с праздником амвросия оптинского 10 июля
Имя Амвросий: святитель, споривший с царями, и немощный старец, помогавший всей России
10 июля — день памяти преп. Амвросия Оптинского
Приблизительное время чтения: 7 мин.
10 июля Православная Церковь вспоминает одного из самых известных святых — преподобного Амвросия Оптинского. Этому редкому имени, а также небесному покровителю преподобного Амвросия — святителю Амвросию Медиоланскому посвящен текст в рубрике «Значение имени».
Значение имени Амвросий
В это трудно поверить, но пик популярности имени Амвросий в России за последние сто лет приходится на 1998 год. Нет, это вовсе не значит, что шестнадцать лет назад каждого второго новорожденного мальчика называли Амвросием. Скорее пропорция была обратной: как минимум двум мальчикам из десяти тысяч новорожденных родители давали имя Амвросий. Ранее не удавалось зафиксировать даже такого числа. Вообще, имя Амвросий в нашей стране никогда не входило даже в тридцатку популярных мужских имен. Другое дело европейские страны. Практически в любом из европейских языков мы его обнаруживаем. У англичан оно звучит как Эмброуз, у немцев — Амбросиус, у испанцев — Амбросио, у итальянцев — Амброджо, а в уменьшительной форме и вовсе Джотто, у венгров — Амбруш, у поляков — Амброджий. В Европе это имя имеет еще и женский вариант: Амбруазин — у французов и Амброси — у испанцев. Краткое обращение Эм — это уменьшительная форма английского варианта Эмброузин. в России же имя Амвросий прочно стоит особняком в ряду мужских и сугубо церковных имен, распространенных среди священства. Это имя чаще принимали монахи при пострижении и редко его давали детям по святцам.
Впрочем, статистические данные указывают, что и вы тридцатые годы XX века, и в военные сороковые, и в шестидесятые, то и дело в нашей стране появлялись мальчики, в метриках которых значилось: Амвросий.
Имя Амвросий имеет греческое происхождение. Созвучие имени с «пищей богов» у древних греков здесь вовсе не случайно. И амброзия (амбросия) «ἀμβροσία», дарящая вечную молодость богам-олимпийцам, и Амвросий «Ἀμβρόσιος» — слова однокоренные, различающиеся в лингвистическом отношении лишь по роду. «Ἀμβρόσιος» значит «бессмертный, неумирающий».
Безусловно, самым известным святым с именем Амвросий является епископ Амвросий Медиоланский. Церковь вспоминает его 20 декабря. Другим святым, носившем имя Амвросий был преподобный Амвросий Оптинский, перенесение честных мощей которого церковь празднует 10 июля.
Святитель Амвросий Медиоланский
С раннего детства, а родился Амвросий в 340 году в семье римского наместника Галии, его жизнь была наполнена чудесными событиями. Наверняка окружающим они казались даже пугающими, но как показывает история, цепь невероятных обстоятельств и случайностей дала миру одного из выдающихся религиозных мыслителей и проповедников. Чего стоит история, когда лицо младенца Амвросия, как покрывалом покрыли пчелы. Не причинив ребенку вреда, они улетели. Но согласно житию, пчелы оставили на его языке мед. Амвросий рано осиротел. Вместе с братом он переселился в Рим, где получил юридическое образование. Был адвокатом. В 370 году занял должность консульского префекта северной Италии (Лигурии и Эмилии) с резиденцией в Медиолане (нынешнем Милане). Иначе говоря, в тридцать лет он стал уже наместником римского императора в одном из важнейших регионов страны. Следующая чудесная случайность произошла четырьмя годами позже.
В Медиолане скончался епископ Авксентий. Между православными и арианами возник спор о том, чей претендент займет кафедру. Спор был не просто жарким, он был кровопролитным. Более сотни человек погибло в этих «разборках». Амвросий, отличавшийся не только твердостью в исполнении буквы закона, но прославившийся справедливостью своих решений, был приглашен арбитром. Не успел Амвросий войти в церковь, где проходили дебаты, как все стоявшие услышали детский голос трижды прокричавший: «Амвросий — епископ». Сочтя произошедшее знаком, собравшиеся немедленно объявили, что кафедру займет Амвросий. Но оказалось, что он даже не крещен!
Впрочем, Амвросий почти не сопротивлялся, так как уже был оглашенным, то есть готовился принять крещение. Произошедшее заставило его поторопиться. Он принял крещение, через неделю был рукоположен в епископа. Все свое имущество Амвросий передал Церкви. А свои мысли углубил в Священное Писание.
Как епископ он был тверд в вере, решителен в отстаивании церковных догматов и, несмотря на аскетический образ жизни, невероятно жизнерадостен. Его авторитет был так значителен, что когда он отказался предоставить стороннице арианства императрице Юстине базилику Медиолана для служб, она это приняла. По его требованию из зала сената в Риме вынесли алтарь Победы. Ранее сенаторы приносили клятвы во время заседаний. Для христиан это было неприемлемо, и святой убедил императора Грациана убрать языческий жертвенник. К святому прислушивались.
Его проповеди оказывали влияние не только на простых граждан. Его мнение было важно римским императорам, персидским мудрецам и даже правителям соседних стран. Так Фритигильда, царица одного из германских племен, благодаря переписке со святым Амвросием, не только сама приняла христианство, но и обратила собственный народ.
И все-таки Амвросий Медиоланский не был простым проповедником. Святителю Амвросию было важно определить и закрепить статус христианства в стране. По сути он был первым епископом, который сказал, что служение священника важнее и выше императорского, что Рим и есть Церковь. Он настойчиво вел борьбу с языческими ценностями и традициями, апогеем которой стал спор об алтаре Победы. Вынесенный из Сената жертвенник многим не давал покоя. В особенности римскому префекту Симмаху, который требовал от императора Валентина II восстановить алтарь предков, как старинный обычай, через который Рим обрел славу. В свою очередь епископ Амвросий убеждал императора, что именно император служит всемогущему и истинному Богу и призван защищать и сохранять эту веру. В 384 году решение было принято окончательно, Симмах признал свое поражение. Но только при императоре Феодосии, в 392 году, язычество окончательно было объявлено вне закона, всякое жертвоприношение расценивалось как оскорбление императора.
Кстати, Симмаха и Амвросия связывала дружба, основанная на взаимоуважении. Однажды Симмах даже прислал к святителю своего ученика, молодого юношу. Красноречивые проповеди вскоре убедили юношу креститься. Так через слово святителя Амвросия, мир обрел еще одного богослова — блаженного Августина. Именно он был тем посланником Симмаха.
Святитель Амвросий вообще был яркой харизматичной личностью, талантливым богословом, который простым языком изложил Символ веры, учение о Святой Троице, о Таинствах. Он оставил подробные наставления священникам по ведению церковной службы. А также коснулся в своих трудах и нравственных вопросов писал «о девах», «о вдовах». Он провел реформы церковного пения, например, ввел хоровое (антифонное) пение на восточный манер. Это позволяло прихожанам не только наслаждаться красотой исполнения музыки, но и принимать участие в ее исполнении. А в 386 году им была составлена хвалебная песнь «Тебе, Бога, хвалим», которая не только вошла в круг православного богослужения, но и исполняется по сей день.
Скончался святитель Амвросий в возрасте 57 лет. Он был погребен в Медиолане, в усыпальнице построенного им храма. Спустя четыреста лет, в 824 году архиепископ Ангельберт II торжественно перенес мощи в порфировый саркофаг. Этот саркофаг был обретен спустя еще тысячу лет.
Преподобный Амвросий Оптинский
В скромном юноше, знавшем пять языков, но смиренно подвязавшемся в посте и молитве, преподобный Лев, насельников Оптиной, прозорливо угадал великого человека. Отец Амвросий не стал епископом, не вел богословских споров на самом высоком уровне, но влияние его на духовную жизнь Российской империи тем не менее было значительным. Из-за болезней, которые одолевали его, он был выведен за штат и уже в возрасте 36-ти лет пострижен в схиму. Несмотря на болезнь, по благословению преподобного Макария Оптинского, он переводил святоотеческую литературу и учился умной молитве. Как говорит житие, преподобный Макарий готовил себе достойную смену, привлекая ученика к исповеди своих духовных чад.
С 1860 года, когда преподобный Макарий преставился, отец Амвросий начал принимать бесчисленное число посетителей. Его день начинался в 4 утра. После утреннего правила он начинал прием посетителей с перерывами на молитву и скудную пищу, вплоть до полуночи. Он стал первым старцем, который стал беседовать с женщинами, основал близ Оптиной Шамординский женский монастырь, в который брал в том числе больных и неимущих женщин.
Преподобный Амвросий отличался даром прозорливости и чудотворения. Многих исцелил, еще большее число утешил в скорбях.
Он умер в октябре 1891 года. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых.
Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому, глас 5
Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.
Кондак преподобному Амвросию Оптинскому, глас 2
Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь святителю Амвросию Медиоланскому, глас 4
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Амвросие, / моли Христа Бога, // спастися душам нашим.
Кондак святителю Амвросию Медиоланскому, глас 3
Божественными догматы облистая, / помрачил еси Ариеву прелесть, священнотаинниче и пастырю Амвросие, / чудодействуя же силою Духа, / страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне, // Христа Бога моли, спастися душам нашим.
«Великий старец XIX века». Преподобный Амвросий Оптинский. Церковный календарь на 10 июля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.
10 июля (27 июня по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице (третьей недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост. Сегодня на трапезе благословляется рыба. В Русской Православной Церкви совершается память 10 святых. Далее коротко расскажем о них.
Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского. Святые мощи этого русского святого XIX столетия, самого почитаемого среди легендарных Оптинских старцев, были обретены в 1998 году в монастырском некрополе и торжественно перенесены в левый придел Введенского собора Оптиной пустыни. Каждому православному христианину стоит прочесть пространное житие этого великого старца, а также его сочинения и письма духовным чадам, на страницах же Царьграда вы можете ознакомиться с нашим небольшим материалом «Светлый старец», посвящённым памяти преподобного Амвросия Оптинского.
Праведная Иоанна Мироносица. Святая I (апостольского) века, праведная Иоанна была одной из тех женщин, которые последовали за Христом во время Его земной проповеди. Она лично служила Господу, а после Его Крестной смерти вместе с другими жёнами-мироносицами приходила ко Гробу помазать драгоценным миром Святое Тело Спасителя и в их числе первой услышала от Ангела радостную весть о Воскресении Господнем.
Праведная Иоанна Мироносица. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Сампсон Странноприимец. Святой V–VI столетий. С молодых лет этот угодник Божий посвятил свою жизнь христианскому служению людям. Будучи сыном богатых и знатных римлян, он изучил врачебное искусство, но использовал свои знания, совершенно безвозмездно излечивая всех тех, кто не мог заплатить врачу. Кроме того, он щедро раздавал милостыню и принимал обездоленных. Жизненный путь привёл святого в Царьград, где он продолжил свою милосердную деятельность, сподобившись дара подлинных чудотворений. Когда об этом узнал Константинопольский Патриарх, он приблизил Сампсона и рукоположил его в священнический сан. Одним из исцелённых преподобным стал сам император Юстиниан. Скончался старец Сампсон около 530 года от Рождества Христова.
Преподобный Сампсон Странноприимец. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Севир пресвитер. Святой VI века, служивший священником в храме Пресвятой Богородицы селения Интероклея на территории современной Средней Италии. Одним из удивительных чудес, совершённых этим угодником Божиим, стало воскрешение на семь дней умершего больного, не успевшего исповедаться и причаститься перед смертью.
Преподобный Георгий Иверский, Афонский. Один из грузинских христианских подвижников XI века от Рождества Христова, совершавших свои монашеские подвиги на Святой горе Афон. Именно он перевёл Священное Писание, многие богослужебные книги и святоотеческие творения с греческого языка на грузинский. И сегодня в Грузинской Православной Церкви именно переводы преподобного Георгия считаются каноническими. Некоторое время старец Георгий служил игуменом афонской Иверской обители, получив от самого константинопольского императора Константина IX Мономаха жалованную грамоту на права грузин на этот монастырь. Почил преподобный в 1066 году от Рождества Христова.
Преподобный Мартин Туровский, блаженный. Этот святой старец XII века от Рождества Христова подвизался в Борисоглебском монастыре города Турова (территория современной Белоруссии). Из жития этого угодника Божия известно, что когда он был уже в преклонных годах и сильно болел, то по его молитвам ему помогли явившиеся святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб.
Преподобный Серапион Кожеезерский. Русский святой второй половины XVI – начала XVII столетия от Рождества Христова. В молодости был татарским мурзой и до крещения и монашеского пострига носил имя Туртас Гравирович. Этот знатный татарин настолько возлюбил Православие, что не только крестился, но и избрал монашеский отшельнический образ жизни, на протяжении многих лет подвизался на пустынном острове озера Коже-озеро вместе с другим святым старцем преподобным Нифонтом. После смерти отца Нифонта преподобный Серапион основал на острове обитель, где совершал монашеские подвиги вплоть до своей кончины, последовавшей в 1611 году от Рождества Христова.
Священномученики Александр Сидоров, Владимир Сергеев и Петр Остроумов, пресвитеры. Святые из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской. Первые двое погибли на заре большевистского богоборческого террора в 1918 году, последний на исходе так называемого Большого террора в 1939-м, но все они «даже до смерти» остались верны Христу и Его Церкви.
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Православная Жизнь
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники.
Преподобный Амвросий Оптинский
Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога. »
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и позднее – во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Недаром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.
С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами ни приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник – Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию, и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился как второй старец Амвросий.
Толстой после беседы с о. Амвросием радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него. Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».
В старце в очень сильной степени была одна черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и, когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре-пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келлию старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где, кроме 1000 монахинь, имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость – следствие его хронической болезни – заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот – едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно, такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах – я хочу сам совершить отпевание старца».
Было решено перевезти его в Оптину пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители – старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор.9:\22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.
Молитвы
Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому, глас 5
Я́ко к целе́бному исто́чнику/ притека́ем к тебе́, Амвро́сие, о́тче наш./ Ты бо на путь спасе́ния нас ве́рно наставля́еши,/ моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши,/ в те́лесных и душе́вных ско́рбех утеша́еши,/ па́че же смире́нию, терпе́нию и любви́ науча́еши./ Моли́ Человеколю́бца Христа́/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобному Амвросию Оптинскому, глас 2
Заве́т Пастыренача́льника испо́лнив/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к тебе́,/ те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Величание преподобному Амвросию Оптинскому
Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Амвро́сие, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов.
Молитва преподобному Амвросию Оптинскому
О, вели́кий ста́рче и уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче наш Амвро́сие, О́птинская похвало́ и всея Руси́ учи́телю благоче́стия! Сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бог превознесе́ и́мя твое́ еще́ на земли́ тебе́ су́ща, наипа́че же увенча́ тя Небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние нас, недосто́йных чад твои́х, чту́щих тя и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е. Изба́ви нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Бо́жиим от всех ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злых напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ оте́честву на́шему от Великодарови́таго Бо́га мир, тишину́ и благоде́нствие. Бу́ди непрело́жный покрови́тель Святы́я оби́тели сия́, в не́йже в преуспе́янии сам подвиза́лся еси́ и угоди́л еси́ все́ми в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.