самый современный миг на сегодняшний день
Закрытый проект «Миг-41», долго ли ждать официального представления
Тяжелый истребитель-перехватчик со свехспособностями МИГ-41 должен появится совсем скоро и, естественно, о нем пока мало что известно. Но то, что озвучено разработчиками, просто поражает воображение.
Если, предшественник МИГ-25 при желании мог обогнать выпущенную ему вслед ракету, то современный истребитель перехватчик МИГ-41 станет абсолютным рекордсменом по скоростным характеристикам. В подтверждение этого может свидетельствовать один только факт — его разработкой занимаются лучшие специалисты знаменитого ОКБ имени Микояна…
Немного о МИГ-31
Предшественник МИГ-41, «тридцать первый» по техническим характеристикам и скоростным показателям так далеко ушёл от иностранных аналогов, что в ближайшие 10 – 15 лет вперёд всего останется на лидирующей позиции, единственное, что при выходе «сорок первого», он сместится на вторую строчку.
Он предназначается для обнаружения и уничтожения баллистических и крылатых ракет, летательных аппаратов, находящихся на различных высотах. Способен успешно сбивать современные североамериканские истребители 5 поколения F-22 и F-35.
МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью специальной антенны, оборудованной фазированной решеткой, полного комплекта которой нет ни на одном самолёте в мире.
В арсенале истребителя в зависимости от ситуации могут находиться различные боеприпасы, размещённые как на внешней, так и на внутренней подвеске, к которым относятся ракеты дальнего радиуса действия, созданные таким образом, что для осуществления их запуска не требуется подтверждения расположения цели.
При необходимости, истребитель перехватчик может выполнять роль передвижного летающего командного пункта.
Каким будет МИГ-41
Сегодня известно, что над проектированием современного истребителя перехватчика дальнего радиуса действия работают специалисты ОКБ им. Микояна и Нижегородского конструкторского бюро авиазавода «Сокол». Проект был начат ещё в 2013 г. после письменного указания Главкома ВКС, который через некоторое время был продублирован распоряжением Генштаба ВС России.
В прессу проскальзывает информация, что новый истребитель будет развивать скорость до 7 000 км/ч.
На сегодняшний день ни один самолёт такого плана не может разогнаться до таких пределов.
Для сравнения можно воспользоваться таблицей, в которой приведены самые скоростные истребители мира.
Модель истребителя | Страна производства | Страна в которой стоит на вооружении | Максимальная скорость, км/ч | Количество выпущенных единиц |
---|---|---|---|---|
Рафаэль | Франция | Франция | 1 900 | 195 |
Сааб JAS 39 Грипен | Швеция | Чехия, Венгрия, Таиланд, ЮАР, Швеция | 2 200 | 270 |
МИГ-29 | Россия | Россия | 2 415 | 1 500, производство продолжается |
МИГ-23 | Россия | Индия, Сирия, Ливия | 2 445 | 3 630 |
Тайфун | Германия | Великобритания, Германия, Испания, Саудовская Аравия, Италия, Австрия | 2 450 | Около 500 |
СУ-27 | Россия | Россия | 2 476,4 | 809 |
Grumman F-14 Tomcat | США | США | 2 485 | 712 |
McDonnell Douglas F-15 Eagle | США | США, Израиль, Саудовская Аравия, Япония | 2 650 | 1 500 |
МИГ-25 | Россия | Россия, Украина | 2 700 | Около 1 200 |
МИГ-31 | Россия | Россия | 3 000 | 519 |
Как видно из представленных сведений, отечественные разработки и на сегодняшний день являются лидерами не имеющими себе равных. При соответствии скорости, заявленной для МИГ-41, он станет абсолютным рекордсменом в данном направлении.
Не стоит исключать, что все вышеперечисленные модификации российских истребителей были спроектированы на рубеже существования Советского Союза, то есть, на сегодняшний момент проектам более 30 лет.
Комментарии официальных лиц
В официальных источниках пока не было никакой информации о том, создан этот новый самолёт или нет. Вполне возможно, что он уже стоит в испытательных ангарах ОКБ им. Микояна и ожидает своего часа. Однако, это остаётся засекреченной информацией, а на сегодняшний день сведений о технических характеристиках, внешнем виде и эксплуатационных данных нет.
Известно только, что истребитель МИГ-41 это современная инновационная разработка современного перехватчика, способного заменить МИГ-31. Благодаря своей секретности, работы над машиной получили название «самой закрытой задумкой российской оборонки».
На специализированных форумах достаточно много обсуждений на эту тему, однако все они заканчиваются ничем не обоснованными прогнозами и предположениями.
Со слов Сергея Короткова, Президента российской Объединённой самолётостроительной корпорации, в текущем году было выполнено много отдельных проектов, предназначенных для сборки истребителя.
Он ещё раз подчеркнул, что современный истребитель перехватчик создаётся с целью замены устаревшей модели, использующейся с 1975 г. Помимо этого, было отмечено, что над созданием самолёта трудятся не только специалисты ОКБ им. Микояна, но и ряд представителей других предприятий относящихся к российской оборонной отрасли.
Разработки ведутся по предзаказу, полученному от МО РФ, так как на самом деле стоит задача о замене морально устаревших МИГ-31 на новую современную модификацию. Другой информации, Коротков не предоставил.
Генерал-полковник российских ВВС Виктор Бондарев высказывается следующим образом: «Работы над проектом ведутся довольно активно, на сегодняшний момент основные действия производятся в лице научных исследователей, передающих проектную документацию для начала опытно конструкторских работ».
Также, главнокомандующий подчеркнул, что современный истребитель перехватчик МИГ-41 будет принят на вооружение в 2025г.
Несколько лет назад, лётчик-испытатель комментировал ситуацию словами, что новый истребитель должен был появиться ещё на рубеже веков.
Предшественники: ракурс в историю
Опытное летно-конструкторское бюро Артёма Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.
Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под маркой МиГ-3.
Оба самолёта принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для штурмовиков Ил-2.
Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолётов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.
История создания и развития реактивных самолётов КБ Микояна начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.
Следующим стал знаменитый МиГ-15. Затем были вехи в самолётостроении, такие как скоростной рекордсмен МиГ-25 и рядовые образцы честно служившие в ВВС Родины, например перехватчики МиГ-17.
С того времени лучшими были признаны следующие модификации:
Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.
Хотя новейший истребитель ещё не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.
А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолёта МИГ-41, он должен стать ещё более совершенным.
Видео
Не забывайте оставлять свои комментарии на сайте и делиться своим мнением о самолете МиГ-41.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Военное дело
Чжунго цзюньван (Китай): краткий анализ российского перехватчика МиГ-41
Касательно МиГ-41 есть следующая точная информация:
Самолетостроительная компания «МиГ» приступила к реализации проекта перехватчика МиГ-41 в 2013 году. Исследовательские работы касательно внешнего вида самолеты были завершены в конце 2019 года, первый полет испытательного образца назначен на 2025 год, а поступить на вооружение он должен в 2028 году. МиГ-41 является преемником МиГ-31.
МиГ-41 — это высокоскоростной истребитель-перехватчик большой дальности, обладающим способностью к скрытности. Максимальная скорость полета будет превышать 4 Маха, поэтому он будет способен выполнять космические миссии. В будущем самолет будет включен в систему глобальной обороны России, а позднее будет презентована беспилотная модель истребителя.
Россия планирует использовать этот истребитель в качестве боевого самолета, специально созданного для перехвата вражеских бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и крылатых ракет в воздухе. Главный российский истребитель-перехватчик МиГ-31 был разработан ОКБ имени А.И. Микояна (ныне РСК «МиГ») в 1976 году и вступил в строй в 1983 году. Он является основной силой Воздушно-космических сил России для завоевания господства в воздухе и поддержки атак воздушно-космической обороны. Некоторые источники утверждают, что МиГ-31 будет выведен из эксплуатации в 2028 году. На смену этой модели, а также для укрепления безопасности национальной обороны в новой обстановке, России срочно необходима новая система истребителей-перехватчиков, которая будет обладать высокой скрытностью, более высокой скоростью, большей дальностью полета и которая способна нести новейшие модели авиационно-космических подсистем. С этими целями как раз и началась разработка МиГ-41.
Контекст
WSJ: российские С-400 бросают вызов американской авиации
The Paper: с этой российской ракетой США справятся нескоро
TNI: МиГ-35 — лучший российский истребитель четвертого поколения?
Основные характеристики МиГ-41:
Самолет будет оснащен новейшим высокоэффективным оборудованием для целевого поиска и обнаружения, а его способность отражать радиолокационные сигналы будет еще более модернизированной и эффективной. В будущем он сможет работать с глобальной системой обороны России, иметь возможность обмена данными в режиме реального времени, тем самым обеспечивая получение информации от внешних целей и других элементов системы.
Как сообщается, в этой модели будет использоваться прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) или даже импульсный детонационный двигатель.
МиГ-41 сможет выполнять космические миссии. Глава РСК «МиГ» сообщил, что МиГ-41 будет не только способен бороться с воздушными целями, но и может быть оснащен новым аэрокосмическим вооружением для поражения космических аппаратов на низкой орбите. Подобные испытания уже проводились в России.
В настоящее время конструкция и внешний вид самолета еще неизвестны, и, скорее всего, за основу будет взят традиционный вариант, однако вряд ли он будет иметь существенное сходство с МиГ-31.
Истребитель сможет выполнять миссии по перехвату в Арктике, и позднее, возможно, начнется разработка беспилотной модели самолета.
История развития проекта, ожидаемые ключевые элементы и последние достижения:
Самолетостроительная компания «МиГ» запустила проект создания преемника для МиГ-31 в 2013 году.
В марте 2017 года Минобороны России заявило о необходимости разработки модели истребителя для замены МиГ-31. И РСК «МиГ» вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) приступили к исследовательским работам по созданию новой модели высотных перехватчиков.
В июле 2017 года Илья Тарасенко, генеральный директор РСК «МиГ», сообщил, что модель перехватчика, которая должна заменить МиГ-31, была официально названа «перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП) под кодовым названием МиГ-41, работы по исследованию и разработкам этого перехватчика начались в 2019 году. Одновременно с разработкой самолета новой системы производится модернизация и усовершенствование действующего парка МиГ-31 ВКС России.
В августе 2017 года Тарасенко сообщил, что МиГ-41 поступит в Минобороны России в середине 2020 года.
Говоря о проекте ПАК ДП в июне 2019 года, Тарасенко сказал, что в настоящее время ведутся исследовательские работы касательно внешнего вида самолета, и в нем будут отражены все основные требования. Эти работы планировалось завершить к концу 2019 года и затем перейти в следующую фазу проекта.
Ожидается, что первый полет МиГ-41 произойдет после 2025 года. В 2028 году МиГ-31 будет выведен из эксплуатации, и его заменит МиГ-41.
Если предварительно судить о перспективах проекта исходя из этой разрозненной информации, то по сравнению с МиГ-31, все основные характеристики МиГ-41 будут улучшены, включая взлетный вес, способность к скрытности, скорость, вес полезной нагрузки. В скоростном истребителе-перехватчике МиГ-41 большой дальности будут использоваться новейшие технологии, а не просто тщательно усовершенствованные технологии МиГ-31. Текущий проект включает не только разработку самолета, бортовой техники и вооружения, но и всех компонентов оборонной системы воздушного пространства. Очевидно, что большую часть работ нужно будет проводить с нуля — с исследований и разработок, что в будущем в значительной степени поспособствует национальной безопасности России.
Однако, стимулируя разработку МиГ-41, Россия в то же время продвигает проекты ПАК-ДА и Су-57. Очевидно, что они требуют такого же большого количества ресурсов, как и МиГ-41. Поэтому стоит задуматься, как в условиях ограниченного военного бюджета Россия сможет своевременно проводить исследовательско-конструкторские работы, поддерживая их надлежащее качество.
Насколько можно судить по открытым источникам, нормы проектирования нового перехватчика настолько высоки, что некоторые из них уже превышают текущие возможности технической реализации. Поэтому сейчас трудно сделать вывод о том, будет ли проект успешно завершен или смогут ли фактические результаты соответствовать заявленным ранее стандартам.
Конечно, в настоящее время информация о проекте МиГ-41 ограничена, а некоторые умозаключения и предположения могут не соответствовать фактам, из-за чего этому проекту нужно и дальше уделять внимание.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Выстрелил и забыл
Об этом сообщило заокеанское издание Military Watch. Удивительно, что за океаном отметили превосходные характеристики МиГ-35. Вполне возможно, что за этой публикацией скрывается какая-то пока неясная интрига. В частности, в статье говорится, что если истребитель появится в Сирии, то он полностью изменит расстановку сил в этом регионе Ближнего Востока. Military Watch утверждает, что ни ВВС Турции, ни ВВС Израиля не обладают истребителями, способными ему противостоять.
Россия действительно активно продвигает МиГ-35 в Индию. Он вообще когда-то создавался именно для этой страны и участвовал там в конкурсе на легкий истребитель. Тендер завершился в 2011 году, выиграла его Франция. Сами индийцы считают, что только в силу коррупции военных и гражданских чиновников был выбран Rafale. Но за минувшее почти десятилетие ВВС Индии не смогли получить из Франции ни одного истребителя. Недавно стало известно о том, что Индия объявляет новый конкурс на истребители класса МиГ-35, и у нашей машины шансы самые предпочтительные.
МиГ-35 способен эффективно поражать наземные, воздушные и надводные цели ночью и днем в сложных метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.
Неудивительно, что интерес к нему на международном рынке вооружений проявили уже тридцать стран. И вполне возможно, что издание Military Watch, публикуя почти рекламную статью об этом самолете, действительно провоцирует наших военных отправить МиГ-35 в Сирию как можно скорее. Российские авиационные эксперты допускают, что американцам не терпится оценить этот истребитель в реальных боевых условиях и по возможности снять с него как можно больше технических характеристик. Современные самолеты-разведчики, которых в районе Сирии летает более чем достаточно, на это способны.
МиГ-35: гора сюрпризов для противника. Лучший в своём классе!
Во второй половине мая 2018 года произошло крайне значимое для дальнейшего становления тактического авиапарка Воздушно-космических сил России событие: Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) приступила к государственным приёмочным испытаниям многофункционального сверхманевренного тактического истребителя поколения «4++» МиГ-35. Заводские испытания, сфокусированные на тестировании бортового РЛК, оптико-электронных датчиков, системы управления вооружением, а также трёхканальной ЭДСУ с 4-кратным резервированием, были успешно завершены ещё в декабре 2017 года.
Данные изделия представлены щелевыми антенными решётками, отличающимися крайне низкой помехозащищённостью, низкой пропускной способностью по сопровождению целей «на проходе» (10 одновременно отслеживаемых трасс целей), низкой целевой канальностью (4 и 2 одновременно обстреливаемых целей для «Жука-МЭ» и «Топаза» соответственно), плохой ремонтоспособностью и низкой надёжностью в связи с наличием единых передающего и приёмного трактов, а также слабыми энергетическими параметрами, обеспечивающими дальность обнаружения цели типа «F/A-18E» порядка 100 км (при ЭПР в пределах 2 кв. м). Если говорить более понятным языком, в связи с наличием единого высокочастотного передатчика, РЛС со щелевой антенной решёткой обладает малым временем наработки на отказ, а более низкая дальность работы наблюдается в связи с невозможностью установки столь массивного передатчика, мощность которого была бы эквивалентна суммарной мощности всех ППМ активной ФАР.
Как правило, станции со щелевыми антенными решётками отличаются большими ограничениями по минимальной эффективной отражающей поверхности обнаруживаемого объекта (в пределах 0,05—0,1 кв. м), из-за чего перспективные малозаметные крылатые ракеты противника могут банально не обнаруживаться даже на минимальных дистанциях. Единственным достоинством, которое сохраняет подобные радары на вооружении в во втором десятилетии XXI века, является программная возможность реализации режима синтезированной апертуры (SAR), правда, разрешение получаемого радиолокационного изображения составляет 15 м, в связи с чем возможность идентификации небольших наземных целей типа «пусковая установка ОТБР» или надводных типа «патрульный катер» практически отсутствует, может быть произведена лишь классификация по видимому маркеру ЭПР объекта на многофункциональном индикаторе.
Здесь впору отметить, что тактические истребители семейств F-15E «Strike Eagle», а также F-16C Block 52/52+, состоящие на вооружении Военно-воздушных сил США, уже на протяжении нескольких лет медленно, но уверенно проходят программу обновления комплекса управления вооружением новыми радиолокационными комплексами c активными ФАР AN/APG-82(V)1 и AN/APG-83 SABR. Данные РЛС не только полностью опередили по многорежимности, многоканальности, дальности действия старые щелевые радары «Страйк Иглов» AN/APG-70 и «Фальконов» AN/APG-89(V)9, но и частично «переплюнули» по уровню помехозащищённости российские бортовые радиолокационные станции с пассивными ФАР Н011М «Барс» и даже самые «дальнозоркие» в мире серийные радары Н035 «Ирбис-Э», поскольку в АФАРах, благодаря программному управлению мощностью и частотными характеристиками каждого приёмо-передающего модуля, присутствует возможность секторального «сброса» диаграммы направленности в направлении постановщика радиоэлектронных помех противника. Именно такие качества, отсутствующие у Су-30СМ и Су-35С, должны появиться у перспективного «среднего» истребителя переходного поколения МиГ-35, основу бортового радиоэлектронного оборудования которого впервые в истории российского военного авиастроения составит радиолокационная станция с активной ФАР «Жук-А» (в модификации FGA-35), представленной 960 приёмо-передающими модулями мощностью по 8 Вт.
Данный радар уверенно обнаруживает воздушные цели с ЭПР в 1 кв. м на дальности около 140 км, одновременно «завязывает трассы» 30 из них и захватывает на точное автосопровождение 6 объектов для перехвата посредством ракет воздушного боя большой дальности с активно-полуактивной / пассивной радиолокационной системой самонаведения РВВ-СД. Тактический истребитель F-15E «Strike Eagle» со смешанной конфигурацией подвески (ЭПР около 7 кв. м) может быть обнаружен на удалении около 250 км. В качестве главного достоинства «Жука-А» в работе по надводным и наземным целям отмечается разрешение в режиме синтезированной апертуры 0,5 м, о чём говорит информационная таблица, предоставленная разработчиком (АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР») в дополнение к полноразмерному демонстратору. Именно этот РЛК по возможности идентификации поверхностных целей сможет сравниться с бортовыми РЛС Н036 «Белка», установленными на истребители 5-го поколения Су-57.
Важной деталью поставок на вооружение Воздушно-космических сил России многоцелевых истребителей МиГ-35 является их относительно небольшая цена, порядка 45—50 млн. долларов (в 1,3—1,5 раза меньше, чем у Су-35С). Вследствие этого Минобороны России рассчитывает приобрести около 170 подобных машин, обладающих заметно лучшими параметрами помехозащищённости БРЛК в воздушных баталиях на средних и больших дальностях в сравнении с «Сушками». Следующим пунктом логичнее рассмотреть возможности многофункционального истребителя МиГ-35 в «пассивной работе» по надводным, наземным и воздушным целям противника, что предусматривает полноценное использование интегрированных оптико-электронных комплексов без активного режима работы РЛС «Жук-А». Данная методика применения комплекса управления вооружением истребителя позволяет минимизировать вероятность вскрытия собственного местоположения такими средствами радиотехнической разведки противника, как многоэлементная станция предупреждения об облучении с распределённой апертурой AN/ALR-94 малозаметного истребителя F-22A, состоящая из 30 высокочувствительных антенных модулей, способных пеленговать источник излучения на удалении 460 и более км, комплекс РТР 55000 AEELS («Automatic Electronic Emitter Location Systems») стратегического разведывательного самолёта RC-135W/V «Rivet Joint», либо корабельная станция радиоэлектронной разведки AN/SLQ-32(V)2, придаваемая боевым информационно-управляющим системам «Aegis» эсминцев класса «Арлей Бёрк».
Если взглянуть, к примеру, на ранний самолёт-демонстратор МиГ («№ 154»), разработанный на базе экспериментальных двухместных МиГ-29М2 и МиГ-29КУБ ещё в 2006 году для привлечения внимания высокопоставленных военных чиновников индийского оборонного ведомства (в рамках тендера MMRCA), то можно обратить внимание на богатейшую номенклатуру интегрированных оптико-электронных средств. В частности, на борту машины замечены: носовой оптико-электронный комплекс ОЛС-УЭМ (работает в инфракрасном / телевизионном каналах визирования и способен обнаруживать цели на дальности 45-50 км в заднюю полусферу и 20 км в переднюю полусферу), аналогичный двухдиапазонный оптико-электронный комплекс ОЛС-К (обнаруживает отдельные единицы крупной бронетехники на удалении 20 км, небольшие десантные катера — 40 км и корабли класса «фрегат» — 90-120 км, в зависимости от метеорологической обстановки), размещённый в конформном контейнере правой мотогондолы, а также станцию обнаружения атакующих ракет (СОАР).
Последняя представлена инфракрасным датчиком обзора нижней полусферы (НС-ОАР) и верхней полусферы (ВС-ОАР), способных по горячему факелу ракетного двигателя обнаруживать и сопровождать практически любую ракету (от противорадиолокационной и зенитной на удалении до 50 км до ракеты воздушного боя семейства AMRAAM — около 30 км). Более того, система способна обнаруживать пуски оперативно-тактических баллистических ракет и крылатых ракет «Томагавк» на расстоянии в несколько сотен километров, равно как и комплекс DAS американского истребителя 5-го поколения F-35A. Как известно, посредством введения соответствующих программно-аппаратных опций можно добиться полноценной синхронизации СОАР с КУВ истребителя, что в конечном счёте позволит оператору систем (второму пилоту МиГ-35) по целеуказанию датчиков данной системы наводить ракеты класса «воздух-воздух» не только на истребители противника, но и на атакующие ракеты воздушного боя и ЗУР противника. Под эти задачи адаптированы ракеты воздушного боя Р-77, РВВ-СД, Р-73 РДМ-2, а также РВВ-МД.
На практике это выглядит следующим образом. Истребители поколений «4» и «4+» МиГ-29С, МиГ-29СМТ и Су-27, оснащённые устаревшими радиолокационными комплексами со щелевой антенной решёткой Н019МП «Топаз», «Жук-МЭ», а также антенной Кассегрена Н001, практически не имеют возможности перехватывать запущенные противником ракеты воздушного боя в связи с отсутствием способности заблаговременно обнаруживать столь малоразмерные цели и захватывать их на автосопровождение (эффективная отражающая поверхность AIM-9X Block II и AIM-120D едва достигает 0,03—0,07 кв. м). Успешная реализация подобного перехвата может произойти лишь в том случае, если лётчик визуально обнаружит момент схода «Сайдвиндера» с подкрыльевого пилона истребителя противника, находящегося на удалении 8—10 км, и мгновенно применит «резервный режим» захвата факела приближающейся ракеты посредством ГСН собственной Р-73. Как известно, подобный «быстрый» режим требует лишь совмещения прицельного перекрестия, являющегося конусом сканирования ИКГСН ракеты, с видимым теплоконтрастным объектом.
Но такая «козырная» возможность вряд ли станет частым событием воздушных боёв XXI века, где AIM-120С/D запускается c дистанции 50—100 км. Более того, визуально засечь старт РДТТ ракеты с современным малодымным топливом не так уж и просто. Следовательно, лишь инфракрасная станция обнаружения атакующих ракет, синхронизированная с КУВ истребителя, способна воплотить в реальность подобные замыслы по уничтожению УРВБ противника. В Штатах подобная концепция использования ракет воздушного боя медленно продвигается к реализации в рамках амбициозного проекта SACM-T («Small, Advanced Capability Missile Technologies»), разработкой которого уже на протяжении нескольких лет заняты военно-промышленная компания, специализирующаяся на проектировании ракетного вооружения и радиоэлектронных средств «Raytheon» и Исследовательская лаборатория Военно-воздушных сил США («Air Force Research Laboratory»).
В основе данного проекта, начатого компанией «Локхид Мартин», лежит создание радикально усовершенствованной малоразмерной («урезанной») модификации ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM. Изделие, также именуемое CUDA, планируется оснастить высокоточной активной радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового диапазона, а также 13 «газодинамическим поясами» из более чем сотни миниатюрных двигателей поперечного управления, обеспечивающих кинетическое уничтожение перехватываемой ракеты противником методом прямого попадания. Начало поступления «SACM-T/CUDA» в боекомплекты истребителей ВВС и ВМС США ожидается к началу 30-х годов, а поэтому и у специалистов ГосМКБ «Вымпел» имеется масса времени для наделения ракет воздушного боя РВВ-СД качествами противоракет для самообороны. Другой вопрос заключается в том, что о подобных приоритетах модернизации оборонительных средств для авиапарка ВКС сегодня не говорят ни военно-дипломатические источники, ни сам разработчик; а ещё есть такой момент как финансирование, о котором и вовсе лучше помалкивать.
Вырисовывается картина, схожая с пробуксовкой программы «прямоточной» ракеты сверхдальнего воздушного боя РВВ-АЕ-ПД. А ведь именно от продвижения подобных проектов и будет зависеть безопасность лётного состава наших Воздушно-космических сил в случае столкновения с авиацией западных ВВС. Таким образом можно констатировать, что в вопросах самообороны истребителей российских ВКС вся надежда остаётся лишь на увязку ракет семейства Р-77 со станцией обнаружения атакующих ракет (СОАР), но рассматривать такую увязку в качестве идеального асимметричного ответа на американский проект SACM-T совершенно не приходится, потому что лётно-технические характеристики ракеты-перехватчика CUDA будут почти в 2 раза превосходить РВВ-АЕ благодаря газодинамическому управлению, ведь первая изначально разрабатывается для борьбы с малоразмерными вражескими ракетами класса «В-В».
Мы же перейдём к оценке конструктивных изменений размещения оптико-электронного модуля для работы в режиме «воздух-поверхность» на новых опытных образцах МиГ-35 для ВКС России, а также связанных с этим изменением негативных и позитивных последствий. Если внимательно взглянуть на ранний демонстратор МиГ-35 с бортовым номером «154», собранный для демонстраций в рамках MMRCA, а затем на последний демонстратор «№702 синий», прошедший заводские лётные испытания в 2017 году, можно обратить внимание, что на первом установлен оптико-электронный комплекс ОЛС-К в малоразмерном обтекаемом конформном модуле-контейнере, на нижней поверхности которого и размещена оптикопрозрачная турель для обзора нижней полусферы.
Масса данного модуля, а также коэффициент аэродинамического сопротивления минимальны, что лишь незначительно сказывается на боевом радиусе действия. На демонстраторе с бортовым номером «702» для российских ВКС мы можем обратить внимание на более массивный и крупногабаритный подвесной контейнерный оптико-электронный комплекс Т220/Э. Судя по всему, именно этот комплекс будет использоваться на российских МиГ-35. Несомненно, главным его недостатком можно считать значительное аэродинамическое сопротивление в связи с диаметром контейнера в 370 мм и весьма крупным узлом крепления к правой мотогондоле, что снизит радиус действия на несколько десятков километров. Также следует ожидать дополнительного снижения максимальной скорости (при наличии ракет на подвеске) с 2100 до 1850—1900 км/ч.
Есть у комплекса Т220/Э и серьёзные достоинства перед ОЛС-К. Это значительно лучший обзор верхнего сектора угломестной плоскости, достигаемый благодаря ориентированной в переднюю полусферу поворотной турели контейнера, в отличие от неподвижной турели ОЛС-К, «смотрящей вниз». За счёт этого Т220/Э может не только вести обзор нижней полусферы, но и «заглядывать» на угол 7—10 градусов выше линии горизонта (в верхнюю полусферу). Следовательно, комплекс может быть применён для классификации и идентификации удалённых воздушных целей в телевизионном диапазоне, в дополнение к ОЛС-УЭМ.
Кроме того, судя по значительно большему размеру «турельной головки» Т220 в сравнении с ОЛС-К, первый имеет куда более длиннофокусную и светосильную оптическую систему, позволяющую реализовать оптическое увеличение наблюдаемого объекта в 30X и более, не считая цифрового.
Не лишён Т220/Э и недостатков. Одним из них является конструктивная невозможность доворота объектива на углы более 20 градусов от продольной оси подвесного контейнера. Итог: исключена возможность обзора нижнего сектора задней полусферы (оператор систем МиГ-35 не сможет отслеживать наземную тактическую обстановку «в хвосте» машины без выполнения разворота истребителя). Комплекс ОЛС-К может похвастаться данной особенностью. Какие тактические преимущества даёт эта особенность ОЛС-К? Отпадает потребность в довороте истребителя в направлении, насыщенном современными зенитно-ракетными комплексами малой дальности противника, которые прикрывают разведываемый объект.
Помимо стандартной оптико-электронной разведки наземных объектов в задней полусфере, ОЛС-К обеспечивает ещё и их подсвет для тактических ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения, запущенных с других носителей (от штурмовиков Су-25 до противотанковых комплексов «Гермес» в различных исполнениях). Таких возможностей по работе с целями в задней полусфере не даёт ни один отечественный или зарубежный контейнерный прицельно-навигационный комплекс, включая такие известные изделия, как «Сапсан-Э», а также штатовский «Sniper-ATP» («Advanced Targeting Pod»). Единственные изделия, которые по зоне обзора ЗПС приближаются к ОЛС-К, это французский подвесной комплекс «TALIOS Multi-Function Targeting Pod» и турецкий «ASELPOD-ATP», «турельные головки» которых вращаются на подшипниках в вертикальной плоскости. Как бы там ни было, придётся довольствоваться технологическими преимуществами комплекса Т220/Э, учитывая, что ни на одном многоцелевом истребителе поколения «4+» семейств МиГ-29СМТ, Су-27СМ и Су-30 до сегодняшнего дня так и не было внедрено подвесных средств разведки и целеуказания.
На фоне всех вышеописанных достоинств комплекса управления вооружением многофункционального истребителя МиГ-35, абсолютно необоснованно смотрятся заявления различных российских специалистов в статье «Эксперты забраковали корабельный МиГ-35» на ресурсе «Yтро.ру». Так, в публикации можно встретить мнение главреда журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, в соответствии с которым МиГ-35 устарел в качестве платформы для разработки перспективного палубного авиационного комплекса. По сути, аргументируется данный вывод «прожорливостью» турбореактивных двухконтурных двигателей РД-33МК/МКВ, малым боевым радиусом действия, а также несоответствием радиолокационной сигнатуры планера показателям машин 5-го поколения. Но так ли всё печально складывается для передовой модификации истребителя семейства МиГ-29, планер которого ещё на протяжении десятков лет будет считаться «аэродинамическим эталоном» наравне с планерами семейства Т-10?
Новые «Изделия 9-61/67» благодаря внедрению большего количества элементов, представленных композиционными материалами, сохраняют пустую («сухую») массу в пределах 11000—11500 кг, в то время как нормальная взлётная масса с 4800 кг топлива, а также 6 ракетами РВВ-СД и 2 РВВ-МД на подвесках составит около 17,8—18 тонн. В момент израсходования части топлива (на момент воздушного боя) масса машины будет находится в пределах 16 тонн, что при суммарной тяге ТРДДФ РД-33МКВ в 18000 кгс обеспечивает тяговооружённость в 1,12 кгс/кг. Вполне неплохо для ближнего воздушного боя с «Супер Хорнетом» даже с использованием обыкновенного установившегося разворота с угловой скоростью в 23 град/с. А присутствует ещё и всеракурсная система отклонения вектора тяги!
Если же говорить об эффективной отражающей поверхности (ЭПР) МиГ-35, то при использовании радиопоглощающих покрытий имеем снижение до 1,2—1,5 кв. м, что для истребителя переходного поколения является просто отличным показателем. МиГ-35 и не задумывался специалистами РСК «МиГ» в качестве концепта 5-го поколения, тем не менее, по уровню бортового радиоэлектронного оборудования вполне соответствует данному уровню. Ярким тому примером являются работы «Боинга» над такими машинами поколения «4++», как F-15SE «Silent Eagle» (проекту планера более 45 лет, но никто в США не называет этот истребитель «древним металлоломом») или F-16 Block 70. Что же касается радиуса действия в 1000 км, то для многоцелевого (тем более палубного) среднего истребителя это вполне достойно; достаточно посмотреть F/A-18E/F или F-35A. Другое дело, что под огромным вопросом и в тумане неопределённости находится строительство головного авианосца класса «Шторм», не говоря уже о серии… Но это вопрос уже совершенно иного обзора.