с праздником косьмы и дамиана картинки поздравления
Косма и Дамиан. История в картинках
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Косма и Дамиан жили в Риме в конце III века. Родители их были христианами и воспитали братьев в христианской вере. Когда Косма и Дамиан подросли, их отдали в обучение одному известному лекарю. Братья преуспели в учебе и через некоторое время сами стали хорошими врачами. Но неожиданно для всех свой талант Косма и Дамиан употребили на служение Христу.
Братья исцеляли больных, но не брали с исцеленных ничего за свои труды. Они говорили: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы».
Многих обращали ко Христу Косма и Дамиан. Слух о чудесных целителях дошел до римских властей. Братьев заподозрили в колдовстве. За ними был послан отряд воинов. Жители селения, где остановились бессребреники, просили братьев скрыться — ради тех людей, которым помогали Косма и Дамиан.
Не найдя Космы и Дамиана, воины взяли в заложники других христиан. Тогда братья сами предали себя в руки стражников, чтобы те отпустили невинных.
В суде Косма и Дамиан открыто исповедали свою веру: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь». В подтверждение своих слов они исцелили недуг, неожиданно поразивший самого судью. Братьев отпустили на свободу.
Церковь чтит память святых мучеников бессребреников братьев Космы и Дамиана 14 июля. Им молятся об исцелении от различных недугов. Многие современные врачи почитают братьев-целителей как своих покровителей.
14 июля — День памяти Космы и Дамиана
В житийной литературе известны три пары святых врачей с такими именами, живших в разных местах: одни, по преданию, родились, жили и пострадали в Риме – в 284 году при императоре Карине, другие –- Аравийские (по происхождению), казненные в Киликии между 287-м и 303 годом, и Азийские (или Асийские), уроженцы малой Азии, жившие и мирно скончавшиеся в III веке и похороненные в Феремане.
А поскольку все они жили в III веке, а сведения о них скудны и во многом совпадают, издавна возникали путаница и сложности с соотнесением их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.
Католическая церковь почитает только Косму и Дамиана Аравийских, православная – все три пары.
На Руси врачей-бессребреников Косму и Дамиана кроме 14 июля (Римских, мучеников) издавна поминают еще 30 октября (Аравийских, мучеников) и 14 ноября (Асийских).
Они родились в христианской семье и, став врачами, прославились не только своей высокой профессиональной квалификацией, но и тем, что никогда не брали денег с пациентов. Естественно, растущая популярность врачей-христиан рано или поздно должна была привлечь внимание властей, считавших христианство опасной «тоталитарной сектой». По преданию, узнав, что за Космой и Дамианом послали стражу, соседи-христиане их предупредили, и братья успели скрыться. Но когда услышали, что вместо них начали арестовывать соседей-единоверцев, вернулись и добровольно сдались в обмен на освобождение заложников.
На суде братьев обвинили в колдовстве. Согласно житию, в самый разгар судебного процесса император внезапно заболел, и Косма и Дамиан его вылечили. Конечно, после этого братьев отпустили.
А погибли Косма и Дамиан от руки коллеги-врача, который из зависти зазвал их в горы собирать лекарственные травы и столкнул в реку.
В народном календаре 14 июля отмечаются летние Кузьминки. Это бабий (женский) праздник. В этот день устраивали женские сборные пиры – братчины. Хозяйки с самого утра варили общую кашу, для которой каждая приносила, что могла: кто крупу, кто муку, кто сахар, кто соль. Сначала обращались к святым Косме и Дамиану, предлагали им отведать угощение, а потом уже садились за стол.
Помимо каши на столе были растительные блюда и пиво. Приготовленными кушаньями угощали соседей, знакомых, нищих и странников.
В этот день женщины не только ходили по гостям и праздновали, но и успевали похлопотать в огороде и выполнить всю домашнюю работу. Женщины пололи гряды в огороде, собирали первые овощи, вырывали корнеплоды на продажу, занимались сбором трав.
Огородные работы сочетались с сенокосом.
Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Там — сухое убирают:
Мужички его кругом
На́-воз вилами кидают…
Воз растёт, растёт, как дом…
В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный, стоит…
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит…
Только Жучка удалая,
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.
Аполлон Николаевич Майков. 1856 г.
Известны в народе различные пословицы и поговорки:
— В день Кузьмы и Демьяна косить не рано.
— Козьма и Демьян пришли – на покос пошли.
— Много захочешь – раньше с постели на сенокос вскочишь.
Считалось, что в этот день Косма и Демьян спускались на землю и помогали крестьянам чинить старые грабли и косы.
Покос – тяжелая сельскохозяйственная работа. Крестьяне готовились к нему заранее и всегда с радостью, чтобы не прогневать держателя гроз Илью. В старину было принято женщинам и девушкам на покос особо одеваться. Из сундуков доставались нарядные «покосные» рубахи, вышитые птицами и цветущими травами.
В рубахах преобладали красные и белые цвета – символы жизни, красоты, светлого начала и светоносной силы. Эти цвета испокон веку были главными на Руси.
Кузьминки летние: приметы и поверья
Звезды ярко сияют, а утром на небе тучи появились – к сильной грозе.
Свеча тускло горит – будет дождь.
На деревьях появились желтые листья – к ранней осени.
Сорока кричит – будет продолжительный зной.
Мыши во льне вьют гнезда – зимой будет много снега.
Сон с 13 на 14 июля вещий. Он очень скоро исполнится, но о том, что вам приснилось, никому нельзя рассказывать. Сновидение, увиденное днем 14 июля, осуществиться тогда, когда вы о нём забудете.
Если серп луны красноватый – жди ветров, концы серпа затупились – к ливням.
Крымский монастырь Святых Косьмы и Дамиана
В самом сердце Крымских гор в глубоком темном ущелье, у истоков реки Альма, между массивами Бабуган и Чатырдаг расположен Монастырь Святых Космы и Дамиана. Это место – одно из самых святых для крымских христиан.
Показать полностью. По легенде в средние века здесь жили святые бессребренники братья Косьма и Дамиан, бескорыстно врачевавшие людей от многих болезней. После их трагической смерти в горах забил святой источник, к которому за целебной водой многие столетия приходили жители Крыма. Кроме святого источника, в монастыре есть икона святых Косьмы и Дамиана с частичками их мощей.
Наш адрес: Монастырь Космы и Дамиана г. Алушта Крымский заповедник
Подворье монастыря:
АР Крым, г. Алушта, п. Партенит,
ул. Фрунзенское шоссе 1-а
Крымский монастырь Святых Косьмы и Дамиана запись закреплена
Крымский монастырь Святых Косьмы и Дамиана запись закреплена
4 ноября отметил свой престольный праздник скит «Софрониевая пустынь». Храм, находящийся на территории, освящен в честь Казанской иконы Божией матери. Наместник монастыря Косьмы и Дамиана архимандрит Иларион (Каменский) провёл праздничную Божественную Литургию, после которой поблагодарил священнослужителей, хор и прихожан за молитвы и пожелал собравшимся быть благодарными Богу и Его Пречистой Матери, исполнять их заповеди.
Показать полностью.
В начале XX столетия в 17 км от Ялты, на южном склоне Крымских гор, вблизи поселка Краснокаменка(Кизилташ), в тени вековых деревьев находился небольшой женский скит «Софрониева пустынь», освященный в честь Казанской иконы Божией Матери.
Церковь в честь Казанской иконы Божией матери и скит были основаны в 1913 году ради поминовения сродников Токмаковых и Молотковых – известных виноделов. А настоятелем с самого начала был назначен человек высокой духовной жизни – иеромонах Софроний. Он был из крестьян. В семнадцать лет оставил дом, родителей и долго странствовал по России в поисках духовной жизни. По его свидетельству, именно в этот период странничества он приобрёл святоотеческий опыт и научился ни к чему не привязываться, полагая своё упование на Божий промысел.
Отец Эразм – так в то время звали старца Софрония – поступил в монастырь на Новом Афоне и прожил там несколько лет, пока из-за тяжелого климата не заболел лихорадкой и не был переведён в Крым в Георгиевский монастырь, где был на послушании гостиничного. Позже, предпочтя тишину монашеского уединения, он постригается в схиму с именем Софроний и назначается настоятелем Кизилташского скита.
Скит был мужским, но со временем по разным причинам стал женским и сформировался из паломниц, окормлявшихся у отца Софрония. Поначалу было не более десяти женщин, которые делали всю необходимую работу самостоятельно, своими руками построили трапезную и несколько келий.
Скит был беден, в нем не было ни ограды, ни ворот, ни многочисленных построек. Рядом с церковью, на согнувшемся толстом стволе старого дерева висело несколько маленьких колоколов. Их звон оповещал жителей близлежащих селений о начале церковной службы.
До 1928 года скит был малодоступен для чужих недоброжелательных глаз. И мало-помалу в тишине лесистых гор, под покровом Божественной благодати, у отца Софрония собралось тридцать сестёр.
По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря инициативная группа прихожан, возглавляемая Марией Федоровной Сергеевой, уже более 10-ти лет, каждое воскресенье приезжает на Софрониеву пустынь с целью ее возрождения. Их силами был установлен поклонный крест, а в 2015 – военный палаточный храм, подаренный обители отцом Валентином(Цвелевым),, настоятелем храма Живоначальной Троицы на острове Божье Дело озера Вселуг в Тверской области. Именно в этом храме, представлявшем собой брезентовую палатку с отапливавшейся дровами железной печкой и освещением от церковных свечей, проходили первые службы отца Валентина после 70 лет запустения острова Божье дело. Именно этот брезентовый храм во время его сборки на острове посетил и благословил святейший Патриарх Всея Руси Алексий II.
На протяжении 12 лет прихожане искали остатки старого храма. И вот в августе 2015 года чудесным образом они были обретены.
Здесь можно набрать вкусной родниковой воды. К стекающему с гор источнику пристроена большая купель, в которую можно окунуться в любое время года.
Праздник Кузьмы и Демьяна на Руси
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
В грамоте XI века из Новгорода есть упоминание Козмодемьяна. Именно так воспринимали жители Древней Руси двух братьев- святых — как нераздельное целое. Кузьма и Демьян — вот как зазвучали русифицированные имена врачей- чудотворцев Косьмы и Дамиана.
Когда Православная Церковь празднует день свв. Косьмы и Дамиана
Асийские братья — 14 ноября, «зимние кузьминки»
Святые Косма и Дамиан Асийские
В Евангелии Христос повелевал Своим ученикам:
«Блажен, иже скоты милует» (Прит. 12,10.).
Полезные материалы
И случилось чудо: заговорил человеческим голосом верблюд, когда-то исцеленный чудотворцами, и поведал о случившемся. Братья были погребены в одной раке.
Римские мученики — 14 июля, «летние кузьминки»
Бессребрениками были и мученики Косьма и Дамиан, жившие в Риме. Родные братья были воспитаны родителями-христианами и отданы в учение к лекарю. За благочестие и целомудренную жизнь братья получили дар исцеления от Господа.
Гнев римских властей вызвало то, что бессребреники многих обращали к вере. Братьев любили и почитали. Когда стало известно, что их ищут солдаты, чудотворцев спрятали в надежное место. Но, когда вместо Косьмы и Дамиана были схвачены другие христиане, братья добровольно отдали себя в руки властей.
Аравийские братья — 30 октября
Помощники в трудах и целители недугов
Святых братьев почитали на Руси прежде всего как бессребреников-врачей, но не только.
Верили, что Кузьма и Демьян помогают в крестьянском труде. В народном сознании прочно связаны дни памяти святых и годовой цикл хозяйственных работ. Летние и осенние «Кузьминки» — покос и встреча зимы. И это не отголоски язычества, а вера в молитвенную помощь святых братьев в повседневных трудах.
Божьи кузнецы — так называли Косьму и Дамиана, и кузнецы считали их своими святыми покровителями. Верили, что святые помогают учению, не только обучению детей грамоте, но и книжному учению. А еще святые братья считались покровителями скота, вероятно, это связано с чудом о говорящем верблюде, исцеленном Асийскими святыми.
Проповедь архиепископа Феогноста в день памяти мучеников Космы и Дамиана
Врачеватели Косьма и Дамиан и их иконы
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Каких святых можно увидеть на иконах Косьмы и Дамиана
В Православии известны несколько святых с именами Косьма и Дамиан. Все они были врачами, и даже жили примерно в одно и то же время, в III-IV веках. Первые в римской провинции Асия, почему и называют их Асийскими. Вторые жили в Риме, третьи — в Аравии.
Иконография святых Косьмы и Дамиана Асийских
Святые Косьма и Дамиан Асийские
Асийские врачи изображаются на иконах в соответствии с иконописными подлинниками, указаниями для мастеров, как писать тот или иной образ. Согласно этим указаниям, эти святые оба с бородами, держат в левой руке сосуд с елеем, а в правой перо, на ногах у них сапоги. Одеты святые в хитоны и гиматии.
Полезные материалы
Однако, обзор дошедших до нас иконописных изображений показывает, что не всегда эти указания в точности соблюдались. Сосуд с елеем мог быть заменен ларцом с пузырьками лекарства, а перо небольшой ложкой. Все эти предметы являются символами врачебного искусства. Перо же символизирует глубокие познания святых.
На образе из Софийского собора в Новгороде, датированном XV веком, в руках врачей ларцы и лжицы. Здесь же рядом с Косьмой и Дамианом изображен великомученик Иаков Персеянин. Трехфигурные ростовые иконы с бессребрениками дошли в нескольких видах. На них встречаются рядом со св. бессребрениками святитель Николай, св. пророк Илия, а также брат Господень, св. апостол Иаков. А вот на храмовой иконе московской церкви Косьмы и Дамиана в Шубине святые изображены без каких-либо предметов в руках, в позе моления, вполоборота.
Святые Косьма и Дамиан. Датировки: XVII в. XVII-XVIII века.
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 125,1 см, ширина 112,1 см
Храмовая икона с ковчегом. В среднике на золотистом фоне обращенные друг к другу стоят Козьма и Дамиан, в руках у них ковчежцы. Над ними оплечный Спас. Вохрение ликов по темно-охряному санкирю. По периметру средника в 18-ти клеймах жития и деяния священномучеников. Икона высокого профессионального уровня. Цвета одежд алые, темно-зеленые, вишневые, зеленоватые с золотом. Нимбы святых золотые. По верхнему полю средника надписи на старославянском языке. Позем темно-зеленый.
Состав клейм:
1.Рождество Козьмы и Дамиана
2. Приведение в учение
3. Дамиан принимает от Палладии три яйца
4. Козьма и Дамиан принимают дар исцеления от Бога
5. Исцеление верблюда в пустыне
6. Обманутая диаволом жена едет к мужу
7. Козьма и Дамиан сбрасывают диавола с обрыва
8.Исцеление отрока
9.Исцеление болящей
10. Исцеление у престола
11. Исцеление болящих
12.Спящему пахарю змея заползает в рот
13. Козьма и Дамиан изгоняют змею
14. Исцеление пахаря
15. Представление Дамиана
15.Погребение.
Сохранность: Нижние клейма почти утрачены. 17,18- полная утрата.
Инв. № КМЗ ВХ 01114. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В иконографии Асийских святых в отдельную группу выделяются житийные иконы с клеймами. Количество изображенных на них сюжетов жития колеблется от 14 до 18. Среди наиболее часто встречающихся:
Редкая икона Косьмы и Дамиана Асийских с житием и праздниками хранится в музее Ипатьевского монастыря в Костроме. Подобные житийные образы этих угодников Божиих встречаются нечасто. Наряду с сюжетами жития Косьмы и Дамиана Ассийских на иконе изображен полный праздничный цикл от Благовещения до Сошествия в Иерусалиме Святого Духа на апостолов. Датируется этот образ XVI веком. Сочетание фрагментов житий с двунадесятыми православными праздниками делает эту икону совершенно уникальной.
Изображения свв. Косьмы и Дамиана встречаются не только на иконах. Самые ранние – это византийские мозаики и фрески. Пятым веком датируется мозаика в куполе церкви великомученика Георгия в греческих Салониках. Здесь на святых длинные светлые хитоны, руки их подняты в молитвенном предстоянии.
Примерное к этому же периоду относится внутреннее убранство римской базилики Сан Косма и Дамиано. Здесь святые изображены с венками в руках. Фресковые изображения Косьмы и Дамиана встречаются на Афоне, в Мистре на греческом острове Пелопоннес, в храме Христа Пантократора сербского монастыря Дечаны. Увидеть фрески с сюжетами из жития этих святых, можно и в Москве, в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.