самый белый в мире снег выпал в день твоей дуэли
Самый белый в мире снег выпал в день твоей дуэли
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане.
— Саша, слышишь, как в ночи
Едут пьяные цыгане.
Полно, слышишь этот смех,
Полно, что ты в самом деле?
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.
Знаешь, где-то там вдали
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.
В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.
Встала — и белым-бела,
Разом руки уронила.
Значит, все-таки была,
Значит, все-таки любила.
Друг мой, вот вам старый плед,
Друг мой, вот вам чаша с пуншем.
Пушкин, вам за тридцать лет.
Вы совсем мальчишка, Пушкин!
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане…
Где-то там в седой ночи
Едут пьяные цыгане.
Леонид Филатов 1968 г.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Леонид Филатов
*
ПУШКИН
*
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане.
Полно, слышишь этот смех?
Полно, что ты, в самом деле?!
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.
Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.
В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.
Встала и белым-бела
Разом руки уронила,
Значит, все-таки, была,
Значит, все-таки, любила!
Друг мой, вот вам старый плед!
Друг мой, вот вам чаша с пуншем!
Пушкин, Вам за тридцать лет,
Вы совсем мальчишка, Пушкин!
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане…
Ждём вашего мнения в к
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Самый белый в мире снег выпал в день твоей дуэли
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане.
— Саша, слышишь, как в ночи
Едут пьяные цыгане.
Полно, слышишь этот смех,
Полно, что ты в самом деле?
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.
Знаешь, где-то там вдали
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.
В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.
Встала — и белым-бела,
Разом руки уронила.
Значит, все-таки была,
Значит, все-таки любила.
Друг мой, вот вам старый плед,
Друг мой, вот вам чаша с пуншем.
Пушкин, вам за тридцать лет.
Вы совсем мальчишка, Пушкин!
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане…
Где-то там в седой ночи
Едут пьяные цыгане.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Леонид Филатов Пушкин
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане.
— Саша, слышишь, как в ночи
Едут пьяные цыгане.
Полно, слышишь этот смех,
Полно, что ты в самом деле?
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.
Знаешь, где-то там вдали
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.
В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.
Встала — и белым-бела,
Разом руки уронила.
Значит, все-таки была,
Значит, все-таки любила.
Друг мой, вот вам старый плед,
Друг мой, вот вам чаша с пуншем.
Пушкин, вам за тридцать лет.
Вы совсем мальчишка, Пушкин!
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане…
Где-то там в седой ночи
Едут пьяные цыгане.
Нечто совершенно космическое
Ирина Васильева Новосибирск
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Выпуск 6-й. памяти леонида филатова
***
В пятнадцать лет, продутый на ветру
Газетных и товарищеских мнений,
Я думал: «Окажись, что я не гений, —
Я в тот же миг от ужаса умру. »
Садясь за стол, я чувствовал в себе
Святую безоглядную отвагу,
И я марал чернилами бумагу,
Как будто побеждал ее в борьбе!
Когда судьба пробила тридцать семь.
И брезжило бесславных тридцать восемь,
Мне чудилось — трагическая осень
Мне на чело накладывает тень.
Но точно вызов в суд или собес,
К стеклу прижался желтый лист осенний,
И я прочел па бланке: «Ты не гений!» —
Коротенькую весточку с небес.
Я выглянул в окошко — ну нельзя ж,
Чтобы в этот час, чтоб в этот миг ухода
Нисколько не испортилась погода,
Ничуть не перестроился пейзаж!
Все было прежним. Лужа на крыльце.
Привычный контур мусорного бака.
И у забора писала собака
С застенчивой улыбкой на лице.
Все так же тупо пялился в окно
Знакомый голубь, важный и жеманный..
И жизнь не перестала быть желанной
От страшного прозренья моего’..
Человек начинал говорить
А началом явился испуг
От нечаянно хрустнувшей ветки.
И дремучий немыслимый звук
Шевельнулся тогда в Человеке.
Человек начинал говорить.
И, не в силах бороться с искусом,
Обнаружил великую прыть
В овладении этим искусством.
Он придумывал тысячи тем,
Упиваясь минутным реваншем.
Говори-и-ть! А о чем и зачем —
Человеку казалось не важным.
Он смолкал по ночам, но и тут,
Что ни утро в поту просыпаясь,
Он пугался безмолвных минут
И ничем не заполненных пауз.
Но однажды случилась беда.
Он влюбился и смолк в восхищеньи..
И к нему снизошла немота
И свершила обряд очищенья.
Он притих, и разгладил чело,
И до боли почувствовал снова
То мгновение, после чего
Станет страшно за первое слово
Високосный год
Памяти ушедших товарищей
О високосный год, проклятый год!
Как мы о нем беспечно забываем
И доверяем жизни хрупкий ход
Все тем же самолетам и трамваям.
А между тем в злосчастный этот год
Нас изучает пристальная линза,
Из тысяч лиц — не тот, не тот, не тот —
Отдельные выхватывая лица.
И некая верховная рука,
В чьен воле все кончины и отсрочки,
Раздвинув над толпою облака,
Выкрадывает нас поодиночке.
А мы бежим, торопимся, снуем —
Причин спешить и впрямь довольно много
И вдруг о смерти друга узнаем,
Наткнувшись па колонку некролога.
И, стоя в переполненном метро,
Готовимся увидеть это въяве:
Вот он лежит. Лицо его мертво.
Вот он в гробу. Вот он в могильной яме.
Переменив прописку и родство,
Он с ангелами топчет звездный гравий,
И все, что нам осталось от него, —
Полдюжины случайных фотографий.
*****
Леонид Филатов
ПАРОДИИ
Таганка-75
На Беллу Ахмадулину.
О, вряд ли кто-нибудь предполагал,
Что я, бродя в окрестностях Таганки,
Однажды с праздным видом иностранки
Рискну войти в тот сирый балаган.
Надменно и взыскующе шурша
Программкой предстоящего миракля,
Я села. Всё затихло. И обмякла
Моя высокомерная душа.
Он закричал:»Должно быть, это сон!»
(Когда б мы с ним вот так столкнулись лбами
Не здесь, а в раздевалке N-ской бани,
Он, верно, был бы меньше потрясён.)
. Я шла домой, и бедное чело
Точила мысль, похожая на ранку:
Сойти с ума! Примчаться на Таганку!
Пробиться в зал, где шумно и светло.
Во тьме кулис, ликуя и скорбя,
Узреть простых чудес чередованье!
Прийти в восторг! Прийти в негодованье!
Прийти домой! И там прийти в себя.
На Евгения Евтушенко
Душою ощущая ход времён,
Забитая испанская крестьянка,
Сказала мне по-русски: «О, Таганка!
Проклятый Франко, если бы не он. «
Звезда стриптиза, рыжая Эдит,
Сказала, деловито сняв рейтузы:
«Ты знаешь, Женя, наши профсоюзы
Считают, что Таганка победит. «
Таганка, ты подумай, каково
Мне в сорок лет играть со смертью в прятки.
Но я смолчал. Я сдюжил. Всё в порядке.
Они про вас не знают НИЧЕГО!
На Роберта Рождественского
Может это прозвучит
Резко,
Может это прозвучит
Дерзко,
Но в театр я хожу
Редко,
А Таганку не люблю
С детства.
Вспоминается такой
Казус,
Вспоминается такой
Случай:
Подхожу я как-то раз
К кассе,
Эдак скромно, как простой
Слуцкий.
Можно Лермонтова знать
Плохо,
Можно Фета пролистать
Вкратце,
Можно вовсе не читать
Блока,
Но. всему же есть предел,
Братцы!
. Но меня, чтоб я не стал
Драться,
Проводили до дверей
Группой.
Я Таганку не люблю,
Братцы.
Нехороший там народ,
Грубый.
ТАГАНКА И ФИТИЛЬ. (БАСНЯ)
Один Фитиль, гуляя спозаранку,
Увидел у метро какую-то Таганку.
И говорит: «Сестра,
Куда как ты остра,
Занозиста не в меру!
Слыхал, опять прихлопнули премьеру?
Вот, я. Могу воткнуть свечу,
Кому хочу.
Однако же, молчу!
А ты?- Фитиль Таганку поучает.-
Худа, бледна,
Всегда в загоне и всегда одна. »
Таганка слушает и головой качает,
Потом тихонько отвечает:
«Фитиль, Фитиль, пошёл ты на…»
Мораль сей басни такова:
Таганка не всегда права.
Нельзя, когда стоишь с лауреатом,
Браниться матом…
Война
Музыка Владимира Качана
Стихи Леонида Филатова
Что же это был за поход, что же это был за народ
Или доброты в этот год на планете был недород?
Если б не в степях воронье, я б решил, что это вранье,
Я бы переживший войну так и не поверил в нее
Не поймет ни сын твой, ни внук, как же это сразу и вдруг,
Населенье целой страны выродилось в бешенных сук
Детям не поставишь в вину, что они играют в «войну»
И под словом «немец» всегда подразумевают страну
Как же мы теперь объясним горьким пацанятам своим,
Что не убивали детей братья по фамилии Гримм
Если вдруг чума, то дома, все-таки на прежних местах
Если люди сходят с ума, все-таки не все и не так.
Ничего, что я один,
Ничего, что я напился,
Где-то я необходим,
Только адрес позабылся.
Ищи в тот миг
Любви спасительный тайник,
Где от себя можно укрыться.
В огне любви
Сгорят злосчастия твои,
Все, что свербило и болело,
Но в том огне
С проклятой болью наравне,
Имей в виду, сгорит и тело.
Тогда живи,
Как жалкий зверь, что акт любви
Легко справляет без подруги.
Но та, к кому
Я шел сквозь холод, грязь и тьму,
Передо мной закрыла двери.
Так сирота
С гримасой плача возле рта
Бренчит дурацкой погремушкой.
О есть ли путь,
Чтоб можно было как-небудь
Избавить душу от смятенья.
Я без стыда
Казнил бы тех, чья красота
Для окружающих смертельна.
Мне ль, дикарю,
Носить пристойности кору,
Что именуется культурой.
Я не хочу
Задаром жечь любви свечу
Перед божественною дурой.
Во тьме дворов,
Рожая нищих и воров,
Вы, женщины, орите: больно!
В чаду пивных,
Стирая кровь с ножей хмельных,
Вы, мужики, орите: больно!
Ты, племя рыб,
С крючком в губе ори навзрыд,
Во все немое горло: больно!
Моя же боль
Сильней означенной любой,
Ее одной на всех довольно.
И тот из вас,
Кто ощутит ее хоть раз,
Узнает, что такое «больно»!
Ты, майский жук,
Что прянул точно под каблук,
Всем малым тельцем хрустни: больно!
Ты, добрый пес,
Что угодил под паровоз,
Кровавой пастью взвизгни: больно!
Пусть адский хор,
Растущий, как лавина с гор,
Ворвется грозно и разбойно
И пусть она,
Разбита и оглушена,
Поймет среди орущей бойни,
Что не любви
Пришел просить я, весь в крови,
А лишь спасения от боли.
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане
Полно, слышишь этот смех
Полно, что ты, в самом деле?
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли
Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами
В этой пляшущей толпе
В центре праздничного зала
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла
Встала и белым бела
Разом руки уронила
Значит, все-таки, была,
Значит, все-таки, любила!
Друг мой, вот вам старый плед
Друг мой, вот вам чаша с пуншем
Пушкин, Вам за тридцать лет
Вы совсем мальчишка, Пушкин!
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане
И на равных в то утро
У Таганских ворот
Академик и урка
Представляли народ.
————————
Мгновения тишины
Сомкните плотнее веки
И не открывайте век,
прислушайтесь и ответьте,
Который сегодня век.
В сошедшей с ума Вселенной,
Как в кухне среди корыт,
Нам душно от дикселентов,
Парламентов и коррид.
Мы все не желаем верить,
Что в мире истреблена
Угодная сердцу ересь
Нас тянет в глухие скверы
Подальше от площадей,
Очищенных от скверны,
Быть может вот этот гравий,
Скамеечка и жасмин –
Последняя из гарантий
Хоть как-то улучшить мир
Не уж то ли наши боги
Не властны и вольны
Потребовать от эпохи
Коротенького, как выстрел,
Пронзительного, как крик,
И сколько б забытых истин
Открылось бы в этот миг,
И сколько бы дам прекрасных
Не переродилось в дур
И сколько бы пуль напрасных
Не вылетело из дул.
И сколько б «наполеонов»
Замешкалось крикнуть «Пли!»
И сколько бы опаленных
Не рухнуло в ковыли
И сколько бы наглых пешек
Не выбилось из хвоста
И сколько бы наших певчих
Сумело дожить до ста!
Дискуссии не нужны
Не важно то, что вас нечаянно задели,
Не важно то, что вы совсем не из задир,
А важно то,что в мире есть еще дуэли,
На коих держится непрочный этот мир.
Не важно то, что вы в итоге не убиты,
Не важно то, что ваша злось пропала зря,
А важно то, что в мире есть еще обиды,
Прощать которые обидчику нельзя.
Не важно то, что вас мутит от глупой позы,
Не важно то, что вы стреляться не мастак,
А важно то, что в мире есть еще вопросы,
Решать которые возможно только так.
Не важно то, что для дуэли нет причины,
Не важно то, что ссора вышла из за дам,
А важно то, что в мире есть еще мужчины,
Которым совестно таскаться по судам.
КАК лучше представить Леонида Филатова? Актер? Безусловно: он сыграл главные роли во множестве спектаклей — от Шекспира до Булгакова — и в фильмах, ставших классикой советского кино. Писатель? Да — его сказку «Про Федота-стрельца, удалого молодца» до сих пор читают, слушают на кассетах и цитируют, он — автор более 13 книг. А может, телезвезда? С 1994 года Леонид Алексеевич ведет на телеканале ОРТ передачу «Чтобы помнили…», удостоенную в 1996 году премии «ТЭФИ».
Леонид Филатов женат на актрисе «Содружества актеров Таганки» Нине Шацкой. У сына Дениса — три дочки. Значит, Филатов — трижды дед.
«Думающий бамбук»
— ЛЕОНИД, что вы цените в жизни больше всего?
— Саму жизнь. Пять лет провел прикованным к постели, и поэтому ценю каждую минуту. Пойти поставить чайник — это жизнь, подумать и что-то придумать — это жизнь, жена пришла с рынка — жизнь, поехал я в театр, сделал премьеру — тоже жизнь.
— Вы терпеливый человек?
— Болезнь показала, что да. Никогда не думал, что выдержу длительный период беспомощности, так как я — человек дерганый и импульсивный. Но ошибся. Когда немощь, которую никто не ждал, свалила меня, было, конечно, ощущение безнадежности. Но я приучал себя к мысли, что уходили люди и получше меня и никто из них не верещал.
— Говорят, жена так сильно верила в ваше скорое выздоровление, что накупила кучу новых костюмов…
— Это правда… Она вообще молодец — в секунду сообразила, как действовать. Я совсем не ожидал от нее столь быстрой реакции, может быть, потому, что знал Нину только в ситуации некоторого благополучия. А для того чтобы человек «обозначился» в той или иной мере, нужна драма, трагедия. Никогда не предполагал, что моя беспечная легкая жена в состоянии стать настоящим товарищем. Я, конечно, не думал, что она меня бросит. Но то, что она с головой влезла в мою жизнь, оставила все: театр, домашние заботы, все, что только можно, и занималась только мной, меня поразило.
— Многие выкарабкавшиеся из тяжелой болезни верили, что не умрут. А вы?
— У меня, скорее, было наоборот. Был и период, когда пришло понимание — все… Разумеется, с близкими — с матерью и женой — я на эту тему не говорил. Не мог в ситуации, когда им так тяжело, начать плакаться. Какими-то участками мозга я еще держался, но это больше походило на думающий бамбук.
— А переоценка ценностей была?
— Да, вероятно, это происходит у всех побывавших в моей ситуации. Когда ты проходишь по краю, некоторые вещи становятся тебе много дороже. И с этого момента начинается истерика, что еще не успел, не сумел сделать и так далее.
В трудные минуты мне помогали только женщины, особенно в юности. Именно они меня всегда и вытаскивали из сложных ситуаций. К ним можно было приползти в последнюю секунду. Они чуткие, более сентиментальные и человечные, чем мужики.
— Что, мужчин-друзей вообще нет?
— Ну что вы, все мои коллеги, как правило, и друзья. Больше всего я ценю в близких предсказуемость и надежность. Нашему прежнему президенту часто делали странный комплимент: какой непредсказуемый человек! На мой взгляд, что может быть ужаснее — у руля огромного государства человек, от которого не знаешь, чего ждать.
— Да. Но в церковь часто не хожу. Меня туда должны специально отвезти, а чтобы просить об этом, нужно испытывать крайнюю необходимость. Церковь и Бог — не одно и то же. Храм Господень — это все-таки нечто земное, и попытки священнослужителей сделать из него Богову приемную — полный бред. Среди попов — множество очень умных и толковых людей, но есть и темные, и даже дураки. Дома у меня есть иконы, ко мне приходит исповедник — мой духовник. Он приезжал и во время болезни.
— Он тоже входит в число друзей?
Еще на 1 курсе Щуки Леонид Филатов и Владимир Качан написали песни, которые стали народными, и народ слагает о них легенды до сих пор. Попробуем приоткрыть занавес и узнать, как на самом деле появились песни, авторство которых кому только не приписывалось.
-Как произошло ваше знакомство с Леонидом Филатовым?
-Кто были вашими первыми слушателями?
-Как и все студенты театральных вузов,да и вообще все студенты мы проводили довольно фестивальную юность.Особенно на первом, втором курсе. Плотные занятия шли во время сессий, и, естественно, приоритет был у специальных предметов, а что касается общеобразовательных,то тут было по разному. Кроме того это было время начавшихся песен. Вообщем фестиваль сплошной. А благодаря нашей первой песне «Ночи зимние» к нам постоянно приходили слушатели. Приносили выпить. Фестиваль непрекращающийся.
-Наверное весело было?
-И это осталось навсегда тайной или вы когда-нибудьпризнались педагогам в таком подлоге?
-Один раз это было обнародованно и ректор Щукинского училища Борис Евгеньевич Захава очень обиделся.
-Вы дружите, поддерживаете отношения с Леонидом Филатовым и сейчас?
-Я знаю, что самая легендарная песня
Мы шатались на пасху
По Москве по церковной.
Она упорно приписывалась народом неизвестному белоэмигранту.
-Совершенно верно. Но, что значит народная песня, народ он персонифицирован. Обязательно в народе какой-нибудь Иванов, Петров, Сидоров, или Филатов или Качан существует. И это принадлежит их перу, их уму, воображению. Мне рассказывали, что потом эта песня зажила своей жизнью. Надо сказать, что когда мы сочинили эту песню, а она называется «Дневник прапорщика Смирнова», нас вызвали в райком комсомола. И там меня мягко предупредили, чтоб я ее лучше не пел: что это такое за сочувчтвие судьбе белогвардейского офицера. Это был первый или второй курс. Никто тогда не понял, что мы сочинили это, как жанровую зарисовку, как стилизацию, почти как пародию надрывную. Я ведь ее серьезно не пел никогда. Песня «Оранжевый кот» тоже оказалась народной. Спустя три года, после того, как я женился, выяснилось, что моя жена вместе со всем своим курсом ее пела и только тогда узнала, что это написали мы с Филатовым.
-Ваша жена имеет отношение к театру?
-Прямое. В прошлом актриса ТЮЗа Людмила Гарница.Там мы и познакомились. А сейчас она преподает сценическую речь в РАТИ (Российская Академия театрального искусства), бывшем ГИТИСе. Сын тоже пошел по нашим стопам, хоть его и отговаривали. Он студент 1 курса РАТИ.
-Вы говорили, что о песне «Мы шатались на пасху»вам самому приходилось слышать интересные истории?
-Мне рассказывали, что один, да скорее не одиндеятель искусств, покорял девочек этой песней и еще песней «Провинциалка». Девочки сразу таяли и падали. То есть мы с Филатовым имеем косвенное отношение ко многим романам. Но одна история меня просто потрясла. В одной компании мой знакомый спел «Дневник прапорщика Смирнова», девочки зарыдали, а он говорит:» Какие все-таки молодцы Филатов и Качан! Такую песню написали!» А присутствующий там молодой режиссер Рубен Симонов вдруг и заявит:» При чем тут Филатов и Качан! Это моему деду. » А его дед тот самый Рубен Симонов, который был главным режиссером сразу после Вахтангова, после него был его сын Евгений Рубенович, а это внук. «. Это моему деду один несчастный белогвардейский офицер спел. Дед передал отцу, а отец мне.» Фантастика! Впрочем, такого было много. С нашей песней «Пушкин» творилось тоже нечто подобное. («Тает желтый воск свечи, стынет крепкий чай в стакане. Где-то там в седой ночи едут пьяные цыгане. «) Один молодой человек, актер в фильме «Молодые» спел эту песню и заявил, что это он ее написал. Я сказал Филатову, Филатов говорит:» Ну и черт с ним, мы еще сочиним.» А спустя годы, однажды я возвращался с гастролей, и в привокзальном ресторане провинциального города N решил поужинать. Ресторан полутемный, в дальнем углу сидит компания молодых людей, один из них поет песню «Пушкин». Я подхожу к ним, согретый 150-ю граммами водки и так без агрессии, а из любопытства спрашиваю:» А кто сочинил эту песню?» Они ужасно удивились, отвечают:» Как! Вы не знаете? Это,( ну допустим Сидоров, не помню кого они назвали) сочинил. У него такая трагичная история!» Я говорю: «Какая?» » Вы представляете он смог сочинить в своей жизни только одну песню, и так видно выложился весь в нее, так всего себя в нее вложил, что потом опустошился весь, больше ничего не смог написать, «исписался» и спился.» Мне эта история представляется новеллой про плагиатора.
-А вы никогда не думали об авторских правах?Не пытались защитить свои авторские права?
-Когда вышли наши кассеты я их зарегистрировалв управлении авторских прав. Раньше об этом не думали. Но судиться с кем-то из-за этого. У нас есть песня, называется «Песенка о дуэли», там такие слова:» А важно то, что в мире есть еще мужчины, которым совестнотаскаться по судам.» Мне было бы даже не просто совестно, а лень. И какможно судиться с несчастным, который думает, что это он написал?!
-Среди ваших близких друзей и Михаил Задорнов.Тот, который не финансист, а юморист. Писатель-сатирик. А с ним как вас свела судьба?
-Я из Риги. И Задорнов из Риги. Мало того,мы из одной школы. Он учился на класс младше меня и познакомились мы в школьном драм. кружке.
-Вы уже тогда с Задорновым юморили?
-Вы мне говорили, что работали в Эстрадном оркестре под управлением Утесова.
-Вы сейчас что-нибудь новое пишите?
Вместо послесловия: В предисловии к альбому»Оранжевый кот» писатель Михаил Задорнов написал:» Сегодня артисты и торгуют и становятся пошляками в угоду «большинству». Ни Володя, ни Леня никогда до этого не унижались. Леня никогда не писал стихов по заказу, Володя никогда не сочинял музыку на стихи, которые ему не нравятся. Ни тот, ни другой никогда не меняли взглядов из-за денег.
Это значит, что они очень талантливыелюди.
Я горжусь дружбой с Володей и Леней.»
Жанна Егорова.
—————————————
О, не лети так, жизнь.
Мне сорок с лишним лет.
Позволь перекурить
Хотя б вон с тем пьянчужкой.
Не мне, так хоть ему
Немного посочувствуй—
Ведь у него, поди,
И курева-то нет.
О, не лети так, жизнь.
Мне важен и пустяк.
Вот город, вот театр.
Дай прочитать афишу.
И пусть я никогда
Спектакля не увижу,
Зато я буду знать,
Что был такой спектакль.
О, не лети так, жизнь.
Я от ветров рябой.
Позволь мне этот мир
Как следует запомнить,
А если повезет,
То даже и заполнить
Хоть чьи-нибудь глаза
Хоть сколь-нибудь собой.
Главнейшая забота для творца –
Не заиграться в роли до конца.
А публика – хоть расшибись в лепешку –
Не уважает гибель понарошку.
Ты можешь довести толпу до слез
Лишь в случае, когда умрешь всерьез.
Актеры – удивительное племя,
И если умирают, то на время,
Чтоб со слезами пота на лице
Успеть еще покланяться в конце.
У всех проблемы! Всем сегодня плохо!
Такие – государство и эпоха!
Но что же будет, если от тоски
Мы все начнем отбрасывать коньки?
Боюсь, что в суматохе бедный зритель
Не враз поймет, что умер исполнитель.
Один из наших братьев и сестер,
Простой его величество актер.
Теперь ушел и он. (памяти Л.Филатова)
Андрей Стародубов
http://www.stihi.ru/2003/10/29-1492
«. И некая верховная рука,
В чьей воле все кончины и отсрочки,
Раздвинув над толпою облака,
Выкрадывает нас поодиночке…
…Переменив прописку и родство,
Он с ангелами топчет звездный гравий,
И все, что нам осталось от него, —
Полдюжины случайных фотографий. «
Но как-то верилось, что очередь его
Отодвигается на срок еще немалый
И легче становилось от того,
Что справедлив Владыка пятипалый.
Но перевернуты песочные часы,
Песок струится по кому-то дальше,
Кто следу(ю)щий? Его не воскресить!
Чья очередь теперь? Быть может наша?
А он, наверно, счастлив от того,
Что с ангелами топчет гравий звездный,
И водку с ними пьет или вино.
Здесь – можно! Почки? – это несерьезно!
И во-хмелю, собрав их всех в кружок,
Рассказывает байки про Федота,
И сочиняет про Всевышнего стишок,
И ангелы смеются до икоты…
А как же нам смотреть судьбе в глаза?
Кого на жизнь пришить нам, как заплату.
Уходят те, кто на плаву держал…
Высоцкий, Визбор, а теперь – Филатов…