самолеты на дне вмф
Боевые самолеты прошли на малой высоте над Санкт-Петербургом в рамках подготовки ко Дню ВМФ
В небе над Петербургом можно было увидеть во всей красе нашу морскую авиацию. 48 боевых самолетов и вертолетов — участники Главного военно-морского парада — прошли на малой высоте над центром города. Это их первая тренировка перед торжественным смотром, который состоится 25 июля в День ВМФ. Парад во всех деталях покажет Первый канал. Будут и захватывающие кадры с воздуха.
Группа транспортных вертолетов Ми-8 возглавляет общий парадный строй. Курс на Кронштадт дальше прямо над Невой в центр Петербурга. Скорость 180 километров в час. Сбавлять нельзя. Иначе сломается весь строй. Над Кронштадтом ведущая группа появляется ровно в 11 часов 48 минут и 20 секунд. И такая точность над каждой контрольной точкой. Ориентир на приборы. Математика и карта в помощь.
Вымеряют так, чтобы между тактическими группами на всем парадном курсе было ровно 20 секунд. За Ми-8 следуют так называемые палубники — корабельные противолодочные вертолеты с дозорным Ка-31 во главе.
Самолетную часть воздушного парада открывают транспортные АН с «амфибиями» Бе-12. Позже раздается рокот уже турбовинтовых двигателей Ту-142-М3. Гиганты Тихоокеанского флота с размахом крыльев 50 метров. Для участия в параде им пришлось совершить 12-часовой перелет из Приморья в Вологодскую область.
Вертолеты появились над Санкт-Петрбургом на высоте всего 150 метров. Весь город как на ладони. Шпили Петропавловской крепости, крейсер «Аврора», Сенатская площадь. Для участников парада это лучшие ориентиры. Правда, лететь над городом в жару — а сегодня в Санкт-Петербурге +34 — оказалось намного сложнее, чем над заливом.
Главная контрольная точка — Дворцовый мост. Первая группа проходит ее как надо: ровно в полдень. После этого можно выдохнуть. Разворот. Курс на аэродромы. Разбор полетов и оценки будут позже. Без камер. Если были ошибки — их исправят на следующей репетиции. Она уже завтра, 15 июля.
К предстоящему событию готовится и команда Первого канала. Мы будем показывать Главный военно-морской парад. А его, конечно, лучше всего смотреть с разных точек: десятки камер на земле, воде и в небе обеспечат эффект полного погружения в происходящее. 25 июля, начиная с 10 утра, на Первом канале большой праздничный информационный канал. А начало парада — ровно в 11.
17 июля – день Морской авиации Военно-морского флота России
17 июля свой профессиональный праздник отмечает Морская авиация Военно-морского флота России. Праздник был учрежден в 1996 году – в 80-ю годовщину первой воздушной победы российской морской авиации. Впрочем, к моменту первого боя и первой победы морская авиация успела пройти определенный путь и стать достаточно серьезной силой.
В 1910 году был спущен на воду первый гидроплан отечественной постройки, а вскоре появился указ о формировании воздухоплавательных команд и отрядов при всех флотах. В 1913-м эти меры получили развитие, и началось полноценное развитие морской авиации. К началу Первой мировой войны ВМФ России располагал несколькими десятками самолетов на Балтийском и Черном морях и на Тихом океане.
С началом войны развитие морской авиации не прекратилось, но теперь летчикам предстояло обеспечивать работу кораблей и вести бои. 17 июля 1916 г. состоялся первый воздушный бой российской морской авиации. Четыре самолета М-9 с гидроавиатранспорта «Орлица» столкнулись с германскими авиаторами. Для кайзеровского флота этот бой завершился потерей двух машин, а для российского – первой в своем роде победой.
Война и революция не помешали развитию воздушных сил флота. Их численность и боеспособность постоянно росли. В 1920-м морскую авиацию вывели из состава ВМФ и передали Красному Воздушному флоту, что определило пути дальнейшего ее развития. Вновь в ведение флота авиация вернулась только в 1937 г. За это время она успела пройти большой путь и стать современной грозной силой, насчитывающей тысячи самолетов разных типов.
С началом Великой Отечественной войны морская авиация вновь пошла в бой. Именно ее самолеты первыми в РККА нанесли бомбовые удары по Берлину. Основную боевую работу взяли на себя авиационные части Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Морская авиация Тихоокеанского, в освою очередь, прикрывала восточные рубежи. После начала войны с Японией ей тоже пришлось начинать боевую работу. За время войны морская авиация выполнила более 35 тыс. вылетов, уничтожив свыше 5,5 тыс. самолетов противника, потопив почти 800 кораблей и судов и нанеся колоссальный прямой и косвенный ущерб его сухопутным войскам.
В послевоенный период морская авиация развивалась так же интенсивно, как и другие силы ВМФ. Шло освоение реактивной и ракетоносной авиации, внедрялась вертолетная техника. Затем началось строительство современной палубной авиации и кораблей для нее. За несколько десятилетий на всех направлениях были созданы мощные группировки, способные защищать морские рубежи страны или работать в океанской зоне. Флот в целом и его авиация стали ключевым компонентом национальной безопасности.
Как и вся армия, морская авиация пострадала от лихих девяностых, но теперь ситуация исправляется. Ведется восстановление инфраструктуры, техника проходит модернизацию или заменяется новыми образцами, большое внимание уделяется социальным вопросам. Вместе с боеспособностью военно-морского флота растет и потенциал морской авиации. Все это благотворно сказывается на безопасности страны.
Редакция «Военного обозрения» поздравляет личный состав и ветеранов российской морской авиации с профессиональным праздником!
Почему День авиации ВМФ отмечается 17 июля? (1 фото)
В России морская авиация предназначена для поиска и уничтожения противника, а также для прикрытия группировок кораблей и береговых объектов от удара с воздуха. По какой причине профессиональный праздник этого рода сил ВМФ отмечается 17 июля?
Почему морская авиация отмечает свой праздник 17 июля
Указанный праздник был учрежден в нашей стране приказом главкома ВМФ РФ от 15 июля 1996 года. Эта дата выбрана неслучайно: именно 17 июля (по новому стилю) 1916 года четыре гидросамолета, поднявшиеся с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота, вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами для защиты русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе схватки два аэроплана противника были сбиты, а два обратились в бегство. Именно этот день, ознаменовавшийся славной победой, принято считать началом морской авиации российского Военно-морского флота.
Вообще о воздушном транспорте для нужд армии в нашей стране заговорили с момента зарождения самолетостроения в России. Еще в 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета рассказал о том, как можно использовать летательные аппараты для взлета с кораблей. Он же придумал проект спецаэроплана с усиленным шасси, чтобы ему было проще садиться на палубу. В следующем, 1910, году группа российских офицеров отправилась за границу, чтобы обучиться воздухоплаванию.
Подъем российского морского самолетостроения в 1911-1913 гг был связан с закупкой зарубежных аппаратов. Позже наши инженеры конструировали свои модели – они походили на иностранные, но уже имели отличительные характеристики.
Первые подразделения морской авиации были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 гг. К началу Первой мировой войны на вооружении у нашей страны числились 65 морских военных самолетов. В ходе боевых действий того периода представители ВМФ вели разведку, прикрывали корабли и базы, а также наносили бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 году в армии Российской империи уже было 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.
В 1918 году регулярные части морской авиации сражались в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Черном море, Балтике, на Волге, Каме и Онежском озере.
Через два года их передали в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот, а в 1938 году были созданы ВВС ВМФ, насчитывавшие к началу Великой Отечественной войны порядка 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы авиационные бригады и эскадрильи, служившие на каждом флоте страны. В составе морской авиации насчитывалось около 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.
За время Великой Отечественной войны на счету боевых морских летчиков было более 700 потопленных кораблей и 5,5 тысяч уничтоженных самолетов противника. Более 200 авиаторам было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек были удостоены его дважды.
После распада Советского Союза находившиеся на территории РСФСР части морской авиации вошли в состав Вооруженных Сил РФ. На текущий момент морская авиация является родом сил Военно-морского флота. В его задачи входят поиск и уничтожение боевых сил флота противника, десантных отрядов, одиночных кораблей и конвоев, а также прикрытие группировок кораблей и объектов флота, уничтожение самолетов, вертолетов и крылатых ракет и ведение воздушной разведки.
Как морская авиация готовится ко Дню ВМФ (СЮЖЕТ)
Алексей впервые сел за штурвал учебного самолета в 2010-м. Спустя два года стал пилотом морской авиации. К участию в парадах ему не привыкать. Этот, ко Дню Военно-морского флота, станет шестым. Самолет, в котором он совершит праздничный полет над Севастопольской бухтой, молодой. Ему всего пять лет. Но на его счету уже 20 боевых вылетов.
Алексей Голосеевский, командир авиационного звена:
«В Севастополе и Севастопольской бухте очень неровный рельеф. Большие перепады высоты, болтанка постоянно присутствует. Это при том, что нужно выдержать секундные времена пролета разных тактических групп».
Во время парада самолеты летят со скоростью 550 километров в час. Расстояние между ними — 10 метров. Пилоты должны понимать друг друга с одного легкого покачивания крыла. На первой репетиции парада, которая прошла 19-го июля, такой синхронизации не случилось. Поэтому на вторую репетицию было принято решение отправлять самолеты уже не четверками, а тройками.
Юрий Москаленко, инженер авиационного комплекса:
«Просматриваем по контрольным меркам закрытие всех люков. Дальше смотрим конус. Закрытие конуса. Приемник воздушного давления. Ровный. Нет ли здесь каких-либо посторонних предметов».
В параде 25 июля над Севастополем пролетят 20 самолетов и 8 вертолетов. Все эти машины постоянно находятся на боевых дежурствах, готовые в любой момент защитить границы нашей Родины.
Российская морская авиация переживает не лучшие времена
РФ располагает всего 43 палубными истребителями и 44 противолодочными самолетами
Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.
Без авианесущих кораблей нет смысла и в палубной авиации. Фото c сайта www.mil.ru
Флот, как известно, содержит в миниатюре все остальные виды ВС, в том числе, разумеется, и авиацию. В ВМФ РФ самую большую авиацию имеет самый большой флот – Северный, который сейчас стал «сам себе округом», то есть Объединенное стратегическое командование (ОСК) «Север» («НВО» от 27.07.18). А поскольку в состав СФ входит единственный российский авианосец (официально – авианесущий крейсер) «Адмирал Кузнецов», только в составе авиации СФ есть полноценная палубная авиация – два корабельных истребительных авиаполка(киап).
На вооружении 279-го киап имеется 14 палубных истребителей Су-33, 6 палубных учебных самолетов Су-25УТГ, 2 ударных вертолета в корабельном варианте Ка-52К, а также 2 истребителя-бомбардировщика наземного базирования Су-30СМ. На вооружении 100-го киап имеется 23 палубных истребителя МиГ-29К (в то числе 4 учебно-боевых МиГ-29КУБ). Поскольку МиГ-29К изготовлены совсем недавно, 100-й киап в данный момент боеготов лишь частично, во время похода «Кузнецова» к берегам Сирии в 2016 году на нем было всего 2 МиГ-29К (из них один потерян) и 3 МиГ-29КУБ. Когда 100-й киап достигнет полной боеготовности, истребители Су-33, изготовленные в 1993 году, будут списаны и заменены на Су-30СМ, то есть 279-й полк перестанет быть корабельным. Впрочем, существует теоретическая возможность модернизации Су-33, тогда они будут служить на «Кузнецове» совместно с МиГ-29К.
На аэродроме Кипелово (поселок Федотово, Вологодская область) базируется 73-я противолодочная эскадрилья, оснащенная 9 противолодочными самолетами Ту-142МК и 3 разведывательными Ту-142МР (самолет Ту-142 является морским вариантом стратегического бомбардировщика Ту-95). На подмосковном аэродроме Остафьево дислоцирована 3-я авиагруппа авиации СФ с 17 транспортными самолетами (на этом же аэродроме размещен штаб всей морской авиации ВМФ РФ). В Североморске базируется 403-й смешанный авиаполк с 8 противолодочными самолетами Ил-38 (в том числе 3 модернизированных Ил-38Н), 1 ВКП Ил-22, 2 самолетами РТР Ил-20РТ, 6 транспортными самолетами и 830-й вертолетный противолодочный полк, имеющий на вооружении около 40 вертолетов Ка-27/29 и Ми-8. Кроме того, в состав ОСК «Север» входит 98-й смешанный авиаполк (аэродром Мончегорск, Мурманская область), на вооружении которого имеется до 30 бомбардировщиков Су-24М и разведчиков Су-24МР и до 20 перехватчиков МиГ-31БМ. По-видимому, сейчас эти МиГ-31 объединены в 174-й истребительный авиаполк.
Вся авиация БФ дислоцирована в Калининградской области («НВО» от 8.11.19). Кроме того, с конца 90-х годов к авиации БФ приписаны все самолеты и вертолеты ВВС и армейской авиации, дислоцированные в балтийском анклаве. Они сейчас объединены в 132-ю смешанную авиадивизию, в ее составе – 4-й штурмовой и 689-й истребительный авиаполки, три отдельные эскадрильи. На вооружении они имеют 16 фронтовых бомбардировщиков Су-24, до 20 истребителей Су-27 и истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ, 8 транспортных самолетов, 8 ударных вертолетов Ми-24П и Ми-35М, 4 многоцелевых вертолета Ми-8, не менее 10 морских вертолетов Ка-27 и Ка-29.
Морская авиация ЧФ состояла из единственного 318-го смешанного авиаполка, развернутого на севастопольском аэродроме Кача («НВО» от 30.08.19). Сейчас на его вооружении 5 Бе-12.8 Ан-26.14 Ка-27.2 Ка-31Р, 4 Ми-8. После присоединения Крыма к России на аэродроме Саки был развернут приписанный к авиации ЧФ 43-й морской штурмовой авиаполк с двумя десятками Су-24М/МР и Су-30СМ. Каспийская флотилия своей авиации не имеет.
Авиация Тихоокеанский флот (ТОФ), как и флот в целом, делится на Приморскую («НВО» от 11.10.19) и Камчатскую («НВО» от 30.11.18). Первая объединена в 7062-ю авиабазу (аэродром Николаевка, Находка, Приморский край). В ее составе 1 Ил-22, 6 Ил-38 (в том числе 2 Ил-38Н), 15 вертолетов Ка-27, Ка-29 и Ми-8. Филиалами базы являются противолодочная эскадрилья на аэродроме Монгохто (Советская Гавань, Хабаровский край) с 8 Ту-142 и транспортная эскадрилья (аэродром Кневичи, Артем, Приморский край) с 4 Ан-12 и 8 Ан-26. В аэропорту Елизово Петропавловска-Камчатского развернут 317-й смешанный авиаполк. На его вооружении 10 МиГ-31, 3 Ил-38 (в том числе 1 Ил-38Н), 1 Ил-22, 4 Ан-12, до 30 Ка-27 и Ми-8.
Таким образом, собственно морская авиация ВМФ РФ включает 43 палубных боевых самолета (14 Су-33, 23 МиГ-29К, 6 Су-25УТГ), 44 противолодочных самолета (22 Ту-142, 17 Ил-38, 5 Бе-12), около 100 вертолетов Ка-27, Ка-29, Ка-31 и Ка-52К. Кроме того, в состав морской авиации включены «обычные» самолеты и вертолеты – около 50 бомбардировщиков Су-24 и разведчиков Су-24МР, более 30 истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ и истребителей Су-27, до 30 перехватчиков МиГ-31, 3 ВКП Ил-22, 2 самолета РТР Ил-20РТ, более 50 транспортных самолетов, до 40 вертолетов Ми-24/35М и Ми-8.
Российская морская авиация по своему потенциалу существенно уступает авиации ВМС США, сопоставима с морской авиацией КНР, Японии и Индии и значительно превосходит морские авиации других стран.
Даже в советское время авиация ВМФ лишь чисто условно могла решать задачи противолодочной обороны (ПЛО). В постсоветский период ситуация в этом плане сильно ухудшилась, поскольку противолодочная авиация не получила никакой новой техники (лишь были модернизированы 6 Ил-38 до варианта Ил-38Н). Крайне ограниченный круг задач может решать палубная авиация единственного авианосца. В связи с этим, а также с множеством других причин возникает вопрос: нужны ли нам авианосцы вообще и не лучше ли гигантские деньги, которые требуются на их строительство, потратить на что-то более полезное, например подлодки и фрегаты («НВО» от 07.02.20)?
В целом потенциал морской авиации ВМФ РФ крайне ограничен. Она требует значительного качественного и количественного усиления (с учетом огромной протяженности береговой линии РФ), перспективы которого пока совершенно неочевидны. В частности, нужно обеспечивать ПВО многочисленных корветов (МРК), которые у нас теперь выступают в роли носителей КРМБ («НВО» от 28.06.19). И раз уж в состав морской авиации включены «обычные» истребители, естественно, возлагать задачу ПВО малых кораблей нужно именно на них, не привлекая к этому Воздушно-космические силы (ВКС). Чрезвычайно сомнительно, что имеющихся истребителей для этого хватит, поскольку на них же будет возложена задача прикрытия развертывания в океан ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) и многоцелевых АПЛ. А также с учетом того факта, что МиГ-31 для прикрытия кораблей и ПЛ вообще не очень подходят, для этого нужны Су-27 и его производные, коих в морской авиации совсем мало. Крайне незначителен и ударный потенциал морской авиации против авианосных и десантных соединений возможных противников. Можно сказать, что этого потенциала вполне достаточно против тех стран, которые никогда никакие десанты на наши берега высаживать и так не будут, но совершенно недостаточно против флотов по-настоящему сильных. Конечно, можно сказать, что к морской авиации при необходимости добавятся самолеты из состава ВКС, но в таком случае возникает вопрос: для чего передавать морской авиации «обычные» машины, не проще ли их все оставить в ВКС? Как и для всего ВМФ в целом, ситуация усугубляется разбросанностью по очень удаленным друг от друга ТВД. Правда, авиации маневр силами осуществить гораздо проще, чем собственно флоту. Перевооружение последнего десятилетия оказалось для морской авиации очень полезным, но недостаточным и далеко не полным. Впрочем, это касается практически всех видов ВС и родов войск.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.