сардар лориана дата рождения
Основатель «Билайна» купил московский каршеринг BelkaCar
Основным акционером московского каршеринга BelkaCar стала компания Coneplace Limited, связанная с основателем «Билайна» Дмитрием Зиминым. Она выкупила акции у швейцарской Winterberg Group, ставшей фигурантом судебного разбирательства на Кипре. BelkaCar принадлежит 20% московского рынка каршеринга.
Новый основной акционер BelkaCar
Компания Coneplace Limited стала основным акционером каршерингового сервиса BelkaCar, о чем заявил в пресс-релизе сервис. Она выкупила все акции, принадлежащие Winterberg Group — бывшей Bryanston Group — а также докупила дополнительный пакет. Стоимость приобретения и точное распределение долей после заключения сделки компания не разглашает.
Coneplace Limited является дочерней компанией структуры BMT Private Equity Limited. Та, в свою очередь, как сообщает «Интерфакс», связана с группой компаний, созданных российским предпринимателем Дмитрием Зиминым, основателем телекоммуникационной компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»).
BelkaCar поясняет изменения в составе акционеров «усилением конкуренции на московском рынке и начавшейся консолидацией, а также окончанием инвестиционного цикла Winterberg Group». Компания считает, что в данный момент будет лучше, если позицию основного акционера займет крупный фонд прямых инвестиций вроде BMT.
Что такое BelkaCar
Во время своего запуска в 2017 г. BelkaCar провел инвестиционный раунд, в ходе которого смог привлечь более 2 млн евро. Раунд возглавила швейцарская инвестиционная компания Winterberg Group. BMT также вложилась в проект, но как миноритарный акционер.
Сейчас под управлением BelkaCar находится 4,3 тыс. автомобилей, которые доступны для использование в Москве и Сочи. Сервис управляется компанией АО «Каршеринг», выручка которой по итогам 2018 г. достигла 1,4 млрд руб., а чистый убыток — 386,3 млн руб., следует из данных базы «Контур.Фокус». Долю BelkaCar на московском рынке каршеринга в конце того же года J. P. Morgan оценивала в 20%.
Разбирательство на Кипре
В октябре 2018 г. суд на Кипре наложил ограничение на активы Winterberg Group (на тот момент еще Bryanston Group) на сумму 26,9 млн евро. С таким требованием в суд обратился истец — мюнхенская компания B.S. Beteiligungsgesellschaft mbH, которая принадлежит бывшему президенту Bryanston Resources Бенедикту Соботке (Benedikt Sobotka).
Мюнхенская компания утверждала, что BelkaCar, Bryanston Group и Bryanston Resources вступили в сговор в мошеннических целях, в результате чего Bryanston Resources потеряла ряд активов, в том числе 52% акций BelkaCar. В связи с этим суд заблокировал 52,47% акций АО «Каршеринг», запретив кипрской структуре BelkaCar Ltd их продавать.
Каршеринг назвал эту процедуру стандартной обеспечительной мерой, принятой в ожидании решения суда. Впоследствии блокировка была снята, как и все претензии к компании.
Российский каршеринг: «друзья» мэрии из Люксембурга, изгнанники с Черкизона и самбисты
Разобрались с набирающим популярность сервисом. Черный пиар, офшоры и современные технологии — все на месте
Московский каршеринг на этой неделе вновь оказался в центре скандала. На этот раз обошлось без разбитых авто и компенсаций на сотни тысяч, просто в интернете появилось бизнес-предложение для блогеров: «Вы пишете много негатива про одну каршеринговую контору и получаете за это заслуженное вознаграждение». Пользоваться услугами было не обязательно, можно было просто включить воображение и составить текст.
В Сети по этому поводу возникло два предположения: либо на рынке каршеринга стало настолько тесно, что в ход пошли такие грязные приемы, либо сама компания инициировала «ложную атаку» на себя, чтобы привлечь внимание. Такой хитрый пиар-ход.
И пока блогеры погрузились в поиски истинных мотивов нанимателей, мы в Daily Storm решили обратить внимание на сам рынок каршеринга, чтобы понять, что это за явление такое и почему оно столь интересно.
Что такое каршеринг
Для тех, кто не в курсе, каршеринг – это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной, почасовой или посуточной оплатой. Преимуществом такого проката является мобильность и отсутствие лишних формальностей: находите с помощью смартфона машину, выбираете и едете, никаких переговоров с операторами и ожидания на линии.
В Москве первый сервис был запущен осенью 2015-го и за два года набрал популярность: сейчас машины с оранжевым принтом на улицах города — отнюдь не редкость.
Для того чтобы арендовать автомобиль, достаточно просто пройти регистрацию на сайте, указав свои данные (паспорт, права, адрес проживания и т.д.), а также скачать мобильное приложение. Собственно, на этом практически вся волокита заканчивается (надо еще подписать договор, но зачастую конторы соглашаются сами вам его привезти). Однако есть свои тонкости: чтобы арендовать такое авто, вам должно быть больше 21 года, а стаж вождения должен составлять не менее двух лет. Если не отвечаете требованиям — такси или метро.
Главные игроки рынка каршеринга
Если на рынке каршеринга действительно началось масштабное противостояние с использованием черного пиара, то здесь и до использования других методов недалеко (никакого намека на административный ресурс!). Поэтому чтобы понять ситуацию, нужно познакомиться с игроками и уяснить, что они из себя представляют.
В настоящее время в Москве работают пять каршеринговых компаний: BelkaCar (именно про их сервис блогеров просили написать немного негатива), YouDrive, «Делимобиль», Anytime и Car5. А в сентябре добавится еще один оператор — Carenda.
Самая крупная компания — «Делимобиль» («Каршеринг Руссия»). 58% уставного капитала принадлежит в ней офшору — люксембургской «МК Листед Секьюритиз», которую связывают с другой фирмой — Mikro Kapital. Ее владелец — президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани, который столь плотно осел в России, что в разгар санкций пообещал пошить костюмы в своем ателье всем чиновникам, которым запретили въезд в страны Европы и США. Также с Mikro Kapital связывают Дениса Саклакова — бизнесмена и хорошего знакомого Максима Ликсутова.
Другие представители «Делимобиля» тоже не чужды силовым видам спорта. Гендиректором «Каршеринг Руссия» числится Алексей Градов, а совладельцем – Артур Меликян. Оба работают в аппарате главы Международной федерации самбо Василия Шестакова. По состоянию на 2016 год прибыль компании составила 257 миллионов рублей.
Далее — YouDrive (она же НТС, гендиректор Борис Голиков). Ее хозяева уже не из мира единоборств. Здесь слились воедино немецкие технологии, бензин и мобильные приложения. 40% капитала YouDrive — у компании «Панавто» — официального дилера «Мерседес» в России. Оставшиеся 60% — у НГК. Ее владельцы прославились тем, что создали приложение для смартфонов Pump.Today по дистанционной доставке бензина прямо на парковку.
«Жертва блогеров» BelkaCar — на первый взгляд исключительно женский проект. Компанией управляют три подруги: Екатерина Макарова, Елена Мурадова, Лориана Сардар. Про них ничего особо интересного не рассказать, в отличие от человека, которого называют главным инвестором этой каршеринговой компании — Дмитрия Зимина, основателя компании «ВымпелКом». Инвестиции в BelkaCar на первом этапе составили около 148 миллионов рублей.
Car5 — гендиректор и владелец (точнее, инженерного центра «Технологии информационной безопасности», который указан в договоре аренды) Андрей Розе. Наверное, самая незаметная личность в нашем списке. До того как прийти в каршеринг, он занимался традиционной арендой автомобилей.
Anytime — самая загадочная компания в списке. 95% принадлежит Сабине Якубовой, про которую известно, что она является супругой некоего Салима Якубова. Причем подробности его биографии найти практически невозможно. Даже его отчество удалось отыскать только среди участников одной московской конференции — Насимович. И тут у нас возникли подозрения по поводу причин такой скрытности. В 2009 году «Новая газета» в своей статье о Черкизовском рынке писала, что «делами по сдаче в аренду складов и продаже точек на Черкизоне ведал некий Якуб». Журналисты также уточняли, что партнера Зараха Илиева (хозяина Черкизовского) и соучредителя ООО «Фирма Илиев» звали Салим Нисонович Якубов. Нам удалось найти ООО «Фирма Илиев» в системе «СПАРК-Интерфакс», но ни Илиев, ни Якубов в числе совладельцев не значатся. Так что стопроцентной уверенности, что таинственный «Якуб с Черкизона» и муж хозяйки Anytime — один и тот же человек, у нас нет. В самой компании не смогли ответить на данный вопрос.
Размах имеет значение
Сейчас в Москве работают более трех тысяч каршеринговых машин. Если сравнивать с общим автопарком столицы — 4,8 миллиона автомобилей, то может показаться, что это капля в море.
Но здесь нужно учитывать два фактора.
Во-первых, динамика. По данным департамента транспорта Москвы, осенью 2016 года число каршеринговых автомобилей приближалось к тысяче. То есть меньше чем за год произошел рост в три раза. Но и это не предел: исследования показывают, что емкость рынка может достигать 15 тысяч машин.
Рынок, по словам экспертов, безусловно очень перспективен.
«В настоящее время не только в Москве, но и в стране в целом растет стоимость владения автомобилем. Для некоторой категории граждан — имею в виду тех, кому не надо пользоваться автомобилем постоянно, каршеринг — хорошая альтернатива”, — рассказывает Daily Storm автомобильный обозреватель Андрей Осипов.
Во-вторых, во всем мире соотношение каршеринговых автомобилей и частных примерно такое же, как и в Москве. Автопарк самой крупной компании, занимающейся краткосрочной арендой — Car2Go, составляет 12 тысяч машин. При этом раскиданы они по 7 странам мира. Плотность насыщения городов — Москвы, Берлина и Нью-Йорка — примерно одинаковая. Это видно по картам, на которые вы можете посмотреть ниже.
Хотя есть важная оговорка. По качеству и комфорту автомобили на западе на порядок выше: если у нас преобладающее большинство авто — это эконом-класс от Hyundai и Kia (не в обиду этим маркам, многие в редакции на них ездят), то в европейских каршеринг-компаниях основа автопарка — BMW и Mercedes.
IT и регионы
Еще одним признаком того, что рынок каршеринга — место весьма привлекательное, является интерес к нему со стороны интернет-компаний.
15 августа «Яндекс» выпустил первый агрегатор для каршеринговых компаний, который должен упростить использование сервисов. Задумка простая — сделать так, чтобы пользователям больше не надо было рыскать по нескольким приложениям и тратить драгоценное время на поиск свободного автомобиля, теперь на одной карте находятся автомобили сразу от нескольких компаний.
«Сейчас каршеринг активно развивается: им пользуются все больше людей, появляются новые каршеринговые компании, услуга приходит в регионы», — пояснил Антон Рязанов, руководитель «Яндекс.Каршеринга».
И касательно регионов. Там для развития подобного рода бизнеса перспективы огромные. Сейчас компании активно продвигают каршеринг в наиболее платежеспособных городах-миллионниках. Так, по данным портала cars-sharing.ru, помимо Москвы, в России сервис каршеринга доступен в Санкт-Петербурге в компаниях YouDrive, «Делимобиль» и Colesa. В Краснодарском крае — в городах Сочи, Адлер, Красная поляна, Туапсе — работают каршеринг-сервисы от компаний YourMove и UrentCar, а уже в октябре «Делимобиль» запустит услугу в Уфе.
Конкуренция
Относительно каршеринга еще один вопрос: для кого это конкурент — для общественного транспорта, частного или же такси? Эксперты настаивают на последнем варианте. Такую позицию высказал партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
«Все это — форма современной мобильности. В условиях мегаполиса наличие автомобиля становится необязательным. Я встречал случаи, когда люди действительно отказывались от своих автомобилей в пользу каршеринга или же такси”, — добавил эксперт.
Пока такси по популярности обходит каршеринг. Согласно данным Taxi Price Index 2017, Москва заняла третье место по дешевизне за 1 км поездки, уступив только Каиру и Бангкоку.
Женщины рулят: Как три подруги запустили в Москве каршеринг BelkaCar
«Тёлкин бизнес», — шутит о своём проекте Екатерина Макарова, соосновательница московского каршеринга BelkaCar, который в декабре получил 2,1 млн евро от швейцарского инвестфонда Bryanston. Макарова и две её подруги, Елена Мурадова и Лориана Сардар, запустили сервис в октябре с сотней сине-оранжевых Kia Rio, благодаря инвестициям они увеличили парк до 350 автомобилей и расширили зону их парковки до МКАД.
У сервиса «Делимобиль», крупнейшего московского каршеринга, в три раза больше машин, но подруги уверяют, что их бизнес растёт быстрее и в первый же месяц работы вышел на показатели, к которым конкуренты шли четыре-пять месяцев. В конце года у BelkaCar до 300 заказов в сутки, среднее время загрузки автомобиля — три-четыре часа. Цена — 8 рублей в минуту. Таким образом, дневная выручка сервиса должна быть в районе 500 000 рублей.
«Секрет» рассказывает, как близкие подруги делают совместный бизнес и почти не ссорятся.
Три подруги
Екатерина Макарова, Лориана Сардар и Елена Мурадова очень разные. Сардар, красивая брюнетка, рассказывает о сервисе больше всех и приводит кучу цифр. Макарова играет роль большого босса. Часто перебивает, чтобы что-то уточнить или дополнить, много шутит и не скупится на резкие выражения. Съела все конфеты на столе, пока Сардар не отодвинула от нее тарелку (в шутку, конечно). Мурадова в основном наблюдает за тем, что рассказывают подруги. Но если вдруг решает что-то добавить, то говорит неспешно и никто её не перебивает.
Познакомились они почти десять лет назад в Калифорнийском университете, где учились на программе MBA. Макарова и Сардар поступили туда, чтобы придать импульс карьере, а Мурадова решила таким образом занять себя на время беременности и декретного отпуска.
После учёбы Макарова работала в московском офисе американской компании Borland, занималась маркетингом и развитием бизнеса, Сардар уехала в Милан, где продолжила работать в BMT Private Equity, а Мурадова вместе с партнёрами занялась производством одежды под брендом Classic Style.
То, что Сардар обосновалась в другой стране, на отношениях не сказалось — подруги часто летали к ней в гости. «Повод находился всегда, — смеётся Мурадова. — Ой, музеи! — поехали к Лоре. Ой, шопинг! — к Лоре».
Именно в Италии будущие предпринимательницы узнали, что есть такая штука — каршеринг. Ещё в 2013-м в Милане было 1200 машин, и Сардар с удивлением отмечала, что знакомые оставляют в семье один автомобиль и активно пользуются прокатом. Она и сама потом зарегистрировалась в местном car2go, но интерес к каршерингу как к бизнес-проекту, который можно было бы раскрутить в Москве, возник позднее — и не у неё.
Ночное озарение
В конце октября 2013 года любительница публичных выступлений Екатерина Макарова оказалась на лекции в бизнес-школе «Сколково». Кто и о чём тогда рассказывал, она уже точно не помнит — в памяти осталась только презентация стартап-академии, после которой сотрудники бизнес-школы записали номер её телефона.
«Учиться я там не собиралась», — уверенно отвечает Макарова. Но акселератор проявил настойчивость и даже каким-то образом убедил взять кредит на обучение в Газпромбанке. «Что-то они там, видимо, делают с людьми», — смеётся Макарова. «Да это гипноз», — подхватывают подруги.
У всех студентов, кроме Макаровой, уже были проекты, и ей тоже нужно было что-то придумать. Как-то вечером после лекций Макарова заехала в гости к Мурадовой. Та как раз уложила детей спать, и подруги сели на кухне обсуждать учёбу и другие дела. Потом они позвонили Сардар, та в очередной раз начала нахваливать миланский каршеринг, и Макарову осенило: вот он — проект, за который ей было интересно взяться. Но не одной, а с лучшими подругами, конечно.
Стартап для троих
Екатерина Макарова показала в стартап-академии схематичную бизнес-модель, которую она накидала за ночь, но в «Сколкове» идеей никто особенно не вдохновился. У других студентов в разработке были сервисы, которые не были отягощены никакими тяжёлыми активами. Но подруг было уже не остановить.
Макарова продолжала ходить на работу, посещать занятия в акселераторе и, помимо этого, находила время на изучение особенностей работы успешных каршерингов. Подруги в этом тоже участвовали, и Сардар даже через полтора года решилась на переезд в Москву. «Бросайте вы эту утопию», — буквально со слезами уговаривали предпринимательниц их домашние. Зачинательница проекта Макарова и вовсе скрывала стартап от семьи — отец узнал о BelkaCar только из телевизионного сюжета, посвящённого запуску.
Так как никто в России в каршеринге не разбирался, а самим набивать шишки не хотелось, подруги пригласили в качестве ментора основателя американского каршеринга ZipCar Джулиана Эспириту, о котором узнали, просматривая очередной вебинар в мае 2014 года. «Во-первых, у него колоссальные знания о каршеринге, во-вторых, он просто очень открытый. » — рассказывает Мурадова. «Лён, да мы просто боялись, — перебивает Макарова. — Нам нужен был психолог, который бы сказал, что всё у нас будет хорошо».
На низком старте
«Кар… что?» — таким вопросом подруг встретили в департаменте транспорта правительства Москвы. На все встречи они тогда ходили вчетвером — брали с собой Эспириту. Стартаперы уговаривали чиновников разрешить им не платить за парковку каршеринговых авто, и в конце концов они этого добились.
За 11 месяцев департамент разработал законодательство и получил необходимое для его реализации постановление правительства. Выделенную полосу для каршеринга, правда, пролоббировать не удалось, но подруги не теряют надежды.
Платформу для сервиса решили не отдавать на аутсорс, а разрабатывать самостоятельно — не хотелось ни от кого зависеть. Так в компании появился технический директор, которому на тот момент исполнилось всего 20 лет. К декабрю 2015 года он оброс командой из шести человек.
Специалистов приходилось перевозить из других городов, потому что москвичи, как объясняет Макарова, «перекормлены» — просят огромные зарплаты, даже если толком ничего не умеют.
Плохое предзнаменование
Почти ровно год назад Елена Мурадова открыла как-то утром дверь офиса BelkaCar на «Сухаревской» и обнаружила за ней распахнутое окно и пустые столы. В комнате не хватало компьютеров, игровой приставки, телевизора, нескольких мобильных телефонов, а главное — сейфа, в котором хранились учредительные документы.
Ночью грабители вынесли всё имущество через окно — офис был на цокольном этаже. Прибывшие полицейские почему-то больше всего интересовались документами на технику, но ответить было нечего. Украденные вещи были личной собственностью стартаперов — на компанию был куплен лишь один компьютер.
Утром следующего дня Мурадова вновь обнаружила в офисе открытое окно и бардак — уже во второй из двух комнат офиса: грабители вернулись за вещами, которые не успели забрать накануне. Ещё на полу валялась красная папка — та самая, из сейфа, с учредительными документами.
После этих неприятных событий команда переехала в коворкинг к знакомым, а через неделю нашла офис в бизнес-центре на Павелецкой набережной. Аренда была дорогой, но после уговоров Мурадовой владелец смягчился и дал скидку — помещение только-только освободила турецкая компания, которой пришлось уйти из России из-за введённых тогда санкций. В наследство от прежнего арендатора BelkaCar достался свежий ремонт с ярко-жёлтыми стенами.
Когда нет денег
Какой им нужен инвестор, они представляли чётко — стратегический, западный и обладающий экспертизой. Но бесконечные переговоры не давали никаких результатов. «После сотой встречи я вообще перестала их считать», — вспоминает Сардар.
В итоге весной 2016 года деньги всё-таки закончились, и Сардар решилась обратиться к Дмитрию Зимину, основателю «Вымпелкома», владельцу инвестиционного фонда «Династия» и BMT Private Equity, в котором она работала в Милане. Зимин не стал инвестировать, но вместо этого предложил взять у него в долг 250 000 евро.
На низком старте
«Конечно, мы хотели быть первыми — столько работы было проделано», — сокрушается Лориана Сардар, когда речь заходит об официальном запуске проекта. Летом 2016 года в Москве было уже четыре каршеринга («Делимобиль», Car5, YouDrive и Anytime), а BelkaCar всё ещё была на низком старте.
В августе 2016 года подруги наконец достигли принципиальных договорённостей с инвестором, которого сейчас не называют, и уже готовились к запуску, когда в их истории произошёл очередной поворот. Екатерине Макаровой позвонили с незнакомого номера. Услышав что-то про инвестиции, он передала трубку Лориане Сардар со словами: «Держи, это твой инвестор очередной». Звонили из швейцарского фонда Bryanston, предлагали познакомиться.
На встрече с инвестиционным менеджером и аналитиком Bryanston основательницы BelkaCar чувствовали себя расслабленно, так как думали, что она ничем не закончится. Тем не менее вечером того же дня им перезвонили и предложили взять деньги на условиях, которые были лучше тех, что им давали до этого. Подруги сразу согласились. В сентябре они окончательно распрощались с первым потенциальным инвестором и подписали договор с Bryanston, который в ноябре вложил в компанию 2,1 млн евро.
Тачка на прокачку
Всю ночь на 21 октября десять сотрудников BelkaCar обклеивали фирменной оранжевой плёнкой 100 тёмно-синих хетчбэков Kia Rio. Запуск сервиса уже объявлен — отступать некуда. Основательницы потом сами отвозили их на стоянки.
Инвестиции Bryanston позволили расширить зону парковки до МКАД, к первым 100 автомобилям добавились ещё 250. Сейчас у BelkaCar до 300 заказов в сутки, среднее время загрузки автомобиля — три-четыре часа. Весной сервис попробует выйти в Санкт-Петербург.
По словам Сардар, BelkaCar за первый месяц удалось достичь показателей, к которым конкуренты шли несколько месяцев. Кроме того, проект смог избежать ошибок, которые на первых порах допускал тот же «Делимобиль». Например, после громкого скандала с аварией машины «Делимобиля» вопрос, оформлять КАСКО или сэкономить, перед подругами уже не стоял.
Но самая острая головная боль — это не конкуренты, а недобросовестные клиенты. Как-то Сардар пришла домой из офиса и расплакалась — в очередной машине с корнем вырвали зарядное устройство, которое зашито под панель. И это ещё не самое страшное: в машинах ночуют, пытаются их угнать, перевозят домашних животных без переносок и, конечно, попадают в аварии.
Проблемных пользователей включают в чёрный список, штрафуют, в случае аварии взыскивают до 30 000 рублей (и 15% от стоимости ремонта, если повреждения очень сильные). В среднем операционные расходы на один автомобиль составляют 35 000 рублей в месяц.
Впрочем, BelkaCar планирует развивать сервис среди не только частных клиентов, но и корпоративных — уже есть семь договоров. Вместо того чтобы обеспечивать сотрудников лизинговыми машинами, компания покупает ему абонемент на каршеринг.
Самое сложное в бизнесе, по словам Сардар, — не разочароваться в людях. Но это она о клиентах, а не о подругах. «У нас всё как в семейной жизни: можем иногда обижаться, но в душе всё равно понимаем, что друг друга не подведём», — заключают Мурадова и Макарова.
Тандем на миллион: 4 истории успешного бизнеса, который построили подруги
Каршеринг Belkacar
Год основания: 2016
Основатели: Екатерина Макарова, Елена Мурадова, Лориана Сардар
Выручка за 2018 год: 1,4 млрд рублей
Предпринимательницы познакомились во время учебы на MBA в Калифорнийском университете в конце 2006 года. После окончания обучения Лориана Сардар уехала работать в Милан. Пожив там, она прониклась идеей каршеринга, который в Италии процветал, и однажды поделилась своим восторгом с подругами. Идея перенести эту бизнес-модель в Москву пришла Екатерине Макаровой, когда она была в гостях у Елены Мурадовой: подруги сидели на кухне и обсуждали возможные идеи для проектов, чтобы участвовать в акселераторе Сколково. Чтобы заняться бизнесом вместе с подругами, Сардар вернулась в Москву.
На момент запуска автопарк Belkacar состоял из сотни машин Kia Rio, сегодня у сервиса более 4300 автомобилей разного класса.
Предпринимательницы отмечают, что совместный опыт работы над проектами во время обучения на МВА позволил им понять, что строить бизнес вместе будет комфортно. Несмотря на это, периодически между ними возникают разногласия, решить их получается путем переговоров. «Стараемся убедить друг друга. Это как в браке: если у людей единые ценности, то договориться можно», — делится Мурадова. «Нас многое связывает, друзьям не скажешь «ничего личного, просто бизнес», — признается Лориана Сардар.