­хо­ди­ла кре­стьян­ка спро­сить, как ей за кура­ми уха­жи­вать или за коро­вой сле­дить, и он ей дал ответ. Но для того ли нам даны стар­цы, что­бы мы их спра­ши­ва­ли о таких вещах? Конеч­но, Вы обра­ти­лись все-таки с такой духов­ной про­бле­мой, кото­рая дей­стви­тель­но тре­бо­ва­ла такой молит­вен­ной под­держ­ки. И, я думаю, что будут у Вас и дру­гие встре­чи с духов­ны­ми людь­ми – и с отцом Иоан­ном, или с дру­ги­ми духов­ны­ми, кого Гос­подь пошлёт. Думаю, Вы эти воз­мож­но­сти этой встре­чи исполь­зу­е­те для того, что­бы дей­стви­тель­но полу­чить духов­ную жизнь, что­бы нала­дить ее, как это тре­бу­ет­ся. Страх, кото­рый вы упо­мя­ну­ли: я пони­маю, пото­му что неко­то­рые дей­стви­тель­но тоже боят­ся, если речь идет о духов­ном чело­ве­ке и, дей­стви­тель­но, у кото­ро­го, как гово­рят, есть дар про­зор­ли­во­сти, то неко­то­рые люди избе­га­ют его, что­бы не услы­шать всю волю Божию, и при­шлось бы тогда отка­зы­вать­ся в сво­ей жиз­ни от того, от чего не хочет­ся отка­зы­вать­ся. Но для хри­сти­а­ни­на, если поду­мать так, эта пози­ция доволь­но стран­ная. Пото­му что мы-то и хотим испра­вить нашу жизнь, и долж­ны исправ­лять ее. Если Гос­подь для нас откро­ет, что нам от чего-то надо изба­вить­ся, так и сла­ва Богу. А если мы от это­го не изба­вим­ся и в этом умрем, наше незна­ние нам мало поможет.

– Здесь немнож­ко дру­гой аспект еще может быть. Чело­век про­сто не готов в дан­ный момент услы­шать волю Божью, если она отри­ца­тель­ная, в какой-то момент. А когда чело­век вырас­та­ет духов­но, он уже спо­кой­но и при­ни­ма­ет, это не вызы­ва­ет каких-то отри­ца­тель­ных эмо­ций, чувств и стра­ха. Поэто­му, навер­ное, для каж­до­го реше­ния нуж­но созреть вовре­мя. Я не знаю, пра­виль­но это или нет, но я ста­ра­юсь зреть не торо­пясь. Если выдер­ги­вать из зем­ли мор­ков­ку и посто­ян­но смот­реть: вырос­ла-не вырос­ла, – она от это­го, в общем, луч­ше не ста­нет, вер­нее, она умрет, поэто­му пус­кай мор­ков­ка рас­тет медленно.

– Глав­ное – при­нять пра­виль­ное направ­ле­ние и в нем дви­гать­ся спо­кой­но, с Божьей помо­щью, с молит­вой, с верой и надеж­дой на помощь Божию. Что каса­ет­ся того вопро­са, кото­рый Вы зада­ва­ли в свое вре­мя пас­то­рам: в пра­во­сла­вии как раз, и я думаю, Вы тоже это заме­ти­ли, этот вопрос с мак­си­маль­ной глу­би­ной рас­смат­ри­ва­ет­ся, а имен­ногре­хов­ность,как с ней бороть­ся, как с ней спра­вить­ся. Неко­то­рые люди даже гово­рят: ну вот, все пра­во­сла­вие, там, о гре­хах да о гре­хах, о стра­стях, нет бы о чем-нибудь поло­жи­тель­ном! У свя­тых отцов это и было поло­жи­тель­ным, пото­му что о гре­хах они гово­ри­ли имен­но в пер­спек­ти­ве того, как от них очи­стить­ся, как от них изба­вить­ся. Для это­го они изу­ча­ли, как это вли­я­ет на эту нашу душу, отку­да одна страсть про­ис­хо­дит, поче­му она уко­ре­ня­ет­ся, как от нее избав­лять­ся. Хотел об этом тоже спро­сить: зна­ком­ство с таким пра­во­слав­ным взгля­дом, со свя­то­оте­че­ским взгля­дом на этот вопрос, помог­ло ли Вам его для себя разрешить?

– Я еще в самом нача­ле, навер­ное, поэто­му раз­ре­шить окон­ча­тель­но – конеч­но же, нет. Про­сто я начи­наю видеть, какие стра­сти более уко­ре­не­ны, про­во­ди­ла реви­зию недав­но, что уко­ре­ни­лось, что еще не при­жи­лось, какие семе­на взо­шли, какие-то, наобо­рот, про­па­ли на дан­ный момент. И без духов­но­го руко­вод­ства здесь вооб­ще не обой­тись. Лите­ра­ту­ра духов­ная очень помо­га­ет, но ее, навер­ное, мало, пото­му что я пом­ню, как в момент депрес­сии чита­ла кни­гу, где были пере­чис­ле­ны раз­лич­ные гре­хи, как с ними бороть­ся, и я виде­ла: любой грех во мне: это во мне, это во мне, – и я была про­сто в шоке. Мне свя­щен­ник ска­зал: не читай, сей­час ты не гото­ва читать эту кни­гу, пото­му что не может тако­го быть, что вот все было пря­мо в тебе. И потом уже, когда я успо­ко­и­лась, я более трез­во смот­ре­ла, что дей­стви­тель­но вот какие-то стра­сти доми­ни­ру­ют, какие-то, наобо­рот, не харак­тер­ны для меня, и вот имен­но бла­го­да­ря духов­но­му руко­вод­ству чело­ве­ка, кото­рый зна­ет меня лич­но. А кни­ги все-таки общий такой реко­мен­да­тель­ный харак­тер имеют.

– Да, очень важ­но иметь духов­но­го отца, это даже со сто­ро­ны наше­го отсе­че­ния воли очень полез­но. Пото­му что, когда чело­век сам собой руко­во­дит, в резуль­та­те оста­ет­ся один на один с теми про­бле­ма­ми, в кото­рых он не раз­би­ра­ет­ся. Пото­му, что­бы разо­брать­ся вот так хоро­шо, как свя­тые отцы раз­би­ра­лись в духов­ных про­бле­мах, это надо про­жить такую жизнь, как они про­жи­ли, чего у нас нет. И дру­гой момент – это то, что духи зло­бы, кото­рые про­ти­во­сто­ят хри­сти­а­ни­ну, они зани­ма­ют­ся этим уже несколь­ко тысяч лет, они в этом про­фес­си­о­на­лы, они и по сво­им интел­лек­ту­аль­ным спо­соб­но­стям, и про­сто, они хоро­шо зна­ют, как чело­ве­ку моро­чить голо­ву, в том чис­ле и мыс­ля­ми, кото­рые пона­ча­лу могут казать­ся пра­виль­ны­ми и бла­го­че­сти­вы­ми. И само­му чело­ве­ку все­му это­му про­ти­во­сто­ять крайне слож­но и болез­нен­но. Когда же у нас есть духов­ный отец, имен­но в отно­ше­ни­ях с ним мы можем отсе­кать свою волю, можем пока­зы­вать сми­ре­ние, мы можем пока­зы­вать дове­рие ради Бога, когда мы это дела­ем ради Бога, пото­му что тоже очень важ­но под­черк­нуть: пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин слу­ша­ет сло­ва духов­но­го отца не из-за лич­ных отно­ше­ний с ним, не пото­му что это хоро­ший батюш­ка, не пото­му что он окон­чил семи­на­рию и ака­де­мию, а имен­но ради Хри­ста. Пото­му что он име­ет дар свя­щен­ства и дар при­ни­мать испо­ведь. Из дове­рия к это­му дару Хри­ста, когда чело­век испо­ве­ду­ет­ся, когда чело­век не про­сто испо­ве­ду­ет­ся, но и дове­ря­ет свя­щен­ни­ку, кото­рый дает какой-то совет, и даже если этот совет ему кажет­ся стран­ным, непо­нят­ным, но по вере тому, что гово­рит свя­щен­ник, а не по тому, что мне кажет­ся пра­виль­нымвот этот акт как раз и есть акт сми­ре­ния, акт доб­ро­воль­но­го согла­со­ва­ния сво­ей воли с волей Божи­ей, кото­рая выра­жа­ет­ся через сло­ва дру­го­го человека.

– Вы зна­е­те, кста­ти, имен­но это ощу­ще­ние, что мои мыс­ли могут быть непра­виль­ны­ми, оно и при­ве­ло меня в ито­ге. Пото­му, что, читая рери­хов­скую лите­ра­ту­ру – это был послед­ний такой тол­чок мощ­ный, я уви­де­ла, что запи­са­ны вот в этих кни­гах те мыс­ли, кото­рые при­шли ко мне в голо­ву, еще когда я была 17-лет­ним ребен­ком. И дру­гой бы чело­век обра­до­вал­ся: ух ты, Рерих гово­рит то же самое, что я думаю! А у меня это вызва­ло состо­я­ние ужа­са, и я пом­ню мысль, что я луч­ше пой­ду в пра­во­сла­вие и буду читать их духов­ную лите­ра­ту­ру, пра­во­слав­ную духов­ную лите­ра­ту­ру, пото­му что свя­тые отцы Церк­ви луч­ше зна­ют, чем я. И вот это ощу­ще­ние, что Рерих – это все-таки ересь, и я там быть не хочу, хотя он гово­рит то же, что думаю я, – я луч­ше сюда, я в пра­во­сла­вие! Пото­му что сама я могу до чего угод­но доду­мать­ся, до любой ере­си, а я это­го не хочу, это очень страшно.

Да, к сожа­ле­нию, вот это направ­ле­ние эзо­те­ри­че­ское, и Рери­хи, и дру­гие подоб­ные им само­зва­ные учи­те­ля – оно как раз постро­е­но все на таком выпя­чи­ва­нии и посто­ян­ном щеко­та­нии сво­е­го «Я». И, к сожа­ле­нию, быва­ет так, что чело­век это вос­при­ни­ма­ет за какой-то путь само­ре­а­ли­за­ции, путь духов­но­го роста или ещё что-то такое, хотя про­сто он тешит соб­ствен­ное само­лю­бие. И сла­ва Богу, что у Вас была с само­го нача­ла такая здра­вая реак­ция на это. Пото­му что, как гово­рил пре­по­доб­ный Мак­сим Испо­вед­ник, ум каж­до­го чело­ве­ка есте­ствен­но влюб­лен в свои мыс­ли и счи­та­ет их самы­ми луч­ши­ми про­сто пото­му, что это мои мыс­ли. И поэто­му, он гово­рит, что люди, кото­рые погру­же­ны в стра­сти, пред­по­чи­та­ют не сове­то­вать­ся о сво­их мыс­лях, пото­му что им кажет­сязачем сове­то­вать­ся, и так все пре­крас­но, все понят­но. А по мере того, как воз­рас­та­ет духов­но, он гово­рил, что чело­век, наобо­рот, ста­ра­ет­ся боль­ше про­ве­рять свои мыс­ли, сове­ту­ясь с кем-то. Ну, понят­но с кем – с духо­вы­ми людь­ми. И сла­ва Богу, что как-то Вы почув­ство­ва­ли это.

– Навер­но, это про­мысл Божий, кото­рый в 14 лет при­вел меня в пра­во­слав­ный храм в Суда­ке. Это было вне­зап­ное побуж­де­ние – поче­му, как, я не знаю, про­сто тол­чок: я хочу кре­стить­ся в пра­во­сла­вие, и все! Тогда это было, может быть, поэто­му Бог хра­нил меня и вел таким вот изви­ли­стым путем, ну, а что даль­ше будет, я не знаю.

– Хотел Вам пред­ло­жить такую воз­мож­ность: что бы Вы мог­ли ска­зать тем людям, кото­рые сей­час явля­ют­ся чле­на­ми – не обя­за­тель­но адвен­ти­стов седь­мо­го дня, может быть, и дру­гих каких-то про­те­стант­ских, неопро­те­стант­ских орга­ни­за­ций, и у кото­рых, может быть, тоже внут­рен­ние есть какие-то раз­мыш­ле­ния о пра­во­сла­вии, но при этом есть страх сде­лать шаг в сто­ро­ну пра­во­слав­ной Церк­виа как меня там при­мут, най­ду ли я свое место там, и полу­ча­ет­ся, я лишусь все­го того, что у меня есть, здесь мои бра­тья и сест­ры и так далее. Что бы Вы мог­ли таким людям, кото­рые в такой ситу­а­ции нахо­дят­ся, посоветовать?

– Вы зна­е­те, в такой ситу­а­ции может быть любой чело­век, даже про­сто кре­ще­ный в пра­во­сла­вии, но кото­рый не ходит в Цер­ковь. И я слы­ша­ла, когда на пред­ло­же­ние, что у тебя что-то слу­чи­лось, пой­ди, помо­лись, давай, я с тобой пой­ду – чело­век гово­рит: я боюсь. Я тоже боя­лась, я пом­ню этот страх, пото­му что это про­сто, навер­ное, какой-то бла­го­го­вей­ный страх, когда ты не зна­ешь, как вести себя в свя­том месте. Таким людям, конеч­но, про­сто нуж­но най­ти чело­ве­ка, кото­рый, как когда-то брат во Хри­сте пере­до мной встал, я за его спи­ну спря­та­лась, а он мне все пока­зы­вал и рас­ска­зы­вал. Нуж­но най­ти тако­го же бра­та, сест­ру во Хри­сте, кото­рый бы шел неко­то­рое вре­мя впе­ре­ди и все пока­зы­вал. Если же для чело­ве­ка пра­во­сла­вие не явля­ет­ся чем-то сакраль­ным, свя­тым – ну, тут уже гово­рить что-то, навер­ное, пока еще рано. Чело­век идет тем путем, кото­рый он выбрал. Насиль­но заго­нять куда-то – я не знаю.

– Насиль­но нет, конеч­но. В этом и такое отли­чие пра­во­сла­вия, что нам не инте­ре­сен чело­век, кото­рый при­шел под дав­ле­ни­ем. Пред­по­ло­жим, что вдруг мы захо­те­ли насиль­но при­влечь огром­ную мас­су людей в Цер­ковь, пред­по­ло­жим, мы их при­влек­ли, мы заста­ви­ли их насиль­но стать пра­во­слав­ны­ми. Но внут­ренне они не пра­во­слав­ные. Но сей­час, когда они не пра­во­слав­ные, вне Церк­ви, они не ока­зы­ва­ют на про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в Церк­ви, ника­ко­го вли­я­ния. А так полу­ча­ет­ся, что мы долж­ны были бы сде­лать чле­на­ми Церк­ви огром­ное коли­че­ство людей, кото­рые не хотят быть, не любят Цер­ковь, и кото­рые, соот­вет­ствен­но, при­дер­жи­ва­ют­ся совер­шен­но дру­гих взгля­дов на мно­гие вопро­сы. И если бы они ста­ли вдруг насиль­ствен­но чле­на­ми Церк­ви, они бы вели внут­ри нас под­рыв­ную рабо­ту, даже не созна­тель­но, а про­сто в силу того, что их устрем­ле­ния, их жела­ния совер­шен­но дру­гие. Ну и зачем это нам надо?

– Тем более, что, к сожа­ле­нию, ну гово­рят же, что Цер­ковь – это не собра­ние свя­тых, а тол­па каю­щих­ся греш­ни­ков. Вот такие обви­не­ния тоже очень часто зву­чат: что, вот, вы ходи­те в Цер­ковь, но посмот­ри­те, вы так­же про­дол­жа­е­те гре­шить, по прин­ци­пу «не согре­шишь – не пока­ешь­ся»… Я пони­маю, конеч­но, что чело­век, кото­рый, пере­сту­пил порог хра­ма, и даже если он ходит туда 2, 5, 10 лет – бао­ба­бы-то еще не все выкор­че­ва­ны, это дол­гий-дол­гий путь дли­ной в жизнь, а люди, кото­рые вне Церк­ви, они счи­та­ют, что если чело­век внут­ри, то он уже дол­жен быть святым.

– Здесь еще такая про­бле­ма, что зача­стую это явля­ет­ся отго­вор­кой для всех тех людей, кото­рые про­сто не хотят менять свою жизнь, при­хо­дить в Цер­ковь. Быва­ли при­ме­ры, и у нас в пере­да­че были такие при­ме­ры, когда люди начи­на­ли свой путь к Богу с того, что они виде­ли, как их зна­ко­мый поме­нял­ся на их гла­зах после того, как стал веру­ю­щим. Так что, в дей­стви­тель­но­сти, конеч­но, чело­век не ста­но­вит­ся свя­тым, но жизнь его меня­ет­ся. И мно­гие даже неве­ру­ю­щие не могут ска­зать, что она изме­ни­лась в худ­шую сторону.

Спа­си­бо боль­шое Вам за Ваш рас­сказ, за Ваше сви­де­тель­ство, помо­щи Божи­ей Вам в Вашем духов­ном пути. Я напо­ми­наю о том, что наши зри­те­ли могут писать свои вопро­сы, заме­ча­ния, пред­ло­же­ния на наш элек­трон­ный адрес. Хра­ни вас Гос­подь.

Гость – Мари­на Чебы­ки­на, экскурсовод

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *