самый большой танк в мире на сегодняшний день
Топ-10 самых больших танков в истории
Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.
Завершает десятку самых огромных танков в мире машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:
боевой вес более 60 т.
Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.
снаряжённая масса 65 т.
Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.
Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:
снаряжённая масса 86 т.
Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.
Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:
снаряжённая масса не более 78 т.
Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.
Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:
снаряжённая масса 140 т;
Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:
масса в снаряжённом состоянии 180 т.
Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, которая попала в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.
Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:
боевая масса 145 т;
толщина лобовой брони 120 мм;
3. Kolossal-wagen (K-Wagen)
На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:
Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.
Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:
Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.
Непонятное распределение позиций.
Для начала, странно, что собрали в одном рейтинге построенные машины и проектные.
Во-вторых, по чему считается «величина». Масса? Тогда Маус должен быть первым. Длинна? Тогда Char 2c должен уступить K-Wagen.
Количество экипажа? Тогда K-Wagen должен быть первым.
Словом, хотелось бы пояснения насчёт распределения мест.
Если уж бумажные проекты прифигачили, то первое место было бы у него.
Хоть бы текст вычитывали перед публикацией.
Железный капут
Каких только небылиц не создано про немецкий полумифический сверхтяжелый танк P.1000. И даже название для этой машины придумали энтузиасты — Ratte, по-немецки «крыса». Под слоями этих мифов уже сложно докопаться до истины, но мы попробуем. Проект такого танка действительно существовал и рассматривался руководством Третьего рейха. Более того, были даже построены масштабные макеты двух вариантов P.1000. Накануне Дня смеха Warspot предлагает взглянуть на машину, история проектирования которой ничего, кроме грустного смеха, не вызывает.
Такой же монстр, как для «геноссе Духачевского»
Судьба Эдварда Гроте, создателя P.1000, не менее интересна, чем разработанные им танки. Творчество герра Гроте в Советском Союзе достойно отдельной, причём даже не одной, публикации. Здесь талантливый инженер-конструктор создал крайне оригинальный средний танк. Танк ТГ имел мощное вооружение, толстую броню и был выполнен по колёсно-гусеничной схеме. Именно оригинальность машины, а также мотор, спроектированный самим Гроте, стали причинами провала проекта. Тем не менее можно утверждать, что танк ТГ был спроектирован более грамотно, чем немецкие разработки, которые испытывались в СССР на полигоне ТЕКО.
Статья о 1000-тонном танке Гроте, опубликованная в журнале Kraftfahrkampftruppe в сентябре 1937 года
После прихода к власти Гитлера немецкие специалисты стали покидать СССР. Уехал из Советского Союза и Эдвард Гроте. О том, чем он занимался во второй половине 30-х годов, известно мало. Ему принадлежат несколько патентов на изобретения, связанные с моторно-трансмиссионной группой. Судя по всему, Гроте продолжал заниматься военной техникой, но уже не танками.
А вот на страницах немецких профильных изданий вернувшийся в Германию инженер вёл бурную полемику с Гюнтером Бурстиным, несостоявшимся отцом австро-венгерского танкостроения. Например, в немецком военном журнале Kraftfahrkampftruppe за сентябрь 1937 года Гроте довольно подробно рассказал о своей деятельности в Советском Союзе, особенно о 1000-тонном танке. Архивные документы свидетельствуют, что рассказ Гроте вряд ли был похож на басни барона Мюнхаузена и в значительной степени соответствовал действительности.
Спустя по 5 лет Гроте, подобно Отто Меркеру, принял предложение нового рейхсминистра вооружений и боеприпасов Альберта Шпеера и вошёл в его команду. Полем деятельности Гроте (как и Меркера) стал подводный флот. Должность у бывшего танкостроителя была весьма высокой и важной: он был «специальным уполномоченным по вопросам строительства подводных лодок при Рейхсминистре вооружений и боеприпасов».
Гроте не был каким-то мечтателем, который пришёл к Гитлеру со своей экстравагантной идеей сверхтяжёлого танка. Всё было как раз наоборот: если судить по переписке, именно Гитлер стал инициатором работ по будущему P.1000. Произошло это в июне 1942 года, задание Гроте получил не напрямую от рейхсканцлера, а через Шпеера. Согласно исследованиям Вальтера Шпильбергера, впервые с предложением Гроте Гитлер ознакомился 22 июня 1942 года.
Судовой двигатель MAN V12Z 32/44, пара таких моторов представляла собой первый вариант силовой установки P.1000
О существовании проекта P.1000 известно главным образом благодаря мемуарам немецких военачальников и уцелевших руководителей Третьего рейха, в частности, Шпеера. Правда, Шпеер старательно обходит стороной тот факт, что подобную гигантоманию он если и не поддерживал, то как минимум не препятствовал её появлению. В этом отношении наиболее близкими к реальности являются мемуары Гудериана. Генерал, который долгое время занимал должность главного инспектора танковых войск, активно боролся с подобными монстрами:
«Далее Гитлер перешёл к важнейшим вопросам танкостроения и согласился с предложенными ему принципами, что в танкостроении имеет важное значение в первую очередь тяжёлое вооружение, во вторую очередь — большая скорость и в третью очередь — мощная броневая защита. Однако в нём жили две души, ибо он думал, что лишь толстая броня является совершенно необходимым элементом. Его фантазия превратилась в гигантоманию. Инженеры Гроте и Гакер получили заказ на конструирование танка-гиганта весом в 1000 т. Для конструкции танка «тигр» фирмы Порше толщина брони днища указывалась в 100 мм, а в качестве его вооружения предусматривались или 150-мм пушка L-37, или 100-мм пушка L-76. Профессор Порше обещал выпустить первые машины своей марки к 12 мая 1943 г.».
Альтернатива в виде Daimler-Benz MB.501. Таких моторов предполагалось поставить аж 8 штук. В судостроении подобные «грозди» из моторов не были редкостью
Упомянутый Оскар Хакер, как и Гроте, не был обычным инженером. Он руководил фирмой Steyr, а также входил в Танковую комиссию, ту самую, которую с перерывами возглавлял Фердинанд Порше. Гроте, как советник Шпеера по вопросам строительства подводного флота, был очень хорошо осведомлён о том, какие передовые разработки имелись у Кригсмарине. В практическую фазу работа по будущему P.1000 вошла 17 июля 1942 года. В этот день Гроте прислал письмо на имя Эриха Мюллера (Erich Müller) по прозвищу «Пушка Мюллер», шефа-конструктора Krupp:
Письмо заканчивалось традиционным нацистским приветствием.
30,5 cm SK L/50 на береговой батарее. Именно это орудие первоначально рассматривалось на роль главного вооружения P.1000
Столь резкий поворот в судьбе Гроте, который менее 10 лет назад работал в СССР на «геноссе Духачевского», не должен особо удивлять. В то время многие в Германии вступили в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP), чтобы получить должность потеплее и повыше. В Германии NSDAP нередко шутливо расшифровывали как «Na, suchst du auch Pöstchen?» («а, ты тоже хочешь получить должность?»).
Теперь Гроте плотно работал с руководством Krupp. Именно благодаря этому и сохранилась переписка по P.1000, осевшая в архивном фонде Krupp. Привлечение к работе столь высокой фигуры, как Мюллер, свидетельствует о достаточно серьёзном отношении руководства Германии к проекту P.1000.
Рассматривалось два варианта силовой установки. Первый предусматривал использование двух двухтактных дизельных судовых моторов MAN V12Z 32/44 мощностью 8500 л.с. каждый. Эти 24-цилиндровые двигатели предназначались для эсминцев Тип 42, каждый из которых должен был иметь по 6 таких моторов. Альтернативой были восемь 20-цилиндровых двигателей Daimler-Benz MB.501. Эти дизельные моторы мощностью по 2000 л.с. также имели военно-морское происхождение — их устанавливали на немецкие торпедные катера. Существенным плюсом второго варианта было то, что суммарно шесть этих моторов весили 34 тонны, тогда как масса пары MAN V12Z 32/44 достигала 128 тонн.
Орудия на максимальном угле возвышения
За основу Гроте взял свои разработки для СССР. Конструктор прекрасно понимал, что без помощи Krupp у него ничего не получится. Поэтому он просил Мюллера выделить 20 человек, которые занимались бы его машиной. В целом Мюллер был не против, поскольку концерн Krupp в таком случае становился фактическим разработчиком супер-танка. Вместе с тем главный конструктор Krupp считал выделение 20 человек на предварительном этапе нецелесообразным, поскольку Гроте ещё даже не закончил эскизный проект. Оставался нерешённым целый ряд принципиальных вопросов, например, выбор вооружения. Существует заблуждение, что P.1000 изначально проектировался с расчётом на использование башни «карманного линкора» Gneisenau. Это не так: как следует из протокола совещания, поначалу у Гроте вообще не было чёткого понимания, чем вооружить свою сухопутную крепость. Всё, чего он смог добиться на тот момент от Кригсмарине — это чертёж береговой башенной установки 305-мм корабельного орудия SK L/50. Этим, к слову, и объясняется, почему на разных макетах танка в башнях главного калибра разные орудия.
Борта корпуса получили рациональные углы наклона
Судя по всему, первым вариантом сверхтяжёлой машины Гроте был трёхбашенный танк. Сохранились фотографии макета, который был подготовлен под руководством Гроте осенью 1942 года. Роднит эту версию с P.1000 только общее построение ходовой части. Башня главного калибра, расположенная со смещением к корме, разработана с нуля. В ней предусматривалось размещение спарки орудий 30,5 cm SK L/50. Впереди располагались две малые башни со спаренными установками 128-мм универсальных орудий 12.7 cm SK C/34, типичным вооружением немецких эсминцев. Идеи об использовании на P.1000 танковых башен и уж тем более башни от Pz.Kpfw.Maus являются плодами богатой фантазии ряда авторов. Башня Pz.Kpfw.Maus, к слову, появилась в привычном нам виде больше чем через полгода после смерти проекта P.1000. К таким же фантазиям относится и установка 128-мм орудия в лобовой части корпуса.
У трёхбашенной версии башня главного калибра максимально смещена к корме
Корпус первого варианта сверхтяжёлого танка Гроте напоминал проект 1933 года. О полном копировании речь, разумеется, не идёт. Но ряд элементов, включая V-образную форму крыши моторного отделения, явно перекочевал сюда с более раннего проекта. И даже схема с кормовым размещением основной башни уже использовалась Гроте в одном из предварительных вариантов сверхтяжёлого танка для Советского Союза. Это же касается и размещения силовой установки ближе к носовой части корпуса.
Малые орудийные и зенитные башни немецкого проекта размещались на массивных надгусеничных полках, которые переходили в экраны, прикрывавшие ходовую часть. В носовой части была предусмотрена рубка для отделения управления. 3-башенный вариант отличался рациональными углами наклона бортовых листов, что увеличивало бронестойкость и вероятность рикошетирования вражеских снарядов.
С проектом 1933 года новую конструкцию роднило не только построение ходовой части, но и V-образная форма крыши корпуса
Ходовая часть также представляла собой развитие конструкции ходовой одного из его предварительных вариантов 1000-тонного танка для СССР. У трёхбашенного варианта предусматривалось по 12 сшестерённых катков на борт, плюс по два катка в носовой и по одному в кормовой частях, которые должны были обеспечить натяжение гусеничных лент и смягчать удары при преодолении вертикальных препятствий. Элементы подвески были максимально вынесены вниз, что должно было облегчить обслуживание. С каждого борта имелось по 3 гусеничные ленты.
В процессе работы над проектом Гроте дорабатывал макет. Изначально малые башни со 128-мм пушками должны были выполнять и роль зенитных. Но было очевидно, что такого вооружения для эффективной борьбы с воздушными целями явно недостаточно. Для борьбы с самолётами требовались менее громоздкие системы с куда меньшим калибром. Здесь Гроте помогло немецкое самолётостроение: на гидросамолётах Blohm & Voss устанавливалась зенитная башня HD 151 (Hydraulische Drehringlafette 151) с гидравлическим приводом. Вооружалась она 20-мм автоматической пушкой MG 151/20.
Доработанный макет с башнями HD 151
На доработанном макете появилось сразу 8 зенитных башен HD 151. Правда, первый вариант малокалиберного зенитного вооружения сложно назвать удачным. По 3 башни Гроте разместил по бортам корпуса, ещё 2 в корме. При подобном размещении зенитных башен существовало немало мёртвых зон, прежде всего в носовой части.
Первоначально зенитные башни были размещены нерационально
Пятибашенный вариант сверхтяжёлого танка
Орудия на максимальном углу возвышения. Эти башни уже имели вполне реальные прототипы
На свет появился новый макет танка, на сей раз пятибашенный. Гроте наконец добился доступа к материалам по применяемым Кригсмарине артиллерийским установкам, а также к документации проектов. В результате вместо концептуальных орудий и орудийных установок новый проект предусматривалось вооружать вполне реальными системами. И это касается не только башни главного калибра и зенитных турелей HD 151. Расположившиеся по периметру корпуса орудийные башни также имели вполне реальные прототипы — двухорудийные башни для немецких эсминцев типа 36C (Z46-Z50). Они были заказаны в 1942 году, но так и не построены. Вооружить башни планировалось 128-мм универсальными орудиями 12.7 cm SK C/41. Позже основную башню пришлось доработать: центральное орудие предполагалось демонтировать, что позволило бы выиграть в весе.
Доработке подверглось и шасси. Из-за серьёзных изменений вооружения основная орудийная башня снова сместилась вперёд, а моторное отделение перекочевало назад. Шасси стало ещё более похожим на шасси танка, создававшегося Гроте для СССР. Особенно схожей была ходовая часть. Количество опорных катков сократилось до 6, при этом значительно вырос их диаметр. Зенитные башни HD 151 теперь размещались более рационально.
Пятибашенная версия проекта тоже недолго была актуальной. Внушительное вооружение имело один существенный недостаток — чрезмерную боевую массу. Расчёты, проведённые Гроте, показывали, что доработанный проект преодолел порог уже в 1000 тонн! Это явно не входило в планы конструктора, который считал, что его детище должно иметь удельную мощность не меньше 16 л.с. на тонну. При такой удельной мощности он ожидал, что танк сможет развить максимальную скорость 40 км/ч.
После доработки появился третий проект танка, который считается «каноничным». От башен с эсминцев пришлось отказаться, серьёзной переделке подвергся и корпус танка. К 10 октября 1942 года Гроте подготовил эскизный проект, 17 октября он продемонстрировал его Шпееру.
Орудийная башня C, установленная на береговой батарее «Ёрландет»
С октября активизировалась переписка между Гроте и Мюллером. В ней поднимался вопрос о 128-мм орудии, ставшим предметом споров среди любителей военной истории. Гроте писал буквально следующее:
«Я попытался вместо расположенного в задней части 8,8-см палубного орудия подводной лодки установить 12,8-см зенитное орудие. Его вес, конечно, значительно больше, однако данная компоновка является лишь предложением, и, возможно, Ваши специалисты смогут предложить в качестве равноценной замены более лёгкие орудия. Я получил от Кригсмарине данные относительно укладки боеприпасов, которые с учётом флотского опыта могут быть произвольно изменены».
Очевидно, что речь здесь идёт о морском орудии. Правда, ни орудийной установки, которую предполагалось ставить в кормовой части, ни эскизов, которые демонстрировались Шпееру, не сохранилось. Не сохранились и чертежи, которые 31 октября Гроте выслал на Krupp. Возможно, они погибли во время одной из бомбардировок, которой подвергались объекты концерна Krupp в 1943 году.
Тем не менее из сохранившейся переписки можно понять, откуда именно взялся индекс P.1000 — цифра в нём обозначает массу танка. Впрочем, индекс этот почти не использовался в переписке. Согласно спецификациям, упомянутым в контракте, P.1000 должен был обладать следующими характеристиками:
Длина корпуса, м 35;
Полная ширина, м 14;
Полная высота, м 11;
Высота корпуса, м 6,5;
Длина опорной поверхности гусениц, м 21;
Ширина трака, м 1,2 Х 3;
Давление на грунт, кг/см² 0,54;
Максимальная скорость, км/ч 40;
Полная масса, т 1000.
Корпусные элементы, т 200;
Ходовая часть, т 100;
Двигатель и трансмиссия, т 100.
Единственное достоверное изображение P.1000 из контракта, заключённого с Krupp. Из-за того, что вида сбоку не сохранилось, внешний вид ходовой части танка является объектом различных спекуляций
На этом месте проект колоссального немецкого танка вполне мог приказать долго жить, поскольку Шпеер всячески старался от подобных ужасов избавляться. Но работы по похожим проектам продолжались до мая 1944 года. Правда, уже без Гроте: Мюллер аккуратно «задвинул» проект P.1000 и его автора, о чём говорит протокол совещания, датированного 13 декабря 1942 года:
«Гроте представил фотоснимки своей новой модели, где башни были уже более органично соединены с поверхностью машины. Кажется, он уже знает, что министр не намерен продолжать его проект, и что фирме «Крупп» поручена разработка сходного проекта. Не вдаваясь в подробности, я подтвердил ему эту информацию, однако упомянул, что для нашей машины ставится другая тактическая задача, поэтому мы, к сожалению, не можем воспользоваться его наработками.
Гроте принял это к сведению».
Работы по P.1000 прекратились, чтобы освободить дорогу собственным разработкам Krupp. Но к ним вернёмся чуть позже. Другая судьба ждала башни, которые предполагалось использовать на P.1000. Башня «B» (Bruno) отправилась в 1943 году на береговую батарею «Фйелл» (Fjell) возле Бергена в Норвегии. Батарея отлично справлялась с возложенной на неё задачей — охраной акватории возле Бергена — благодаря дальности стрельбы в 41 км. После войны башенную установку разобрали, от неё осталось лишь бетонное основание. Башню «С» (Caesar) установили на береговой батарее «Ёрландет» (Oerlandet), которая прикрывала подходы к другому норвежскому городу, Тронхейму. После войны, уже находясь на вооружении норвежской армии, батарея была переименована в «Аустратт» (Austrått). Из состава сил норвежской береговой обороны батарею исключили в 1977 году, но орудийная установка уцелела. В 1991 году бывшая батарея «Аустратт» стала музеем. Любой желающий может заглянуть внутрь этого чуда инженерной мысли, значительная часть механизмов которого всё ещё исправна.
Следует отметить, что при установке на берегу обе башни лишились дальномеров и их бронировок, как это и предполагалось при установке башен на P.1000.
Реконструкция внешнего вида P.1000, выполненная Сергеем Лебедевым. Ходовая часть выполнена по типу 3-башенного варианта
Иногда под индексом P.1500 ошибочно подразумевают гусеничную версию «Толстого Густава» с бронёй, достигающей 250 мм, двумя башнями с орудиями калибра 150 мм и 4 дизелями от подводной лодки в качестве силовой установки. Так была истолкована информация, которую двумя строчками выдал в книге Special Panzers Вальтер Шпильбергер.
Благодаря стараниям Михаэля Фрёлиха удалось выяснить, что в реальности ничего общего с «Толстым Густавом» проект сверхтяжёлого танка Krupp не имеет. В спецификациях, датированных 4 февраля 1943 года, проект предлагается в двух вариантах — 800-тонный с 600-мм мортирой и 1800-тонный с 800-мм мортирой. Длина 1800-тонной машины должна была составить 25 м, ширина — 12,8 м, а максимальная высота — 8,25 м. Толщина лобовой брони оценивалась в 250 мм, а бортов — в 200 мм. В движение машину должны были приводить 4 мотора Daimler-Benz MB.501 общей мощностью 8000 лошадиных сил. При этом максимальная скорость оказывалась мизерной — всего 7 км/ч.
Последняя активность по Urling датирована июнем 1944 года, когда рассматривался вопрос об использовании на машине газовой турбины. Никакой другой информации, кроме переписки, по этому проекту не сохранилось.