санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся

Как проводить уборку продуктового магазина?

Статья посвящена основным особенностям проведения текущей и генеральной уборки в продуктовом магазине, а также санитарных дней.

Поддержание идеальной чистоты на территории торговой точки является не просто возможностью привлечь больше покупателей. Это непременное требование для полноценной работы продуктового магазина.

Кроме того, не стоит забывать о санитарно-гигиенических требованиях. Ведь такие пункты продаж постоянно подвергаются проверкам вышестоящих инстанций, и при обнаружении даже самого незначительного отклонения от нормы продуктовый магазин может навсегда лишиться доверия покупателей.

Но не только испорченной репутации боятся владельцы таких торговых точек, но и штрафов, которые могут быть достаточно значительными.

Санитарные требования к уборке в продуктовом магазине

Пожалуйста, внимательно изучите официальные санитарные требования, созданные специально для контроля качества за уборкой в продуктовых магазинах. Важно понимать, что некачественно проведенная уборка может стать причиной отравления покупателей или других нежелательных последствий.

Санитарно-эпидемиологический устав четко регламентирует правила уборки в продуктовых магазинах всех типов. Они покрывают процедуру чистки как в помещениях продовольственного предприятия, так и в санузлах.

Нажмите на изображение мышкой, чтобы его увеличить:

Уборка помещения магазина: Как надо проводить?

Существуют определенные правила и требования к гигиеническим процедурам, которые проводятся в помещении магазинов продуктовыми товарами. Основное из них – это регулярность.

Подобные работы проводятся по специальному графику, который составляется заранее и должен четко соблюдаться всеми сотрудниками торговой точки. Нельзя осуществлять уборку только после сильного загрязнения и захламления.

Чтобы не допустить халатности, набирайте персонал с толком. Проверяйте, что уборщики не ленятся, пользуются только чистыми мопами и правильными дезсредствами.

При приеме на работу смотрите не только на национальность (если это важно), но и на степень профессиональной ответственности конкретного служащего. Для этого можно расспросить его коллег.

Виды санитарных мероприятий

В продуктовых магазинах проводят различные виды гигиенических работ.

Выделяется 3 основных типа санитарных мероприятий:

Каждый из них имеет определенные особенности и осуществляется по особым правилам. Также от разновидности уборки зависит и периодичность ее проведения.

К примеру, генеральная уборка помещений продуктового магазина представляет собой более тщательный или углубленный вид текущих гигиенических мероприятий.

Частота такой процедуры определяется совокупностью нескольких факторов. Основные из них – это общее санитарное состояние гастронома и особенности реализуемого товара.

Соответственно, генуборка в продуктовом магазине по всем стандартам должна осуществляться не реже 1 раза в 7 дней.

Посмотрите, как правильно вести журнал дезинфекции в магазине. Распечатайте этот образец, чтобы составить свой собственный график и ему следовать.

Нажмите на изображения мышкой, чтобы их увеличить.

Текущие санитарные мероприятия в гастрономе проводятся регулярно, то есть каждый день.

Но частота определяется несколькими факторами:

Также значение имеет и разновидность продающихся товаров. У нас речь идет о гастрономе. Но принципиальное значение тут имеют погодные условия. Если идет снег либо дождь, то уборку приходится делать чаще, не 1 раз в сутки.

санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся. Смотреть фото санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся. Смотреть картинку санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся. Картинка про санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся. Фото санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся

Внимание! В любом случае в хорошем гастрономе текущая уборка обязательно проводится в конце рабочего дня, то есть перед закрытием. Чаще всего санитарные мероприятия осуществляются и второй раз. Если в магазине есть обеденный перерыв, то обычно выбирается еще это время.

Санитарный день представляет собой более длительную, но редкую процедуру. Такая уборка, если следовать нормативам, должна проводиться каждый месяц.

При этом санитарная обработка должна осуществлять при закрытии торговой точки для посетителей на всю смену и с использованием специальных средств. Также санитарный день подразумевает проведение дератизации, дезинсекции и дезинфекции.

Все ключевые правила проведения уборки гастронома закреплены в СОП магазинов, что является по сути типовым документом.

Посмотрите видео – Проверка СЭС продуктового магазина

Как санитарно-эпидемиологическая служба проверяет магазины? Это необходимо знать каждому владельцу предприятия. Видео длинное, его продолжительность почти 18 минут, поэтому выделите время, чтобы узнать все тонкости.

Интервью дает руководитель отдела охраны общественного здоровья Анель Мусаева. Посмотревшие интервью утверждают, что вся информация изложена понятно и доступно. “Очень приятный специалист”, – отмечают другие.

Если вам понравилась наша статья, рекомендуем посмотреть другие материалы сайта. Вот что еще мы можем вам предложить:

Наш сайт специализируется на чистоте в самом широком смысле этого слова. Возможно, вас заинтересует полезная информация из других областей мира уборки. Чтобы увидеть всё, просмотрите меню, расположенное вверху страницы – там вы увидите все рубрики сервиса.

Оставайтесь с нами, ресурсом “Страж Чистоты”!

Источник

Генеральная уборка в магазинах: нормы, правила и частота уборок

Предприятия торговли (магазины, ТЦ, рынки) – самые посещаемые места как в мегаполисах, так и в небольших населенных пунктах. Гигиеническая чистота помещений, предназначенных для хранения и продажи различных товаров народного потребления, является одним из основных в перечне общих требований, предъявляемых к их состоянию. С целью поддержания чистоты на высоком уровне, по правилам СанПина текущая и генеральная уборка в магазинах и иных организациях торговли должна проводиться систематически, в соответствии с графиком. О том, как производить генеральную уборку в магазинах, читайте в этой статье.

Алгоритм проведения уборки в магазинах:

Покупатели приходят в крупные супермаркеты и маленькие магазины в уличной обуви, в любую погоду и в любое время года, принося с собой песок, снег и слякоть, оставляя повсюду следы рук и ног. Кроме того, в торговых залах, как и в каждом помещении, неизбежно скапливается внутренняя грязь: пыль, паутина и мусор. Также здесь могут заводиться насекомые и грызуны, которые портят товар и становятся разносчиками опасных заболеваний. Поэтому гигиенические процедуры в торговых помещениях должны быть регулярными – их проведение осуществляется по определенному графику и обслуживающий персонал обязан следить за его соблюдением. Уборка основных залов от случая к случаю недопустима.

Периодичность проведения санитарных мероприятий в магазинах зависит от их вида. Выделяют следующие разновидности промышленной уборки:

Сколько раз в день магазину требуется текущая санитарная обработка, зависит от вида продающихся товаров, количества покупателей, и даже от времени года и погодных условий: осенью и зимой, когда на улице дождь и снег, ее приходится делать чаще, чем в жаркую летнюю погоду. Но обычно она проводится 1-2 раза в сутки: в обеденный перерыв (если таковой в магазине есть) и вечером, по окончании рабочего дня.

Как часто проводится генуборка помещений, представляющая собой углубленную текущую уборку, определяется их санитарным состоянием, а также тем, какой именно товар продается. Например, при торговле некоторыми видами сыпучих стройматериалов (мел, гипс, цемент и т.д.) генеральную уборку необходимо осуществлять не реже, чем в гастрономах, т.е. один раз в неделю.

Санитарный день – это сравнительно редкая, но более длительная и углубленная уборочная процедура: согласно требованиям нормативной документации, она осуществляется ежемесячно, с применением специальных средств и закрытием торгового предприятия для посетителей на весь период проведения, то есть на всю смену. При этом предполагается проводить не только гигиенические процедуры, свойственные текущей и генеральной уборке, но и дезинфекцию, дезинсекцию (уничтожение насекомых) и дератизацию (мероприятия по борьбе с грызунами).

Нормы и правила проведения уборки

санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся. Смотреть фото санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся. Смотреть картинку санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся. Картинка про санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся. Фото санитарные дни в продовольственных магазинах проводятся

Стандартная операционная процедура (СОП генеральная и текущая уборка магазинов) представляет собой типовой документ, в котором отражены:

В некоторых случаях СОП нуждается в адаптации под конкретные процедуры, проводимые в организации торговли тем или иным товаром: продуктами питания, одеждой и обувью, мебелью, стройматериалами и т.д.

Ознакомление с этим документом и соблюдение требований СОП персоналом во время уборки обязательно. Приложением к СОП являются специальные журналы, в которых регистрируются даты проведения текущих и генеральных уборок, а также санитарных дней.

В понятие текущей ежедневной уборки торговых помещений входят:

Для обработки пола, стен и торгового оборудования должен использоваться раздельный инвентарь, смешивать который недопустимо. Генеральная уборка предусматривает санитарную обработку всех помещений и оборудования, расположенных на внутренней территории торгового предприятия, а также окон и осветительной аппаратуры. Такая обработка должна проводиться горячим щелочным раствором температурой около 50 градусов, а затем все поверхности протираются салфетками, смоченными в 1-2-процентном растворе хлорной извести.

Решать, как часто должна проводиться генеральная уборка в магазинах, необходимо в зависимости от их торгового профиля и конкретного санитарного состояния. В магазинах, торгующих продуктами питания, ее нужно осуществлять не реже, чем 1 раз в неделю, для промышленных товаров этот срок может быть увеличен – от 10 дней до двух недель.

При проведении текущей уборки в магазинах, торгующих продуктами питания, допускается их тщательное укрытие на рабочих местах. Если проводится генеральная уборка или санитарный день, на время проведения процедур все продукты должны быть удалены из обрабатываемого помещения.

Необходимые средства и инструменты

Инструментарий, используемый при уборочном процессе в торговом центре, зависит от того типа уборки:

На небольших торговых площадях, как правило, применяется ручная уборка. При ее сухой разновидности используется обычный хозяйственный веник либо щетка-метелка на длинной ручке, и совок для сбора частиц мусора.

Влажная уборка проводится при помощи швабры – как веревочной, так и деревянной, на которую наматывается тряпка из хлопчатобумажной мешковины. Часто используются усовершенствованные швабры, рабочий наконечник которых представляет собой сменный валик из специальной пористой резины.

Тряпка или размочаленные веревочные концы смачиваются в металлическом либо пластиковом ведре с моющим раствором. Чаще всего он готовится из порошка хлорной извести, поскольку это наиболее дешевое и в то же время достаточно эффективное чистящее средство, одновременно обладающее дезинфекционными свойствами. Затем тряпка слегка выжимается вручную (для предохранения кожи рук от раздражения, на них должны быть надеты резиновые перчатки), после чего протирается поверхность пола.

По мере периодического споласкивания тряпки в растворе, он загрязняется и заменяется на свежий. В зависимости от площади и степени загрязненности пола, такую замену необходимо производить от 3 до 6 раз за время одной уборки.

Если швабра снабжена резиновым валиком, он отжимается при помощи имеющегося на ней рычажка. Механизм хорошо снимает с обрабатываемой поверхности как пыль, так и мелкий мусор, в то же время, не заливая ее избыточным количеством влаги.

При уборке больших торговых площадей в крупных супермаркетах используются механические уборочные приспособления. К ним относятся подметальные машины, которые могут передвигаться вручную по типу пылесоса либо работать на двигателе внутреннего сгорания и управляться оператором.

Для влажной уборки больших торговых площадей используются паровые электрошвабры, промышленные моющие пылесосы, емкости которых заправляются растворами на основе различных специализированных средств бытовой химии.

Приобретая оборудование для использования на больших торговых площадях, лучше остановить выбор на моделях, работающих от аккумуляторного зарядного устройства большой емкости, поскольку при работе механизмов на длинном электрокабеле возникает риск его частого запутывания, а короткий требует наличия большого количества стационарных источников электричества для переподключения.

В нерабочее время уборочный инвентарь должен быть абсолютно чистым и храниться в специально выделенном для этой цели помещении на территории торгового заведения.

Услуги клининговых компаний

Когда возникает необходимость проведения особо тщательной генеральной уборки в магазине, которую рекомендуется делать в среднем раз в полгода, сил постоянного персонала для этой цели может не хватить. Тогда руководство принимает решение пригласить бригаду специалистов клининговой компании, занимающейся профессиональной уборкой торговых помещений.

Стоимость подобных услуг в различных городах разнится, но в среднем минимальная цена генеральной уборки составляет 60 рублей за квадратный метр. Прежде чем заказывать такую процедуру в той или иной фирме, рекомендуется внимательно рассмотреть расценки и условия проведения, имеющийся в распоряжении фирмы инструментарий, а также обратить особое внимание на стаж ее работы в данной сфере и отзывы предыдущих клиентов о качестве исполнения услуг.

Текст взят из открытых источников в интернете

Источник

Приложение. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию»

ГАРАНТ:

СП 2.3.6.3668-20 действуют с 1 января 2021 г. до 31 декабря 2026 г.

Утверждены
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 20.11.2020 г. N 36

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию»

ГАРАНТ:

См. также МР 2.3.0243-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утвержденные Роспотребнадзором 17 мая 2021 г.

1.2. Обустройство, оборудование и содержание рынка, а также организация его деятельности по продаже продовольственных товаров должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации 1 и Правилами.

1.3. В стационарных торговых объектах должен быть организован производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в порядке и с периодичностью, определяемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

II. Требования к размещению торговых объектов и их территории

Погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров для торговых объектов, встроенных, встроено-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому следует выполнять:

с торцов жилых зданий;

из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров;

со стороны автомобильных дорог.

Не допускается загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.

2.2. Размещение в стационарных торговых объектах и рынках организаций, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, должно производиться при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания.

2.4. Над торговыми местами рынка, не расположенными в помещении, должны устанавливаться навесы или иные конструкции для защиты пищевой продукции от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

III. Требования к организации водоснабжения и водоотведения

3.1. Стационарные торговые объекты должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.

При отсутствии централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также невозможности использования централизованных систем водоснабжения работа торговых объектов допускается при условии организации нецентрализованного водоснабжения и водоотведения и (или) систем автономного водоснабжения и водоотведения.

При организации автономной системы холодного водоснабжения, не имеющей собственного источника водоснабжения, должны быть обеспечены доставка автотранспортом питьевой воды и оборудование устройств приема, хранения и расхода воды.

3.3. При отсутствии в стационарных торговых объектах горячего централизованного водоснабжения допускается установка водонагревающих устройств.

3.4. Системы хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения и водоотведения должны находиться в исправном состоянии.

3.5. При отсутствии возможности подключения к централизованной системе водоотведения стационарные торговые объекты допускается оборудовать внутренней канализационной сетью при условии устройства локальных очистных сооружений. Не допускается сброс неочищенных сточных вод в открытые водоемы, поглощающие колодцы и на прилегающую к ним территорию.

При отсутствии централизованных и локальных очистных сооружений водоотведение стоков допускается осуществлять в водонепроницаемую емкость, с последующим вывозом стоков на очистные сооружения или сливные станции автотранспортом, предназначенным для транспортирования сточных вод.

3.6. Канализационное оборудование систем водоотведения в стационарных торговых объектах должно быть спроектировано и выполнено так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции.

Водоотведение стоков от производственных помещений при размещении торгового объекта в многоквартирном доме, общественном или административном здании должно обеспечиваться отдельно от системы водоотведения стоков этих зданий. Приемники стоков внутренней сети канализации должны иметь гидравлические затворы (сифоны).

В производственных, фасовочных и складских помещениях торгового объекта не допускается нахождение канализационных стояков без защитных коробов и с отверстиями для прочисток и ревизий.

В местах присоединении к канализационной сети моечных ванн, предназначенных для мытья оборудования, инвентаря и тары, должен быть предусмотрен разрыв струи для предотвращения обратного попадания сточных вод в моечные ванны.

IV. Требования при организации отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений

4.2. Система вентиляции (естественной и механической) в стационарных торговых объектах должна быть выполнена так, чтобы исключать риск загрязнения воздушной среды в помещениях организации и ухудшения для здоровья человека условий проживания, условий труда на рабочих местах в общественных и административных зданиях, в которых расположен торговый объект, а также порчу пищевой продукции при ее хранении.

Санитарно-бытовые помещения (туалеты, душевые, комнаты гигиены женщин) оборудуются автономными системами вентиляции.

4.4. В помещениях для хранения, подготовки и реализации пищевой продукции лампы должны быть оборудованы специальными защитными устройствами для предупреждения попадания в пищевую продукцию осколков стекла.

4.5. Уровни шума в торговых залах торговых объектов должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к уровням шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

V. Требования к помещениям торговых объектов

5.1. При осуществлении торговой деятельности необходимо соблюдать требования к последовательности (поточности), исключающей встречные или перекрестные потоки неупакованной пищевой и непищевой продукции, а также неупакованной непереработанной и готовой к употреблению пищевой продукции.

5.2. В торговых объектах, при наличии в них специализированных отделов, должны предусматриваться специально оборудованные помещения или зоны в указанных отделах для подготовки (фасовки) пищевой продукции к продаже: мяса, рыбы, овощей, гастрономических и молочно-жировых продуктов.

Фасовочные помещения, участки по фасовке непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка) продукции должны быть оборудованы моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.

Фасовочные помещения для скоропортящейся пищевой продукции должны быть оборудованы холодильным оборудованием в случае ее хранения.

5.3. Используемые в торговых объектах контейнеры, тележки и корзины для самообслуживания покупателей должны обрабатываться и храниться отдельно от торгового оборудования и инвентаря.

5.4. В торговых объектах должно быть предусмотрено помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное подводкой к нему холодной и горячей воды. При отсутствии такого помещения допускается хранение уборочного инвентаря в специально отведенном месте (местах).

5.5. В торговых объектах должны быть выделены складские помещения для раздельного хранения пищевой и непищевой продукции. При невозможности выделения раздельных складских помещений для пищевой и непищевой продукции допускается наличие одного помещения с размещением пищевой и непищевой продукции в разных зонах (участках), обеспечивающих условия, исключающие соприкосновение пищевой и непищевой продукции, загрязнение и (или) изменение органолептических свойств пищевой продукции.

В торговых залах для реализации непищевой продукции должны быть выделены отдельные торговые зоны (отделы, секции, стеллажи).

5.6. Складские помещения для хранения пищевой продукции и помещения для подготовки пищевой продукции к продаже, а также охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными и помещениями, оборудованными устройствами для приема и отвода в канализационную сеть сточных вод с полов помещений (канализационные трапы).

5.7. Материалы, используемые для внутренней отделки помещений торговых объектов, должны быть нетоксичными, устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами.

Потолки, стены и полы всех помещений должны быть без дефектов и признаков поражения плесневыми грибами.

5.8. Для работников торговых объектов должны быть предусмотрены туалеты, раковины для мытья рук с подводом горячей и холодной воды со смесителем. Туалеты для посетителей (при наличии) должны быть оборудованы отдельно от туалетов для работников торговых объектов.

VI. Требования к оборудованию, инвентарю и посуде

6.2. Для контроля соблюдения температурно-влажностного режима в соответствии с пунктом 7.5 Правил холодильное оборудование должно быть оснащено термометрами или средствами автоматического контроля и регистрации температурного режима хранения скоропортящийся пищевой продукции, а складские помещения для хранения сыпучих продуктов, овощей и фруктов должны быть оснащены средствами измерения температуры и влажности. Использование ртутных термометров для контроля температурного режима не допускается.

6.3. В случае использования в торговом объекте для рубки мяса деревянной колоды, её поверхность ежедневно по окончании работы должна зачищаться ножом и посыпаться пищевой солью, спиливаться при наличии повреждений, дефектов, не поддающихся зачистке ножом.

VII. Требования к перевозке, приему, размещению и условиям хранения пищевой продукции

7.3. Пищевая продукция должна приниматься в таре и упаковке с ненарушенной целостностью.

7.4. Для пищевой продукции, неупакованной в потребительскую упаковку, этикетки (ярлыки) от транспортной упаковки пищевой продукции поставщика или листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, или нанесенная непосредственно на транспортную упаковку маркировка должны сохраняться до момента реализации пищевой продукции.

7.5. В целях контроля соблюдения условий хранения пищевой продукции, установленных производителем, должен проводиться ежедневный контроль за температурно-влажностным режимом хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях, с регистрацией показателей температуры и влажности воздуха на бумажных и (или) электронных носителях.

7.6. Пищевая продукция должна размещаться в торговом объекте с учетом исключения нарушения ее запаха (товарное соседство).

7.7. Допускается хранение продовольственного (пищевого) сырья и полуфабрикатов промышленного изготовления совместно с готовой пищевой продукцией при условии, что такое сырье, полуфабрикаты и готовая пищевая продукция упакованы промышленным способом, исключающим их соприкосновение, перекрестное загрязнение и (или) изменение органолептических свойств, а также при условии, что они имеют одинаковые температурно-влажностные параметры хранения при соблюдении условий хранения пищевой продукции, установленных изготовителем.

Фасовка непищевой продукции в отделах (секциях) по реализации пищевой продукции, а также в фасовочных помещениях для пищевой продукции не допускается.

Пищевая продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, должна быть изъята из торгового зала и размещена отдельно от пищевой продукции, предназначенной для реализации потребителю.

7.8. В складских и фасовочных помещениях пищевая продукция должна быть размещена на стеллажах или поддонах. Не допускается хранение непосредственно на полу неупакованной в транспортную тару пищевой продукции.

Не допускается соприкосновение пищевой продукции с поверхностями трубопроводов систем водоснабжения и водоотведения, приборов отопления. Не допускается хранение пищевой продукции вне складских помещений либо специально оборудованных зон, за исключением упакованной в потребительскую или транспортную упаковку и не требующей специальных температурно-влажностных условий хранения.

7.9. В холодильных камерах должны быть созданы условия для хранения охлажденного мяса (туш, полутуш, четвертин) в вертикальном подвешенном состоянии без соприкосновения друг с другом, а также без соприкосновения со стенами и полом холодильной камеры.

Мороженое мясо должно храниться на стеллажах или поддонах.

Мясные полуфабрикаты, субпродукты, птица мороженая и охлажденная должны храниться в транспортной таре.

7.10. В торговых объектах должны быть обеспечены условия хранения охлажденной и мороженой рыбы в транспортной таре в соответствии с условиями хранения, установленными изготовителем.

7.11. Хлеб и хлебобулочные изделия должны храниться в складских помещениях и (или) торговом зале на стеллажах. При хранении хлеба и хлебобулочных изделий не допускается их соприкосновение со стенами и (или) полом помещений.

В случаях обнаружения в процессе хранения или реализации признаков заболевания хлеба и хлебобулочных изделий картофельной болезнью необходимо изъять такие изделия из торгового зала и складских помещений, стеллажи промыть теплой водой с моющими средствами и обработать дезинфицирующими средствами, предназначенными для обработки поверхностей, контактирующих с пищевой продукцией.

7.12. Прием кондитерских изделий с кремом должен осуществляться в упакованном виде в потребительскую или транспортную упаковку.

7.13. Сыпучие пищевые продукты должны храниться в помещениях, не зараженных амбарными вредителями, при условиях, установленных производителем продукции.

Сыпучие пищевые продукты должны храниться в складских помещениях штабелями или на стеллажах на расстоянии, исключающем их соприкосновение с наружными стенами, с организацией проходов между штабелями.

7.14. В торговых объектах должны быть обеспечены условия для хранения овощей и корнеплодов, установленные производителями продукции.

Хранение в складских помещениях картофеля и корнеплодов должно осуществляться без доступа естественного и искусственного освещения или в светонепроницаемой упаковке.

7.15. Лед, используемый для приготовления и охлаждения пищевой продукции, должен изготавливаться из питьевой воды.

VIII. Требования к условиям реализации пищевой продукции

8.1. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться требования технических регламентов, а также условия хранения и сроки годности (при наличии) такой продукции, установленные ее изготовителем.

Не допускается реализация пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

8.2. Подготовка к реализации, взвешивание и упаковка непереработанной пищевой продукции должна производиться раздельно от пищевой продукции, готовой к употреблению (в специальных отделах или секциях, или на отдельных весах).

Персонал, осуществляющий уборку производственных и служебных помещений, и подсобные рабочие не должны привлекаться для подготовки пищевой продукции к продаже.

8.3. При подготовке пищевой продукции к реализации продавцом должен использоваться промаркированный инвентарь для каждого вида пищевой продукции.

Не допускается использование разделочных досок и ножей, предназначенных для разделки продовольственного (пищевого) сырья и полуфабрикатов, для нарезки готовой к употреблению пищевой продукции.

Разделочные доски и ножи должны храниться в соответствующих фасовочных помещениях или отделах и использоваться по назначению.

8.4. Реализация пищевой продукции, не упакованной производителем, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка), должна осуществляться в потребительской упаковке, за исключением случаев реализации пищевой продукции через торговые аппараты и (или) дозирующие устройства, исключающие непосредственный контакт потребителя с продукцией до осуществления фасовки.

8.5. В торговых объектах не допускается:

а) взвешивание продавцом на весах пищевой продукции, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка), без упаковки;

б) продажа яиц в отделах (секциях), реализующих не упакованную производителем пищевую продукцию, готовую к употреблению;

в) упаковывание пищевой продукции под вакуумом.

8.7. Отпуск покупателям готовой к употреблению нефасованной плодоовощной переработанной пищевой продукции должен производиться раздельно от сырых овощей и фруктов с использованием специального инвентаря.

8.8. В торговых объектах допускается осуществлять мытье корнеплодов и их фасовку (после просушивания) в сетки или иную потребительскую упаковку при условии наличия специально выделенного и оборудованного помещения.

8.9. Реализуемая живая рыба и живые водные беспозвоночные должны содержаться в условиях, обеспечивающих их жизнедеятельность, без ограничения срока годности. Емкости, предназначенные для содержания живой рыбы и живых водных беспозвоночных, должны быть произведены из материалов, не изменяющих качество воды, и оборудованы устройством, обеспечивающим жизнедеятельность рыбы и водных беспозвоночных.

8.10. Для замороженной пищевой продукции, размещенной в витринах самообслуживания торгового зала или в холодильном оборудовании прилавка, должны быть обеспечены условия ее хранения, установленные изготовителем.

Витрины самообслуживания должны быть оборудованы средствами контроля температурного режима.

8.11. Не допускаются для реализации населению:

а) пищевая продукция без товаросопроводительных документов;

б) пищевая продукция, не соответствующая органолептическим показателям;

в) негерметичные, деформированные, консервы и банки с признаками бомбажа и микробиологической порчи;

г) позеленевшие клубни картофеля;

д) размороженная и в последующем повторно замороженная пищевая продукция;

е) пищевая продукция с истекшими сроками годности;

ж) пищевая продукция без маркировки, предусмотренной требованиями технических регламентов;

з) не выпотрошенная птица (за исключением дичи), яйца с загрязненной скорлупой, с пороками и дефектами, утиные и гусиные яйца, продукты домашнего приготовления и бахчевые культуры частями и с надрезами.

Реализация сырого молока на сельскохозяйственных рынках допускается при наличии в месте его реализации предупреждающей надписи о необходимости его кипячения.

8.12. Доставка пищевой продукции заказчику должна осуществляться в условиях, обеспечивающих их качество, безопасность и исключающих их загрязнение и порчу.

8.13. Допускается продажа овощей и фруктов, бахчевых культур с лотков, тележек и на открытых, специально оборудованных для этих целей площадках. Не допускается хранение плодов бахчевых культур непосредственно на земле.

IX. Санитарно-эпидемиологические требования к нестационарным торговым объектам при организации мелкорозничной торговли и ярмарок

9.1. При организации торговли в нестационарных торговых объектах и при организации ярмарок реализация пищевой продукции должна осуществляться при наличии условий для ее хранения и реализации, установленных производителем продукции. Реализация питьевой воды и напитков в розлив допускается при наличии одноразовой посуды либо потребительской упаковки.

9.2. Торговые палатки, киоски, торговые павильоны и другие сооружения должны быть обеспечены раковинами для мытья рук, с учетом подведения воды в соответствии с пунктом 3.1 Правил. В нестационарных торговых объектах, реализующих непродовольственные товары и упакованную нескоропортящуюся пищевую продукцию, в которых отсутствуют раковины, могут использоваться кожные антисептики.

Нестационарные торговые объекты, в том числе и при организации ярмарок, должны размещаться в местах, расположенных на расстоянии не более 100 м от туалета.

9.3. Передвижные средства, используемые при организации развозной и разносной торговли, по окончании рабочего дня должны подвергаться санитарной обработке.

9.4. Не допускается реализация в нестационарных торговых объектах и на ярмарках скоропортящейся пищевой продукции при отсутствии холодильного оборудования.

9.5. Реализация хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий должна осуществляться в упакованном виде.

Для организации отпуска горячих готовых кулинарных изделий должны использоваться изотермические или подогреваемые емкости, тележки, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов.

Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается.

9.6. При реализации пищевой продукции на нестационарном торговом объекте должны обеспечиваться:

а) ежедневная уборка;

б) наличие и использование инвентаря при отпуске пищевой продукции вразвес;

в) контроль за соблюдением сроков годности пищевой продукции.

9.7. Оборотная тара после завершения работы должна ежедневно вывозиться с территории размещения нестационарного торгового объекта. Хранение оборотной тары на прилегающей к объекту территории не допускается.

9.8. Продавец должен быть обеспечен санитарной одеждой и условиями для соблюдения правил личной гигиены в соответствии с главой XI Правил.

X. Требования к содержанию территории, помещений, инвентаря и оборудования

10.1. На территориях торговых объектов хозяйствующими субъектами должна проводиться ежедневная уборка. Уборка с использованием дезинфицирующих средств должна проводиться не реже 1 раз в месяц.

На территории торговых объектов разрешается организация приема и хранения стеклотары от населения при выделении отдельных помещений для ее хранения либо установки специальных автоматов для приема стеклотары.

10.3. Пищевые отходы и санитарный брак должны собираться в выделенные емкости с крышками, имеющие соответствующую маркировку. Допускается временное хранение пищевых отходов в отдельно выделенной холодильной камере (при ее наличии) или ином выделенном холодильном оборудовании.

Холодильная камера (холодильное оборудование) и емкости после удаления пищевых отходов должны подвергаться мойке с применением моющих и дезинфицирующих средств. Должно быть выделено место для мытья тары, предназначенной для пищевых отходов.

10.4. Во всех помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка с применением моющих средств. Уборка торгового зала проводится ежедневно в конце рабочего дня с применением моющих средств. В туалетах уборка ежедневно должна проводиться с применением моющих и дезинфицирующих средств.

10.5. Один раз в месяц должна проводиться уборка всех помещений торговых объектов, а также мытье оборудования и инвентаря с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

10.6. Для уборки торговых залов, складских и вспомогательных помещений уборочный инвентарь маркируется в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ и хранится в помещении для уборочного инвентаря или в специально оборудованном шкафу. Уборочный инвентарь для туалета маркируется и хранится в туалетной комнате в специальном шкафу или в отведенном для него месте отдельно от другого уборочного инвентаря.

По окончании уборки помещений уборочный инвентарь должен промываться с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушиваться и храниться в специально отведенном для него месте.

10.7. Моющие и дезинфицирующие средства, используемые для уборки помещений и мытья торгового инвентаря и оборудования, должны применяться в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями и храниться в таре изготовителя в отдельных помещениях или в специально отведенных местах. Не допускается хранение в одном помещении моющих и дезинфицирующих средств совместно с пищевой продукцией.

10.8. В помещениях торговых объектов не должно быть насекомых и грызунов.

В объектах торговли не допускается содержать животных и птиц.

10.9. Мытье торгового инвентаря и оборудования ручным способом осуществляется с использованием моющих и дезинфицирующих средств соответствующего назначения.

10.10. Изотермические емкости автоцистерн, используемые для реализации кваса, пива и молока, подвергаются мойке и дезинфекции на предприятии-изготовителе данной пищевой продукции.

10.11. Режим мытья автоматов по продаже пищевой продукции обеспечивается в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

10.12. Обработка пиво- и виноразливочного оборудования, используемого в торговых объектах, проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

XI. Требования к личной гигиене работников торговых объектов

11.1. Работники торговых объектов, имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, должны:

при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук;

при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела сообщать об этом руководству организации.

11.2. Мыло или иное моющее средство для рук, туалетная бумага, одноразовые полотенца или устройства для сушки рук должны быть в наличии в торговом объекте постоянно.

11.3. Работники торговых объектов, имеющие контакт с пищевой продукцией, обеспечиваются санитарной одеждой. Для уборки помещений выделяется отдельная санитарная одежда.

Замена санитарной одежды должна производиться по мере загрязнения.

Хранение и стирка санитарной одежды должны осуществляться отдельно от личной одежды работников.

11.4. Работники, занятые проведением ремонтных работ в торговых и складских помещениях торговых объектов, должны работать в не загрязненной рабочей одежде или одноразовой одежде, переносить инструменты в закрытых ящиках.

1 Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (ч. I), ст. 34; 2019 (ч. V), N 49, ст. 6981).

2 Статья 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15.05.2013 N 296н (зарегистрирован Минюстом России 03.07.2013, регистрационный N 28970), от 05.12.2014 N 801н (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015, регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 06.02.2018 N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 02.03.2018, регистрационный N 50237), приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2019 N 56976), приказом Минтруда России, Минздрава России от 03.04.2020 N 187н/268н (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2020 N 58320), приказом Минздрава России от 18.05.2020 N 455н (зарегистрирован Минюстом России 22.05.2020 N 58430).

3 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

4 Статья 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (зарегистрировано Минюстом России 15.07.2010, регистрационный N 17833), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2010 N 175 (зарегистрировано Минюстом России 28.02.2011, регистрационный N 19948).

6 Статья 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 11, ст. 1636; N 53 (часть II), ст. 8666); СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (зарегистрировано Минюстом России 25.01.2008, регистрационный N 10995), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2008 N 25 (зарегистрировано Минюстом России 07.05.2008, регистрационный N 11637), от 06.10.2009 N 61 (зарегистрировано Минюстом России 27.10.2009, регистрационный N 15115), от 09.09.2010 N 122 (зарегистрировано Минюстом России 12.10.2010, регистрационный N 18699), от 25.04.2014 N 31 (зарегистрировано Минюстом России 20.05.2014, регистрационный N 32330).

8 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 31.10.2001, регистрационный N 3011), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (зарегистрировано Минюстом России 05.05.2009, регистрационный N 13891), от 25.02.2010 N 10 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2010, регистрационный N 16679), от 28.06.2010 N 74 (зарегистрировано Минюстом России 30.07.2010, регистрационный N 18009); СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 N 40 (зарегистрировано Минюстом России 20.12.2002, регистрационный N 4059).

10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, зарегистрированным Минюстом России 23.04.2003, регистрационный N 4443, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2010 N 20 (зарегистрировано Минюстом России 08.04.2010, регистрационный N 16824).

13 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

15 Пункты 5 и 6 части 4.12 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (TP ТС 022/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); а также Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

16 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

17 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2020, N 15 (ч. I), ст. 2240); СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20 (зарегистрировано Минюстом России 25.12.2019, регистрационный N 56981).

18 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.06.2017 N 83 (зарегистрировано Минюстом России 27.09.2017, регистрационный N 48345).

19 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 N 58 (зарегистрировано Минюстом России 26.02.2015, регистрационный N 36212).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *